Кто осуществляет контроль за землями сельскохозяйственного назначения. Кто может и должен проводить проверки земельных угодий
РЕШЕНИЕ
По жалобе на постановление
По делу об административном правонарушении
07.04.2014 года г.Киров
Судья Ленинского районного суда г.Кирова Новоселов О.Г.,
При секретаре Копыловой Н.Л., рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г.Кирова жалобу Моховой Т. Я. на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении от Дата изъята № 05-10.4/116/09 и решение руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 23.11.2013 г. по жалобе на данное постановление,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении от Дата изъята № 05-10.4/116/09 и решение руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 23.11.2013 г. Мохова Т.Я. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. ч. 2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В суд поступила жалоба Моховой Т.Я. на указанное постановление, в которой она просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, указывая, что в связи с тем, что было вынесено решение от 25.11.2013 по факту жалобы от 25.11.2013, в которой выразила своё несогласие с Постановлением от Дата изъята № 05-10.4/116/09, по которому подверглась административному штрафу в размере 1000 рублей за административное нарушение ЗК – зарастание земельного участка. Но так как участок засеян многолетними культурными травами, один раз в сезон, в начале августа скашивает, не допускает созревания семян сорняков. Поэтому вред соседним участкам не наносит. На соседних участках растет борщевик Сосновского, с которым не борются, на ее участке борщевика нет, так как она его скашивает. При рассмотрении жалобы 25.11.2013, посмотрев в деле фотосъемку, сделанную инспектором Россельхознадзора от 30 июля 2013, поняла, что сфотографирован не ее участок. Протокол об административном правонарушении составлен в ее отсутствие. В постановлении и решении указано, что участок изначально не обрабатывался, но даже свидетель М. подтверждает, что участок около 6 лет не пахался, значит изначально обрабатывался. Имеет в собственности участок с 1993 года, сначала весь участок пахали и сажали картофель, а в настоящее время засеяли культурными многолетними травами и скашивает. На участке нет деревьев, кустарников, зарослей бурьяна и борщевика Сосновского. Просит решение Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской республики от 25.11.2013 пересмотреть.
В судебном заседании защитник заявителя - адвокат... Д.А. доводы жалобы поддержал, считает, что согласно ст. РФ все земли сельхоз назначения – это земли вне населенных пунктов. В кадастровом паспорте участка указано категория земель – земли населенных пунктов. Орган Россельхознадзора не может составлять протокол, так как земля не сельхоз назначения. Осматривался не тот участок, в решении указан последний № 40, а в кадастровом паспорте последний № 95. Номер 40 был присвоен при инвентаризации, сейчас с 2005 года на кадастровом учете состоит под № 95. В пункте 6 в кадастровом паспорте указан под № 95. В справке из администрации сельского поселения указан № 40. К тому же отличается и площадь участка. Этот земельный участок относится к землям населенных пунктов, здесь Россельхоснадзор не имеет право проводить проверки. Здесь имеет значение категория земель, а не вид использования.
Представитель Управления Россельхознадзора по Кировской области... Л.В. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать. Суду пояснила, что учет земельных участков осуществляет кадастровая палата, сведения им предоставила администрации сельского поселения, документы о принадлежности из Росреестра не запрашивались. Все личные подсобные хозяйства относятся к землям сельхозназначения.
Представитель Управления Россельхознадзора по Кировской области... Ю.А. пояснила, что данный земельный участок был осмотрен с представителем администрации Поломского сельского поселения... она указала этот земельный участок как участок Моховой. В администрации участок числится по № 40. Имеются противоречия между данными администрации и Росреестра. У них не было оснований не доверять администрации, в справке указано, что участок принадлежит Моховой и имеет номер 40. На момент осмотра на участке не было многолетних трав, как указывает заявитель. Они имеют право проводить проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Списки земельных участков для осуществления проверки предоставила администрация сельского поселения. Проверка осуществлялась из-за границ земельного участка, потому что они не могут ходить по участку. Проверка осуществлялась без собственников, по жалобе жителей. То, что данный участок принадлежит Моховой, сказала представитель администрации и местные жители. Осмотр был произведен, потом для составления протокола вызвана была Мохова. Собственников вызывали по данным о принадлежности, предоставленным администрацией.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав стороны, допросив свидетеля, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Мохова Т.Я. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. (15 соток) с кадастровым № Номер изъят расположенным в дАдрес изъят. Согласно кадастрового паспорта земельного участка (п.9) земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов. В (п. 10) указан вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства.
