Гарантийные случаи. Что является гарантийным и негарантийным случаем
Как и на любой товар, купленный в магазине, на новый автомобиль распространяется гарантия, предусмотренная законодательством. Гарантия - дело хорошее, но в случае с автомобилем довольно не простое. Во-первых, всем прекрасно известен тот факт, что дилеры и официальные поставщики обуславливают свои гарантийные обязательства рядом не совсем выгодных и удобных условий. А во-вторых, сам по себе автомобиль является вещью гораздо более сложной, чем, например, кухонный комбайн, поэтому условия гарантии на него имеют больше тонкостей. Для того, чтобы не потерять гарантию и суметь ею воспользоваться, нужно в полной мере осознавать свои права и обязанности, а также знать, что такое гарантия и представлять себе реальную техническую картину объекта, на который гарантия распространяется.
Современный автомобиль - это совокупность опыта прожитых лет, современных передовых технологий, инженерной и дизайнерской мысли, и конечно экономических тенденций. Это сложный объект, состоящий из множества узлов, агрегатов и не одной сотни деталей, несущих в себе большое значение для работы всего механизма. Именно эти детали, узлы и механизмы являются предметом гарантийных обязательств, а не автомобиль в целом. Ввиду их количества составлять договор гарантии, при покупке автомобиля, на каждую попадающую под неё деталь не целесообразно, по этому гарантия даётся как бы на весь автомобиль.
Для осуществления гарантийных обязательств завод-изготовитель предусматривает ряд правил по эксплуатации и регламент технического обслуживания, в рамках которых автомобиль прослужит Вам верой и правдой ровно столько, сколько обещано. Прежде всего, правилами эксплуатации предусмотрено своевременное и полное, по отношению к пробегу, техническое обслуживание. К примеру, замена масла в двигателе и соответствующих фильтров каждые 10000 километров. Или замена масла и промывка фильтра в автоматической коробке передач каждые 60000 километров. То есть, если Вы выполняете плановые ТО в срок и в полной мере в сертифицированном сервисном центре с соблюдением всех технических регламентов (алгоритм работ, применение деталей и расходных материалов требуемого качества и соответствующих допусков), то все гарантийные обязательства на основные части автомобиля остаются на официальном представителе завода. За работы и используемые при этом расходные материалы ответственность ложится уже на непосредственного продавца и исполнителя.
Если по их вине произойдёт какая либо поломка, то и возмещать ущерб придётся им. К примеру, в не дилерском сертифицированном автосервисе было выполнено техническое обслуживание автомобиля (подшипника передней ступицы, а так же амортизационных стоек). Спустя некоторое время у автомобиля проявилась неисправность подвески. Диагностика показала, что вышла из строя одна из передних амортизационных стоек. Стойка не имела внешних повреждений, была установлена с соблюдением рекомендованного автопроизводителем тех.регламента ремонтных работ. Причиной выхода ее из строябыл скрытый внутренний дефект стойки. Автосервис, выполнявший ранее ее замену по гарантии, бесплатно заменил амортизаторную стойку.
Некоторые детали агрегатов не попадают под полномасштабные гарантийные обязательства, поскольку имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене, например, свечи зажигания, тормозные колодки, фильтры и другие детали-«расходники». Многие из таких деталей имеют срок обкатки, но долгосрочной гарантии не имеют. Эти части автомобиля подвержены не только постоянному износу, но и прямому, а иногда моментальному воздействию последствий неправильной эксплуатации. К примеру, автовладелец заправил автомобиль топливом плохого качества, что повлекло за собой выход из строя топливного фильтра. Автовладелец меняет топливный фильтр, но абсолютно новая и качественная деталь снова выходит из строя, поскольку в баке всё то же топливо. Подобное упущение может повлечь за собой поломку не только фильтра, но и других деталей топливной системы. К таким же последствиям может привести и несвоевременное обслуживание. В этом случае автовладельцу придётся устранять неполадки за свой счёт. В ситуации с инженерным просчётом всё несколько сложнее. Такой брак может признать только завод-изготовитель, для которого такая ситуация чрезвычайно невыгодна. Признание таких дефектов происходит лишь в случае обнаружения одинаковых неисправностей в большом количестве автомобилей. В таком случае деталь автоматически заменяют в сервисе официального представителя, за счёт завода при очередном плановом ТО. Если такая ситуация произойдёт, Вас обязаны предупредить представители продавца и пригласить в сервис для обслуживания.
Возвратимся к вопросу о дилерском договоре купли-продажи. Некоторые пункты подобных договоров содержат не в полной мере соответствующие законодательству условия. (Условие договора) Расходные материалы, непосредственно использующиеся в процессе технического обслуживания транспортного средства, приобретаются у дилера. Данное условие противоречит пункту 2 статьи 16 ЗоЗПП. - Приобретение услуги обуславливается обязательным приобретением товаров. Потребитель лишается возможности приобрести расходные материалы в другом месте по более низким ценам. (Условие договора) Клиент обязан являться для прохождения очередного планового технического обслуживания и ремонта транспортного средства только на сервис дилера.
