Поворот направо под красный сигнал светофора. Штрафы за проезд на запрещающий сигнал светофора
В городе начали эксперимент, в результате которого в правилах дорожного движения могут появиться изменения. В Москве стали ездить на красный, не нарушая правила! И это не шутка.
Водителям разрешили поворачивать направо на любой, даже запрещающий сигнал светофора, но только там, где появилась табличка с зеленой стрелкой и надписью: "Уступи всем и можно направо".
Перекресток улиц Мосфильмовской и Косыгина - один из первых, где разрешили поворачивать на красный. Чтобы для водителей новый указатель не стал неожиданностью, на дорогах появились предупреждающие об эксперименте таблички. Правда, некоторые водители уже отмечают - висят они слишком высоко, и внимание не привлекают.
Несмотря на это, автовладельцы на перемены реагируют быстро. По привычке зеленого сигнала ждут единицы, но находятся и такие, кому нужно время, чтобы освоиться. Пока одни привыкают, другие рассуждают о необходимости поворота на красный
Такая стрелка появилась на 5 перекрестках Москвы. Правила просты: водитель должен уступить дорогу тем, кто движется по главной, и пешеходам. А затем, при любом сигнале светофора, может повернуть направо. В 60х годах в нашей стране так уже ездили, правда через 5 лет от правила почему-то отказались. Попробовать еще раз предложили активисты проекта "Пробок.нет", которые уверены - там, где появятся указатели, лишний раз тормозить не придется.
"Это очень выгодно: происходит экономия топлива до 10-15% и сокращение пробок до 24%", - считает руководитель проекта "Пробок.нет" Александр Шумский.
Остается еще убедиться в безопасности таких поворотов. Главный вопрос - не ли станет больше наездов на пешеходов. Организаторы отвечают - новые указатели специально устанавливают там, где нет пешеходных переходов. У сотрудников ГИБДД дорожный прогноз тоже благоприятный.
"Выбрали вместе эти перекрестки, которые создают минимальные проблемы для пешеходов, максимально понятны для водителей. И главное условие - водитель, даже не разобравшись, может просто остановиться, и он не нарушит правила", - говорит начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Виктор Нилов.
Так уже давно ездят во многих странах. Одними из первых отказались стоять на светофорах в ожидании поворота американцы еще в начале прошлого века. Затем волну подхватили в Германии и других европейских странах. У наших соседей, украинцев, повороты по стрелке официально действуют 5 лет. Говорят, сначала опасались, но к росту ДТП новое правило не привело.
"Первые годы была какая-то неадекватная реакция, кто-то сигналил, что-то не понимал, а сейчас нормально всё", - рассказывает украинский автолюбитель.
Тестировать поворот по стрелке будут примерно два месяца. Кроме московских автовладельцев, участвовать в эксперименте будут еще и водители Белгорода. И если правила такой езды быстро усвоят, изменения внесут в ПДД. И тогда повороту на красный дадут зеленый свет во всех регионах страны.
Стало известно об утверждении нового государственного стандарта дорожных знаков. Чиновники называют его временным, однако действовать он будет еще, как минимум, три года - до осени 2020 года. Самым радикальным нововведением в привычный глазу отечественного водителя набор дорожных знаков станет появление знака, разрешающего при красном сигнале светофора в случае, когда этот маневр не помешает переходящим дорогу пешеходам. Напомним, что несколько лет назад этот аналог постоянно горящей зеленой «стрелочки направо» в качестве эксперимента появился на некоторых регулируемых перекрестках столицы.
По его окончании власти признали , но о дальнейшем распространении подобной практики ничего не было слышно до самого последнего времени. И вот теперь Росстандарт одобрил появление таких дорожных знаков. Но это не означает, что они теперь появятся на каждом перекрестке. Принимать решение об установке таких разрешающих , как и всегда, будут ГИБДД и представители местных властей.
Следующим нововведением в области дорожных указателей стало появление знака «Запрет въезда на перекресток в случае затора». Предполагается, что их будут устанавливать там, где на перекрестке нанесена желтая «вафельная» разметка. Принципиально - ничего нового. ПДД и так запрещают выезд на уже занятый машинами перекресток или если сразу за ним образовался затор.
Новый знак, фактически, будет стоять там, где установят камеры автоматической фиксации, настроенные штрафовать за выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Кроме того, в новый стандарт дорожных указателей внесен знак «Диагональный », для обозначения «зебр» такого типа. Характерно, что тут же появился знак «Выделенная трамвайная полоса». Скорее всего, его ввели для того, чтобы организовать возможность штрафовать водителей за выезд еще и на эту «выделенку». Сейчас, напомним, штраф за выезд на трамвайные пути, отделенные сплошной линией разметки, наказывается штрафом 500 рублей, тогда как поездка по , например в столице, обойдется в 3000 рублей штрафа.
