Что такое потенциально опасные ситуации. Классификация потенциально опасных объектов с угрозой возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций
Анализ чрезвычайных ситуаций техногенного характера показывает, что значительная доля их, особенно таких, которые приводят к поражению людей и большим материальным потерям, возникает в результате аварий и катастроф на промышленных объектах.
Для облегчения работы по определению и осуществлению мер по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, уменьшению тяжести их последствий и создания условий для их ликвидации важно систематизировать объекты по признаку, наиболее влияющему на возникновение ЧС на этих объектах. Этим признаком является опасность, которая в случае производственной аварии на данном объекте: выброса в окружающую среду вредных веществ (РВ, СДЯВ, БОВ), взрыва, пожара, катастрофического затопления.
Объект экономики или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель люлек, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб народному хозяйству и окружающей природной среде называется потенциально опасным объектом.
По своей потенциальной опасности объекты экономики подразделяются на четыре группы:
первая - химически опасные объекты (ХОО);
вторая - радиационно-опасные объекты (РОО);
третья - пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВО);
четвертая - гидродинамически опасные объекты (ГДОО).
В настоящее время только крупных предприятий, представляющих опасность регионального или даже глобального характера, на территории России насчитывается более 2 тысяч. В основном это химически опасные объекты.
Химически опасные объекты (ХОО) - это объект, при аварии на котором или разрушении которого может произойти поражение людей, с/х животных и растений, либо химическое заражение окружающей природной среды опасными химическими веществами в концентрациях или количествах, превышающий естественный уровень их содержания в среде.
Главный поражающий фактор при аварии на ХОО - химическое заражение приземного слоя атмосферы; вместе с тем возможно заражение водных источников, почвы, растительности. Эти аварии нередко сопровождаются пожарами и взрывами.
Если в городе, районе, области имеются ХОО, то данная административно-территориальная единица (ATE) также может быть отнесена к химически опасной. Критерии характеризующие степень такой опасности, определены в следующих нормативных документах.
Для объектов - это количество, для ATE - доля (%) населения, которое может оказаться в зоне возможного заражения.
По масштабу распространения поражающих факторов аварии на ХОО подразделяют на:
* локальные (частные) - если она не выходит за границу его санитарно-защитной зоны;
* местные - охватывает также отдельные участки близлежащей жилой застройки;
* региональные - когда в нее попадают обширные территории города, района, области с высокой плотностью населения;
* глобальные - полное разрушение крупного химического объекта.
Типовые ХОО, использующие наиболее распространенные СДЯВ - хлор и аммиак:
* станции водоочистки;
* холодильные установки;
* предприятия химической, нефтехимической оборонной промышленности;
* железнодорожные цистерны со СДЯВ, продуктопроводы, газопроводы.
Радиационно-опасные объекты (РОО) - любой объект, в т.ч. ядерный реактор, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также место хранения ядерного материала и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на которых или разрушении которых может произойти облучение или радиоактивное загрязнение людей, с/х животных и растений, а также окружающей природной среды.
К типовым РОО относятся:
* атомные станции;
*предприятия по переработке отработанного ядерного топлива и захоронению р/а отходов;
* предприятия по изготовлению ядерного топлива;
* научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные установки и стенды;
* транспортные ядерные энергетические установки;
* военные объекты.
Потенциальная опасность РОО определяется количеством р/а веществ, которое может поступить в окружающую среду в результате аварии на РОО. А это в свою очередь зависит от мощности ядерной установки. Наибольшую опасность представляют АС и НИИ с ядерными установками и стендами. Аварии на них классифицируются как по возможным масштабам последствий: локальная, местная, общая, региональная, глобальная, так и по нормам эксплуатации (проектные, проектные с наибольшими последствиями, запроектные).
1 Пожаро-взрывоопасный объект (П BOO ) - это объект, на котором производятся, хранятся, используются или транспортируются продукты и вещества, приобретающие при определенных условиях (авариях, инициировании) способность к возгоранию (взрыву).
По своей потенциальной опасности эти объекты подразделяются на 5 категорий:
А - объекты нефтяной, газовой, нефтеперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, склады нефтепродуктов;
Б - производства угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, синт. каучука;
В - лесопильные, деревообрабатывающие, столярные и т.п. цеха, склады масла;
Г - металлургические производства, термические цеха, котельные;
Д - объекты переработки и хранения несгораемых материалов в холодном виде.
