Проезжая часть пдд. Дорога и ее элементы
Введение
Правила дорожного движения являются правовым документом, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 и введены в действие с 01.07.1994 г. Они устанавливают нормы общественного поведения участников дорожного движения и призваны обеспечить безопасность везде, где возможно движение всех наземных транспортных средств, кроме железнодорожных. Современные ТС (транспортные средства) обладают большой кинетической энергией, поэтому столкновения их, или наезды на людей и неподвижные препятствия вызывают, как правило, тяжелые последствия. Правила (ПДД) дают информацию о значении и применении основных средств организации движения, регламентируют порядок перевозки людей, грузов и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, устанавливают требования к техническому состоянию и оборудованию ТС, находящихся в эксплуатации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. В период действия Правил, соответствующими Постановлениями Правительства РФ периодически вносились изменения и поправки: от 08.01.1996 №3; от 31.10.1998 №1272; от 21.04.2000 №370; от 24.01.2001 №67; от 28.06.2002 №472; от 07.05.2003 №595; от 14.12.2005 №767; от 28.02.2006 №109; от 16.02.2008 №84; от 19.04.2008 №287 и от 27.01.2009 г. №28, вступившие в силу с 01.03.2009 г.
1. 24 раздела;
2. Два Приложения (Дорожные знаки и Дорожная разметка);
3. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Основные понятия и термины.
Приведенные в п.1.2 Правил, понятия и термины расположены в алфавитном порядке, для удобства их изучения мы уйдем от алфавитного порядка и объединим их по смыслу.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Давайте разбираться, что из себя представляет, каждый элемент дороги перечисленный выше.
(Описание к фотографиям 2;3;)
1. проезжая часть;
2. полоса движения;
4. тротуар;
Перекресток может быть образован пересечением дорог любой формы.
Важно, чтобы эти пересечения находились на одном уровне. Проезды под мостами, путепроводами, эстакадами, выезды с прилегающих территорий перекрестками не считаются.
Для удобства выполнения водителями поворотов на пересекающихся проезжих частях выполняют закругления. Границами перекрестка являются воображаемые линии, соединяющие соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закругления проезжих частей, внутри этих границ действуют требования Правил, относящиеся к проезду перекрестков. В пределах границ перекрестка пересекающиеся проезжие части дорог образуют пересечение проезжих частей (пересечения ). На перекрестке может быть образовано не одно, а несколько пересечений . Если одна или две дороги имеют разделительную полосу, разделяющую ее на проезжие части, то каждая из проезжих частей образует пересечение.
Трамвайные пути расположенные посредине дороги не разделяют ее на проезжие части, поэтому при пересечении дороги с трамвайными путями образуется только одно пересечение .
Нерегулируемые перекрестки могут образовывать пересечения равнозначных и неравнозначных дорог. На перекрестках неравнозначных дорог одна их них является главной, а другая – второстепенной. При проезде такого перекрестка водитель, движущийся по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной дороге.
Главная дорога - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7, или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т. п.) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Водители, въезжающие на нерегулируемый перекресток по главной дороге имеют преимущество , а движущиеся по второстепенной - выполнить требование Правил «уступить дорогу».
(Описание к фото)
1- главная дорога
2- второстепенная дорога
Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится в него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- или четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортное средство. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Автопоезд - механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
Маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования (автобус , троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. Водителям маршрутных ТС предоставлен ряд преимуществ (раздел 18 Правил).
Разрешенная максимальная масса - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажир ами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, т. е. сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав. Под массой снаряженного автомобиля понимают массу полностью заправленного автомобиля топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и укомплектованного водительским инструментом и принадлежностями. Она указана в технической характеристике автомобиля. М mах состава ТС = M maxTC1 + M maxTC2+...+М тахТСп; Фактическая масса - это масса ТС (состава ТС) на данное время. М факт.≤ М max.
Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
Перестроение - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. Перед перестроением водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. При перестроении водитель должен уступить дорогу ТС , движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении ТС, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа (п.п. 8.1;8.4). Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Правила обгона (п. 11.1 -11.4):
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения. 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Правила встречного разъезда (п.11.7)
1. если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу.
2. на уклонах, обозначенных знаками 1.13 "Крутой спуск" и 1.14 "Крутой подъем", уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
На узких участках дороги очередность встречного разъезда определяется дорожными знаками 2.6; 2.7
Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажир ов либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Преднамеренное» - это значит, прекращение движения, запланированное водителем. Остановка по сигналу регулировщика, светофора, требованию сотрудника полиции, а также остановка перед пешеходным переходом, за которым образовался затор, преднамеренной не считается.
Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира ) или появлением препятствия на дороге.
Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажир ов либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Темное время суток - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
Недостаточная видимость - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и т. п., а также в сумерки.
Ограниченная видимость – это видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности , геометрическими параметрами дороги , растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами в том числе транспортными средствами. На дороге в местах с ограниченной видимостью запрещен обгон ТС.
Опасный груз - вещества, изделия из них, отходы производственной или хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
Организованная перевозка группы детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству. Населенный пункт - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23...5.26.
Знаки 5.23.1 и 5.23.2 выполнены на белом фоне , это значит, что водитель, при въезде в такой населенный пункт должен выполнять требования Правил, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах, а именно: - скорость движения ТС не должна превышать 60 (км/ч). - подача звуковых сигналов разрешается только для предупреждения дорожно-транспортного происшествия и т.д.
Знак 5.25 выполнен на синем фоне , это значит, что водители, при движении по дороге, обозначенной этим знаком, выполняют требования Правил, как при движении вне населенных пунктов, а именно: - скорость движения не более 90 (км/ час) для определенных видов ТС. - подача звуковых сигналов разрешена при обгоне ТС, а также для предупреждения дорожно-транспортного происшествия.
1.Полоса движения 2.Проезжая часть 3.Ширина дороги 4.Кювет 5.Откос 6.Обочина 7.ОбрезДорога
- обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения.
Автомобильные дороги делятся на 5 категорий:
К 1 и 2 категории относятся дороги, имеющие капитальные основания и усовершенствованное покрытия (асфальто - или цементобетон). Ширина полос движения на таких дорогах 3,75 м., продольные уклоны не более 3-4 %, увеличенные радиусы поворотов. К таким дорогам относятся автомагистрали, порядок движения на которых определяется разделом правил дорожного движения.
Дороги 3 категории имеют облегченное покрытие (дегтебетон, битумоминеральные смеси). Ширина полос движения не превышает 3,5 м., допускаются уклоны до 5 %, радиусы поворотов уменьшены до 400 метров.
Дороги 4 категории имеют неусовершенствованное покрытие (булыжник, гравий). Ширина полос движения составляют 3 м., продольный уклон до 6 %, радиусы поворотов до 250 м.
Дороги 5 категории - грунтовые дороги, не имеющие покрытия.
Дороги включают в себя следующие элементы:
Полоса движения
- любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или необозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Проезжая часть
- элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Разделительная полоса
- конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Тротуар
- элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Пешеходный переход
- участок проезжей части, обозначенный знаком 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1 - 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2.
На дорогах, особенно в населенных пунктах, можно часто увидеть различающиеся по виду перекрестки: Т-образные, крестообразные, У-образные и с круговым движением.
Перекресток
- место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Прилегающая территория
- территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими правилами.
При движении на транспортном средстве возможно пересечение дороги с железнодорожным переездом.
Железнодорожный переезд
- пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
На всей ширине дороги, практически постоянно, происходит движение транспортных средств и пешеходов.
Дорожное движение
- совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
В местах пересечения траектории движения транспортных средств или пешеходов с ними могут возникать конфликтные ситуации, которые регламентируются настоящими правилами.
