Юридические лица могут иметь. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации
Государственная регистрация юридического лица
Государственная регистрация – это заключительный этап создания юридического лица.
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» был принят Государственной Думой 13 июля 2001 г., одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г., подписан Президентом Российской Федерации 8 августа 2001 г. и вступил в силу 1 июля 2002 г.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц (далее – государственный реестр).
Государственная регистрация юридических лиц (далее – государственная регистрация) – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусмотрел государственную регистрацию юридического лица (ст. 51), При этом Кодекс и Закон о его введении (ст. 8) указывают на то, что порядок такой регистрации должен определяться специальным федеральным законом.
Реализуя положения ГК, комментируемый Закон предусматривает правообразующее значение государственной регистрации, т. е. с момента регистрации организация считается созданной в качестве юридического лица, с момента регистрации юридически завершаются (оформляются) процедуры реорганизации и ликвидации коммерческой или некоммерческой организации. Комментируемый Закон предусматривает и регистрацию иных действий в отношении юридического лица.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, является комментируемый Закон, который был принят на основании и во исполнение ст. 51 ГК РФ. Гражданский кодекс устанавливает общее правило, согласно которому юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Важно отметить, что в случаях расхождения комментируемого Закона или актов, принятых в его развитие, с ГК приоритет, безусловно, следует отдавать кодексу.
Нормы, предусматривающие государственную регистрацию, содержатся также в федеральных законах, регулирующих отношения по поводу организации и деятельности различных организационно – правовых форм юридических лиц. Это Федеральные законы, так же как и комментируемый Закон, принятые на основании и во исполнение Гражданского кодекса: «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О товариществах собственников жилья», «О некоммерческих организациях» и некоторые другие.
Отношения по поводу государственной регистрации юридических лиц наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить комментируемому Закону, и иными федеральными законами. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные государственной регистрации юридических лиц, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Конечно же, постановления Правительства Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Определение места государственной регистрации являлось одной из задач комментируемого Закона. Необходимость такого определения обусловлена п. 2 ст. 54 ГК РФ, связывающего определение места нахождения юридического лица с местом его государственной регистрации.
В комментируемой статье место государственной регистрации определяется местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа – местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Исходя из положений указанного пункта, юрисдикция регистрирующих органов определяется по территориальному принципу. Юридическое лицо приобретает правоспособность только после государственной регистрации. Соответственно учредительные документы создаваемого юридического лица для третьих лиц имеют значение только после государственной регистрации юридического лица. В то же время действие учредительных документов для учредителей начинается с момента их утверждения или заключения (например, формирование уставного капитала хозяйственного общества начинается с момента принятия решения о создании юридического лица и заключения учредительного договора, но до государственной регистрации, формирование органов управления происходит перед государственной регистрацией в соответствии с утвержденным учредителями уставом). Поэтому обязывать заявителей представлять в регистрирующий орган только подлинник учредительных документов, что зачастую происходит на практике, неправомерно.
Нормы комментируемой статьи прямо предусматривают возможность представления вместо подлинников учредительных документов их нотариально удостоверенных копий.
Комментируемая статья не предусматривает решение всех проблем, возникающих при подаче документов. Например, неясно, какие учредительные документы будут представлять некоммерческие организации, действующие на основании общего положения об организациях данного вида. Видимо, стоит ограничиться представлением в регистрирующий орган такого общего положения в подлиннике либо нотариально удостоверенной копии. В случае если общее положение об организациях данного вида является нормативным актом, достаточно представления текста указанного акта.
Одним из документов, предусмотренных комментируемой статьей, является выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя.
Иностранные юридические лица обязаны доказать, что они существуют как таковые в стране своего учреждения, и представить в связи с этим выписку из указанного реестра этой страны. С выпиской из такого реестра возникают определенные сложности, потому что законодательства целого ряда стран разрешают существование компаний «де-факто», которые подлежат определенному учету или регистрации лишь в случае возникновения такой необходимости по законодательству страны, где они находятся или осуществляют свою деятельность. Думается, что у таких компаний, с одной стороны, возникнут определенные трудности при создании юридических лиц на территории Российской Федерации, а с другой – им сложно будет защищать свои собственные интересы с позиций законодательства своей страны.