Особенно опасные объекты категорий А, Б и В.
Пожары и взрывы приводят к разрушению зданий и сооружений вследствие сгорания или деформации их элементов, оборудования, возникновении воздушной ударной волны (при взрыве), образованию облаков ТВС и ГВС, токсических веществ, взрыву трубопроводов и сосудов с перегретой жидкостью.
Гидродинамический опасный объект (ГДОО) - это гидротехническое сооружение или естественное образование, создающее разницу уровней воды до и после этого объекта.
К гидротехническиопасным объектам относятся: естественные плотины и гидротехнические сооружения напорного фронта. При их прорыве появляется волна прорыва, обладающая большой разрушительной силой и образуются обширные зоны затопления.
Типовые ГДОО:
Плотины; - напорные бассейны ГЭС и ТЭС;
Подпорные стены; - водоприемники. Критерии потенциальной опасности ГДОО:
1. Сооружения ГЭС и ТЭС (по электрической мощности):
* 1 класс - мощность 1,5 млн. квт. и более;
* 2-4 класс -/- до 1,5 млн. квт.
2. Сооружения мелиоративных систем при площади орошения или осушения (тысяч Га): 1 класс - > 300; 2 класс -100-300; 3 класс - 50-100; 4 класс - < 50.
Идентификация, т.е. установление степени опасности объектов включает:
*первичное (начальное) определение степени опасности объекта экономики, основанное на анализе возможных видов ущерба, наносимого человеку и окружающей среде;
*выделение приоритетных для последующего анализа объектов.
При проведении идентификации учитывается две категории опасностей
*опасности, возникающие в процессе нормальной эксплуатации объекта;
*опасности аварийной природы, в т.ч. нештатные ситуации, при которых имеет место значительное повышение уровня риска.
Процедура начального определения степени опасности объекта реализуется с помощью составляемой таблицы, характеризующей возможный ущерб от функционирования объекта, а также информации о количестве вредных веществ и материалов, которые производятся, перерабатываются, хранятся на объекте или транспортируются.
Качественная оценка возможных видов ущерба от функционирования опасных объектов экономики
Таблица заполняется с привлечением экспертов. В графе соответств. Ущербов (видов его) записываются утверждения (ответы): "Да", "Нет", "Возможно" в зависимости от оценки экспертов. Виды возможного ущерба,. Приведенные в таблице, могут быть изменены и дополнены. Опасность объекта оценивается по трем категориям:
1) количеству утверждений "Да" и "Возможно" относящимся к тем или иным видам возможного техногенного воздействия (индексам опасности);
2) количеству производимых, перерабатываемых, транспортируемых или хранимых вредных материалов и веществ;
3) безопасному радиусу, характеризующему зону безопасности.
В качестве критериальных (пороговых) значений количеств вредных веществ, при повышении которых объект считается потенциально-опасным, могут быть приняты данные из Директивы Европейского экономического сообщества (ЕЭС) по основным опасным веществам. Эти данные, а также размеры безопасных зон для объектов с опасными веществами даны в Зтоме "Руководства по анализу и управлению риском в промышленном регионе", Москва, ГКЧС РФ год.
Если количество вредных веществ равно или больше указанного, то применяется утверждение
Если количество веществ менее табличного, проводится дополнительный анализ опасности объекта по рассматриваемому признаку с целью у становления возможности принятия утверждения "возможно".
При этом используется упрощенная оценка опасности объектов, основанная на данных по пороговым количествам трех классов веществ: горючих, взрывчатых и высокотоксичных.
Считается, что опасность объекта следует оценить меткой "возможно" если количество веществ на OIIX превышает:
a) горючих -10 кг.
b) взрывчатых - 1 кг.
c) для высокотоксичных веществ (ОВ и СДЯВ) дополнительная оценка порогового количества может быть произведена с помощью такой токсической характеристики вещества, как концентрация, при которой наблюдается поражения у 50 % реципиентов (ЛК 50).
