Правовой статус личности: структура, виды. Структура правового статуса личности и ее основные элементы
Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социаль-ный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус — есть признанная конституцией и законодательством со-вокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязаннос-ти составляют ядро правового статуса.
В структуре правового статуса личности выделяют такие эле-менты, как:
Права и обязанности;
Законные интересы;
Правосубъектность;
Гражданство;
Юридическая ответственность;
Правовые принципы и т.п.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуаль-ным. Эти виды отражают соотношение таких философских катего-рий, как «общее», «особенное» и «отдельное».
Общий — это статус лица как гражданина государства, закреп-ленный в конституции.
Специальный статус фиксирует особенности положения опре-делённых категорий граждан (студентов, участников войны, биз-несменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполне-ния их специальных функций.
Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.
Понятие «правовой статус», во-первых , имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностран-цев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых , отражает индивидуаль-ные особенности личности и ее реальное положение в системе раз-нообразных общественных отношений; в-третьих , позволяет уви-деть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимобеспечиваемом виде; в-четвертых, дает воз-можность проводить сравнение статусов, открывает пути дальней-шего их совершенствования.
Правовой статус — комплексная категория , отражающая взаи-моотношения личности и общества, гражданина и государства, ин-дивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре.
В разные исторические эпохи правовой статус граждан был не-одинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феода-лизм , чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. При-чинная обусловленность правового статуса сложная и богатая (Н.И. Матузов ).
Правовой статус личности в современной России весьма проти-воречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на чело-века (хотя пока в большой мере декларативно ) и имеет достаточно прогрессивную законодательную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политичес-кой системах не является стабильным, обеспеченным. На его при-роду и характер влияют такие негативные процессы в нашей дей-ствительности, как рост преступности и безработицы, бюрокра-тизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата за-работной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. и т.п.
Понятие прав человека и гражданина
Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».
Понятие «человек» характеризует его с биологической сторо-ны, как индивида с физиологическими свойствами, как предста-вителя живого мира.
Понятие «личность» характеризует человека с социальной сто-роны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответ-ственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает ка-чествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).
Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с кон-кретным государством.
Права человека — это универсальная категория, представляю-щая собой вытекающие из природы человека возможности пользо-ваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В со-временный период права человека рассматриваются как общесо-циальное понятие, отражающее наднациональные, общечелове-ческие требования и стандарты в области свободы личности.
Правам человека присущи следующие признаки:
Они возникают и развиваются на основе природной и соци-альной сущности человека с учетом постоянно изменяющих-ся условий жизни общества;
Складываются объективно и не зависят от государственного признания;
Принадлежат индивиду от рождения;
Имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признают-ся как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);
Являются непосредственно действующими;
Признаются высшей социальной ценностью;
Выступают необходимой частью права, определенной фор-мой выражения его главного содержания;
Представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.
Их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.
Для реализации таких прав человека , как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения чело-века и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личнос-ти и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.
Права гражданина — это охраняемая законом мера юридичес-ки возможного поведения, направленная на удовлетворение инте-ресов не всякого человека, а лишь того, который находится в ус-тойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юриди-ческие категории, а только как моральные или социальные. Пос-ледние могут существовать независимо от их государственного
Признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.
Свобода личности — эт о тоже право гражданина, но выражаю-щее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.
Классификация основных прав и свобод личности
Права человека и гражданина — весьма сложное и многообраз-ное явление. Они могут быть классифицированы на основе следу-ющих критериев:
1) с учетом этапов провозглашения основных прав и свобод — на три поколения:
Первое поколение включает провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражаю-щих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в об-ласть свободы и самовыражения индивида (например, право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жи-лища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);
Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к сере-дине XXв. под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурно-го статуса, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в от-личие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «по-зитивного вмешательства» в их осуществление, принятия обеспе-чивающих мер (например, право на труд и свободный выбор рабо-ты, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образо-вание, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);
Третье поколение — права коллективные или солидарные, по-рожденные глобальными проблемами человечества и принадлежа-щие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, наро-дам (например, права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое раз-витие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных про-блем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;
2) в зависимости от содержания — на:
- гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин-ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);
- политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объ-единение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);
- экономические (право частной собственности, на предпринима-тельскую деятельность, на труд, на отдых и др.);
- социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет-ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);
- культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного про-гресса; свобода литературного, художественного, научного, техни-ческого и других видов творчества и др.).
3) в зависимости от соподчиненности — на основные (право уча-ствовать в управлении обществом и государством) и дополнитель-ные (избирательное право);
4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному госу-дарству — на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;
5)
в зависимости от степени распространения
— на общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социально-го, служебного положения, пола, возраста лица, а также других
факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);
6) в зависимости от характера субъектов — на индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);
7)
в зависимости от роли государства
в их осуществлении — на негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство
должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);
8) в зависимости от особенностей личности , проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельнос-ти, — на права в сфере личной безопасности и частной жизни; права в области государственной и общественно-политической жизни; права в области экономической, социальной и культурной деятельности.
Соотношение и взаимосвязь государства и права
Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.
Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Единство государства и права состоит в том, что они:
Возникают и развиваются совместно;
Имеют одинаковые проявления по своей сущности и типоло-гии;
Выступают средствами управления, инструментами власти;
Призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
Основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.
Различия между государством и правом заключаются в следу-ющем: они не совпадают по формам, функциям и т.д.:
1 ) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;
2 ) если государство выражает силу, то право — волю;
3 ) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма.
Что касается взаимодействия государства и права , то оно, с одной стороны, состоит в том, что государство формирует, изменя-ет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраня-ет его (правоприменение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппа-рата, устанавливая компетенцию его органов.
Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:
1 ) когда государство стоит над правом, выступая определяю-щим фактором (характерно для антидемократических госу-дарств);
2 ) когда право стоит над государством, выступая его ограничи-телем (характерно для правовых государств).
Государство: проблемы правового ограничения
Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на пер-вом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства.
Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более низких — выгоде для государства, отдельных сдоев, облеченных публичной влас-тью. Еще Аристотель выделяя два рода правления, один из ко-торых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, об-щества.
Ведь государство, так же как и всякий иной социальный инсти-тут, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, эли-там, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах большинства граждан (что бывает, но реже).
В первом случае оно выступает в роли «хозяина» по отношению к обществу в целом, во втором — в роли «слуги». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» ин-ститут государственности, а чтобы показать его служебное положе-ние, ведь в конечном счете данный институт существует не ради самого себя (не государство ради государства), а ради общества, в целях создания благоприятных условий для развития личности.
Именно общество (налогоплательщики) содержит государство, ко-торое выступает лишь политической частью общества, историчес-ки призванной и обязанной его организовывать. Чиновники ниче-го не производят, их нанимает общество и платит за управленчес кие услуги. Кроме того, слово «слуга» взято в кавычки, что означает не только известную образность, но и условность по отношению к слову «хозяин».
Таким образом, государство , подобно любому явлению, способ-но привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.)» но и минусы (нега-тивные последствия — бюрократизм , произвол, злоупотребления властью, коррупцию , террор и т.д.).
С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт исполь-зовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоя-тельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоот-ношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.
Любая власть, и главным образом государственная , не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расши-рению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемле-нию интересов личности. Еще В.Г. Белинский предостерегал, что «ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие». «Каждый человек, — писал известный английский философ Бертран Рассел , — изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями — стремле-нием к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны». Вот почему власть весьма часто развращала и развращает людей.
Как же быть? Что противопоставить такой страсти и такой тен-денции к неограниченному расширению? С помощью чего государ-ственную власть можно будет упорядочить, ограничить? Люди все больше и больше стали задумываться над такими вопросами как сделать, чтобы государство не превращалось из «слуги» в «хозяи-на», как и с помощью какого средства направлять его энергию, силу, власть в русло общего блага, какое противоядие можно ис-пользовать в целях минимизации произвола и различных злоупот-реблений?
На эти вопросы существуют разные ответы , широкая амплиту-да мнений. Одни мыслители считают, что в принципе ничего про-тивопоставить такой страсти нельзя. Так, Л.Н. Толстой писал: «Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интере-сы своим или для того, чтобы передавать власть только людям непогрешным, до сих нор не найдено средств для достижения ни того, ни другого...» Другие исходят из того, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов (от французского Etat — государство), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упоря-дочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы ра-ционального взаимодействия с экономикой и другими организую-щими жизнедеятельность общественными системами, происходит огосударствление социальной сферы.
Третьи, наоборот, стремятся к максимальному ограничению го-сударственной власти, а затем и к ее полному устранению с поли-тической сцены, видя в этой власти главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму (от греческого «без-властие») — политическому течению, провозглашающему своей целые уничтожение государства и замену любых форм принуди-тельной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. С точки зрения анархистского типа политического сознания вся-кое право и правление (правительство) есть вмешательство в жизнь общества, есть источники всех социальных зол.
Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государст-венной власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а, с другой стороны, не могут согласиться и с теми, кто данную власть абсолю-тизирует, выводит ее из-под социально-правового контроля. Речь идет о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, на-зывают право. В этой связи идея правового государства выступает «одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, <той «золотой серединой» (мерой), к которой предлагали стремиться еще древние мудрецы.
Именно через право было больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы, именно оно, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиоз-ных норм и т.п.) носило формально определенный (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию орга-нов государства, что облегчало контроль за его исполнением. Все эти качества права послужили той объективной основой, что по-зволило использовать его в виде своеобразного «лекарства» от зло-употреблений властью со стороны государства, чиновничества.
Понятие и сущность правового государства
В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничи-вается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понима-ния феномена правового государства.
Собственно в правового государства можно выделить два глав-ных элемента:
Свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав и ограничение правом государственной власти. В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо сознавать ус-ловия для его юридической свободы, своеобразный механизм пра-вового стимулирования, в основе которого «дозволено все, что не запрещено законом».
Человек, как автономный субъект , свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздви-нуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвящен-ных собственности, земле, налоговой системе, приватизации госу-дарственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообра-зие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином.
