Отдельных ее местностях. Понятие, порядок, цели и основания введения режима военного положения
Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Комментарий к Статье 88 Конституции РФ
Чрезвычайное положение упоминается в ч. 1 и 2 ст. 56, ст. 88, ч. 5 ст. 102 Конституции. Комментируемая статья определяет полномочие главы государства на введение на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, т.е. установление особого правового режима функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, деятельности общественных объединений, отдельных ограничений прав и свобод граждан. Этот режим существенно отличается от того, который установлен Конституцией и законами, рассчитанными на нормальное функционирование государственных и общественных институтов.
Указанное полномочие естественным образом проистекает из основополагающего принципа первичности государства как политической формы существования многонационального народа России по отношению к Конституции, которая оформляет эту политическую интеграцию, а на главу государства (и иные органы государственной власти Российской Федерации) возлагает обязанности по ее гарантированию (см. комментарии к преамбуле, ст. 1, 4, 65-67 и др.).
Но это только один аспект целевого назначения комментируемой нормы. Ее гарантии распространяются также на такой неотъемлемый компонент демократической правовой государственности, как права человека, защита которых возложена на государство.
Именно на это ориентирует ч. 1 ст. 56, указывая на то, что чрезвычайное положение вводится для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, следовательно, его введение преследует две главные цели - гарантирование безопасности граждан как условия беспрепятственного пользования правами и свободами и гарантирование незыблемости принципов конституционного строя России как демократического правового федеративного государства с республиканской формой правления, как оно закреплено Конституцией.
В связи с этим ушел в прошлое установленный Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., особый порядок введения чрезвычайного положения на территории республик в составе Российской Федерации: "В случае, если чрезвычайное положение вводится на территории республики в составе Российской Федерации, необходимо предварительное согласие органов государственной власти этой республики" (ст. 4). Комментируемая статья, как и другие положения Конституции, не требует для введения чрезвычайного положения предварительного или последующего согласия органов государственной власти субъектов Федерации, включая республики. Это означает, что коллизия между указанным договором и Конституцией разрешается в соответствии с правилом ч. 3 п. 1 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции: действуют положения Конституции.
Чрезвычайное положение может быть введено на всей территории РФ или в отдельных ее местностях (на территории или части территории субъекта Федерации, территориях нескольких субъектов РФ, территории, входящей в несколько субъектов РФ). С учетом экстраординарности этой меры и ее возможных последствий комментируемая статья ограничивает пределы усмотрения главы государства в реализации предусмотренного ею полномочия: она накладывает на Федеральное Собрание обязанность принять федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении, в котором должны быть предусмотрены фактические основания (обстоятельства) и процедура (порядок) введения чрезвычайного положения (см. комментарий к ст. 56).
Одновременно предусматривается обращенное к главе государства императивное требование незамедлительно сообщать о введении чрезвычайного положения Совету Федерации и Государственной Думе. При этом если сообщение о введении чрезвычайного положения Госдуме имеет скорее информационное значение, то такое сообщение Совету Федерации влечет за собой существенные правовые последствия, ибо согласно п. "в" ст. 102 Конституции к ведению именно Совета Федерации относится утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения. Отказ Совета Федерации утвердить указ главы государства о введении чрезвычайного положения означает, что такой указ приходит в противоречие с Конституцией, следовательно, реализация предусмотренных в нем мер чрезвычайного характера далее недопустима.
Этим институт утверждения указа Президента о введении чрезвычайного положения отличается от института контрассигнации, предусматриваемого конституциями некоторых государств и заключающегося в том, что действительность акта главы государства ставится в зависимость от его предварительного подписания председателем правительства или компетентным министром.
Что же касается комментируемой статьи, то по ее буквальному смыслу чрезвычайное положение вводит именно Президент. Вступление указа главы государства о введении чрезвычайного положения в силу не обусловлено его утверждением Советом Федерации; речь идет лишь о незамедлительном сообщении о введении чрезвычайного положения Совету Федерации и Государственной Думе. Отказ Совета Федерации утвердить указ Президента о введении чрезвычайного положения также не влечет автоматического прекращения его действия. Однако противоречие такого указа Конституции в силу ч. 1 и 2 ст. 15 и ч. 3 ст. 90 Конституции (см. комментарий к ним), во-первых, обязывает всех участников конституционно-правовых отношений воздерживаться от соблюдения, исполнения или применения его положений, во-вторых, накладывает на самого Президента обязанность отменить данный акт. В частности, Совет Федерации постановлением от 7 февраля 1995 г. не утвердил Указ Президента РФ от 4 февраля 1995 г. "О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики". Президент в связи с этим признал данный Указ утратившим силу.
