Критерии 4 категории объектов оказывающих негативное воздействие. Росприроднадзор сообщил, как определить, относится ли объект нвос к iv категории
В результате изменений в Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государство вводит новую категоризацию всех предприятий-природопользователей. После введения в действие данного закона было издано несколько Постановлений Правительства РФ, в которых предлагаются принципы разделения на категории.
Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ все объекты производства теперь делятся на 4 категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (объекты I категории);
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду (объекты II категории);
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты III категории);
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (объекты IV категории).
- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
- классификация промышленных объектов и производств;
- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Первая категория - это предприятия с самым высоким уровнем вредного воздействия на окружающую среду. К ней будут отнесены объекты по добыче и переработке полезных ископаемых, предприятия текстильной, кожевенной, бумажно-целлюлозной, пищевой, животноводческой отраслей, объекты энергетики, металлургии, предприятия химического синтеза, объекты обезвреживания и захоронения отходов, очистки сточных вод, мясокомбинаты, предприятия с электролитическим и химическим типом обработки сырья, производство оксида магния, работы с использованием органических растворителей. К объектам I категории относятся все вышеперечисленные, если в их выбросах или сбросах присутствуют вещества 1 и (или) 2 класса опасности .
Обратите внимание, что к 1 категории не относятся научно-исследовательские институты и лаборатории, использующие данные виды технологий для экспериментов и исследований.
Объекты 2 категории имеют несколько меньший уровень воздействия, сюда входят также объекты с применением наилучших доступных технологий. Краткий перечень отраслей включает объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы нефтепродуктов и газа, аэродромы с длиной взлетной полосы свыше 2100 м, объекты утилизации и склады пестицидов и агрохимикатов, крупные внутренние и морские порты, объекты хранения отходов, нефтепродуктов, объекты графитизации и газификации, производство силикатного кирпича, объекты по разведению КРС и МРС, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, объекты с расплавом минеральных веществ и др.
К 3 категории относятся все объекты, которые не входят в остальные категории. Это могут быть объекты других отраслей или перечисленные выше, но более низкой мощности. К данной категории требования по контролю еще ниже, они ограничиваются предоставлением отчетности о вредном воздействии в виде сбросов и выбросов, отходов производства и потребления и разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды.
Критерии отнесения:
- масса выбросов в воздух не более 10 тонн в год без веществ 1 и 2 классов опасности;
- отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов в воду;
- сточные воды только хозяйственно-бытовые и сбрасываются централизованно либо специальным организациям.
Кроме того, к объектам 4 категории относятся объекты по производству тепловой энергии мощностью менее 2 Гкал/час на газовом топливе (то есть, имеются бытовые котлы), при этом должны выполняться условия 2 и 3.
На данный момент Постановление Правительства о критериях отнесения предприятий еще не прошло всех этапов согласования, возможно, будут внесены доработки. Данный принцип разделения предприятий напоминает санитарную классификацию объектов и имеет множество недостатков. Критерии расплывчатые и не учитывают специфики производства. Критерий образования отходов вообще не учтен в классификации. Критерий сточных вод неоднозначен, так как многие предприятия вообще не имеют водоснабжения и водоотведения за ненадобностью.
Далеко не для всех отраслей есть дифференциация в зависимости от мощности производства, а некоторые отрасли вообще не учтены, хотя имеют большой уровень воздействия на окружающую среду. Таким образом, в ближайшее время категоризация будет проведена, и нас ожидают трудные и серьезные перемены в системе промышленной экологии. Будем ждать дополнительных изменений и разъяснений от государства и готовиться к данному процессу по мере возможностей.
Приветствую, уважаемые друзья! Сегодня мы поговорим об очередных глобальных изменениях экологического законодательства... что же предстоит сделать экологам предприятий в ближайшем будущем?
Заглянем в историю...
Так, в середине позапрошлого года был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ, которым были внесены значительные изменения в основной нормативный документ в рассматриваемой области - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ). Одним из изменений стало введение категоризации всех хозяйствующих субъектов в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:
1. объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ) (объекты I категории);
2. объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
3. объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
4. объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).
