Основные положения системы стандартизации в рф. направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке и применению стандартов, а также по другим проблемам сообразно своей компетенции
Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном официальном уровне, основная функция которых заключается в руководстве работами по стандартизации.
Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.
К функциям Госстандарта относятся:
выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);
рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и др. органов государственного управления;
обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;
осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;
руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации;
участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов;
издание и распространение государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации;
повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;
нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;
обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов.
Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, региональном, отраслевом, предприятий (организаций).
Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.
Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устранение монополизма в этой области.
ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:
ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;
ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;
ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;
ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения;
ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
Государственные стандарты Российской Федерации включают:
обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
обязательные требования к контролю качества продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
параметрические ряды и типовое конструирование изделий;
основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции;
положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.
Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать:
защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;
повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;
совместимость и взаимозаменяемость продукции;
содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;
создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов;
устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда;
безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.
Правильное использование возможностей стандартизации на предприятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются:
снижение себестоимости производства стандартной продукции;
увеличение продажной цены единицы изделия вследствие повышения его качества;
рост объема сбыта продукции в результате увеличения спроса на более качественные изделия;
уменьшение количества необходимых средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности производственного цикла и более интенсивного использования оборудования при выпуске стандартной продукции.
Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую систему:
I. Техническое законодательство – правовая основа ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг.
II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, представлены государственными стандартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.
Ш. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г.
IV .Стандарты предприятий и технические условия представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).
Таким образом, нормативные документы по стандартизации, действующие в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории:
государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р;
общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ;
межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ;
отраслевые стандарты – ОСТ;
технические условия – ТУ;
стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП;
стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.
Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004).
Отраслевые стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологических документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства). Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам.
На уровне предприятия стандартизация учитывает специфику производства: вид продукции, серийность, особенности технологических процессов и др. Эти нормы закрепляют в стандартах предприятий .
Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических документов по стандартизации – технические условия (ТУ). ТУ – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. Они регламентируют взаимоотношения изготовителей и потребителей в вопросах о качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки. ТУ разрабатываются на продукцию, на которую стандарты не устанавливаются. ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов.
По оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции.
Если работы по стандартизации на конкретном предприятии непосредственно направлены на повышение качества продукции, то затраты на их проведение первоначально выше ожидаемых результатов. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного качества растет спрос потребителей и она может быть реализована по значительно большим ценам. Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может компенсировать не только дополнительные затраты предприятия по улучшению качества, но и обеспечить в будущем более высокую прибыль по сравнению с той, которую давала продукция, выпускавшаяся ранее.
Если проводимые на предприятии работы по стандартизации не меняют качество выпускаемой продукции, то затраты на их проведение непосредственно перекрываются получаемой в рамках предприятия экономией сырья, материалов, времени, трудовых и финансовых ресурсов.
Так, например, проведение работ по унификации сырья и материалов обеспечивает сокращение их типоразмеров в запасах предприятия, снижение уровня самих запасов, значительное сокращение необходимых складских площадей, улучшение материально-технического снабжения, экономию оборотных средств, ускорение их оборачиваемости и др., что в свою очередь положительно влияет на снижение издержек производства и обеспечивает рост прибыли предприятия.
К основным задачам службы стандартизации предприятия в общем случае относятся:
ведение (хранение и актуализация) фонда нормативно-технической документации предприятия;
разработка технических условий на выпускаемую продукцию;
экспертиза и согласование проектов нормативно-технических документов, поступающих на предприятие со стороны;
разработка необходимых стандартов предприятия.
Если служба стандартизации предприятия выполняет функции базовой организации по стандартизации в своей подотрасли, то в круг ее первоочередных обязанностей входят также следующие:
разработка проектов стандартов на продукцию и методы ее испытаний для своей подотрасли;
согласование проектов стандартов смежных отраслей;
экспертиза и согласование проектов технических условий, разработанных предприятиями на продукцию, закрепленную за базовой организацией.
Если служба стандартизации предприятия выполняет функции головной организации по стандартизации в своей отрасли, то в перечень ее обязанностей входит также координация работ по стандартизации с директивными органами, Госстандартом России и его организациями, другими министерствами и ведомствами, соответствующими организациями этой отрасли.
Умелое использование возможностей стандартизации руководителями предприятий может послужить хорошей предпосылкой для создания на них более эффективных систем управления качеством продукции.
5.1.3. Система международных стандартов
В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством существуют с середины 70-х г. ХХ в. В первую очередь, они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности – авиации, космонавтике, производстве военной техники и т.д.
Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, Техническим комитет ИСО/ТК176 (ИСО – Международная организация по стандартизации) осуществляет методологическую и методическую работу в области межнациональных проблем стандартизации. Членами этой организации являются национальные органы и эксперты из стран всех регионов мира, крупных и малых, промышленных и развивающихся. ИСО разрабатывает стандарты и руководства, которые повышают ценность организаций всех типов и способствуют более свободной и беспристрастной торговле между странами, разработал и в 1987 г. опубликовал первые пять стандартов ИСО серии 9000. Помимо этого был разработан словарь терминов и их определений в области обеспечения качества - МС ИСО 8402.
В настоящее время широкое распространение получили международные стандарты ИСО серии 9000, которые вместе с терминологическим стандартом ИСО 8402 отражают концентрированный мировой опыт управления качеством. Это стандарты:
· МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;
· МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
· МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
· МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»; · МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»;
· МС 8402 терминологический стандарт.
В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004 версиями МС9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.
На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.
Во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в кредитовании и страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия кредитования и страхования.
В 2000 г. Техническим комитетом ИСО/ТК176 был разработан комплекс стандартов «Менеджмент качества и обеспечения качества», который аннулировал и заменил ИСО 8402.
Структура комплекса стандартов, изданных ИСО в 2000 г. приведена на рис. 5.3.
Рис. 5.3 . Структура комплекса стандартов ИСО 9000:2000
Учитывая прогрессивный характер международных стандартов, их регулирующую роль при выходе на международный рынок, отметим, что эти стандарты – ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 – приняты в России для прямого использования в следующем виде:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 – «Системы менеджмента качества. Требования»;
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 – «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
Кроме этих стандартов к серии стандартов ИСО 9000 относятся следующие:
ИСО 10012 – «Система управления измерением»;
ИСО 10013:1995 – «Руководящие указания по разработке руководств по качеству»;
ИСО 10015:1999 – «Менеджмент качества. Руководящие указания по подготовке кадров»;
ИСО/ТО 10017:1999 – «Методические указания по статистическим методам в ИСО 9001:1994».
