Классный час в рамках всемирного дня прав ребенка. История развития прав детей
>> Из истории прав ребенка
Из истории прав ребенка
Вопрос о разработке особых документов по правам ребенка возник сравнительно недавно. Только в XIX веке деятельность демократических движений привела к тому, что развитые государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей. До образования ООН (1945) права детей рассматривались в основном в ракурсе борьбы с детским рабством, эксплуатацией детского труда, торговлей детьми и проституцией несовершеннолетних. Женевская декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 году, была в основном посвящена этим проблемам. В 1945 году, вскоре после своего создания, ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой, в частности, отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.
В 1946 году ООН учредила Детский фонд ЮНИСЕФ, цель которого - международная помощь детям.
Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.
Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения совершеннолетнего возраста (18 лет), если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.
Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды , соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.
Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями. В его составе 10 экспертов, делегированных государствами-участниками на 4-летний срок.
Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в Комитет ООН доклады каждые 5 лет, периодически - об осуществлении Конвенции. В докладах обязательна следующая информация:
- о мерах, принимаемых государствами по улучшению социальной защиты детства, в том числе об изменениях в национальном законодательстве и практических мерах на национальном, региональном и местном уровнях;
- о создании и функционировании механизмов и структур для координации и контроля за деятельностью по осуществлению Конвенции;
- о разработке общей политики, программ и услуг в целях осуществления Конвенции;
- о трудностях, тормозящих реализацию Конвенции, и о способах их преодоления;
- о достигнутом прогрессе и планах совершенствования национальной системы защиты детства.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Смирнов В.В., Суслов А.Б., Права человека. 11 класс : Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки мария шульга
Рассказ по ознакомлению дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.
Уважаемые коллеги! Хочу начать цикл рассказов по ознакомлению дошкольников с Конвенцией о правах ребенка . Рассказ поделен на несколько частей, что поможет постепенно знакомить детей с Конвенцией .
За некую основу я взела сказку " Не так как у разбойников" писательницы Урсулы Марк. Но у нее книга религиозной направленности , а я ее адаптировала под себя. Надеюсь вам тоже пригодится. Итак, представляю вам первые две части. Новая жизнь мальчика без имени.
Он проснулся от боли на холодном полу. Ему очень хотелось пить и есть. Где-то из комнаты доносились крики, это опять ругались его мама и папа разбойники, которые не могли поделить награбленную добычу. Мальчик встал и пошел на улицу. Там стоял колодец с холодной водой. Он умылся и попил, из кармана достал припрятанный от братьев, черствый кусок хлеба и стал грызть его. Вдруг его увидел один из старших братьев. Он подбежал к мальчику, ударил его и забрал его хлеб. В следующий раз мальчик проснулся в грязной и холодной комнате, он услышал как какой-то незнакомый голос разговаривает с его родителями-разбойниками и предлагает им большую сумму денег, от которой они не смогли отказаться. Мальчик снова заснул от голода и от бессилия.
… В глаза светил яркий свет, и он открыл их, не поверив своим глазам. Мальчик приподнялся на подушке и только тогда почувствовал, что спит не на полу, а на кровати. Его окружала большая светлая и очень красивая комната. Здесь было все : и шкаф для вещей и стол с ящиками, и стул, и кресло у окна, и навесные полочки с книгами, и даже маленький музыкальный центр. А главное здесь была кровать, большая и очень удобная.
Маленькому мальчику здесь так понравилось, что он решил больше не закрывать глаза, что б все это не исчезло.
Неожиданно послышались шаги и дверь в комнату открылась. От страха мальчик спрятался под одеяло, но услышав приятный женский голос, высунулся наполовину.
Доброе утро! Как тебе спалось? Надеюсь что неплохо. - ласковым голосом спросила женщина.
Мальчик посмотрел на нее. Она оказалась очень красивой, была причесана, аккуратно и чисто одета. Но самым красивым, мальчику показалась ее улыбка, добрая и светлая.
Я спал хорошо. - ответил мальчик.
Вот и славно! А теперь я помогу тебе встать и привести тебя в порядок. У нас с тобой сегодня много дел.
Спасибо. - ответил мальчик, это было единственное слово, которое он смог сказать.
Пока женщина помогала ему подняться с постели, в комнату вошел большой мужчина.
Вы уже встаете! Замечательно! – Проговорил мужчина басом, но при этом мальчику не было страшно, он, пожалуй, впервые видел улыбающегося дядю.