Главная дорога
- дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1-2.3.3 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто-и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Преимущество
(приоритет) - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Уступить дорогу
(не создавать помех) - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Из-за неосторожного и невнимательного движения, а так же несоблюдения правил дорожного движения, могут произойти дорожно-транспортные происшествия.
Опасность для движения
- ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и стой же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Дорожно-транспортное происшествие
- событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.
При движении на дороге наибольшую опасность представляют транспортные средства: грузовые и легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, мопеды, мотороллеры, велосипеды и т.п.
Транспортное средство
- устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическое транспортное средство
- транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Велосипед
- транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Мопед
- двух-или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб.см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 кмч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Мотоцикл
- двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Прицеп
- транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Маршрутное транспортное средство
- транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Организованная транспортная колонна
- группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов.
Одной из технических характеристик транспортного средства является:
Разрешенная максимальная масса
- масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальному массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
Участник дорожного движения
- лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Водитель
- лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Пассажир
- лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а так же лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Пешеход
- лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходу приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Регулировщик
- лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Организованная пешая колонна
- обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
Организованная перевозка группы детей
- специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
В правилах установлен ряд ограничений, касающихся расположения транспортных средств на проезжей части, остановках, стоянках, обгона, движения транспортных средств в темное время и в условиях ограниченной видимости, подачи звуковых и световых сигналов. Они существенно различаются для транспортных средств, находящихся в населенном пункте.
Населенный пункт
- застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.22 - 5.25.
Вынужденная остановка
- прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Остановка
- преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
Стоянка
- преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Обгон
- опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.
Перестроение
- выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
Темное время суток
- промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
Недостаточная видимость
- видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
На дорогах транспортные средства могут перевозить опасные грузы.
Опасный груз
- вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
На дорогах установлено правостороннее движение. Участники движения обязаны знать и выполнять правила дорожного движения. Лица, нарушившие правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Что такое проезжая часть? Таким вопросом задаются многие граждане нашей страны, которые не особо разбираются в правилах движения и не имеют водительских прав. Некоторые люди предполагают, что проезжая часть - это вся дорога, по которой двигаются пешеходы и транспортные средства. На самом деле все не совсем так. Проезжая часть - это всего лишь один из элементов дороги, предназначенный для движения безрельсового транспорта. Более подробно о данном понятии будет написано в настоящей статье.
Определение
Что такое проезжая часть? Для чего она предназначена? Здесь сразу можно сказать о том, что проезжая часть - это один из основных элементов дороги, необходимый для передвижения безрельсовых транспортных средств. Кроме того, если отсутствуют тротуары и обочины, по ней могут ходить люди, соблюдая при этом максимальную осторожность. Также здесь необходимо отметить, что по проезжей части вправе ездить и велосипедисты, т.к. специальные дорожки для этих участников движения существуют не во всех населенных пунктах. В данном случае им следует быть предельно внимательными.
С проезжей частью могут быть совмещены пути следования железнодорожного транспорта. В больших городах рельсы для движения трамваев просто пересекают асфальтовое полотно.
Поэтому те граждане, которые интересуются вопросом о том, что такое проезжая часть, должны знать, что это составляющий элемент дороги, необходимый для движения безрельсового механического транспорта (автомобилей, скутеров, мотоциклов, автобусов).
Как можно распознать
Что такое проезжая часть? Это один из элементов дороги, покрытый асфальтовым полотном и предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Кроме того, она может быть покрыта щебнем, брусчаткой или иметь просто грунтовую основу. Это все равно будет проезжая часть. Т.е. ее основным признаком является то, что она предназначена только для движения механического безрельсового транспорта.
Полосы
Что такое проезжая часть дороги? Это специальный ее элемент, необходимый для проезда безрельсового транспорта, который может быть разделен на полосы движения. Это очень удобно, особенно в больших городах.
Полосы движения проезжей части всегда имеют ширину, позволяющую двигаться транспорту в один ряд. Они необходимы для того, чтобы водителю не потеряться в пути на необъятном дорожном полотне. Полосы движения позволяют гражданину беспрепятственно и безопасно осуществлять проезд в своем направлении и не выезжать на "встречку".