Кроме того, был разработан комплекс стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. В них существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание к удовлетворению разнообразных потребностей персонала компаний.
Согласно новой редакции стандартов ИСО серия 9000:2000, система менеджмента качества – это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами, ресурсами. Во главу угла ставится цель существования компании, которая разрабатывает систему стратегического планирования и средства реализации планов в течение года с действиями по внедрению изменений и управлением процессами и ресурсами. Система менеджмента качества всегда должна быть составной частью общей системы управления и руководства организацией.
Стандарт ИСО 9001:2000 может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки организации выполнения требований потребителей и своих собственных.
Отличия новой версии:
1. На переднем плане стоят вопросы определения ожиданий клиента и его удовлетворенность;
2. В большей степени подчеркивается ответственность руководства;
3. Стандарт направлен на реальные процессы в деятельности предприятия;
4. Улучшена возможность интеграции с другими системами (например, с системой управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ИСО 14001);
5. Улучшена возможность применения стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции;
6. Появилось требование измерять удовлетворенность клиента;
7. Выдвинуты новые требования, касающиеся управления ресурсами;
8. Устранена путаница с применением некоторых терминов. В новых стандартах термин «поставщик» заменен на термин «организация», «субподрядчик» на «поставщик», «получатель продукта» (по-старому «потребитель») назван «заказчик».
Для иллюстрации современных принципов менеджмента качества приведем выдержки из ГОСТ Р ИСО 9001-2001:
Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо выбрать направление ее развития и обеспечить управление систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента. Для этого при разработке стандартов ИСО 9000 (2000г.) были определены восемь принципов управления качеством. Эти восемь принципов менеджмента качества направлены на то, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации:
1. Ориентация на потребителя.
Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2. Лидерство руководителя.
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
3. Вовлечение работников.
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
4. Процессный подход.
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
5. Системный подход к менеджменту.
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
6. Постоянное улучшение.
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
7. Принятие решений, основанных на фактах.
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4-8 ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Она показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований.
Стандарт направлен на применение процессного подхода на всех стадиях жизненного цикла для повышения удовлетворенности потребителей. Преимущество процессного подхода заключается в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке между отдельными процессами, начиная от организации процесса, ответственности руководства, менеджмента ресурсов, процессов жизненного цикла продукции до измерения, анализа и улучшения, где потребители играют существенную роль.
Стандарты ИСО 9001 и ИСО 9004 разработаны как согласованная пара стандартов для дополнения друг друга. Их можно применять независимо, т.к., хотя у них различные области применения, они имеют аналогичную структуру. ИСО 9001:2000 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контрактов. ИСО 9004:2000 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ИСО 9001. ИСО 9004 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых преследует цель постоянного улучшения деятельности. Данный стандарт не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
Сравнивая стандарты, важно видеть различия: так, ИСО 9000:94 направлены на обеспечение качества, а стандарт ИСО 9000:2000 направлены на менеджмент качества. Для примера приведем некоторые отличия между стандартами ИСО 9000:94 и 9000:2000 – табл. 5.1. В названных документах зафиксирован ряд особенностей систем управления качеством , которые необходимо соблюдать всем пользователям данных стандартов. К таким особенностям, в частности, относятся:
профилактическая направленность;
ориентация на потребителя;
обеспечение качества снабжения;
использование маркетинга в управлении качеством;
обязательность участия в управлении первого должностного лица фирмы;
создание специальных служб качества на профессиональной основе;
привлечение всего персонала фирмы к управлению качеством.
В 1993 г. в рамках ИСО был создан ТК-207 «Управление охраной окружающей среды» (Environmental management), который в 1996 г. принял комплекс стандартов ИСО серии 14000 для построения эффективной системы управления окружающей средой и менеджмента экологическими аспектами деятельности предприятий. Основополагающим стандартом серии ИСО 14000 является стандарт ИСО 14001:1996 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению». В семействе стандартов данной серии отражены следующие аспекты в области управления окружающей средой:
термины и определения;
системы экологического менеджмента;
экологический аудит и исследования в области экологии;
оценка продукции на различных стадиях жизненного цикла;
экологическая маркировка продукции.
Таблица 5.1
Различия между стандартами
ИСО 9000:94 |
ИСО 9000:2000 |
Обеспечение удовлетворения определенных требований потребителя. |
Понимание настоящих и будущих потребностей и ожиданий потребителя. Измерение удовлетворенности потребителя и действия в соответствии с их результатами. |
Установление политики и проверяемых целей, распространение политики на всю организацию, обеспечение ресурсами и создание обстановки, способствующей качеству. |
Создание видения пути и разделяемых ценностей. Установление вызывающих показателей и целей и разработка стратегий их достижения. Тренировка людей, оказание им поддержки и делегирование полномочий. |
Установление уровней компетентности, обучение и повышение квалификации персонала. Достижение ясности в полномочиях и ответственности. |
Создание персональной собственности на показатели и цели организации с помощью опыта и знаний людей и благодаря обучению достичь вовлечения их в оперативные решения и в процесс совершенствования. |
Создание, управление и обслуживание документированных процессов. |
Явное установление внешних и внутренних потребителей и поставщиков процессов. Сосредоточение на использовании ресурсов в действиях процессов, что ведёт к эффективному использованию людей, оборудования, методов и материалов. |
Создание и поддержание в рабочем состоянии подходящей и эффективной документированной системы качества |
Выявление множества процессов в некоторой системе. Понимание их внутренних взаимосвязей. Оценивать процессы по организационным показателям и цепям. Сравнивать результаты с основными задачами. |
Как и стандарты серии ИСО 9000:2000, данная группа стандартов применима к предприятиям различных форм, размеров и видов деятельности и может быть использована в государствах с самыми различными географическими и политическими условиями. В отличие от других природоохранных стандартов семейство ИСО 14000 не регламентирует количественные показатели воздействия предприятий на окружающую среду. Основное содержание их сводится к содействию организации системы экологического управления предприятием.
Сегодня ряд предприятий Европы и Азии получили сертификаты на системы управления окружающей средой. В числе лидеров - Япония, Великобритания и Германия. Среди секторов экономики, получивших наибольшее количество сертификатов, можно выделить производство электрического и оптического оборудования, химическое производство, машиностроение и строительную индустрию. С 1998 г. в Российской Федерации организации также стали проходить сертификацию на соответствие международным стандартам серии ИСО 14000. По целому ряду причин таких предприятий пока еще не много: на начало 2002 г. их число составляло четырнадцать.
