Судебная защита прав граждан.
Право на судебную защиту провозглашено ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Это означает, что право на защиту обеспечивается любому лицу: работающему в государственном, общественном, частном, смешанном или ином предприятии, нигде не работающему, пенсионеру, военнослужащему, студенту, школьнику, лицу, находящемуся под следствием или судом либо уже отбывающему наказаний, дееспособному либо находящемуся под опекой или попечительством (в таких случаях действует его представитель) и т. д. Это право гарантируется не только гражданину Российской Федерации, но и иностранцу, а также лицу без гражданства. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в Конституции, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции, установившей, что сам факт перечисления в Конституции основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер, оно не знает никаких исключений. В этом смысле рассматриваемая норма Конституции РФ находится в полной гармонии с требованиями, сформулированными в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему Конституцией или законом". Конституционно гарантированное право на судебную защиту выступает в виде правоотношения, на одной стороне которого находится лицо, обратившееся за защитой, а на другой - суд, обязанный рассмотреть жалобу этого лица и принять законное и обоснованное решение. Охранительный аспект права на судебную защиту действует изначально и постоянно, он "работает" и до возникновения юридического факта (подачи жалобы), порождающего правоотношение. Всякое заинтересованное лицо является субъектом процессуального права на обращение в суд (ст. 3 ГПК), но участником процессуального отношения оно становится только после того, как в результате его инициативы это правоотношение возникло и сконструировалось в виде определенного набора прав и обязанностей между подавшим жалобу, соответствующим судом и другими лицами, участвующими в деле.
Что касается суда как участника процессуального отношения, то независимо от того, какой именно суд рассматривает и разрешает конкретную жалобу, он действует на общих для всех судов, да и всей системы правосудия конституционных принципах: законности, гласности, состязательности, равноправия сторон, уважения чести и достоинства личности, недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона, и др.
Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на каждый суд, входящий в судебную систему страны. Прежде всего, это федеральные суды общей юрисдикции (районные, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, верховные суды республик, суды автономной области, автономных округов, Верховный Суд РФ, военные и специализированные суды), федеральные арбитражные суды (субъектов Федерации, округов, Высший Арбитражный Суд РФ), Конституционный Суд РФ, а также суды субъектов Российской Федерации (мировые судьи, конституционные (уставные) суды). Гражданин вправе подать жалобу на нарушение его прав и свобод в любой из перечисленных судов, но с непременным соблюдением правил о подсудности.
Эти правила предусматривают три вида подсудности:
1) предметную (по роду, характеру дел);
2) территориальную (в зависимости от места совершения преступления, места окончания предварительного расследования, места проживания истца или ответчика);
3) персональную (она зависит от характера деятельности или должностного положения подсудимого).
Обращение гражданина в суд регулируется заранее установленными законом и общеизвестными правилами. Эта общеизвестность позволяет каждому рассчитывать на рассмотрение его жалобы не специально подобранным по чьей-то воле судьей, а только тем, который еще до возникновения у данного лица потребности в судебной защите был предопределен законом.
Здесь следует напомнить о чрезвычайно важном принципе, впервые сформулированном в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ: "Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом". Это право, широко известное на Западе как право на законного судью, на "своего" судью (см., например, ст. 101 Конституции Германии), никогда не фигурировало у нас, даже теоретически, среди прав человека и гражданина. Практика же в необходимых случаях обращалась к нормам УПК и ГПК, в которых предусмотрены различные основания и способы изменения установленной законом подсудности дел. Среди них - изъятие вышестоящим судом любого дела, подсудного нижестоящему, и принятие его к своему производству или передача дела в другой нижестоящий суд. Причем основания изменения подсудности сформулированы беспредельно широко: в целях наиболее быстрого, полного и объективного рассмотрения дела, а равно в целях наилучшего обеспечения воспитательной роли судебного разбирательства дела. Это практически исключало возможность проконтролировать действительную надобность в изменении подсудности. Более того, в такой неопределенности были потенциально заложены неограниченные возможности для манипулирования делами и судами в политических, карьеристских и иных далеких от правосудия целях. И уж, конечно, обвиняемый не мог быть уверен, что никакому другому суду, кроме того, который определен законом, не будет позволено распорядиться его достоинством, имуществом, свободой и тем более жизнью. Не было уверенности в законности суда и у сторон в .
Гражданский кодекс Российской Федерации, содержит специальную норму о судебной защите гражданских прав (ст. 11). В ней предусмотрено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или третейские суды. То есть защита гражданских прав по суду - основной способ защиты. Однако, в этой же норме ГК сделана оговорка, что граждане могут искать защиту и в административных органах (милиция, санитарная инспекция, технадзор, городское самоуправление и т. д.). Но, во-первых, такие случаи сравнительно малочисленны и они должны быть четко обозначены в законе. Во-вторых, любое решение, принятое по жалобе в административном порядке, может быть пересмотрено в суде.
В сфере разрешения гражданских споров реализуется в трех видах гражданского судопроизводства - исковом, производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, и особом производстве. Каждому из них присущи характерные признаки, но главенствующую роль по своим масштабам играет, конечно, исковое производство (примерно 75 процентов всех гражданских дел). В этом порядке, т. е. путем подачи исков, граждане отстаивают в суде свои субъективные права и охраняемые законом интересы, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, пенсионных, земельных и иных правоотношений.
Право на обращение в суд (право на предъявление иска) может быть реализовано только при наличии определенных условий, предусмотренных ГПК. Среди них - подсудность дела данному суду, дееспособность истца, наличие у представителя истца надлежаще оформленных полномочий, должным образом составленное заявление (исковое требование), уплата в указанных законом случаях государственной пошлины. Если перечисленные условия соблюдены, суд обязан принять к рассмотрению иск (заявление) гражданина. Отказ в принятии иска может последовать только при обнаружении ряда процедурных факторов, делающих невозможным исковое производство. Эти правила в своей совокупности устанавливают тот процессуальный порядок, в рамках которого "всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса".
