Договор буксировки гражданское право. Гражданское право
Договор буксировки взаимный и возмездный. Что же касается вопроса о том, является ли он реальным (или консенсуальным), то здесь не может быть однозначного ответа. Соглашение сторон на буксировку плотов и судов - реальный договор, поскольку права и обязанности по договору у сторон возникают в момент предъявления плота или судна. Консенсуальным договор буксировки признается при выполнении других операций (швартовка судов, перестановка их с одного причала на другой и т. д.).
Стороны в договоре буксировки - владелец буксирующего судна (буксировщик) и владелец буксируемого судна, плота или иного плавающего объекта (клиент).
Форма договора. На внутреннем водном транспорте договор буксировки заключается в письменной форме. При предъявлении плота или судна к буксировке его владелец обязан представить пароходству накладную, а пароходство - выдать квитанцию (ст. 128 УВВТ). Договор морской буксировки может быть заключен и в устной форме независимо от суммы
* См.: Комментарий к Уставу железных дорог СССР. С. 217.
договора (ст. 189 КТМ). И это одно из отличий договора буксировки от договора перевозки груза, который всегда заключается в письменной форме.
Несмотря на кажущуюся однотипность предмета договора буксировки и договора перевозки, услуги по перемещению какого-либо имущества, перемещение в договоре буксировки осуществляется в отношении лишь плавучего объекта. Способ перемещения также специфичен - тяга или толкание. Это сближает его с подрядными договорами (обязательствами по выполнению работ), хотя и не делает их разновидностью.
Ответственность сторон по договору буксировки установлена в соответствующих статьях УВВТ и КТМ, которые закрепляют общий принцип гражданско-правовой ответственности - ответственность за виновное нарушение договора.
Так, в соответствии со ст. 206 УВВТ пароходство несет ответственность за вред, причиненный им буксируемому судну или плоту, если не докажет, что это произошло вследствие обстоятельств, которые оно не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело. Таким образом, здесь воспроизводится та же формула вины, что и в ст. 191 УВВТ, устанавливающей ответственность по договору перевозки груза.
Не приводя в ст. 206 УВВТ примерного перечня обстоятельств, освобождающих пароходство от имущественной ответственности, законодатель исходил из того, что в договоре буксировки может быть использован перечень, приведенный в ст. 191.
В соответствии со ст. 191 КТМ владелец буксирующего судна не отвечает за ущерб, причиненный буксируемому судну (объекту) или находящемуся на нем имуществу буксировкой в ледовых условиях, если не будет доказано, что ущерб причинен по вине буксирующего судна.
Отношения, связанные с буксировкой судов, плотов и иных плавучих объектов, регулируются в КТМ и КВВТ. В статье 88 гл. XII Кодекса внутреннего водного транспорта дается определение договора буксировки, в соответствии с которым одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель)
В Кодексе торгового мореплавания, в соответствии с договором буксировки, владелец одного суда обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввоза судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка), т.е. в Кодексе дается несколько иное определение договора буксировки, нежели то, которое дано в Кодексе внутреннего водного транспорта, хотя и морской и речной перевозчик совершают одинаковые действия.
Отличие договора буксировки от договора перевозки грузов заключается прежде всего в том, что буксировка, как правило, осуществляется с непременным участием назначенного отправителем экипажа, которому предстоит сопровождать буксируемый объект (а такими объектами могут быть суда, плоты и иные плавучие объекты). Этот экипаж не передается буксировщику, оставаясь тем самым до момента его передачи получателю в обладании отправителя, что явно выходит за пределы договора перевозки груза.
Договор буксировки является взаимным и возмездным. Это усматривается из того, что буксировщик обязан осуществить буксировку, но имеет право на вознаграждение, а владелец буксируемого объекта обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на выполнение операций по буксировке. Возмездность договора буксировки вытекает из того обстоятельства, что за оказываемые услуги буксировщик получает определенное вознаграждение от владельца буксируемого объекта - предпринимателя.
Договор буксировки, как правило, является договором консенсуальным, т.к., прежде чем приступить к его составлению, стороны должны договориться о времени подачи тяги, индивидуальных особенностях подлежащего буксированию объекта и т.д. В тех же случаях, когда между сторонами заключен долгосрочный (навигационный) договор, в котором уточнены и конкретизированы объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и объектов буксировки с обозначением времени и места подачи тяги, такой договор считается заключенным в момент сдачи объекта буксировки (например, плота) буксировщику и является реальным договором. Как справедливо отмечал в свое время И.В. Алексеев "договор буксировки - это самостоятельный договор, полностью выделившийся из договора перевозки, подобно тому, как в свое время договор перевозки выделился из договора подряда и стал самостоятельным договором".