При разработке стандартов ИСО 9000:2000 имелись опасения, что различные системы управления в одной организации могут привести к дублированию функций, неоправданным затратам и трудностям в проведении проверок и аудита. Одним из путей для решения данных проблем было предложение - объединить в единое семейство стандарты серий ИСО 9000 и ИСО 14000. Для этого в 1998 г. в ИСО была создана Техническая консультативная группа (Technical Advisory Group, TAG), в задачи которой входила разработка рекомендаций о целесообразности такого объединения этой серии стандартов. Выводы, сделанные специалистами TAG, заключались в том, что такое объединение несвоевременно, но существует необходимость в увеличении совместимости стандартов двух групп. Поэтому при подготовке стандартов серии ИСО 9000:2000 одним из требований стала их согласованность и совместимость со стандартами в области управления окружающей средой в интересах сообщества пользователей. Стандарты в области обеспечения качества не содержат конкретных требований к другим системам менеджмента: управление охраной окружающей среды или управление профессиональным здоровьем и безопасностью на предприятии. Однако они позволяют согласовать собственную систему управления качеством с другими системами менеджмента в рамках одной организации.
Работа в области совместимости стандартов серий ИСО 9000 и ИСО 14000 ведется по следующим основным направлениям:
единство терминологии стандартов;
совместимость систем управления качеством и охраной окружающей среды в рамках одной организации;
проведение совместных проверок и аудита систем качества и окружающей среды.
Системы управления на основе стандартов серии ИСО 14000 требуют пересмотра функционирования всех объектов предприятия, так или иначе связанных с воздействием на окружающую среду. Поэтому разработка и внедрение таких систем во многом перекликается с элементами построения системы управления качеством. В справочном Приложении А к стандарту ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) приводится соответствие элементов данного стандарта элементам стандарта ИСО 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98). Следует выделить следующие основные группы элементов:
политику организации в области управления качеством (охраны окружающей среды);
цели, задачи, планирование деятельности организации;
измерение, анализ и улучшение;
корректирующие и предупреждающие воздействия;
анализ со стороны руководства;
структуру и ответственность;
мониторинг и измерение;
постоянное улучшение.
Все перечисленные аспекты необходимы при внедрении как системы управления качеством, так и системы управления окружающей средой. Обе системы призваны улучшать имидж организации, ориентировать ее деятельность на потребителя, снижать полную себестоимость ее товаров и услуг, обеспечивать устойчивые конкурентные преимущества на рыночном пространстве. Ежегодно тысячи предприятий во всем мире получают сертификаты на внедрение международных стандартов ИСО серии 14000. На сегодняшний день популярность стандартов ИСО 14000 не уступает востребованности стандартов ИСО серии 9000. При этом следует принять во внимание, что ИСО 9000 существуют с 1987 г., а ИСО 14000 - сравнительно молодая группа стандартов и принята только в 1996 г.
Получение сертификата в области управления охраной окружающей среды, как и сертификация предприятия на стандарты серии ИСО-9000, не является гарантией успеха и пропуском в мир высоких прибылей и доверия потребителя. Только каждодневная работа всей организации в соответствии с принципами, заложенными в стандарты, обучение персонала и постоянное совершенствование деятельности смогут стать залогом будущего успеха.
Система стандартизации - совокупность правил выполнения работ по стандартизации, состава ее участников, правил функционирования системы в целом.
Из определения очевидно, что система стандартизации, как и любая управленческая система (система качества, система сертификации), состоит из субъекта и объекта. В роли субъектов выступают участники работ по стандартизации, ключевыми из которых являются органы и службы стандартизации, а в качестве объектов - документы в области стандартизации (ДС) как носители правил процедур ее осуществления.
Одним из важнейших положений ФЗ о техническом регулировании (1.1) является установление единой системы документации по стандартизации: национальных стандартов, общероссийских классификаторов (в том числе правил их разработки и применения), сводов правил, стандартов организаций, стандартов иностранных государств и т.д. (см. подр. 1.2).
На 1 января 2012 г. фонд документов национальной системы стандартизации включал более 25 ООО документов.
Более точно: ГОСТ - 18200; ГОСТ Р - 5956 документов; правил и рекомендаций - 1004.
Ключевыми документами являются стандарты комплекса "Стандартизация в Российской Федерации". В его составе (на 01.01.13) 16 национальных стандартов (ГОСТ Р), в том числе основополагающий стандарт ГОСТ Р. 0-2004 (2.6), определяющий основные положения системы стандартизации в стране.
В крупных странах Европы по объему он примерно такой же: в Германии - 27 179, Великобритании - 22 589, Франции - 26 544 ед. Но фонд НД, действующих в России, не ограничен только национальными стандартами. Надо учесть упомянутые выше нормы федеральных органов исполнительной власти (СанПиНы. СНиПы и пр.)
В перспективе (можно предположить, после 2020 г.) действующая система стандартизации окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в се организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией. В связи с окончанием формирования фонда TP национальные стандарты станут документами сугубо добровольного применения.
Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11-17 ФЗ о техническом регулировании. В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.
В перспективе функции национального органа по стандартизации предполагается с учетом зарубежного опыта передать негосударственной организации - "некоммерческому партнерству".
В промышленно развитых странах - членах ЕС, прежде всего Великобритании, Германии, Франции, функционируют такие национальные органы по стандартизации, как Британский институт стандартов - BSI; Немецкий институт стандартов - DIN; Французская ассоциация по стандартизации- AFNOR. Все названные зарубежные организации носят некоммерческий характер. Членство в них не ограничено: сюда входят представители государственных организаций и фирм, разработчики и потребители нормативных документов. Например, BS1 сплотила свыше 15 тыс. специалистов, AFNOR- более 3 тыс., DIN - около 2 тыс.
Участие государства в деятельности этих организаций регламентировано соответствующими документами (меморандумом, договором).
Органы и службы стандартизации Российской Федерации
Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.
Конституция РФ (п. "р" ст. 71) относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации. Поскольку ведение стандартов является функцией государства, то ФЗ о техническом регулировании (ст. 14) установлено, что Правительство РФ определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа. Уполномоченный орган должен быть федеральным органом исполнительной власти, который действует от имени национального органа. Постановлением Правительства (1.5) установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет функции национального органа но стандартизации.
Национальный орган по стандартизации осуществляет весь комплекс работ по стандартизации, начиная от разработки национальных стандартов и заканчивая их опубликованием и распространением. Национальный орган по стандартизации участвует в разработке международных и региональных стандартов и представляет Российскую Федерацию 1! международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
Росстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.