Не бойся меня малыш. Я тебя не обижу!
Я и не боюсь – храбро ответил мальчик, хотя его коленки дрожали от страха и неизвестности.
Дорогой, мне кажется, мы забыли представиться. - нежным голосом сказала женщина.
Ты права - ответил ей мужчина.
Мальчик сидел на кровати и смотрел на них. Мужчина поднес стулья к кровати, и они присели на них прямо напротив мальчика, смотря ему в глаза.
Меня зовут Анна, а это мой муж его зовут Миша. - Они посмотрели друг на друга и улыбнулись глазами.
Мы хотим быть твоими новыми родителями, если ты не против! – сказал мужчина.
От неожиданности мальчик закрыл глаза и подумал что он спит. Но теплые руки мужчины и женщины, которые гладили его по спине, дали мальчику уверенности и сил. Он открыл глаза и спросил :
А я всегда буду ваш? Я не вернусь к разбойникам?
Ты всегда будешь наш, и разбойникам мы тебя не отдадим!- уверенно, но ласково сказал мужчина. Он посмотрел в глаза мальчику и улыбнувшись добавил – ты можешь называть меня папой, а Анну мамой.
Ну а как тебя зовут?
А я не знаю! – ответил мальчик
Но без имени никак нельзя- сказал новый папа,- давай придумаем сами?
Вообще-то мне нравиться имя Илюша, оно ласковое и доброе. Так звали одного мальчика из деревни, он давал мне хлеб и молоко просто так не зачто.
Вот и отлично! Теперь тебя будут звать Илюша и у тебя новая семья. И мы не дадим нашего Илюшу в обиду! – радостно сказала новая мама.
Илюша заплакал от радости, а мама Аня и папа Миша взяли его на руки, и от их тепла стало так хорошо и спокойно, что Илюша обнял их что было силы и не хотел никогда отпускать.
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА СЕМЬЮ И НА ИМЯ !
Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь и заботу.
Илюша вместе с мамой Аней и папой Мишей спустились с лестницы на первый этаж и вошли в другую, не менее светлую комнату. Это была гостиная. Здесь стоял большой обеденный стол, мягкий диван с креслами и большая печь, от которой исходило мягкое тепло.
Дети, поздоровайтесь с нашим новым членом семьи! Это Илюша. Он ваш новый брат!- сказала мама, обращаясь к детям играющим на ковре.
Дети встали и подошли к мальчику. Илюша испугался и спрятался за спину папы. Он помнит, как жестоко с ним обращались старшие братья, как они постоянно били и обижали его.
Здравствуй Илюша!- хором поздоровались дети. - Пойдем с нами играть. Мы тебя научим!
Папа взял Илюшу за руку и подвел к детям.
Не бойся! Они тебя не обидят!- сказал он.
Мы тебя, правда не обидим !- подтвердили дети и дружелюбно улыбнулись!
Так-так, все игры потом, а нам сейчас нужно помыться, сменить одежду и пообедать!- сказала мама и повела Илюшу в другую комнату.
Новая комната была маленькая, но здесь поместился умывальник и небольшая ванная. В нее уже была налита теплая вода. На дверях висело полотенце.
Давай я помогу тебе раздеться, а твою старую одежду я выброшу- сказала мама Аня.
Мальчик разделся и залез в ванну. Ему очень понравилась теплая вода и мягкая пена. Мама помогла ему помыться оттирая засохшую грязь с его тела, мочалкой. А потом вдруг позвала папу. Они о чем-то шепотом поговорили и папа вышел.
Илюша помылся, и мама одела его в чистый голубой халат, он был чуть великоватый, но зато очень теплый. Мама провела его в ту комнату, в которой он проснулся утром, там их уже ждали папа и незнакомый мужчина в белом халате.
Это доктор – сказал папа,- он тебя осмотрит.
Докторов бояться не надо, мы помогаем людям со здоровьем. - сказал незнакомый дядя.
Я не буду бояться!- ответил Илюша.
Тогда давай я осмотрю тебя. У тебя что-нибудь болит?
Да, все - признался Илюша доктору.
Мальчик был удивлен такому вопросу. Раньше его никогда не смотрел доктор, а все раны от побоев заживали сами, хотя и было очень больно. У разбойников нельзя было жаловаться и просить о чем-то, иначе можно было заработать еще несколько тумаков.
