Открытый запрос предложений торги закупки. Запрос предложений в электронной форме: пошаговая инструкция
Аукцион, конкурс и запрос котировок являются неотъемлемыми понятиями современной российской деловой практики. Они закреплены законодательно, понятия несут разную смысловую нагрузку. Данные термины объединяет тот факт, что это формы конкурентного состязания между поставщиками. Участники подают свои предложения и пакеты документов по заранее оговоренным условиям. Деятельность в рамках этих понятий базируется на справедливости и эффективности. Однако необходимо понимать, в чем различия между аукционом, конкурсом и запросом котировок.
Что такое аукцион?
Главным критерием в состязании между поставщиками во время торгов является цена. Предложения участников доступны каждому, поэтому они могут оперативно изменить свою стоимость, чтобы «перебить» конкурента. Перед стартом аукциона устанавливается начальная максимальная цена, которая указывается в извещении. Стоимость снижается на шаг аукциона, который составляет 0,5 % от цены заказчика. Победителем аукциона является тот, кто предлагает наименьшую стоимость.
Изначально аукционы устраивались с целью распродажи долгового имущества, однако с течением времени политика мероприятия изменилась. Сейчас вы можете принять участие в аукционе на продажу предметов искусства, антиквариата, определенного товара во внешней торговле и т.д. При этом различают такие виды аукциона, как прямой (английский), первой цены, второй цены, обратный и аукцион «платят все». Считается, что это наиболее прозрачная форма торгов.
Особенности конкурса
Понятие «конкурс» часто используют в едином контексте с тендером. Не стоит забывать, что тендер не закреплен в законодательстве, это иностранное понятие. Поэтому проще употреблять определение «конкурс», которое регулирует Гражданский кодекс РФ.
В конкурсе принимают участие несколько поставщиков. Заказчику необходимо выбрать достойного претендента, ориентируясь на условия контракта. Отличие конкурса от аукциона в том, что участники не могут изменить свои условия в ходе торгов.
Конкурсы подразделяются на:
- открытые: заказчик приглашает к участию всех желающих;
- селективные: после подачи заявок на участие заказчик самостоятельно отбирает претендентов, которые будут продолжать борьбу;
- закрытые: заказчик рассылает приглашения ограниченному числу лиц.
Участники конкурса не знают, что предлагают конкуренты, вот почему так важно тщательно готовить документацию. Рекомендовано приглашать специалистов, которые помогают выверить информацию и скомпоновать ее должным образом. Это дополнительные материальные затраты, которые не будут компенсированы в случае проигрыша, однако значительно увеличат шансы на победу.
Запрос котировок
Критерием отбора претендента при запросе котировок является наиболее низкая цена. Отличие от аукциона - в самой механике процедуры. Запрос котировок публикует государственный заказчик и сообщает об этом неограниченному количеству участников. На электронной торговой площадке размещается документация, где указаны максимальная начальная цена, сроки и другие условия. Поставщики готовят предложение с указанием стоимости за данный объем работ. Поставщик не может изменить свои условия.
Запрос котировок занимает второе место по популярности среди других форм размещения заказов, которые может предложить электронная площадка . На первой позиции - аукцион в электронной форме. При этом Федеральная антимонопольная служба отрицательно относится к запросу котировок, считая его потенциально удобной процедурой для коррупционеров.
Таким образом, в аукционе определяющим фактором является цена, а у поставщиков есть возможность менять свое предложение. В ходе конкурса поставщики не имеют возможности ознакомиться с документацией конкурента и повлиять на цену, при этом заказчик берет в расчет не только стоимостной фактор, но и репутацию поставщика, качество товара. Запрос котировок проводится в короткий срок, побеждает минимальная цена, при этом участники не могут изменить первоначальную стоимость.
Запрос предложений по Федеральному закону №223 - один из распространенных способов осуществления закупок, к которому прибегают крупные организации. Запрашивая предложения поставщиков, заказчик заранее сообщает им о своей потребности в той или иной продукции, а также приглашает потенциальных контрагентов к соревнованию за участие в закупке. Договор подписывается с поставщиком, который наиболее соответствует требованиям закупщика.
Хотите оперативно получать нужную информацию по запросам предложений? Опасаетесь пропустить важные торги? Отправьте заявку через наш сайт и мы бесплатно подберем для вас акутальные тендера по Вашим критериям!
Этапы запроса предложений по 223-ФЗ
Запрос предложений проводится поэтапно. Сначала заказчик формулирует условия приобретения товаров и требования к поставщику. Далее организатор закупки готовит необходимые документы и составляет извещение о проведении закупки данным способом.
