Изменения в 44 по оплате. Срок оплаты по госконтрактам
Под номером 44 ФЗ определяет обязательство государственных и муниципальных учреждений получать определенную часть товаров, работ и услуг от субъектов малого предпринимательства. Доля участия данной категории должна составлять не менее 15% от общего годового объема закупок. При этом законодательством определяется приоритет отечественных производителей и поставщиков.
Субъекты малого предпринимательства по — это юридические лица, статус которых определяется малым объемом качественных показателей — до 100 работников и до 800 млн рублей выручки в год. Подразумевается, что указанные организации являются коммерческими и ведут свою деятельность с целью получения прибыли.
Вопросы приобретения товаров, работ или услуг у СМП регулируются . Она регламентирует не только порядок приобретения товаров и услуг, но и определяет стороны, которые могут быть задействованы в данном вопросе.
Положения статьи 30 распространяются на социально ориентированные некоммерческие организации. Предписывается, что СОНКО по ФЗ 44 должны быть учреждены государством, субъектами РФ или муниципальными образованиями.
Правила закупок у СМП
Законодательство определяет, что субъекты малого предпринимательства могут принимать участие в любых типах закупок , которые проводятся государственными или муниципальными учреждениями для обеспечения своих нужд. Главные условия для участия — соответствие требованиям заказчика и возможность выполнить предписания контракта.
По ФЗ 44 СОНКО может проводить закупку только среди СМП. В этой ситуации исключается конкуренция со средним и крупным бизнесом. Любые заявки от подобных организаций отклоняются заказчиком.
Объем
Доля закупок у субъектов малого предпринимательства по 44 ФЗ должна составлять не менее 15% от общего объема годового обеспечения. По итогам прошедшего календарного года, заказчик до 1 апреля составляет и размещает в единой информационной системе отчет. В нем указываются следующие аспекты:
- контракты с субъектами малого предпринимательства;
- закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций;
- информация о несостоявшемся определении поставщиков.
Процент по СМП по 44 ФЗ должен быть наглядно отражен в отчетности. Все закупки у субъектов малого предпринимательства должны быть отмечены в отчете, как и их общий объем.
В отношении объема денежного оборота предписывается, что цена отдельного контракта с субъектом малого предпринимательства не может превышать 20 млн рублей .
Способы
Процент закупок у субъектов малого предпринимательства по 44 ФЗ определяется не только количеством задействованных СМП и объемом затраченных средств. Важным аспектом является соблюдение процедуры и расчет закупок у субъектов малого предпринимательства. ФЗ 44 выделяет следующие способы для заключения контрактов на поставки через СМП:
- открытый для всех поставщиков конкурс;
- ограниченные условия проведения конкурса;
- смешанный конкурс в два этапа;
- электронные торги;
- запрос котировок;
- запрос имеющихся предложений.
Несоблюдение соответствующей процедуры по информированию и проведению выбранного способа трактуется нарушением законодательства.
Перечень
Законодательство не определяет перечень закупок у СМП по 44 ФЗ. Государственное или муниципальное учреждение вправе приобретать любые товары, работы или услуги у субъектов малого предпринимательства.
Допускается также возможность не проводить определенные закупки у СМП. То есть, учреждение само определяет приоритеты в поставках. Главное условие — это соблюдение процедуры и общего объема.
Преимущества для СМП по 44 ФЗ
Преимущества для СМП по ФЗ 44 заключаются в следующих льготах:
- сумма обеспечения составляет до 2% от начальной максимальной стоимости контракта;
- на оплату закупки заказчику дается 15 дней с момента подписания документа о приемке;
- если победителем конкурса, электронного аукциона или запроса предложений стал субъект малого предпринимательства, заказчик вправе не требовать контракта. (Узнайте какой ).
Административная ответственность
Административная ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП определяется :
- нарушение сроков размещения информации в единой информационной системе закупок при проведении конкурса или аукциона менее, чем на два дня , полагается штраф в 5 и 15 тыс. рублей для физических и юридических лиц соответственно;
- при нарушении указанного срока более чем на два дня штраф составляет 30 и 100 тыс. рублей ;
- нарушение срока размещения информации при проведении запроса котировок или предложений у субъектов малого предпринимательства не более суток — 3 и 10 тыс. для физических и юридических лиц;
- аналогичное нарушение с задержкой более суток — 15 и 50 тыс. ;
- нарушение требований и порядка размещения информации по закупкам у субъектов малого предпринимательства влечет за собой штраф в 15 и 50 тыс .
