Особенности административной ответственности физических и юридических лиц.
Закрепление в качестве субъекта административного правонарушения юридического лица является новеллой Кодекса об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ). Законодатель в Особенной части КоАП РФ выделяет около 200 таких составов.
В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ закреплено важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.
Административная ответственность юридических лиц - это применение к организациям, обладающим административной право-субъектностью, административных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью восстановления социальной справедливости, государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей и предупреждения правонарушений.
После вступления в силу с 1 июля 2002 года нового Кодекса об административных правонарушениях, в результате проверок соблюдения его положений, участились случаи, когда по факту одного выявленного административного правонарушения контролирующими органами составляются протоколы в отношении всех, указанных в статье КоАП РФ, субъектов административного права - юридического, должностного и физического лица (работника). По результатам рассмотрения дел об административном правонарушении указанные субъекты одновременно привлекаются к административной ответственности в рамках санкций, предусмотренных в КоАП.
Только при наличии определенных фактов и доказательств, такие действия контролирующих органов являются законными и обоснованными.
2. Юридическое лицо является специальным субъектом административного права Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Не вызывает сомнений, что юридическое лицо является специальным субъектом административного права, и поэтому законодатель предусмотрел особенности для его привлечения к административной ответственности. В п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрен особый порядок установления вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Вина юридического лица считается установленной, если доказано, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Только установив и доказав, что юридическое лицо приняло не все необходимые меры, можно установить вину юридического лица и привлечь его к административной ответственности. Понятие вины юридического лица значительно отличается от понятия вины физического лица, в том числе должностного лица. Характерно, что вина юридического лица определяется по формальному признаку нарушения административного запрета. По букве закона юридическое лицо не освобождается от административной ответственности даже в том случае, если в конкретной ситуации исключалась возможность наступления вредных последствий от нарушения административного запрета. Единственная возможность отвратить наказание – это ссылаться на малозначительность правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). Однако такой выход представляется проблематичным, поскольку административная практика отличается формальным подходом к оценке деяний и принимает во внимание в основном сам факт нарушения административного запрета.
По той же самой причине сложно представить, каким образом будет реализована презумпция невиновности юридического лица. Ведь если юридическое лицо не обязано доказывать, что у него имелась возможность для соблюдения административных правил и норм, то тем самым обязанность по доказыванию этих обстоятельств полностью перекладывается на сторону обвинения. Однако сторона обвинения как таковая отсутствует в производстве по делам об административных правонарушениях и обвинительные функции автоматически возлагаются на орган административной юрисдикции. В то же время орган административной юрисдикции не является субъектом доказывания, а только оценивает доказательства.
Протокол об административном правонарушении бессилен разрешить вопрос, имелась ли в нарушении административных норм вина юридического лица. Должностное лицо правоохранительных и контролирующих органов при составлении протокола фиксирует только факт нарушения административного запрета и не обязано выяснять и заносить в протокол, имелась ли у юридического лица возможность соблюсти административное правило (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), а законные представители юридического лица не обязаны давать объяснения и замечания при составлении протокола (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
ст. 2.10 КоАП РФ, которая определяет правила привлечения к административной ответственности реорганизованных юридических лиц. Согласно ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ, в случаях реорганизации юридического лица административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
Это положение представляется разумным в случае реорганизации путем преобразования, когда юридическое лицо остается самим собой и лишь меняет организационно-правовую форму. Однако с учетом указанных выше принципов административной ответственности трудно объяснимо, почему за совершение административного правонарушения до реорганизации сливающимся, присоединяющимся, разделяющимся или выделяющим юридическим лицом административную ответственность несет объединенное, присоединившее, вновь возникшее или выделившееся юридическое лицо после реорганизации. Реорганизация юридического лица подобна наследованию физического лица, которое не несет ответственности за личные обязательства наследодателя. А административная ответственность – это сугубо личная обязанность, которая не может быть отчуждена.
