Поставка товара частями неустойка по 44 фз.
Нарушение контракта о госзакупках всегда ущемляет права одного из участников. В законодательстве отдельно оговариваются случаи просрочки выполнения договоренностей по соглашению. Это грозит нарушителю выплачиванием неустойки (штрафы, пени).
Контракт обычно прописывает права и круг обязанностей обеих сторон, между которыми он заключается. Нередко случается, что одна из сторон (подрядчик или заказчик) нарушает положения документа. Закон в данном случае встает на защиту интересов пострадавшего лица и определяет размеры неустойки, которую обязательно будет выплачивать виновник просрочки выполнения договоренностей по контракту. Этот вопрос рассматривается в статье 34 ФЗ-44.
Штрафные санкции по 44-ФЗ для исполнителя упоминаются в части 8 действующего ФЗ, однако точные данные по этому вопросу описаны в Правилах (об определении размера штрафов-неустойки). Неустойка, а именно штрафы, начисляются только за неподобающее исполнение или абсолютное невыполнение обязательств. Сюда относят недобросовестное выполнение сборки, обнаруженный брак или поставка товара в неполной комплектации. За просрочку выполнения обязательств назначается пеня — другой вид оплаты неустойки.
Величина штрафа зависит от цены контракта. Значение является фиксированной суммой и указывается в содержании документа. Рассмотрим величину штрафа для исполнителя и заказчика:
Для исполнителя
- если цена контракта не больше 3 млн. руб. — 10% от стоимости;
- если цена от 3 млн. — 50 млн. рублей — 5%;
- от 50 — 100 млн. руб. — 1%;
- больше 100 млн. руб. — 0,5%.
Для заказчика
- в первом случае — 2,5% от цены контракта;
- во втором — 2%;
- в третьем — 1,5%;
- и в четвертом — 0,5%.
Избежать наложения штрафа можно, если обвиняемая сторона докажет, что произошедшее случилось не по его вине, а в силу непреодолимых обстоятельств или по вине других лиц.
Расчет неустойки по 44-ФЗ
Размер пени четко оговорен в тексте статьи 34 ФЗ-44 в части 5. По содержанию этой части значится, что неустойка (пеня) начисляется обвиняемому за каждый день просрочки контракта.
Для заказчика неустойка (пеня) определяется в размере 1/300 от учетной ставки ЦБ РФ за каждый день неуплаты (просрочки) от невыплаченной вовремя суммы. Рассмотрим на соответствующем примере расчет неустойки:
Цена контракта составляет 500.000 рублей. Дата, которая считается последней для перечисления оплаты исполнителю — 18 июля. Заказчик выплатил всю сумму только 29 июля. Рассчитаем размер неустойки за просрочку выполнения обязательств:
500.000 руб. х (1/300 х 9%) х 11(количество дней между последним сроком оплаты и днем окончательной оплаты) = 1649 рублей 99 копеек.
Если в срок было уплачено только часть суммы (например 300.000 рублей), а остальные деньги (200.000 рублей) были переведены с просрочкой, то
200.000 рублей х (1/300 х 9%) х 11 = 659 рублей 99 копеек
Размер неустойки (пени) нельзя изменить по соглашению сторон, закон этого не позволяет.
Формула расчета пени для исполнителя по 44-ФЗ за просрочку договоренностей следующая:
Пени = (Цена контракта — Стоимость фактического выполнения обязательства) х Размер ставки
Ставка рассчитывается так:
Ставка = Учетная ставка ЦБ с коэф. К х Количество дней просрочки
Коэффициент К:
Коэф. К = Количество дней просрочки / Период выполнения обязательств х 100%
Если К:
- 0-50%, то ставка 0,01;
- 50-100%, то ставка 0,02;
- больше либо равно 100%, то ставка 0,03.
Чтобы понять сложный подсчет, рассмотрим пример расчета неустойки (пени) за просрочку поставки товара по 44-ФЗ:
Допустим, что цена контракта равна 500.000 рублей, а срок исполнения договора — 30 дней. Исполнитель не выполнил условия контракта и количество дней просрочки составляет — 12 дней.
Рассчитываем коэффициент К: (12/30) х 100% = 40%
40 процентов попадает в диапазон от 0 до 50% и, следовательно, ставка = 0,01 значения учетной ставки ЦБ (на 2017г. — 9%)
Рассчитываем ставку: (0,01 х 0,09) х 12 = 0,0108 (или 1,08%)
Наконец рассчитываем неустойку за просрочку: (500.000 руб. — 0 руб.) х 1,08% = 5400 рублей.
Про все виды неустоек — штрафы, пени, должно быть упомянуто в контракте между заказчиком и исполнителем. Исключением считается, если закупка производится у единственного поставщика:
- на сумму не больше 100 тысяч руб.;
- на заключение договора на посещение зоологического парка, кино, музея, театра и т. д.;
- лекарств.
