Наказание за уход с места дтп. Что грозит, если скрылся с места дтп и в каких случаях наказания не будет
К большому сожалению, в России ДТП – распространенное явление. Так как никто не застрахован от неприятностей на дороге, то желательно быть юридически подкованным, например знать, что грозит недобросовестному водителю, который скрылся с места ДТП. Довольно часто люди убегают с участка происшествия, но за такие проделки одним штрафом не ограничиться. Согласно закону, нарушитель либо лишается прав сроком на 12-18 месяцев, либо находится под заключением 15 суток.
Стоит помнить о том, что побег водителя с места происшествия – это его отсутствие в тот момент, когда представители закона составляют протокол. Если человек, сидящий за рулем, отлучился, но к этому времени прибыл обратно, его нельзя считать нарушителем. Что же делать, если водитель скрылся с места ДТП? Что грозит ему в этом случае и возможно ли избежать наказания?
Почему водители «убегают»
Зачастую в происшествии виноваты именно водители. Это можно объяснить их невнимательностью и недостаточной концентрацией внимания на дороге. Люди, которые садятся за руль, должны быть готовы к тому, что им придется сталкиваться с опасными ситуациями, поэтому всегда нужно быть начеку.
Если водитель скрывается с места ДТП – это всегда чревато неприятностями и усугубляет его положение. Человек, управляющий транспортным средством, в обязательном порядке должен остановиться и оказать максимальную помощь пострадавшему лицу или лицам: доставить в больницу или вызвать бригаду скорой помощи, освободить дорогу для проезда машин, записать контактные данные свидетелей.
Чаще всего водитель убегает с места аварии из-за того, что испытывает панический страх наказания. Но необходимо понимать, что попытка скрыться – не выход из ситуации. В первую очередь водитель должен успокоиться и попытаться объективно и адекватно оценить ситуацию, хотя это и не всегда возможно в таком состоянии.
Ответственность
А как быть, если водитель не виновен, но скрылся с места ДТП? Что делать в таком случае? Важно помнить, что он все равно является нарушителем и понесет административное наказание.
Если человек, сидевший за рулем, скрылся с места ДТП, наказание он получает административное. Такой вариант событий подразумевает то, что в результате происшествия нет погибших и людей с тяжелыми телесными повреждениями. Какая может быть статья? Скрылся с места ДТП, имеются жертвы – суд может постановить наказание по статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ждем ГИБДД
В ДТП могут возникать разные ситуации, одна из которых – отсутствие возможности оставаться на месте дорожного происшествия. Естественно, при таком ходе событий виновник или пострадавший от аварии хочет уйти от наказания. Если в результате ДТП повреждены только дорожно-транспортные средства, а все стороны не имеют никаких претензий друг к другу, то весь пакет документации по факту можно оформить на посту. В этом случае Госавтоинспекция привлекается, но процесс оформления происходит у них на посту.
Решаем проблему без привлечения ГИБДД
Бывают случаи, когда можно вообще не привлекать ГИБДД и ДПС. Все стороны, задействованные в дорожно-транспортном происшествии, обращаются самостоятельно в свои страховые компании и заполняют соответствующие документы.
Исключения
На законодательном уровне есть исключения, согласно которым можно доказать, что водитель не скрылся с места ДТП. Что грозит ему, если он отлучился по уважительным причинам? Это могут быть ситуации, когда пострадавший в результате ДТП нуждается в неотложной медицинской помощи. Главное – зафиксировать фотографией местоположение соответствующего автомобиля, чтобы не запутать следствие.
Как избежать административного наказания в случае бегства с места аварии
Как быть водителю, если скрылся с места ДТП? Что грозит ему в таком случае, как доказать свою невиновность? На судебном процессе человеку, сидящему за рулем, нужно будет доказать, что в соответствии с правилами дорожного движения он действовал в рамках закона. Другой случай, когда авария была малозначительной, в ней нет пострадавших и погибших.