В структуру Госстандарта входят:
- - Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Москва);
- - Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Санкт-Петербург);
- - Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Ростов-на-Дону);
- - Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Нижний Новгород);
- - Уральское межрегиональное территориальное управление (месторасположения центрального аппарата территориального органа - г. Екатеринбург);
- - Сибирское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Новосибирск);
- - Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г.Хабаровск).
МТУ осуществляют технадзор как в сфере технического регулирования, так и в сфере обеспечения единства измерений.
В сфере технического регулирования МТУ осуществляют надзор за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований национальных стандартов.
Службы стандартизации - специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий (организации).
Российские службы стандартизации - научно-исследовательские институты Росстандарта и технические комитеты по стандартизации.
К научно-исследовательским институтам Росстандарта, например, относятся ВНИИ по нормализации в машиностроении (ФГУП" ВНИИНМАШ) - головной институт в области разработки научных и методических основ национальной системы стандартизации, унификации и агрегатирования в машиностроении; ВНИИ сертификации (ФГУП ВНИИС) - головной институт в области разработки теоретических и методических основ технического регулирования и подтверждения соответствия продукции и услуг и пр.
Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. Основная функция ТК - разработка стандартов. В настоящее время зарегистрировано 354 ТК.
Как указывалось выше, любой стандарт - продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее - ТК) заключается в обеспечении "круглого стола" участников разработки проекта стандарта, в представлении на паритетных началах мнений производителей, потребителей, общественных организаций. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. Согласно ФЗ о техническом регулировании членами ТК могут быть юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации (ОАО "Газпром", ОАО "РЖД" и пр.). ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.
Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК.
В ТК 389 "Оценка имущества" действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 "Общие принципы и терминология"; ПК 2 "Оценка недвижимого имущества"; ПК 3 "Оценка движимого имущества"; ПК 4 "Оценка действующего предприятия"; ПК 5 "Оценка нематериальных благ".
Приказом Госстандарта (от 13.08.2010 № 3019) создан новый ТК - "Защита нрав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг". Ведение секретариата ТК поручено Российскому институту потребительских.
Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.
Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.
Государственная система стандартизации РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:
национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);
научно-исследовательские организации по стандартизации;
технические комитеты по стандартизации;
разработчики стандартов.
Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. ГСС устанавливает общие организационно-технические правила системы стандартизации в России. Основополагающие стандарты системы стандартизации в Российской Федерации серии ГОСТ Р 1.
Правовые основы стандартизации в России установлены Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г., принятый Госдумой 18.12.2002 г. Закон «О техническом регулировании» действует во взаимосвязи с рядом других законодательных актов РФ: «Закон об обеспечении единства измерений», «Закон о защите прав потребителей», «Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов»
«О техническом регулировании» цели и принципы стандартизации, документы в области стандартизации, определяет участников работ по стандартизации, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами. С 1 июля 2003 г. закон вступил в действие и отменил ФЗ «О стандартизации» и ФЗ «О сертификации продукции и услуг». Кроме данного закона отношения в области стандартизации регулируются подзаконными актами и постановлениями Правительства РФ, например - положения о Государственном комитете по стандартизации и метрологии, об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и др.
8 Международная стандартизация и ее роль в развитии международной торговли сотрудничества
Главными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению и необходимому уровню безопасности, устранение барьеров в торговле, содействие научно-техническому сотрудничеству.
Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности – государственных органов и производителей продукции и услуг - определяется тем, что стандартизация сегодня – это ключевое звено политики в области торговых отношений в мировом масштабе, стабилизирующий фактор обеспечения функционирования социально-экономической сферы жизнедеятельности общества, наконец, совокупность инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик. Сущность этого подхода состоит в разделении ответственности государства и ответственности производителя. Государство несет ответственность за такие глобальные категории, как безопасность промышленной продукции, защита здоровья и жизни населения, охрана окружающей среды обитания, защита имущества. Производитель, в свою очередь, берет на себя ответственность за производство конкурентоспособной продукции.
Ежедневно на мировом рынке сотни миллионов потребителей приобретают продукцию или услуги, делая при этом свой выбор. Важнейшим критерием этого выбора является качество, ставшее в современном мире основной целью и сутью производства. Безусловно, качество - это и забота общества, которое использует для его достижения соответствующие механизмы, и прежде всего техническое регулирование. Однако, как уже отмечалось, такие регулирующие меры, как технические регламенты, обязательное подтверждение соответствия, государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов и другие, формирующие ту составляющую качества, которая связана с безопасностью продукции для жизни, здоровья и имущества людей, а также для окружающей среды, находятся в ведении государства. Безопасность должна быть обеспечена по всей цепочке жизненного цикла продукции и законодательно является пропуском на рынок.
Современная стандартизация в техническом регулировании влияет на формирование качества в том его смысле, который заложен Международной организацией (ИСО) в определении качества в стандартах ИСО серии 9000. В соответствии с этим определением, качество представляет собой совокупность как потребительских свойств продукции, так и тех ее параметров. Которые законодательно регулируются государством. В обоих случаях применение стандартов в РФ, странах ЕС и ряде других стран является делом добровольным, и решение о том, применять ли стандарт остается за изготовителем. Стандартизация участвует в формировании обеих составляющих качества, полностью сохраняя при этом принцип добровольности применения стандартов.
Стандарты, устанавливающие размерные ряды, обеспечивают размерную совместимость и ориентируют на нее огромную армию производителей самой разной продукции. Не зная, в контейнерах каких фирм будет перевозиться мебель, и не согласовывая с производителями контейнеров соответствующие параметры, изготовители мебели заранее уверены в совместимости этих параметров, поскольку здравый смысл и экономические соображения ориентируют их, производителей контейнеров, производителей платформ и др. на применение единого стандарта. Стандарты именно такой природы обеспечивают возможность, например, специалисту, вооруженному портативным компьютером, собранным во Франции, демонстрировать на японском проекторе слайды, выполненные на немецкой дискете с использованием малайзийских соединительных шнуров.
Стандарты, обеспечивающие совместимость, - это прежде всего потребность бизнеса, диктуемая глубоким разделением труда, широкой кооперацией и экономическими соображениями. Применение таких стандартов при их добровольности выступает как осознанная необходимость. Конечно же, изготовитель волен выпускать нестандартную мебель, что он и делает, когда есть индивидуальные заказы или спрос в иной форме. Но при ориентации на массового потребителя он, как правило, применяет стандарт.
Стандарт может выступать и как техническая поддержка для разработчиков новых изделий.