В вышеуказанных случаях заказчик может не прописывать в контракте размеры неустойки.
Скачать ФЗ-44
ФЗ-44 регулирует осуществление госзакупок. Описывает правила подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе, уточняет информацию, которая должна быть упомянута в заявке, а также о взимании неустойки за нарушение контракта или его просрочку.
ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .
Поставщики и реализаторы товаров неразрывно связаны. От качества поставок зависят доходы продавца, который, при оперативной реализации закупок, повторно закажет товар у поставщика. На сохранение круговорота влияет и качество продукции, и соблюдение сторонами условий контракта. На территории РФ это регулируется ФЗ 44 «О контрактной системе в сфере закупок», за счет описанных штрафов и ответственности перед законом, описанной в статье 107 ФЗ 44.
В сфере закупок распространены случаи, когда заказчик или поставщик нарушает обязательства или не выполняет их в полном объеме. Для поставщика это передача некачественного товара, или меньшего количества, чем указано в договоре. Для продавца - неполная оплата при закупке продукции. Иногда нарушения происходят по причине незнания одной из сторон законодательства в целом и ФЗ 44 - в частности.
Административные штрафы в ФЗ 44 учитывают эти схемы. Их размеры изменяются в зависимости от степени тяжести нарушения. Изменения, вносимые в ФЗ 44, призваны регулировать этот момент, и оставлять суммы на соразмерном правонарушению уровне.
Ответственность за нарушения по контрактной системе
Административные наказания за неисполнение контракта по ФЗ 44 различаются. Это касается размеров выплачиваемых сумм. Они рассчитываются в процентном соотношении от цены контракта.
Наиболее уязвимой остается сфера государственных закупок, рассматриваемая ФЗ 44. Поэтому, последние нововведения в законодательстве РФ затрагивают данный вопрос.
Правонарушения со стороны заказчиков, хоть и редки, но случаются, и за них предусмотрены санкции по ФЗ 44. В результате последних редакций закона, наказание, в соответствии с кодексом об административных правонарушениях, кроме заказчика, несут:
- должностные лица официальных органов;
- лица, входящие в комиссию по осуществлению госзакупок;
- специализированные организации;
- операторы электронных площадок;
- стороны сделки.
Но и поставщики могут допустить свои виды нарушений по ФЗ 44. Среди них в юридической практике самые распространенные:
- просроченный договор;
- частично выполненные или невыполненные обязательства;
- несоблюдение законодательных формальностей.
За все нарушения ФЗ 44 взыскивается пеня, и ее размер растет с увеличением срока просрочки. Она может дополняться штрафами или принимается решение об одностороннем разрыве контракта.
Штрафные санкции для заказчика
По ФЗ 44 от 5 апреля 2013 года, штрафы в сфере закупок теперь регулируются статьями 7.29-7.32.1 КоАП. Обычно, заказчики обходятся без правонарушений по ФЗ 44, но всегда остается вероятность ошибки или неверно истолкованных нормативов законодательства.
Все нарушения закона о контрактной системе влекут за собой административную ответственность. Сумма выписываемых штрафов по ФЗ 44 варьируется от 5 тыс. рублей, за просрочку возврата денег не более чем на 3 дня, и до 1 миллиона - за отказ или уклонения поставщика вооружения РФ от заключения контракта на государственный оборонный заказ.
Наказание за сроки
Как уже говорилось выше, длительность просрочки влияет на размер пеней ФЗ 44, которые нарушитель обязан выплатить. Стоит привести примеры штрафов по 44 ФЗ за нарушение сроков оплаты по контракту.
За нарушение сроков контракта заказчиком, размер штрафа по ФЗ 44 составляет 3 тыс. рублей, если длительность просрочки не превысила 2 рабочих дня. Для государственных оборонных заказов, с тем же нарушением сроков, сумма увеличивается до 30 тыс. рублей. По ФЗ 44, для операторов электронной площадки с аукционами, за нарушение сроков блокировки выносится наказание об уплате 15 тыс. рублей. Юридическое лицо могут оштрафовать на 50 тыс. рублей, если им нарушен порядок закупки информации и документов, указанный в ФЗ 44, и нарушение сроков не превышает одного рабочего дня.