Административный орган при осмотре земельного участка с учетным № 40, площадью 0,1761 га (17 соток) с кадастровым № Номер изъят расположенным в д.Адрес изъят обнаружил факт, указывающий на событие административного правонарушения, при этом составил акт.
Административный орган установил, что Моховой Т.Я. не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорными растениями, деревьями, кустарниками.
Постановлением № 05-10.4/116/09 от Дата изъята вынесенным ФС по Ветеринарному и Фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмурдской Республике Мохова Т.Я. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Свидетель... Р.В. суду пояснила, что работает в администрации с 2008 года. Участок Моховой Т.Я. выделялся для использования как личное подсобное хозяйство. В администрации есть копия постановления от 1993 года. Участок намерялся двухметровой линейкой, площадь была указана 15 соток. В 1996 году прошла инвентаризация, участку был присвоен № 40 и категория - земли сельхозназначения, площадь участка указана 17 соток, вид разрешенного использования - личное подсобное хозяйство. В 2006 году Росреестр изменил кадастровый номер и присвоил номер 95 участку Моховой Т.Я. Площадь осталась 17 соток. Так как межевание не было проведено, то они располагают лишь данными от 1996 года, где он числится под № 40. Сравнили с данными публичной карты на сайте Росреестра, там участки те же, только номера другие присвоены. В 2013 году жители сельского поселения написали заявление, в котором указали, что участки, в том числе и участок Моховой Т.Я. не обрабатывается, что в результате приводит к засорению обрабатываемых участков. Россельхознадзор провел проверку, при осмотре участков она (свидетель) присутствовала. Участки смотрели приблизительно, границ участков не видно, они все сплошь заросли травой. При осмотре присутствовали жители деревни. Показала участок, ориентируясь по карте. Там стоит один дом, от него ориентировались, у Моховой по счету третий участок от дома. Никаких границ у участков нет, ни столбов, ни забора, определяли приблизительно. Данные, что этот участок под номером 40, дали такие данные и Россельходнадзору. Свои данные они не приводят в соответствие с данными Росреестра, т.к. нужно проводить инвентаризацию, но на это не выделяются средства. Свои данные сравнивают с данными публичной карты, видят, что участки по площади совпадают, пользуются номерами, присвоенными при инвентаризации 1996 года. Если собственники приносят новое свидетельство, то регистрируют под новым номером. Карта 1996 года, границы участков замерены линейкой.
В соответствии с частью 1 статьи 23.15 Кодекса органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, рассматривают дела об административных правонарушениях, статьей 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли)
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, таким органом является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Т.е. указанный орган, имеет право на проверку и привлечение к административной ответственности только за нарушения на земельных участках, отведенных к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 2 статьи РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Согласно пункту 1 статьи РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно ст. ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, принадлежащий Моховой Т.Я., относится к землям сельхозназначения. Поэтому довод представителя Моховой Т.Я. о том, что данный участок находится на территории населенного пункта и поэтому не может являться землей сельхозназначения, следует признать несостоятельным.
Как следует из кадастрового паспорта № Номер изъят земельного участка (п.9) земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов. В (п. 10) указан вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства.
Таким образом, данный земельный участок является земельным участком, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, ФС по Ветеринарному и Фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) - Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмурдской Республике, относящийся к системе вышеупомянутых государственных органов, был наделен полномочиями, как следует из части 1 статьи 23.15 Кодекса, пункта 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, и компетенцией по рассмотрению дела о привлечении к административной ответственности гражданки Моховой Т.Я.
Однако проверка проводилась в отношении земельного участка площадью 17 соток с номером Номер изъят, тогда как земельный участок Моховой Т.Я. имеет площадь 15 соток и кадастровый номер Номер изъят. Исходя из материалов дела и показаний свидетеля, а также объяснений представителя заинтересованного лица следует, что местоположение осмотренного участка на местности определялось приблизительно, ориентиры отсутствовали. Сама Мохова Т.Я. в осмотре участия не принимала, что безусловно является нарушением ее права на защиту. Из материалов дела, таким образом, нельзя сделать однозначный вывод о том, что осматривался и составлялся акт именно на участок, принадлежащий Моховой Т.Я. В этой связи установленные на осмотренном участке нарушения не могут быть ей вменены. Данные земельного участка, указанные в обжалуемом постановлении, не соответствуют сведениям государственного кадастра недвижимости, что безусловно является основанием для его отмены. При этом суд не обязан и не вправе идентифицировать указанный в постановлении земельный участок, как участок, принадлежащий Моховой Т.Я., поскольку установление фактических обстоятельств дела является обязанностью органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении на стадии составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП.