Таким образом, институт утверждения указа Президента о введении чрезвычайного положения ставит главу государства в определенную зависимость от Совета Федерации. Она заключается в том, что решение Президента о введении чрезвычайного положения, в том числе в части, касающейся обстоятельств, послуживших основанием и обоснованием необходимости его введения, границ территории, на которой вводится чрезвычайное положение, срок его действия и т.д., должно соответствовать воле Совета Федерации, который не может быть распущен и, следовательно, его согласие или несогласие с главой государства не обусловлено угрозой роспуска.
Отказывая в утверждении указа Президента о введении чрезвычайного положения, Совет Федерации берет на себя политическую ответственность за обеспечение безопасности граждан и защиту конституционного строя, гарантированию которых служит введение чрезвычайного положения. Однако Конституция не определяет ни субъектов этой ответственности, ни ее форм. Этим предопределяется значение взаимной лояльности главы государства и Совета Федерации, согласованности их позиций и взаимодействия как условия стабильности конституционного строя и гарантированности федерального стандарта прав человека и гражданина.
Закон о ЧП в развитие конституционных норм устанавливает, что чрезвычайное положение вводится Президентом лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Законом учтены требования международных договоров РФ, в частности предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах 1996 г., который допускает определенные отступления от принятых на себя обязательств во время чрезвычайного положения в государстве, при котором "жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется" (ст. 4).
Закон определяет основные юридические параметры этого режима, его цели, устанавливает меры и ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, указывает на органы особого управления, силы и средства обеспечения режима чрезвычайного положения, предусматривает гарантии прав граждан и меры ответственности в условиях чрезвычайного положения (см. комментарий к ст. 56). В нем детально изложены полномочия Президента по объявлению и поддержанию режима чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится указом Президента на всей территории страны или в ее отдельных местностях с незамедлительным сообщением Совету Федерации и Государственной Думе. Указ подлежит утверждению Советом Федерации (п. "в" ч. 1 ст. 102 Конституции). Совет Федерации вправе не согласиться с внесенным указом.
В указе Президента о введении чрезвычайного положения, как это установлено в ст. 5 Закона о ЧП, должны быть определены:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
Указ подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию; он должен содержать обоснование необходимости установления режима чрезвычайного положения и отвечать всем иным требованиям, установленным Законом о ЧП.
Глава государства управомочен приостанавливать на соответствующей территории полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, устанавливать ограничения на свободу передвижения, усиливать охрану общественного порядка, вводить ограничения на отдельные виды финансово-экономической деятельности, запрещать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, предусматривать иные запретительные и ограничивающие права и свободы меры, вплоть до введения комендантского часа, ограничения свободы СМИ и др.
Президент назначает коменданта территории, на которой устанавливается чрезвычайное положение, может вводить особое управление, в исключительных случаях привлекать для обеспечения режима Вооруженные Силы, другие войска.
Режим чрезвычайного положения прекращается по истечении срока, на который вводился, либо может быть продлен с согласия Совета Федерации указом Президента, если не достигнуты цели его введения. Президент также наделен правом досрочно отменять чрезвычайное положение.
Указом главы государства о введении чрезвычайного положения могут устанавливаться особые формы государственного управления, а государственные органы наделяться чрезвычайными полномочиями, а также предусматривается временное ограничение прав и свобод граждан, за исключением перечисленных в ч. 3 ст. 56 Конституции. В связи с этим существенное значение имеет учет требований ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в Пакте государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по данному Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.
При этом любое участвующее в указанном Пакте государство, использующее право отступления, должно немедленно информировать другие государства, участвующие в нем, через Генерального секретаря ООН о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению. Кроме того, должно быть сделано сообщение через того же посредника о той дате, когда государство прекращает такое отступление. Одновременно Пакт устанавливает, что ни при каких условиях государства - участники Пакта не могут отступать от своих обязательств по ст. 6, 7, п. 1 и 2 ст. 8, ст. 11, 15, 16 и 18 названного акта.
С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения. При этом Конституция предусматривает важную гарантию сохранения в условиях чрезвычайного положения народного представительства и нормального течения законодательного процесса: в период действия на всей территории Российской Федерации чрезвычайного (или военного) положения не может быть распущена Государственная Дума (см. комментарий к ст. 109).