Помимо этих изменений, в стандартах дорожных знаков и разметки появились новые изображения для «Направления движения по полосе», «Начала полосы», «Конца полосы» и «Перестроения на параллельную проезжую часть». Теперь, также, можно будет прямо на самом дорожном знаке указывать ту информацию, которую до сих пор полагалось размещать на дополнительных табличках, располагавшихся обычно под ним. Стоит также отметить, что отныне на дорожных знаках появятся «сезонные оговорки» их действия, как это принято в Европе. Там, к примеру, если на знаке ограничения нарисована «дождевая тучка», это значит, что знак действует только в сырую погоду.
Эксперимент, разрешающий водителям поворот направо при красном сигнале светофора, признан успешным. Нововведение, опробованное в течение года на 13 перекрестках в трех регионах России, по мнению первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, себя полностью оправдало.
«Игорь Шувалов на этой неделе отдал соответствующее поручение МВД, Минтрансу и Минпромторгу. К 1 октября они должны разработать и внести в правительство необходимые изменения в законодательные акты, чтобы разрешить водителям поворачивать направо на красный свет светофора, — рассказал «Газете.Ru» представитель секретариата первого вице-премьера. —
Эксперимент длился год, и результаты показали, что такие изменения возможны. Здесь важно отметить, что подобный опыт распространен во многих странах мира. Я думаю, что сегодня, когда культура автомобилистов у нас постепенно меняется в лучшую сторону, такие изменения были бы уместны и удобны для водителей».
Учитывая, что на обработку поступивших предложений, а также их принятие и внедрение понадобится время, скорее всего, новшество заработает не раньше следующего года.
Правило, разрешающее правый поворот на красный свет светофора, действительно применяется во многих странах мира, в том числе в США и Европе. На соответствующих перекрестках водитель перед маневром обязан пропустить всех участников движения и только потом совершить поворот. Благодаря этому послаблению пропускная способность перекрестка заметно возрастает, что помогает в борьбе с пробками.
В 2011 году опробовать подобную схему движения в России активисты общественных организаций предложили Владимиру Путину. Будучи еще премьер-министром, он дал поручение ГИБДД изучить этот вопрос.
Впрочем, в Госавтоинспекции к подобным нововведениям отнеслись скептически: когда год спустя в Госдуму поступил закон, отменяющий штраф за подобный маневр, в ведомстве его не поддержали.
И все-таки идея не была похоронена, и 19 июня 2013 года был дан старт эксперименту на 13 перекрестках. Между тем уже вскоре после его начала специалисты компании «Геолайф» отметили первые сложности на шести московских площадках: поворачивавшим направо машинам мешали припаркованные сразу за поворотом автомобили. Специалисты спустя месяц после начала эксперимента проанализировали его промежуточные итоги и пришли к выводу, что почти никакого положительного эффекта не наблюдается.
Тем не менее через год в правительстве пришли к выводу, что опыт других стран может оказаться полезен и в России. Позиция Игоря Шувалова в этом вопросе должна стать определяющей: именно он возглавляет правительственную комиссию по безопасности дорожного движения, курируя все автомобильные новшества в законодательстве.
Так как в настоящее время поворот на красный свет строго запрещен правилами и карается штрафом 1 тыс. руб., то правительству и Госдуме придется вносить изменения не только в ПДД, но и в КоАП РФ, регламентирующий наказание за то или иное нарушение.
К этому же сроку --1 октября — Шувалов попросил ГИБДД и правительство Москвы провести эксперимент по организации диагональных пешеходных переходов на регулируемых перекрестках. Такие перекрестки могут быть наиболее удобны в тех местах, где наблюдается большой поток пешеходов и относительно небольшой — машин.
Тем не менее, по словам представителя секретариата первого вице-премьера, этот вопрос еще нуждается в детальной проработке. «Такие переходы не везде применимы, но для каких-то определенных мест они, безусловно, могут быть полезны. Я думаю, это будут точечные перекрестки, там, где они реально способны повысить проходимость для пешеходов. Специалисты должны ответить на этот вопрос», — отметил собеседник «Газеты.Ru».
Утверждена новая редакция стандарта дорожных знаков. Она будет действовать, как минимум, до 2020 года. Главное нововведение - появление знака, разрешающего на перекрестке поворот направо при запрещающем сигнале светофора.
Стало известно об утверждении нового государственного стандарта дорожных знаков. Чиновники называют его временным, однако действовать он будет еще, как минимум, три года - до осени 2020 года. Самым радикальным нововведением в привычный глазу отечественного водителя набор дорожных знаков станет появление знака, разрешающего при красном сигнале светофора поворот направо в случае, когда этот маневр не помешает переходящим дорогу пешеходам. Напомним, что несколько лет назад этот аналог постоянно горящей зеленой «стрелочки направо» в качестве эксперимента появился на некоторых регулируемых перекрестках столицы.