Для гражданского процесса в целом и для института обращения за защитой в суд в особенности характерно и специфично применение принципа диспозитивности, который означает возможность лица самостоятельно, по собственному усмотрению располагать своими субъективными правами - как материальными, так и процессуальными. Процессуальная диспозитивность есть продолжение и прямое следствие диспозитивности материальных (регулятивных) правоотношений, поскольку граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права "своей волей и в своем интересе" (ст. 1 ГК). Иными словами, гражданин вправе обратиться в суд в поисках защиты, но он может и не делать этого. Заставить его быть истцом, жалобщиком или заявителем не дано никому. Если же иск заявлен, то гражданин вправе изменить основания или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований (если у него появилась дополнительная информация по делу, если стороны в ходе судебного разбирательства согласились по ряду спорных вопросов и т. д.) и даже полностью отказаться от иска. Представляется, что в современных условиях, в контексте новых политических и правовых реалий начало диспозитивности ("распоряжаемости") в гражданском судопроизводстве наиболее рельефно выражает главную идею статуса личности в пока еще очень медленно нарождающемся в России гражданском обществе - ее свободу, самостоятельность, индивидуальность, самобытность, автономность. Право на обращение в суд (правосубъектность) есть у всех и каждого, оно естественно и неотчуждаемо. Но прибегнуть к нему либо, напротив, использовать для защиты своих прав и свобод другие способы, не запрещенные законом (ст. 45 Конституции РФ), в том числе заняться самозащитой своих гражданских прав (ст. 14 ГК), - дело сугубо личное. Решение этого вопроса не подконтрольно ни обществу, ни государству, оно принадлежит только конкретному индивиду - ценнейшей субстанции гражданского общества.
Конституционное право на судебную защиту при определенных условиях может быть реализовано гражданином и в такой специфической форме осуществления судебной власти, как арбитражное судопроизводство. Арбитражные суды рассматривают и разрешают экономические споры, в том числе те, одной из сторон которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя. Естественно, что граждане-предприниматели вправе рассчитывать на защиту своих прав и охраняемых законом интересов в арбитражных судах, куда они могут обратиться с соответствующим иском (ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ). В арбитражном судопроизводстве, как и в гражданском, действует принцип диспозитивности, поэтому обращение в арбитражный суд целиком зависит от воли и усмотрения предпринимателя, это его "свернутое" право, потенциально обеспеченное законом.
Независимо от результатов научной полемики гражданин-предприниматель, чьи права или законные интересы нарушены неправомерными действиями другой стороны, по-прежнему сохраняет оправдавшую себя возможность обращаться за защитой в арбитражный суд. И это - самое существенное.
Конституция Российской Федерации, зафиксировав административное судопроизводство в качестве одного из способов осуществления судебной власти (ч. 2 ст. 118), тем самым предопределила, что судебная защита прав и свобод граждан может быть реализована и в этой форме судопроизводства. В принципе это действительно так. Однако возможность для граждан использовать административное судопроизводство практически затруднена несовершенством законов, регулирующих отправление правосудия в административной сфере.
В уголовном судопроизводстве право граждан на судебную защиту приобретает специфические черты из-за своеобразия этого вида государственной деятельности. В отличие от гражданского и арбитражного судопроизводства, где доминирует диспозитивное начало, уголовному процессу присущ принцип публичности (официальности), требующий от органов уголовного преследования (прокурора, следователя, дознавателя) "возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению виновных и их наказанию". Иными словами, эти должностные лица обязаны начать процесс в силу своего служебного положения и независимо от того, просит ли потерпевший о поимке и наказании виновного, и даже вопреки его желанию.
Этот диаметрально противоположный диспозитивности принцип определяет природу уголовного судопроизводства. Обращение потерпевшего за защитой в суд может ускорить расследование и наказание виновного, но если обращения нет, это ни в малейшей мере не снимает с органов уголовного преследования обязанности начать процесс, как только им станет известно о совершенном или подготовляемом преступлении. Именно эту обязанность государственных органов имеет в виду ст. 52 Конституции РФ, когда она устанавливает: "Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим, доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба". В этой норме ничего не говорится об инициативе граждан, в ней не упоминается об их праве на обращение в суд. Потому что она касается потерпевших от преступлений - наиболее опасных посягательств на интересы личности и переносит всю тяжесть заботы о таких людях на государство. Именно государственная задача обеспечить неотвратимость наказания каждого преступника (что, естественно, совпадает с интересами потерпевшего) составляет одну из главных целей уголовного судопроизводства.
Поскольку речь идет о праве на судебную защиту как субъективном праве потерпевшего, необходимо сказать о некоторых исключениях из принципа публичности, установленных законом тоже в интересах потерпевшего. Это касается дел так называемого частного и частно-публичного обвинения, которые могут быть возбуждены только при поступлении его жалобы. К делам частного обвинения относятся дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью, побоях, клевете, оскорблении. Жалоба потерпевшего в таких делах выражает его реакцию на совершенные в отношении него действия, и эту реакцию надо знать суду, когда он решает вопрос, есть ли в таких действиях (обычно имеющих бытовой характер) состав преступления.
Уголовное судопроизводство по делам частно-публичного обвинения, которым относятся главным образом дела об изнасиловании без отягчающих обстоятельств, тоже возбуждаются, в отступление от принципа публичности, лишь при наличии жалобы потерпевшей, но в дальнейшем не могут быть прекращены за примирением сторон. Разумеется, это отступление продиктовано не малой общественной опасностью деяния, как в делах частного обвинения, а необходимостью оградить женщину от неизбежной огласки совершенного над ней насилия, если начнется судебный процесс. Это как раз тот случай, когда потерпевшая сама определяет, что для нее важнее - настаивать на возбуждении уголовного дела и наказания виновного или избавить себя от дополнительных моральных страданий. Возможность потерпевшей в делах частно-публичного обвинения свободно распоряжаться своим правом на судебную защиту - еще одно проявление начала диспозитивности в уголовном процессе. Итак, стержневым принципом уголовного судопроизводства является публичность, которая в огромной мере компенсирует часто недостаточные усилия потерпевших и других лиц добиться защиты от преступления по суду. Но этот принцип не всегда срабатывает должным образом из-за неизбежных различий в правоприменительной практике, обусловленных либо совершенством закона, либо невысоким уровнем профессиональной подготовки должностных лиц, от которых зависит начало уголовного процесса. В таких случаях действия лица, заинтересованного в судебной защите, могли бы скорректировать недостатки практики.