Вслед за этими процедурами, заказчик принимает заявки потенциальных поставщиков на участие в закупке, производит их рассмотрение и оценку. Информация о результатах запроса должна быть опубликована в открытом доступе на официальном сайте заказчика. На конечном этапе запроса предложений заключается контракт с лучшим из заявленных поставщиков.
К участию в торгах допускается любые желающие, которые предоставили полный набор необходимых документов. Все бумаги должны быть правильно оформлены и сданы закупщику в установленные сроки.
Основываясь на требованиях закупщика, потенциальные поставщики выдвигают максимально выгодные предложения по поставкам необходимой продукции. Победителя определяет комиссия на основе критериев оценки, указанных в документах о проведении запроса предложений.
Запрос предложений признан несостоявшимся?
В ряде случаев запрос предложений может быть признан несостоявшимся и закупщик не выбирает ни одного из поставщиков. Чаще всего это происходит тогда, когда закупку невозможно провести на конкурсной основе: количество полученных предложений не превышает одного, либо предложения и вовсе отсутствуют.
Кроме того, закупка может быть признана несостоявшейся в случае, если все поданные поставщиками заявки признаются не соответствующими объявленным заранее условиям и требованиям.
Если вы не смогли найти требуемую информацию на нашем сайте, вы можете обратиться к специалистам по закупкам нашей системы и получить бесплатную консультацию. Либо воспользоваться он-лайн консультантом и получить ответ прямо сейчас (см. правый нижний угол) !
Запрос предложений является одним из наиболее популярных способов закупок по 223-ФЗ наряду с запросом ценовых котировок. Это конкурентная закупка, которая проводится в открытой форме и не предполагающая ограничений численности участников.
Ее особенностью является то, что заказчик оценивает заявки, поступившие от участников по комплексу критериев, включая ценовые и неценовые параметры.
Запрос коммерческого предложения и запрос предложений: различия
Запрос предложений как форму следует отличать от запроса коммерческих предложений в рамках мониторинга рынка заказчиком. Запрос коммерческих предложений требуется заказчику для определения начальной контракта, которая будет указана им в закупочной документации. Это та цена, выше которой заказчик не планирует заключать договор на заданных условиях.
Для определения максимальной цены контракта заказчик может использовать разные методы. Наиболее популярным методом является методика сопоставимых рыночных цен. Опираясь на данную методологию, заказчик цены у нескольких поставщиков нужного ему товара или услуги . Затем он определяет средневзвешенное значение или берет за основу наиболее высокую предложенную цену в качестве НМЦК.
Ответ на запрос заказчика и предоставление ценового предложения не будет считаться офертой и не принуждает в дальнейшем заключить договор на предложенных им условиям.
Целью запроса предложений как закупочной процедуры является выбор наилучших условий исполнения договора среди поступивших заявок.
При запросе предложений как формы закупок своей участник подтверждает готовность к подписанию договора в перспективе . При его отказе или уклонении от подписания договора сведения об участнике передаются в реестр недобросовестных поставщиков, что может создать определенные сложности при участии компании в закупках.
Законодательное регулирование
При осуществлении закупок товаров и услуг заказчики по 223-ФЗ должны руководствоваться законодательством о закупках, Конституцией, ФЗ «О защите конкуренции», другими нормативно-правовыми актами. При этом определяющее значение при выборе закупочной процедуры принадлежит Положению о закупках , утвержденному заказчиком.
Этап 4. Определение победителя.
Победителем становится участник, который предложил наиболее оптимальные условия исполнения договора.
В ходе оценки заявок на участие в запросе предложений комиссия присваивает каждому участнику свой порядковый номер с точки зрения предпочтительности. Первый номер получает победитель торгов, набравший наибольшее количество баллов.
Если в обеих поступивших заявках содержались одинаковые условия, то побеждает та, которая была подана раньше.
Этап 5. Публикация протокола в ЕИС.
После того как итоги подведены, заказчик должен опубликовать на официальном сайте госзакупок итоговый протокол.
Этап 6. договора с победителем.
После выбора победителя ему направляется проект договора для ознакомления и подписания.
Документация
Заказчик по 223-ФЗ должен подготовить следующие документы по закупке:
- Извещение о проведении закупки.
- Закупочная документация .
- Проект договора .
Закупочная документация должна содержать перечень требований к содержанию, оформлению, составу заявок на участие в запросе предложений. К заявке участнику необходимо приложить такие сведения:
- Анкета юрлица, содержащая наименование компании, реквизиты (ИНН, КПП, ОКПО), банковские реквизиты, дата постановки на учет в ФНС и пр.
- Копия учредительных документов .
- Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП .
- Решение об одобрении или совершении крупной сделки.
- Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов.
- Доверенность, которая подтверждает полномочия юрлица на осуществление действий от имени компании.
- Данные о функциональных и потребительских характеристиках товаров и услуг, условиях исполнения договора и пр.
- Документ, который подтверждает внесение задатка .
Сроки проведения
В 223-ФЗ не содержится указаний на сроки проведения запроса предложений.
В 223-ФЗ сказано только о том, что при проведении конкурса и аукциона сроки публикации сведений по 223-ФЗ должны быть не менее 20 дней до окончания приема заявок. Применительно к запросу предложений строгих временных рамок нет, их должен ограничить заказчик.
На практике обычно сроки приема заявок при запросе предложений составляют 5-10 дней с момента публикации сведений в ЕИС. Еще столько же требуется на подписание договора. Таким образом, вся процедура занимает не более 20 дней.
Основания для отмены
Заказчик имеет право отменить запрос предложений при необходимости. Если он принял такое решение, то ему следует разместить его в ЕИС, а также скорректировать план-график закупки.
Строгого перечня оснований для отмены закупки в 223-ФЗ не содержится. Заказчик вправе прописать его в Положении о закупке.
Отменить закупку допускается не только в добровольном порядке со стороны заказчика, но и в принудительном по предписанию, выданному . Сотрудники антимонопольной службы наделены правом на отмену закупки, если она не соответствует требованиям законодательства (например, в закупочной документации содержатся противоречащие закону требования к участникам закупки).
Таким образом, заказчик по 223-ФЗ может провести закупку через запрос предложений, если такая возможность содержится в его Положении о закупке. Если 44-ФЗ четко регламентирует порядок запроса предложений, механизм и условия его применения, то в 223-ФЗ такие ограничения отсутствуют. Запрос предложений позволяет заказчику в сжатые сроки определить поставщика товара и услуги при относительно невысокой цене контракта и при необходимости учета как , так и прочих нестоимостных критериев.
Ежегодно в законодательстве Российской Федерации происходит много изменений, однако часть, отвечающая и регламентирующая закупочную отрасль страны, остается неизменной. В 2011 году вышел Федеральный закон, корректирующий закупку товаров, работ и предоставление услуг юрлицами. Данная статья поможет вам понять, как получить запрос предложений по ФЗ-223, а также вы узнаете о важнейших особенностях и нюансах участия в различных тендерах.
Особенности процедуры получения запроса
Запрос предложений представляет собой метод закупки по ФЗ-223. По его правилам заказчик должен организовать тендер, а также распространить всю информацию относительно его проведения, зарегистрировать участников, принимать заявки и заключать договоры. Результатом тендера является выбор наиболее выгодного поставщика среди участников. Процесс получения запроса осуществляется в несколько этапов:
- Изначально заказчику следует подробно сформировать все условия тендера, сроки проведения, выдвинуть требования к потенциальным участникам и составить техническую документацию относительно запроса предложений.
- Заказчик должен уведомить в выбранной форме о своем намерении провести запрос предложений, его публикация обязательно должна быть помещена на официальной странице государственных закупок Российской Федерации.
- На третьем этапе все участники могут регистрироваться лично либо в электронной форме и осуществлять подачу коммерческих заявок.
- Если возникает потребность, то возможны дальнейшие переговоры с поставщиком с целью уторговывания. Но данная возможность должна быть заранее прописана заказчиком в техническом задании. С помощью данного процесса вы сможете понизить стоимость поставок, а также выбрать для себя наиболее комфортных в работе и выгодных участников.
- На следующем этапе идет изучение предложений, их оценка и анализ, а также сравнение преимуществ каждого участника тендера.
- Выносится окончательное решение заказчика.
- Предпоследний этап требует извещения о результатах проведения запроса предложений по форме 223-ФЗ.
- С поставщиком, одержавшим победу в тендере, заключается протокол и договор.
Основные правила запроса предложений
Законодательство нашей страны гласит о том, что запрос предложений – закрытый, а не открытый конкурс, и не является общественным аукционом, потому не может регулироваться 447-449 статьями первой части ГК Российской Федерации и 1057-1061 статьями второй части ГК РФ. Таким образом, заказчики имеют более широкую область деятельности и самостоятельно могут отдать предпочтение тому или иному поставщику.
Участвовать в открытом тендере и оставлять заявки разрешается совершенно любым поставщикам, которые соответствуют заранее прописанной тендерной документации. Важно вовремя собрать и подать весь пакет документов на участие, они должны быть оформлены корректно и соответствовать правилам, прописанным в извещении. После сбора заявок от всех желающих поставщиков Единая комиссия приступает к рассмотрению и приему окончательного решения, при этом состав ее также выбирает самостоятельно заказчик.
