Кто должен проводить закупки по 223 фз. Что такое тендер
Немного истории: первыми были зарегулированы (и довольно жёстко) закупки бюджетных учреждений (потребляющих деньги
из бюджета). Сначала это был 94-фз (запоминать не обязательно, больше мы про него говорить не будем),
теперь это 44-фз, в котором определены базовые понятия ("котировка", "аукцион", "конкурс" итп),
(этим правилам и логике посвящена бОльшая часть ресурса сайт
если в статье не
указано иное).
223-фз это вторая половина госзаказа РФ, он регулирует закупочную деятельность предприятий(в основном)
зарабатывающих деньги самостоятельно*.
Закупки 223-фз в любом случае основаны на базовых понятиях.
Поэтому совершенно нелепо заниматься закупками 223-фз, не понимая базы. К сожалению, этот простой принцип
не ведом некоторым заказчикам 223-фз которые размещают причудливые гибриды, в которых перепутано всё на свете.
- Субъекты 223-фз:
- Госкорпорации,ГУПы,субъекты естественных монополий,
- все компании в которых доля государственного участия превышает 50%,
- а так же все дочерние и “внучатые” организации таких компаний,
- некоторые (муниципальные) автономные учреждения.
Принадлежность предприятия к тому или иному закону определяется организационно-правовой формой,
данной при создании учреждения указом вышестоящего органа власти
(таким же образом возможно и перемещение организации из одного закона в другой).
*Указанная формулировка не является юридически исчерпывающей. Предприятия, на практике выполняющие
одни и те же функции, могут иметь различную организационную форму, а значит проводить свои закупки по
разным законам.
Зубрить приведённые различия не нужно, перепутать законы на практике невозможно.
Бюджетные учреждения осуществляют закупки по 44-фз,
НО имеют право распоряжаться ВНЕбюджетными средствами по 223-фз (то есть значительно более свободно).
Это средства полученные:
- за счёт грантов граждан и юр.лиц, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов РФ (если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное);
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения субподрядчика, поставщика.
- за счёт средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности от физ. и юр.лиц (за исключением средств ОМС).
Для проведения закупок по 223-фз заказчики (в том числе бюджетные) должны принять и разместить в ЕИС:
1)Положение о закупках
- документ в котором заказчик самостоятельно определяет
все правила размещения своих заказов.
*В положение можно вносить изменения и через 10-ть дней после внесения проводить закупки по новым правилам.
2)План-график закупок на следующий календарный год
(бюджетные заказчики размещают отдельно план-график закупок по 44-фз и план-график для 223-фз, если проводят такие закупки)
*в план-график можно и нужно вносить изменения в течении года, естественным образом.
Если размещение указанных документов не выполнено, то вся "внебюджетка" тратится по 44-фз.
Типовое положение (скачать pdf) для нужд АО с гос участием по версии РосИмущества
Если заказчик не АО и (или) не относится к РосИмуществу, он не обязан использовать именно это, но может взять за основу.
Обязанности заказчика 223-фз , которые нельзя изменить положением о закупках:
- Извещения для конкурса и аукциона размещаются не менее чем за 20 дней до ОПЗ , а если заказчиком внесены изменения, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы до нового ОПЗ было не менее 15-ти дней.
- Протоколы размещаются в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
- Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров, с отдельными сведениями о закупках у единственного поставщика. Без раскрытия самих поставщиков.