Поиск скрывшегося участника ДТП
Предположим, что водитель скрылся с места ДТП. Что грозит ему в таком случае? Административная или уголовная ответственность? Здесь все зависит от ситуации и масштабов происшествия. Если ему «светит» уголовная статья, то этим занимается оперативный отдел, и данного нарушителя объявляют в розыск. Для скорейшего поиска виновника аварии доказательства собираются с камер, установленных непосредственно на месте ДТП, если такие имеются. Важно иметь видеорегистратор, чтобы фиксировать нарушения и ситуацию на дороге. Эксперты берут соскобы ЛКП с другого автомобиля, собирают его обломки. Все эти операции помогут быстрее найти человека, который скрылся с места ДТП.
Страховая компания
На случай, если водитель сбежал, у вас есть возможность обратиться в Союз автострахования РФ. Следует помнить, что сумма компенсации не будет превышать 160000 рублей.
Последовательность действий
Итак, если вы стали участником ДТП, то выполняйте действия в такой последовательности:
- Включите аварийную сигнализацию и убедитесь, что вы и ваши пассажиры, если таковые имеются, невредимы.
- Поставьте знак аварийной остановки (согласно ПДД, в 15-ти метрах в городе, и в 30-ти – за городом).
- Если гражданин, управляющим автомобилем, скрылся с места ДТП, то срочно найдите свидетелей, если таковые имеются, и попросите их задержаться до прибытия ГИБДД.
- Если у вас имеется видеорегистратор, и на нем зафиксирован автомобиль, скрывшийся с места аварии, то это облегчит его поиск.
Когда наказание не предусматривается
Существует ряд случаев, когда «сбежавший» водитель не понесет наказание за то, что оставил место происшествия:
- Перемещение автомобиля с целью освобождения дороги для движения других машин. Обязательно нужно зафиксировать положение авто до его транспортировки, предметов, которые имеют отношение к ДТП, следы тормозного пути. Это можно сделать с помощью видеосъемки или фото.
- На транспортном средстве водитель доставляет пострадавшего в больницу. Но после этого он обязан вернуться на место аварии.
Если моральный ущерб не превышает сумму в 200 евро, и отсутствуют разногласия, можно оформлять протокол на посту ДПС или в ближайшем отделении.
Как избежать ответственности
Важно подстраховаться в том случае, если водитель скрылся с места ДТП. Что грозит ему – зависит от причин, по которым он это сделал. Когда такое произошло по уважительным причинам, необходимо собрать документальную базу, например справку с больницы, куда был доставлен пострадавший.
Если собрать бумаги не получилось, в суде можно ссылаться на то, что это нарушение малозначительное. Но, естественно, окончательное решение принимают представители закона.
Стоит неоднократно подумать перед тем, как давать признательные показания. Ведь адвокату потом будет непросто их опровергнуть. Судьи могут использовать их против нарушителя.
Кто ищет «беглеца»
В том случае, когда нет пострадавших, и предусмотрена только административная ответственность, поиск водителя, который скрылся с места ДТП, ведут дознаватели по розыску ГИБДД. Если были жертвы и смертельные исходы, то подключаются оперативники и следователи.
Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.
Законодательство с комментариями
Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.
С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?
Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.
Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.
Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?
Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.
Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).
Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).
Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.
Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.
Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»
Место ДТП покинуть всё-таки можно
Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.
Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.
Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».
И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:
Оставление места ДТП с пострадавшими
Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.
Оставление места ДТП без пострадавших
Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.
Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.
Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.
Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.
Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.
Все водители оставили место ДТП
Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.
К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].
Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.
Ознакомиться с решением:
И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.
Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.
Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.
Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.
Наказание за оставление места ДТП
Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.
Пересмотр в 2019 году
В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.
При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.
Лишение права управление ТС — потеря работы
Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.
В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.
На практике
Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.
Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.
Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.
Неумышленное оставление места ДТП
Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.
Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?
Условие для привлечения к ответственности
Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.
Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.
Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.
Тонкости вопроса
И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.
Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.
Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.
Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.
Реальная практика
Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.
- Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
- Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.
Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.
Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?
Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.
Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.
Срок давности за оставление места ДТП
Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?
Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.
Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.
Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.
Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.
Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.
Судебная практика
Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.
Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.
Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…
Не доказано, что являлся водителем
В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.
Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.
Ознакомиться с решением:
Не доказан контакт транспортных средств между собой
Тоже замечательная история.
Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.
Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.
К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.
Ознакомиться с решением:
Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.
Ознакомиться с решением:
Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён
Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.
Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.
Ознакомиться с решением:
Отсутствие умысла
Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.
Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.
Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.
Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.