Разумеется, право на обращение в суд в сфере уголовного судопроизводства распространяется не только на потерпевшего, но и на обвиняемого. Но все-таки специфика уголовного процесса такова, что возбуждается он либо по инициативе органов уголовного преследования, либо по жалобе потерпевшего. Использование же права на судебную защиту обвиняемым происходит обычно не в стадии возбуждения уголовного дела, а на более поздних этапах уголовного процесса. В частности, обвиняемый может протестовать против прекращения дела следователем или прокурором и требовать направления его в суд для полной реабилитации.
Чтобы закончить изложение вопроса о праве граждан на обращение в суд, следует, руководствуясь перечнем видов судопроизводства, зафиксированным в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, остановиться на порядке и условиях возбуждения гражданином в свою защиту конституционного судопроизводства. Здесь же достаточно отметить, что проверка по жалобам граждан конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ), занимает значительное место в деятельности Конституционного Суда РФ, а число поступающих к нему жалоб и обращений граждан увеличивается с каждым годом.
Такая активизация обращений граждан в Конституционный Суд объясняется несколькими причинами:
Во-первых, действующий закон о Конституционном Суде РФ в отличие от прежнего не требует, чтобы жалоба на правоприменительную практику подавалась в Суд лишь после использования жалобщиком всех обычных способов проверки оспариваемого им решения.
Во-вторых, о реальных возможностях Суда помочь гражданину в его споре с властью, в том числе с той, которая издала сомнительный закон, регулярно и достаточно подробно стали сообщать средства массовой информации, и эта своеобразная реклама не осталась незамеченной.
В-третьих, рассмотренные Конституционным Судом индивидуальные жалобы затрагивали столь острые и болевые вопросы, что публикация решений, которые, за единичными исключениями, были на стороне граждан, породила у многих дополнительные и очень серьезные надежды на возможность добиться справедливости с помощью средств конституционного контроля. Линия на всемерное обеспечение права граждан обращаться в суд последовательно проводится во многих постановлениях Конституционного Суда РФ.
В Российской Федерации, как в любом другом правовом демократическом государстве, учреждается система государственной защиты прав и свобод граждан. Она включает в себя установление органов публичной власти, обладающих определенной законом компетенцией по защите прав и свобод граждан. В Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.
В силу исключительной роли и значимости суда в защите прав и свобод личности Конституция РФ рассматривает гарантированность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве специального, самостоятельного конституционного принципа, характеризующего отношения личности и правового государства. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому индивиду, находящемуся на территории Российской Федерации, гарантируется судебная защита его прав и свобод в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом» . Следует обратить внимание на тот факт, что право на судебную защиту по Конституции РФ гарантируется каждому, т. е. принадлежит оно не только российским гражданам и их объединениям, но также лицам без гражданства, иностранным гражданам и организациям.
Право на судебную защиту включает несколько правомочий:
- 1) право каждого обратиться в суд. В основе этого правомочия лежит принцип доступности правосудия, т. е. наличие реальной возможности для человека подать в суд иск, заявление или жалобу. Доступность правосудия складывается из территориальной доступности конкретного суда, материальной возможности гражданина собрать необходимые документы, уплатить государственную пошлину;
- 2) право на получение квалифицированной юридической помощи, которая согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно. Это право является субсидиарным (дополнительным) по отношению к праву на судебную защиту, поскольку для многих категорий граждан при отсутствии такой помощи со стороны государства право на судебную защиту будет труднореализуемо;
- 3) право на законный суд, т. е. рассмотрение дела беспристрастным и независимым судом, созданным на основании закона, с соблюдением правил подведомственности и подсудности на основе принципа равенства всех перед законом и судом;
- 4) обязанность суда рассмотреть и принять решение по делу в установленные законом сроки ;
- 5) право обжаювать судебный акт в вышестоящих судебных инстанциях с целью его отмены в случае возможной судебной ошибки;
- 6) право на исполнение судебного акта в разумный срок, так как невозможность исполнения судебного решения также делает иллюзорным само право на судебную защиту;
- 7) право на получение компенсации в случае нарушения права на рассмотрение дела или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, в четком определении их компетенции по защите прав и свобод граждан и других лиц, в гарантировании их самостоятельности, независимости, в определении видов и принципов судопроизводства (конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного), в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений, в возможности исправления судебной ошибки и т. п.
Судебная защита в Российской Федерации осуществляется всеми судами, создание и функционирование которых предусмотрены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»: федеральными судами (Конституционным Судом РФ, судами общей и арбитражной юрисдикции) и судами субъектов Российской Федерации [конституционными (уставными) судами, мировыми судьями].
В предусмотренных законом случаях защита прав субъектов гражданских правоотношений может осуществляться третейским судом, однако, будучи институтом гражданского общества, он не осуществляет государственную (судебную) власть, его деятельность не относится ни к одному из предусмотренных Конституцией РФ видов судопроизводства.
Решение третейского суда о защите прав подлежит принудительному исполнению, но его правильность может быть проверена судом общей или арбитражной юрисдикции по заявлению заинтересованного лица об отмене решения или при разрешении вопроса о выдаче исполнительного листа.
В 2014 г. Законом Российской Федерации о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» из текста Конституции РФ 1993 г. исключено положение о Высшем Арбитражном Суде РФ. Этим же законом установлено, что Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом, сосредоточил полномочия, присущие до этого Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ и судам общей юрисдикции. Таким образом, вопросы осуществления правосудия, отнесенные к ведению Высшего Арбитражного Суда РФ, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ. Соответствующие изменения внесены в ст. 71, 83, 102, 104, 125, 126 и 128 Конституции РФ.