Данные по пороговым количествам данного класса веществ, при которых возможно формирование облака зараженного воздуха ЛК 50, приведены в Руководстве. При наличии на объекте высокотоксичных веществ в количествах, равных или превышающих эти данные, для объекта принимается метка "возможно".
При оценке опасности транспортных объектов меткой "Да" обозначаются все транспортные средства, перевозящие или передающие материалы специфических категорий: канцерогенные, мутагенные, тератогенные.
Оценка опасности объектов по критерию "Зона безопасности" производится с учетом их местоположения, характера окружающей среды, близости населенных пунктов и т.д.
По всем рассмотренным выше признакам, ОНХ получают соответствующие метки (да, возможно
нет). При наличии меток "да" или "возможно" по одному из признаков объект считается, в принципе, опасным и его необходимо принимать во внимание при проведении анализа. При большом количестве опасных объектов возникает необходимость выделения наиболее опасных из них. Для него выполняются следующие расчеты и оценки:
* вычисляется и анализируется дополнительный критерий (потенциальный индекс опасности смертельных поражений людей в ближайшем от объекта населенном пункте при аварийных ситуациях - ПИО);
* оценивается максимальное количество людей, подвергающихся поражающему воздействию, масштабы возможных разрушений и ухудшение качества окружающей среды при наиболее тяжелом варианте аварии;
* для условий нормальной регламентной работы объекта производится сравнительная оценка концентраций вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу и сбрасываемых в другие среды, с предельно допустимыми уровнями загрязнений.
Для вычисления потенциального индекса опасности (ПИО) рекомендуются формулы:
а) для объектов с горючими материалами
ПИO = 10 * Q r/d
Q r - количество горючего материала (вещества) на объекте,кг.
d - расстояние до ближайшего населенного пункта, гл.
б) для объектов со взрывчатыми веществами
ПИО = 100 * Q ВВ / d
q BB - количество ВВ на ОНХ, кг,
d - в прежнем состоянии, м,
в) для объектов с высокотоксичными веществами
ПИО = 1000 * Q T /Q T П d
Q т - количество высокотоксичного вещества объекте, кг.
Q тп - пороговое количество этого вещества, которое формирует облако зараженного воздуха с концентрациями ЛК 50, кг.
d - в прежнем обозначении, м.
В число самых опасных ОНХ включаются объекты, для которых ПИО > 1.
Как видим, анализ потенциальной опасности объектов при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях (т.е. в чрезвычайных ситуациях) предполагает проведение процедуры оценки риска, которая включает в себя определение численных значений вероятности реализации этих событий, построение сценариев развития ЧС и оценку на этой основе возможных последствий.
Процедура оценки риска затруднена необходимостью проведения большого количества сложных расчетов и отсутствием в настоящее время достоверных исходных данных.
В этой связи возникает потребность иметь простые расчетные соотношения, позволяющие оперативно проводить оценку потенциальной опасности объектов экономики при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях.
Такая методика определения потенциальной опасности объектов была разработана сотрудниками штаба ГО СССР, научно-техническим комитетом ГО СССР но результатам научно-исследовательских работ и предназначена для органов гражданской обороны.
Методика предназначена для оперативной оценки потенциальной опасности объектов экономики при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, на основе учета образующихся в этих случаях полей поражающих факторов и последствий их воздействия на людей,
Опасность объекта характеризуется максимальной потенциальной угрозой, создаваемой массой находящихся на объекте опасных веществ.
Под опасным веществом понимается такое вещество, определенное количество которого способно инициировать явления или процессы, поражающие людей, наносящие ущерб основным производственным фондам или окружающей среде.
В качестве опасных веществ в Методике рассматриваются:
a) взрывчатые вещества (ВВ);
b) сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ);
c) топливовоздушные смеси (вещества, способные образовывать в ЧС взрывоопасные облака -ожиженные нефтяные или природные газы).
В качестве меры опасности объекта с пожаро-взрывоопасными производствами принимается количество несчастных случаев со смертельным исходом в результате инцидента, вызванного чрезвычайным событием.
Пороговый уровень смертности - 10 погибших при инциденте - принимается в качестве критерия опасности ОПХ. (Данный критерий опасности является общепринятым за рубежом и введен В. Маршалом " основные опасности химического производства". М. Мир, 1989 г.)