Таблица штрафов за нарушение 44 ФЗ
Номер статьи КОАП |
Текст правонарушения ФЗ 44 |
Административная ответственность по ФЗ 44 |
|
Часть 1, ст. 7.29 |
Нарушение требований, предъявляемых законодательством РФ к способу определения поставщика при закупке продукции. |
Штраф в 30 тыс. руб. |
|
Часть 2, ст. 7.29 |
Игнорирование необходимости проведения конкурса или аукциона для определения поставщика. |
Штраф 50000 руб. |
|
Часть 2.1, ст. 7.29 |
Заказчиком было принято решение о проведении конкурса или аукциона в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, или он нарушил порядок и сроки направления, нужного для заключения контракта с единственным поставщиком. |
Штраф 50000 руб. |
|
Часть 3, ст 7.29 |
Должностное лицо включило в план-график закупок товары, не соответствующие целевому назначению, указанному в документе, или обладающие максимальной ценой, без должного обоснования. |
Штраф в 20-50 тыс. руб. |
|
Часть 3, ст. 7.29 |
Должностное лицо не обосновало начальную стоимость контракта или закупаемого товара. |
Штраф в 30 тыс. руб. |
|
Часть 3, ст. 7.29 |
Был нарушен порядок/сроки общественного обсуждения по вопросу закупок, или оно не было проведено. |
Штраф в 30 тыс. руб. |
|
Часть 1, ст. 7.29 |
Нарушение установленного законодательством РФ в ФЗ 44 срока утверждения планов-графиков закупок. |
Штраф 30000 руб. |
|
Часть 1. ст. 7.30 |
Пропуск сроков размещения информации о проведении конкурса или аукциона на 2 дня или меньше. |
Штраф в 5 тыс. руб. — для должн. лиц,
в 15 тыс. руб. — для юр. лиц |
|
Часть 1.1, ст. 7.30 |
Пропуск сроков размещения информации о проведении конкурса или аукциона более чем на 2 дня. |
Штраф в 30 тыс. руб. — для должн. лиц, в 100 тыс. руб. — для юр. лиц |
|
Часть 1.2, ст. 7.30 |
Пропуск сроков размещения информации и документов, при запросе котировок и предложений, или проведения закупок у одного поставщика, на 1 день или меньше. |
Штраф в 3 тыс. руб. — для должн. лиц, в 10 тыс. руб. — для юр. лиц |
|
Часть 1.3, ст. 7.30 |
Пропуск сроков размещения информации и документов, при запросе котировок и предложений, или проведения закупок у одного поставщика, на 1 день или больше. |
в 50 тыс. руб. — для юр. лиц |
|
Часть 1.4, ст. 7.30 |
Нарушение установленного ФЗ 44 порядка при предоставлении документации конкурса или аукциона, или при приеме заявок на участие в них. | Штраф в 15 тыс. руб. — для должн. лиц,
в 50 тыс. руб. — для юр. лиц |
|
Часть 1.5, ст. 7.30 |
Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, менее чем через 10 дней с момента внесения соответствующих поправок в план-график. | Штраф 30000 руб. | |
Часть 1.6, ст. 7.30 |
Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, при отсутствии соответствующего момента в плане-графике. | Штраф 30000 руб. | |
Часть 1.7, ст. 7.30 |
Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, при наличии предписания о необоснованности закупки. | Штраф 30000 руб. | |
Часть 2, ст. 7.30 |
Отказ в участии в аукционе или конкурсе на основаниях, не указанных в ФЗ 44, или нарушение порядка рассмотрения заявок. | ||
Часть 2.1, ст. 7.30 |
Наличие нарушений в протоколе, определяющем поставщика. | Штраф в 10 тыс. руб. | |
Часть 3, ст. 7.30 |
Несоблюдение требований ФЗ 44 по вопросу размещения информации и документов. | Штраф в 50 тыс. руб. — для должн. лиц,
в 500 тыс. руб. — для юр. лиц |
|
Часть 4, ст. 7.30 |
Лицом предъявлены не описанные в ФЗ 44 требования к участникам закупки. | 1% от начальной цены контракта, с ограничениями — от 5 до 30 тыс. руб. | |
Часть 4.1, ст. 7.30 |
Установленные на объект закупки требования, ограничивающие количество участников конкурса или аукциона, кроме случаев, указанных в ФЗ 44. | 1% от начальной цены контракта, с ограничениями — от 10 до 50 тыс. руб. | |
Часть 4.2, Ст. 7.30 |
Документация на конкурс или аукцион, на запросы предложений или котировок утверждена с нарушением законодательных требований ФЗ 44. | Штраф в 3 тыс. руб. | |
Часть 6, ст 7.30 |
Отклонение или прием заявки на незаконных основаниях, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками и их последующей оценки. | 5% от начальной цены контракта - до 30 тыс. руб. | |
Часть 7, ст. 7.30 |
Незаконное определение победителя в конкурсе или аукционе | Штраф 50000 руб. | |
Часть 8, ст. 7.30 |
Незаконное уменьшение сроков подачи заявок. | Штраф в 30 тыс. руб. | |
Часть 11, ст. 7.30 |
Закупки у малых предпринимательств или социальных некоммерческих организаций осуществлялись в меньших размерах, чем те, которые предусмотрены ФЗ 44. | Штраф 50000 руб. | |
Часть 13, ст. 7.30 |