Рассмотрим пример проектирования сосуда высокого давления. Допустим, рассчитаны все прочностные характеристики сосуда, и необходимо подобрать конструктивные элементы. Наличие стандартов на трубы высокого давления, арматуру и другие элементы избавляет от необходимости «изобретать велосипед» - тратить время на инженерные расчеты и проработки и проводить дорогостоящие эксперименты для подтверждения их правильности. Стандартизация уже сделала это за разработчиков. Следовательно, стандарт является аккумулятором и передатчиком опыта и знаний, накопленных наукой и практикой.
При этом многократное применение стандарта является практической апробацией и подтверждением правильности заложенных в него инженерных решений и выводов. Таким образом, выбрав подходящее по параметрам стандартное изделие, можно быть уверенным в своей конструкции, избежав потерь времени и средств на собственные инженерные разработки.
В этом смысле стандартизация тесно связана с инновационными процессами. Правительство Германии, например, представило в 2004 г. Программу «Инновации и технологии будущего в сфере малого и среднего бизнеса», в которой важная роль отводится стандартизации.
Стандартизация позволяет решать вопросы идентификации, соотнося названия продукции, которыми оперирует потребитель в своем сознании, с необходимым набором потребительских параметров, являющихся признаками для идентификации этой продукции.
Известна, например, проблема, связанная с маслом. В течение долгого времени потребитель в нашей стране знал в основном три продукта: сливочное масло (из коровьего молока), растительное масло (из семян растений) и маргарин (либо из животного жира, либо с его участием). Имелись и соответствующие государственные стандарты. Но в последние годы рынок предлагает российскому потребителю большой выбор продуктов этой категории, имеющих разные названия и представляющих собой комбинации трех перечисленных выше продуктов в разных пропорциях и с разными пищевыми добавками. Эти новые продукты могут быть неплохими по вкусовым качествам и в принципе имеют право на существование, но они совсем непонятны потребителю с точки зрения их состава. Поэтому возникает риск употребления продукта, противопоказанного конкретному человеку, или риск фальсификации, когда, например, продукт, более близкий по составу к маргарину, называют бутербродным маслом. Принятие соответствующих стандартов дает возможность идентифицировать продукт, понять, что кроется за его наименованием, и создать условия потребителю для осознанного выбора, а также помогает бороться с фальсификацией. Так, ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока» содержит в числе других требования к соотношению эфиров жирных кислот молочного жира и включает специальный раздел, определяющий методы выявления фальсификации этого продукта жирами немолочного происхождения.
Что касается текстильной продукции, то можно привести следующие примеры.
В соответствии с требованием стандарта на ткани хлопчатобумажные одежные, показатель «поверхностная плотность» должен составлять не менее 300 т/и2, а показатель «стойкость к истиранию по плоскости» - не менее 2000 циклов. Если эти параметры не соответствуют указанным значениям, то изделие нельзя идентифицировать как «джинсы», а необходимо маркировать как «брюки хлопчатобумажные», чтобы не вводить в заблуждение приобретателя.
Полотенце
Чтобы изделие, маркированное как «полотенце», являлось действительно таковым, оно должно соответствовать требованию стандарта по показателю «капиллярность». Если ткань, из которой изготовлено изделие, не соответствует заложенным в стандарте нормам капиллярности, а проще сказать - плохо впитывает влагу, то такое изделие не может считаться полотенцем, так как оно не выполняет свое функциональное назначение.
Стандартизация играет активную роль в инновационном процессе, стимулируя общее развитие и подтягивание отстающих производств к уровню лидеров и способствуя тем самым общему подъему качества. Здесь стандартизация работает в содружестве с механизмом конкуренции. Она закрепляет наиболее прогрессивные параметры, обеспечивающие более высокую конкурентоспособность, а конкуренция подталкивает к их достижению и опережению. Можно привести такой пример. Создание оптических кабелей, безусловно, явилось технологическим прорывом в области передачи информации. Но их массовое промышленное производство стало возможным лишь с принятием стандарта на эту продукцию. Чтобы выдерживать конкуренцию, производители кабелей вынуждены были подтягиваться к этим стандартам, что существенно улучшило качество связи и подняло производство этой продукции на новый технологический уровень.
Стандартизация участвует в формировании качества не только непосредственно, устанавливая те или иные параметры продукции и услуг, но и опосредованно, стандартизируя, например, методы контроля и испытаний, терминологию и др.
Интегрально способствуя формированию необходимого уровня качества продукции и услуг, стандартизация участвует в решении общенациональных задач, таких, как повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности страны, экономия природных ресурсов и др. Так, по данным немецких экспертов, подтвержденным аналитиками Европейского союза, в Германии экономический эффект от деятельности по стандартизации ежегодно составляет около 16 млрд евро, что соответствует 1% валового внутреннего продукта страны.
Эти задачи решаются на разных уровнях, поэтому и стандартизация может выступать как инструмент технического регулирования на международном, региональном, национальном, административно-территориальном и фирменном уровнях.
Международная стандартизация в настоящее время развивается высокими темпами. Это связано с процессом интеграции национальных экономик в единую экономическую систему. Применение международных стандартов в силу их независимости от политических особенностей отдельных стран позволяет использовать мировой потенциал технических достижений в практической деятельности как внутри стран, так и при взаимной торговле между ними.
Из международных организаций, занимающихся стандартизацией, следует упомянуть в первую очередь Международную организацию по стандартизации (ИСО) и Международную электротехническую комиссию (МЭК).
Из региональных организаций следует назвать организации Европейского союза - CEN, CENELEC, ETSI и другие, выпускающие европейские стандарты (EN), а также Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, выпускающий межгосударственные стандарты (ГОСТ) в рамках СНГ.
Национальная стандартизация осуществляется национальными организациями, выпускающими национальные стандарты (Германия - DIN, Франция - NF, Россия - ГОСТ Р и др.).
Административно-территориальная стандартизация осуществляется на уровне разных регионов страны для решения специфических задач, связанных с их географическими, экономическими, экологическими и другими особенностями. В свое время в СССР помимо государственных стандартов принимались республиканские. Современным законодательством России административно-территориальная стандартизация не предусмотрена.
Стандартизация на уровне организаций (фирм) решает задачи, связанные с производственным процессом и его результатами, осуществлением работ в разных направлениях деятельности данной организации. Документами такой стандартизации являются стандарты организаций (фирм).
Стандарты в зависимости от уровня стандартизации обладают определенным приоритетом. Например, в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле (ТБТ) Всемирной торговой организации (ВТО) использование национальных нормативных документов с отступлением от международных стандартов целесообразно лишь в случае объективной необходимости и при условии доведения до сведения заинтересованных сторон обоснования такого отступления.