Специальная разметка
Полосы проезжей части всегда разделяются специальной разметкой. В этом случае водителю проще ориентироваться в своем направлении движения. Но что же делать последнему в том случае, когда на улице зима или разметка просто отсутствует? Придется определять полосу движения самостоятельно. Для этого водителю нужно мысленно разделить проезжую часть пополам и выбрать правую полосу. Левое ее направление будет встречным. Т.е. предназначенным для движения транспорта с противоположной стороны.
Нужно знать
Что такое проезжая часть дороги? Определение ее достаточно простое. Проезжая часть - это элемент дороги, который предназначен для движения безрельсового транспорта. Трамвай к нему отношения не имеет.
Проезжая часть - это основа всей дороги. По бокам ее ограничивают обочины и тротуары. зависит от интенсивности движения по ней транспортных средств. Она определяется специальной разметкой. Как правило, ширина проезжей части может быть такой, что по ней сможет передвигаться транспорт в нескольких направлениях. Это очень удобно для больших городов.
Дороги без проезжей части не существует. На ней может отсутствовать тротуар или обочина, что считается вполне естественным. Дорога без проезжей части будет лишена своего основного предназначения.
Что написано в ПДД
Характеристика
Что такое проезжая часть? Определение ПДД описывает ее как элемент дороги, который предназначен для передвижения безрельсового транспорта. Трамваи к нему не относятся. Проезжая часть может быть покрыта асфальтом, щебнем, брусчаткой, а также иметь иную поверхность. Главное - она должна быть приспособлена для движения безрельсовых транспортных средств (машин, автобусов, мотоциклов). В том случае, если у дороги отсутствуют обочины и тротуары, то по краю проезжей части могут двигаться пешеходы. Последние также должны соблюдать ПДД. Таким же правом обладают велосипедисты.
Полосы движения на проезжей части определяются специальной разметкой. При ее отсутствии - водителем самостоятельно. Левая полоса двухсторонней проезжей части предназначается для движения транспорта встречного направления. Автомобили с низкой скоростью должны двигаться ближе к краю правой стороны дороги.
Что такое проезжая часть. Определение с фото
Очень часто данное понятие путают с дорогой. Тем не менее проезжая часть - это всего лишь ее элемент, предназначенный для движения безрельсового транспорта. Это тот самый асфальт, по которому ездят автомобили, мотоциклы, автобусы.
Но даже он не является основным критерием такого понятия, как проезжая часть. Ведь она может иметь грунтовое покрытие или из щебня, гальки.
Кроме того, проезжая часть всегда разделяется специальной разметкой на полосы движения. Это необходимо для удобства водителей, чтобы они не мешали друг другу и не создавали аварийную ситуацию на дороге.
Твердое покрытие
Многие граждане нашей страны, особенно те, которые проживают в городе, асфальт. Им обычно покрывают проезжую часть не только в населенных пунктах, но и за городом. Это является заключительным штрихом при проведении всех ремонтных работ.
Проезжая часть дороги с твердым покрытием позволяет водителям двигаться в своем направлении с наибольшей скоростью, что существенно сокращает время в пути следования. В настоящее время все автомагистрали облачены в асфальт.
Кроме того, многих граждан интересует вопрос о том, что такое проезжая часть дороги с твердым покрытием. Это часть земли, облаченная в асфальт, щебень или специальные плиты, предназначенная для передвижения безрельсового транспорта. Такая проезжая часть характерна как для населенных пунктов, так и для дорог, проходящих за городом.
Асфальт как твердое дорожное покрытие считается элитной "одеждой" любой дороги. Но перед его укладкой проводятся длительные ремонтные работы. Асфальт обычно прокладывают в три или четыре слоя. Это продлевает срок службы дорожного полотна.