Сроки подписания документов для проведения конкурсов и аукционов, оформления запросов на котировки и предложения, просрочены на срок до двух дней. | Штраф в 3 тыс. руб. | |
Часть 14, ст. 7.30 |
Сроки подписания документов для проведения конкурсов и аукционов, оформления запросов на котировки и предложения, просрочены на два дня или более. | Штраф в 30 тыс. руб. | |
Часть 1, ст. 7.31 |
В реестре недобросовестных поставщиков была внесена информация, не соответствующая действительности. | Штраф 50000 руб. | |
Часть 2, ст. 7.31 |
Просроченная подача или ненаправление информации для реестров недобросовестных поставщиков, и контрактов, заключенных заказчиками. | Штраф в 20 тыс. руб. | |
Часть 1, ст. 7.31.1 |
Возврат денег, внесенных для обеспечения заявки на участие в конкурсах при определении поставщика, был просрочен на три дня или меньше, и/или имело место нарушение порядка их возврата, описанное ФЗ 44. | Штраф в 5 тыс. руб. - для должн. лиц,
в 30 тыс. руб. - для юр. лиц |
|
Часть 2, ст. 7.31.1 |
Возврат денег, внесенных для обеспечения заявки на участие в конкурсах при определении поставщика, был просрочен на три дня или больше, и/или имело место нарушение порядка их возврата, указанное в ФЗ 44. | Штраф в 15 тыс. руб. - для должн. лиц,
в 90 тыс. руб. - для юр. лиц |
|
Часть 1, ст. 7.32 |
В условиях исполнения контракта, или при определении поставщика были допущены нарушения положений ФЗ 44. | 1% от цены контракта, от 5 до 30 тыс. руб. - для должн. лиц
1% от цены контракта, от 50 до 300 тыс. руб. |
|
Часть 2, ст. 7.32 |
В условиях исполнения контракта, или при определении поставщика были допущены нарушения положений ФЗ 44, что привело к дополнительным расходам в бюджете или меньшему объему поставляемых услуг/товаров. | Двойная стоимость издержек | |
Часть 3, ст. 7.32 |
Должностное лицо уклонилось от подписания контракта, или нарушило сроки его заключения, указанные в ФЗ 44. | Штраф 50000 руб. | |
Часть 4, ст. 7.32 |
Изменение пунктов контракта на основаниях, не предусмотренных ФЗ 44. | Штраф в 20 тыс. руб. - для должн. лиц, | |
Часть 5, ст. 7.32 |
Изменение пунктов контракта на основаниях, не предусмотренных ФЗ 44, что привело к дополнительным расходам в бюджете или меньшему объему поставляемых услуг/товаров. | Двойная стоимость издержек | |
Часть 6, ст. 7.32 |
При одностороннем отказе выполнить условия контракта, был нарушен официальный порядок его расторжения, приведенный в ФЗ 44. | Штраф в 50 тыс. руб. - для должн. лиц,
в 200 тыс. руб. - для юр. лиц |
|
Часть 7, ст. 7.32 |
В результате действия/бездействия должностного лица или индивидуального предпринимателя был нанесен вред общественным интересам, и его степень недостаточна для уголовной ответственности. | От 5 до 15% от общей стоимости невыполненных или нарушенных обязательств (сумма составляет от 30 тыс. руб.), или дисквалификация - до 2 лет - для должн. лиц или ИП,
от 100 до 300% от общей стоимости невыполненных или нарушенных обязательств (сумма составляет от 300 тыс. руб.) - для юр. лиц |
|
Часть 8, ст. 7.32 |
Нарушение требований ФЗ 44, наряду с другими нормативными актами законодательства РФ, связанными с контрактной системой в сфере закупок, при изучении результатов проведенных работ или поставленных товаров. | Штраф в 20 тыс. руб. | |
Часть 9, ст. 7.32 |
Должностное лицо не отправило мотивированный отказ от принятия заказа, или не составило перечень документов, указанных в ФЗ 44. | Штраф в 20 тыс. руб. | |
Часть 10, ст. 7.32 |
Должностным лицом была принята работа, не соответствующая условиям контракта, что повлекло за собой увеличенные расходы из бюджета РФ. | Штраф в От 20 до 50 тыс. руб. | |
Часть 11, ст. 9.16 |
Закупленные товары не соответствуют требованиям их энергоэффективности. | Штраф в 30000 руб. - для должн. лиц в 100000 руб. - для юр. лиц | |
Часть 7, ст. 19.5 |
Предписания от официальных органов не выполнены к установленному времени. | Штраф в 50000 руб. - для должн. лиц в 500000 руб. - для юр. лиц | |
Ст. 19.7.2 |
Лицо не предоставило или пропустило сроки предоставления в уполномоченные органы, контролирующие сферу закупок, информации и документов, указанных ФЗ 44. | Штраф в 15000 руб. - для должн. лиц,
в 100000 руб. - для юр. лиц |
Нарушения данного ФЗ грозят серьезными штрафными санкциями, найти деньги на погашение которых — не всегда просто, однако выход есть. Можно оформить срочный банковский заем и рассчитаться с долгом в тот же день. Предложения
Скачать текст закона
В закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб», с момента его вступления в силу, продолжают вноситься изменения и поправки. Ознакомиться с редакцией ФЗ 44 от 7 июня 2017 года, можно .