При исполнении договора буксировки на владельца буксирующего судна возлагается одна обязанность - ему предоставляется только буксирная тяга и он отвечает лишь за безопасность буксировки. Перевозчик по договору перевозки имеет дело с грузом, а буксировщик - с плавучим объектом.
Правовое регулирование действий при буксировке осуществляется в рамках действующих транспортных уставов и кодексов.
Договор буксировки – документ, регулирующий отношения между буксировщиком и заказчиком услуги. Кодекс торгового мореплавания предусматривает оказание услуги по буксированию судна (плота, любого плавучего объекта), которое по некоторым причинам необходимо переместить на требуемое расстояние.
Внизу статьи предлагаем примерный образец оформления договора буксировки (word).
Кратко о видах буксировки
Кодекс торгового мореплавания и Кодекс внутреннего водного транспорта (соответственно статья 225 и 88) определяют два вида буксировки:
- перетягивание объекта из одного порта в другой;
- перетягивание судна в акватории порта для выполнения необходимого маневра.
Наиболее востребованный вид услуги – буксировка плавучего объекта на дальнее расстояние. Портовое перемещение – маневр с целью создания, например, удобства при проведении разгрузочных работ между причалами одного порта.
Условия заключения договора
По сфере применения различают договор морской буксировки или речной. Каждый из них имеет свои особенности, но в основном составляются в письменной произвольной форме.
Страница 14 из 59
Договор буксировки
Территориальное перемещение тех или иных объектов может осуществляться не только путем их перевозки, но и путем тяги и толкания. Так происходит, например, когда судно тянет за собой баржу или плот. С помощью вспомогательных судов в морских портах осуществляется швартовка или перестановка пароходов от одного причала к другому. Такие операции называют буксировкой.
Буксировка – разновидность транспортных обязательств. Ее участниками являются владелец буксира (тягача), или буксировщик, и владелец буксируемого объекта. Возникающие между ними отношения и оформляются договором буксировки. Чаще всего буксировка применяется в целях перемещения тягой судна или плота до определенного пункта. Но она может преследовать и другие цели. В частности, буксировщик может принять на себя обязанность буксировать судно или другой плавучий объект лишь на определенном участке (например, при прохождении шлюзов, перекатов или под мостами) либо в течение определенного времени (при проведении научно-исследовательских или видеосъемочных работ и т.д.). Задача буксировщика может состоять также в выполнении какого-либо маневра (скажем, разворот и перестановка судна у причала). Поэтому буксировка на морском транспорте подразделяется на чисто морскую (буксировка судна на определенное расстояние) и портовую (маневры в акватории).
В соответствии с этим договор буксировки определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (буксировщик) обязана за установленную плату буксировать (тянуть или толкать) плот, судно либо другой плавучий объект до определенного пункта или в течение определенного времени, или для выполнения определенного маневра, а другая сторона (владелец буксируемого объекта, клиент) – выплатить обусловленное вознаграждение.
Договор буксировки – взаимный и возмездный. Он может быть как реальным, так и консенсуальным. Договор на буксировку судов или плотов – реальный, поскольку он признается заключенным в момент предъявления плота или судна к буксировке. Напротив, договор на выполнение других буксировочных операций относится к числу консенсуальных.
Стороны в договоре – буксировщик (владелец буксирующего судна) и клиент (владелец буксируемого объекта). В качестве буксировщика может выступать пароходство, порт или пристань. Клиентом может быть любое лицо, заинтересованное в буксировке какого-либо объекта. При этом не имеет значения, каковы его права на этот объект (право собственности, иное вещное право, права арендатора и пр.).
Форма договора буксировки может быть различной. Договор морской буксировки, по общему правилу, заключается в письменной форме (ст. 227 КТМ), но портовая буксировка возможна и на основе устного соглашения, причем независимо от его суммы. При этом соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно доказываться исключительно письменными доказательствами. На речном транспорте также установлена обязательная письменная форма – накладная, которая представляется клиентом буксировщику. В обмен на нее буксировщик (пароходство) выдает квитанцию (ст. 128 УВВТ).
Предмет договора – услуги по перемещению какого-либо объекта с помощью тяги или толкания. Эти услуги специфичны и позволяют рассматривать буксировку в качестве самостоятельной разновидности транспортных обязательств, не сводимых к обычной перевозке или аренде транспортных средств. Правовое регулирование буксировки осуществляется в рамках транспортных уставов и кодексов. На морском транспорте буксировка осуществляется в соответствии с КТМ. Транспортными ведомствами и самими буксировщиками издаются специальные правила о буксировке. Кроме того, на отношения по буксировке распространяется по аналогии действие многих норм об ответственности за нарушение договора перевозки грузов.