Хорошую базу для отмены устаревших правотормозящих фак-торов создает Конституция РФ 1993 г., которая в ч. 1 ст. 34 уста-навливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отноше-нии личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплоща-ются в формуле «права человека», которые являются фундамен-тальными в том смысле, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личнос-ти. Права человека, как главное звено правового режима стимули-рования для индивида, есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского общества. В современный период проблемы прав че-ловека выходят на международный, межгосударственный уро-вень, что подтверждает правомерность их приоритета над пробле-мами государства, свидетельствуют об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в националь-ных правовых системах, правовом регулировании.
Права человека и правовое государство , несомненно, характе-ризуются общими закономерностями возникновения и функцио-нирования, ибо существовать и действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена (как отражено в названий) имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть истинно правовыми.
Именно в связывании, ограничении правом государства и за-ключается сущность правового государства. Право здесь выступа-ет как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку государственная власть (особенно и главным образом власть испол-нительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупот-ребления для нее необходимы надежные правовые рамки, ограни-чивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие за-слон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.
Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государствен-ных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправ-ные ущемления интересов граждан.
Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется места-ми» с государством: утверждается верховенство первого и оно воз-вышается над вторым.
Итак, правовое государство — эт о такая организация полити-ческой власти, создающая условия для наиболее полного обеспече-ния прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последова-тельного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Принципы правового государства
Можно назвать два основных принципа (два аспекта) правового государства:
1 ) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж-данина, создание для личности режима правового стимулирова-ния (социальный, содержательный аспект );
2 ) наиболее последовательное связывание с помощью права го-сударственной власти, формирование для государственных струк-тур правового режима ограничения (формально-юридический аспект).
Первый принцип нашел закрепление в ст. 2 Конституции РФ, устанавливающий, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последователь-но исполнять свое главное предназначение — гарантировать каж-дому гражданину возможнсть дальнейшего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естествен-ными, в то время как возможность осуществления функций госу-дарственной власти выступает вторичной, производной.
Правовой наукой в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социаль-ных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеоб-щей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.
Второй принцип воплощается в жизнь с использованием следу-ющих способов, выступающих в качестве самостоятельных прин-ципов:
. активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод;
. разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;
. федерализм который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
. верховенстве закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных про-цедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
. взаимная ответственность государства и личности и т.д. Кроме того, можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осу-ществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж-данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
При всем многообразии принципов правового государства два основных все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать только первый (социальный аспект, показывающий привлекатель-ность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой сред-ства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формаль-но-юридический аспект, тогда не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредст-вом права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно так ее ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, а гражданское общество от этого только проиграет.
Активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод
Ограничивают государственную власть сами права и свободы человека и гражданина, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового ограничения для государства, не до-пуская тем самым излишнего регулирующего вторжения послед-него в частную жизнь. «Индивидуальные права представляют все одну черту: они ограничивают права государства, — писал в нача-ле XX в. А. Эсмен . — Государство должно воздерживаться от вме-шательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности...».
Нужно понять, что государство само себя никогда не ограничит (какое бы оно ни было!), что ограничить власть может только дру-гая власть. Власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина, которые выступают своеобраз-ным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще.
Только осознание необходимост и инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культу-ры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина, как высшей ценности, над правами государства. Так же как любой уважающий себя спортсмен должен ежедневно под-держивать соответствующую физическую форму и постоянно под-тверждать высокие результаты, точно так же и общество и каждый индивид ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать спра-ведливость, ибо правовое государство — это не столько результат, сколько процесс. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Данный уровень правовой жизни необходимо систематически под-держивать, отвоевывать у бесправия.
Здесь будет уместным воспроизвести слова Р. Иеринга , кото-рый отмечал, что «каждый, кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще».
Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус – есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальныe роли . Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.
В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:
Права и обязанности;
Законные интересы;
Правосубъектность;
Гражданство;
Юридическая ответственность;
Правовые принципы и т.д.
Виды правового статуса:
Правовой статус бывает общим , специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».
Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции. Он не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому.
Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений в которые они вступают, других ситуаций.
Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций. Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.
Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав и обязанностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.
Понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; в-четвертых, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.
Правовой статус - комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре. .
В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феодализм, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Причинная обусловленность правового статуса сложная и богатая.
Правовой статус личности в современной России весьма противоречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на человека (хотя пока в большой мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную законодательную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политической системах не является стабильным, обеспеченным. На его природу и характер влияют такие негативные процессы в нашей действительности, как рост преступности и безработицы, бюрократизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата заработной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. и т.п.
Предыдущая |
Складні зв"язки між державою та індивідами, а також між індивідами у державно-організованому суспільстві фіксуються державою у юридичній формі - у формі прав, свобод та обов"язків. У своїй єдності саме вони складають правовий статус індивіда, який, у свою чергу, відображає особливості соціальної структури суспільства, рівень демократії та стан законності. Правовий статус як юридична категорія не лише визначає стандарти можливої та необхідної поведінки, що забезпечують нормальну життєдіяльність соціального середовища, а й характеризують реальну взаємодію держави та особи.