Претензионная работа по 44-ФЗ (закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ) осуществляется как с целью взыскания штрафов/пеней с нерадивых поставщиков, так и для предъявления им исков в последующем. Именно претензионная работа, хоть она и не прописана непосредственно в законе, позволяет обозначить и восстановить нарушенные права заказчика. Об особенностях ее ведения и расскажет наша статья.
Претензионная работа по контрактам
Под претензией понимаются письменно изложенные (что обеспечивает большую доказательственную силу) требования заказчика к исполнителю в случае обнаружения недостатков поставляемых товаров (услуг) либо ненадлежащего исполнения обязательств контракта. Претензионная работа проводится на досудебной стадии разбирательств и начинается со сбора доказательств неисполнения положений договора, которые и будут заявлены в претензии.
Данный документ составляется в случаях:
- нарушений, связанных со сроками, объемами, ассортиментом поставок (услуг);
- низкого качества выполняемых работ (предоставляемых услуг, поставляемых товаров);
- указаний проверяющих органов на неисполнение части контракта;
- иных нарушений договорных условий.
Ведение претензионной работы — обязательное условие для судебного урегулирования большинства гражданско-правовых споров в арбитражных судах (ч. 5 ст. 4 АПК РФ), т. е. иск к производству принимается только при условии соблюдения досудебного порядка устранения разногласий по договору. Это требование в полной мере распространяется и на споры, возникающие в ходе исполнения государственных контрактов.
Особенности претензионной работы в свете закона о контрактной системе
Согласно ч. 3 ст. 94 закона № 44-ФЗ взаимодействие заказчика с поставщиком при нарушении одним из них условий контракта либо применение мер ответственности при неисполнении условий также входит в комплекс мер по размещению заказа. На заказчика законом возложено обязательство контролировать действия поставщика, связанные с соблюдением договоренностей (ст. 101). В сам же контракт должно быть вписано условие об ответственности сторон договора за ненадлежащее исполнение либо неисполнение взятых обязательств (ч. 4 ст. 34).
Так, ст. 34 закона № 44-ФЗ прямо указывает на право заказчика потребовать от поставщика в случае:
- ненадлежащего исполнения контрактных условий — штрафа (фиксированной суммы);
- просрочки исполнения контрактных обязательств — пени (1/300 ставки ЦБ РФ от просроченной неуплаченной суммы в день).
При этом в любом случае при неисполнении контракта либо его части заказчик должен направить поставщику претензию с требованием о выплате неустойки (ч. 6 ст. 34).
Претензионная работа при исполнении контракта
Уже на следующий день после выявления факта неисполнения либо просрочки выполнения контракта заказчик вправе направить в адрес контрагента требование о том, чтобы тот либо устранил недостатки, либо перечислил деньги в счет уплаты неустойки.
Не знаете свои права?
Непосредственно в претензии указываются:
- детальное описание сути и причин требований заказчика со ссылками на соответствующие условия контракта и нормативные акты;
- максимальный срок устранения недостатков (ответа на претензию) с указанием права заказчика обратится в суд в случае нарушения этих сроков (обычно на ответ дается от 10 до 30 дней);
- расчет пени либо указание суммы штрафа с обоснованным полным расчетом;
- иные сведения, которые будут способствовать скорейшему понуждению контрагента к выполнению взятых им обязательств;
- реквизиты заявителя и контрагента;
- перечень документов, приложенных для подтверждения правомерности требований.
Требования выражаются в произвольной письменной форме, при этом не следует выражать их в сослагательном наклонении, ставя их исполнение в зависимость от каких-либо условий. Документ датируется и подписывается уполномоченным лицом. К нему прикладываются копии либо выписки из документов (реже — оригиналы). Копию контракта прикреплять не требуется, так как она уже есть у другой стороны.
Претензия вручается под расписку получателю либо посылается ему заказным письмом. Если по истечении срока ответа на претензию недобросовестный контрагент никак не реагирует, заявитель имеет право обратиться с иском в суд.
Претензионная работа при одностороннем расторжении контракта
Заключенный контракт стороны вправе расторгнуть по соглашению между собой или через суд. Кроме того, согласно ч. 9 ст. 95 закона № 44-ФЗ, заказчик может применить одностороннее расторжение контракта (точнее, отказаться от исполнения контракта, вследствие чего он будет считаться расторгнутым) при одновременном соблюдении 2 условий:
- Такая возможность обозначена непосредственно в контракте.
- Имеют место основания, наличие которых в силу норм ГК РФ допускает отказ одной из сторон от исполнения контракта (например, при неоднократной просрочке поставок, согласно ст. 523 ГК).
Если заказчик по предусмотренным выше основаниям отказывается от исполнения контракта либо его части, он в течение 3 рабочих дней:
- Размещает в единой информационной системе уведомление о принятии этого решения.