Основы стандартизации изложены в международном документе - Руководстве ИСО/МЭК 2:2004, согласно которому перед стандартизацией стоят следующие задачи:
Соответствие назначению (способность изделия, процесса или услуги выполнять определенную функцию при заданных условиях);
Совместимость (пригодность продукции, процессов или услуг к совместному, но не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований);
Взаимозаменяемость (пригодность одного изделия, процесса или услуги к использованию вместо другого изделия, процесса или услуги с целью выполнения одних и тех же требований);
Унификация (выбор оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей);
Безопасность (отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба);
Охрана окружающей среды (защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, процессов или услуг);
Защита продукции (предохранение продукции от воздействия климатических или других неблагоприятных условий при ее использовании, транспортировке или хранении).
Для обеспечения единства требований к одним и тем же объектам в стандартизации предусмотрен механизм гармонизации стандартов, который позволяет применять стандарты, гармонизированные на международном или региональном уровнях, а также на многосторонней или двусторонней основе.
Гармонизированные стандарты - это стандарты, относящиеся к одному и тому же объекту и утвержденные (принятые) разными органами по стандартизации. Они обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное признание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.
Гармонизированные стандарты по форме представления подразделяются на идентичные и унифицированные. Идентичные стандарты - это стандарты, которые идентичны по содержанию и форме представления, а унифицированные - идентичны только по содержанию.
В России проводится гармонизация национальных стандартов в основном со стандартами и другими документами международных организаций (ИСО, МЭК, ЕЭК ООН и др.), а также с европейскими стандартами, принимаемыми CEN, CENELEC, ETSI.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
-----------
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Им. проф. М.А.БОНЧ-БРУЕВИЧА
П.М.Егоров
ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
210312, 210402, 210405
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
УДК 006.063(076.5)
ББК Х621.149я73
Рецензент
технических наук С.А.Кравченко
Егоров П.М.
УДК 006.063(076.5)
ББК Х621.149я73
© Егоров П.М., 2010
высшего профессионального образования
Документы в области стандартизации.
Иерархия документов правовой и нормативной базы.
Закон – юридический акт:
Принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения;
Регулирующий наиболее важные общественные отношения;
Обладающий наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства.
Пример. Законами являются технические регламенты по вопросам ЭМС и безопасности.
Подзаконный акт – правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконный акт принимаются на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к подзаконным актам относятся:
Указы Президента РФ;
Постановления и распоряжения Правительства РФ;
Акты Центрального банка РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;
Постановления палат Федерального Собрания РФ;
Решения судов и арбитражных судов.
Пример. Подзаконными актами являются нормативные правовые акты (НПА), содержащие обязательные требования к единой сети связи и к оборудованию связи.
Нормативный документ (НД) – документ устанавливающий правила, общие принципы и характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, доступный широкому кругу потребителей.
Пример. Стандарт – нормативный документ по стандартизации.
К документам в области стандартизации , используемым на территории Российской Федерации, относятся:
Национальные стандарты (ГОСТ Р);
Межгосударственные стандарты, введенные в действие в Российской Федерации (ГОСТ);
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке (ОК);
Стандарты организаций (СТО).
Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
Национальный стандарт (Российской Федерации) – утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации стандарт, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Межгосударственный стандарт – региональный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) и доступный широкому кругу пользователей.
Правила (нормы) стандартизации – нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации.
Рекомендации по стандартизации – документ, содержащий советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.
Общероссийский классификатор (технико-экономической и социальной информации) – разработанный и принятый в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации.
Стандарт организации – стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Правила обозначения стандартов.
Обозначение национального стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него тире четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта (года его регистрации).
Пример. ГОСТ Р 50628-2000
Примечание. До 2000 г. год принятия стандарта указывался двумя последними цифрами этого года. После 1 июля 2003 г. национальные стандарты Российской Федерации не принимают, а утверждают.
Если несколько стандартов имеют общий объект стандартизации и большинство из них содержит только дополнительные (конкретизирующие) положения к стандарту, устанавливающему общие (основные) требования к данному объекту стандартизации, то этим стандартам присваивают общий регистрационный номер и отделенный от него точкой дополнительный номер для каждого отдельного стандарта.
Пример. Требования к аккредитации установлены в следующих стандартах: ГОСТ Р 51000.4-2008, ГОСТ Р 51000.6-2008 и т.д.
Если национальный стандарт Российской Федерации входит в систему(комплекс) общетехнических или организационно-методических национальныхстандартов Российской Федерации, то обозначение данного стандарта формируютпри его разработке в порядке, установленном основополагающим стандартомданной системы. При этом в обозначение стандарта включают одно-,двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой частиобозначения точкой.
Примеры. ГОСТ Р 8.563-96, ГОСТ Р 40.002-2000
Обозначение национального стандарта, идентичного международному, формируют из индекса «ГОСТ Р», обозначения соответствующего международного (регионального) стандарта (без указания года его принятия) и отделенного от него тире года утверждения национального стандарта Российской Федерации.
Примеры.
Национальный стандарт Российской Федерации, идентичный международному стандарту ИСО 10264:1990, обозначают:
ГОСТ Р ИСО10264-2003
Национальный стандарт Российской Федерации, идентичный международному стандарту МЭК 61097-10:1999, обозначают:
ГОСТ Р МЭК61097-10-2004
Национальный стандарт Российской Федерации, идентичный международному стандарту ИСО/МЭК 17025:1999, обозначают:
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000
Обозначение межгосударственного стандарта состоит из индекса «ГОСТ»,регистрационного номера и отделенных от него тире четырех цифр года принятиястандарта (его регистрации в Бюро по стандартам).
Примечание. До 2000 г. год принятия стандарта указывался двумя последними цифрамиэтого года.
Пример. ГОСТ 22261-94
Система обозначений межгосударственных стандартов, имеющих общий объект стандартизации, входящих в систему(комплекс) общетехнических или организационно-методических стандартов, а также стандартов, идентичных международному, аналогична системе обозначений национальных стандартов РФ.
Примеры. Для стандартов, имеющих общий объект стандартизации:
ГОСТ 30324.2-95
Для стандартов, входящих в систему(комплекс) общетехнических или организационно-методических стандартов:
ГОСТ 8.009-94
Для стандартов, идентичных международному:
ГОСТ МЭК 61097-10-2006 (идентичен стандарту МЭК 61097-10:1999)
Межгосударственному стандарту, модифицированному по отношению к одному международному (региональному) стандарту, после обозначения в скобках приводят обозначение примененного международного (регионального) стандарта.