Оплата государственной пошлины.
Комментируемой статьей установлено, что за совершение действий по государственной регистрации взимается государственная пошлина. Данная норма носит отсылочный характер и подлежит применению в корреспонденции с положениями законодательства о налогах и сборах. Первый шаг к установлению единообразия во взимании пошлин и сборов за государственную регистрацию юридических лиц сделан в Законе от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, в соответствии с п. 18 ст. 2 которого в Закон о государственной пошлине внесены следующие изменения.
Во-первых, регистрация юридических лиц, в том числе регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, отнесена теперь к объектам взимания государственной пошлины (ст. 3 Закона о государственной пошлине).
Во-вторых, установлена единая ставка государственной пошлины за регистрацию юридических лиц и регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, в размере 2000 рублей.
В-третьих, п. 7 ст. 5 Закона о государственной пошлине определен исчерпывающий перечень субъектов, освобожденных от уплаты пошлины за регистрацию юридических лиц, в который входят:
– органы государственной власти;
– органы местного самоуправления;
– профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в их учредительные документы.
В-четвертых, Законом о государственной пошлине установлено, что пошлина за регистрацию юридических лиц уплачивается до подачи соответствующего заявления (подп. 10 п. 2 ст. 6) и подлежит зачислению в федеральный бюджет (п. 3 ст. 6).
Данная статья является практическим воплощением концепции рассматриваемого Закона, направленного на упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц. Она содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации.
Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации (см. ст. 10 и комментарий к ней), в том числе иной перечень документов, представляемых для государственной регистрации. Например, для государственной регистрации торгово-промышленной палаты необходимо представить:
Заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты;
Устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;
Протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты;
Решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты;
Документ об уплате государственной пошлины.
Об особенностях государственной регистрации общественного объединения будет подробно сказано в следующем разделе.
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно – правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины.
В момент представления документов для государственной регистрации непосредственно в регистрирующий орган последним выдается заявителю расписка в получении документов. Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего органа, его подпись (см. приложение 2). Традиционно подобные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и носит доказательственное значение.
Значение расписки, о которой идет речь, состоит не только в том, что она подтверждает принятие документов от заявителя. С указанной в ней даты начинается проведение регистрационных действий. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного в ст. 8 Закона пятидневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация.
При получении документов для регистрации работник регистрирующего органа вносил в журнал (книгу) учета документов, представленных для регистрации, запись о получении документов с указанием наименования создаваемого юридического лица, лица, представившего документы, и сведений об оплате государственной пошлины.
Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц производится в течение пяти дней (п. 3 ст. 13 комментируемого Закона), юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется также в пятидневный срок (п. 4 ст. 15 комментируемого Закона).
Особо следует отметить, что рассматриваемый срок исчисляется не календарными, а рабочими днями, т. е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни. Срок для проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. При этом первым днем срока считается день, следующий за днем представления документов в регистрирующий орган. Под словом «документы» в данном контексте следует понимать документы, необходимые для государственной регистрации, с учетом общих требований к порядку их представления и оформления, установленных ст. 9 комментируемого Закона, и специальных требований для отдельных регистрационных действий.
