Новые требования к декларации соответствия 44 фз. Что такое декларация
Путеводитель по контрактной системе:
Путеводитель по спорам в сфере закупок:
1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.
(см. текст в предыдущей редакции)
Заполняя декларацию о соответствии требованиям 44-ФЗ, участник подтверждает, что имеет право участвовать в госзакупках. О том, как выглядит образец декларации соответствия участника требованиям 44-ФЗ в 2019 году, читайте в статье.
Когда нужна декларация соответствия участника требованиям 44-ФЗ
Для участника закупки она необходима всегда, это обязательное требование. Её следует включать во вторую часть заявки. Участник подает информацию через функционал ЭТП. Обратите внимание, что заявку без этого документа автоматически признают не соответствующей требованиям.
Декларация о соответствии участника аукциона п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ
Прежде чем рассмотреть содержание, разберемся, о каких именно требованиях идет речь. По закону, участников не допускают до процедур, если они:
- проходят ликвидацию;
- признаны банкротами;
- приостановили деятельность по решению суда или госоргана;
- имеют недоимки по налогам, сборам;
- имеют судимость в сфере экономики или по статьям 289, 290, 291, 291.1 УК РФ;
- были привлечены к ответственности по статье 19.28 КоАП РФ в течение 2 последних лет;
- не имеют прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- имеют конфликт интересов с заказчиком;
- относятся к офшорным компаниям;
- имеют какие-то другие ограничения, установленные законодательством.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
В некоторых закупках могут быть также установлены требования к финансовым ресурсом поставщика, оборудованию, опыту работы, квалифицированным кадрам. Какие документы необходимы для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, смотрите в постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.
Образец
Какие сведения содержит декларация о соответствии участника аукциона единым требованиям? Туда включают ФИО или наименование участника закупки. Также допустима формулировка: «организация/физлицо, сведения о которой(ом) указаны во 2 части заявки». Также следует указать данные о закупке и непосредственно декларируемые сведения.
Рассмотрим отдельно некоторые пункты документа соответствия участника закупки требованиям. Один из них - отсутствие задолженности по налогам и другим обязательным платежам. Препятствием для участия в закупках является долг больше 25% балансовой стоимости активов предприятия. Если задолженность меньше, проблем возникнуть не должно.
Требования 44-ФЗ к декларации с 01.07.2018
В 2018 году изменились требования к составу. Статью 31 дополнили требованием о том, что участник должен заявлять отсутствие у него ограничений, установленных законодательством РФ. Если такой формулировки в заявке не будет, ее признают не соответствующей и отклонят. Рекомендуем скопировать это предложение из закона и вставить в текст документа.
Практика
В качестве примера приведем постановление Мордовского УФАС России по делу №620 от 20.12.2018. Прокуратура Торбеевского района Республики Мордовия провела проверку действий заказчика, проводившего запрос котировок. Ведомство выяснило, что он забыл указать в извещении требование об отсутствии у участника закупки ограничений, установленных законодательством. Кроме того, в извещении не было требования о документарном подтверждении соответствия, то есть о предоставлении декларации. В итоге ФАС оштрафовала контрактного управляющего по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ на 3 тыс. руб.
Вложенные файлы
- Декларация о соответствии участника требованиям, установленным пунктами 3–9 части 1 статьи 31 Закона.docx
- Декларация о соответствии участника закупки единым требованиям.docx
При составлении второй части заявки на участие в государственной закупке, в основном такой как электронный аукцион, Заказчик требует декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ. Достаточно просто переписать пункты статьи 31 Федерального закона №44 и согласиться с требованиями. Что то в этом роде:
Декларация соответствия 3 — 9 части 1 статьи 31
Настоящим Общество с ограниченной ответственностью «Фирма» (далее Участник закупки) декларирует, что соответствует следующим обязательным требованиям:
1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2. непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3. неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4. отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной и которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5. отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица -участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6. обладание участниками закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
7. отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
8. участник закупки не является офшорной компанией.
9. отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике аукциона, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника аукциона — юридического лица.
Для аукциона во второй части заявки прикладывается следующий документ в виде текстового файла doc
(распечатывать, заверять и сканить нет необходимости, так как вся заявка подписывается
ЭП .