Взыскания полагаются и при других административных нарушениях — неправомерный отказ, несоблюдение предписаний к ведению протокола и отчетности. Отдельно следует указать на штраф за невыполнение установленного объема закупок у субъектов малого предпринимательства — он составляет 50 тыс. рублей .
При формировании условий об оплате по контракту заказчику необходимо учитывать положения 44-ФЗ и гражданского законодательства. Шаг вправо, шаг влево – нарушение. Разберем ключевые моменты по срокам с учетом судебной практики и позиции контролеров.
В Школе электронных торгов состоялся , посвященный практическим вопросам сроков и порядка оплаты по контрактам по 44-ФЗ, начисления неустоек. Светлана Сафина, эксперт, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ рассказала, как правильно определить сроки оплаты по контрактам, прокомментировала ключевые моменты, о которых вы узнаете из этой статьи.
Порядок оплаты по контракту по 44-ФЗ. Примеры нарушений
Номер дела | Ситуация | Выводы контролеров |
---|---|---|
Решение УФАС по Республике Коми от 27.06.2017 № 04-02/6130 | Заказчик проводил закупку ремонтных работ, ограничив участие СМП/СОНО. При этом установил срок оплаты выполненных работ — 30-дней после подписания акта приемки | Нарушение контрактного законодательства. Срок оплаты по контракту с СМП/СОНО — 15 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) |
Решение Иркутского УФАС от 09.10.2017 № 1021 |
Заказчик объявил аукцион на поставку и установку водогрейных котлов. Оплата установлена в два этапа:
|
Заказчики планируют закупки после того, как до них довели объем прав в денежном выражении. Контракты заключают по плану-графику и оплачивают в пределах лимитов бюджетных обязательств. Закупку не могут спланировать и провести, если лимитов нет. Поэтому условие о наличии средств в бюджете противоречит правилам контрактной системы |
Решение Курского УФАС от 15.09.2017 № 244/2017 | Учреждение объявило аукцион на работы по строительству автодороги. В проекте контракта установлен срок оплаты — 30 дней после того, как подпишут акт приемки, однако с уточнением, что срок оплаты определяет дата, когда проведут платежные документы через казначейство | Контролеры указали, что проект контракта нарушает часть 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ |
Решение Тамбовского УФАС от 06.09.2017 № РЗ-332/17 | Комитет по госзаказу объявил аукцион на ремонт автодороги. По условиям контракта платежи проводятся в пределах лимитов бюджетных обязательств. В примечании указали, что лимиты могут изменять в соответствии с законом о бюджете и госпрограммой по развитию транспортной сети и дорожного хозяйства. Текущий платеж — в течение 30 дней после подписания акта КС-2 и справки КС-3. Окончательный расчет — в течение 30 дней после ввода объекта в эксплуатацию | Отсчитывать срок надо не с момента ввода объекта в эксплуатацию. Проект контракта содержит два разных срока оплаты с подрядчиком |
Решение Белгородского УФАС от 18.09.2017 № 363-17 Т | Казенное учреждение установило срок оплаты по государственному контракту на выполнение подрядных работ в течение 30 банковских дней с момента подписания актов по форме № КС-3, КС-2 | Такой срок выходит за пределы максимально допустимого срока. Автор Светлана Сафина обращает внимание: «Такая ситуация не всегда приводит к нарушению, поскольку участники вправе сделать запрос, что понимать оплатой в течение 30 банковских дней. Если заказчик уточнит, что подразумевал календарные дни и внесет изменения в документацию, то закупка будет продолжена. Но, видимо, в этом конкретном случае запроса не было, и суд посчитал формулировку в 30 банковских дней недопустимой» |
Решение, предписание Марийского УФАС от 16.11.2017 № 02-02/57-17 | МОУ «Вятская СОШ» проводился электронный аукцион на капитальный ремонт кровли. Срок оплаты установлен — 10 банковских дней со дня поступления денежных средств на счет заказчика, но не позднее 31 декабря 2017 года | Срок оплаты в банковских днях нельзя устанавливать с неправомерным моментом их отсчета. Условие «со дня поступления денежных средств на счет заказчика, но не позднее 31 декабря 2017 года» контролеры признали нарушением |
Решение Мурманского УФАС от 14.08.2017 № 06-10/17-225 | МКУ Управление муниципальных закупок Ковдорского район объявило закупку на выполнение работ по благоустройству дворовой территории в городе Ковдор в 2017 году. Условия контракта обязывали заказчика оплатить работы подрядчику после того, как он погасит начисленную неустойку. Контракт позволял заказчику удержать штрафы и пени из платежа в бесспорном порядке | Жалоба не обоснована. Комиссии УФАС заказчик пояснил в письме, что этот порядок не отменяет установленный в проекте контракта 30-дневный срок |
Помимо обычных тендеров, существуют специальные тендеры, которые выделяются для участия исключительно малому бизнесу. Такие закупки обладают дополнительными требованиями и преимуществами для поставщиков. Для удобства поставщиков, мы оказываем услугу контрактов по любым, даже самым узким критериям.