Согласно ст. 23 комментируемого Закона отказ в государственной регистрации допускается только в двух случаях: непредставления определенных настоящим Законом необходимых для регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. При отсутствии указанных оснований для отказа в регистрации должностное лицо регистрирующего органа в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации. Данное решение является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр, который ведется на бумажных и электронных носителях. На практике до принятия комментируемого Закона регистрация осуществлялась аналогичным образом: должностное лицо регистрирующего органа издавало приказ (принимало постановление или иной документ), содержащий решение о государственной регистрации; на основании указанного документа работники регистрирующего органа переносили сведения о регистрации на бумажный и электронный носители.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Именно с моментом государственной регистрации законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. Права участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт регистрации. Значение момента государственной регистрации в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы хозяйственного общества, приобретают силу для третьих лиц. С моментом государственной регистрации связано не только возникновение прав, но и возникновение обязанностей. Например, согласно п. 1 ст. 16 Закона об обществах с ограниченной ответственностью каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. С моментом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Не позднее одного рабочего дня с момента внесения в установленном порядке в государственный реестр соответствующих записей о государственной регистрации юридического лица, внесении изменений в учредительные документы либо о реорганизации, регистрирующим органом выдается либо направляется по почте заявителю документ, подтверждающий государственную регистрацию. Таковым документом является соответствующее свидетельство, форма которого и требования к содержанию установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.
В свидетельствах указаны: наименование регистрирующего органа, выдавшего документ, наименование юридического лица, дата выдачи. Обязательными реквизитами являются дата и государственный регистрационный номер, а также указание на должностное лицо, его подпись и печать регистрирующего органа.
На практике проведение государственной регистрации удостоверяется специальной регистрационной надписью и штампом установленной формы, проставляемыми на оригиналах учредительных документов. При подписании сторонами нескольких экземпляров, например, учредительного договора (договора о создании) штамп о регистрации должен ставиться на всех этих экземплярах.
Пунктом 4 комментируемой статьи установлена обязанность регистрирующего органа в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации направить сведения о регистрации в государственные органы, определяемые Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.
Вновь создаваемые компании самостоятельно определяют сферу своей деятельности, указав соответствующий код в документах, подаваемых в регистрирующий орган.
К тому же юридические лица не избавлены от обязанности обращения в органы статистики для присвоения кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 419-ФЗ в состав Особенной части УК РФ введена ст. 173.1 УК РФ. Место статьи в гл. 22 УК РФ является подтверждением того, что норма ее, как и норма ст. 173 УК РФ, направлена на противодействие фиктивной экономической деятельности, приносящей ущерб обществу, государству, отдельным хозяйствующим субъектам. Фиктивная экономическая деятельность разнопланова, но во всех проявлениях она дискредитирует идею "здоровой предпринимательской деятельности" и искажает ее сущность.
В ст. 173.1 УК РФ установлена ответственность за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц.
Объектом
преступления является установленный законодательством порядок создания или юридических лиц.
Объективная сторона преступления определена как создание юридического лица через подставное лицо
. Для установления объективной стороны преступления требуется обратиться к нормативным актам, определяющим порядок создания юридических лиц. Юридические лица могут быть коммерческими организациями либо некоммерческими организациями. Формы, в которых создаются коммерческие и некоммерческие организации, предусмотрены ст. 50 ГК РФ.
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной . Государственная регистрация юридического лица представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, иных сведений о юридическом лице в соответствии с настоящим Федеральным законом. Перечень сведений о зарегистрированном юридическом лице содержится в ст. 5 ФЗ РФ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Реестр, включающий в себя государственные базы данных учета налогоплательщиков, ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами на основе единых методологических и программно-технологических принципов и документированной информации, поступающей в эти органы.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц
(ст. 51 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц
.
При реорганизации
юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица
первое из них считается реорганизованным с момента внесения
в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица
.
В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Перечень документов, которые необходимо предоставить для регистрации вновь образуемого юридического лица, содержится в ст. 12, а документов, необходимых для реорганизации юридического лица, - в ст. 14 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
От имени юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица. Это возможно при условии допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Сказанное ранее предполагает таким образом, что объективная сторона преступления включает в себя действия, состоящие в подготовке и подаче документов, необходимых для регистрации в регистрирующий орган.