Ознакомиться с решением:
Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.
Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.
К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.
Ознакомиться с решением:
Еще один случай с пострадавшим
И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.
Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.
Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.
Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.
Ознакомиться с решением:
Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП
В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.
Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.
Ознакомиться с решением:
Когда расстояние не имеет значения
В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!
Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.
Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.
Ознакомиться с решением:
Истечение срока давности привлечения к ответственности
Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.
Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.
Ознакомиться с решением:
В заключение
В завершение хотелось бы сказать следующее.
Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.
Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.
Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.
Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.
Находясь за рулем, важно помнить, что, действия всех участников ДТП строго регламентированы п.п. 2.5 - 2.6 ПДД. В них прописаны обязанности и пострадавшей стороны в том числе. Поэтому важно знать, как необходимо поступать в экстренной ситуации, чтобы к неприятным последствиям аварии не добавились установленные КоАП штрафы за нарушение закона.
Какой штраф, если уехал с места ДТП без оказания помощи потерпевшим
В действующем определении термина «дорожно-транспортное происшествие» не фигурируют понятия «виновник» и «потерпевший», то есть ответственность за оставление места событий до момента разбора лежит на всех причастных к несчастному случаю лицах.
Статья 12.27 КоАП РФ указывает, что штраф за покидание места ДТП - не единственное наказание, которое могут понести его участники. П. 1 раздела требует выполнения обязанностей, накладываемых на водителей ПДД.
После инцидента причастные к нему водители должны соответствующим образом обозначить место, на котором произошел несчастный случай: включить аварийную сигнализацию и разместить знак экстренной остановки. При этом автомобили и прочие предметы, которые могли стать причиной аварии или пострадали вследствие столкновения, не должны изменять своего положения.
Но что делать, если под угрозой оказалась жизнь человека, спасти которого можно только незамедлительно доставив в лечебное учреждение?
Для этого варианта событий из правил существует исключение. П. 2.5 ПДД утверждает: в случае, когда нет возможности отправить пострадавших в медучреждение на попутном транспорте или невозможно вызвать скорую помощь, водитель может доставить к ближайшей медицинской организации жертв ДТП на собственном авто. После визита в больницу или медпункт фигурант событий обязан вернуться на место происшествия.
Следует учитывать, что данный пункт применяется только в экстренных ситуациях. Если урон здоровью имеется, но в срочной эвакуации силами водителей необходимости нет (или авто сильно повреждены), необходимо вызвать вместе с полицией и скорую.
При пренебрежении указанными выше требованиями, в том числе неоказании первой медицинской помощи пострадавшим, водители нарушают п.1 ст. 12.27 КоАП РФ, гласящий:
«невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)».
Какой штраф за оставление места ДТП
Штраф за скрытие с места ДТП регламентирован п.2 ст. 12.27 КоАП РФ и весьма строг:
«оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)».
Финансовые потери тоже придется понести, ведь ст. 27.13 говорит о том, что
«применяется задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания».
А п.11 этой же статьи предписывает провинившемуся возместить расходы государства:
«Обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства отражается в постановлении о назначении административного наказания».
П 2.6. ПДД указывает на то, что автомобили можно переместить с позиций, которые они заняли после происшествия. Делается это в ситуациях, когда транспорт делает движение потока невозможным. Прописано это следующим образом:
«…освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия».
Важный момент: п. 2.6.1 гласит, что освобождение пути для других ТС является обязанностью в том случае, если не нанесен вред здоровью участников:
«водитель <…> обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие».
Разъясним: если погибли или пострадали люди, то положение автомобилей следует изменить лишь в случае, когда проезд для машин становится невозможным. Если вред нанесен только имуществу, освобождение дороги для транспорта становится уже законным требованием. Данные действия не будут считаться нарушением условия не покидать место событий.
Можно ли уехать, не вызывая полицию?
В ситуациях, когда повреждения автомобилей или обстоятельства ДТП вызывают у участников разногласия, водитель должен зафиксировать контактные данные свидетелей, после чего необходимо связаться с полицией. Если сотрудники сообщают, что водителям необходимо двигаться к ближайшему пункту ГИБДД для оформления документов, то место происшествия можно оставить после фиксации положения авто и других предметов (п. 2.6.1 Правил).