Необходимо отметить, что в научных кругах указанные поправки в Основной Закон государства вызвали широкую дискуссию. В обосновании необходимости принятия данной поправки к Конституции РФ говорилось о целесообразности формирования единого судебного органа по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров в целях совершенствования судебной системы Российской Федерации и укрепления ее единства . Кроме того, по мнению разработчиков поправок к Конституции, реорганизация судебной системы позволит обеспечить единство подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике.
На наш взгляд, принятые изменения к Конституции РФ не исключают возможности возникновения спора о подведомственности дела, поскольку ими затрагиваются только высшие суды, в то время как споры о подведомственности чаще всего возникают при обращении в суды первой инстанции. Представляется, что отчасти этому способствует отсутствие единого процессуального закона. В настоящее время процессуальные нормы содержатся в Гражданском процессуальном кодексе РФ, Арбитражном процессуальном кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальном кодексе
РФ и других федеральных законах. Полагаем, что споры о подведомственности негативно влияют на осуществление судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. При таких условиях право на судебную защиту, предусмотренное ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, не может быть эффективно реализовано.
Таким образом, можно выделить две основные предпосылки судебной реформы, направленной на объединение Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ: потребность в укреплении единства судебной системы и необходимость устранения противоречий между судебными актами судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Последствиями конституционной модернизации судебной системы защиты прав и свобод человека и гражданина стали поправки в 9 статей Конституции и в 28 федеральных конституционных и федеральных законов. В частности, было принято еще три закона: Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4 «О внесении изменений Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации”»; Федеральный закон от 5 февраля 2014 г. № 16 «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации “О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации”»; Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года № 3 «О Верховном Суде РФ». Таким образом, в современной России существенным изменениям подверглись организационные основы судебной защиты, составляющей фундамент правозащитного государственного механизма.
По своей сути право на судебную защиту - одно из основных прав человека и гражданина, поскольку является гарантией всех иных прав и свобод человека и гражданина даже независимо от его воли. Характеризуя право на судебную защиту, Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает его как одно из основных неотчуждаемых прав человека, подчеркивая его значение одновременно и как гарантии, и как средства обеспечения всех других прав и свобод. В этом его особенность и основная ценность.
Судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов - судов. В силу того, что судебная защита осуществляется самостоятельным и независимым в системе государственной власти органом правосудия, специально предназначенным для обеспечения своей деятельностью прав и свобод человека и гражданина, она занимает особое место среди средств государственной защиты. Судебная защита, будучи государственной, юридической защитой, является наиболее эффективным из всех выработанных мировой практикой способом охраны прав личности. В этой связи в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека главенствующая роль отводится судебной защите.
Уровень судебной защиты - основной показатель правового характера государства и демократичности общества. Расширение круга охраняемых законом прав личности, углубление их содержания в условиях многообразия современных экономических и социальных связей возлагает на суд особую ответственность и поднимает его значение как фактора утверждения экономической и социальной стабильности, как основного гаранта реализации прав и свобод граждан.
Именно в судебном порядке решается большинство споров, связанных с нарушением и защитой конституционных прав и свобод. Так, по данным Обзора судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2014 г. в суды общей юрисдикции по первой инстанции поступило 936,8 тыс. уголовных дел, что на 1,0% меньше, чем в 2013 г. (946,5 тыс. дел). Число гражданских дел, принятых к производству судами общей юрисдикции по первой инстанции в 2014 г., составило 13 млн 935 тыс. дел, что на 8% больше, чем в 2013 г. (около 12 млн 903 тыс. дел).
Количество поступивших в 2014 г. на рассмотрение в суды общей юрисдикции дел об административных правонарушениях по первой инстанции увеличилось на 11,0% и составило 6 млн 461 тыс. дел (в 2013 г. в суды поступило 5 млн 821 тыс. дел).
Судами общей юрисдикции Российской Федерации всех уровней в порядке исполнения приговоров, а также материалов судебного контроля по представлениям, ходатайствам и жалобам было рассмотрено 2 млн 868 тыс. (в 2013 г.- 2 млн 794 тыс.), 1 млн 657 тыс. материалов в порядке гражданского производства (в 2013 г,- 1 млн 384 тыс. материалов), а также рассмотрено 49,0 тыс. материалов, связанных с исполнением административных наказаний (в 2013 г,- 34,5 тыс. материалов).
Следует заметить, что судебная защита как универсальное средство обеспечения прав и свобод человека посредством правосудия стала складываться в нашей стране лишь в начале 90-х гг. прошлого века. До этого значительная часть правовых споров законодательно была исключена из судебной подведомственности и разрешалась преимущественно в административном порядке.
Впервые право на судебную защиту в современном его значении - возможности каждого защищать свои права, свободы и законные интересы во всех сферах общественной жизни с помощью суда - получило нормативно-правовое оформление в Декларации прав и свобод человека, принятой 5 сентября 1991 г., т. е. незадолго до прекращения существования Советского Союза. А 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была принята аналогичная Декларация прав и свобод человека и гражданина, сформулировавшая содержание права на судебную защиту как одного из основных неотчуждаемых прав и одновременно гарантии и средства обеспечения всех других прав и свобод человека и гражданина.
К этому времени в Российской Федерации была создана и определенная нормативная база, направленная на повышение роли суда как самостоятельного и независимого органа судебной власти в системе разделения властей. При этом для обеспечения доступа к суду и повышения эффективности судебной защиты применительно к различным сферам общественной жизни был взят курс на дифференциацию судебной системы России, в которую ранее входили лишь суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РСФСР.
Так, в соответствии с Законами РСФСР от 15 декабря 1990 г. и 24 мая 1991 г. вместо Комитета конституционного надзора РСФСР Конституция (Основной Закон) РСФСР учредила Конституционный Суд РСФСР, отнесенный к числу высших органов судебной власти. В порядке реализации этих конституционных положений 12 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР».