Для привлечения землепользователя к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи РФ, административному органу необходимо доказать наличие совокупности следующих обстоятельств: невыполнение землепользователем установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду; а также факт наступления неблагоприятных последствий в виде ухудшения качественного состояния земель в результате неправомерного бездействия землепользователя.
В соответствии с частью 3 указанной статьи КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Согласно п. 1 ст. РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
С учетом изложенного, Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении от Дата изъята № 05-10.4/116/09 и решение руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от Дата изъята по жалобе на данное постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. , ч. 1 п. 3 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении от Дата изъята № 05-10.4/116/09 и решение руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от Дата изъята по жалобе на данное постановление отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.Г.Новосёлов
Одной из важнейших проблем для нашей страны всегда было решение аграрного вопроса. Образно выражаясь, в России «рамки аграрного вопроса гораздо шире площади обрабатываемых земель». Однако и с самой площадью обрабатываемых земель возникают серьезные проблемы. Прельстившись возможностью приобрести в собственность сельскохозяйственные угодья, граждане спешно приватизировали земельные паи, но рассматривать их стали не как средство для производства сельхозпродукции, а как возможность долгосрочного вложения капитала. А дальше возникла вполне ожидаемая ситуация - необрабатываемые «инвестиции» начали зарастать деревьями и кустарником, превращаясь в молодые леса, где владелец может заблудиться, отыскивая свой надел. Вот и получается, что площадь сельхозугодий большая, а обрабатывается по факту лишь малая их часть.
Поэтому одной из задач Управления Россельхознадзора стало выявление неиспользуемых земель и вовлечение их в сельскохозяйственный оборот. С этой целью инспекторами отдела земельного надзора проводятся проверки соблюдения требований земельного законодательства юридическими и физическими лицами на принадлежащих им землях сельскохозяйственного назначения.
Однако, как показала практика инспекторской работы, «бичом полей» являются не только сорняки и кустарник, заполоняющие пашни. Куда тяжелее порой преодолеть «барьер нерадивости» владельцев, не желающих приводить в порядок свои земли. Одно из наиболее распространенных нарушений, выявляемых на территории Тверской и Псковской областей - это неисполнение предписаний, выданных Управлением Россельхознадзора по результатам проверок состояния земель сельскохозяйственного назначения. На текущий момент в Тверской области не исполнено 285 предписаний надзорного органа, а в Псковской области - 112.
Предписание выдается владельцу в случае выявления нарушений земельного законодательства, например, зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью, захламления земель бытовым и строительным мусором, отходами лесозаготовок. В этом случае Управлением Россельхознадзора собственнику назначается административное наказание в виде штрафа и выдается предписание, содержащее перечень обязательных мероприятий (расчистка от зарастания, распашка), которые должны быть проведены собственником в определенный срок, по истечении которого инспектор проверит их выполнение во время внеплановой проверки по исполнению требований предписания. Если земли не приведены в порядок, инспектором составляется административный протокол по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (неисполнение требований законного предписания должностного лица), и дело передается в мировой суд, который определяет меру наказания за неподчинение требованиям надзорного органа. Как правило, суд принимает решение о назначении административного наказания в виде штрафа. А нерадивому владельцу Управлением Россельхознадзора выдается новое предписание, исполнение которого также ставится на контроль.
Однако на практике приходится видеть, что землевладельцев не пугает ни повторный визит инспектора на участок, ни следующее за этим административное наказание в виде штрафа. Большинство лиц, как юридических, так и физических, не спешат проводить раскорчевку и распашку своих угодий, превратившихся в залежи. Оплата штрафа представляется им достаточной мерой, «искупающей» дальнейшую бездеятельность, тем более что суммы этих штрафов относительно невелики. Так, за нежелание приводить в порядок участок в несколько десятков гектаров, беспечный аграрий заплатит от 300 до 500 рублей.
Таким любителям «откупаться» за копейки от земли-кормилицы хочется напомнить, что пахотные земли - это национальное богатство, обеспечивающее нам пропитание и жизнь. Нельзя допускать зарастания пашен сорными растениями и деревьями, так как это может привести к их утрате. Да и основной целью государственного земельного надзора является не наложение административного штрафа, а устранение нарушений, возврат в оборот сельскохозяйственных земель.