Печальная картина- сказал доктор. - У тебя много ран, которые не зажили и теперь гноятся, а еще ты совсем ослаблен. Но это дело поправимо . - доктор повернулся к маме с папой и добавил,- я выпишу мази, лекарства и витамины. Мальчику нужен хороший уход и хорошее питание.
Конечно, мы все сделаем, чтоб Илюша поправился – ответил папа .
Ну а я буду к тебе приходить, пока ты не поправишься !- Глядя на мальчика, сказал врач. - И если тебе понадобиться моя медицинская помощь я всегда готов помочь только позови! Договорились, малыш?
Договорились – ответил Илюша и улыбнулся доктору.
«Как хорошо, что у меня появилась настоящая семья, и они заботятся обо мне. Даже доктора позвали» - думал мальчик, неожиданно у него из глаз покатились слезки, Илюша быстро вытер их рукой. Но мама заметила. Она обняла его своими теплыми руками, а потом тихо прошептала : «не плачь. Все будет хорошо, а я обещаю о тебе заботиться!» Илюша посмотрел на нее, улыбнулся и крепко обнял. Это было так приятно- обнимать маму.
История развития прав детей
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» / ст. 2 Конституции РФ/.
Но так было не всегда…
Древний мир – это прежде всего архаическое общество . Во всех странах древнего мира были патриархальные отношения в семье, где отец имел полную власть над детьми. Ему разрешалось «вершить суд» над детьми; он решал жить ребенку или нет, методы наказания к детям тоже выбирал отец или старейшина рода. Так было в Древнем Китае, Древней Месопотамии , Древнем Риме, Древней Аравии. Родители имели право продать детей в рабство или отдать их за долги. Родители могли пожаловаться на детей, а дети, в свою очередь, не имели право жаловаться на родителей. Родители имели право посадить детей в тюрьму без объяснений. С развитием общества и религий это стало исчезать, но все же влияние и власть отца или родителей над детьми держалась вплоть до Средневековья, а в некоторых странах и до 19 века.
Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось.
Домострой.
Как воспитать своих детей в поучениях разных и в страхе божьем
Со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда .. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, – такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут – добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж. Если же из таковых какое дитя и возьмет Бог после покаяния и с причащением, тем самым родители приносят Богу непорочную жертву, и как вселятся такие дети в чертоги вечные, то имеют дерзновение у Бога просить милости и прощения грехов также и для своих родителей.
Новое время. Россия.
Из статьи 177 Свода законов Российской Империи(с 1649 г.)
«
Дети должны оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь, служить им на самом деле, отзываться о них с почтением и сносить родительские увещания и исправления терпеливо и без ропота.
Почтение детей к памяти родителей должно продолжаться и по кончине родителей.»
В петровские времена родительская власть смягчается - родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.
Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX века, если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).
Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (статья 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь.
В XIX веке такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.
Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестной суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять какие бы то ни было доказательства вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивали, что они могут сказать в свое оправдание, но если в их ответах содержалось что-либо, что могло бы квалифицироваться как «наветы на родителей» или «выражение непочтения», это только усугубляло вину.
В своде законов Российской империи (статья 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых ». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.
Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то, что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу. Но все же дети оставались наиболее бесправной категорией населения и вынуждены были тяжело и много работать.
До принятия законов о труде в России и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (пастьба, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось – пальцы грубели).
Учебный год на Руси начинался с 1 ноября - после окончания полевых работ.
Лишь в 1882 г. закон в России запретил нанимать на работу детей моложе 12 лет, а время работы подростков от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя дать детям-работникам начальное образование (если они его не получили ранее).
Трагические события Второй мировой войны заставили все мировое сообщество задуматься о правах самых беззащитных и уязвимых созданий – детей. Поэтому впервые были приняты международные документы о правах ребенка.
1) Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году)
Государство, подписавшее декларацию – берет на себя ответственность следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет.
Конвенция о правах ребенка. (ООН в 1989 году,)
Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране.
2) Фонд помощи детям «Обнаженные сердца».
Вопросами защиты и соблюдения прав детей занимаются не только государственные структуры, но и общественные организации. В2004 году Натальей Водяновой была создана благотворительная организация Фонд помощи детям «Обнаженные сердца» На протяжении многих лет отношение к детям менялось. Менялись и их права. Вспомните, с чего все начиналось? Детоубийство! Это какое-то сумасшествие! Вспомните, что происходит сейчас! Для детей строят огромные парки для отдыха. Для детей производят огромное количество мультфильмов, программ. Для детей готовят множество разного детского питания! Есть специальные комиссии, которые следят за соблюдением прав детей.