Закупки у Субъектов Малого Предпринимательства могут осуществляться заказчиками любым способом и в любой форме, но в объеме не менее 15% от общего годового объема заключенных контрактов. Для того чтобы исполнить норматив, ФЗ 44 предусматривает 3 механизма.
Во-первых, объем закупок в 15% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП);
Во-вторых, закупки, участниками которых могут быть только СМП. Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП;
В-третьих, в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП. То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (15%).
Как видите, для заказчика существует строгий регламент размещения таких контрактов и дальнейшей отчетности по ним. Именно по этой причине мы рекомендуем обратить внимание на торги для малых предприятий в первую очередь - они намного выгоднее и прозрачнее. Для удобства и быстрой навигации среди самых выгодных контрактов есть раздел - .
Результат в цифрах:
30%
составляет размер максимального авансирования в рамках поддержки представителей малого бизнеса
Эксперты Центра Поддержки Предпринимательства, изучив все существующие программы поддержки малого бизнеса, используя накопленный опыт, и тесное взаимодействие с различными государственными структурами, разработали уникальную схему работы по государственных и коммерческих тендеров для малого бизнеса, Вы получите выгодные контракты с авансированием и со всеми возможными преимуществами, а также с минимальными затратами!
Обратитесь к нам, расскажите о Вашем бизнесе или идее
И мы поможем Вам реализовать проект Вашей мечты!
Основные преимущества закупок у Субъектов Малого Предпринимательства и Социально-ориентированных Некоммерческих Организаций по 44-ФЗ
ФЗ применяет обозначение СМП - «Субъект Малого Предпринимательства». Формат участия в закупках подробно описан в , в рамках которой заказчики обязаны заключить с СМП не менее 15% всех контрактов от общего объема заключенных сделок. По итогу года до 1 апреля заказчики размещают в ЕИС данные о выделенных для СМП тендерах за весь прошедший год. В отчет разрешено включать только те закупки, в которых было прописано преимущество для СМП и эти тендеры состоялись. Если же квоту не выполнить, организация получит солидный штраф!
СМП может поучаствовать в любом тендере, если организация соответствует критериям заказчика и в силах исполнить условия контракта. Тендеры, которые заказчик обязан размещать исключительно для малого бизнеса, имеют целый ряд льгот. Это означает, что среди участников не будет ни крупных, ни средних организаций. В случае, если они захотят поучаствовать, комиссия их обязательно отклонит. НМЦК закупок у СМП по 44 ФЗ не может быть более 20 млн рублей. Для подачи заявки поставщики прикладывают . А с 2017 года предоставляется выписка ФНС из нового Единого реестра СМП.
Результат в цифрах:
2%
составляет размер максимального обеспечения в рамках поддержки представителей малого бизнеса
Льготы по тендерам для малого бизнеса в рамках 44 ФЗ
- Утвержденное авансирование до 30% от стоимости контракта.
- Сроки расчетов по выполненным работам - строго до 15 дней.
- Размер обеспечения заявки составляет не более 1% или 2%.
- Обеспечение исполнения составляет не более 5% или 10%.
- Нельзя участвовать ни средним, ни крупным компаниям-конкурентам.
- Привлечение СМП через субподряд, соответствующим требованием в конкурсной документации.
Из ближайших изменений в Федеральном Законе утверждается «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе…». Законопроект больше не разрешит привлекать к реализации тендера субподрядную организацию, которая аффилирована с заказчиком. Это исключит случаи, когда организация передает строительные субподряды своим дочерним предприятиям. Если учреждение нарушит ФЗ, то такой контракт нельзя будет разместить в реестре закупок у СМП. Еще одно нововведение коснется того, что с 2017 года в ЕИС можно отправлять заявки на любые формы тендерных отборов в электронном виде. Участникам это уменьшит расходы, а так же исключит коррупционную составляющую при подтасовывании результатов при проведении «бумажных» процедур.