Такой пункт договора ограничивает установленное статьей 209 ГК РФ право собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом и противоречит абзацу 2 пункта 2 статьи 16 ЗоЗПП. Всё это ставит гарантийные обязательства продавца в зависимость от условий, не связанных с недостатками товара, а потребитель лишается возможности пройти техобслуживание в другом месте по собственному выбору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Таким образом, условия договора, обязывающие клиента проводить техобслуживание автомобиля исключительно у дилера или другой уполномоченной производителем организации, являются незаконными и не подлежат применению, а так же содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях: включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Говоря простым языком, Вы имеете полное право приобретать расходные материалы и обслуживать автомобиль в любом удобном для Вас месте, но в этом случае гарантийные обязательства по приобретенным Вами деталям и произведённым работам несёт непосредственный продавец или исполнитель.
В современных условиях производства вероятность наступления гарантийного случая очень мала и составляет буквально доли процента. На заводах пристально следят за качеством выпускаемого товара и стараются сразу отсеивать брак. Большая доля попавшего на рынок брака является следствием неправильной транспортировки либо хранения, и в таком случае гарантийные обязательства целиком и полностью приходится выполнять непосредственно продавцу. Этот факт нередко вызывает значительное повышение стоимости регулярных обязательных ТО в период гарантийного срока. Для
того чтобы обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств и обеспечить себе возможность исполнять гарантийные обязательства в случае непризнания вины заводом, дилер закладывает в стоимость ТО на период гарантии дополнительные 30-40% цены. На экономическом языке это называется минимизацией рисков. Но воспользоваться этими деньгами суждено далеко не каждому, а лишь той малой части покупателей, чей автомобиль попал под гарантийный случай.
Для сравнения: ТО автомобиля среднего класса в дилерском сервисе, состоящее из замены масла, фильтров, проверки ходовой и уровня жидкостей, может доходить по стоимости до 15000 рублей. В стороннем сертифицированном сервисном центре, таком как «ПихтинАвто», подобное ТО будет стоить около 5000-7000 рублей.
В заключении нужно сказать, что действующее законодательство о защите прав потребителей не позволяет продавцу или изготовителю снять товар с гарантии. Допускается отказать потребителю в удовлетворении его требования в связи с конкретным недостатком товара, если дилер (производитель) сможет доказать, что такой недостаток возник вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (абз. 2п. 6 ст. 18 ЗоЗПП). И даже если вина потребителя будет доказана, на другие недостатки, которые могут возникнуть в дальнейшем, отказ распространяться не может!
Наш совет:
При покупке нового автомобиля в пределах года стоит обслуживаться в сервисном центре дилера, чтобы избежать возможной судебной волокиты в гарантийном случае. Брак проявляет себя достаточно быстро, особенно при активной эксплуатации авто, и за первые полгода Вы, наверняка успеете воспользоваться всеми возможными правами на гарантию. Если же за это время брак себя не проявил, то все остальные поломки наверняка будут следствием эксплуатации и под гарантию не попадут.
По истечении года мы будем рады видеть Вас на очередном плановом ТО в сервисном центре «ПихтинАвто». Мы даём гарантии на все выполненные работы и проданные запчасти. Обслуживание в компании «ПихтинАвто» позволит Вам значительно сэкономить средства, получив при этом отличный результат.
На заметку
Гарантийный случай - это выявленные в процессе эксплуатации скрытые производственные дефекты: заводской брак или инженерно-конструкторский просчет. Завод-изготовитель (дилерский автосервис)обязан их устранить бесплатно, по гарантии, без каких-либо условий.
Не гарантийный случай - поломки, произошедшие из-за нарушений правил эксплуатации, не соблюдения сроков и полноты плановых ТО, изменений конструкции автомобиля!
Нарушение регламента технического обслуживания может являться веской причиной для снятия с гарантии, но не всего автомобиля, а только неправильно обслуженного узла и смежных с ним деталей!
Вероятность гарантийного случая по истечению полугода на порядок уменьшается и приравнивается к нулю!
Гарантийный случай – возможность потребителя вернуть товар с возмещением средств, бесплатно отремонтировать или обменять на равноценный товар в случае деформации, несоответствующего качества, утраты функциональности по вине производителя.
Возможность возврата, ремонта и обмена регламентирует закон о защите прав потребителей с одной стороны, с другой стороны – гарантийный договор или гарантийные обязательства.
Обратите внимание, договорные отношения имеют преимущественное право по отношению к законодательству по защите потребительских прав.
Обязательно внимательно читайте гарантийные обязательства перед тем, как ставить свою подпись, если таковы требования поставщика товара. Если подписи покупателя не требуется, преимущество остается за Законом.