Возможности заказчиков 223-фз:
- проводить закупки на любой существующей электронной площадке в том числе с платным участием (кроме пяти федеральных - у тех есть свои отделения для работы по 223-фз);
- не размещать информацию в ЕИС о закупках дешевле 100 000 рублей для всех и дешевле 500 000 для заказчиков с выручкой за отчётный финансовый период свыше 5 млрд рублей;
- в контракте может быть предусмотрено его изменение, в том числе при выполнении определённого объёма контракта;
- применять Реестр недобросовестных поставщиков РНП по своему усмотрению (общий с 44-фз);
- Все виды закупок могут быть проведены в электронной форме;
- Если предумсмотреть в документации то извещения о закупках не являются публичными офертами. Заказчик имеет право отказаться от проведения закупки на любом её этапе;
- Так же можно предусмотреть закупки у единственного поставщика на неограниченные суммы;
223-фз не регулирует отношения, связанные с:
- куплей-продажей ценных бумаг, валюты, драг.металлов, биржевых товаров,
- закупками в области военно-технического сотрудничества,
- отбором аудиторской организации,
- договорами об электроэнергетике (обязательными для субъектов оптового рынка),
- осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций,
- услугами в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков,
- экспортным кредитованием и инвестициями.
В 2011 году Госдумой Российской Федерации был утвержден федеральный закон, регулирующий закупки товаров, работ и других видов услуг юридическими лицами. Данный законодательный акт получил номер 223-фз и начал действовать с 2012 года. Смысл принятого закона заключается в регламентации порядка проведения покупок разнообразных товаров и услуг юридическими организациями определенных категорий.
223-фз о закупках, в отличие от 44-ФЗ, дает юридическим лицам определенную свободу в условиях проведения тендеров и выборе вариантов закупок. Данный закон направлен на развитие тендерной системы, поддержку малых предприятий, искоренение коррупционных схем и вывод новых игроков на рынок госзакупок.
Скачайте текст федерального закона 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с последними изменениями и комментариями .
Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ
Данное законодательное решение обладает принципиальными особенностями, направленными на успешную регуляцию и мониторинг закупок. Ключевыми целями закона можно назвать:
- Полную прозрачность закупок по 223-фз. Согласно данному принципу вся информация, включая цены и продавца, должна быть открыта и общедоступна.
- Высокоэффективное и экономически обоснованное расходование финансовых средств. Принцип ограничивает ценовой диапазон покупок и не дает закупать товары или услуги у одного поставщика по заведомо завышенной цене.
- Возможность участия в закупке физических лиц, индивидуальных предпринимателей и любых юридических организаций. Подобная особенность развязывает руки мелким предприятиям, которые раньше практически не могли участвовать в поставках товаров и услуг для крупных корпораций.
- Полное равноправие и непредвзятость по отношению ко всем участникам закупочных мероприятий.
Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.
Структура федерального закона № 223
Закон, регулирующий закупки товаров и услуг между определенными видами юридических лиц, имеет 8 основных статей:
- Статья № 1 223-фз описывает цели, которые планируется достичь при помощи принятия данного закона.
- Статья № 2 содержит правовое обоснование проведения закупочных мероприятий.
- В статье № 3 описаны ключевые принципы и положения, касающиеся закупки товаров и услуг.
- Подпункт № 3.1 223-фз РФ поясняет тонкости проведения закупок юрлицами, при осуществлении инвестиционных проектов с поддержкой от государства.
- Статья № 3.2 проливает свет на понятие конкурентная закупка.
- Пункты № 3.3 и № 3.4 описывают порядок работы электронной площадки для осуществления закупочных сделок.
- Статья № 3.5 223-фз вносит ясность в требования к конкурентной закупке закрытым методом.
- Подпункт 3.6 оговаривает требования к осуществлению покупки у единственного поставщика.
- Статья № 4 обуславливает информационное обеспечения закупочных процессов и перечень необходимой документации.
- Статья № 4.1, введенная в 2013 году, регулирует реестр допустимых договоров по 223-фз.
- Статья № 5 обуславливает введение специального реестра недобросовестных поставщиков. Такой инструмент направлен сбор данных об организациях, которые уклоняются от заключения контрактов. Кроме этого в реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз может попасть компания, договор с которой был расторгнут в судебном порядке в связи с грубыми нарушениями условий договора.
- Статья № 5.1 предполагает проведение оценки соответствия закупочных планов и вносимых изменений.
- Статья № 6 гарантирует соблюдение требований федерального закона №223.