В это же время для осуществления правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности создается система арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РСФСР, учрежденная в соответствии с Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде РСФСР».
Дальнейшее развитие концепция судебной защиты получила в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. В ней данное право на судебную защиту рассматривается как неотъемлемая часть права на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, которое имеет высшую ценность, действует непосредственно, определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Право на судебную защиту Конституция РФ гарантирует каждому, а правосудие относит к исключительной компетенции суда, самостоятельно осуществляющего в системе разделения государственной власти судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, порядок которого во всех его разновидностях устанавливается законом.
Конституция РФ определяет направления судебной защиты, виды соответствующей судебной деятельности, условия ее надлежащей организации и гарантии реализации судебной защиты. В ст. 52 закреплено право каждого на обращение в суд. На конституционном уровне гарантируется равенство каждого не только перед законом, но и перед судом, которое выражается в обеспечении равного доступа к правосудию, равенства в судебном процессе, а также при обжаловании и пересмотре судебных решений.
Анализируя содержание конституционных положений в ст. 48,49, 50, 123 Основного Закона, можно выделить содержащиеся в них принципы законности и справедливости осуществления правосудия : гласное разбирательство дела с соблюдением равноправия сторон, права подсудимого на защиту, а потерпевшего на участие в деле, его представителя, с соблюдением принципов состязательности и презумпции невиновности.
Механизм осуществления эффективной защиты в судебных органах состоит из двух основных компонентов", институционального , закрепляющего комплекс материально-правовых гарантий, и процессуального, регулирующего систему процедур рассмотрения и разрешения юридических споров в суде в определенной форме судопроизводства, а также исполнения принятых судебных актов.
Необходимо отметить, что суд при реализации своих функций жестко связан процессуальной процедурой - самой надежной гарантией защиты прав, свобод и законных интересов участников судопроизводства от нарушений и произвола.
Судебные процедуры признаются эффективным механизмом защиты прав и свобод, если они отвечают требованиям справедливости и основываются на конституционных принципах состязательности и равноправия сторон.
Интересен факт, что в марте 2012 г. Следственный комитет РФ подготовил проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления объективной истины по уголовному делу», которым фактически предлагается возродить принцип объективной истины. Данная новелла вызвала серьезную критику. Основной аргумент против нее состоял в указании на скрытое наделение суда следственными полномочиями для компенсации просчетов стороны обвинения. Правосудие как деятельность исключительно судов Российской Федерации не может иметь обвинительного уклона, а должно основываться на принципах состязательности и равноправия сторон.
В юридической литературе в качестве одной из важнейших процессуальных гарантий судебной защиты выделяется беспристрастность судей при рассмотрении юридических споров. Беспристрастность предполагает, что судья прямо или косвенно не заинтересован в исходе дела. Под беспристрастностью следует понимать качество судьи, заключающееся не только в отсутствии предубеждения и предвзятости, но и в способности к преодолению личной склонности к участникам процесса, к существу рассматриваемого спора, в стремлении к справедливому разрешению дела, иных устойчивых характеристиках личности судьи. Если имеются сомнения в беспристрастности судьи, он должен отказаться от рассмотрения дела.
Беспристрастность предполагает также отсутствие предварительного мнения о деле у судьи до того, как оно будет им исследовано. Свое мнение судья должен составить на основании тех сведений, которые он почерпнул именно из материалов данного конфликта. Если мнение сложилось иным путем, судья не вправе приступать к разрешению спора. Например, судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является свидетелем. Судья подлежит отводу, если он производил служебное расследование или проверку обстоятельств конфликта в любом государственном или общественном органе и т. д. Институт отводов служит гарантией функционирования беспристрастного суда.
Однако следует отметить отсутствие единообразия в перечнях оснований для отводов судей в различных формах судопроизводства. В ГПК РФ, например, закреплен запрет на участие судьи, являющегося свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей, а в УПК РФ, КоАП РФ и АПК РФ такого основания не закреплено. Вместе с тем институт отводов, являясь межотраслевым и правовым образованием, должен включать в себя нормы различных процессуальных отраслей, содержащих исчерпывающие перечни таких оснований.
Еще одной гарантией эффективной реализации судебной защиты выступает гласность судебного разбирательства. Гласность как принцип судопроизводства закреплена в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 241 УПК РФ, ст. 10 ГПК РФ. Общеизвестно, что отход от этого принципа ведет к келейному, закрытому правосудию, создает благоприятную почву для злоупотреблений и нарушения прав личности. Право на гласный суд позволяет человеку защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В целях обеспечения принципов гласности и открытости в России внедряется «электронное правосудие». При этом необходимо разграничивать понятия «электронное правосудие» и «информатизация судов». Информатизация судов предполагает, что суды используют в своей деятельности компьютеры и иную технику в качестве оргсредств, но не как процессуальное средство. Само по себе объединение судов в единую компьютерную сеть - это еще не электронное правосудие. Публикация всех судебных решений в Интернете, появление веб-сайтов судов - тоже не электронное правосудие. Формирование электронного правосудия возможно при наличии двух основных условий: внесения изменений в процессуальное законодательство, позволяющих осуществлять электронное правосудие, а также наличия расширенных сервисов, которые позволяют осуществлять активное взаимодействие между судом и участниками процесса.
Эффективность судебной защиты напрямую связана с соблюдением процессуальных сроков рассмотрения дела и вынесения решения по нему, а также исполнения судебных актов, т. е. с оперативностью судебной защиты. Для укрепления гарантий в этой сфере принят Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».
Одной из гарантий обеспечения независимости и беспристрастности суда при осуществлении судебной защиты является прямое и четкое определение законом круга дел, которые подлежат рассмотрению тем или иным судом. Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции РФ «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Осуществление правосудия надлежащим, законным судом - важное процессуально-правовое средство эффективной реализации права на судебную защиту, особенно обеспечения принципа равенства всех перед законом и судом.