В соответствии с законодательством, гарантию дает производитель . Обслуживание выполняется в фирменных центрах, высылаются детали на замену, выполняется ремонт.
Продавец обеспечивает взаимодействие и обратную связь покупателя и производителя, передавая некачественный товар по гарантии через поставщиков и обеспечивая доставку исправного товара.
Проблемы с гарантией начинаются при наличии «серых», неофициальных поставок . Весь риск по бракованному товару ложится на продавца, покупателю придется приложить немало усилий, чтобы получить гарантированное законодательством обслуживание.
Продавец может взять на себя гарантийные обязательства, обеспечивая ремонт в дружественных или собственных мастерских.
Отдельным пунктом стоит отметить дополнительную платную гарантию, которую предлагают крупные компании, имеющие собственные ремонтные мощности.
По идее, это попытка менеджмента выжать как можно больше из собственных производственных мощностей, заставить персонал отрабатывать затраты на гарантийное обслуживание по максимуму.
В реальности попытки получить дополнительное обслуживание по дополнительной гарантии часто оборачивается для покупателя полным фиаско.
Покупатель подписывает дополнительное соглашение, оплачивает счет и надеется на продление гарантийных обязательств.
В реальности любой отказ техники будет рассматриваться, как негарантийный случай, ведь за увеличенное время гарантии техника, бывшая в употреблении, неминуемо получит ряд физических повреждений, что влечет за собой отказ продавца от гарантийных обязательств.
Самые частые вопросы по гарантии связаны с качеством мобильных телефонов и обуви – наиболее часто покупаемых предметов повседневного обихода.
И телефоны, и обувь, находятся в ежедневном использовании, любые недостатки быстро становятся явными вследствие усиленной эксплуатации.
И телефоны и обувь можно обменять или вернуть в магазин при наличии чека без объяснений, если нет следов использования, присутствует фабричная упаковка, товар фактически остался новым, но необходимость в нем отпала. Например, не понравился цвет или не подошел размер.
Рассмотрим, что является гарантийным случаем для телефона. Общая заводская гарантия для всех новых телефонов составляет 1 год.
Гарантию на подержанные и восстановленные телефоны предоставляет продавец. Обычно она составляет около 2 недель – этого достаточно для выявления серьезных неполадок в работе.
Самые частые проблемы новых аппаратов– невозможность заряда, низкий заряд телефона и быстрая разрядка и проблемы с сетями и беспроводными устройствами.
Перечисленные случаи являются самыми распространенными гарантийными случаями и свидетельствуют о производственном браке. Проблемы такого рода обычно решаются в сервисных центрах при помощи перепрошивки памяти или замены неисправной платы.
Тестирование неисправностей на соответствующем оборудовании занимает около получаса . Собственно, ремонт техники занимает несколько минут работы мастера.
Затем следует повторное тестирование и вы можете получить полностью исправный аппарат обратно. Так выглядит гарантийный ремонт в идеале.
На практике вы столкнетесь с задержкой ремонта из-за перегруженности сервисного центра и нехваткой нужных плат.
В этом случае, по закону о защите прав потребителей, вы вправе потребовать аппарат на замену, в точном соответствии с находящимся в ремонте.
Дефекты аккумулятора часто проявляются примерно через полгода использования. Является ли аккумулятор гарантийным случаем? Однозначно да.
Продукцию Apple в этом случае сразу полностью заменяют на исправную, поскольку снятие аккумулятора в этих смартфонах – дело трудоемкое.
В остальных случаях обычно выполняется замена аккумулятора на новый, без замены самого аппарата.
Обратите внимание: при серых поставках в гарантийном талоне может быть указано, что гарантия распространяется на все, кроме аккумулятора.
Если вы поставили подпись под подобным соглашением, придется смириться . Но если вашей подписи нет – продолжайте требовать полного выполнения законных гарантийных обязательств.
Характерный дефект — желтое пятно на экране смартфона, как следствие нарушения технологии пайки, проявляется через 2-6 недель использования.
В 2019 году на рынки была выпущена огромная партия новейших айфонов с желтой полосой, проявляющейся почти сразу после начала использования. Производителю пришлось срочно выполнять замену.
Трещины монитора, экрана – характерный негарантийный случай, кроме ситуаций, когда трещины проявляются вследствие нарушения технологии изготовления сапфирового стекла и неравномерного напряжения материала.
При фабричном дефекте трещины проявляются даже при самом аккуратном использовании. Обычно это касается целой партии, поэтому ремонтные мастерские в курсе проблемы.
Обратитесь на тематические форумы, выясните, насколько характерна неисправность вашего телефона.
Среди потребителей немало людей, склонных рассматривать битый пиксель гарантийный случай. К сожалению, мы вынуждены вас огорчить.
Существуют нормы, допускающие определенное количество битых пикселей на дюйм . Это не значит, что вы обязаны покупать технику с битыми пикселями.