Оконченным преступление является с момента государственной регистрации, т.е. с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих записей. Сама же государственная регистрация совершается иными лицами, уполномоченными на это законом.
Конечно доказать факт преступления это вряд ли позволит, такая организация, точнее лица, фактически ею руководящие, должны будут себя проявить, совершить преступление, сопряженное с финансовыми операциями или другими сделками, о которых говорит норма ст. 173.2 УК РФ (Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица
).
Объективная сторона преступления предусматривает, что юридическое лицо создается путем введения в заблуждение лиц, являющихся учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица. Уголовный закон называет их подставными. Следует предположить, что введенные в заблуждение "подставные лица" в той или иной мере вольно или невольно способствуют регистрации и незаконному образованию юридического лица. Например, предоставляют на какое-то время виновному лицу документы удостоверяющие личность, ставят свою подпись на заявлении или иных документах, имеющих юридическое значение и необходимых для факта регистрации. Законодатель при криминализации деяния исходил из того, что "подставное лицо" вводится в заблуждение, т.е. не знает о том, что от его имени будет создано или реорганизовано юридическое лицо, субъект преступления скрывает истинные цели своих действий. Предполагается, что "введенное в заблуждение лицо" не знает об образовании от его имени (помощью) юридического лица. Возникает вопрос: как квалифицировать действия лиц тем или иным образом содействующих образованию юридического лица, но относящихся к факту регистрации юридического лица безразлично?
Примеры такого поведения встречаются в следственной и судебной практике: Рипенко И.Д. создал ООО "Центр Северных технологий" на подставное лицо - Солдатенкову Т.Ю., предоставившую за денежное вознаграждение свой гражданский паспорт Рипенко И.Д. через общую знакомую Михайлюк Е.А. После регистрации ООО "Центр Северных технологий" на подставное лицо - Солдатенкову Т.Ю. - Рипенко И.Д. в период с 01.01.2000 по 31.12.2000, являясь фактическим директором, осуществлял финансово-хозяйственную деятельность по закупке и продаже радиотелефонов и мобильных телефонов, запасных частей и аксессуаров к ним. Деятельность осуществлялась от имени ООО "Центр Северных технологий" по месту расположения торговых точек и офисов ИП "РИД", ООО "Связь Полар Сервис", учредителем которых являлся Рипенко И.Д. Бухгалтерский учет в ООО "Центр Северных технологий" не велся.
Вряд ли такое "подставное лицо" можно будет привлечь к уголовной ответственности как пособника совершения преступления, предусмотренного ст. 173.1 УК РФ. Пособник, как известно, всегда действует с прямым умыслом. Иного, впрочем, в составах, имеющих конструкцию "формального", и быть не может. В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" прямо указано, что подставное лицо, которое формально было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, может нести ответственность как пособник уклонения от уплаты налогов (сборов) при условии осознания им того, "что участвует в уклонении от уплаты налогов (сборов) и его умыслом охватывалось совершение этого преступления".
Нельзя будет применить в отношении указанных лиц и ч. 1 ст. 173.2 УК РФ, поскольку субъекты этого преступления должны осознавать цели, которые преследуются другими лицами (незаконно образующими юридическое лицо).
Поскольку подставные лица используются и для незаконной регистрации индивидуальных предпринимателей, закономерно поставить вопрос о том, почему криминализованы лишь действия, состоящие в незаконном образовании юридического лица.
Что касается собственно нормы ч. 1 ст. 173.2 УК РФ, то она в том виде, в котором существует, вступает в конфликт с институтом соучастия, поскольку действия, в ней описанные, прямо укладываются в рамки пособничества, предусмотренного ч. 5 ст. 33 УК РФ. Отметим, что норма ч. 1 ст. 173.2 УК РФ является не единственным случаем криминализации пособнических действий как разновидности исполнительства, что, на наш взгляд, ставит на повестку вопрос о совершенствовании института соучастия и пособничества как его частного случая.