По его окончании власти признали опыт удачным, но о дальнейшем распространении подобной практики ничего не было слышно до самого последнего времени. И вот теперь Росстандарт одобрил появление таких дорожных знаков. Но это не означает, что они теперь появятся на каждом перекрестке. Принимать решение об установке таких разрешающих знаков, как и всегда, будут ГИБДД и представители местных властей.
Следующим нововведением в области дорожных указателей стало появление знака «Запрет въезда на перекресток в случае затора». Предполагается, что их будут устанавливать там, где на перекрестке нанесена желтая «вафельная» разметка. Принципиально - ничего нового. ПДД и так запрещают выезд на уже занятый машинами перекресток или если сразу за ним образовался затор.
Новый знак, фактически, будет стоять там, где установят камеры автоматической фиксации, настроенные штрафовать за выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Кроме того, в новый стандарт дорожных указателей внесен знак «Диагональный пешеходный переход», для обозначения «зебр» такого типа. Характерно, что тут же появился знак «Выделенная трамвайная полоса». Скорее всего, его ввели для того, чтобы организовать возможность штрафовать водителей за выезд еще и на эту «выделенку». Сейчас, напомним, штраф за выезд на трамвайные пути, отделенные сплошной линией разметки, наказывается штрафом 500 рублей, тогда как поездка по «выделенке», например в столице, обойдется в 3000 рублей штрафа.
Помимо этих изменений, в стандартах дорожных знаков и разметки появились новые изображения для «Направления движения по полосе», «Начала полосы», «Конца полосы» и «Перестроения на параллельную проезжую часть». Теперь, также, можно будет прямо на самом дорожном знаке указывать ту информацию, которую до сих пор полагалось размещать на дополнительных табличках, располагавшихся обычно под ним. Стоит также отметить, что отныне на дорожных знаках появятся «сезонные оговорки» их действия, как это принято в Европе. Там, к примеру, если на знаке ограничения скорости нарисована «дождевая тучка», это значит, что знак действует только в сырую погоду.
Следующим нововведением для автомобилистов может стать уменьшение ширины полос
Отныне водителям дозволено нарушать Правила дорожного движения без страха быть оштрафованными. 19 июня на 6 перекрестках в Москве и на 4 в Белгороде начался эксперимент, разрешающий поворачивать направо на красный свет. О такой возможности свидетельствует прикрепленная к светофору табличка с зеленой стрелкой и надписью «Уступи всем, и можно направо».
«МК» вместе с руководством ГАИ и сотрудниками Probok.net побывал на официальном старте эксперимента, понаблюдал за поведением автомобилистов и узнал о планах ГАИ.
Правый поворот с Мосфильмовской на улицу Косыгина — именно это место официальные лица выбрали для торжественной церемонии. В 13.05 рабочий расчехлил новый знак, и... первым на красный свет бесстрашно проехал грузовик «ЗИЛ». Водители же легковушек, вглядываясь в надпись, казалось, не верили своим глазам. Многие предпочитали для верности дождаться зеленого сигнала светофора.
На первых же минутах у меня возникло некое недопонимание. Даже не каждый опытный автомобилист может рассчитать свои силы и вписаться в поворот до того, как дорога заполнится потоком машин. А что уж говорить о чайниках, коих в Москве немало... Не подействует ли нововведение в ущерб безопасности? И не откажутся ли страховые компании возмещать ущерб, если на «экспериментальном» месте одна за другой начнут происходить аварии?
— Около двух лет назад мы встречались с Владимиром Путиным, я рассказал ему об идее правого поворота на запрещающий сигнал светофора, и он дал поручение ГАИ проработать этот вопрос, — говорит руководитель Probok.net Александр Шумский. — Мы в свою очередь опрашивали водителей и выяснили: в Москве можно установить «зеленые стрелочки» не меньше чем в сотне мест. Правда, пока еще не все согласны с новшеством — примерно 20 процентов участников движения выступают против.
Для эксперимента специалисты выбирали участки дорог с хорошей геометрией, с хорошей видимостью, с максимальной безопасностью для пешеходов. На всех перекрестках, кроме одного белгородского, нет зебр. «Это сделано специально, чтобы не экспериментировать над пешеходами, нам крайне важна безопасность участников дорожного движения», — говорит Александр Шумский.
По данным исследования компании «Геолайф», при разрешении правого поворота на красный пропускная способность дороги может увеличиться почти на четверть. Но безопасность куда важнее. Нужно убедиться, что такой способ регулирования не увеличит количество аварий. Итоги эксперимента будут подведены до конца года. Если новшество признают успешным, правый поворот на красный пропишут в Правилах дорожного движения.