- Статья № 6.1 регулирует контроль закупочной деятельности соответствующими ведомствами.
- Статья № 7 оговаривает ответственность за нарушение требований законодательства.
- Статья № 8 описывает особенности вступления закона в силу.
Закон 223-фз: кого это касается
Законодательный документ определяет деятельность следующих групп юридических лиц:
Государственные корпорация и объекты естественных монополий с государственной долей участия более 50%.
Предприятия-дочки вышеназванных предприятий.
Бюджетные организации покупающие товары и услуги за счет финансовых грантов, своих средств или путем привлечения третьих лиц.
Исключением, выходящим за рамки регулирования 223-фз, является купля и продажа ценных бумаг, драгметаллов и прочего.
Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз
Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:
Критерий сравнения | Федеральный закон №44 | Федеральный закон 223-фз |
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. | Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. | Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица. |
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. | Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. | Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения. |
Условия выполнения соглашений. | 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. | По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком. |
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. | Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. | Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке. |
Антидемпинговые санкции. | Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. | Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика. |
Возможность обжалований действий заказчика. | Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. | Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте. |
Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:
- Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
- Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
- Право на использование обширного перечня торговых площадок.
Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223
Банковская гарантия по 223-фз может быть трех различных видов:
- Гарантия, выдающаяся поставщику, изъявившему желание принять участие в аукционе или конкурсе. Данная гарантия производит обеспечение заявки участника.
- Банковская гарантия на возмещение авансового платежа.
- Гарантия, обеспечивающая выполнения условий договора по государственным закупкам.
Ключевые требования к банковским гарантиям по 223-фз
Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:
- Безотзывными.
- С определенным сроком действия.
- С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
- Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
- С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.
Размер гарантированных средств по 223-фз
Сумма, предоставляемая под банковские гарантии, является индивидуальной в каждом отдельном случае.
В соответствии с законом 223-фз, банковские гарантии не могут превышать 10% от общего показателя капитала банка.
Ключевыми факторами, влияющими на стоимость гарантий, выступают сроки предоставления и наличие или отсутствие необходимого обеспечения.
Как правило, для снижения стоимости банковских гарантий можно открыть счет в банке и предоставить залог в виде векселей или депозитов.
Порядок организации закупочных мероприятий в рамках 223-ФЗ
Для осуществления закупок по закону 223-фз нужно сделать следующие шаги:
- Оформление цифровой подписи.
- Прохождение регистрации на официальном сайте государственных услуг.
- Регистрация на сайте о закупках, находящимся по адресу zakupki.gov.ru
- Составление положений о закупках.
- Осмысление, составление и размещение документации плана проведения закупок.
- Полная настройка личного профиля на сайте государственных закупок.
- Предоставление документации всем задействованным сторонам.
- Проведение конкурса.
- Заключение контракта с победителем.
Внешний вид личного кабинета на сайте zakupki.gov.ru показан на рисунке ниже:
Тонкости заполнения положения о закупках по 223-фз
Положение по 223-фз в обязательном порядке содержит следующую информацию:
- необходимые способы осуществления закупочных мероприятий;
- предполагаемые порядки проведения торгов;
- способы отбора актуальных поставщиков;
- предполагаемые сроки выполнения контракта и перечисления денежных средств;
- порядок подписания контракта между сторонами;
- особенности приема и оплаты предоставленных работ;
- возможные штрафные санкции;
- способы разрешения спорных ситуаций.
С 01 октября 2018 года для участия в торгах на любой электронной торговой площадке, утвержденной для проведения закупок в рамках 44-ФЗ, необходимо иметь специальный счет в уполномоченном банке. Ознакомьтесь с предложениями банков по спец счетам и банковским гарантиям
Исключения
Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:
- договор связан с государственной тайной;
- контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
- предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.
Последняя редакция 223-фз 2018 позволяет не разглашать информацию, касающуюся перехода прав на недвижимость и определенных финансовых услуг. Так, теперь, согласно 223-ФЗ, необязательно подавать данные в единую информационную систему о привлечении финансов от физических лиц, получении кредитных средств и т.д.