Никто не застрахован от случая, когда запрос предложений и конечные результаты могут признать недействительными и отнести тендер к группе несостоявшихся. Произойти это может по следующим причинам:
- если в тендере участвовало слишком малое количество поставщиков либо вообще не поступали заявки;
- если ни одна заявка от поставщика не соответствует условиям и требованиям, что была зарегламентирована в технической документации.
Поиск актуальных тендеров по 223-ФЗ
Совсем недавно свет увидел новый Федеральный закон под номером 44 «О контрактной системе», и на сегодняшний день он еще находится в стадии «обкатки». В основном в действии сегодня пребывают тендеры по запросу ФЗ-44, но предложения 223-ФЗ также никто не отменял. Однако их поиск может занять у вас большее количество времени, нежели в вышеназванном варианте.
Общая схема проведения запроса предложений по 44-ФЗ выглядит таким образом.
Согласно ч. 1 ст. 83 № 44-ФЗ под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений, и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
Т.е. из определения следует, что это процедура, в которой цена вообще не является определяющим фактором ?
«…победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге». Так же понятно, что если Вы предложите более качественный товар, а я менее качественный, но более соответсвующий установленным заказчиком требованиям, то меня признают победителем.
Есть еще более интересные вопросы с практической точки зрения, а именно:
если повторный конкурс, аукцион признали не состоявшимся по основаниям, предусмотренным п. 1 — 3 ч. 2 ст. 55 или ч. 4 ст. 71 N44-ФЗ, заказчик осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, при этом не изменяя объект закупки.
Т.е. запрет на возможность изменения иных существенных условий исполнения контракта отсутствует!
В том числе срока исполнения, начальной (максимальной) цены контракта, порядка авансирования и оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Т.е. по факту выставляем невыполнимые или трудно выполнимые требования, «срываем» закупку, проводим запрос предложений и по субъективным критериям выбираем «своего» поставщика, подрядчика или исполнителя на выгодных ему или не только ему условиях.
Далее, можно указать еще на такие нюансы: участник закупки в течение 5 календарных дней должен подготовить заявку, которую в дальнейшем заказчик оценит по неким субъективным критериям. За 5 дней подготовить заявку довольно сложно, а если эти 5 дней выпадут на выходные, то это практически нереально. Конечно речь идет не о ремонте на 100 тысяч рублей.
Еще есть очень много различных интересных нюансов касательно данной процедуры, но не все сразу.
Далее поговорим о скучных процедурных мероприятиях.
В каких случаях проводится запрос предложений.
Провести запрос предложений можно только в случаях:
1. Признания несостоявшимся ПОВТОРНОГО конкурса по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ, т.е.
- в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки;
- в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки;
- в связи с тем, что участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта;
- в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.
Пример: на участие в открытом конкурсе не было подано ни одной заявки и заказчик принял решение о его повторном проведении. Повторный конкурс также был признан несостоявшимся, поскольку все поступившие заявки были отклонены. Следовательно, заказчик имеет право провести запрос предложений.
2. Признание электронного аукциона несостоявшимся по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ.
Если запрос предложений проводится в связи с признанием несостоявшимся электронного аукциона или повторного конкурса, изменять качественные и количественные характеристики объекта закупки нельзя (ч. 4 ст. 55, ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ). Вместе с тем можно изменить начальную (максимальную) цену контракта, цену за единицу товара (работы, услуги), сроки и порядок оплаты. Сходные выводы содержатся в Письме Минэкономразвития России от 05.02.2015 N Д28и-258;
3. Потребность закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).
По данному основанию запрос предложений проводится, если заказчик в одностороннем порядке расторг контракт в соответствии с ч. 9 или ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Начальная (максимальная) цена контракта и объем новой закупки должны быть уменьшены с учетом исполненных обязательств (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).
Следует отметить, что выбор заказчика проведения закупки путем запроса предложений — это право заказчика, а не его обязанность . Таким образом, несостоявшаяся процедура повторного конкурса или аукциона вовсе не означает, что заказчик обязан проводить именно запрос предложений. Заказчик может осуществить закупку путем проведения и конкурса, и аукциона, и запроса котировок, или осуществить закупку у единственного поставщика с учетом ограничений в отношении каждой из перечисленных процедур, установленных Законом № 44-ФЗ.