Под потенциально опасным объектом понимается такой объект, ЧС на котором приведет к гибели не менее 10 человек (из числа персонала объекта или населения) или границы зон действия поражающих факторов при ЧС выходя] за территорию объекта или территорию его санитарно-защитной зоны.
В качестве основных поражающих факторов на объектах с пожаро-взрывоопасными производствами рассматриваются:
*воздушная ударная волна (ВУВ) взрывов ВВ;
*воздушная ударная волна взрывов ТВС;
*токсическое действие СДЯВ, находящихся на объекте или образующихся в ходе неконтролируемых химических реакций в процессе инцидента.
В качестве нормированных показателей поражающей опасности объекта приняты:
*удельная смертность (число погибших в результате инцидента, отнесенное к количеству опасного вещества, т/чел.);
*радиус поражения (радиус круга с центром в точке реализации инцидента).
Для ВУВ взрывов ВВ, облаков ТВС в качестве границы радиуса смертельного поражения принимается избыточное давление, приводящее к гибели человека.
Для токсического действия СДЯВ в качестве границы радиуса смертельного поражения принята глубина зоны летательной концентрации СДЯВ.
Расчет радиуса поражения при инциденте проводится из предположения, что все направления реализации опасности равновероятны. При одновременной реализации на ОНХ нескольких инцидентов, ожидаемое количество погибших определяется:
*в случае наложения зон действия поражающих факторов - по фактору наиболее опасному для человека;
*в случае раздельного положения зон действия поражающих факторов - как сумма погибших от каждого фактора.
Основные расчетные соотношения:
1. Взрыв конденсированных ВВ
a) число погибших при взрыве n bb = Р * q bb 0,666
b) радиус смертельного поражения R BB = 18,4 * q bb 0,333
n bb - среднее число погибших, чел.
r bb - радиус смертельного поражения при взрыве ВВ, м.
Р - плотность населения, тыс. чел./км 2
q bb - масса заряда ВВ, т.
Определение nbb и rbb можно осуществить также с помощью таблиц.
2. Взрыв облака топливовоздушной смеси
a) число погибших n tbc = 3PQ tbc 0,666
b) радиус смертельного поражения r tbc = 30 q tbc 0,333
q tbc - масса прореагировавшей части облака ТВС, г. Для оценочных расчетов принимают:
Для облака образовавшегося при полном разрушении резервуара хранения (мгновенное разрушение qtbc = q (полная масса).
Для облака, образовавшегося в результате испарения разлития (при наличии в резервуаре пробоин, трещин и т.д.)
q tbc = 50 % Q разлития
n tbc и r tbc можно определять также и по таблицам Методики. 3. Выброс сильнодействующих ядовитых веществ.
Число погибших при выбросе СДЯВ Nсдяв = М* Qсдяв, где:
М - средняя удельная смертность при воздействии данного СДЯВ,ч/т Qсдяв - масса выброса СДЯВ, т.
Численные значения М для промышленных опасных веществ берут в таблице Методики результаты анализа последствий ряда аварий и по Маршалу "Основные опасности химического производства", М. Мир, 1989 г.).
В основу определения глубины определения опасной зоны при мгновенном или продолжительном выбросах СДЯВ положены результаты работ применительно к хлору.
При определении глубин зон для других СДЯВ используются коэффициенты перерасчета Кл и Кп:
L Л = К Л * L Л ХЛ
L П = К П * L П ХЛ
значения Кл и Кп для промышленных опасных веществ даны в таблицах (Приложение к Методике).
Потенциально опасный объект
Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.
Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты(введена Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ).
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
8) метрополитены;
9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
10) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
4. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Классификация потенциально опасных объектов осуществлена по иерархическому методу последовательным делением объектов на классификационные группировки. В качестве признака деления объектов на классы использован основной вид опасности объекта (радиационная, химическая и т.д.). Объекты разделены на следующие классы:
- 1. Радиационно опасные объекты
- 2. Химически опасные объекты
- 3. Взрыво- и пожароопасные объекты
- 4. Опасные транспортные средства
- 5. Опасные технические сооружения.