Опишите, какие услуги или товары вы поставляете
И мы поможем Вам найти подходящие контракты с авансированием!
Как осуществляются закупки у малых предприятий по 44 ФЗ
Закон определяет привилегированные условия участия субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО) в закупках товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок путем проведения разных торгов: открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. (ч.1 ст.30 ФЗ-44).
Осуществление закупок у СМП и СОНКО является обособленной процедурой – ее участниками являются исключительно СМП и СОНКО, в извещениях о проведении закупок устанавливается соответствующее ограничение. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО (ч.3 ст.30 ФЗ-44). Все необходимые декларации и справки вы можете скачать в разделе .
В случае признания не состоявшимися закупок у СМП или СОНКО, заказчик вправе отменить ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП или СОНКО, и осуществить закупки на общих основаниях (ч. 4 ст.30 ФЗ-44).
Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (исполнителю, подрядчику), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта , соисполнителей из числа СМП, СОНКО. При этом условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения об участии исключительно СМП и СОНКО, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцать дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Государственный или муниципальный заказчик часть своих нужд обязан обеспечить за счет контрактов с малыми предприятиями или некоммерческими организациями, делая это следующими способами схожим с образом:
- Проведением закупок (конкурсов, аукционов, котировок) специально для указанных лиц. При этом начальная цена контракта не должна превышать 20 млн. руб., размер обеспечения заявки участника - не более 2% от начальной цены закупки. Документация должна содержать условие о допуске к участию только СМП и СОНКО. После выполнения обязательств поставщиком/исполнителем/подрядчиком оплата ему должна быть перечислена не позже 30 дней.
- Указав в закупочной документации обязанность победителя привлечь к исполнению контракта соисполнителей из числа малого бизнеса (конкретный процент от цены контракта, но не менее 5%).
Если закупка проводится среди СМП/СОНКО, участник закупки в составе заявки декларирует свою принадлежность к этим субъектам. Форма такой декларации не утверждена, и составляется произвольно. Если организация уже включена в , можно представить выписку из него. СОНКО заполняют декларацию с указанием вида деятельности, поскольку преимущества законом предусмотрены не для всех.
Важно помнить, что за предоставление недостоверной информации, контракт с победителем может быть расторгнут по решению заказчика.
Административная ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП определяется статьей 7.30 КоАП РФ:
- нарушение сроков размещения информации в единой информационной системе закупок при проведении конкурса или аукциона менее, чем на два дня , полагается штраф в 5 и 15 тыс. рублей для физических и юридических лиц соответственно;
- при нарушении указанного срока более чем на два дня штраф составляет 30 и 100 тыс. рублей ;
- нарушение срока размещения информации при проведении запроса котировок или предложений у субъектов малого предпринимательства не более суток - 3 и 10 тыс. для физических и юридических лиц;
- аналогичное нарушение с задержкой более суток - 15 и 50 тыс. ;
- нарушение требований и порядка размещения информации по закупкам у субъектов малого предпринимательства влечет за собой штраф в 15 и 50 тыс .
Подробные нормативы представлены в разделе . Взыскания полагаются и при других административных нарушениях - неправомерный отказ, несоблюдение предписаний к ведению протокола и отчетности. Отдельно следует указать на штраф за невыполнение установленного объема закупок у субъектов малого предпринимательства - он составляет 50 тыс. рублей .
Закажите бесплатную консультацию по началу работы
И мы поможем Вам воспользоваться всеми доступными преимуществами для СМП!
С чего начать поиск подходящих торгов для малого бизнеса по ФЗ №44
Вы можете заняться самостоятельным поиском нужной информации, купить программу для мониторинга закупок и нанять в штат тендерных специалистов с подходящим опытом или подать заявку в Центр Поддержки Предпринимательства и мы окажем Вам весь комплекс требуемых услуг по самым демократичным ценам с гарантией положительного результата.
Результат в цифрах:
1 месяц
составляет максимальный срок заключения первых успешных контрактов
Мы оперативно проверим Вашу организацию на соответствие всем критериям, закажем выписку и сообщим о результате. После этого мы согласуем с Вами и проведем подготовку учредительных документов и деклараций, требующихся для дальнейшей работы с тендерами и финансированием.
Когда подготовка будет завершена, мы назначим Вам персонального менеджера, который будет в ручную отбирать сделки согласно Ваших критериев, по которым утверждено авансирование и короткие сроки расчетов, а так же предоставим доступ в Многофункциональный Кабинет, который обеспечит Вас всей нужной информацией.