Деление хозяйствующих субъектов на категории направлено на решение ряда задач, включая повышение уровня контроля за опасными производственными объектами и, наоборот, снижение уровня контроля за объектами, оказывающими минимальное НВОС, уменьшение неоправданных экономических издержек предприятий, снижение нагрузки на контролирующие органы и др.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ). В целях реализации указанного положения в 2014 г. Минприроды России совместно с другими ведомствами был разработан проект, а затем спустя некоторое время согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 были утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
П.С: Как же подтвердить отнесение предприятия к нужной категории объектов, оказывающих негативное воздействие?
Так, согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, подлежат постановке на государственный учет ЮЛ и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией
В соответствии с п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.
На основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ в течение 2 лет со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. до 1 января 2017 г.) юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие НВОС, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ.
Постановка на государственный учёт объектов, оказывающих НВОС, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих НВОС, осуществляются без взимания платы.
Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Таким образом, на сегодняшний день форма заявки о постановке на государственный учёт, порядок создания и ведения Реестра и порядок формирования кодов объектов и присвоения их этим объектам не утверждены.
Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.
На этом у меня всё. До новых заметок!
В соответствии со статьей 4.2 ФЗ №7 "Об охране окружающей среды" объекты , оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории :
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории ;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории ;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории ;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории .
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление от 28 сентября 2015 г. N 1029).
Объект не подлежит постановки на учет в качестве негативного воздействия на окружающую среду, если :
1. отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
2. отстутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в окружающую среду;
3. отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд;
4. не осуществляются виды деятельности указанные в п.п. 1-4,7,8.
Регистрация заявок о постановке на учет объектов НВОС осуществляется с использованием программно-технического учета объектов. Доступ к данным Реестра пользователям, будет открыт до 1 декабря 2016 года.
Актуализация сведений выполняется на основании письма от 16 марта 2017 года N АС-03-04-36/5287 "Об актуализации учетных сведений объектов НВОС", в случае предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
- об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления;
сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, (далее - объектах НВОС) подлежат актуализации в реестре.
Для составления заявления и организации работ по отнесению к категории негативного воздействия на окружающую среду связвыйтесь с нами .
Помните ! За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по предоставлению сведений для актуализации учетных сведений в реестре предусмотрена административная ответственность в ст. 8.46 КоАП РФ:
- на должностных лиц: от 5 000 до 20 000 рублей;
- на юридических лиц: от 30 000 до 100 000 рублей;
Необходимый перечень документов:
- наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, с указанием идентификационного номера налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя и кода причины постановки на учет в налоговых органах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;
- сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
- сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности;
- сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
- сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат;
- сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;
- сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
- сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;
- сведения о программе производственного экологического контроля;
- сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
- информация о применяемых технологиях на объектах, отнесенных к I категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;
- информация о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;
- сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
- информация о консервации, ликвидации объекта, об изменении его местонахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект.
Порядок разработки:
v Сбор необходимого перечня документов ;
Процесс регистрации в Росприроднадзоре сопровождается внесением данных в федеральный или региональный реестр на базе заявительного документа от частного предпринимателя или юридического лица. Стоит отметить, что регистрация сопровождается тщательным анализом контролирующими органами каждого предпринимательского объекта. На основании этого устанавливаются категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Определение категории принадлежности предпринимательского объекта является обязательным процессом, который сопровождает процесс постановки на учет в Росприроднадзоре определенного предпринимательского объекта. Этот процесс был законодательно установлен в 2015 году, а после общественного рассмотрения, доработки, а также прохождения антикоррупционной экспертизы был установлен как законодательный акт.
Такой подход к постановке на учет объектов предпринимательства позволяет контролирующим органам проводить контроль объектов повышенного уровня в тех сферах, где загрязнение природы происходит наиболее интенсивно, а также с наиболее опасными последствиями, и, наоборот, уменьшить уровень контроля и внимания за теми категориями предпринимательства, которые незначительно воздействуют на окружающую среду. Это станет отличной предпосылкой для уменьшения уровня НВОС в целом, а также снижения нагрузки на органы контроля.
Четыре категории
Категоризация объектов промышленной деятельности, естественно, проходит на основании чего-то. В данном случае это специальные критерии отнесения объектов, оказывающих негативное действие, к определенной категории, среди которых можно выделить основные моменты:
- Масштабы предпринимательского объекта.
- Сфера, загрязняемая в ходе работы предпринимательства.
- Уровень загрязнения, который составляет исследуемый объект.
- Опасность отходов, им выбрасываемых, включая канцерогенные и мутагенные свойства.
- Присутствие некоторых особенностей, которые сопровождают работу с атомными энергиями.