Индекс материала |
---|
Курс: Обязательства по оказанию услуг и обязательства из многосторонних сделок |
Дидактический план |
Понятие и содержание договора возмездного оказания услуг |
Виды договоров возмездного оказания услуг |
Общие положения о подряде |
Бытовой подряд |
Строительный подряд |
Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ |
Подрядные работы для государственных нужд |
Понятие транспортного обязательства |
Виды транспортных договоров |
Понятие и содержание договора перевозки грузов |
Понятие и содержание договора перевозки пассажира и багажа |
Договор буксировки |
Ответственность за нарушения транспортных обязательств |
Понятие и содержание договора транспортной экспедиции |
Понятие и содержание договора займа |
Отдельные виды займа |
Понятие и содержание кредитного договора |
Отдельные виды кредита |
Понятие и содержание договора финансирования под уступку денежного требования |
Понятие договора банковского счета |
Заключение и расторжение договора банковского счета |
Права и обязанности сторон |
Отдельные разновидности банковских счетов |
Понятие и форма договора банковского вклада |
Отдельные разновидности банковских вкладов |
Понятие наличных и безналичных расчетов |
Расчеты платежными поручениями |
Расчеты по аккредитиву |
Расчеты по инкассо |
Расчеты чеками |
Общие положения о договоре хранения |
Понятие, предмет и форма договора хранения |
Права и обязанности сторон договора хранения |
Договор хранения на товарном складе |
Особенности отдельных видов хранения |
Общие положения о страховании |
Основные понятия страхового права |
Формы и виды страхования |
Договор буксировки смело можно отнести к большому разряду разнообразных . Конкретные правила по заключению данных бумаг предусмотрены главой 39 Гражданского Кодекса.
Договор буксировки прописывается между двумя сторонами, одной из которых является заказчик, а другой исполнитель. В роли второго — владелец буксируемого транспортного средства, а в роли первого тот, кто осуществляет с помощью своего транспорта буксировку.
Особенности морской буксировки
Чаще всего договор буксировки заключается именно применительно к разнообразным плавучим средствам. В таком случае это официальная бумага, которая обязательно подписывается обеими сторонами, в ней обязательно указываются данные обоих участников.
Во многом правила действий по данному договору похожи на правила о . Например, за вред, причиненный буксируемому средству, будет отвечать тот, кто его направляет и ведет.
Особенности авто буксировки
Намного чаще необходима буксировка авто, которая может осуществляться как планово, так и экстренно. Однако, для подобного действия очень редко подписываются сторонами специальные бумаги, только в том случае, когда используется помощь сторонней профессиональной компании.
Очень важно при данном действии максимально четко соблюдать все правила перевозки. Это касается особенностей транспортных средств, их состояния, а также особенностей техники, с помощью которой осуществляется буксировка.
Есть несколько распространенных методов, которые используются и обязательно оговаривается в бумагах, какой именно способ использовался:
- Буксировка методом частичной погрузки, она осуществляется с помощью специального прицепа, на котором располагаются передние колеса пострадавшей машины
- Метод полной погрузки требует специализированную технику, которая способна перевозить машины
- Жесткая сцепка предназначена для машин с серьезными поломками
- Гибкая сцепка самый распространенный способ помощи, который позволяет легко перевезти авто, самое главное, чтобы оно было в достаточно хорошем техническом состоянии
Внизу статьи предлагаем скачать образец договора буксировки плавучих средств.
Условия заключения договора буксировки (образец)
Для того чтобы договор действовал и защищал обе стороны, необходимо правильно составить документ и учесть все необходимые детали:
- Обязательно указывается территория, в частности место отправления и окончания пути;
- Особенности транспортного средства, которые могут быть различны в зависимости от того, какой именно транспорт нуждается в буксировке. Обязательно указываются данные техники;
- Мера ответственности сторон, разнообразные случаи, которые возникают в процессе действий.
Серьезным отличием договора на буксировку, когда речь идет именно о плавательных средствах, является отсутствие строгих сроков, на тягаче невозможно заранее предсказать точную дату прибытия по объективным причинам.
Разнообразие оказываемой услуги
Договор буксировки чаще всего заключается именно на транспортировку водных разнообразных транспортных средств. Речь может идти только лишь о доставке до порта в случае возникновения чрезвычайной ситуации или же о перевозке на достаточно внушительные расстояния. Однако также нередко необходимые бумаги подписываются и для буксировки разнообразного наземного транспорта.
Услуга осуществляется возмездно, иными словами заказчик обязуется за нее заплатить. В договоре обязательно прописывается, каким образом и в каком размере будет производится расчет. В случае нарушения этого обязательства наступают предусмотренные законом последствия, а также договор может быть расторгнут в одностороннем порядке.
Буксировка может осуществляться один раз или же нередко подписывается договор для оказания подобной услуги на регулярной основе.