Правовий статус - системи законодавчо встановлених та гарантованих державою прав, свобод, законних інтересів і обов"язків особи. Правовий статус є засобом нормативного закріплення основних принципів взаємодії особи та держави. Він є системою еталонів, зразків поведінки суб"єктів, які, з одного боку, захищаються державою, а, з іншого - схвалюються суспільством..
Таким чином, правовий статус характеризує становище особи у взаємовідносинах із суспільством та державою.
Ознаки правового статусу:
1. Правовий статус має універсальний характер, оскільки поширюється на всіх суб"єктів.
2. Відображає індивідуальні особливості людини та її реальне ставлення у системі суспільних відносин.
3. Права та свободи, що складають основу статусу, не можуть реалізуватись без інших його компонентів - обов"язків та відповідальності.
4. Ця категорія забезпечує системність прав, свобод та обов"язків.
Елементи структури правового статусу є взаємозалежними та взаємодіючими.
Права особи у структурі правового статусу - це формально визначені та юридично гарантовані можливості користуватися соціальними благами і реалізовувати суб"єктивні інтереси. Це - частина об"єктивного права, що визначає його належність певній особі. Іншими словами, це ті юридичні можливості певної людини, що є похідними від загальних абстрактних правил, закріплених законодавчо.
Свободи особи - нормативно закріплені можливості, що мають певні особливості у порівнянні з правом.. Це виявляється у самостійному виборі суб"єктом способу життя, діяльності та поведінки в умовах, що забезпечуються державою і суспільством. Як правило, свободи мають диспозитивний зміст, що надає можливість вибору того варіанту поведінки, котрий найповніше забезпечує реалізацію суб"єктивних інтересів.
Законні інтереси особи - це юридично значимі претензії на соціальні блага, які не охоплюються змістом прав і свобод. Вони захищаються державою та законом у такому ж обсязі, як права та свободи, хоча, на відміну від них, зміст законних інтересів чітко не визначений законодавцем.
Юридичні обов"язки особи - це встановлені та гарантовані державою вимоги до поведінки людини, офіційно закріплена міра необхідної діяльності в інтересах сторони, якій належить суб"єктивне право.
Структура правового статусу особи може бути представлена у вигляді таких елементів: - правосуб"єктність; права; свободи; обов"язки;
Класифікація правового статусу :.
I. За характером (змістом) правовий статус класифікують на :
загальний (конституційний), що характеризує статус особи як громадянина держави. Він визначається конституцією і не залежить від певних поточних факторів, є рівним, єдиним і стабільним для всіх суб"єктів. Зміна цього статусу залежить від волі законодавця, а не від бажання конкретної особи. Даний статус є базовим, вихідним для решти статусів, тому він не повинен враховувати багатоманітності суб"єктів права, їх особливостей та специфіки. Він визначає ступінь демократичності та соціальне призначення держави;
спеціальний (родовий) статус відображає особливості правового становища певних категорій громадян. Він базується на загальному, хоча детальніше характеризує доповнюючі права, обов"язки та пільги, передбачені законодавством для певної категорії осіб (статус студентів, військовослужбовців, пенсіонерів, інвалідів тощо);
галузевий статус характеризує особливості прав та обов"язків суб"єктів стосовно певної сфери суспільних відносин. Він конкретизує загальний статус нормами галузевого законодавства. Це надає можливість виділити адміністративно-правовий, цивільно-правовий, фінансово-правовий, кримінально-правовий та інші статуси;
індивідуальний статус фіксує можливості та обов"язки певної конкретної особи. Він є сукупністю персоніфікованих прав та обов"язків, є динамічним та змінюється відповідно до змін у житті суб"єкта.
II. За суб"єктами розрізняють правовий статус:
фізичних та юридичних осіб;
іноземців, осіб без громадянства;
статус біженців;
статус українських громадян, які перебувають за кордоном;
професійний та посадовий статус;
статус осіб, що знаходяться у екстремальних умовах.
2.2 Правовий статус особи: поняття, принципи та зміст
Правовий статус особи - це система закріплених у нормативно-правових актах і гарантованих державою прав, свобод, обов’язків, відповідальності, відповідно до яких індивід як суб’єкт права (тобто як такий, що має правосуб’єктність) координує своє поведінку в суспільстві.
Правовий статус особи відображає юридичне закріплення досягнутого суспільством обсягу свободи особи. Він ґрунтується на сучасному вченні про свободу, в підвалинах якого лежать такі ідеї:
усі люди вільні від народження, і ніхто не має права відчужувати їх природні права. Забезпечення і охорона цих прав є головним обов’язком держави;
свобода особи полягає у можливості робити все, що не завдає шкоди іншій особі;
межі свободи можуть визначатися законом, який відповідає праву, а право є мірою свободи;
обмеження прав є можливим виключно з метою сприяння досяганню загального добробуту в демократичному суспільстві.
Громадянство як певний політико-юридичний стан є передумовою набуття індивідом правового статусу громадянина конкретної держави в повному обсязі. Воно визначає формування правового становища особи та особливостей конституційних основ її статусу.
Гарантії реалізації прав та обов’язків істотно впливають на зміст і соціальне значення статусу особи. Без створення державою умов для здійснення прав, обов’язків вони залишаються «заявою про наміри». Однак загальносоціальні (економічні, політичні, ідеологічні та ін.) та спеціально-соціальні (юридичні) гарантії є факторами реалізації правового статусу особи, а не елементами структури його системи.