В современном мире – ребенок должен признаваться высшей ценностью человечества!
В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста.
Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II-I век до нашей эры, 3-я книга, пар. 1) называет институт отцовской власти «ius proprium civium romanorum» (строго национальным институтом римских граждан).
Самостоятельным лицом был только отец (personas ui iuris, pater familias); сыновья и дети были лицами чужого права (persona ealieni iuris) . Власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.
Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры - 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.
Дальнейшее развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве заключается в постепенном ослаблении абсолютной власти домовладыки. Право выбрасывать новорожденных детей (jux exponendi), по сообщению Дионисия Галикарнасского (30 год до н.э.), было запрещено (кроме случаев явного уродства) уже Ромулом. Но вероятно, в этом сообщении имеется в виду только веление обычая и религии, а не права, т.к. jux exponendi существовало и в более позднюю эпоху и окончательно будет уничтожено только в период империи.
Наконец, рядом указов императора Константина у отца было отнято право «жизни и смерти» ребенка - сыноубийство стало приравниваться к убийству. Vita en ecis que potestas ограничивается при Константине наказанием провинившегося сына. За произвольное убийство домочадца назначается смертная казнь (poenacullei) как за убийство кровного родственника (parricidium). В 395 году власть домовладыки наказывать подвластных вообще ограничивается только воспитательными целями, а применение суровых мер запрещается. Кодекс Юстиниана говорит о vita en ecis que potestas как об уже не существующем древнем порядке.
В то же время начинает подвергаться контролю и дисциплинарная власть отца. Согласно указу императора Траяна власти могут принудить отца, злоупотребляющего своими правами, освободить сына от отеческой власти patria potestas (fr.5. D.37.12). В императорское время также стали возможны жалобы детей магистратам. Благодаря всем этим ограничениям patria potestas над личностью детей к концу развития императорского периода утратила почти всю свою патриархальную остроту.
В законодательстве Древней Месопотамии мы также встречаем закрепление приоритета родительского права над правом детей. И если наказание отца за злоупотребление своей властью в семье не осуждается, то провинности детей караются крайне строго: «Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум скажет своему отцу, вырастившему его, или своей матери, вырастившей его: «Ты не мой отец» или «Ты не моя мать», то ему должно отрезать язык» (ЗХ, пар. 192, пар. 195, ЗХ)».
Положение детей в семье было различным в северной и южной частях Франции. В стране обычного права (XVI-XVII века) родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми. В период позднего средневековья отец даже получил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.
Французский Гражданский кодекс (Code Napoleon) 1804 года говорит о праве ребенка так:
«Параграф 371. Ребенок в любом возрасте обязан оказывать повиновение и уважение своему отцу и матери.
Параграф 372. Он находится под их властью до того, как станет совершеннолетним или приобретет полную дееспособность » .
« Параграф 375. Отец, у которого имеются достаточные и серьезные основания сомневаться в достойном поведении своего ребенка, обладает следующим средством для его наказания:
Параграф 376. Если ребенку исполнилось 16 лет, то отец может поместить его в тюрьму на срок, который, однако, не может превышать одного месяца. Во исполнение этого президент окружного суда обязан выдать ордер на его содержание в тюрьме по требованию отца.
Параграф 377. Если ребенку до 16 лет, отец может только попросить поместить ребенка в тюрьму. Причем такое прошение органы власти должны рассмотреть и принять решение: удовлетворить его или отклонить».
Ни в первом, ни во втором случае от суда не требовались никакие письменные документы, - даже не соблюдались какие бы то ни было формальности, за исключением выдачи ордера на содержание в тюрьме. Считалось, что вообще нет необходимости предъявлять объяснения для содержания ребенка в тюрьме. Всю конструкцию власти отца над домашними можно охарактеризовать как слабую форму patria potestas домовладыки в римском праве.
Средневековое право Германии (Салическая правда, V-VI века нашей эры) закрепляло власть отца в семье, но она была не столь широка, как, например, в Риме, напоминая скорее строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась по достижении ими 14 лет.
Феодальное брачно-семейное право Англии (Правда Этельберта VI век нашей эры, Правда Инэ VII век нашей эры, Правда Альфреда IX век, Законы Кнута XI век) определяло патриархальный характер семьи, строящейся под управлением отца.