Юридическое лицо может подлежать административной отственности только за деяния, исходящие от его органа и выразившиеся в непринятии всех мер, необходимых для соблюдения норм административного законодательства его должностными лицами и работниками. Оно, как и любой субъект, не может быть привлечено к ответственности и подвергнуто наказанию за чье-либо правонарушение. Если работник юридического лица совершает административное правонарушение, то административной ответственности и наказанию подлежит только он. Ответственность имеет индивидуально-определенный характер и не может переходить от одного субъекта к другому.
Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции, действуют пока лишь отдельные акты либо их нормы, содержащиеся в разных законах. Данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и вступивший с 2002 года в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который основывается на Конституции Российской Федерации, и где значительное место отведено правовым основам применения административных взысканий к юридическим лицам (предприятиям, организациям).
Необходимо также на законодательном уровне унифицировать подходы к вине юридического лица, взяв за основу объективный подход, поскольку природа административной ответственности едина независимо от сфер, в которых она применяется..
Административная ответственность — это применение государственными органами , должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам , а в соответствующих случаях — и к организациям за совершенные административные правонарушения .
6. Административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. Он изложен в КоАП, а также в ряде федеральных законов, не вошедших в Кодекс. По сравнению с судебным процессом по гражданским и уголовным делам он сравнительно прост, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях. В то же время он содержит необходимые гарантии законности , осуществления права граждан на защиту.
7. Имеются также особенности наложения и действия административных взысканий. К таким особенностям относятся: принципы наложения взысканий; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и др.
Особенности административной ответственности юридических лиц
Вопрос о возможности привлечения юридических лиц (государственных и негосударственных организаций) к административной ответственности регулируется законами, принятыми после введения в действие КоАП (т. е. после 1 января 1985 г.) и не включенными в него.
Вопрос об уголовной и административной ответственности юридических лиц остается сегодня дискуссионным. По мнению ряда исследователей, институт применения наказания к юрлицам разрушает целостность предмета законодательного регулирования. Рассмотрим далее подробно особенности административной ответственности юридических лиц.
Актуальность проблемы
Дискуссионность вопроса обуславливается также и сущностью юридического лица как правовой фикции. У него отсутствует рассудок и психическое отношение к совершаемым действиям. Соответственно, административная ответственность физических и юридических лиц предполагает различное понимание института вины.
Согласно действующему законодательству, юрлица выступают в качестве субъектов ответственности наравне с гражданами. Следует сказать, что на практике вопрос о привлечении к административной ответственности юридических лиц был решен намного раньше, чем в теории.
Специфика института
Если юридическое лицо привлечено к административной ответственности, на него распространяются все положения, закрепленные в КоАП, равно как и на граждан. К примеру, оно не может быть наказано дважды за одно и то же правонарушение. Вменение той или иной санкции или применение мер обеспечения в отношении юрлица допускается только на основаниях и по правилам, закрепленным законодательством.
К каждому конкретному случаю применяются нормы, действовавшие в месте и во время совершения правонарушения. Исключением являются случаи, когда нормы действуют только в отношении физлиц. В частности речь идет о положениях о невменяемости, совершении правонарушений группой лиц и пр.
Административная ответственность юридических лиц: определение
Ключевым нормативным актом, устанавливающим порядок вменения санкций юрлицам, является КоАП. Общие правила применения наказаний закреплены в ст. 2.10 Кодекса. Согласно п. 1 этой статьи, административная ответственность юридических лиц наступает в случаях, предусмотренных нормами разд. II КоАП или региональными законами.
В настоящее время предусмотрено более 200 составов правонарушений. Так, административно-правовая ответственность юридических лиц установлена за посягательства на:
- Права, санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье граждан.
- Общественный порядок, нравственность, частную собственность.
- Экологическую безопасность.
- Отношения в сфере финансов, налогообложения, сельского хозяйства, таможенного дела.
- Порядок реализации институтами власти их функций.
- Госграницу.
- Безопасность на дорогах.