Наличие обязательного признака воздействия на подставное лицо в виде "введения в заблуждение" ставит еще один вопрос: как оценивать незаконное образование юридического лица, если такого воздействия не оказывалось? Например, если организацию создали, используя чьи-либо утерянные или похищенные документы. Незаконность образования юридического лица, как говорится, налицо, а преступления не будет. Почему?
Субъективная сторона
преступления выражается в прямом умысле на совершение деяния. В рамках ст. 173.1 УК РФ законодатель ничего не говорит о цели совершения преступления, что представляется нелогичным, тем более что эта цель названа, но уже в ст. 173.1 УК РФ. Определяется она так: "...в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом". Получается, что для определения субъективной стороны преступления в полном объеме следует обращаться к тексту ст. 173.1 УК РФ. Либо законодатель поспешил и технически неточно определил субъективную сторону преступления, либо это было сделано намеренно. Но в любом случае имеет место противоречие (коллизия), которую придется решать судебным органам и органам предварительного расследования, что, безусловно, не способствует единообразному (законному) применению права.
Субъект
преступления представляет собой лицо, достигшее 16-летнего возраста (как правило, более старшего возраста и согласно ГК РФ достигшее 18 лет). Субъект преступления общий.
Субъект преступления может обладать специальными признаками, т.е. обладать определенными служебными полномочиями, облегчающими процедуру регистрации, например, являться должностным лицом, непосредственно в ведении которого находится ведение реестра юридических лиц. В этом случае уголовная ответственность за преступление должна наступать в соответствии с ч. 2 ст. 173.1 УК РФ. Начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Министерство РФ по налогам и сборам. По-видимому, служебное положение относится не только к лицам, выполняющим функции регистрации в МНС РФ, но и другим лицам, которые могут использовать свое служебное влияние на лиц, осуществляющих регистрацию. Служебное влияние может быть использовано лицами, занимающими определенные должности в коммерческих и некоммерческих организациях. Такими лицами могут являться лица, входящие в органы управления или органы контроля действующих юридических лиц, которые виновное лицо желает реорганизовать и использует в этих целях свое влияние на поведение иных лиц, от которых зависит положительное решение вопроса, вводя их в заблуждение. Практика правоприменительной деятельности со временем покажет нам иные возможные варианты такого влияния.
В случае совершения преступления, состоящего в незаконном образовании (создании, реорганизации) юридического лица, сопряженного с регистрацией юридического лица, непосредственно лицом, в чьи обязанности такая регистрация входит, имеет место совокупность ст. 173.1 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ (Внесение в Единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений).
В ч. 2 ст. 173.1 УК РФ предусмотрено еще одно отягчающее обстоятельство совершения преступления "группой лиц по предварительному сговору". Предполагается, что все они являются исполнителями преступления.
Следовательно, все лица, образующие группу лиц, в той или иной мере принимали участие в подготовке пакета документов, необходимого для регистрации юридического лица. Например, подготовили текст заявления о регистрации, подписывали документы в регистрирующий орган. Сознанием всех этих лиц охватывалось, что совершенные действия приведут к незаконному образованию юридического лица.
При доказывании данного состава преступления необходимо обратить внимание на такие важные признаки преступления, как умысел, мотив и цель создания и регистрации юридического лица, то есть для чего создается такая организация. Умысел, как отмечалось, должен быть прямым, мотив и цель создания организации (хотя, и не указаны в номере) предполагают корысть, стремление к обогащению, ведение финансово-хозяйственной деятельности для последующего утаивания налогов, возмещения НДС, легализации имущества добытого преступным путем. Как правило, такие организации не представляют налоговую отчетность, в большинстве случаев они создаются для прикрытия реально осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности, поэтому говорить о применении ст. 173.1 УК РФ в следственной и судебной практике самостоятельно, в качестве основного состава вряд ли придется. Скорее всего, применяться норма ст. 173.1 УК РФ в правоохранительной деятельности будет в совокупности с иными преступлениями, совершаемыми в сфере экономики в качестве основных.