Деление на классы является чисто условным, поскольку чрезвычайные ситуации на многих объектах носят комплексный характер и порождают различные поражающие факторы. Поэтому некоторые из объектов можно отнести к одному из двух разных классов. При классификации объектов с несколькими поражающими факторами следует учитывать прежде всего доминирующий фактор.
Система критериев
категорирования потенциально опасных объектов по уровню угроз техногенного, природного и террористического характера и степени их защищенности от этих угроз , а также оценки эффективности мероприятий физической защиты и охраны опасных объектов
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайные ситуации различают по характеру источника (природные, техногенные, биолого - социальные и террористические) (ГОСТ Р 22.0.02-94);
потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологическ ие вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02-94).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. №1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» («Собрание законодательства Российской Федерации», 23.09.1996, № 39, ст. 4563) определены параметры, характеризующие масштаб чрезвычайной ситуации. Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
В соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденными приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105 («Российская газета» № 71, 12.04.2003 г.) (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2003 г., регистрационный № 4291), введены классы опасности потенциально опасного объекта, устанавливаемые по результатам прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций:
- 1 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;
- 2 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;
- 3 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;
- 4 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;
- 5 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.
Согласно указанным критериям, категорирование потенциально опасных объектов проводится по четырем параметрам (i,j,k,l).
I - техногенного характера;
II - природного характера;
III - террористического характера.
A - ядерно и/или радиационно опасные;
B - пожаровзрывоопасные;
C - химически опасные;
D - биологически опасные;
Е - гидродинамически опасные.
Категорирование по масштабам угроз (k) осуществляется в соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения по пяти классам опасности потенциально опасного объекта.
Категорирование по степени защищенности от угроз техногенного, природного и террористического характера (l) осуществляется по результатам оценки готовности объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий, проводимой в соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения.
При этом используются три категории:
- 1 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям менее чем на 50%;
- 2 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 50% и более, но менее чем на 80%;
- 3 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.
Пример: показатель О(IA33) - характеризует защищенность потенциально опасного объекта к воздействию угроз техногенного характера, объект является ядерно и/или радиационно опасным, в результате аварии на нем возможно возникновение территориальной чрезвычайной ситуации, защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.
Предложенные критерии категорирования потенциально опасных объектов являются «рамочными», их дальнейшую детализацию с учетом специфики объекта и конкретизации угроз необходимо осуществлять ведомственными нормативными актами.
II. Эффективность мероприятий физической защиты и охраны потенциально опасных объектов определяется:
наличием и состоянием технических систем контроля, предупреждения и защиты от аварийных ситуаций;
видом охраны (войсковая, вневедомственная, ведомственная);
наличием и состоянием инженерно-технических средств охраны;
эшелонированием всех видов охраны и технических средств обеспечения безопасности.
Наиболее общим критерием, характеризующим эффективность мероприятий физической защиты и охраны потенциально опасных объектов от угроз террористического характера, является вероятность непроникновения террористов на данный объект. Определение количественных показателей данного критерия требует использования типовых моделей воздействия, моделей охраны, обороны и функционирования, как самого объекта, так и его технических систем контроля, предупреждения и защиты от аварийных ситуаций.
В большинстве случаев эта задача трудноразрешима, поэтому в качестве критерия предлагается использовать показатель степени оборудования объекта средствами физической защиты и охраны. При этом используются три категории состояния оборудования объекта указанными средствами:
- 1 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям менее чем на 50%;
- 2 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям на 50% и более, но менее чем на 80%;
- 3 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.
При определении предъявляемых требований необходимо учитывать:
рациональное размещение объектов, их зданий и сооружений;
обеспечение надежной защиты персонала объекта;
повышение надежности инженерно-технического комплекса объекта;
исключение или ограничение поражения вторичными факторами;
обеспечение надежности и оперативности управления производством;
организацию надежных производственных связей и повышение надежности системы электроснабжения;
подготовку объекта к переводу на аварийный режим работы;
подготовку к восстановлению нарушенного производства.