Пример. ГОСТ 31245-2004 (ИСО/МЭК 15421:2000)
Для эксплуатации конкретных изделий, ознакомления с их конструкцией, изучения правил эксплуатации (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования), отражения сведений, удостоверяющих гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия и т. п. разрабатываются эксплуатационные документы.
Эксплуатационный документ (ЭД) – конструкторский документ, который вотдельности или в совокупности с другими документами определяет правилаэксплуатации изделия и (или) отражает сведения, удостоверяющиегарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик(свойств) изделия, гарантии и сведения по его эксплуатации в течениеустановленного срока службы. К ЭД относят текстовые, графические и мультимедийные конструкторские документы, которые в отдельности или в совокупности дают возможность ознакомления с изделием и определяют правила его эксплуатации. ЭД подразделяют на виды, указанные в табл. 3.
Таблица 3 – Виды эксплуатационных документов
Вид документа | Код | Определение |
Руководство по эксплуатации | РЭ | Документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок его технического состояния при определении необходимости отправки его в ремонт, а также сведения по утилизации изделия и его составных частей |
Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия | ИМ | Документ, содержащий сведения, необходимые для монтажа, наладки, пуска, регулирования, обкатки и сдачи изделия и его составных частей в эксплуатацию на месте его применения |
Формуляр | ФО ● | Документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения, отражающие техническое состояние данного изделия, сведения о сертификации и утилизации изделия, а также сведения, которые вносят в период его эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и другие данные) |
Паспорт | ПС ● | Документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, а также сведения о сертификации и утилизации изделия |
Этикетка | ЭТ ● | Документ, содержащий гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения о сертификации изделия |
Каталог деталей и сборочных единиц | КДС | Документ, содержащий перечень деталей и сборочных единиц изделия с иллюстрациями и сведения об их количестве, расположении в изделии, взаимозаменяемости, конструктивных особенностях, материалах и др. |
Нормы расхода запасных частей | НЗЧ | Документ, содержащий номенклатуру запасных частей изделия и их количество, расходуемое на нормируемое количество изделий за период их эксплуатации |
Нормы расхода материалов | НМ | Документ, содержащий номенклатуру материалов и их количество, расходуемое на нормированное количество изделий за период их эксплуатации |
Ведомость комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП) | ЗИ | Документ, содержащий номенклатуру, назначение, количество и места укладки запасных частей, инструментов, принадлежностей и материалов, расходуемых за срок службы изделия |
Учебно-технические плакаты | УП | Документы, содержащие сведения о конструкции изделия, принципах действия, приемах использования, техническом обслуживании, областях технических знаний с необходимыми иллюстрациями |
Инструкции эксплуатационные специальные | ИС | Документы, содержащие специальные требования, относящиеся к использованию по назначению, техническому обслуживанию, текущему ремонту, хранению, транспортированию и утилизации, оформленные в виде самостоятельных частей ЭД или в виде приложений к ним |
Ведомость эксплуатационных документов | ВЭ ● | Документ, устанавливающий комплект эксплуатационных документов и места укладки документов, поставляемых с изделием или отдельно от него |
МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
2. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
3. Яблонский О.П., Иванова В.А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. – М.: Феникс, 2010.
4. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. – СПб: Питер, 2006.
5. Гугелев А.В. Стандартизация, метрология и сертификация. – М.: Высшее образование, 2007.
6. Метрология, стандартизация и сертификация / Под ред. А.С.Сигова – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
7. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ.
8. ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.
9. ГОСТ 1.5-2001. Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.
10. ГОСТ 2.601-2006. ЕСКД. Эксплуатационные документы.
11. ГОСТ 8032-84. Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел.
12. ГОСТ 24343-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения.
13. ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.
14. ГОСТ Р 1.1 -2005. Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности.
15. ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.
16. ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.
17. ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.
18. ГОСТ Р 1.7-2008. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе международных стандартов.
19. ГОСТ Р 1.8-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения.
20. ГОСТ Р 1.10-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены.
21. ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации.
22. ГОСТ Р 1.15-2009. Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Порядок создания и функционирования. Термины и определения.
1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 3
1.1. Законодательная и нормативная база стандартизации. 3
1.2. Документы в области стандартизации. 7
1.3. Правила обозначения стандартов. 9
1.4. Эксплуатационные документы. 10
1.5. Объекты стандартизации. Виды стандартов. 12
1.6. Организация работ по стандартизации. 14
2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА СТАНДАРТИЗАЦИИ. 15
2.1. Научно-технические принципы стандартизации. 15
2.2. Система предпочтительных чисел. Параметрические ряды. 16
3. МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ. 21
3.1. Упорядочение объектов стандартизации. 21
3.2. Унификация, типизация и агрегатирование. 23
Унификация – рациональное уменьшение числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения. Объектами унификации являются изделия, составные части, детали, комплектующие изделия, марки материалов и т. п. Ряды предпочтительных чисел, систематизация и классификацияявляются основой унификации. 23
3.3. Комплексная и опережающая стандартизация. 26
4. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ. 29
4.1. Международные организации по стандартизации. 29
4.2. Стандартизация в рамках Европейского союза (ЕС). 32
4.3. Национальная стандартизация в развитых странах. 34
Петр Михайлович Егоров
ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Методические указания
для самостоятельной работы студентов
210312, 210402, 210405
Редактор Л.А.Медведева
План издания 2010 г., п. ____
Подписано к печати _______________
Объем 2,4 усл.-печ. л. Тираж 200 экз. Зак. ________
РИО СПбГУТ 191186 СПб, наб. р. Мойки, 61
Отпечатано СТ «Факультет ДВО» 191186 СПб, наб. р. Мойки, 61
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
-----------
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
Им. проф. М.А.БОНЧ-БРУЕВИЧА
П.М.Егоров
ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
210312, 210402, 210405
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
УДК 006.063(076.5)
ББК Х621.149я73
Рецензент
Ведущий научный сотрудник ФГУП «ВНИИМ им. Д.И.Менделеева», доктор
технических наук С.А.Кравченко
редакционно-издательским советом университета
Егоров П.М.
А72 Основы стандартизации: методические указания к упражнениям и лабораторным работам (спец. 210312, 210402, 210405) / ГОУВПО СПбГУТ. – СПб, 2010.
Приведены подробные определения всех основных понятий стандартизации, развернутые пояснения к ним и необходимая литература. Издание обеспечивает самостоятельную работу студентов по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», может быть использовано при подготовке студентов к проведению интернет-экзамена.
УДК 006.063(076.5)
ББК Х621.149я73
© Егоров П.М., 2010
© Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича», 2010
СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Т.И. МОТОВА
ТЕМА:
ПЛАН:
- 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
- 2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
- 3 ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
” В своем настоящем смысле стандартизация есть сочетание наилучших качеств изделий с наилучшими способами производства, для того, чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене”.