Внимательно тестируйте технику перед покупкой . Проведите цветовые тесты, поочередно заливая экран зеленым, красным, синим, черным и белым.
Внимательно смотрите на экран и откажитесь от покупки, если результат вас не устраивает. Битые пиксели могут проявляться впоследствии при механическом воздействии на матрицу монитора.
Будьте внимательны при покупке и не допускайте лишних физических воздействий на монитор.
Если продавец будет настаивать, что несколько (до 5) битых пикселей –это норма, вы можете согласиться, но от приобретения заведомо некомфортной в использовании техники, отказаться.
Для техники ремонт по гарантийным обязательствам не выполняется в случае самостоятельной разборки техники с нарушением заводских пломб и повреждением фирменных креплений.
Многие покупатели стремятся скрыть факт затопления телефона . Для определения этого факта существуют специальные маркеры. Если телефон был затоплен – это не гарантийный случай.
Наличие повреждений, вмятин, сколов, которые свидетельствуют о том, что техника подвергалась интенсивным физическим воздействиям. Даже если вы сами не видите вмятины, для опытных техников они очевидны.
Основную гарантию дает производитель .
Закон не дает четких временных рамок гарантии, но продавец устанавливает свой срок гарантии – от 2 недель до месяца. За это время любые скрытые дефекты будут выявлены при постоянной носке.
Согласно ГОСТ, гарантия на кожаную обувь на кожаной подошве должна составлять 50 дней . На полиуретановую и резиновую подошву – до 70 дней. Претензии к швам, креплениям, могут быть предъявлены в течение месяца.
Отдельным пунктом стоит спортивная обувь, гарантия на которую определяется производителем, как и нормы использования. Например, кроссовки для непродолжительных походов могут иметь гарантию год, но при условии использования 2-3 часа 1-2 раза в неделю.
Как вернуть некачественную пару в магазин:
- Возьмите чек, коробку, испорченную обувь, паспорт.
- Подойдите к администратору и объясните суть претензий.
- Напишите заявление на возврат средств или на обмен товара.
- В случае, если у продавца возникнут сомнения, замена может быть выполнена не сразу, а после экспертизы. Уточните сроки экспертизы и не забудьте забрать с собой фискальные документы.
Будет лучше, если вы придете вдвоем с другом, который может выступить свидетелем в случае неправильного поведения администратора.
Практика показывает, что при наличии постороннего наблюдателя, продавец становится более покладистым.
Не пытайтесь ругаться с простыми продавцами. Они действительно ничем не могут вам помочь, даже если очень сильно захотят.
Четверть тестируемых яблок и груш продаваемых в Бельгии, содержат следы более четырех различных типов пестицидов.
Даже биометка не является гарантией полного отсутствия пестицидов. При этом эффект таких коктейлей в долгосрочной перспективе остается неизвестным.
В ответ на некоторые тревожные сообщения по поводу большого содержания пестицидов в наших продуктах, потребительская организация Test-aankoop изучила яблоки и груши в наших супермаркетах. В исследовании участвовали товары 40 производителей, в которых было обнаружено 500 различных типов пестицидов. Результат разочаровал : только в шести плодах не было выявлено следов пестицидов.
Био маркировка не является гарантией отсутствия пестицидов
Шесть яблок и пять груш показали положительный результат на наличие четырех видов пестицидов. При этом один тип яблок показал наличие семи видов химических коктейлей. Всего найдено не менее 27 различных остатков.
Хотя в органическом культивировании допускается лишь ограниченное количество химических веществ, у четырех из семи органических фруктов были выявлены остатки. Это необязательно должно указывать на мошенничество, тем не менее оно отрезвляет тех, кто переплачивает за «экологически чистый продукт». Даже те, кто решительно выбирают сезонные фрукты бельгийского производства, получают столько же остатков пестицидов, сколько те, кто покупают иностранные фрукты.
Большие риски для маленьких детей
Хотя остатки на исследуемых плодах не превышают предельно допустимых пределов, эффект таких коктейлей остается неизвестным. Все еще недостаточно научных исследований в этой области.
Мало что известно о долгосрочных последствиях употребления такой продукции маленькими детьми, и очень жаль, что бельгийское законодательство еще не установило нижних пределов для детских продуктов, как это сделано в отношении детского питания в баночках.
В дополнительном тесте Test-aankoop исследовал детские яблоки (kinderappelen - нид.яз) и помидоры черри (snoeptomaatjes - нид.яз), который тоже дал положительный результат на наличие остатков пестицидов, до пяти разных типов в одном продукте.
Отвечаем на самые популярные вопросы о гарантии.
Все мы — покупатели, и время от времени нам приходится пользоваться гарантией на купленные товары. Правда, при обнаружении каких-либо недостатков, не всегда удается возвратить или обменять товар без проблем. Так что такое гарантия и как ею пользоваться? Есть ли «жизнь» после гарантии?.