Існують різні підходи до питання про співвідношення правосуб’єктності та правового статусу : одні вчені вважають правосуб’єктність передумовою правового статусу, другі схильні включати її в правовий статус як структурний елемент, треті називають правосуд’єктність більш об’ємною категорію, яка вбирає в себе правовий статус.
Правосуб’єктність (праводієздатність) належить до умов набуття правового статусу, тому що вона полягає в здатності особи мати права, виконувати обов’язки, нести відповідальність. Однак цим її призначення не вичерпуються. Без правосуд’єктності неможливо визначити правовий статус фізичної та юридичної особи: спеціальна правосуд’єктність впливає на спеціальний статус, а індивідуальна правосуд’єктність значною мірою характеризує індивідуальний статус. правосуд’єктність сприяє встановленню відмінності правового статусу від інших соціальних статусів особи – економічного, політичного, етнічного та ін..
Юридична відповідальність також є елементом правового статусу, що особливо виявляється при аналізі спеціального статусу посадової особи. Вторинність юридичної відповідальності стосовно суб’єктивного юридичного обов’язку не включає необхідності розглядати її як структурний елемент правового статусу.
Структура правового статусу особи може бути представлена у вигляді таких елементів:
обов’язки;
відповідальність (має вторинний характер – реалізується в результаті вчиненого правопорушення або в зв’язку з невиконанням компетенції чи перевищенням її обсяг.
правосуд’єктність;
Види правових статусів особи:
загальний – статус особи як громадянина держави закріплений у конституції і конституційних законах. Він є загальним, узагальненим і однаковим для всіх незалежно від національності, релігійних переконань, соціального стану; характеризується стабільністю і визначеністю; передбачає рівність прав і обов’язків громадян, рівність їх перед законом; є засадничим для всіх інших; є основою для набуття конкретних суб’єктивних прав, покладення обов’язків і несення відповідальності;
спеціальний – статус особи як представника тієї чи іншої соціальної групи, відокремленої за певним юридико-значущим началом (родом діяльності, віком та ін.), який наділений відповідно до законів та інших нормативних актів спеціальними, додатковими, правами і обов’язками, обумовлений особливостями становища особи і потребами її функціональної спеціальної активності (студент, пенсіонер, посадова особа та ін.), є загальним для певного кола осіб.
індивідуальний – статус особи як індивідуума, який становить персоніфіковані права і обов’язки в їх конкретних, природних і набутих здібностях і особливостях (стать, вік, родинний стан, стан здоров’я, релігійні переконання тощо), відрізняється рухливістю: змінюється відповідно до тих змін, що відбуваються в житті людини.
Загальний правовий статус у всіх громадян – один, спеціальних статусів (різноманітних) – багато, індивідуальних – стільки, скільки осіб проживає в державі.
Спеціальні статуси, які конкретизують загальний правовий статус на рівні окремих соціальних груп, відрізняються різноманітнішою галузевою гамою , ніж загальний статус, який визначається конституцією.
Види правових статусів особи за суб’єктами:
статус громадян, іноземців, осіб без громадянства, осіб з подвійним громадянством, біженців, українських громадян, що перебувають за кордоном;
статус службових і посадових осіб (депутата, міністра, судді, прокурора, голови обласної державної адміністрації та ін.);
статус осіб, що працюють в екстремальних умовах (на оборонних об’єктах, секретних виробництвах) та ін.
Правовийий статус особи:
Існує до виникнення держави
Закріплюється соціальними нормами у довільному порядку, існує в усній формі
Заснований на загальнолюдських цінностях та принципах
Поширюється на все населення
Має внутрішній характер
Основними елементами змісту є права та обов"язки
Права та обов"язки мають єдиний зміст і невідокремлений характер
Права та обов"язки не пов"язані і реалізація права не залежить від виконання обов"язку іншим суб"єктом
Немає чітко визначеного механізму реалізації прав та обов"язків
Існує як загальний статус
Не залежить від громадянства
Гарантується суспільством
Порушення прав та невиконання обов"язків тягне застосування заходів громадського впливу.
Категория правового статуса - сравнительно новая в нашей науке. Раньше, до 60-х гг. прошлого века, она обычно отождествлялась с правоспособностью и не рассматривалась в качестве самостоятельной. Лишь в последующий период, с развитием юридической мысли, в 70-80-е гг. категория правового статуса получила достаточно широкую разработку, сформировалась как проблема и как одно из ключевых понятий правоведения, зафиксирована в законодательстве.
Несмотря на то, что правовому статусу личности в отечественной литературе уделяется значительное внимание, единства мнений по вопросу о его содержании, структурных элементах и функциях еще не достигнуто. Как отмечает Е.А. Лукашева, «споры о понятии правового статуса ведутся в основном вокруг определения набора входящих в него элементов». Наиболее часто содержание и структурные элементы правового статуса раскрываются через субъективные юридические права и обязанности личности как субъекта права. При этом подчеркивается, что «правовой статус закрепляется за субъектами права для того, чтобы они, используя правовую форму (принадлежащие им права и обязанности), могли достигать тех целей, в которых заинтересовано как общество в целом, так и каждый субъект права в отдельности».