Сроки оплаты контракта по 44-ФЗ - существенное условие закупки. С 2017 года они претерпели изменение. О том, какие сроки оплаты по 44-ФЗ о закупках установлены в последней редакции и чем грозит их нарушение, расскажем в статье.
Оплата по контракту 44-ФЗ
В ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ сказано, что в контракт должно быть внесены обязательные условия о порядке и сроках:
- приемки;
- оформления результатов приемки;
- оплаты.
Об изменении периода оплаты говорится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ, так как это одно из существенных условий соглашения между заказчиком и поставщиком.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Максимальный срок оплаты по контракту по 44-ФЗ
С 1 мая 2017 года были введены новые сроки оплаты контракта по 44-ФЗ. Правила изменились после вступления в силу Федерального закона от 01.05.2017 № 83-ФЗ. После того как бумаги о приемке подписаны, на оплату контракта стороне заказчика дается максимум 30 дней. Если поставщиком, подрядчиком или исполнителем выступает СМП или СОНКО, этот период урезается до 15 дней. Правило установлено в ст. 30.
Зачастую возникает вопрос: как считаются сроки оплаты контракта по 44-ФЗ - в календарных или рабочих днях? Это зависит от типа поставщика. В общем случае 30-дневный срок считается в календарных днях. Если поставщик СМП или СОНКО, 15-дневный период необходимо отсчитывать в рабочих днях.
Штрафы по 44-ФЗ за нарушение сроков оплаты по контракту
Что, если заказчик нарушит сроки оплаты контракта по 44-ФЗ? Должностное лицо ждет ответственность. На первый раз ему грозит штраф от 30 до 50 тыс. руб. При повторном нарушении - отстранение от работы на срок от 1 года до 2 лет. Санкция прописана в ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Что учесть при оплате по контракту 44-ФЗ? Рекомендуем не указывать в контракте дату расчета. Она зависит от работы банка. Даже если оплата была отправлена вовремя, из-за технической ошибки, неточности в реквизитах деньги могут прийти позже. Также советуем не откладывать оплату до последнего дня.
Вопросы по оплате контракта 44-ФЗ
Популярный вопрос, касающийся оплаты контракта по 44-ФЗ: нужно ли менять сумму в связи с увеличением НДС в 2019 году ? Нет. Мало того, за увеличение цены контракта можно получить штраф в 20 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ). Если извещение размещено до 1 января 2019 года, в контракте указывается ставка 18%.
Может ли заказчик платить этапами, если они не предусмотрены в контракте? Нет. Техзадание и проект контракта должны предусматривать такой способ расчетов, чтобы заказчик мог вносить деньги частями. Это же условие действует и наоборот: если определен поэтапный порядок оплаты, то оплачивать его надо по результатам приемки каждого этапа.
Можно ли в контракте прописать оплату по мере поступления денег из бюджета?
Нет, напишите в контракте конкретный срок, когда заплатите. Штраф за нарушение сроков и порядка оплаты для должностного лица – от 30 000 до 50 000 руб. Наказание содержит часть 1 статьи 7.32.5. КоАП.
Заплатить необходимо в сроки, которые предусмотрели в контракте. Максимальный срок – 30 календарных дней, а при закупках среди СМП и СОНО – 15 рабочих дней с даты, когда подписали документ о приемке (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Контролеры накажут, даже если просрочили оплату не по своей вине. Это подтвердил Верховный суд. Так, заказчик прописал в контракте, что закупку оплатит после того, как поступит финансирование. Подрядчик выполнил условия контракта, однако заказчик не перечислил деньги в 30-дневный срок. Контрагент потребовал деньги через суд.
Судебная практика
В качестве примера приведем решение Арбитражного суда Приморского края от 12.09.2018 по делу № А51-7937/2018. Стороны заключили контракт на поставку офисной бумаги. Цена контракта составила 220 757 руб. Поставщик привез товар на общую сумму 127 769 руб. Это подтверждается двумя накладными. Однако оплата так и не была получена. Когда сумма пени достигла 13,4 тыс. руб., поставщик прибавил к ней штраф 5 518,93 руб. и направил заказчику претензию. Не получив ответа, он обратился в суд.
Суд посчитал расчет пени неверным. Он установил, что компания считает просрочку оплаты по контракту с 01.07.2017, в то время как исходя из его условий следует исчислять неустойку с 30.04.2016 (когда истек 30-дневный срок на оплату) по одной накладной и с 23.07.2016 по другой. В итоге вместо заявленной суммы поставщик мог просить 20 936,13 руб. Однако суд не вправе выходить за пределы заявленных требований, поэтому взыскал с заказчика лишь 17 493,19 руб.