Сроки по 223-фз
Ключевые сроки, которыми оперирует федеральный закон 223-фз удобнее всего разместить в таблице:
Вид документации | Срок подачи | Соответствующая ссылка на закон | |
Статья | Часть | ||
Положение о предполагаемых покупках | До пятнадцати дней с момента подписания. | 4 | 1 |
Внесенные изменения в первоначальный документ. | До пятнадцати дней с даты утверждения. | 4 | 1 |
Подача информации о проведении закупочных мероприятий. | В случае аукциона или конкурса: минимум двадцать суток с момента завершения периода подачи заявок. При иных методах закупок сроки регулируются в соответствии с положением заказчика. | 3 | 2 |
Скорректированное извещение. | С течение трех дней. | 4 | 11 |
Данные о необходимых покупках. | Подается вместе с извещением. | 3 | 2 |
Толкование особенностей договора. | В течение трех суток с момента запроса. | 4 | 11 |
Утвержденные протоколы о финишировании определенного этапа закупочных мероприятий. | Не более трех суток после подписи. | 4 | 12 |
Конечный протокол. | На протяжении трех дней с момента его составления. | 4 | 12 |
Подписанный контракт. | Не более трех суток с момента визирования обеими сторонами. | 4.1 | 2 |
Изменения в договор. | До десяти дней с момента принятия решения. | 4.1 | 2 |
Отчет. | До десятого числа следующего за отчетным месяца | 4 | 19 |
Обратите внимание! В случае возникновения технических неисправностей во время публикации документов в ЕИС, сроки подачи документов сдвигаются на один рабочий день с момента решения техпроблем.
Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018
В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:
- Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
- Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
- Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
- Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
- При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
- Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
- Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
- Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
- Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
- Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.
Более полный перечень ключевых изменений 2018 года можно узнать, изучив 223-фз с последними изменениями который доступен по ссылке:
Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий
Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:
- Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
- Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
- Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
- Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.
Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ
До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:
- Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
- ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
- Заказчик обращался в судебные органы.
- Суд выносил вердикт в пользу заказчика.
После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:
- Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
- Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
- К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
- Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.
Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ
До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.
В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.
Реестр недобросовестных поставщиков
Реестр недобросовестных поставщиков – это список организаций, которые нарушили ключевые аспекты закона 223-ФЗ или закона №44. Львиная доля всех заказчиков работает исключительно с организациями, незанесенными в реестр.
Среди основных причин, по которым организацию могут определить в список штрафников можно отметить:
- Уклонение от подписания контракта или отказ от выполнения условий договора.
- Обращение заказчиком в суд, при несоблюдении поставщиком основных пунктов договора.
- Грубые нарушения поставщиком условий договора, влекущие за собой отказ от выполнения контракта со стороны заказчика.
Полный перечень организаций, входящих в реестр недобросовестных поставщиков можно найти на сайте http://www.zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html .
Как видно из скриншота сайт, посвященный госзакупкам, располагает удобным поиском. При составлении договоров с организациями заказчикам рекомендуется проверить своего контрагента по данному списку, чтобы убедиться в его надежности. Если при поиске вдруг обнаружится, что партнер находится среди недобросовестных поставщиков по 223-фз, то, возможно, следует поискать другую организацию для проведения закупок.
Информация, содержащаяся в реестре
После принятия контролирующим органом решения о внесении организации в реестр недобросовестных поставщиков публикуются следующие сведения:
- Название юридического лица либо полное имя, фамилия и отчество физического лица.
- Информация о месте расположения юрлица или о месте жительства физлица.
- Идентификационный номер налогоплательщика.
- Данные о дате проведения сделки либо дата признания сделки несостоявшейся.
- Информация о контракте, включающая наименования товаров, классификационный код, валюту проведения сделки, стоимость и сроки исполнения договора.
- Дата разрыва договора с указанием соответствующей причины.