Что такое гарантийный срок, и кто его устанавливает?
Гарантийный срок товара — это период, в течение которого покупатель может предъявить требования производителю или продавцу по приобретенному им некачественного товара, а продавец обязан удовлетворить эти требования. Отсчет срока годности начинается со дня покупки товара, однако если день продажи товара неизвестен — точкой отсчета становится дата изготовления. «Гарантийный срок может устанавливать, как производитель, так и продавец — об этом говорится в статье 5 закона „О защите прав потребителей“, — объясняет руководитель „Юридического бюро Юрьева“ Родион Юрьев. — Однако продавец не может уменьшить срок гарантии, установленный изготовителем, — он может его только продлить. В случае, если гарантийный срок не установлен ни производителем, ни продавцом, он будет равен 2 годам со дня покупки ( ».
Стоит отметить, что производитель также имеет право устанавливать условия предоставления гарантии. Покупатель обязан соблюдать правила эксплуатации и следовать инструкции товара. Например, владелец автомобиля должен регулярно проводить техническое обслуживание.
Что дает гарантия покупателю?
Ведущий юрисконсульт компании «Базальт» Марина Клепко отмечает, что в случае, если товар оказался ненадлежащего качества (за исключением технически сложных товаров), согласно 18 статье закона «О защите прав потребителя» вы можете потребовать:
- соразмерного уменьшения цены;
- замены товара на аналогичный;
- бесплатный ремонт или возмещение расходов за ремонт;
- возврата средств.
Отдельно стоит сказать о технически сложных товарах. При обнаружении существенных дефектов вы также можете рассчитывать на возмещение полной стоимости товара и его обмен, однако такие требования можно предъявить только в течение 15 дней после покупки. По истечении этого срока возможен только ремонт.
Какие документы необходимы, чтобы воспользоваться гарантией?
Для того чтобы максимально облегчить процесс возврата товара в магазин, необходимо доказать, когда был куплен этот товар и в каком магазине. Именно поэтому нужно иметь при себе следующие документы:
- кассовый чек (либо выписка с банковского счета);
- заполненный гарантийный талон.
Однако если документы по какой-либо причине отсутствуют — это не причина, чтобы отказать потребителю в гарантийном обслуживании. Согласно статье 18.5 закона «О защите прав потребителей», в качестве доказательства покупатель может предъявить показания свидетелей в устной или письменной форме.
Что делать, если наступил гарантийный случай?
При наступлении гарантийного случая нужно сделать следующие действия:
1. Проверьте список сервисных центров на гарантийном талоне.
2. Напишите претензию, в которой будут указаны ваши требования, описание недостатков товара, дата покупки и то, как вы хотите решить проблему, например, вернуть деньги или выполнить ремонт. Также приложите копию кассового чека и заполненного гарантийного талона.
3. Обратитесь в сервисный центр с претензией, не забудьте получить подпись продавца на копии документа.
Помните, что в зависимости от ваших требований, вы имеете право на:
- возврат денег в течение 10 дней;
- обмен товара на новый в течение 7 дней, при дополнительной проверке — 20 дней;
- устранение недостатков товара в срок до 45 дней. Помните, что на период ремонта продавец обязан предоставить вам аналогичный товар и продлить срок гарантии после ремонта ( .
4. Если эти сроки нарушаются, то по их истечении вы можете подать в суд. Также, согласно 23 статье закона «О защите прав потребителей» , вам положен 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. Помните, что продавец имеет право провести экспертизу, чтобы определить характер недостатков товара. Если дефект товара — вина покупателя, то в гарантийном обслуживании ему могут отказать.
Кроме того, вы вправе обратиться в «Общество защиты прав потребителей» или Роспотребнадзор — эти организации помогут урегулировать ситуацию во внесудебном порядке.
Как работает гарантия, если товар куплен за границей?
Зарубежный производитель не обязан предоставлять гарантию на товар, однако может сделать это по доброй воле. Российские законы в таких ситуациях не действуют, и даже обратиться в суд — невозможно. Если существует российское представительство иностранной компании, туда стоит обратиться и, возможно, вам обменяют товар или предложат ремонт.
Может ли производитель отказать в предоставлении гарантии?
Производитель или продавец имеют право отказать в гарантии, если покупатель нарушил условия эксплуатации. Правда, чтобы отказать потребителю в гарантийном обслуживании, продавец должен доказать, что неисправности возникли уже после передачи товара, например, из-за нарушения пользования, хранения, транспортировки или действия третьих лиц — об этом говорится в статье 476 ГК РФ . Если это не будет доказано, то потребителю не имеют право отказать в гарантийном обслуживании.
Что делать, если гарантия истекла, а товар сломался?