- Генри Форд
Национальная система стандартизации РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение НД в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.
Правовые основы стандартизации в России были
установлены Законом Российской Федерации
«О стандартизации »,
а с 01.07.2003 г. установлены
Законом РФ "О техническом регулировании".
Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.
Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ; Постановлениями Правительства РФ; приказами Росстандарта РФ.
Основные положения национальной системы стандартизации
Этапы реформирования системы
(с принятием Федерального закона
«О техническом регулировании»)
Переходный
(2003–2010 гг.) –
преобразование ГСС
в Национальную
стандартизации
с изменением
правового статуса
системы с государственного
на добровольный
Начальный (2002 г.) –
состояние
Государственной
стандартизации
функционирующей
Окончание
формирования
национальной системы
стандартизации –
системы, возглавляемой
негосударственной
организацией
и базирующейся
на национальных
стандартах только
добровольного
применения
Основные положения национальной системы стандартизации
Начальный этап
Основа ГСС – фонд законов, подзаконных актов, НД по стандартизации.
Фонд представлял четырехуровневую систему
1 уровень
4 уровень
2 уровень
3 уровень
Техническое
законодательство
- государственные
- стандарты
предприятий;
стандарты РФ;
- технические
- межгосударственные
стандарты (ГОСТами);
- государственные
стандарты бывшего
СССР (ГОСТ);
- правила, нормы и
по стандартизации;
- ОБ ТЭИ
- отраслевые
стандарты (ОСТ);
- стандарты
технических и
инженерных
обществ (СТО)
Основные положения национальной системы стандартизации
Документы НСС
ГОСТ Р 1.0-2004 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения";
ГОСТ Р 1.2-2004 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов";
ГОСТ Р 1.4-93 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения";
ГОСТ Р 1.5-2012 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению".
Основные положения национальной системы стандартизации
Органы по стандартизация – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.
Высшим органом по техническому регулированию и метрологии является
Основные положения национальной системы стандартизации
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ
Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнана на национальном, региональном или международном уровнях.
Основные функции такого органа - разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации.
Основные положения национальной системы стандартизации
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Центральные организации
ТК по стандартизации
Академия Росстандарта России(учебная)
Региональные организации
Региональные
Региональные органы
Филиалы Академии Росстандарта России
Региональные лаборатории Государственного надзора
Отделы стандартизации предприятий
Службы стандартизации
Бюро стандартизации
Группы стандартизации в подразделениях
Лаборатории стандартизации и метрологии
Основные положения национальной системы стандартизации
В оргструктуре Росстандарта предусмотрены подразделения
для реализации значительного объема работ:
19 научно - исследовательских институтов,
13 опытных заводов,
Издательство стандартов,
2 типографии,
3 учебных заведения,
более 100 территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ).
Основные положения национальной системы стандартизации
Работы по государственной стандартизации планируются.
Составление планов находится в ведении Росстандарта РФ,
(Росстроя РФ).
Эти комитеты - основные заказчики по государственным основополагающим стандартам, стандартам общих технических условий и технических условий в части их обязательных требований, по исследованиям в области международных и региональных стандартов относительно принятия и применения их в качестве государственных.
Другими заказчиками могут быть отраслевые ведомства, предприятия, научно-технические и другие общества, в том числе общества по защите прав потребителей.
Основные положения национальной системы стандартизации
Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятий (организации).
Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Росстандарта России (научно-исследовательские организации) и технические комитеты по стандартизации.
Основные положения национальной системы стандартизации
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральное конструкторское бюро» (ФГУП «ЦКБ»)
- Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное производственно-транспортное предприятие "Стандарт" (ФГУП ГПТП "Стандарт")
- Федеральное государственное унитарное предприятие "Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии" (ФГУП "СНИИМ")
- Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-технический центр метрологии систем экологического контроля "ИНВЕРСИЯ" (ФГУП ГНТЦ "Инверсия")
- Федеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (ФГУП "ВНИИФТРИ")
- Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии" (ФГУП "ВНИИР")
Основные положения национальной системы стандартизации
Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты по стандартизации (ТК).
комитеты создаются на базе предприятий, специализирующихся по определенным видам продукции
По статистическим данным, на 2013г. в России было зарегистрировано 482 ТК.
ТК могут заниматься стандартизацией, как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение таких заданий.
Основные положения национальной системы стандартизации
Основные функции ТК:
составление проектов новых стандартов и обновление действующих;
оказание научно-методической помощи организациям, применяющим нормативные документы (НД);
привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.
Участие в деятельности технических комитетов всех заинтересованных сторон добровольное.
Основные положения национальной системы стандартизации
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, стандартов
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, стандартов в Российской Федерации осуществляется:
– федеральными органами исполнительной власти;
– органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙКОНТРОЛЬ (НАДЗОР)
Контроль (надзор) может осуществляться на стадиях разработки, изготовления, реализации, эксплуатации, хранения, транспортировки продукции, а также при выполнении работ и оказании услуг.
В отношении продукции Государственный контроль (надзор) за соблюдением Требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.
Основная цель государственного контроля (надзора) – это обеспечение безопасности продукции, работ и услуг, а также выявление фальсифицированной продукции.
Государственный контроль (надзор) осуществляют государственные инспектора по надзору за государственными стандартами.
В ходе проведения Государственного контроля (надзора) применяются различные методы – измерительный контроль, технический осмотр и другие методы, обеспечивающие
достоверность и объективность
результатов надзора.
По результатам проверок органы государственного контроля (надзора) вправе:
– выдавать предписания об устранении нарушений в установленный срок;
– принимать решения о полном или частичном приостановлении производства продукции, если невозможно устранить нарушения;
– приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;
– привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
При выявлении нарушений в ходе проведения Государственного контроля (надзора) в Российской Федерации предусмотрена ответственность изготовителя, исполнителя или продавца.
Ответственность устанавливается:
Гражданским кодексом РФ,
Кодексом РФ об административных правонарушениях,
Уголовным кодексом РФ,
ФЗ «О техническом
регулировании»
и другими законодательными актами.
Список использованных источников
Основные источники:
1. Николаева, М. А. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебник / Николаева М. А., Карташова Л. В.; . - Москва: Форум: Инфра-М, 2010. - (Высшее образование). - 335 с.:
Дополнительные источники:
2. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. И доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 671 с.
3.Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 дек. 2002 г. №184 –ФЗ: в ред. от 28.09.2010 г. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
Интернет ресурсы
3. www. gostinfo.ru