Иногда проезжую часть покрывают утрамбованной щебенкой. В некоторых случаях она заменяет асфальтирование. Кроме того, проезжая часть с таким твердым дорожным покрытием может прослужить достаточно долго. Щебнем обычно укладываются загородные трассы между несколькими небольшими населенными пунктами. Также дороги покрываются данным материалом при проведении ремонтных работ на определенный период времени.
1.1. Настоящие Правила дорожного движения (далее - Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории. Другие нормативные и правовые акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия:
- автомагистраль
- дорога, обозначенная знаком 5.1
безопасность дорожного движения - состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников и государства от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем;
водитель - лицо, управляющее транспортным средством; погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению;
вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге;
главная дорога - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.3
по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой;
дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих при перемещении людей и грузов по дорогам с использованием транспортных средств либо без них (пешеходы), а также в процессе регулирования условий этого перемещения;
дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб;
железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне. Границей переезда является участок дороги, ограниченный воображаемой линией на расстоянии 10 м от ближайшего рельса;
край проезжей части - определяется линией разметки, а при ее отсутствии условной линией, проходящей по кромке дорожного покрытия, а также в месте примыкания проезжей части к трамвайным путям у края дороги. При невозможности определить кромку дорожного покрытия, в том числе и по дорожным условиям, край проезжей части определяется самим водителем по краю накатанной полосы;
жилая зона - участок, застроенная территория или массив, обозначенные знаком 5.38
маневрирование - начало движения от остановки (стоянки), остановка, поворот (разворот), перестроение, торможение и движение транспортного средства задним ходом;
маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам пассажиров и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками);
механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины;
мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см 3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками;
мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг;
населенный пункт - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.22 - 5.25
недостаточная видимость - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, пыли, снегопада и тому подобного, а также в сумерки;
обгон - опережение движущегося впереди на минимальной безопасной дистанции транспортного средства или состава транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы;
обочина - грунтовая или укрепленная покрытием полоса между бровкой (или бордюрным камнем) и краем проезжей части на одном с ней уровне;
опасность для движения - внезапное изменение в дорожном движении, угрожающее его безопасности, требующее изменения скорости (или) маневрирования транспортного средства;
организация дорожного движения - комплекс организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;
организованная пешая колонна - группа движущихся по дороге пешеходов, организованная и обозначенная в соответствии с требованиями пункта 3.2 Правил;
организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов;
остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства. Примечание. Не считается остановкой (стоянкой) необходимость прекращения движения транспортного средства, обусловленная организацией дорожного движения.
пассажир - лицо, находящееся в (на) транспортном средстве и не управляющее им;
перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий, а также места пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены знаки приоритета;
перестроение - смена занимаемой транспортным средством полосы движения;
пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски;
пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный знаками: 5.16.1, 5.16.2
и (или) разметкой 1.14.1 - 1.14.3
[Здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложения № 2] и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2 по оси дороги;
полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд;
преимущество (приоритет) - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения;
препятствие для движения - любой материальный объект, затрудняющий или делающий невозможным дальнейшее движение по данной полосе проезжей части или по всей ширине дороги;
прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, автозаправочные станции, предприятия и тому подобное);
прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется на полуприцепы и прицепы-роспуски;
проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств;
разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов, за исключением вынужденной остановки пешеходов при пересечении дороги вне населенного пункта;
разрешенная максимальная масса - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием- изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав;
регулировщик - сотрудник органов внутренних дел (милиции), военной автоинспекции или военнослужащий дорожно-комендантского подразделения, работник дорожно-эксплуатационной службы, дежурный на железнодорожном переезде, паромной переправе, дружинник, внештатный сотрудник милиции, имеющие соответствующее удостоверение и экипировку (форменную одежду или отличительный знак - нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или флажок), уполномоченные выполнять распорядительные действия по управлению движением на дорогах;
стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства;
темное время суток - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек,
транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;
тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном;
уступить дорогу (не создавать помех) - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость;
участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
1.3. На территории стран СНГ установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.4. Необходимые изменения и ограничения в организации дорожного движения вводятся в установленном порядке в рамках Правил только при помощи дорожных знаков, дорожной разметки, сигналов светофоров и регулировщиков, а также распоряжениями лиц, уполномоченных регулировать движение.