Региональные нормы
Как установлено в КоАП РФ, административная ответственность юридических лиц за нарушения законодательства субъектов наступает, если соответствующее правонарушение предусмотрено в нем. Региональные власти, руководствуясь Конституцией (ст. 72, ч. 1), вправе закреплять санкции исключительно в законах. При этом нормативные акты не могут противоречить положениям КоАП.
Административная ответственность к юридическому лицу применяется по определенным правилам. Так, нормы, устанавливающие либо отягчающие наказание за правонарушение либо другим образом ухудшающие положение субъекта, не имеют обратной силы.
Законы, отменяющие или смягчающие административную ответственность юридических лиц и граждан либо другим способом улучшающие их положение, имеют обратную силу. Иначе говоря, такие нормы распространяются на субъектов, совершивших правонарушение до вступления правовых положений в действие, если постановление о вменении им санкции не было исполнено.
Условия применения ответственности
В Постановлении КС № 7-П от 27.04.2008 г. указывается, что административная ответственность юридических лиц в РФ наступает только за те действия, которые законодательством, действующим на день их совершения, признаны правонарушениями. Из этого следует, что для вменения субъекту санкции необходимо выявить состав противоправного деяния.
Признаки правонарушений в публично-правовой сфере, содержание конкретного состава определяются исходя из конституционных принципов демократического государства, основываются на требовании справедливости и законности.
Элементы нарушения
Юридические лица подлежат административной ответственности при наличии состава противоправного деяния. Обязательными элементами правонарушения признаются:
- Субъект. В качестве него выступает, собственно, юрлицо.
- Объект правонарушения. Ими являются те отношения, на которые посягает субъект.
- Объективная сторона - содержание правонарушения.
- Субъективная сторона - отношение субъекта к своим действиям.
Отсутствие любого из указанных элементов исключает наличие состава правонарушения в целом. Соответственно, недопустима и административная ответственность юридического лица.
Объект посягательства
Им признаются общественные отношения, регулируемые и охраняемые административно-правовыми нормами. В соответствии со ст. 1.2 КоАП, объектами правонарушений считается охрана:
- Личности.
- Свобод и прав гражданина.
- Здоровья физлиц.
- Общественной нравственности.
- Окружающей среды.
- Общественной безопасности.
- Частной собственности.
- Экономических интересов граждан и организаций, государства и общества.
Все эти объекты считаются родовыми и признаются неотъемлемой и самостоятельной частью общего объекта. В качестве него выступают отношения, связанные с предупреждением правонарушений.
Кроме этого, различают также и видовой объект - специфическую группу общественных отношений. Речь, в частности, о сфере транспорта, финансах, дорожном движении, рынках ценных бумаг, налогах и сборах, таможенном деле и пр.
Объективный аспект
Он формируется действием/бездействием юридического лица. Административная ответственность возникает в случае, когда причинен вред общественным правоотношениям. Ущерб - один из ключевых признаков объективной стороны. Кроме этого, ее характеризует способ, место, время совершения правонарушения. Дополнительными признаками объективной стороны деяния могут выступать злостность, систематичность, повторность.
Характеристика субъекта
При описании этого элемента состава правонарушения используются признаки, закрепленные гражданским законодательством. Согласно 48 статье ГК, в качестве юрлица выступает коммерческая или некоммерческая организация, созданная в форме, предусмотренной нормами права, и имеющая соответствующий статус.
В 3 части ст. 2.1 КоАП установлено, что в качестве субъекта административного правонарушения может выступать и юридическое, и При этом необходимо обратить внимание на важный нюанс. Вменение административной санкции юрлицу не и должностное лицо.
Юридические лица имеют определенную структуру. В каждой организации есть исполнительный орган. Он может быть коллегиальным (совет директоров, к примеру) или единоличным (гендиректор). В составе исполнительного органа находятся физические (должностные) лица. По закону, административную ответственность несет юридическое лицо в целом и конкретный гражданин, допустивший правонарушение. Соответственно, органу, рассматривающему дело, необходимо доказать вину и должностного, и юрлица.