Практика государственного земельного надзора показывает, что нередки случаи, когда за неисполнение предписания собственники наказываются неоднократно. Так, Управлением Россельхознадзора трижды выдавались предписания Администрации МО «Бологовский район » с требованием провести мероприятия по устранению захламления и загрязнения нефтепродуктами земель сельхозназначения в районе села Ильятино, которые систематически не исполнялись. Дело дважды передавалось Управлением Россельхознадзора в Мировой суд города Бологое. Суд признал Администрацию МО «Бологовский район » виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначил в обоих случаях административное наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей. И только во время третьей внеплановой проверки по исполнению требований предписания Администрация МО «Бологовский район » представила проектную документацию по рекультивации нарушенных земель.
Аналогичная ситуация сложилась в Рамешковском районе с Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Перелом ». На земельных участках в районе деревни Ведное, кооперативом проводились работы по заготовке древесины, в результате чего образовалась свалка порубочных остатков площадью 80 га. Управлением Россельхознадзора неоднократно выдавались предписания, обязывающие организацию ликвидировать захламление, однако свалка древесины полностью не убрана до сих пор. Мировым судом Рамешковского района организации дважды назначались административные наказания в виде штрафов в размере 10 тыс. рублей за неисполнение предписаний. Председатель СПК «Перелом » объясняет неисполнение предписаний отсутствием техники и нехваткой рабочей силы. При этом следует отметить, что ходатайств о переносе сроков исполнения предписаний в Управление Россельхознадзора от СПК «Перелом » не поступало. В настоящее время организация уведомлена о проведении очередной внеплановой проверки по исполнению требований предписания.
Есть подобные прецеденты и в соседних областях, подконтрольных Управлению Россельхознадзора. Так, мировой суд Пушкиногорского района Псковской области вынес в июле 2013 года решение о назначении административного наказания в виде штрафа собственнику земель сельхозназначения, которому уже дважды выдавались предписания по факту зарастания земель древесно-кустарниковой растительностью. При проведении очередной внеплановой проверки было выявлено, что расчистка земель опять не произведена. Собственнику выдано новое предписание, а административные документы были переданы в мировой суд, который назначил наказание в виде штрафа в размере 900 рублей за неустранение зарастания трех земельных участков общей площадью около 18 га в районе деревни Федьково Пушкиногорского района Псковской области.
Подобная история произошла и в Псковском районе, где заросло деревьями и кустарником почти 25 га пахотных земель вблизи деревень Патрово и Подборовье. Собственнику также дважды выдавались предписания, а в апреле 2013 года по результатам очередной внеплановой проверки выдано третье предписание по той же причине, и дело передано в Мировой суд Псковского района Псковской области. За неисполнение требований предписания по устранению зарастания восьми земельных участков решением суда собственнику назначен штраф в размере 3200 рублей.
Конечно, иногда существуют объективные причины, препятствующие исполнению в срок установленных предписанием мероприятий. Поздняя весна 2013 года и высокий снежный покров помешали некоторым собственникам привести в порядок свои земли. Также есть участки, на которые из-за весенних паводков трудно пройти сельскохозяйственной технике, да и большие площади сельхозземель подчас требуют больших материальных затрат. В этом случае у собственника есть возможность подать ходатайство о перенесении сроков исполнения предписания, которое будет рассмотрено Управлением Россельхознадзора. Но не следует думать, что все ходатайства непременно будут удовлетворены. На отсрочку может рассчитывать собственник, приступивший к выполнению мероприятий, но не успевший закончить их к назначенному сроку, или землевладелец, попавший в форс-мажорные обстоятельства. Нерадивому хозяину, постоянно ссылающемуся на материальные трудности и отсутствие времени, лучше подумать, как правильно распорядиться своими угодьями. Иногда лучше оценить свои возможности по использованию находящихся в собственности земель сельскохозяйственного назначения и принять решение об отказе от участков. «Отказные » земли перейдут в фонд перераспределения и будут предложены местной администрацией тем, кто сможет обеспечить достойный уход и надлежащее использование земель.
Немало упреков приходится выслушивать порой инспекторам отдела земельного надзора от общественности по поводу сумм штрафов, назначаемых за нарушения земельного законодательства, да и из представителей прессы только ленивый не «прошелся» по этой теме. «Триста рублей за лес на пашне???
», «Россельхознадзор «напугал» владельца 50 гектаров угодий мизерным штрафом», - какими только заголовками не пестрят сайты известных изданий!