Что касается штрафа в размере 5 518,93 руб., он был рассчитан верно, исходя из ставки 2,5% по Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013 №1063. Здесь суд согласился с поставщиком. Разберемся, почему был назначен штраф. Поставка по контракту по его условиям происходит на основании предварительных заявок заказчика. Учреждение направило поставщику две такие заявки на общую сумму 127 625,27 руб. Это порядка 50 % от согласованного изначально объема. При этом заказчик вправе изменить не более чем на 10% изначально заявленное количество продукции.
Вопрос актуальный для всех поставщиков, ведь очень часто изучая документы к аукциону, вы сталкиваетесь с тем, что заказчики устанавливают длительный срок оплаты по контрактам. Например, заказчик обязуется перечислить ваш положенный за выполнение условий по контракту гонорар, через 3-5 месяцев после подписания всех закрывающих документов. Многих участников торгов это не устаивает, и их можно понять, ведь в 44 ФЗ поставщик исполняет условия по контракту за свой счет, и долгое ожидание положенных денежных средств после завершения всех работ приводит многие компании в финансовое замешательство.
По каким причинам система оплаты по контрактам так не отработана, что делает поставщика еще более уязвимым? Дело в том что в 44 ФЗ нет четкой информации про сроки оплаты по гос. контрактам. Я не беру во внимание аукционы для СМП (Субъектов Малого Предпринимательства), которым заказчик согласно 30 статьи 44 закона, обязуется обеспечить оплату в течении одного месяца после подписания всех необходимых закрывающих документов. Давайте пробежимся по закону и посмотрим что в нем сказано? Итак статья 34 , посвящена Контракту в рамках 44 ФЗ, в данной статье указано, что обозначает понятие «Контракта» именно в пределах 44 закона, а также все тонкости, с контрактом связанные, но про сроки оплаты тишина. Идем дальше, берем интересное письмо от Минэкономразвития от 22.12.16 года, под номером Д28и-3429 , во второй части которого, есть очень обнадеживающая информация, в которой сказано, что МинЭк России разработал проект федерального закона N 1155546-6 , согласно которого предусматривается установление обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Законопроект принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1-м чтении 30 ноября 2016 г.
И при всем при этом заказчик имеет возможность установить сроки оплаты, растянутые на несколько месяцев после завершения всех работ/поставки товаров/оказания услуг. Часто сталкивалась с ситуацией, когда при запросе на разъяснение к аукционной документации, в котором я уточняю причину такой затяжной оплаты по выполненным товарам/работам/услугам, заказчик начинает в грустных красках описывать, что нет стабильного и гарантированного бюджета, который бы позволил произвести расчет с поставщиком в более краткий срок. Но все же 44 ФЗ во многом опирается на 190 статью ГК РФ , в которой простым языком сказано, что в рамках договоров или гос.контрактов в нашем случае, сроки оплаты возможно устанавливать только как календарную дату, временной диапазон или событие, которое должно неизбежно наступить. Поэтому формулировка со стороны заказчика про то, что он сможет произвести оплату «по мере поступления средств в бюджет» очень противоречит 190 статье и понятию календарной даты, которая должна наступить неизбежно.
Много полемики было на эту тему, долго бы нам с вами пришлось рассуждать по этому поводу, если бы не благоприятные нововведения в 44 ФЗ, которые произошли в апреле нынешнего года, т.е. совсем недавно, а именно неделю назад. Делюсь с вами полезной и очень позитивной информацией: вышеуказанный законопроект N 1155546-6 , который длительное время находился в процессе общественного обсуждения, наконец-то утвердили, и с мая (точное число пока не известно) 2017 года все заказчики, размещающиеся в рамках 44 ФЗ, будут обязаны по всем контрактам, заключенным с поставщиками, производить оплату по этим контрактам в течении 30 календарных дней, а для Субъектов Малого Бизнеса сроки оплаты еще более быстрые, а именно 15 рабочих дней.
А это значит, что вы обладая данной информацией, будете очень внимательно перед подачей заявок на участие в аукционах, проверять правильно ли заказчик установил сроки оплаты по данному контракту, и в случае более длительных сроков, чем один календарный месяц, срочным образом писать запрос на разъяснение и требовать внесения изменений в аукционную документацию с проектом контракта. Пусть ваша работа будет успешной, а ожидание денежного вознаграждения не слишком утомительным.