1.5. Участники дорожного движения обязаны знать и выполнять относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров или регулировщиков, знаков и разметки, а также выполнять требования сотрудников органов внутренних дел.
1.6. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства, организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в органы внутренних дел.
1.7. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Для большинства людей проезжая часть – это и есть сама дорога. Однако данная трактовка является далеко не полной, а ведь для водителя крайне важно понимать структуру разделения дороги.
Изучение терминологии ПДД является крайне важной частью обучения будущих водителей и является отнюдь не лишней информацией даже для пешеходов, ведь понимание структуры движения на дороге может спасти жизнь как водителя, так и пассажира или перехода.
Основная терминология
Базис терминологии ПДД включает в себя понятие «дорога» и все, что к нему прилагается.
Дорога – обусловленная или обустроенная часть поверхности. Полоса, по которой происходит движение. В понятие дороги входит несколько элементов, каждый из которых будет перечислен далее в подразделах.
Каждый из этих элементов составляет собой дорогу, на которой необходимо ориентироваться как пешеходам, так и водителям личных и общественных транспортных средств, ведь непонимание структуры разделения дороги может привести к смертельным случаям.
Однако стоит понимать, что дорога – это не только устеленная асфальтом полоса. Она может представляться в множестве видоизменений:
- существует городская дорога с тротуарами;
- существует и пригородный вид дороги, у которой нет тротуаров, но есть обочины;
- есть подвесные дороги;
- к дорогам можно причислить и мосты, по которым проходит движение машин;
- прожженную широкую полосу среди степи или «проезженную» полосу среди снега за городом, которые так часто встречаются, можно считать дорогой, такие дороги называются сезонными или временными и служат до момента, пока не будут заменены полосой, более оптимально оборудованной для передвижения транспортных средств, но это все равно дорога и на ней действуют те же правила, что и на городской.
Проезжая часть
Проезжая часть является основной полосой деятельности водителей транспортных средств и предназначается для передвижения их по ней. В сборнике понятий ПДД также уточняется «безрельсовых». Таким образом из всего списка транспортных средств, которым предписано движение по проезжей части, исключаются трамваи.
Из приведенного ранее термина можно понять, что проезжая часть является одной из основных частей дороги. А точнее говоря, без нее существование дороги, как таковой, в принципе невозможно.
Те части пути, что укрыты асфальтом или предназначены для передвижения и являются проезжей частью, для понимания функционирования которой необходимо разобраться в оставшихся понятиях.
Разделительные полосы
Разделительные полосы — это элемент дороги, разделяющий единую проезжую часть. Создается конструктивно или с помощью установленной разметки. Не предназначается для совершения по ней движения или совершения остановок.
Разберем понятие. Полосы разделяют одну единую проезжую часть на несколько, что создает разные потоки движения. Именно это и является исконным предназначением разделительной полосы, поскольку она должна делить дорогу на разные потоки машин и препятствовать аварийным ситуациям.
Создаваться она может, как было указанно, двумя способами. Первый – конструктивный. В данном случае две или более проезжих части отделяются друг от друга газонами, металлическими заборами или бордюрами.
Разметка же с помощью линий называется логической и закреплена в положениях правил. В таком случае дорога с полосами движения разделяется с помощью начерченных на ней линий.
Не стоит путать линию, начерченную пунктиром, а также с двойной сплошной. Чаще всего неопытные водители путаются именно со вторым. Отличить достаточно просто. Двойная сплошная представляет собой две линии, промежуток между которыми составляет ширину одной линии. У разделительных полос ширина намного выше.
На видео о проезжей части
Подводя итоги, проезжие части – составляющие дорожного движения, которые отделяются с помощью разделительных полос. Подходят для езды любых транспортных средств, кроме трамваев.