Тема 24 Режим военного положения
Вопрос 1. Понятие и правовые основы режима военного положения
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с объявлением войны, а также при наличии непосредственной угрозы военного нападения другого государства или группы государств на Российскую Федерацию.
Решение об объявлении военного положения принимает Президент РФ в случае внезапного вооруженного нападения на страну. Так, согласно ч. 2 ст. 87 Конституции РФ «в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе». Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (далее – Закон о военном положении).
Исходя из определения военного положения можно выделить его основные признаки.
Военное положение является особым правовым режимом.
Военное положение может вводиться как на территории Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее местностях.
Правовой основой введения военного положения является Конституция РФ.
Военное положение может быть введено только Президентом РФ; иные органы, должностные лица, организации или граждане не обладают такими полномочиями.
Основанием для введения военного положения является агрессия против России или непосредственная угроза агрессии.
Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит:
Обязательному утверждению Советом Федерации.
Незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
Таким образом, законодательно закрепляется гарантия получения гражданами информации о начале и прекращении действия режима военного положения.
Военное положение, введенное на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, отменяется указом Президента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.
С отменой (прекращением действия) военного положения утрачивают юридическую силу нормативные правовые акты, принятые в связи с действием данного режима, органы исполнительной власти и военного управления прекращают осуществлять свои полномочия в области обеспечения режима военного положения.
Введение военного положения может ограничивать права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. Кроме того, в период действия военного положения на граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности. Однако указанные ограничения применяются лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В истории России ограничения прав и свобод граждан в период военного положения зачастую приобретали неоправданно жесткий характер. Поэтому, решая вопрос об ограничении прав и свобод граждан, крайне важно объективно сочетать целесообразность установления таких ограничений и разумную достаточность. К тому же ограничения не должны противоречить нормам международного права, установленным в обществе, основам правопорядка и конституционным нормам.
ограничивающим личную неприкосновенность граждан , относятся личный досмотр, задержание, административное выдворение, а также интернирование (изоляция) граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией (подп. 12, 16 п. 2 ст. 7 Закона о военном положении).
Мерой административного принуждения, ограничивающим имущественные права лица, является возмездное изъятие имущества, необходимого для нужд обороны. К движимому имуществу, подлежащему конфискации, относятся: оружие, боеприпасы, взрывчатые и ядовитые вещества, а у организаций помимо указанного имущества – также боевая и учебная военная техника и радиоактивные вещества (п. 13 ст. 7 ФКЗ «О военном положении»).
В отношении граждан устанавливается трудовая обязанность, а применительно к организациям могут быть введены меры, предусматривающие принудительное размещение государственного оборонного заказа, перепрофилирование деятельности организации и иные меры, необходимые для обеспечения общегосударственных потребностей.
К мерам административного принуждения, ограничивающим политическую активность граждан , относится приостановление деятельности российских общественных объединений, прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, создание органов военной цензуры, осуществляющих контроль за распространением сообщений СМИ.
Унификация принудительных действий является особенностью военного положения. В отличие от данного административного режима задержание граждан в условиях чрезвычайного положения допускается только в случае нарушения режима комендантского часа (п. 1 ст. 31 Закона о чрезвычайном положении).
В условиях военного положения Президент РФ вносит изменения в статус органов исполнительной власти, перераспределяет их полномочия и устанавливает федеральные министерства и ведомства, ему подчиненные, руководство которыми до введения военного положения было отнесено к ведению Правительства РФ.
Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФСтатья 348. Утрата военного имущества Нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату, –(в ред. Федерального закона от 25.06.1998 №92-ФЗ)наказывается штрафом в
Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон ВладимировичГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание
Из книги Международное право автора Вирко Н А53. Правовой режим военного плена Основным международно-правовым документом, определяющим режим военного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., согласно которой военнопленными являются следующие категории лиц, попавшие во власть
Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестенСтатья 348. Утрата военного имущества Нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату, -наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в
Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай ВладимировичТема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ 13.1. Понятие и признаки административно– правового режимаПравовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения
Из книги Уголовное право Особенная часть автора Питулько Ксения ВикторовнаТема 1 Общие положения курса особенной части уголовного права 1. Понятие особенной части российского уголовного права, ее значение и система Уголовное право как отрасль состоит из Общей и Особенной частей, органически связанных между собой и составляющих единое целое.