Таким образом, процессуальным гарантиям принадлежит важная роль в механизме реализации права на судебную защиту. Устанавливаемый законом комплекс процессуальных прав участников судопроизводства должен соответствовать общепризнанным стандартам правосудия, обеспечивать полноценное участие спорящих сторон в состязательном процессе и эффективную защиту нарушенного или неправомерно оспариваемого права. Только соблюдая судебную процедуру, можно обеспечить надлежащую судебную защиту, восстановление прав физических и юридических лиц.
В настоящее время систему высших судов Российской Федерации составляют Верховный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации. Согласно ст. 126 Конституции РФ высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам является Верховный Суд РФ. В предусмотренных федеральным законом процессуальных формах он осуществляет судебный надзор за деятельностью возглавляемых им судов общей и арбитражной юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Особое место в судебной системе страны занимает Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ), осуществляющий судебную власть как федеральный судебный орган конституционного контроля посредством конституционного судопроизводства. Данный орган осуществляет свои полномочия в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории нашей страны.
На региональном уровне органами конституционного судебного контроля являются конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, для которых Конституционный Суд РФ процессуально не является вышестоящей судебной инстанцией. Тем более не является он таковой для иных судов, возглавляемых Верховным Судом РФ. Однако с учетом специфики своих полномочий как высшего судебного органа конституционного контроля он вносит существенный вклад в устранение из правового пространства страны неправосудных актов, принятых всеми другими судами.
Права и свободы человека и гражданина защищаются Конституционным Судом как в порядке осуществления конкретного нормоконтроля (т. е. при разрешении конкретных дел по конституционным жалобам, запросам), так и в порядке абстрактного нормоконтроля (при осуществлении контроля за соответствием Конституции Российской Федерации различных нормативно-правовых актов по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной, исполнительной власти субъектов РФ).
В наибольшей степени защита прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ осуществляется в порядке конкретного конституционного контроля, т. е. при рассмотрении конституционных жалоб и запросов по конкретному делу.
Но даже при осуществлении Судом конкретного конституционного контроля одновременно с правами заявителя защищаются права неопределенного круга лиц. Необходимо понимать, что правозащитная функция Конституционного Суда в рамках осуществления конкретного нормоконтроля имеет двоякую природу. С одной стороны, в данном случае имеет место защита конституционных прав заявителей, а с другой - защита основ конституционного строя Российской Федерации и обеспечение верховенства Конституции.
Признание оспоренного закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ влечет пересмотр дела, в связи с принятием судебного решения по которому заявитель обратился в Конституционный Суд РФ, даже если оно ранее было предметом проверки Верховного Суда РФ. Аналогичные последствия наступают и в тех случаях, когда Конституционный Суд РФ не нашел оснований для признания неконституционное™ оспоренной нормы, но с опорой на положения Конституции РФ дал норме иное толкование, признав ее конституционность лишь при условии следования правоприменительной практики выявленному им конституционно-правовому смыслу.
Современное активное преобразование судебной системы, направленное на повышение эффективности рассмотрения дел, а также на оптимизацию работы судебных органов, коснулось и Конституционного Суда РФ. Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 г. № 9-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”» внесен ряд существенных изменений, касающихся организации работы, деятельности и полномочий Конституционного Суда.
Наиболее существенными, по нашему мнению, являются следующие изменения. Теперь Конституционный Суд правомочен осуществлять свою деятельность при наличии не трех четвертей, а двух третей от общего числа судей. При этом в случае выхода кого-либо из судей из состава Суда, в результате чего их число станет меньше установленного значения, устанавливается месячный срок для внесения Президентом Российской Федерации в Совет Федерации представления о назначении другого лица на вакантное место.
Кроме того, Конституционный Суд наделяется полномочием проверять на соответствие Конституции Российской Федерации вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации. Это свидетельствует о расширении компетенции Суда в вопросах проверки конституционности проведения референдума. До этого Конституционный Суд имел полномочие по проверке конституционности инициативы проведения референдума РФ.
Изменения затронули сроки для подачи жалобы на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле. Этот срок сейчас составляет один год со дня завершения рассмотрения дела в суде.
Были расширены основания для разрешения дел Судом без проведения слушаний. Теперь Суд сможет не проводить слушания, если придет к выводу о том, что вопрос о конституционности нормативного правового акта может быть разрешен на основании правовых позиций Суда, содержащихся в ранее принятых постановлениях, и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав заявителя - гражданина или объединения граждан.
Внесены некоторые изменения, касающиеся вопросов применения правовых позиций Европейского суда по правам человека на территории Российской Федерации.
Внесенные в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» изменения свидетельствуют о стремлении оптимизировать деятельность суда и повысить эффективность защиты прав и свобод человека и гражданина в Конституционном Суде Российской Федерации.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Право на судебную защиту есть гарантированная государством возможность каждого в установленном законом порядке защищать нарушенные или оспариваемые субъективные права посредством участия в рассмотрении возникшего конфликта (спора) независимым и беспристрастным судом как органом государственной судебной власти, осуществляющим судопроизводство на основе состязательности и равноправия сторон. В материально-правовом аспекте защите подлежат права, нарушенные или оспариваемые вопреки установленному правопорядку, что требует от суда правильного применения норм материального права к фактическим обстоятельствам, установленным в условиях состязательного судопроизводства. Гарантия судебной защиты распространяется и на процессуальные права участников судебного процесса.
В настоящее время в России отчетливо наблюдается переход к новому активному этапу реализации судебной реформы, имеющей целью обеспечение эффективности судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Только за последние несколько лет были внесены следующие процессуальные новеллы: произведена значительная корректировка механизма надзорного производства, в результате чего в соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации устранены многоступенчатость и неопределенность в порядке рассмотрения надзорных жалоб; созданы правовые условия для обеспечения информационной открытости судебной власти; введен механизм компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок; введено обязательное декларирование доходов кандидатов на должности судей и действующих судей всех без исключения судов в Российской Федерации.