Если гарантийный срок товара истек, то продавец имеет полное право отказать потребителю в обслуживании. Однако, существует такое понятие как срок службы — это период, в течение которого производитель несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине, и обеспечивает возможность использования товара по назначению (). "Чтобы иметь право на гарантийное обслуживание в этом случае, покупатель должен доказать, что причина поломки не его вина, и дефекты возникли по вине производителя еще до передачи товара. Конечно, на практике это доказать очень сложно. К слову, если срок гарантии товара составляет менее двух лет, а дефекты товара обнаружились уже после истечения срока (но в пределах двух лет), вы имеете право на обслуживание, если докажете, что недостатки товара возникли до его покупки.
Вот яркий пример того, как действует гарантийное обслуживание даже после истечения гарантийного срока. Диван одного из покупателей магазина IKEA сломался через полтора года после покупки. Гарантийный срок при этом составлял всего 1 год, поэтому сервисный центр отказал в поиске подходящей детали и ремонте.. Мы написали в пресс-службу компании IKEA с просьбой о комментарии по этой проблеме, и через некоторое время нам пришел ответ: срок службы дивана составляет 10 лет, и поэтому компания готова выдать покупателю запасную деталь. Позже мы выяснили, что сотрудники IKEA сами связались с покупателем и решили не просто выдать запасную деталь — они заменили диван полностью!
Хотите разбираться в других важных вопросах? Читайте
Читайте также
Всегда обидно, если новая – гарантийная – машина вдруг начинает «капризничать» и её приходится везти на сервис. И уж совсем неприятно, когда на официальном СТО заявляют: это не гарантийный случай, придётся оплатить. Выясняем, что же это такое – гарантия: забота о клиенте или маркетинговая уловка?
Автомобиль – это сверхсложное технологическое устройство, состоящее более чем из 10 000 деталей. Большое количество механизмов с первых же минут находятся в движении, на них действуют силы трения, тяжести, давления, а так же огромные температуры и много чего ещё.
Вне зависимости от того, новый автомобиль или б/у, купленный минуту назад или отъездивший уже год, немецкий, японский, французский, корейский, русский – ломаются абсолютно все! Потому что обманывать законы физики человечество еще не научилось. Особенно когда они наложены на несовершенство технологий, ошибку конструктора, сбой производственного оборудования или человеческий фактор.
Как бы ни было обидно, не нужно из любой поломки авто устраивать трагедию. А в случае отказа официальным дилером в гарантийном ремонте не нужно устраивать скандалы. Крики, мат, проклятья, истерики, слёзы и тому подобное поведение со стороны клиента редко приводят к положительным результатам.
Разбираться в каждом конкретном случае нужно хладнокровно и внимательно. Дилеры часто пользуются незнанием и невнимательностью клиента, а владельцы машин находятся в полной уверенности в том, что производитель теперь им по гроб жизни обязан. Предупрежден, значит вооружен! Чтобы избежать лишних проблем, попробуем разобраться, что же представляет собой гарантия на автомобиль.
Кроме того, даже в основной гарантийный срок на агрегаты, подверженные естественному износу, гарантия распространяется с ограничениями или вовсе отсутствует. Так, на тормозные диски и барабаны, амортизаторы, аккумуляторная батарея, сальники и уплотнители, прокладки различных типов, сцепление, втулки стабилизаторов передней и задней подвесок, амортизаторы и другие быстро изнашивающиеся части гарантия порой не превышает года или 20-50 тысяч километров.на оставшиеся 2 года и 50 000 км накладываются огромные ограничения: так, например, после истечения трех лет, гарантия на всё навесное оборудование двигателя исчезает.
А на фильтры всех типов, приводные ремни, свечи, тормозные колодки, эксплуатационные жидкости, лампочки и предохранители гарантия не распространяется в принципе.
Ещё одним громким заявлением того же концерна является 7-летняя гарантия на модель Kia Quoris. Это тоже маркетинговая уловка: за общую гарантию выдаётся гарантия на кузов от сквозной коррозии. В остальном – те же 3 года и 100 000 км пробега. Оставшиеся четыре, опять-таки, с большими ограничениями.
Создатели нашумевшего электрокара Tesla Model S заявляют аж 8 лет и 200 000 км гарантии. Но если вчитаться в текст обязательств производителя, можно узнать, что такая гарантия на самом деле распространяется только на батареи.
ВАЖНО! Автомобильные компании обязаны предоставить покупателю информацию обо всех условиях гарантийных обязательств. Уважающие себя и клиента фирмы, как правило, не скрывают эту информацию и часто выкладывают её в публичный доступ, а также расписывают в договорах купли-продажи и сервисных книжках автомобилей.
Проблема гарантийных споров очень часто заключается в том, что российские покупатели эту информацию игнорируют и не всегда вникают в её суть и тонкости. Чем потом и пользуются дилеры, составляя обоснованные отказы в гарантийном обслуживании.
Поэтому, чтобы не было неприятных ситуаций, расстройств, недопонимания и обид на производителя, сервис или сам автомобиль, перед покупкой обязательно ознакомьтесь со всеми нюансами гарантии.