Если споров между участниками о виновности и повреждениях не возникает, то покинуть участок дороги, где произошло столкновение, можно и без звонка. Достаточно воспользоваться услугами аварийных комиссаров или самостоятельно заполнить бланк извещения о ДТП (касается и владельцев КАСКО). Однако есть критичное замечание: при оформлении европротокола максимальная сумма выплат страховой не будет превышать 50 тысяч рублей.
В ряде регионов (Москва, МО, Санкт-Петербург, Ленинградская область), компенсация при таком оформлении возможна в полном объеме, предусмотренном страховым полисом. Однако потребуется предоставить дополнительные сведения: данные GPS (либо ГЛОНАСС) для определения места ДТП, а также видеозапись произошедшего и повреждений машины.
Будьте внимательны: последний раздел нашей статьи касается только тех ситуаций, когда не причинен вред здоровью участников событий! В противном случае, штраф за уезд с места ДТП в 2018 году будет еще более строгим, ведь не были выполнены необходимые действия по оказанию первой помощи.
Спорные моменты
Бывают ситуации, в которых водители просто не замечают столкновения: во время парковки, опережения, при плохих погодных условиях и т.д. В этом случае все равно можно лишиться прав. Но ведь непреднамеренное оставление зоны происшествия противоречит самому условию нарушения закона - нет злого умысла. Как быть? На практике доказать это бывает сложно, т.к. у судьи нет оснований предполагать, что участник событий скрылся не с целью избежать наказания.
Вариантов защиты перед судом несколько, среди них самый популярный - «мирный договор» с пострадавшей стороной, которая после вызова на опознание «не узнает» вас и ваше авто. Тогда все вопросы с выплатами решаются в частном порядке. Если же пострадавшие не хотят рисковать, можно убедить судью в отсутствии состава правонарушения (непреднамеренном покидании места события).
Аргументами могут стать отсутствие сигналов о событии, невозможность заметить ДТП (например, при управлении автопоездом и столкновении задней частью), повышенная шумность дизельного двигателя и т.п. В случае, если судья соглашается с доводами, по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ (отсутствие события административного правонарушения) производство по делу прекращается.
Если вы оказались в таком положении, когда вам грозит наказание за непредумышленное нарушение закона, не торопитесь принимать решение о признании или непризнании вины. Обратитесь за консультацией к профессиональным адвокатам. Только они смогут обеспечить вас грамотной защитой, сохраняя шансы не лишиться прав.
К сожалению, в жизни ещё нередко встречаются события, в которых виновник ДТП скрывается с места происшествия. Что делать в этих случаях потерпевшей стороне, когда её машина повреждена, а виновника нет на месте? Бывает так, что пострадавший даже не видел и не знает, кто повредил его автомобиль. Положения закона (п. 2.5 ПДД) обязывают оставаться на месте происшествия до прибытия инспекторов ГИБДД и оказать неотложную помощь пострадавшей стороне.
Наказание за оставление места ДТП
- Арестом до 15 суток или лишением прав вождения на 1-1,5 года (ст. 12.27 ч.2 КоАП).
- Эта же статья Кодекса в третьей части определяет и более суровое наказание в виде на 1,5-2 года с уплатой штрафа в 30 000 рублей, если участник ДТП до совершения необходимых процедур по расследованию и освидетельствованию его состояния нарушил запрет об употреблении спиртных напитков, наркотических и лекарственных препаратов, содержащих психотропные вещества. То есть пока инспектор ГИБДД не оформит ДТП нельзя снимать стресс с помощью спиртного или других средств.
Статья 12.27 ч.2 КоАП РФ:
2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 12.27 ч.3 КоАП РФ:
3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Закон предусматривает различные меры наказания для предупреждения попыток избежать ответственности или фальсифицировать причины . Под фразой «скрылся» понимается такое действие, когда виновник или участник события безвозвратно покинул место происшествия, не оставив никакой информации о своём местонахождении. Такое правонарушение наказывается лишением водительских прав или арестом.
Что делать, если виновник ДТП скрылся
Рассмотрим различные варианты, когда , что грозит ему лишением прав на 1-1,5 года. Что делать пострадавшему автовладельцу, которому повредили ? В данном случае возможны два варианта правильных действий:
1. Пострадавший находился за рулём авто, когда виновник скрылся с места ДТП. Что грозит и каковы перспективы получения компенсации.