Кроме того, состоявшееся объединение высших судов в первую очередь затрагивает права и интересы человека и гражданина, поскольку высшие суды задают направление деятельности всей судебной системы.
Перспективные направления продолжения судебной реформы обозначены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2016 г. В частности, глава государства высказался о необходимости поддержать предложения Верховного Суда РФ о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса и переквалификации преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений. При этом Президент РФ четко обозначил принципиальную оговорку: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние.
В Послании говорится о необходимости повышать независимость и объективность судебного процесса. В этой связи предложено укрепить роль института присяжных заседателей, расширив число составов преступлений, которые они могут рассматривать. Одновременно предлагается сократить количественный состав присяжных заседателей с 12 человек до пяти-семи, сохранив их полную автономию и самостоятельность при принятии решений.
Таким образом, ни законодательство, ни правоприменительная практика в сфере конституционного права на судебную защиту не стоят на месте, а постоянно совершенствуется, что обусловлено исключительной ролью судебной защиты в государственном правозащитном механизме.
- 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4202.
- 2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 14 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2015. № 51 (ч. I). Ст. 7229.
- 3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 5 февраля 2014г.)//СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2014. № 6. Ст. 551.
- 4. О Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № З-ФКЗ (ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 550; 2014. № 45. Ст. 6130.
- 5. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / под ред. Р. М. Валеева. М.: Статут, 2011.
- 6. Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2001.
- Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии ГенеральнойАссамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // РГ. 1995. № 67. 5 апр.
- См.: Обоснование необходимости принятия поправки к Конституции Российской Федерации о Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре РоссийскойФедерации // Официальный сайт Государственной Думы. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&Rn=352924-6&02 (дата обращения: 03.02.2016).
Защита гражданских прав осуществляется судом путем признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания убытков, неустойки; признания сделки недействительной; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; признания недействительным или не подлежащим применению не соответствующего законодательству акта органа государственного управления или местного представительного либо исполнительного органа; взыскания штрафа с государственного органа или должностного лица за воспрепятствование гражданину или юридическому лицу в приобретении или осуществлении права, а также иными способами.
Поясним суть каждого из вышеперечисленных способов судебной защиты прав:
1. Признание прав: если у Вас по какой-либо причине отсутствует правоустанавливающий документ, скажем, договор купли-продажи квартиры, и иными способами восстановить его нет возможности, то Вы можете подать.в суд заявление о признании Вашего права собственности на эту квартиру с целью устранения имеющейся неопределенности в принадлежности имущества.
2. Восстановление утраченного права: если вашу квартиру незаконно оформили на другого человека, то Вы, установив при необходимости указанным в предыдущем пункте способом свое право собственности на нее, можете требовать признания недействительными правоустанавливающих документов, выданных этому человеку, а если он вселился в Вашу квартиру, требовать и возвратить ее Вам (изъять имущество из чужого незаконного владения), восстановив тем самым свои права.
3. Пресечение действий, нарушающих право: если работники «Караганда-жылу» пытаются отключить у Вас электроэнергию за долги по теплоэнергии, Вы можете подать в суд исковое заявление о запрете совершения этих действий.
4. Присуждение к исполнению обязанности в натуре: если Вы решили сделать в квартире ремонт и, заключив договор с строительной фирмой, сделали предоплату, однако по какой-то причине работы были приостановлены, то Вы можете подать иск о понуждении фирмы совершить эти действия.
5. Прекращение или изменение правоотношения: если Вас не устраивает качество и стоимость услуг «Караганда-Жылу» и Вы обратились туда с предложением изменить условия договора или же с заявлением об отказе от центрального отопления, но Вам было отказано и Вам продолжают выставлять счета за услуги, которые Вы не желаете и отказались получать, то Вы можете подать исковое заявление об изменении или, отрезавшись от подачи тепла, соответственно, о прекращении правоотношений.
6. Возмещение причиненных нарушением убытков: если Вас затопили Ваши соседи или если Вам продали неисправный телевизор, который загорелся, повредив при этом другую мебель, и т.д., то Вы можете подать иск в суд о возмещении убытков. К убыткам относится и реальный ущерб и затраты на устранение последствий и упущенная выгода. При этом убытки определяются исходя из рыночной стоимости поврежденного имущества не на момент его приобретения, а на момент взыскания убытков. К примеру, если в результате затопления помимо обвалившейся штукатурки и испорченных обоев у Вас оказалась повреждена мебель, то возместить Вам должны не только расходы на ремонт квартиры, но и стоимость новой мебели.
Неустойка, в отличие от убытков, является штрафом за нарушение обязательств и взыскивается лишь в случаях, предусмотренных законом или договором.
7. Признание недействительным акта государственного органа, противоречащего законодательству: если решением акимата через Ваш земельный участок пытаются проложить автомобильную дорогу, не предложив Вам удовлетворяющей Вас компенсации, то Вы можете подать заявление в суд о признании этого решения недействительным.
8. Возмещение морального вреда: если в результате любого из вышеперечисленных нарушения Ваших прав Вам были причинены физические или нравственные страдания, то Вы можете по суду взыскать денежную компенсацию за нанесенный моральный вред, причем возмещение морального вреда не ограничивает Вашего права на возмещение имущественного ущерба, хотя оба вида вреда были причинены одним и тем же действием нарушителя.
Важно в этой связи отметить следующее:
а) законодательство не допускает возмещение неимущественного (морального) вреда, причиненного нарушением имущественных прав;
б) исковое требование о возмещении морального вреда, как и любое иное требование, нуждается в доказывании: в делах о возмещении морального вреда необходимо доказывать, во-первых, наличие вредных последствий (в виде ухудшения здоровья, потери трудоспособности, осложнения отношений с окружающими Вас людьми и т.д.), во-вторых, остроту переживаний или тяжесть иного морального вреда, в-третьих, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями. При этом голословные заявления об этом недостаточны. Необходимо именно доказывать, подтверждать все свои доводы.