Отдельной строкой прописывается гарантия на лакокрасочное покрытие (ЛКП) (как правило, совпадает со сроком общей гарантии) и, главное, срок гарантии от сквозной коррозии на кузов (в большинстве случаев превышает срок общей гарантии на автомобиль в 2-6 раз в зависимости от производственной подготовки кузова).
Есть нюансы
Тут тоже стоит помнить о множестве нюансов. Например, гарантийные обязательства на кузов будут действовать в случае именно сквозной коррозии. То есть тогда, когда сгнившее железо можно будет в прямом смысле проткнуть пальцем. Если же на кузове появятся просто очаги ржавчины, в гарантийном обслуживании, скорее всего, будет отказано со ссылкой именно на словосочетание «сквозная коррозия».
Здесь, кстати, значительное преимущество появляется у владельцев автомобилей европейских марок, конструкторы которых намного ответственнее относятся к антикоррозийной обработке кузова. Как следствие, гарантийный срок на кузов у европейских моделей в среднем составляет 10-12 лет, в то время как на японские и корейские автомобили кузовная гарантия обычно не превышает 6-7 лет.
Отдельный пункт – гарантия на кузов автомобиля, восстановленного после ДТП. Поскольку ремонт кузова в условиях сервиса сильно отличается от производственного процесса на заводе, дилерские станции, как правило, берут гарантийные обязательства на отремонтированные элементы на себя. Но и условия этих обязательств могут отличаться от заводских. Так что об этом тоже нужно помнить.
Гарантия на лакокрасочное покрытие имеет по большей части одно ограничение – отсутствие механических повреждений. И если сколы и царапины не вызывают споров, то выгорание краски на солнце с потерей первоначального оттенка, как и влияние сильных отрицательных или положительных температур, также может быть признано внешним воздействием.
Химическое воздействие на ЛКП тоже не является гарантийным случаем. Так что, если с порогов, крыльев и дверей краска облезла после первой же зимы, предъявлять претензии, скорее всего, придётся не производителю автомобиля, а коммунальным службам, поливающим ядохимикатами наши дороги в зимний период. Хотя качество применяемой краски также будет характеризовать производителя.
ВАЖНО! Очень часто производитель указывает: гарантия начинает действовать с момента продажи (передачи) автомобиля первому покупателю. Фактически же гарантия на автомобиль начинает действовать с даты подписания покупателем документов на право собственности на автомобиль, то есть договора купли-продажи и акта приема-передачи.
Если по каким-то причинам покупатель подписал документы, например, 30 декабря 2013 года, а забрал автомобиль из салона только 9 января 2014 года, то гарантия будет действовать с 30 декабря. И если через три года у автомобиля, не дай бог, «стуканет» мотор 1 января, то ремонтировать его придётся за свой счет.
Требования производителя
Чтобы максимально обезопасить себя (а косвенно всё-таки и покупателя), производитель автомобиля предъявляет ряд обязательных требований к эксплуатации автомобиля.
Одним из главных требований во время гарантийного периода является прохождение всех регламентных ТО на официальных дилерских станциях с использованием исключительно оригинальных запасных частей.
Тут деваться некуда. Как бы ни было дорого и сколько бы «рукастых» мастеров ни находилось в соседнем гараже, ремонтировать машину во время гарантии придётся только у дилера. Ни вас, ни ваших мастеров дилер не знает, а значит, заведомо не доверяет. Даже если вы голову даёте на отсечение, что заменить то же самое масло в двигателе вы можете быстро и с завязанными глазами, своё умение вы должны дилеру обосновать. А сделать это можно, только получив сертификат от официального представительства марки, который выдаётся лишь сотрудникам официального сервиса.
ВАЖНО! Заметно более высокие цены на обслуживание у официальных дилеров вызваны не столько самой возможностью их установить, сколько затратами на выполнение контрактных обязательств перед официальным представительством марки. А требования эти являются неизбежными и крайне обременительными.
Только представьте, во сколько обходится строительство и содержание огромного сервисного центра, с закупкой склада запчастей, дорогого оборудования и обучение многочисленного персонала. Все эти затраты дилер, само собой, вбивает в стоимость обслуживания и наценку на запасные части. В ином случае станция просто бы разорилась. Как говорится, ничего личного – просто бизнес.
Кроме того, поскольку современный автомобиль представляет собой фактически передвижной компьютер, обо всех сервисных действиях, обновлениях и этому автомобилю придётся сообщать через диагностическую систему, которая очень часто бывает в распоряжении только у официального дилера. Иначе, несмотря на произведённую замену масла, без компьютерного подтверждения и программирования нового срока замены, автомобиль будет «думать», что масло у него старое, выдавая ошибку.