В связи с этим хочется напомнить, что штрафы за то или иное нарушение земельного законодательства назначаются в соответствии с Кодексом об Административных Правонарушениях, изменение статей которого находится вне компетенции Управления Россельхознадзора. Однако не следует думать, что, прикрываясь Кодексом, государственный земельный надзор не встанет на защиту вверенных ему земель. Так, в 2013 году Управлением инициирована практика по направлению в судебные органы исков о понуждении к исполнению предписаний недобросовестных правообладателей земельных участков. Судебные органы обладают более широким спектром административно-правового воздействия (включая возможность уголовной ответственности), что стимулирует нарушителей к своевременному принятию мер по приведению земель в надлежащее состояние.
В заключение следует сказать, что борьба надзорных органов за возрождение заросших земель небезуспешна, о чем свидетельствуют итоги работы Управления Россельхознадзора в первом полугодии текущего года. Так, за этот период возвращено в оборот 6,667 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения вследствие исполнения 62 предписаний. Также по результатам проведенных проверок инспекторами отдела земельного надзора выдано 330 новых предписаний, исполнение которых поставлено на контроль. Одновременно с этим по Тверской области составлено 123, а по Псковской -120 протоколов по неисполнению требований предписаний, которые будут направлены Управлением Россельхознадзора в мировые суды.
Завершается летняя пора и совсем немного времени осталось до начала сезона проливных дождей и осенней распутицы. Размытые дороги и подтопленные подходы к земельным участкам скоро создадут дополнительные трудности для обработки сельхозугодий и расчистке их от замусоривания и зарастания. Не пора ли владельцам использовать последние погожие деньки для работы на своих наделах, чтобы вслед за желтыми осенними листьями и печальным клином журавлей не «полетела» в мировые суды вереница писем с административными протоколами Управления Россельхознадзора?
В конце концов пора принять решение - исполнить предписание, или отказаться от земли.
Последние новости Тверской области по теме:
Исполнить предписание или отказаться от земли?
В связи с распоряжением МВД России «О комплексе дополнительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции» отделом пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Тверской области временно приостанов
УМВД Тверской области
25.03.2020
Преступления, связанные с семейно-бытовыми проблемами, к сожалению, не редкость.
УМВД Тверской области
25.03.2020
Следственный комитет
25.03.2020
В соответствии с действующим законодательством создание и ведение официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» относится к ее компетенции.
Прокуратура Тверской области
25.03.2020
Время чтения: 6 минут
В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор. Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется.
Понятие надзора
Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.
Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. К основным его задачам можно отнести:
- организацию и проведение проверок;
- принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
- анализ текущей ситуации;
- прогнозирование их исполнения в дальнейшем.
Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения. Эта традиционное правовое средство уже многие годы существует в Российской Федерации.
Уполномоченные органы и поднадзорные лица
Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц. Рассмотрим детальнее, кто осуществляет государственный земельный надзор в 2020 году:
Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.
Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится:
- федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» .
Методы осуществления контроля
Результаты деятельности Росреестра
По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.
В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.
Особенности муниципального контроля
Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль. Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений. Придерживаться этих норм обязаны все:
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- юридические лица;
- граждане;
- индивидуальные предприниматели.
Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.
Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов. Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:
- округа, если объекты расположены в его границах;
- поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
- муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.
Права и обязанности органов муниципального надзора
Земельный контроль органами местного самоуправления проводится с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:
- соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
- исключение и их использования без необходимой документации;
- сбор достоверной информации о состоянии участков;
- предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
- совершение действий, направленных на улучшение угодий;
- расстановка и обеспечение сохранности знаков размежевания;
- контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
- приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.
Процедура осуществления контроля
Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.
Внеплановые мероприятия могут проводиться в случае:
- обнаружения данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;
- необходимости проверки выполнения предписаний;
- получения от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.
Согласно регламенту, муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в два года. Проверки юридических лиц осуществляются по истечении срока, отведенного на устранение нарушений, или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.
Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на определенный год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют местные органы власти.
По результатам проверки составляется акт. В нем содержится информация о виновности или невиновности проверяемых лиц, а также о привлечении их к административной ответственности.
В качестве дополнений к акту могут прилагаться фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.
Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю. В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.
Особенности общественного надзора
В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.
На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.
Суть и функции общественного контроля
Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.
Такой надзор выполняет следующие функции:
- информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
- предупредительную. Предотвращает правонарушения;
- карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Субъекты общественного надзора
Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.
Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.
Особенности процедуры
Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.
Этот вид контроля осуществляется в самых разных формах, даже тех, которые четко не установлены законодательством.
В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.
Результаты надзора
В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.
Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.
Что такое правовая охрана земель
В соответствии с земельным законодательством, землю нужно охранять как основу жизни и деятельности людей, которые на ней проживают. Система контроля за использованием и охраной земель преследует две основные цели:
- Предотвращение загрязнения, деградации и ухудшения состояния земель, в том числе в результате воздействия на них хозяйственной деятельности.
- Улучшение и восстановление угодий, которые подверглись негативным последствиям.
Для этого собственники, арендаторы и пользователи проводят целый ряд мероприятий. К базовым действиям относится мелиорация, рекультивация и консервация земель.
Выводы
Государственный земельный надзор – важная функция уполномоченных органов. Она состоит в сборе информации о состоянии существующих наделов и контроле соблюдения требований земельного законодательства землепользователями. В компетенцию этих органов входит выявление нарушений в данной сфере, устранение их последствий и привлечение виновных лиц к ответственности. Общественный и производственный надзор призваны повысить эффективность работы государственных органов по сохранению одного из главных ресурсов страны.
Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.
Если у вас есть в пользовании земельный участок, рано или поздно вам придется столкнуться с малоприятной процедурой земельного контроля. В чем же она заключается, и почему именно ваш участок попал под пристальное внимание государственных земельных инспекторов?
Прежде всего, стоит понять, что именно будет проверять тот или иной контролирующий орган, какие правонарушения в ходе проверки могут быть выявлены.
Итак, из государственных структур земельный контроль может проводиться федеральными и муниципальными органами исполнительной власти.
На федеральном уровне полномочия по проведению земельного контроля возложены на три ведомства: Росреестр, Роспотребнадзор, Россельхознадзор. Область ответственности каждого из этих ведомств детально разграничена Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 «О государственном земельном контроле».
Для начала следует определить цель проводимой проверки. Прежде всего–это осуществление контроля за соблюдением организациями, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Какими полномочиями наделено каждое из этих ведомств? Государственные инспектора Россреестра (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы) проверяют:
а) наличие самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
б) порядок переуступки права пользования землей;
в) использование земель по целевому назначению, исходя из категории и вида разрешенного использования земельного участка;
г) выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
д) порядок предоставления сведений о состоянии земель;
е) исполнение ранее выданных предписаний по вопросам устранения нарушений в области земельных отношений.
Государственные инспектора Росреестра имеют право посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства.
Если на пороге проверка Росприроднадзора (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы), следует иметь в виду, что в зависимости от сферы деятельности организации вас будут проверять на предмет:
а) проведения рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
б) проведения мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) недопущения использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;
г) соблюдения режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.
Земельный контроль Россельхознадзором (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы) осуществляется исключительно на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений. В этом случае проверяется:
а) выполнение мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
Общее направление
Законодательство
Часто задаваемые вопросы
- Что делать, если вы получили предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований?
С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), касающиеся в том числе организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. Одним из таких мероприятий является вынесение предостережения хозяйствующему субъекту о недопустимости нарушения обязательных требований.
О профилактике нарушений.
Общеизвестно, что легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Данным принципом руководствовались законодатели при составлении норм об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
С 2017 года Федеральный закон N 294-ФЗ предусматривает проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушения обязательных требований. Для этого контролирующие органы на федеральном и местном уровне обязаны составлять ежегодные программы профилактики нарушений. В ряде ведомств планируется разработать и утвердить типовые программы профилактики нарушений обязательных требований.
Профилактика нарушения обязательных требований осуществляется по четырем основным направлениям.
На практике контролирующие органы выполняют предписанные им Федеральным закономN 294-ФЗ обязанности. Например, Россельхознадзор напоминает своим территориальным органам о вступивших в силу изменениях и о необходимости проведения перечисленных и иных мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, а также сообщает о разработке и утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований.
Территориальные органы Россельхознадзора на постоянной основе проводят семинары и конференции, разъяснительную работу в средствах массовой информации, комментирование новшества законодательства, а также разработку рекомендаций о проведении необходимых организационных и технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований.
Из основных направлений профилактики нарушения обязательных требований непосредственно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей касается выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Это новый документ для хозяйствующих субъектов, требующий дополнительного внимания.
Кто и в каких случаях может вынести предостережение?
Согласно п. 5 ст. 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) объявляется органом контроля юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в следующем случае: при наличии у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти или местного самоуправления, из средств массовой информации.
Но при наличии указанных сведений контролирующий орган вынесет предостережение только при выполнении следующих условий:
Если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий;
Если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.