- Направляет контрагенту уведомление о своем решении. Желательно это делать заказным письмом с извещением о вручении, хотя другие способы связи, позволяющие зафиксировать факт передачи информации, также возможны.
По прошествии 10 дней с момента уведомления поставщика такой контракт считается расторгнутым. Однако заказчик обязан будет отменить одностороннее расторжение в том случае, если в течение срока уведомления поставщик устранил те недостатки по контракту, по которым была выставлена претензия.
Особенности претензионной работы при применении штрафных санкций к поставщику
Как отмечалось выше, закон № 44-ФЗ обязывает заказчика направить поставщику претензию о неустойке в случае обнаружения ненадлежащего исполнения обязательств по контракту. Однако при наличии императивного обязательства заявить о недостатках исполнения контракта закон не связывает предъявление (либо непредъявление) этого требования со взысканием неустойки (п. 1 ст. 330, п. 1. ст. 407 ГК РФ).
Иными словами, заказчик обязан заявить о нарушениях при исполнении контракта, однако сам факт заявления не означает автоматического взыскания неустойки. Именно поэтому заявить в одном требовании о возникновении неустойки и ее удержании из цены контракта можно только в том случае, если это прямо предусмотрено самим контрактом. Таким образом заказчик одновременно выполнит нормы закона № 44-ФЗ о направлении требований и известит нерадивого контрагента об использовании своего права на пени и штрафы.
Применение обеспечительных мер при неисполнении условий контракта
Обеспечением исполнения контракта признаются (ч. 3 ст. 96 закона № 44-ФЗ):
- банковская гарантия;
- внесенные на счет заказчика денежные средства.
В понятие «исполнение контракта» применительно к обеспечению входит в том числе применение мер ответственности, изменение и расторжение контракта. То есть обеспечение исполнения контракта — это действие, направленное на возмещение убытков при неисполнении либо ненадлежащем исполнении сторонами договорных условий.
ВАЖНО! Из суммы обеспечения заказчик может удержать только предусмотренную условиями контракта сумму штрафных санкций.
При неисполнении контракта либо ненадлежащей его реализации кредитор может потребовать от должника возмещения убытков (ст. 393.1 ГК РФ). Исходя из норм об обеспечении исполнения контракта, заказчик может покрыть убытки, связанные с его прекращением, по условиям ст. 393.1 ГК РФ.
Как видите, претензионная работа по закону № 44-ФЗ охватывает широкий спектр ситуаций. При этом в большинстве случаев к такой работе применяются общие принципы, предусмотренные гражданским законодательством, хотя есть и некоторые исключения.
- On 09.03.2017
- 1 Комментарии
- 44-ФЗ, ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Статьи
За нарушение законодательства о госзакупках могут быть наказаны не только заказчики, но и поставщики. За ненадлежащее исполнение контракта, например, за поставку товаров с не соответствующими закупочной документации характеристиками, на поставщика должен быть наложен штраф, а за просрочку исполнения контракта – начислены пени. Важно помнить, что закон 44-ФЗ не позволяет вносить какие-либо существенные изменения в контракт. Поэтому прежде чем подавать заявку на участие, необходимо тщательно ознакомиться с требованиями закупки и реально оценить свои возможности.
Исчисление штрафа и пени
Размер штрафа за нарушение условий контракта зависит от его суммы. Если она меньше 3 млн рублей, то штраф составит 10%, при цене 3–50 млн рублей – 5%, при цене 50–100 млн рублей – 1%, а более этой суммы – 0,5%.
Порядок расчета пени содержится в постановлении Правительства № 1063 от 25.11.13. Ставка пени напрямую зависит от длительности просрочки. Поясним на примере. Допустим, на исполнение контракта отводилось 28 дней, просрочка же составила 7 дней. Определим коэффициент просрочки, то есть процентное отношение количества дней просрочки к общему количеству дней, отведенных на исполнение контракта. В нашем случае это:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
(7 / 28) * 100% = 25%
При просрочке менее 50% пени исчисляются исходя из ставки 0,01 ставки рефинансирования Центрального банка России в день, при просрочке 50–100% для расчета коэффициента берется 0,02 ставки рефинансирования, ну а если просрочка превысила срок исполнения контракта, расчетная ставка поднимается до 0,03 ставки рефинансирования. В указанном примере применяется ставка 0,01, поскольку коэффициент просрочки менее 50%.
Таким образом, расчет ставки для начисления пени в нашем случае будет таков:
0,1 * 0,01 * 7 = 0,007 или 0,7%,
где 0, 1 - ставка рефинансирования ЦБ РФ 10%, а 7 – количество дней просрочки.