Не надо сломя голову гнаться за виновником аварии. Это может привести к следующей более серьёзной аварии, виновником которой станет уже преследователь. Нужно просто точно следовать требованиям , а именно:
- запомнить побольше сведений о скрывшемся с места преступления участнике и его транспортном средстве. Конкретно: цвет, модель машины, регистрационные номера, особые приметы автомобиля и водителя;
- остановить машину, установить режим аварийной сигнализации осветительных приборов, поставить аварийный знак на месте происшествия, сохраняя его следы;
- позвонить в полицию, вызвать работников ГИБДД, сообщив приметы сбежавшего виновника аварии, дожидаться прибытия инспекторов;
- найдите и запишите контактные данные свидетелей происшествия. Это могут быть ваши пассажиры, в том числе и родственники, проходившие рядом пешеходы или стоящие на обочине частные извозчики. Попросите их дать свои показания работникам ГИБДД;
- при наличии фото и видеокамеры сделайте подробную съёмку места аварии с информацией о расположении и полученных повреждениях автомобиля, следов происшествия на дороге с привязкой к опознавательным ориентирам места столкновения. При наличии сохранить запись дорожной обстановки в момент происшествия;
- если положение автомобиля полностью перекрывает движение, то освободите проезжую часть, сохранив следы и предметы, касающиеся аварии, составив совместно со свидетелями схему ДТП;
- по прибытии инспекторов ГИБДД дайте им свои показания, получите свой экземпляр протокола о ДТП. Проверьте правильность составления схемы ДТП сотрудником полиции, наличие показаний свидетелей, указание, что виновник скрылся с места происшествия.
Видео:Что делать если виновник ДТП СКРЫЛСЯ?
Следует иметь в виду, что отсутствие на месте происшествия самого виновника, не является поводом для признания его таковым до окончания следствия. Оставление места аварии по неуважительным причинам является отдельным правонарушением и вменяется виновнику независимо от результатов расследования по ДТП.
2. Пострадавший отсутствовал в момент происшествия, а виновник скрылся с места ДТП. Что грозит и каковы перспективы получения компенсации.
Если, прибыв к оставленному автомобилю, вы обнаружили повреждения, предположительно нанесённые в результате наезда другим автотранспортом, то следует выполнить следующие действия:
- позвонить в полицию и вызвать на место происшествия работников ГИБДД;
- опросить постоянно находящихся рядом людей о происшествии, пытаясь найти свидетелей события и какую-то информацию о виновнике нанесённых повреждений. Записать контактные данные найденных свидетелей происшествия. Ими могут быть люди на остановке, продавцы близлежащих ларьков и торговых палаток, охранники стоянок, водители стоящих рядом автомобилей;
- дождитесь вызванных инспекторов ГИБДД, дайте показания, детально описав все нанесённые повреждения, потребуйте копию протокола происшествия;
- проверьте наличие поблизости видеокамер и фоторегистраторов, которые могли зафиксировать данное происшествие и с помощью сотрудников полиции просмотрите и получите копию их записи.
В обоих случаях получить компенсацию за нанесённый ущерб можно будет только после того, как будет определён и найден виновник ДТП, скрывшийся с места происшествия. Если он застрахован по ОСАГО, то пострадавший, при обращении с заявлением в страховую компанию, сможет получить полагающуюся на восстановление автомобиля. Если установлен не водитель, а само транспортное средство, нанёсшее повреждения по вине водителя, и владелец этого авто имеет , то пострадавший должен обратиться с заявлением о выплате компенсации в его страховую компанию. Компания обязана выплатить пострадавшему необходимую для восстановления его автомобиля страховую сумму.
Если все поиски виновника ДТП сотрудниками ГИБДД будут безрезультатны и пострадавший не застрахован по КАСКО, то ожидать какого-то возмещения на восстановление автомобиля ему не стоит. Можно рассчитывать только на возмещение вреда здоровью, если он имел место в случае с участием пострадавшего в ДТП. Такую компенсацию выплачивает Союз автостраховщиков (РСА). Восстанавливать повреждённый автомобиль придётся из собственного кармана.