Предостережение выносится при наличии сведений о возможности (угрозе) нарушения требований законодательства или непосредственно о нарушениях, не причинивших какого-либо вреда и не создавших угрозу причинения данного вреда, а также если хозяйствующий субъект ранее не был привлечен к ответственности.
Если контролирующий орган получил соответствующие сведения о нарушениях, но не выполняются условия для направления предостережения, то в отношении данного субъекта будет проведена внеплановая проверка.
Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения
обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166, которое вступило в силу 22 февраля 2017 года.
Начнем с того, что вынести решение о направлении предостережения вправе следующие должностные лица контролирующего органа:
Руководитель;
Заместитель руководителя;
Иное уполномоченное приказом должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Для вынесения и направления предостережения у контролирующего органа есть 30 дней на получение приведенных выше сведений, если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению названных требований. При объявлении указанного предостережения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган контроля.
Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.
Предостережение может быть направлено в адрес хозяйствующего субъекта двумя способами:
В бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
Иным доступным для юридического лица, индивидуального предпринимателя способом.
В данном случае под иным способом понимается направление предостережения в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием Интернета, в том числе по адресу электронной почты юридического лица (индивидуального предпринимателя), указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), либо опубликованному на официальном сайте юридического лица (индивидуального предпринимателя) в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством РФ, либо размещенному через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Что делать при получении предостережения?
Получив такое предостережение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны его рассмотреть, игнорировать его не рекомендуется. Каких-либо правил рассмотрения предостережения не установлено.
Рассмотрев предостережение, хозяйствующий субъект вправе направить в орган контроля возражения или уведомление об исполнении данных требований. Заметим, что результаты рассмотрения возражений и уведомления будут использоваться контролирующими органами для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Если есть возражения. В случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя с вынесением предостережения в орган контроля, направивший предостережение, представляются возражения. Формы возражения не устанавливаются, но предусмотрен перечень сведений, которые должны в нем содержаться:
Обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Способ представления возражений может быть различным:
В бумажном виде почтовым отправлением;
В виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа контроля;
Иными указанными в предостережении способами.
Данные возражения будут рассмотрены органом контроля, который даст ответ в течение 20 рабочих дней со дня их получения. Порядок направления ответа аналогичен порядку направления предостережения. Дальнейшие действия субъекта будут зависеть от полученного ответа.
Если возражений нет. При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в отраженный в предостережении срок должны направить в орган контроля уведомление о его исполнении. Формы уведомления также не устанавливается, но предусмотрен обязательный перечень сведений, которые надо указать:
Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
ИНН юридического лица, индивидуального предпринимателя;
Дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
Сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Обратите внимание! В предостережении должен быть приведен срок для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о его исполнении - не менее 60 дней со дня направления предостережения.
Уведомление можно направить приведенными выше способами: в бумажном или электронном виде.
Направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований органами контроля в адрес юридических лиц или индивидуальных предпринимателей является одной из форм мероприятий по профилактике нарушения требований законодательства.
Предостережение объявляется при наличии сведений о возможности (угрозе) нарушения требований законодательства или непосредственно о нарушениях, не причинивших какого-либо вреда и не создавших угрозу причинения такого вреда.
Получив такое предостережение, хозяйствующий субъект должен направить в орган контроля возражения или уведомление об исполнении предостережения в установленный срок и одним из указанных способов.
- Что такое экспликация земельного участка? Как она выглядит?
В переводе с латинского «explication» означает «разъяснение». Экспликация земель - это подробная расшифровка условных знаков, количественные и качественные характеристики земельных наделов.
Все характеристики земель, отраженных на плане, заносятся в специальную таблицу. Она оформляется как приложение к плану, чертежу, карте или схеме.
Как правило таблица экспликации земель представляет собой свод справочных материалов включающих следующую информацию: общая площадь земель; площади отдельных участков; разъяснение специальных условных обозначений; технические характеристики всех объектов, расположенных на участке.
При использовании земель категории сельскохозяйственного назначения важно знать деление земельного участка именно по сельскохозяйственным угодьям.
- Будет ли являться нарушением, если сенокос распахать под пашню?
Согласно статье 79 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья представлены пашней, сенокосами, пастбищами, залежами и землями, занятыми многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Ранее данный нормативный акт содержал требование использования земельного участка так же в соответствии с разрешённым использованием, на сегодняшний день данное требование утратило законную силу.