Субъективный аспект
Он выражается в психическом отношении лица к своему действию/бездействию. Можно ли считать вину неотъемлемым элементом состава правонарушения? Чтобы на этот вопрос получить ответ, необходимо обратиться к положениям законодательства. Понятие вины раскрывается в разных нормах. В классическом понимании она предполагает психическое отношение лица к противоправному деянию и последствиям, которые наступают в связи с его совершением. В этом смысле вина соотносится с осознанием действий граждан (в том числе должностных лиц), совершаемых от имени юридического лица. Следовательно, здесь можно говорить о "коллективной вине", определяемой по "доминирующей воле". Аналогичное определение присутствует и в 106 статье НК.
Между тем в научных изданиях нередко отмечается, что вина юрлица не может определяться произвольно при установлении вины конкретного физлица. Соответственно, для наступления административной ответственности юридического лица необходимо доказать вину всех сотрудников, действующих от его имени.
В теории закреплен и другой подход к определению виновности. Она определяется как совокупность негативных компонентов, связанных с дезорганизацией деятельности юрлица, непринятием им надлежащих мер по исполнению обязанностей, возложенных на него обязанностей, а также по предупреждению правонарушений и устранению причин их допущения.
Виновность юрлица по КоАП
Необходимо сказать, что до принятия действующего сегодня Кодекса, доказывание непричастности к правонарушению возлагалось непосредственно на юридическое лицо - имела место так называемая презумпция виновности. Поддерживали такой подход и некоторые исследователи. Так, Л. Иванов указывает на то, что при любом виде административной ответственности юридического лица не будет действовать презумпция невиновности в той форме, в какой она сложилась в уголовном праве. Более того, в Конституции этот принцип применим только к лицам, совершившим преступления, т. е. к гражданам.
Согласно положениям статей 26.1-26.2 КоАП, в рамках производства по административному делу, в том числе совершенному юрлицом, факт виновности должен быть установлен и доказан вместе с прочими обстоятельствами. В ст. 2.1 Кодекса при этом закреплено, что юридическое лицо будет признано виновным в правонарушении, если будет выявлено, что он имел возможность соблюсти нормы и правила, однако не предприняло надлежащих мер для этого.
Понятие вины в НК
Определение раскрывается в 110 статье Кодекса. В п. 4 нормы установлено, что вина юрлица в налоговом правонарушении определяется в зависимости от виновности его представителей либо должностных лиц, бездействия/действия которых привели к нарушению законодательства.
В НК различают формы умысла - косвенный и прямой. Кроме того, в Кодексе присутствует указание на неосторожность. Однако она упоминается только в форме небрежности. Другими словами, субъект, совершивший правонарушение, не осознавал негативного характера последствий своих действий/бездействий, хотя должен был и мог осознавать его.
Сложности в судебной практике
До недавнего времени возникали трудности при применении форм вины к правонарушениям, совершенным юрлицами. Между тем судебная практика (Конституционного суда, в частности) различает неосторожность и умысел в составах противоправных деяний, предусмотренных нормами НК.
К примеру, в п. 4 определения КС № 257-О от 2001 г. по жалобе обособленного подразделения одного коммерческого банка Суд обращает внимание на некорректность формулировки положений 135 статьи НК. В этой норме установлена ответственность банковских структур за неправомерное невыполнение решения контрольного органа о взыскании недоимки или пени. Такая формулировка позволяла привлекать к административной ответственности кредитные организации одновременно и по ч. 1, и по ч. 2 указанной статьи за одно и то же действие. КС в своем определении пояснил, что первая часть нормы может применяться и при умысле, и в случае неосторожности. Ч. 2, в свою очередь, распространяется на правонарушения, совершенные с прямым умыслом.
Одновременное применение и первой, и второй частей 135 статьи признано КС противоречащим основополагающим принципам наступления административной ответственности, так как нельзя одно деяние квалифицировать как неосторожность и умысел одновременно.