Из книги Административное право автора Автор неизвестенТема 22 Административно-правовой режим выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию Вопрос 1. Понятие, особенности и назначение административно-правового режима выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую ФедерациюАдминистративно-правовой
Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестенТема 23 Административно-правовой режим чрезвычайного положения Вопрос 1. Сущность чрезвычайного положения и обстоятельства его введенияЧрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г.
Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская НатальяТема 25 Режим контртеррористической операции Вопрос 1. Понятие и правовая основа режима контртеррористической операцииПонятие и содержание режима контртеррористической операции закреплено в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35 «О противодействии терроризму» (далее
Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана АлександровнаГлава XVII ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ И РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Статья 331. Умышленное повреждение, уничтожение, перемещение знаков государственной границы, установление поддельных знаков государственной
Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий ИвановичТема 9. Основные положения исполнения наказания в виде лишения
Из книги автораТема 10. Режим отбывания наказаний в исправительных учреждениях различных
Из книги автора81. Политика военного коммунизма Военный коммунизм был системой чрезвычайных мер управления экономикой, характерных для периода Гражданской войны. Причиной перехода к чрезвычайному управлению послужили тяжелое экономическое положение страны и реформы, проведенные
Ведение Гражданской Обороны
одна из важнейших функций государства, составная часть обеспечения его безопасности и оборонного строительства в целом. Заключается в практическом осуществлении мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий. Основными из них являются: проведение первоочередных мероприятий гражданской обороны по наращиванию возможностей обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей; приведение в полную готовность и задействование систем и органов управления гражданской обороны, соответствующих пунктов управления и средств связи; реализация мероприятий гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами; приведение в полную готовность и задействование необходимых сил гражданской обороны; организация и проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, а также осуществление иных мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей военного характера; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; всестороннее обеспечение действий сил и выполнения мероприятий гражданской обороны. Подготовка государства к В. ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (см. Подготовка к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий). В ГО на территории РФ или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях. При этом организация и ведение гражданской обороны осуществляется с учётом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности.
EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010
Смотреть что такое "Ведение Гражданской Обороны" в других словарях:
Ведение гражданской обороны - заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении… … Официальная терминология
Государственная военная организация, составляющая основу сил ГО РФ и предназначенная для защиты населения, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, принимает участие в защите… … Словарь черезвычайных ситуаций
АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ (АГЗ МЧС РОССИИ) - является военным образовательным учреждением высшего профессионального образования. Академия создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. № 968 на базе 37 Высших Центральных курсов… … Энциклопедия РВСН
У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соотв … Википедия
Гражданская оборона система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а… … Википедия
Федеральное казначейство (Казначейство России) Общая информация Дата создания 8 декабря 1992 … Википедия
система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Государственный орган - (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора
Военная (греч. taktiká искусство построения войск, от tásso строю войска), составная часть военного искусства (См. Военное искусство), включающая теорию и практику подготовки и ведения боя (См. Бой) соединениями, частями (кораблями) и… … Большая советская энциклопедия
одна из важнейших функций государства, составная часть обеспечения его безопасности и оборонного строительства в целом. Заключается в практическом осуществлении мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными из них являются: проведение первоочередных мероприятий гражданской обороны по наращиванию возможностей обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей; приведение в полную готовность и задействование систем и органов управления гражданской обороны, соответствующих пунктов управления и средств связи; реализация мероприятий гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами; приведение в полную готовность и задействование необхо-димых сил гражданской обороны; организация и проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, а также осуществление иных мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; всестороннее обеспечение действий сил и выполнения мероприятий гражданской обороны. Подготовка государства к В. ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (см. Подготовка к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий). В. ГО на территории РФ или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом организация и В. ГО. осуществляются с учётом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности.
Чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
1. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
1. После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова.
2. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в качестве первоочередного.
3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.
4. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.
Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
В соответствии Конституцией Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.
2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:
1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;
2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;
3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);
4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;
5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;
6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.
Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.
3. Для целей настоящего Федерального конституционного закона непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации.
1. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации.
Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).
2. В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены:
обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;
дата и время, с которых начинает действовать военное положение;
границы территории, на которой вводится военное положение.
3. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
4. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.
5. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.
В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
6. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.
В случае, если указ Президента Российской Федерации о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации.
7. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.