В целом сказанное выше позволяет выбрать способ защиты нарушенного права в любой жизненной ситуации. Надо только четко установить, в чем состоит это нарушение
Введение
Защита гражданских прав – одна из важнейших категорий теории
гражданского и гражданско-процессуального права, без уяснения которой весьма сложно разобраться в характере и особенностях гражданско-правовой санкции, механизме их реализации и других вопросах.
Предметом защиты являются не только субъективные гражданские права,
но и охраняемые законом интересы (ст. 3 ГПК). Субъективное гражданское право и охраняемый законом интерес является очень близкими и зачастую совпадающими правовыми категориями. В самом деле, в основе всякого субъективного права лежит тот или иной интерес, для удовлетворения которого субъективное право и предоставляется управомоченному. Одновременно охраняемые интересы в большинстве случаев опосредуются конкретными субъективными правами, в связи с чем защита субъективного права представляет собой и защиту охраняемого законом интереса. Так, например, интерес арендатора в пользовании имуществом выступает в форме субъективного права владения и пользования имуществом, защитой которого обеспечивается и защита соответствующего интереса.
Защита гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
1. Доступность судебной защиты
Этот принцип не всегда выделяется в учебной литературе по гражданскому процессу, но его содержание вытекает из ряда конституционных положений: 1) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ);2) решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ); 3) каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ); 4) никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). В соответствии с этим положением Конституции РФ ст. 123 ранее действовавшего ГПК, допускающая передачу дела из одного суда, которому оно подсудно, в другой суд при отсутствии указанных в законе оснований, признана Конституционным Судом РФ (16 марта 1998 г.) противоречащей ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции РФ;5) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ).В совокупности указанные выше положения Конституции РФ свидетельствуют о наличии такого принципа судопроизводства, как доступность судебной защиты. Статья 3 ГПК, раскрывая содержание права на обращение в суд, практически говорит о доступности судопроизводства: "Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен".Отраслевое законодательство развивает конституционные положения о доступности судопроизводства. Например, ГПК дает исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии искового заявления, в соответствии с законом многие судебные акты могут быть обжалованы или опротестованы и т.д. По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. Вместе с тем обеспечение доступности судебной защиты предполагает наличие организационно-правовых гарантий. В частности, речь должна идти как о достаточном количестве представителей, так и о качестве профессиональной юридической помощи, о создании льгот (в том числе налоговых) для тех юридических консультаций, фирм, которые оказывают юридическую помощь бесплатно или по сниженным ставкам. В плане доступности судебной защиты не теряет своей актуальности участие прокурора и органов, защищающих чужие интересы, в гражданском процессе.
2.ПРАВОСУДИЕ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
Осуществление правосудия во все времена являлось необходимым атрибутом государственного суверенитета. Поэтому не случайно, что судебные решения, в частности по гражданским делам, выносятся «именем Российской Федерации», поскольку только государство обладает абсолютной монополией на осуществление правосудия. Из этого следует, что никакое иное учреждение, кроме законодательно установленных государством судебных органов, не имеет полномочий на принятие обладающих силой судебных постановлений и подлежащих обязательному исполнению.
В Российской Федерации правосудие функционирует независимо от законодательной и исполнительной властей и имеет строго очерченную в Конституции РФ и особых законах компетенцию. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Особая роль в современных условиях принадлежит правосудию по гражданским делам. Из общего количества дел, рассматриваемых судами, преобладающее число составляют гражданские дела.
Поэтому осуществление правосудия по гражданским делам, как специфической государственной функции, заключается в том, чтобы обеспечивать надлежащее применение законов путем восстановления как нарушенного права, так и нарушенного баланса в гражданских правоотношениях. То есть правосудие призвано, как отмечал в свое время видный французский философ XVIII века Алексис де Токвиль, «заменять идею насилия идеей права» 1 .
Рассмотрение и разрешение гражданских дел затрагивает субъективные права и законные интересы значительной части
физических и юридических лиц. В связи с этим в современный период существенно должна повышаться роль правосудия в защите прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, утверждении принципа социальной справедливости, предупреждении правонарушений, воспитании уважения к закону, правам, чести и достоинству граждан.
Указанные задачи гражданского судопроизводства могут быть успешно решены лишь при строжайшем соблюдении законности как одного из важнейших условий укрепления правовой основы государственной и общественной жизни, функционирования строящегося в России правового государства.Русский профессор Л. Е. Владимиров в свое время справедливо отмечал, что «...суд имеет одну цель - правосудно решать дела. Правосудное же решение дел складывается из правильного установления достоверности фактов и точного применения к ним закона. Хорош закон или не хорош, получатся ли благие общественные последствия или дурные из данного приговора - все это суда не касается: его дело - установить факт и применить закон».
Правосудие - это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел, в том числе и гражданских, которая осуществляется в установленном законом процессуальном порядке.
«Правосудие» и «судебная власть» не тождественные между собой понятия, несмотря на то что относятся к одной государственной функции, которая заключается в том, чтобы беспристрастно и объективно рассматривать и разрешать различные социальные споры и конфликты, связанные с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие представляет собой особый вид юридической деятельности, выполнение которой возложено государством и обществом на судебную власть.
Судебная власть представляет собой имеющую свои особенности в организации и компетенции особую разновидность государственной власти, делегированную государством специально уполномоченным государственным органам судам, которая реализуется конкретными должностными лицами (судьями) для выполнения ими правоохранительных функций с использованием в необходимых случаях силы принуждения.
Носителями судебной власти и соответственно уполномоченными законом на осуществление правосудия могут быть только судьи, а также привлекаемые в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжные и народные заседатели.
Поэтому никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судьями в данном случае должны являться лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства Главная особенность судебной власти заключается в ее обязанности точно и неукоснительно применять «букву и дух закона» при строжайшем соблюдении процессуальной формы.
3. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
Как известно, способ защиты права является категорией материального (регулятивного) права. В ст. 12 Гражданского кодекса РФ перечислены все способы защиты права, которое осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и т. д.
Помимо «способа защиты права» существует также и «форма защиты права», которая является категорией процессуального характера.