Особые случаи
Необходимо сказать, что в законодательстве предусмотрено несколько ситуаций, когда административная ответственность юридического лица может наступить и без его вины. В первую очередь, речь о правонарушениях, совершенных реорганизуемым лицом при слиянии, разделении, присоединении, преобразовании. В указанных случаях виновное лицо прекращает свое существование. Однако у него появляются преемники (один или несколько). По закону, они не будут нести административную ответственность за допущенные реорганизуемым лицом нарушения, а отвечают лишь за собственные действия/бездействия.
Понятие "преемство" является гражданско-правовой категорией. Этот институт не предусмотрен в административном праве. Следует отметить, что в нормах КоАП отсутствуют оговорки о применении гражданско-правовых терминов в правоприменительной деятельности по делам об административных нарушениях. По мнению многих экспертов, такие оговорки необходимы. Дело в том, что во 2 статье ГК (в п. 3) указано, что имущественным правоотношениям, основывающимся на административном либо другом властном подчинении одного субъекта другому, в т. ч. к налоговым и прочим финансовым отношениям, нормы гражданского законодательства не применяются, если другое не установлено в ФЗ.
В 11 статье НК присутствует следующая оговорка: "Понятия, термины, институты семейного, гражданского и иного законодательства используются в том значении, в котором они применяются в соответствующей отрасли права, если иное не закреплено в НК".
Классификация правонарушений
Как показывает практика, большая часть нарушений связана с предпринимательской и другой организационно-хозяйственной деятельностью юрлиц. Как правило, противоправные действия допускаются в следующих сферах:
- Охраны собственности.
- Защиты природы, природопользования.
- Строительства, энергетики, промышленности.
- Мелиорации, сельского хозяйства, ветеринарии.
- Информации и связи.
- Предпринимательства.
- Налогов, сборов, финансов, рынка бумаг.
- Таможенного дела.
Основанием для классификации правонарушений по видам выступает содержание обязанностей юрлица в той или иной области госрегулирования, за виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение которых предусматривается наказание. Выделяют посягательства на:
- Правопорядок.
- Порядок управления.
- Отношения в отдельных сферах госуправления.
Первые два вида правонарушений обладают универсальным характером, поскольку могут быть допущены в любой сфере госрегулирования.
Виды наказаний
Законодательство предусматривает следующие виды санкций для юридических лиц:
Особенности денежного взыскания
Административный штраф может назначаться в виде твердой суммы или быть кратным:
- Стоимости предмета правонарушения в момент завершения или пресечения противоправных действий/бездействия. В этом случае величина штрафа не может превышать цену соответствующего предмета или сумму, эквивалентную ей, более чем в три раза.
- Выручке, полученной от реализации продукции, работы, услуги за календарный год, если субъект правонарушения осуществлял продажу товара, предоставлял услугу или выполнял работу в предыдущем расчетном периоде. Величина взыскания при этом не может быть выше 1/25 совокупной выручки.
- Сумме неотчисленных и подлежащих выплате на момент завершения или пресечения правонарушения сборов, налогов, таможенных пошлин, незаконных валютных операций и пр.
- Выручке от продажи продукции (предоставления услуги, выполнения работы), полученной вследствие противоправного завышения цены, регулируемой государством, за все время, на протяжении которого совершалось нарушение, но не больше 1 года. Штраф при этом не должен быть выше двукратного размера излишне полученной прибыли за весь срок регулирования.
Правонарушения в сфере предпринимательства
Они считаются самыми распространенными противоправными действиями юридических лиц. Как показывает статистика, основными правонарушениями в сфере предпринимательства являются:
- Ведение деятельности без специального разрешения или без госрегистрации.
- Незаконная реализация товара (иных ценностей), запрещенного или ограниченного в обороте.
- Нарушение законодательных норм в сфере рекламы.
- Реализация продукции, предоставление услуг, производство работ ненадлежащего качества либо с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, без предоставления необходимой информации потребителю либо при отсутствии ККМ.