Любой пропуск регламентного ТО, любое несанкционированное вмешательство в системы автомобиля, любой ремонт автомобиля с использованием неоригинальных запасных частей с большой вероятностью приведёт к досрочному лишению гарантии. Поэтому во время гарантии рекомендуем соблюдать все требования производителя. Как показывает практика, нередки случаи, когда даже добровольно отказавшийся от гарантии клиент, через какое-то время «попадал» на дорогостоящий ремонт именно по причине игнорирования требований производителя.
Ещё одним крайне важным требованием производителя, влияющим на выполнение им гарантийных обязательств, является правильная эксплуатация транспортного средства. Опять-таки возвращаемся к тому, что автомобиль – крайне сложное техническое устройство и управление и использование многих его элементов требуют определённых знаний и умений. Неумелое обращение или невыполнение требований эксплуатации может привести к их поломке.
К таким устройствам автомобиля можно отнести, например, роботизированные трансмиссии с одним сцеплением в конструкции. Широко известны трансмиссии 2-Tronic от Peugeot и Citroen, опелевский Easy-Tronic, а также подобные им коробки на автомобилях Toyota и Honda.
Все эти трансмиссии, несмотря на две педали, имеют намного больше общего с «механикой», чем с «автоматом». Поэтому в эксплуатационные требования «роботов» входят обязательное выключение в «нейтраль» на каждой остановке, настоятельно рекомендовано управление в ручном режиме и обязательной перегазовкой при переключениях. Данные требования часто игнорируются отечественными покупателями, и «роботы» эксплуатируются как обычные автоматические коробки. Как следствие – массовые поломки сцеплений на новых автомобилях и обоснованный отказ в гарантийном ремонте.
Ученье – свет!
В связи с тем, что с каждым годом автомобиль становится всё сложнее и сложнее, настоятельно рекомендуем прочитать от корки до корки руководство по эксплуатации. Эта книжка может сэкономить массу нервов, неприятных ситуаций и дальнейших разборок с дилерской станцией.
Довольно распространенной причиной отказа в гарантии с формулировкой «неправильная эксплуатация» является использование некачественного топлива. Если с другими эксплуатационными жидкостями проблем быть не должно – все рекомендованные марки производителем автомобиля вписаны в сервисную книжку, то с топливом ситуация неоднозначная. Официальные рекомендации могут касаться только октанового числа топлива и его вида. Так что в случае возникновения отказной ситуации, скорее всего, придётся прибегать к помощи третьих лиц: экспертов и юристов.
ВАЖНО! При любом отказе в гарантии с формулировкой «неправильная эксплуатация» дилер обязан неопровержимо доказать, какие именно неправильные действия владельца авто привели к той или иной неисправности, и полностью обосновать причинно-следственную связь. В ином случае отказ в гарантии считается необоснованным.
О последствиях тюнинга
Одной из разновидностей неправильной эксплуатации является тюнинг и установка дополнительного нештатного оборудования. Ситуация также неоднозначная и требует разбирательств в каждом конкретном случае.
Зачастую такие вещи, как сигнализации, парктроники, мультимедийные комплексы и другие устройства, требующие вмешательства в штатные системы автомобиля, дилер требует устанавливать исключительно на официальном сервисе как раз под угрозой лишения гарантии. На что, собственно, дилер достаточного права не имеет.
С другой стороны, нередки случаи, когда вмешательство в систему автомобиля сторонних и не всегда компетентных специалистов приводило к серьезным техническим проблемам, включая полную гибель авто, например, в результате возгорания электропроводки. В такой ситуации ответственность будет нести сторонний специалист, но только в том случае, если гарантийный отдел официальной станции докажет его причастность к поломке. То же самое касается и тюнинга более серьезного, например, так называемой чиповки мотора, то есть программного повышения мощности двигателя без вмешательства в механическую конструкцию. Что частенько делают покупатели не самых мощных машин.
Искусственное повышение таких параметров, как мощность и крутящий момент без изменения и подстройки других агрегатов под изменившиеся характеристики мгновенно сбивает баланс настроек, значительно увеличивая нагрузки. Это, само собой, автоматически отражается на ресурсе самого двигателя и трансмиссии, а также их отдельных частей. Любые другие заявления – ложь. Именно поэтому дилер мгновенно и обоснованно лишает гарантии, как только определяет подобные изменения. Однако доказать, что причиной поломки того или иного агрегата, были внесенные изменения, он всё равно обязан.
Как бы то ни было, если чувствуете, что динамика автомобиля отстаёт от темперамента, настоятельно рекомендуем просто купить более мощный и быстрый автомобиль. Гарантийные разборки с дилером в дальнейшем могут не окупить ни потраченных на тюнинг средств, ни нервов.
И напоследок
- Досконально изучайте все гарантийные условия перед покупкой автомобиля;
- обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации и особенностями автомобиля;
- соблюдайте требования производителя, гарантирующие выполнение им условий бесплатного ремонта;
- по возможности не экспериментируйте с тюнингом и дополнительным оборудованием.