Размер пени будет зависеть и от того, какая часть контракта в стоимостном выражении исполнена в срок. Сумма, к которой применяется рассчитанная выше ставка пени, - это разница между стоимостью контракта и суммой выполненных обязательств. Допустим, в примере выше цена контракта составила 1 млн рублей. Поставщику удалось исполнить в срок 80% своих обязательств, то есть поставить товара на 800 тыс. рублей. Получается, что сумма для расчета пени будет равна:
1 000 000 - 800 000 = 200 000 рублей
Для расчета абсолютного размера пени нужно полученную сумму умножить на исчисленную выше ставку:
200 000 * 0,007 = 1 400 рублей
Таким образом, если поставщик получил контракт стоимостью 1 млн рублей, но исполнил в срок лишь 80% своих обязательств, то при просрочке 7 дней размер пени составит всего 1 400 рублей.
Для исполнителя контракта гораздо выгоднее уплачивать пени, нежели штраф, поскольку сумма последнего значительно выше. Поэтому когда поставщик понимает, что не успеет уложиться в срок, нужно стремиться к тому, чтобы исполнять свои обязательства пусть с просрочкой, но качественно. В этом случае можно ограничиться пенями. Если же срок все-таки будет выдержан, но в ущерб качеству исполнения контракта, то есть большой риск получить штраф.
Начислять или не начислять?
Заказчик обязан начислять штрафные санкции вне зависимости от своего желания, и также не может изменять их ставки. Но есть отдельные случаи, когда за заказчиком остается право выбора - включать ли в контракт штрафные санкции. Это закупка у единственного поставщика услуг на посещение кинотеатра, театры, концерта, музея, спортивного мероприятия, цирка или зоопарка, а также контракт на поставку лекарств.
В остальных случаях санкции должны быть применены, и избежать их можно, лишь оспорив в суде. Часть 9 статьи 22 закона 44-ФЗ говорит о том, что если вины поставщика в неисполнении его обязанностей нет, то он освобождается от уплаты неустойки. При этом он должен доказать, что неисполнение или ненадлежащее исполнение им условий контракта произошло по вине заказчика либо вследствие воздействия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора). Поскольку полного списка таких обстоятельств законодательство не содержит, то не всегда понятно, что можно подвести под это определение. Хорошо, если в контракте заказчик пропишет такие обстоятельства. Например, это могут быть природные катаклизмы или военные действия. Если перечень обстоятельств непреодолимой силы в контракте отсутствует, то доказать свою невиновность поставщику будет сложнее.
Штрафы и пени начислены - что дальше?
Если произошло неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта, стороны, как правило, оговаривают причины этого и обсуждают степень своей виновности. Тут возможны два варианта - поставщик признает либо не признает себя виновным.
Поставщик признает свою вину
Если поставщик не отрицает, что виноват в нарушение условий контракта, он может добровольно заплатить штраф и пени. В этом случае заказчик направляет в адрес исполнителя претензию, в которой указывает, по какому контракту и какую сумму он должен оплатить в качестве штрафных санкций, а также описывает нарушение условий договора. Поставщик соглашается с изложенными в письме фактами и перечисляет деньги заказчику, после чего следует обычная процедура приемки контракта и расчета.
Заказчик может взыскать сумму штраф или пени с поставщика самостоятельно. В зависимости от ситуации это можно сделать следующим образом:
- Удержать из суммы оплаты за исполнение контракта.
- Обратиться в банк, который выдал гарантию, с требованием компенсировать неустойку. Способ может быть применен в том случае, если договор банковской гарантии на исполнение контракта включает пункт о покрытии взысканий подобного рода. При этом между заказчиком и поставщиком сохраняются обычные взаимоотношения по исполнению контракта, оформлению результатов его приемки и оплаты.
- Удержать из обеспечения контракта. Отметим, что это неоднозначный способ, ведь в соответствии с законом обеспечение контракта - это страховка от его неисполнения. Формально использовать его на другие нужды нельзя, поэтому если заказчик удержит из этой суммы штрафные санкции, поставщик может обратиться в суд.
Если поставщик не желает платить штраф и пени
Однако порой поставщик не согласен с начисленными санкциями, поскольку считает виновным заказчика. Например, последний затянул срок предоставления документации, из-за чего исполнитель контракта не смог начать строительство вовремя. В этом случае после получения претензии от заказчика поставщику следует обратиться в арбитражный суд. Важно, что при этом свои обязательства по контракту нужно продолжать исполнять в обычном режиме.
Суд может вынести решение трех типов:
- полностью освободить поставщика от уплаты санкций, если посчитает его доводы убедительными;
- отказать поставщику в удовлетворении его просьбы и обязать оплатить пени и/или штраф, если решит, что правда на стороне заказчика;
- удовлетворить иск частично, то есть уменьшить сумму неустойки по причине того, что она несоизмерима с последствиями нарушенного обязательства.
Проводили аукцион по 44-ФЗ по ремонту машин, 3 организации предложили свои услуги выбрали ту, что предложила наименьшую цену. После заключения контракта выяснилось, что победитель не будет ремонтировать автомобили за такие низкие цены. Можно расторгнуть с ними договор и заключить контракт с участником, занявшим второе место?