Большое значение также имеет принадлежность предпринимательского объекта к определенной сфере. Так, сферы, которые требуют развития, естественно, будут сопровождаться поддержкой государства, даже если они имеют НВОС, ведь развитие экономики также играет существенную роль. Тем более, государство оказывает постоянное содействие для того, чтобы применение новых технологий становилось более доступно в промышленных масштабах, для эффективной нейтрализации предпринимательства в сфере окружающей среды.
В целом, все предпринимательские объекты имеют подразделение на четыре категории. Соответственно, первая будет иметь принадлежность к наиболее опасным предпринимательским объектам, а четвертая – к наименее опасным. Подробные критерии можно узнать из этого документа . Ниже мы рассмотрим общие критерии признания категорий.
Первая категория
Эта категория объединила в себе самые большие и интенсивно загрязняющие среду предпринимательские объекты, которые выбрасывают наиболее опасные для здоровья и экологии продукты переработки. Это могут быть как металлургические предприятия, химические, так и мясокомбинаты, и свиноводческие предприятия, поскольку их вклад в загрязнение самый большой. В законодательных документах есть оговорка, которая указывает на то, что одним из критериев для отнесения к этой категории предпринимательского объекта является наличие в выбросах опасных веществ 1-го и 2-го класса, обладающих наибольшими канцерогенными и мутагенными свойствами. Естественно, применяемые ставки и коэффициенты относительно этой категории будут самыми высокими.
Вторая категория
В этой категории объединяются предпринимательские объекты, которые оказывают НВОС, равное умеренному. Примерами таких предпринимательств могут стать атомные электростанции, производство силикатного типа кирпича, утилизационные промышленные объекты, а в сельском хозяйстве – объекты по разведению крупного рогатого скота.
Третья категория
Данная категория объединила в себе предпринимательские объекты, которые незначительно негативно воздействуют на окружающую среду. Эти объекты могут разрабатывать самостоятельно планы по нейтрализации негативного действия.
Четвертая категория
Объекты 4 категории, оказывающие негативное воздействие, делают это в самых минимальных масштабах. Сюда обычно относят структуры офисного, социального типа, образовательные структуры. Эта категория обычно освобождается от необходимости платить за НВОС, но окончательное решение к принадлежности ей определяется Росприроднадзором, поскольку даже если в распоряжении какого-либо офиса имеется котел газового типа для теплообеспечения, то объект могут отнести уже к третьей категории.
Итак, категория опасности, к которой могут отнести предпринимательский объект, определяется самим Росприроднадзором на основании тщательного анализа соответствия определенным критериям исследуемого предпринимательского объекта.
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее объект НВОС) - объект капитального строительства и/или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и/или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст. 4.2. Федерального закона "Об охране окружающей среды" объекты , оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
Объекты I категории - объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
Объекты II категории - объекты, оказывающие умеренное НВОС.
Объекты III категории - объекты, оказывающие незначительное НВОС.
Объекты IV категории - объекты, оказывающие минимальное НВОС.
Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений о нем (статья 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий».
Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I и II категории :
* Приказ Минприроды России от 18.04.2018 N 154 (начало действия документа от 13.07.2018г)
"Об утверждении перечня объектов, оказывающих НВОС, относящихся к I категории , вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее чем 60 процентов"
** <Письмо> Росприроднадзора от 04.10.2018 N ВС-04-03-36/21106 "О постановке объектов железнодорожного транспорта на государственный учет"
Критерии отнесения объектов НВОС к объектам III категории
1. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности , радиационных источников , содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.
2. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной для объектов I, II и IV категорий и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным для объектов IV категории.
Учитывая, что объекты НВОС III-ей категории в соответствии с положениями Федерального закона № 7-ФЗ представляют большую опасность для окружающей среды, чем объекты IV-ой категории, признаком отнесения объекта к III-ей категории является превышение уровней негативного воздействия, указанных для IV категории.
Критерии отнесения объектов НВОС к объектам IV категории
1. Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ.
*Перечень загрязняющих веществ , в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды утверждены распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.
*Классы опасности загрязняющих веществ установлены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.12.2017 N 165 "Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений"
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд , а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
2. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1.
3. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 1.
Если абонент осуществляет использование вод не только для бытовых нужд, то он подлежит отнесению к III категории.
Наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории . В случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные для всех категорий, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.