Справка:
Размещать извещение о запросе предложений накануне выходных дней неправомерно. Если заказчик разместил извещение о проведении запроса предложений накануне выходных, после которых следует праздничный день, то его действия нарушают Закон N 44-ФЗ. К такому выводу пришел суд, согласившись с мнением антимонопольного органа. Извещение размещено 5 марта 2015 года, а 7, 8, 9 марта являлись нерабочими днями. Для подачи заявок на участие в запросе предложений осталось только два рабочих дня. При проведении закупки функционал официального сайта не позволял подать электронную заявку, поэтому принимались только заявки в бумажном виде. Таким образом, часть потенциальных участников не смогла получить доступ к закупке. Устанавливая срок начала и окончания подачи заявок, необходимо учитывать, что он должен позволять обеспечить потенциальным участникам реальную возможность подать заявку. В связи с этим нельзя допускать, чтобы из-за наложения данного срока на выходные и праздничные дни уменьшалось количество рабочих дней, в которые можно представить заявку.
Довод заказчика о том, что нормы Закона N 44-ФЗ не указывают на необходимость исчислять в рабочих днях срок размещения извещения о проведении запроса предложений, отклонен.
Документ: Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 N 06АП-4772/2015 по делу N А73-3430/2015
Преимущества запроса предложений
- сроки. Минимально срок подачи заявок — пять календарных дней. Контракт может быть заключен уже через 14 — 16 календарных дней после размещения в ЕИС извещения;
- отсутствие ограничения размера начальной (максимальной) цены контракта;
- возможность самостоятельно устанавливать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений и величины значимости этих критериев.
Преимущества для участников
- право изменить или отозвать поданную заявку вплоть до момента вскрытия конвертов с заявками — в отличие от запроса котировок (зачем это кому то нужно?);
- возможность продолжить конкурентную борьбу после рассмотрения и оценки поступивших заявок путем подачи окончательного предложения (сложно представить как это выглядит);
- отсутствие необходимости предоставлять обеспечение заявки на участие (исключение составляет запрос предложений, который проводится в связи с несостоявшимся электронным аукционом или повторным конкурсом).
К недостаткам запроса предложений следует отнести:
- отсутствие возможности отменить процедуру;
- отсутствие возможности внести изменения в извещение и документацию после их размещения в ЕИС.
Недостатки для участников
- подача заявок и окончательных предложений осуществляется, как правило, на бумажном носителе, а срок приема заявок составляет пять календарных дней
- у участников запроса предложений отсутствует возможность получить разъяснения положений документации и его результатов.
Информация о запросе предложений является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
С основными сведениями о закупке участник может ознакомиться в извещении о запросе предложений, размещенном в ЕИС.
Всю информацию об объекте закупки участник может получить из документации о проведении запроса предложений, которая размещена в ЕИС.
Подача заявки на участие в запросе предложений
Заявка подается в конверте, в месте, установленном в извещении и документации о проведении запроса предложений.
Срок подачи заявки на участие в запросе предложений
Заявка должна быть подана в срок, установленный в извещении и документации о проведении запроса предложений.
Участник вправе подать заявку непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками, когда заказчик объявит присутствующим о такой возможности (ч. 9 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).
Совет: Если подаете заявку нарочно запросите у заказчика расписку в получении и регистрации конверта.
Сложные вопросы и неправомерные требования связанные с проведением запроса предложений.
По причине отсутствия внятной регламентации данной процедуры, а также малого опыта проведения, существует круг проблем, вопросов и типичных ошибок, которые допускают заказчики при проведении запросов предложений.
- В каких случаях заказчик обязан установить требование к обеспечению заявки? Если запрос предложений проводится по итогам несостоявшегося электронного аукциона или повторного конкурса. В остальных случаях такое обеспечение не требуется. Открытым вопрос остается по сумме обеспечения. Дело в том, что ст. 44 содержит требования к сумме обеспечения заявки только в случае проведения конкурса или аукциона.
- Так же у участника свобода выбора относительно способа обеспечения заявки — это может быть как залог денежных средств либо банковская гарантия, что подтверждает письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2871. То есть требование заказчика о предоставлении обеспечения заявки только в форме залога денежных средств неправомерно.
- Так же в законе не прописан порядок возврата денежных средств внесенных в качестве обеспечения.
- В законе отсутствует требование к перечню документов, которые должны быть предоставлены в составе заявки, поэтому заказчик должен сам сформировать такой перечень. Естественно учитывая короткие сроки проведения, у заказчиков появляются возможности для маневра протаскивания . Например потребовать документы в составе заявки которые проблематично получить за короткий срок.
- Если от подачи окончательных предложений отказались все присутствующие, при условии, что на самой процедуре вскрытия присутствовали не все участники, подавшие заявки, в таком случае те участники которые не присутствовали, лишаются права подать окончательное предложение.