В случае, если в правоустанавливающих документах на право использования земельным участком установлен вид целевого использования для сельскохозяйственного производства, а также документами не предусмотрено, что земельный участок должен использоваться исключительно в качестве сенокоса, то использования этого участка под пашню не противоречит действующему законодательству.
Если же правоустанавливающие документы устанавливают исключительно использование для сенокошения, то распашка сенокосов под пашню не допускается.
Какова периодичность проверки земельных участков сельскохозяйственного назначения в зависимости от присвоенной категории риска? Как определить категорию риска?
Что является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении должностным лицом органа государственного земельного надзора?
Частью 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении (в части государственного земельного надзора) может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса).
- В каких случаях необходимо изменять вид разрешенного пользования
В адрес Управления Россельхознадзора по Свердловской области нередко поступают вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.
Приведём для примера один из таких вопросов.
Для осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в 2017 года приобрёл земельный участок общей площади 5,3 га, категория земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для выращивания картофеля, зерновых культур. 1,7 га намерен использовать для пчеловодсива. Необходимо ли менять вид разрешённого использования?
Возможность изменения вида разрешённого использования земельного участка определена законодательно:
Земельным кодексом РФ (статья 8),
федеральным законом “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" № 172 ФЗот 21.12.2004
Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступившим в силу с 01.01.2017) - , пункт 3 о ВРИ земельных участков и об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования,
письмом Минэкономразвития РФ от 08.07.2011 № 14310-ИМ/Д23 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка,
Федеральным законом №171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 г.
Приказом Минэкономразвития РФ №540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков»,
Основные причины возникновения природных пожаров: непотушенная сигарета, горящая спичка, тлеющий пыж после выстрела, масляная тряпка или ветошь, стеклянная бутылка, преломляющая лучи солнечного света, искры из глушителя транспортного средства, сжигание старой травы, мусора вблизи леса или торфяника, расчистка с помощью огня лесных площадей для сельскохозяйственного использования или обустройства лесных пастбищ.
Но одним из основных потенциальных источников природных пожаров является костёр. В ряде случаев природные пожары становятся следствием умышленного поджога, техногенной аварии или катастрофы.
Каждое лето лесные пожары начинаются с неизбежностью, приводящей в отчаянье. К этому нельзя привыкнуть. Леса восстанавливаются десятилетиями. Если вы хоть раз видели лесной пожар, то не забудете эту страшную картину никогда.
Чтобы избежать возникновения пожаров, необходимо соблюдать правила поведения в лесу
С целью недопущения пожаров в природной среде, запрещается:
Бросать в лесу горящие спичи, окурки, тлеющие тряпки;
Разводить костёр в густых зарослях и хвойном молодняке, под низкосвисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины, торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур;
Оставлять в лесу самовозгораемый материал: тряпку и ветошь, пропитанные маслом, бензином, стеклянную посуду, которая в солнечную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность;
Выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях, под деревьями; поджигать камыш; разводить костёр в ветреную погоду и оставлять его без присмотра;
Оставлять костёр горящим после покидания стоянки.
Если вы оказались вблизи очага пожара в лесу или на торфянике
Если Вы оказались вблизи очага пожара в лесу или на торфянике и у Вас нет возможности своими силами справиться с его локализацией, предотвращением распространения и тушением пожара, немедленно предупредите всех находящихся поблизости людей (специальные службы) о необходимости выхода из опасной зоны. Организуйте их выход на дорогу или просеку, широкую поляну, к берегу реки или водоема, в поле. Выходите из опасной зоны быстро, перпендикулярно к направлению движения огня. Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой. Выйдя на открытое пространство или поляну дышите воздухом возле земли - там он менее задымлен, рот и нос при этом прикройте ватно-марлевой повязкой или тряпкой.
После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию населенного пункта, лесничество или противопожарную службу, а также местному населению.
Знайте сигналы оповещения о приближении зоны пожара к населенному пункту и принимайте участие в организации тушения пожаров. Пламя небольших низовых пожаров можно сбивать, захлестывая его ветками лиственных пород, заливая водой, забрасывая влажным грунтом, затаптывая ногами. Торфяные пожары тушат перекапыванием горящего торфа с поливкой водой.
При тушении пожара действуйте осмотрительно, не уходите далеко от дорог и просек, не теряйте из виду других участников, поддерживайте с ними зрительную и звуковую связь. При тушении торфяного пожара учитывайте, что в зоне горения могут образовываться глубокие воронки, поэтому передвигаться следует осторожно, предварительно проверив глубину выгоревшего слоя.