В то же время ряд авторов расширяют структуру правового статуса личности. Например, Н.И. Матузов и А.В. Малько считают, что в структуру этого понятия входят следующие элементы: 1) основные права и обязанности; 2) законные интересы; 3) правосубъектность; 4) гражданство; 5) юридическая ответственность; 6) правовые принципы; 7) правовые нормы, устанавливающие данный статус; 8) правоотношения общего (статусного) типа. При этом права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса. Данное положение закреплено в ст. 64 Конституции РФ.
Такое расширение элементного состава структуры правового статуса личности встретило возражение ряда ученых. В частности, по мнению Е.А. Лукашевой, указанные элементы следует считать либо предпосылками правового статуса (гражданство, общая правоспособность), либо элементами, вторичными по отношению к основным (юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям), либо категориями, выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Понятие правового статуса, по ее мнению, следует четко ограничить категориями прав, свобод и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру.
Н.В. Витрук считает, что следует различать два самостоятельных понятия: правовое положение (статус) личности в широком смысле и правовое положение (статус) личности в узком смысле, реальную связь между которыми можно определить как отношение целого и части. Среди всех правовых явлений, характеризующих правовое положение личности, выделяется система юридических прав, свобод, обязанностей и законных интересов как основа, ядро, стержневой элемент правового положения личности, ее и следует определить как правовой статус личности. Наряду с правовым статусом, то есть системой прав, обязанностей и законных интересов, в правовое положение личности в качестве его структурных элементов входят гражданство и правосубъектность, а также юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов.
Рассмотрение структуры правового статуса всегда наталкивается на известный разнобой в терминологии. Для обозначения прав человека используются понятия «гражданские права», «конституционные права», «индивидуальные права», «основные права», «основные права и свободы». Мы не будем останавливаться на всех различиях терминологии, которые далеко не всегда несут четкую смысловую нагрузку. Однако, на наш взгляд, требуют пояснения различение прав и свобод, а также различение прав человека и прав гражданина, поскольку эти термины достаточно широко используются в российском законодательстве, и в частности в Конституции РФ.
Так, в тексте ст. 2 и в ряде других статей Конституции речь идет о правах и свободах человека. Может возникнуть вопрос о признаках, отличающих права человека от его свобод. Следует сразу подчеркнуть, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают социальные возможности человека в различных сферах, обеспечиваемые государством.
Вместе с тем анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания» (ст. 28); «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ст. 29); «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ст. 37). В отличие от этого термин «право» определяет более конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). Однако четкое разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с конкретно определенными правомочиями также именуют «свободами». Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в 18 - 19 вв.
Следует обратить внимание на проводимое в Конституции РФ разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для отечественного конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получавшего свои права «в дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного. Устанавливая различия между человеком и гражданином, новая Конституция РФ восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые были утверждены в результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право на счастье, - Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1791 г., Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
В чем смысл этого разграничения, «раздвоения» человека? Оно непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с государством, сужение сферы его самоопределения. Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация такого интереса осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного вмешательства.
Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой связи его с государством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).
Все статьи гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» последовательно проводят различение прав и свобод по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.
Наряду с этим в ст. ст. 31 - 33, 36 Конституции сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Это преимущественно политические права - право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия. Исключение составляет ст. 36, которая закрепляет социальное право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.
В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РФ: защита Отечества (ст. 59); возможность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяются запрет на высылку за пределы государства или выдачу другому государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство (ст. 62).
В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9); «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» (ст. 14) и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства. Однако ст. 25, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным и т.д.), применяет термин «каждый гражданин». Стало быть, за различением терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различение в правовом статусе индивида.
Рассмотрим теперь сущность элементов, составляющих правовой статус, - юридических прав и обязанностей.
Права личности в структуре правового статуса - это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.
Права личности как права гражданина конкретного государства (так же, как свободы и обязанности) являются частью объективного права, то есть определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права и одновременно это - субъективные права, поскольку они принадлежат гражданину как субъекту права. Субъективные права личности есть те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем.
Отметим, что нередко в правоведении встречается понимание субъективного права лишь как элемента конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который порождает данное отношение. В юридической литературе такая позиция была подвергнута критике. Справедливо отмечалось, что способ возникновения, форма проявления и реализации тех или иных прав не имеют принципиального значения для их характеристики как субъективных.