В Индии (Законы Ману, II век до нашей эры - II век нашей эры) потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства (ЗМ, IX, 52-55). В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей (ЗМ, XI, 69); при этом продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников в новых семьях.
Моисеево право (Израиль) содержится в Ветхом завете: во второй (Exodus), третьей (Leviticus) и пятой (Deuteronomion) книгах. Представленные в них правовые нормы расположены не систематизированно, а вразброс, в виде совокупности большого количества различных правил, фигурирующих в форме предписаний, относящимся более к религиозным церемониям и обрядам, чем к собственно правовым нормам и правилам поведения.
Этот теократический взгляд на право наказания через гнев Бога (Jahve) приобрел большое влияние в период Средневековья, распространяясь через католическую церковь и особенно усилившись после Реформации в протестантских странах (например, в Швеции). Право соответствующего наказания господствовало в этих странах вплоть до середины XVIII века. Например, пятая Книга Моисеева (Второзаконие), глава 21.18-21, гласит: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их; То отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города. И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся...».
Право Древнего Китая определяло главу семьи как ее властителя. В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына или внука вследствие нанесения им побоев сохранилась до XIX века. Наказывались также сыновья и внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества.
Кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался. Вообще положение старших и младших в семье влияло на тяжесть наказания как за семейные, так и за другие преступления (Ли Цзы, кн.1). В то же время отсутствие детей рассматривалось как проявление сыновней непочтительности и считалось наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.
Несовершеннолетние дети в патриархальных обществах стран обычного права тропической Африки также были полностью зависимы от отца, имевшего над ними неограниченную власть. В этом отношении положение мальчиков мало отличалось от положения девочек, исключая разве правоспособность мальчика сделаться в свою очередь главой семьи или основать семью за пределами дома. Кроме того, на мальчика ложилась обязанность поддержания культа предков, продолжения традиционной группы. Только по достижении половой зрелости они приобретали дееспособность: могли реализовывать некоторые наиболее общие права и обязанности.
В древней Аравии до Ислама родители избавлялись от нежеланных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем (поскольку научный прогресс позволил людям узнать пол ребенка еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола).
Исламское право характеризуется устойчивостью теократического взгляда на жизнь и здоровье человека и строится на положениях Корана. Как и в Моисеевом праве, основные постулаты базируются на исполнении Божественной воли, провозглашенной людям в письменных источниках. «Жизнь - это дар, дающийся Богом, а право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу» - сохранение человеческой жизни на срок, назначенный Богом, - обязанность, предписанная Шариатом. «Новорожденные беспомощны и беззащитны, они не способны оградить себя от посягательств на жизнь и здоровье». Именно по этой причине с самых истоков Ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей независимо от их пола, расы или происхождения. В соответствии с Хадисом, традицией времен Пророка Мухаммеда, одним из самых больших грехов является убийство детей из страха, «что они разделят вашу пищу». Священный Коран строго запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии: «Из страха обеднеть, своих детей не убивайте. Мы пропитаем их и вас. Ведь убивать их — грех великий». Обычай детоубийства в основном применялся к девочкам, чье появление на свет означало позор и бремя для их отцов, как мы узнаем из Корана. Вообще, насилие над детьми как в стенах родного дома, так и за его пределами несовместимо с учением Ислама: «Чрезмерно строгая дисциплина вредна и презирается Исламом».
Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.
Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 года предписывало «бить их кнутом нещадно».
Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело в этом случае по существу не рассматривалось и в суть обвинений никто не вдавался. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить ребенка к порке кнутом. Родители имели право отдавать детей в холопство; несмотря на осуждение церкви, практиковалось и пострижение их в монахи.
В петровские времена родительская власть смягчается - родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.
Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX века, если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).
Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (статья 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь.
В XIX веке такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.
Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестной суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять какие бы то ни было доказательства вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивали, что они могут сказать в свое оправдание, но если в их ответах содержалось что-либо, что могло бы квалифицироваться как «наветы на родителей» или «выражение непочтения», это только усугубляло вину.
В своде законов Российской империи (статья 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.
Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то, что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.
В Законах царя Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры) выше имущества и богатства ставилось здоровье, долголетие и дети. Сурово наказывались похищение и подмена ребенка (ЗХ, 14, 194). так как жизнь человека в древней Месопотамии считалась неполной, если у него не было нескольких детей.
В Англии XII века Законом Генриха II предписывалось, чтобы всякая девушка, забеременевшая вне брака, сообщала об этом властям. Если она этого не делала, то при гибели ребенка (вне зависимости от причин) она подлежала смерти.