Письмо Минфина России от 30.10.2018 № 24-01-07/77857 "Об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах при НМЦК до 1 млн рублей; об установлении размера пени в документации о закупке"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), сообщает следующее.
Письмо Минфина России от 18.10.2018 № 02-07-10/75014 "Об отражении в бухучете организаций государственного сектора задолженности по требованиям по штрафным санкциям за нарушения условий контракта, оспариваемым его исполнителями"
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел запрос от 5 сентября 2018 г. и сообщает.
Возможно ли после оплаты взыскать с заказчика неустойку и в каком порядке это сделать?
Заказчик не платит за выполненные работы по контракту. Акты подписаны. Возможно ли после оплаты взыскать с заказчика неустойку и в каком порядке это сделать?
Письмо Казначейства РФ от 27.09.2018 № 07-04-05/05-20564 "О возврате сумм неустойки"
Федеральное казначейство в связи с обращениями территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов субъектов Российской Федерации по вопросу уплаты неустоек (штрафов, пеней) по государственным (муниципальным) контрактам, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету), сообщает.
Какие меры ответственности можно применить к подрядчику нарушившему срок выполнения работ?
Подскажите, пожалуйста, какие штрафные санкции по контракту я могу применить к подрядчику, если он не выполнил работы в срок, но выполнил их позднее? Только пени или штрафы тоже могу применить?
Что делать если ИП, с которым был заключен контракт по результатам аукциона, закрывается, а обязательства по исполнению контракта не исполнены?
По результатам аукциона были заключены контракты на поставку продуктов питания, победителем 5 аукционов стал один и тот же ИП. Сроки поставки прописаны в контракте с 01.07.2018 по 31.12.2018. До вчерашнего дня Поставщик осуществлял поставку продуктов питания, а вчера даже не принял заявку, объяснив тем, что он закрывается, у него нет в наличии данного товара. Как нам правильно поступить. Расторгнуть по соглашению сторон мы не можем, так как у нас на прямые договора по этой статье нет денежных средств. Скажите, как нам правильно поступить. Ответ: Наличие неисполненных обязательств по договорам, заключенным при осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности не является препятствием для регистрации прекращения его деятельности в качестве ИП. Однако прекращение ИП не влечет прекращение взятых физическим лицом на себя обязательств. В связи с этим вы можете взыскать с контрагента неустойку, в зависимости от условий контракта удержать сумму обеспечения исполнения контракта и в судебном порядке взыскать понесенные непокрытые убытки. Для закупки продуктов питания в данном случае вам необходимо провести повторные определения поставщиков.
Даже если поставщик заменил товар ненадлежащего качества, заказчик вправе требовать уплаты штрафа
Госзаказчик провел экспертизу товара и не принял его, так как товар не соответствовал контракту. Поставщик заменил товар. Несмотря на это, заказчик потребовал уплатить штраф за нарушение контракта: ведь изначально был поставлен ненадлежащий товар.
Закупка была объявлена на общих основаниях, выиграл субъект малого предпринимательства. Какой размер штрафа к нему применять?
Закупка была объявлена на общих основаниях, выиграл субъект малого предпринимательства. Какой размер штрафа к нему применять?
Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим..."
Что делать если поставщик нарушает сроки поставки товара по контракту, заключенному в соответствии с 44-ФЗ?
По результатам проведенного электронного аукциона был заключен контракт на поставку картриджей для оргтехники. В контракте указано, что поставщик поставляет картриджи по заявкам заказчика в течение 10 рабочих дней. Однако поставщик постоянно нарушает сроки поставки. Что в данном случае делать заказчику?
Внести в статью 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; N 29, ст. 4342, 4375; 2016, N 15, ст. 2058; N 27, ст. 4254; 2017, N 24, ст. 3477; 2018, N 1, ст. 59, 88) изменение, дополнив ее частью 42.1 следующего содержания:
Обязательно ли в контрактах до 100 тысяч рублей устанавливать ответственность по ст.34 44-ФЗ?
Обязан ли заказчик в договорах до 100 тыс. руб. указывать нормы об ответственности заказчика и исполнителя, предусмотренные для контрактов?
Письмо Минфина России от 31.10.2017 № 24-03-07/71731 "Об определении размера штрафа, пени за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту; о включении в контракт условия об уменьшении платежей физлицу на размер налоговых платежей"
Письмо Минфина России от 31.10.2017 № 24-03-07/71734 "Об определении размера пени (штрафа) в случае ненадлежащего исполнения (неисполнения) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, сообщает следующее
Письмо Минфина России от 01.11.2017 № 24-03-07/72079 "Об установлении размера штрафа, пени в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, сообщает следующее
Письмо Минфина России от 08.11.2017 № 24-03-08/73616 "О порядке удержания и возврата денежных средств, внесенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта"
Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части обеспечения исполнения контракта, сообщает следующее