Никаких справок и свидетельств по всем указанным пунктам в 44-ФЗ не предоставляется,*таковые могут быть
затребованы в заказах по 223-фз , но должна быть прямо указана форма гос.документа,
иначе - хватает подобной декларации.
Для конкурсов соответствующий текст подаётся как часть заявки, заверяется печатью и подписью директора или
уполномоченного лица.
(число не ставить).Начало текста:
Общество с ограниченной ответственностью «Кировлес», далее "Участник" в лице генерального директора Навального Алексея Анатольевича, действующего на основании устава, декларирует, что на момент подачи заявки Участник:
- является субъектом малого предпринимательства*
- не имеет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.
- В отношение Участника не проводится процедуры банкротства или ликвидации.
- Участник, а также его учредители и члены исполнительного органа не состоят в реестре недобросовестных поставщиков.
- не имеет задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
- Деятельность Участника не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
- декларирует отсутствие у руководителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 УК РФ, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- Между Участником и заказчиком отсутствуют конфликты интересов, под которыми понимаются случаи аффилированности должностных лиц заказчика с выгодоприобретателями участника, в определениях пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
- обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- НЕ является оффшорным предприятием.
- Участник - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
*СМП это менее 100 сотрудников, выручка меньше 800 млн. рублей за прошлый календарный год, отсутствие
"крупных" собственников в долях.
Никаких "рекомендуемых форм" заказчика с данными о выручке и персонале заполнять не обязательно
и крайне вредно. Подобные бессмысленные действия несут риск ошибки в цифрах и приучают заказчиков лазить не в
своё дело, категорически не понимая сути своих полномочий.
Индивидуальным Предпринимателям корректировать смысл декларации относительно себя не нужно, потому что большинство представителей заказчиков не знают, например, что у ИП нет совета директоров.
При проведении торгов различными способами заказчики устанавливают ряд условий, соответствие которым участнику необходимо подтвердить путем декларирования, что является обязательным условием для участия в торгах. Это правило касается и 44-ФЗ, и 223-ФЗ, так как существуют так называемые «единые требования», которые в равной мере применяются и для торгов в соответствии с Законом о контрактной системе, и для тендеров, проводимых на основании Закона о закупках отдельными видами юридических лиц.
Обратим внимание, что сведения, подаваемые при декларировании, должны быть действительными, так как заказчик, может проверить их, а при обнаружении недостоверности он обязан отстранить участика (ч. 9 ст. 31).
Если обратиться к нормам ФЗ №44, то можно заметить условное выделение двух видов декларирования:
- декларация соответствия единым требованиям к участникам закупки;
- о принадлежности кандидата к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНО).
Первый вид заявления подразумевает, что лицо, которое желает принять участие в тендере, соответствует положениям пп. 3-10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Подробнее об этом мы рассказывали в статье о требованиях к участникам закупки.
Второй вид провозглашения — декларация о принадлежности. Данное условие закреплено статьями 51, 66, 73 ФЗ №44. ФЗ № 209-ФЗ устанавливает критерии, по которым то или иное лицо можно отнести к субъектам СМП. При этом, в соответствии с совместным Письмом Минэкономразвития и ФАС от 04.04.2014, предоставление в составе заявки иных документов, которые подтверждают статус СМП или СОНО, кроме декларации о принадлежности к субъекту СМП, не предусмотрено. Так, если заказчик отклонил заявку, которая содержала декларирование такого рода сведений, его может ожидать административная ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ.
Изменения декларации в 2017 году
С 09 января 2017 года вступили новые изменения в 44-ФЗ, которые коснулись декларирования. В первую очередь необходимо обратить внимание на введение нового пункта, который относится к единым требованиям и подлежит обязательному декларированию участником тендера (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44): к участию допускаются только юрлица, которые в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекались к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица (ст. 19.28 КоАП РФ).
Также, скорректирован п.7 ч. 1 ст. 31 ФЗ №44: конкретизирован составов преступлений Уголовного кодекса, судимость по которым не позволит участвовать в тендере:
- незаконное участие в предпринимательской деятельности;
- получение и дача взятки;
- посредничество во взяточничестве.