Французская Салическая правда (Lex Salica) V-VI века гласила:
«
Параграф 1. XXIV. Если кто лишит жизни мальчика до 10 лет включительно и будет уличен, присуждается к уплате 24 000 ден., что составит 600 сол.
».
«
Параграф 4 . Если кто лишит жизни ребенка в утробе матери раньше, чем он получит имя, и это будет доказано, присуждается к уплате 4 000 ден, что составляет 100 сол.
»
.
Средневековое право Германии - Каролина, 1525 год:
«
Ст. С XXX. Женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребенка, уже получившего жизнь и сформировавшего члены, да будет согласно обычаю заживо погребена и забита кольями
»
.
«
Ст. С XXXIII. Если кто-нибудь изгонит живой плод у женщины путем насилия, вредной пиши или напитка, а также, если кто сделает бесплодным мужчину или женщину и если подобное деяние учинено умышленно и по злой воле, то мужчина должен быть казнен (путем отсечения головы) мечом, а женщина, хотя бы она учинила это сама над собой, должна быть утоплена или подвергнута иной смертной казни
»
.
Под воздействием идей Возрождения и гуманизма в Беларуси, входившей в XVI века в состав Великого княжества Литовского, были приняты три Статута (1529, 1566 и 1588 годов), которые являлись выдающимися правовыми документами всего европейского континента. В них взаимоотношения детей и родителей урегулированы уже с позиций признания ценности человеческой жизни.
Статут ВКЛ 1529 года: «13. Если бы сын ударил отца или оскорбил, или как-либо притеснял и унижал, то отец может такого сына лишить наследства. Таким же образом поступает и мать ».
«
Раздел 7.14. Если бы кто-либо убил своего родного отца или мать, тот приговаривается к бесчестью и смертной казни
»
.
«
Раздел 11.10. Если бы кто-нибудь из-за голода продал в рабство... своего сына, то такой договор не должен иметь силы, и когда прекратится голод, тот человек, достав деньги, отдаст их кредитору, а сам снова станет свободным».
Подчеркивая важность новых концепций в законодательстве, канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега в предисловии к Статуту 1588 года так определял иерархию ценности прав человека, закрепленных волей государства: «...Целью и результатом всех прав есть и должны быть на свете, чтобы каждый человек добрую славу свою, здоровье и имущество в целости имел, а на так всякого ущерба не терпел».
В рамках Всероссийского дня правовой помощи детям и Всемирного дня прав ребёнка, которые ежегодно отмечаются 20 ноября, заведующая Русско-Макуловской библиотекой Першина Н.А. для учащихся 1- 4-х классов, провела библиотечный медиа-урок «Твои права от «А» до «Я»
В ходе урока ребята не только познакомились с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, но и постарались научиться применять их в жизни. Свои знания учащиеся проверили, выполняя ситуационные задания «Закон в сказках», «Назови одним словом», «Где права, а где обязанности», «Учусь быть гражданином». Учащиеся оказались в различных правовых ситуациях и поняли, что у каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей.
В заключении библиотекарь провела викторину «Твои права и сказочная страна Литературия».
Надежда Александровна постарались помочь учащимся осознать, что нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав.
Мероприятие прошло в теплой дружеской обстановке и очень понравилось учащимся.
В Кировской библиотеке с учениками 5-6 классов проведена правовая интеллектуальная игра «Маленьким человечкам большие права».
Библиотекарь Ирина Веселова познакомила школьников с деятельностью Российских и Международных организаций по защите прав человека, со статьями из «Декларации прав человека».
Также ребята соревновались в знании терминов и понятий по праву, примеряли на себя те или иные правовые ситуации и находили решения, вместе разбирали правильность и недопустимость поведения некоторых литературных персонажей: Гулливера, Дон Кихота, Тома Сойера и Гекльберри Финна.
В завершение мероприятия читателям были вручены памятки со списками книг и брошюр о правах ребёнка.
Сотрудники Районной Детской библиотеки для учащихся 8 класса Верхнеуслонской средней школы провели правовой час «Ты и закон»
Ребятам рассказали, что в законодательстве есть статьи, касающиеся всех аспектов жизни детей, познакомили с правами на образование, медицинскую помощь, семью, свободу слова и др.
Также им было рассказано, что у детей помимо прав есть и обязанности, которые они должны соблюдать.