Государственная регистрация физических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (регистрирующим органом).
Сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы регистрирующим органом включаются в государственный реестр.
Закон определяет также перечень документов, представляемых юридическим лицом в регистрирующий орган при создании, реорганизации или ликвидации организации. В частности, при создании юридического лица в состав этих документов входят учредительные документы (учредительный договор и/или устав) - подлинник или нотариально заверенная копия,
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, или не позднее пяти дней - отказ в государственной регистрации юридического лица. Решение об отказе должно быть обоснованным. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Отметка о государственной регистрации созданной организации проставляется на титульном листе устава организации.
Устав оформляется на стандартных листах бумаги формата А4. Текст устава состоит из разделов, имеющих заголовки и нумеруемых арабскими цифрами. На титульном листе устава указывают: вид документа (УСТАВ), организационно-правовую форму юридического лица, его индивидуальное название, место составления документа, гриф утверждения устава учредителями или участниками (вверху справа). На подлиннике устава регистрирующий орган вверху слева проставляет отметку о регистрации устава.
Гриф утверждения на уставе заверяется печатью организации. Печатью органа государственной регистрации заверяется отметка о регистрации.
Нормативными правовыми актами установлены типовые и примерные формы уставов организаций и предприятий различных организационно-правовых форм, например, Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 (в ред. указов Президента от 16.11.1992 № 1392, от 31.12.1992 №1705) утвержден Типовой устав акционерного общества открытого типа; постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 908 утвержден Типовой устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия; письмом Центрального банка РФ от 15 апреля 1996 г. № 15-4-1/1342 предложен Примерный устав акционерного коммерческого банка и др.
34 вопрос: Учредительный договор предприятия, цель и содержание
В учредительном договоре учредители обязуются создать предприятие, организацию как юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности. Учредительным договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью организации, выхода учредителей (участников) из ее состава.
В дополнение к сказанному:
Учредительный договор полного товарищества должен содержать условия о размере и составе складочного капитала;
Размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале;
Размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов;
Ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
Учредительный договор товарищества на вере должен включать условия о размере и составе складочного капитала;
Размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале; размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов; совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками (коммандитистами);
Учредительный договор общества с ограниченной ответственностью должен включать условия о размере уставного капитала; размере долей каждого из вкладов, ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений и др.;
Учредительный договор объединения юридических лиц (ассоциации, союза) должен включать условия о составе и компетенции органов управления объединением и порядке принятия ими решений; порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации объединения.
Учредительный договор - правовой акт, которым стороны (учредители) обязуются создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию, деятельности, реорганизации и ликвидации.
Статья 52 части первой Гражданского кодекса РФ определяет, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
Учредительный договор юридического лица заключается его учредителями (участниками). В учредительных документах юридического лица должны содержаться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В учредительном договоре учредители определяют условия передачи юридическому лицу своего имущества и участия в его деятельности. Договором закрепляются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) устанавливает, что учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав общества. Учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества.
Если общество учреждается одним лицом, учредительным документом общества является устав, утвержденный этим лицом. В случае увеличения числа участников общества до двух и более между ними должен быть заключен учредительный договор.
Учредители общества избирают (назначают) исполнительные органы общества, а также в случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов утверждают их денежную оценку.
В учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (далее - Закон об акционерных обществах) устанавливает , что учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества.
Учредительный договор по способу совершения является консенсуальным документом, поскольку вступает в силу после достижения соглашения между сторонами; по своему назначению в управленческой деятельности он является организационным документом.
Порядок заключения, составления и оформления, вступления в силу, прекращения действия и другие юридические аспекты учредительного договора регламентируются законодательством Российской Федерации.
Учредительный договор может состоять из следующих разделов:
1. Вводная часть.
2. Цель заключения договора.
3. Наименование и правовая форма организации.
4. Предмет деятельности.