- Нарушение правил ценообразования.
- Противоправное использование товарных знаков.
- Обман потребителей или другие нарушения прав покупателей.
- Противоправное получение кредитных средств.
- Преднамеренное (фиктивное) банкротство, незаконные действия в ходе процедуры признания несостоятельности юрлица.
- Нарушение порядка реализации товаров отдельных видов.
- Неисполнение требований законодательства об экспортном контроле.
- Нарушение положений о биржевой торговле.
- Неисполнение законодательных предписаний о лотереях.
- Нарушение порядка обращения с ломом, отходами металлов (цветных, черных) и правил их продажи.
Ущерб, возникающий при совершении указанных правонарушений, несет реальную угрозу для экономической безопасности государства.
Административная ответственность юридических лиц – это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений.
Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, указанных в статьях разд. II (Особенной части) этого Кодекса или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Законами субъектов РФ в дополнение к КоАП РФ также установлено значительное число административных правонарушений юридических лиц, связанных с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами этих субъектов.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ст. 2.10 КоАП РФ определены основные положения, связанные с привлечением юридических лиц к административной ответственности. В частности, установлено, что, если в статьях разд. 1, III, IV и V КоАП РФ не указано, что закрепленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Согласно ст. 2.10 КоАП РФ при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического липа одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
В рассмотренных случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
Выделяют следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами:
Нарушения земельного законодательства;
Нарушения в сфере строительства и производства стройматериалов;
Нарушения таможенных правил;
Нарушения налогового законодательства;
Незаконное осуществление банковской деятельности;
Нарушения антимонопольного законодательства;
Нарушения пожарной безопасности;
Нарушения санитарных и природоохранных правил;
Нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин (ККМ);
Валютные правонарушения.
31.Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных этим Кодексом, не может быть расширен закона ми субъектов РФ.
32Административный штраф - денежное взыскание, налагаемое на лицо, совершившее административное правонарушение. Размер административного штрафа выражается не в определенной сумме, а в величине, кратной:1)либо минимальному размеру оплаты труда;2)либо стоимости предмета административного правонарушения;3)либо сумме неуплаченных налогов, сборов,подлежащих уплате, либо сумме незаконной валютной операции.Для разных правонарушений используется та или иная система определения размера штрафа. При этом вне зависимости от того, как исчисляется размер административного Штрафа, он не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.Законодательство определяет и максимальные размеры административного штрафа. Так, размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Однако в ряде исключительных случаев, предусмотренных КоАП РФ, административный штраф, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением этих размеров: для должностных лиц - до 200 минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц - до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.Говоря о величине административного штрафа, кратной минимальному размеру оплаты труда, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда, из которого рассчитывается величина административного штрафа, в настоящее время принимается за 100 руб.Предупреждение - административное наказание, выраженное в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится только в письменной форме.Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, - наказание, устанавливаемое за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Наказание в виде лишения специального права в настоящее время предусмотрено КоАП РФ в отношении трех видов таких прав: права управления транспортным средством, права охоты и права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью (за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которое го оно являлось). Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
33Административный арест - содержание нарушителя в условиях изоляции от общества. Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операций - до 30 суток. Административный арест назначается судьей. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства - это принудительное и контролируемое перемещение такого лица через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации. В, отдельных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, административное выдворение состоит в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Эта мера наказания назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - должностными лицами органов, и войск пограничной службы Дисквалификация - это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
34. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ этих вещей. Конфискация назначается только судьей. Как и возмездное изъятие, конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других, дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство - основной законный источник средств к существованию.
То обстоятельство, что и возмездное изъятие орудия совершения или предмету административного правонарушения, и их конфискация могут назначаться только судьей, обусловлено, положением ч. 3 ст. 35 Конституции РФ: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное приостановление деятельности применяется в случае:угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии;заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;совершения административного правонарушения в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;совершения административного правонарушения в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах);совершения административного правонарушения в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности;совершения административного правонару.