Для учащихся младшего школьного возраста в библиотеке был проведён обзор литературы на правовую тему.
В Татарско- Бурнашевскую библиотеку были приглашены учащиеся 5 класса для участия в познавательной игре «Защитим детство».
Библиотекарь рассказала ребятам о празднике, которому посвящена встреча, и о главном документе, защищающим их права – Международной конвенции о правах ребенка. Также в беседе с библиотекарем ребята сами назвали права, которые они реализуют уже сейчас: право на имя, право на образование, право на гражданство, право свободно выражать свои взгляды, право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства и др.
После теории ребятам было предложено попрактиковаться в своих правовых знаниях и принять участие в конкурсе «Сказочные правонарушители». Любовь Павловна напоминала ребятам уже знакомые им сказки, а участникам нужно было определить, какое из прав детей реализует названный персонаж: Буратино из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого, Серая Шейка из сказки Д.Н. Мамина - Сибиряка, Колобок, Волк и семеро козлят, Лиса, Заяц и Петух из русских народных сказок, Золушка – персонаж сказки Шарля Перро и др.
Ребята неплохо справились с заданиями и в финале сделали вывод, что игра была для них очень полезной и интересной.
Сотрудники Печищинской библиотеки и СДК совместно со школой для учащихся 7-8 классов провели правовую игру «Мой взгляд», цель которой формирование у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям.
Школьники, разделившись на две команды, с интересом участвовали в игре, пытались разобраться, где в повседневной жизни они реализуют свои права, какие у них при этом есть обязанности и за что они несут ответственность. Были проведены ситуативные игры, где ребята с неподдельным интересом обсуждали актуальные правовые вопросы, встречающиеся им в реальной жизни, советовались, сами пытались решить конкретные жизненные ситуации на примере правовых задач.
В итоге пришли к выводу, что законы необходимо знать, уважать и соблюдать. Мероприятие получилось информативным и насыщенным.
В Октябрьской библиотеке к Всемирному Дню прав ребенка оформлен фото-стенд «Наши читатели и их права» .
Посетители библиотеки могут познакомиться с фотоматериалами мероприятий, проходивших в библиотеке, Конвенцией о правах ребёнка и узнать о правах юных граждан, пройти тест-игру на знание основных из них.
Заведующая Кильдеевской библиотекой Мукаева Г.Н. с учащимися 2 класса Кильдеевской начальной школы провела урок нравственности «Я люблю страну, где есть право на имя и на семью».
Ребята познакомились со статьями Конвенции, узнали о том, как важно знать свои права и, как надо правильно себя вести в разных ситуациях. Дети внимательно слушали, задавали вопросы и обсуждали различные ситуации, повлекшие за собой нарушения прав ребенка.
В Введенско-Слободской библиотеке с учащимися младших классов проведен литературно-правовой час «Права детей и сказочных героев».
В игровой форме на примере художественных произведений, детям было рассказано о том, что они имеют право на жилище, семью и на гражданство, обучение, чистую воду, достойное питание, медицинское обслуживание, отдых и досуг, защиту и др.
Заведующая Кураловской библиотекой Любовь Дряхлова для старшеклассников провела беседу-предупреждение «Знать, чтобы не оступиться» , в ходе которой рассказала, что каждый гражданин России имеет не только свои права, но и обязанности. Это влечёт за собой то, что он несёт определённую ответственность юридического характера за свои проступки. И для того, чтобы не допустить юридической ошибки или же избежать несправедливого наказания, необходимо чётко знать в чём заключается уголовная и административная ответственность.
Заведующая Набережно-Морквашской библиотекой Прохорова И.Р. с учениками 1-4 классов провела час правового просвещения «Большие права - маленьким».
Все дети имеют права и обязанности, но юридический язык сложен и непонятен для них. На примере разных сказочных произведений и презентации «Права человека в детских произведениях», ребята познакомились с основными статьями Конвекции прав ребёнка, а закрепили свои знания с помощью викторины «Права литературных героев».
Все ребята узнавали сказки, но смотрели на них уже с правовой точки зрения и в каждом произведении старались выяснить, кто и где нарушил права героев.
К мероприятию была подготовлена передвижная выставка-знакомство «Знай свои права!». В заключение ребята получили памятки «Права, которые у меня есть».
Майданская сельская библиотека пригласила учащихся на беседу-диалог «Ваши права и обязанности».