Таким образом можно сделать вывод, что исполнение договора по 223-фз – это необходимость. При грубых нарушениях условий контракта организация или физическое лицо рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков и надолго покинуть рынок государственных закупок.
Выход из реестра
На текущий момент единственный способ быстро выйти из реестра недобросовестных поставщиков – это обжалование решения ФАС в суде. Судебная практика имеет огромное количество случаев, когда организация смогла успешно доказать свою правоту, быстро вышла из реестра и успешно продолжила участвовать в закупочных мероприятиях.
Во всех остальных случаях организации, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически покинут списки неблагонадежных компаний через два года с момента занесения в реестр.
Итоги
Фз 223 о госзакупках регламентирует порядок проведения закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц. Ключевыми особенностями данного закона 223-ФЗ стали прозрачность производимых сделок, эффективное расходование финансовых средств и возможность участия всех субъектов предпринимательской деятельности в конкурсах, тендерах.
Федеральный закон под номером 223 – это отличная возможность для небольших предприятий поучаствовать в закупках крупных корпораций. Относительно простые правила участия в конкурсах и несложная система подачи электронных заявок позволяет с легкостью побороться за поставку товаров или услуг.
Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.
Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.
Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:
- планирование закупок;
- определения поставщиков;
- заключение контракта, гражданско-правового договора;
- особенности контрактов;
- мониторинг;
- аудит;
- контроль.
Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.
Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.
С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость. К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн. рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.
Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.
Также закон определяет новые особенности закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Одноименность товаров исключается. И теперь закупки на стоимость не более100 000 рублей могут осуществляться при том условии, что в совокупности сумма таких покупок не более 5% от суммы всех закупок в плане-графике, и не более 50 млн. рублей. Но из этого правила есть исключения, поскольку данные ограничения не действуют при закупках для нужд сельских поселений.
Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2017 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.
О Федеральном законе № 223
18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.
Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.
На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.
Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.
Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223
В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:
Основные отличия положений Законов |
|
Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков. Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки. |
Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок. В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс. |
Кто заказчик? |
|
Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета. |
Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности. |
Кто может быть поставщиком? |
|
Физические и юридические лица. |
|
По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок. Закупки у одного поставщика ограничены. |
Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион. |
Электронные платформы |
|
Существует только пять платформ для проведения электронных торгов. |
Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены. |
Необходимость подписи на ЭТП |
|
Можно обойтись неквалифицированной подписью. |
В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись. |
Сроки подачи заявок |
|
Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа. |
Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении. |
Система отчетности |
|
Отчеты о проведенных закупках в обязательном порядке должны быть размещены на сайте госзакупок. |
Отчеты о закупках также должны размещаться на специализированном сайте. И такие отчеты подаются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В отчетность входят: общая стоимость договоров, соглашения по всем закупкам, данные государственной тайны, соглашения с субъектами среднего и малого бизнеса. |
Гарантии по контракту |
|
Независимо от стоимости, заказчик может требовать от победителя аукциона обеспечения договора. Сумма может состоять из 5-30% от стоимости всего контракта. Способ обеспечения может быть выбран заказчиком. Это может быть банковская гарантия или же занесение денег на личный счет. |
Согласно данному Закону, заказчик вправе самостоятельно решать, требовать ему обеспечение договора или нет. |
Расторжение договора или внесение изменений в его пункты |
|
Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения. |
Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик. Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки. |
Обжалование действий |
|
В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи. |
Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС. Но, чтобы подать жалобу, участникам торгов необходимо просмотреть сроки для этого в положении, разработанном заказчиком, поскольку именно там должны быть определены сроки. Следует помнить о том, что на официальном сайте должен быть реестр жалоб. И там можно проверить наличие или отсутствие той или иной жалобы. |
Таким образом, Федеральные Законы № 44 и 223 регулируют процесс государственных закупок. Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно.
Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.
Заказчики по 223-ФЗ:
Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.
Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».
Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.
Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы
Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.
На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.
Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ
Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):
Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.
Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.
Положение о закупках по 223-ФЗ
Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.
Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.