5. Местонахождение организации.
6. Обязанности участников (учредителей) по созданию юридического лица.
7. Порядок образования имущества.
8. Условия об ответственности конкретных участников (учредителей) по обязательствам созданного юридического лица.
9. Порядок распределения прибыли и погашения убытков.
10. Порядок управления делами юридического лица.
11. Права и обязанности участников (учредителей).
12. Ответственность за нарушение договора.
13. Условия и порядок выхода участников (учредителей) из состава организации и принятия новых членов.
14. Порядок рассмотрения споров.
15. Порядок изменения и расторжения договора, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Реорганизация юридических лиц - это способ прекращения юридического лица без прекращения его прав и обязанностей. Юридическое лицо перестает существовать, но одновременно с этим его права и обязанности в полном объеме переходят к иному юридическому лицу, уже существующему на момент реорганизации или созданному в результате такой реорганизации.
В этом состоит основное отличие реорганизации от ликвидации юридического лица:
при ликвидации права и обязанности организации прекращаются и в порядке универсального правопреемства не переходят, а оставшееся после ликвидации имущество распределяется между учредителями. При реорганизации права и обязанности, а также имущество реорганизуемого юридического лица переходят к правопреемникам .
В каких формах может быть проведена реорганизация?
Гражданский кодекс (ГК РФ) предусматривает 5 форм реорганизации юридических лиц:- Слияние : две и более организации лиц объединяются в новое юридическое лицо, при этом все объединяющиеся организации прекращают свое существование, а их права и обязанности переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
- Присоединение : одна организация присоединяется к другой, при этом к последней переходят права и обязанности присоединяемого юридического лица, прекращающего своё существование в результате присоединения.
- Разделение : одно юридическое лицо делится на несколько новых, прекращая своё существование, а его права и обязанности переходят к вновь возникшим организациям.
- Выделение : новое юридическое лицо (или несколько новых) выделяется из уже существующего, при этом существующее юридическое лицо своего существования не прекращает - в этом состоит основное отличие от данной формы реорганизации от разделения. Часть прав и обязанностей существующего юридического лица при такой форме реорганизации переходит к вновь возникшей (выделившейся) организации.
- Преобразование : существующее юридическое лицо меняет свою организационно-правовую форму (ОПФ), т.е. прекращается его существование в прежней форме. Формально при этом возникает новое юридическое лицо (с иным регистрационным номером и т.п.), но фактически права и обязанности данной организации в отношении других лиц не меняются (за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей, если их изменения требует новая ОПФ).
Кто принимает решение о реорганизации?
Согласно пункту 1 статьи 57 ГК РФ, реорганизация может проводиться по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом .Кроме того, в установленных законом случаях, реорганизация в форме разделения или выделения осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Такие случаи предусмотрены, например, законодательством о защите конкуренции - в частности, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации или реорганизации коммерческой организации, занимающей доминирующее положение на рынке, в связи с систематическим осуществлением ею монополистической деятельности.
Также, согласно ГК РФ, законом могут быть установлены случаи, когда реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования требует согласия уполномоченных государственных органов. В настоящее время такой случай установлен опять же законом о защите конкуренции - например, слияние организаций, общая стоимость активов которых превышает определенный размер, требует предварительного согласия антимонопольного органа.
В каком порядке проводится реорганизация по решению суда?
Согласно пункту 2 статьи 57 ГК РФ, принудительная реорганизация юридического лица включает следующие этапы:
- Уполномоченный государственный орган, по решению которого может проводиться принудительная реорганизация, выносит решение о такой реорганизации и устанавливает срок для её проведения.
- Если в вышеуказанный срок учредители не проведут реорганизацию - государственный орган обращается в суд с соответствующим иском.
- Суд по иску о реорганизации назначает арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию.
- Арбитражный управляющий составляет документы о реорганизации (в том числе передаточный акт) и передает их на рассмотрение суда. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.