Библиотекарь Сельская Л.Н. познакомила ребят с основными правами и обязанностями, записанными в Конвенции и предложила ответить на вопросы викторины «Какое право нарушил литературный герой». Ребята дружно отвечали на вопросы и справились со всеми заданиями. Устный рассказ библиотекаря сопровождался показом презентации.
Ямбулатовская библиотека совместно с сельским домом культуры для учащихся Ямбулатовской начальной школы и воспитанников детского сада «Солнышко» провели познавательное мероприятие «Всероссийский день правовой помощи».
Ведущие предложили детям увлекательный рассказ о правах и познакомили с Конвенцией о правах ребёнка. На примере сказочных историй ребята рассмотрели случаи нарушения прав человека и способы их защиты. Закрепить полученные знания им помогли ситуативные игры и викторина.
В Татарско-Макуловской библиотеке прошел час правовой информации «Права ребёнка» , направленный на развитие правовой культуры учащихся.
Детям было предложен просмотр электронной презентации «Права и обязанности ребенка», где на понятном для них языке представлены международные и отечественные документы по правам детей. Также к мероприятию оформлялась книжная выставка «Азбука права».
Для юных читателей Маматкозинской библиотеки проведён час информации «Ты не прав, если не знаешь своих прав».
Библиотекарь раздала детям буклеты «Дети имею право» и, вместе с ребятами, разобрала простыми и понятными словами основные статьи «Конвенции о правах ребенка».
Вниманию детей были представлены книги «Ваши права» и «Я гражданин России», где в легкой, интересной и занимательной форме они могут познакомиться с основными правами и свободами, научится применять их в жизни.
В Большемеминской библиотеке прошел правовой час «Азбука прав ребенка».
Библиотекарь познакомила ребят с основными правилами, записанными в Конвенции, а потом предложила викторину «Мир права в мире сказок».
Книги, используемые на мероприятии, помогли ребятам в доступной и увлекательной форме получить знания по такой очень важной для них теме.
В Нижнеуслонской библиотеке прошла беседа-диалог «Есть права и у детей».
Мероприятие проходило в форме круглого стола, библиотекарь рассказала о том, что у всех, без исключения, детей имеются равные права, независимо от их цвета кожи, национальности или места жительства. Все эти права записаны в важном документе – Конвенции «О правах ребёнка». Отгадав загадки о правах, ребята размышляли и об обязанностях, рассказывали о том, как они помогают своим родителям, как ведут себя в общении с другими людьми и т.д.
Их вниманию были представлены детские познавательные книги для изучения своих прав.
Заведующая Вахитовской библиотекой Сания Салимуллина для юных читателей провела беседу «Права ребенка в стране детства».
Читатели Коргузинской сельской библиотеки приняли участие в беседе рассуждении «Что ты знаешь о правах?».
Библиотекарь рассказала им о том, что у всех, без исключения, детей имеются равные права на семью, обучение и т.д. Все эти права записаны в важном документе - «Конвенция о правах ребёнка». Дети вспомнили детские книги и литературных героев, у которых были нарушены права, ответили на вопросы правовой викторины и закрепили свои знания с помощью игры «Разрешается – запрещается».
Подводя итог мероприятия, библиотекарь ещё раз подчеркнула, что каждый ребёнок имеет право на семью. Призвала детей уважать и ценить своих родителей, свою страну, которая также является для всех нас большой и дружной семьёй.
Вниманию читателей Соболевской библиотеки были предложены тематической выкладки «Права и обязанности детей».
Особой популярностью пользовалась красочная книга «Ваши права!», в которой подробно рассказано о Всеобщей декларации прав человека. Своеобразность подачи материалов позволяет в лёгкой, интересной и занимательной форме познакомить детей с основными правами и обязанностями, научить применять их в жизни.
В Патрикеевской библиотеке проведён час правовой помощи детям «Я – ребёнок, я – человек!»
Библиотекарь рассказала о важнейшем документе «Конвенция о правах ребёнка», в котором прописаны их права и обязанности. Детям была представлена выкладка художественных книг «Я – ребёнок, и я имею право».
В Кзыл-Байракской библиотеке была оформлена выставка-просмотр и проведена беседа-диалог «Ребёнок и его права»
В мероприятии приняла участие Кадырова Миляуша Равилевна, многие годы работавшая сотрудником юстиции. Она познакомила присутствующих с механизмами реального обеспечения прав и законных интересов детей. Особое внимание было уделено профилактике и безнадзорности несовершеннолетних.