Как быть, если в случае аварии страховая компания задаст резонный вопрос: почему водитель поехал на красный свет, ведь «зеленая стрелка» не закреплена в нормативах?
— В Правилах дорожного движения сказано: водитель обязан уступить дорогу непосредственно транспорту, следующему в поперечном направлении, и пешеходам, пересекающим это направление, — отвечает заместитель начальника Управления ГИБДД Москвы Евгений Ефремов. — Можно считать, что новый знак с зеленой стрелкой — это та же правоповоротная секция, работающая в постоянном режиме, только не электронная. Если у страховой компании возникнут вопросы, мы ответим: да, проводится такой эксперимент, правоповоротная секция выполнена в более экономичном, энергосберегающем варианте — на металлическом щите (новый знак стоит 300 рублей, а обычные секции — 5 тысяч. — Авт.). Это не противоречит правилам проезда перекрестков. Страховщики должны возместить ущерб.
Между тем «зеленые стрелки» могут стать первым резонансным новшеством в череде последующих. Транспортники уверены: многие нормативы устарели и подлежат пересмотру.
— На заседании рабочей группы Общественного совета при МВД вместе с коллегами из Минтранса мы обсуждали много вопросов, в том числе связанных и с организацией движения. Пришли к выводу, что достаточно много нормативов не отвечают реалиям времени. Нужно искать новые решения и в дорожной разметке, и в знаках, и в системах регулирования, — говорит начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Нилов. — Если мы устанавливаем дополнительную секцию, нам надо менять режим регулирования. А такой дорожный знак значительно упрощает дело. Мы просим участников дорожного движения оценить нововведение — стоит ли эта идея продолжения или лучше вернуться к прежней системе регулирования?
Предложений по совершенствованию нормативов в области организации движения очень много, продолжает глава ведомства. Так, сейчас отрабатывается идея пересечения пешеходами наземного перехода по диагонали, а не буквой «Г», как сейчас. Кроме того, специалисты просчитывают возможность уменьшения ширины полос на дорогах.
В Москве направо на красный можно повернуть:
с Велозаводской улицы на Автозаводскую;
с Нагатинской улицы на проспект Андропова;
с 3-го Крутицкого переулка на Новоспасский проезд;
на площади Крестьянской Заставы: с 3-го Крутицкого переулка в сторону Волгоградского проспекта;
с улицы 1905 года на Звенигородское шоссе;
с Мосфильмовской на улицу Косыгина.
В Белгороде:
с проспекта Богдана Хмельницкого на Белгородский проспект;
с проспекта Богдана Хмельницкого на улицу Мичурина;
с улицы Щорса на бульвар Юности.
КАК БУДУТ ШТРАФОВАТЬ ЗА ПРОЕЗД НА КРАСНЫЙ СВЕТ
НАШ ЭКСПЕРТ
Алексей РЕУТ, член Межреспубликанской коллегии адвокатов:
Даже если предположить, что новация с поворотом направо при запрещающем сигнале светофора найдет свое отражение не только в актах столичных властей (любопытно было бы посмотреть на документальное оформление эксперимента, явно противоречащего федеральным законам), но и в Правилах дорожного движения, водителю при исполнении такого маневра надо быть крайне осторожным. Потому что п. 8.1 ПДД никто и никогда не отменит. А пункт этот говорит о том, что «перед любым маневром водитель должен убедиться в его безопасности и не создавать опасность, а также помехи другим участникам дорожного движения». Иными словами, если при правом повороте на красный вы зацепите другого участника движения («конного» или пешего), то в 99% случаев будете виновны. И, повторю, при этом совершенно не важно, совершаете вы этот маневр в порядке эксперимента или с разрешения правительства.
А КАК У НИХ?
В целом на территории Евросоюза запрещен правый поворот на красный, кроме случаев, когда он явно разрешен (это может быть указано зеленой стрелкой на красный свет, мигающей желтой стрелкой на красный свет или постоянно установленной табличкой с зеленой стрелкой). В некоторых европейских странах разрешается поворачивать на красный свет направо велосипедистам. К примеру, это позволено в Голландии при наличии знака с оповещением о возможности поворота в правую сторону тем, кто едет на велосипедах и иногда на мопедах. В Германии также разрешается поворачивать направо на красный свет после полной остановки и при наличии соответствующего указателя. В Польше разрешен поворот на красный свет после полной остановки транспортного средства и при наличии специального дорожного знака. Правый поворот на красный действует в западных штатах США более полувека, тогда как восточные штаты приняли его в 1970-е для экономии горючего. Все 50 штатов разрешают правый поворот на красный с 1 января 1980 года, кроме случаев, когда данный маневр явно запрещен. В 1992 году правый поворот на красный был закреплен в федеральном законе. В Канаде (за исключением Монреаля) правый поворот на красный свет разрешен после полной остановки во всех местах, где это явно не запрещено знаком.