Действия заказчика:
Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:
Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):
В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.
Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:
Заявка участника
Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.
Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.
Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:
Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?
223-ФЗ: электронная подпись
Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.
Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.
Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.
Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.
Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
- Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
- Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
- Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
- Бюджетные учреждения:
- за счет грантов, субсидий;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
- Положение о закупках.
- План закупок.
- Извещение о закупке.
- Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
- Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
- Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
- новую редакцию положения о закупке;
- документ, содержащий перечень внесенных изменений.
- для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
- для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.
75 772 просмотра
Главным отличием коммерческих тендеров является то, что организатором таких закупок выступает не государство или государственные корпорации, а любые коммерческие структуры. Если государственные торги регулируются 44-ФЗ или 223-ФЗ, то проведение таких закупок регламентируется только Гражданским Кодексом РФ и 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, можно дать следующее определение:
Коммерческие тендеры — это закупки, которые проводятся коммерческими организациями по своим правилам, не противоречащим ГК РФ и 135-ФЗ, и с использованием собственных финансовых средств.
Некоторые крупные компании создают собственные электронные торговые площадки, на которых организуют закупки товаров, работ или услуг для обеспечения собственных нужд. Также, на подобных ЭТП могут проводиться торги по реализации товаров или услуг данных корпораций.
В остальных случаях участие в коммерческих тендерах проходит на общих торговых площадках. Чаще всего для доступа к использованию таких ЭТП необходимо оплатить тариф, установленный оператором площадки.
Важно внимательно изучить требования того или иного оператора к участникам:
- необходима ли электронная цифровая подпись для участия в торгах;
- установлены ли тарифы для участников закупок или достаточно бесплатной регистрации;
- если участие платно — то изучить возможные варианты тарифов и выбрать наиболее подходящий;
- обратить внимание на другие условия работы с площадкой.
Организатору коммерческого торга дается намного больше свободы, чем государственному заказчику.
Заказчик, руководствуясь ст. 448 ГК РФ вправе самостоятельно установить вид проведения торгов — открытые и закрытые конкурсы или аукционы.
Виды коммерческих закупок
При проведении открытой закупки, извещение публикуется на выбранной заказчиком коммерческой площадке и его могут просмотреть все желающие потенциальные участники. При закрытых процедурах определения поставщика извещение направляется ограниченному кругу лиц. В отличие от государственных торгов, заказчик не должен размещать информацию о проводимом тендере в ЕИС.
Согласно ст. 448 ГК РФ, заказчик вправе установить порядок проведения закупки, составить список требований к участнику, установить критерии оценки заявок и требовать от участников именно те товары, которые указаны в извещении, а не их эквиваленты.
Также, условия договора, который заключается по итогам проведения торгов, устанавливаются организатором торгов и отображаются в извещении о проведении закупок.
Если Вы заинтересованы в эффективном участии в коммерческих торгах, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения . Для поиска торгов можете использовать нашу .
Где найти коммерческие тендеры
Для того, чтобы найти коммерческие тендеры лучше всего воспользоваться поисковой системой, которая произведет поиск по всем торговым площадкам и составит список действующих закупок по заданным Вами параметрам. Мы предлагаем воспользоваться нашим сервисом, для поиска и подбора тендеров.
Особенности проведения коммерческих закупок
Этапы проведения коммерческих закупок следующие:
1. Выбор коммерческого торга и изучение соответствующей документации. Для того чтобы понять, подходит ли Вам тендер, необходимо тщательно прочитать все документы, касающиеся интересующей Вас закупки.
Вся информация содержится в извещении, публикуемом организатором торгов.
- Информации об организации-заказчике. Используйте её по максимуму, чтобы подготовить тендерную документацию. Если Вам окажется недостаточно этой информации, Вы всегда можете воспользоваться интернет-ресурсами.