Нормативному установлению государством тех или иных прав личности обычно предшествуют соответствующие материальные и идеологические предпосылки как необходимые условия практической реализации этих прав. Однако нередко бывает и так, что соответствия между юридическими правами как определенным долженствованием и фактическими условиями их использования нет. В таком случае права личности могут существовать только на бумаге, не превращаясь в реальную возможность пользования социальными благами. Правовые возможности - это тоже социальные возможности, определенная их разновидность. Тем не менее, всякая юридическая возможность есть фактическая возможность пользования предусмотренными ею социальными благами. Здесь могут быть противоречия как проявление несовпадения «должного» и «сущего». Это связано с тем, что, во-первых, любая юридическая норма объективно не тождественна фактической социальной возможности, ею предоставляемой, и, во-вторых, юридическое, уже по субъективным причинам, не всегда совпадает по своему содержанию и смыслу с фактическим положением дел. В то же время значение правовой нормы, как правило, велико даже в тех случаях, когда ее содержание существенно расходится с реальностью. Ведь правовая норма не только может быть выражением фактических возможностей, но и выступает как необходимое средство «перехода» потенциальных возможностей (которые могут появиться лишь при определенных условиях в будущем) в возможности фактические, наличные. Например, законодательное провозглашение в России права всех граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду не означает, к сожалению, того, что каждый гражданин уже имеет фактическую возможность жить и работать в таких условиях. Однако такая юридическая норма позволяет заинтересованным гражданам и организациям требовать от государства ее обеспечения, а последнее обязано принимать все меры для защиты прав граждан, что практически может привести к желаемому результату. В частности, в соответствии с указанным правом граждане могут потребовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическими правонарушениями.
Нетождественность юридического и фактического хорошо видна и на примере реализации гражданами права на образование. Используя юридическую возможность получения высшего образования (поступление на учебу в вуз, бесплатный процесс обучения и др.), они далеко не всегда полноценно реализуют фактические возможности получения качественного образования (как из-за нерадивости студента, так и, не исключено, по причине невысокого уровня учебного процесса).
В правовой статус личности включается все многообразие прав, охватывающих самые различные стороны его деятельности. В соответствии со сферами деятельности человека можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и особенно из международных пактов по правам человека, и включает гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.
Гражданские (личные) права определяют свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства. К гражданским правам относятся право частной собственности; право на охрану семьи, материнства и детства; свобода совести; весь комплекс прав, обеспечивающих личную безопасность и неприкосновенность человека, гарантирующих эффективные меры судебной защиты каждому человеку в случае нарушения его прав; право на свободное передвижение и свободный выбор местожительства и др. Цель этих прав состоит в охране и защите той сферы, в которой проявляются индивидуальность и личностное своеобразие человека. Иными словами, речь идет об ограждении автономности личности, пространства действия индивидуальных, частных интересов.
Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся: право на свободу мысли; право беспрепятственно придерживаться своих мнений; право свободно искать, получать и распространять информацию; право на мирные собрания; право на свободу ассоциаций; право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным и др. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют неотъемлемую основу системы демократии и выступают как средство контроля за властью, как ценности, на которые власть должна ориентироваться, ограничивать себя этими правами, признавать и гарантировать их.
Культурные права нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды. В число этих прав входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, свобода литературного, художественного, научного и иных видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.
Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень; право на труд и свободный выбор работы; право на равную оплату труда за равный труд; право на социальное обеспечение; право на образование и др. Необходимый перечень этих прав закреплен в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, определяющем планку, ниже которой цивилизованное государство не должно опускаться.
Следует отметить, что не всегда при классификации прав то или иное право может быть безоговорочно отнесено к данной категории прав. Любое разделение прав на категории в какой-то мере условно. Так, право собственности является не только личным правом, обеспечивающим стартовые возможности самостоятельности личности, но и правом социальным, экономическим, связанным с удовлетворением материальных притязаний человека.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.
Обязанность - это объективно необходимое, должное поведение человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность - это как необходимое, так и возможное поведение. Человек совершает свой выбор не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность - это возможное позитивное поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.
Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса, как уже говорилось выше, распространяется на всех лиц, проживающих в государстве; выполнение ряда обязанностей возложено только на его граждан.
Включение обязанностей в правовой статус индивида не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, не могут быть реализованы.
Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей - это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности». В современном обществе люди должны осознавать ответственность друг перед другом, вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки. Проповедь крайнего индивидуализма неплодотворна для прав человека, она ориентирует на эгоистическое, анархическое своеволие и игнорирует значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и ответственность личности перед обществом.
Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанности - столь же важный и необходимый элемент правового статуса индивида, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создает нравственное взаимодействие между людьми. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.
В ст. 55 Конституции РФ также установлены основания ограничения прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Таким образом, правовой статус человека и гражданина в системе прав, свобод и обязанностей целенаправленно воздействует на создание устойчивых, сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений человека, общества и государства.
1. Правовий статус особи: поняття, структура, види
Правовий статус людини (особи) – це сукупність прав, обов’язків, законних інтересів, гарантії їх реалізації, що закріплені у законодавстві і характеризують особу як суб’єкта права . У правовому статусі ми можемо виділити соціально-політичний, економічний, ідеологічний, юридичний, психологічний, вольовий, моральний зміст. Усі вони, є гранями прояву правового статусу особи, його сутності. Водночас ця категорія об’єднує складний комплекс різноманітних соціальних зв’язків, інтересів, відносин.