Особое внимание обратите на сферу деятельности компании; сегмент рынка, который она занимает; количество людей в штате и другие особенности. - Цель участия заказчика в аукционе. О ней Вы сможете узнать из тендерной документации. В нее обычно включены две составляющие: техническая и коммерческая. В первой Вы найдете информацию о заказчике, руководство для поставщиков, план составления и подачи заявок на участие в торгах и прочее. В коммерческой - стоимость, условия и многое другое.
- Требования к поставщикам. Для многих заказчиков, в первую очередь, важны время работы компании на рынке, достижения каких-либо значимых результатов, опыт участия в аналогичных конкурсах, а также положительные отзывы клиентов.
- Требования к форме подаче заявки. Здесь заказчик указывает те пункты, которые обязательно должны быть отображены в Вашем предложении для участия в аукционе. Т.к. коммерческие закупки не регламентированы никаким федеральным законом, то, согласно Гражданскому кодексу РФ, заказчик вправе устанавливать наиболее удобные для себя условия.
- Основные критерии оценки, по которым будет выбираться исполнитель. Чаще всего сюда относят цену вопроса, время выполнения работ и т.п., но организатор тендера вправе добавить и ряд других параметров, важных именно для него
- Сроки проведения коммерческого тендера. В основном здесь фиксируется дата объявления тендера, начала и завершения приема заявок, а также примерное время их рассмотрения. Чаще всего, если закупка в форме аукциона, то выбирают 3-4 компании с наилучшим предложением цены и из этих организаций выделяют одного лидера.
Если же проводится закупка в форме двух этапного конкурса, то вначале допускаются бОльшее число компаний, соответствующих требованиям заказчика, из которых затем выбирается 2-3 организации, а уже из них определяется победитель.
2. Уточнение всех деталей и аспектов конкурса. Вы можете обратиться к заказчику для разъяснения его позиции, условий, целей участия в торгах и т.п.
3. Подготовка заявки на коммерческие торги. К сожалению, нередко для поставщиков данный этап становится заключительным. Участники могут совершить следующие ошибки: предоставить неполный перечень документов, опоздать с оплатой обеспечения, забыть о необходимости создания электронной подписи и др. Даже если вся документация, которую Вы пересылаете, у Вас в порядке, лучше запросить подтверждение о ее получении заказчиком.
4. Презентация. На специальной встрече всем конкурсантам предоставляется возможность убедить организаторов торгов в том, что именно они достойны победы в тендере. Здесь потенциальным поставщикам предоставляется довольно широкое поле деятельности. Одними из главных правил при этом являются наглядность и доступность информации, которую Вы предоставляете. Оперируйте цифрами, используйте графики и схемы, проведите аналогию работы вашей компании и конкурентов, озвучьте отзывы уже имеющихся клиентов, и Вы приблизитесь к победе.
В случае проведения закупки в электронном виде, заказчик рассматривает поданные на ЭТП заявки участников и исходя из полученных данных определяется победитель коммерческого тендера.
5. Выбор победителя коммерческих закупок. Если форма торга проводится в виде аукциона, то победителем становится участник, соответствующий всем требованиям и предложивший наиболее высокую цену. При проведении конкурса победителем признается поставщик, который по решению конкурсной комиссии предлагает самые выгодные условия.
6. Объявление итогов коммерческих торгов. Если закупка была открытой, то результаты обнародуются или на общем мероприятии. В случаях, когда речь идет о закрытых торгах, все конкурсанты оповещаются об итогах аукциона отдельно.
Стоит отметить, что в случае, если в закупке участвует только 1 поставщик — она признается несостоявшейся. Также законодательством установлены иные причины признания коммерческого торга несостоявшимся. Бывают случаи, когда проведенная закупка признается недействительной.
Все основания и последствия такого решения отражены в ст. 449 ГК РФ.
Компания РусТендер является официальным партнером многих востребованных коммерческих площадок и наши специалисты готовы быстро и качественно помочь в любых возникших вопросах и затруднениях при работе с ЭТП и участии в закупке. Для связи с нами Вы можете оставить заявку в форме ниже или позвонить по бесплатному номеру телефона 8 800 700 2326.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