У поняття загального правового статусу як найбільш широкої категорії, слід включити складові елементи змісту, які характеризують його структуру:
- правові принципи, що складають методологічну основу правового статусу;
- норми права, що встановлюють загальні для всіх права, свободи та обов’язки;
- правосуб’єктність, тобто можливість суб’єкта мати права та обов’язки та користуватися ними та нести відповідальність за свої дії;
- законні інтереси, що спонукають суб’єкта права до відповідних дій, або навпаки орієнтують його на дозволену нормами права пасивність;
- юридична відповідальність як обов’язок нести відповідальність за порушення правового статусу;
- громадянство, тобто такий правовий стан, який вказуючи про належність людини до відповідної держави, дає право на те, щоб розширити коло прав та обов’язків;
- правовідносини загального (статусного) характеру.
В загальних (статусних) правовідносинах перебувають усі особи стосовно держави, один до одного, реалізації своїх прав та обов’язків, їх захисту, гарантування й т. ін.
Ядром правового статусу є права та обов’язки, що реалізуються завдяки зв’язкам між їх носіями – правовідносинам. З вищезазначеного очевидно, що норми права та правовідносини загального (статусного) характеру, що виникають на їх основі, визначають правовий статус суб’єктів права.
Охарактеризувати правовий статус особи, означає розкрити місце, роль, положення та значення конкретної особи в суспільстві та державі, її можливості, цінність, вплив, принципи взаємовідносин з державою, з іншими людьми, що, в свою чергу, розкриває характер самого суспільства, його соціального ладу.
Правовий статус громадянина – це правове становище особи, що є громадянином певної держави.
В юридичній науці виділяють три види правового статусу особи :
- індивідуальний (приватний) статус – це правовий статус кожної конкретної особи, кожного окремого громадянина. Цих статусів стільки, скільки особистостей, громадян. Вони характеризуються неповторністю, як і люди – носії цих статусів. Індивідуальний статус визначає правове положення конкретної особи, конкретного громадянина, в суспільстві, державі;
- спеціальний (родовий) статус – сукупність елементів, що характеризують правове положення окремих категорій громадян та осіб (дітей, студентів, військовослужбовців, робітників, посадових осіб, членів тих чи інших організацій, інвалідів війни та праці, пенсіонерів та інших). Їх також існує велика кількість, хоча і значно менше ніж індивідуальних, саме через це їх повна класифікація майже неможлива. Лише найважливіші з них досліджуються окремими галузями права;
- загальний правовий статус – це статус людини як особистості, члена суспільства, громадянина, держави. Він єдиний для всіх, такий статус ще можна називати базовим .
На основі загального правового статусу потрібно розглядати статуси конкретних осіб або їх груп. Індивідуальні статуси ґрунтуються на загальному, який має ключову, вихідну роль. Відомо, що, виходячи з юридичного та фактичного становища особи в суспільстві, легко можна встановити соціальну природу цього суспільства, його позитивні та негативні сторони.
Загальний статус не може змінюватися без відома держави, законодавця, а індивідуальні статуси є більш динамічними, рухомими і можуть змінюватися за бажанням самих носіїв або через те, що в їх суспільній чи трудовій діяльності відбуваються зміни. Але такі зміни знову ж таки можуть відбуватися у межах загального статусу, не порушуючи його настанов.
У загальному правовому статусі складові частини – постійні, а в індивідуальному – змінні. Це не порушує принцип рівноправності громадян, тому що та чи інша особа може мати свій особливий індивідуальний статус, наприклад, відповідні пільги (ліквідатори аварії на Чорнобильській АЕС 1-ї категорії, інваліди праці тощо).
На індивідуальний правовий статус впливають такі фактори, як стать, вік, сімейний стан, професія і т. ін.
По-перше, будь-який правовий статус – це юридичний та фактичний правовий стан. По-друге, індивідуальні статуси дійсно залежать значною мірою від їх носіїв. Зміст, обсяг, характер правового статусу у громадян протягом життя змінюються не одноразово. Наприклад, громадянин був студентом, потім інженером, майстром, начальником цеху, головним інженером, директором підприємства, нарешті, пенсіонером. Його індивідуальний статус весь час змінювався, а загальний (як громадянина) залишався незмінним.
Загальний статус людини не залежить від зміни місця роботи або від соціального стану. Ця якість постійна, єдина та рівна. На відміну від правоздатності загальний правовий статус – не персоніфікована якість людини, не здібність особистості, а її становище у суспільстві.
Правовий статус індивіда тісно пов’язаний зі статусами інших осіб. Усі права та обов’язки людини мають значення та зміст лише тому, що вона взаємодіє з державою, суспільством, іншими суб’єктами, колективом, перед якими має зобов’язання, або має відповідне суб’єктивне право. На нашу думку, кожен повинен знати свій статус, свої права та обв’язки. Якщо ж особа не буде ознайомлена з ним, вона може поводитись всупереч вимогам норм права та інших соціальних норм.
Отже, правовий статус охоплює усю систему прав та обов’язків, які має відповідна людина, конкретний громадянин. Як важлива правова категорія, він має одночасно відповідати двом, здавалося б, несумісним умовам: по-перше, бути сталим, тобто не змінюватися за своїм змістом; по-друге, він повинен враховувати ті реальні зміни, що мають місце у суспільстві, та прямо чи безпосередньо зорієнтовані на людину, відповідну категорію людей тощо.