Порядок проведения анализа уязвимости систем физической защиты и охраны потенциально опасного объекта и требования к ним должен определяться в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке достаточности мероприятий по физической защите и охране предприятий и организаций от существующих и прогнозируемых диверсионных и террористических угроз внутреннего и внешнего характера» утвержденными приказом Минпромнауки России от 29 мая 2002 г. № 145 На объектах Минобороны России требования к физическим средствам защиты и охраны определяются в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 г. №448/12/1789 «Руководство по оснащению объектов Министерства обороны Российской Федерации техническими средствами охраны и их эксплуатации». Разработан и находится в стадии согласования с заинтересованными органами военного управления проект «Единого порядка проведения анализа уязвимости ядерно-опасных объектов Минобороны России и оценки эффективности действующих и проектируемых средств физической защиты этих объектов».
На объектах Федерального агентства по атомной энергии требования к физическим средствам защиты и охраны определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.97 № 264 «Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» и Положением об общих требованиях к системам физической защиты ядерно-опасных объектов Минатома России..
- 1. Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол № 4, подпункт 5а).
- 2. Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Паспорт безопасности разрабатывается на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайной ситуации.
- 3. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:
определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций (далее -ЧС) для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;
определения возможности возникновения ЧС на опасном объекте;
оценки возможных последствий ЧС на опасном объекте;
оценки возможного воздействия ЧС, возникших на соседних опасных объектах;
оценки состояния работ по предупреждению ЧС и готовности к ликвидации ЧС на опасном объекте;
разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС на опасном объекте.
- 4. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.
- 5. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.
Переоформляется паспорт безопасности опасного объекта через 5 лет, а также при изменении сферы деятельности, реконструкции, модернизации технологических процессов объекта.
- 6. При заполнении форм паспорта безопасности опасного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.
- 7. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах.
Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте. Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).
8. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя:
титульный лист;
«Общая характеристика опасного объекта»;
«Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций»;
«Характеристика аварийности и травматизма»;
«Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
последний лист, содержащий подписи разработчиков.
К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных ЧС на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.
- 9. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС.
- 10. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных ЧС и индивидуального (потенциального) риска:
зона последствий возможных ЧС - зона действия поражающих факторов, возникающих при ЧС;
индивидуальный риск - частота возникновения поражающих воздействий, определенного вида в определенной точке пространства;
потенциальный (территориальный) риск - распределение частоты реализации поражающих факторов возможных ЧС на территории объекта и за его пределами в виде изолиний индивидуального риска.
Построение изолиний риска осуществляется от максимально возможных значений до 10*10 -7 год - 1 .
- 11. Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.
- 12. Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.
Разработка расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности.
- 13. В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска ЧС для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.
- 14. В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития ЧС.
- 15. При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения ЧС, если источником ЧС являются аварии или ЧС на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.
- 16. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:
титульный лист;
список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;
аннотация;
задачи и цели оценки риска;
описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;
методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска ЧС;
описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;
результаты оценки риска ЧС, включая ЧС, источниками которых могут явиться аварии или ЧС на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;
анализ результатов оценки риска;
выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;
- 17. С учетом показателей степени риска и сравнительного анализа с установленными показателями приемлемого риска на опасном объекте разрабатываются мероприятия по предупреждению ЧС и снижению риска (при превышении установленных показателей приемлемого риска для данного типа объектов).
- 18. К проверке соответствия разработанных паспортов безопасности опасных объектов установленным требованиям, целесообразно привлекать специализированные организации, участвующие в установленном порядке в экспертизе деклараций промышленной безопасности в части предупреждения, локализации и ликвидации ЧС.
1.2. ГИГИЕНА, ТОКСИКОЛОГИЯ, САНИТАРИЯ
МЕТОДИКА КЛАССИФИЦИРОВАНИЯ НАНОТЕХНОЛОГИЙ И ПРОДУКЦИИ НАНОИНДУСТРИИ ПО СТЕПЕНИ ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ
Дата введения: с момента утверждения
1. РАЗРАБОТАНЫ:
Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Г.Г.Онищенко, И.В.Брагина, О.И.Аксёнова, А.А.Волков,
Т.Ю.Завистяева, А.Л.Мишина)
НИИ питания РАМН
(В.А.Тутельян, И.В.Гмошинский, С.А.Хотимченко, Е.А.Арианова,
В.В.Бессонов, Р.В.Распопов, О.И.Передеряев, В.В.Смирнова,
О.Н.Тананова, Г.Н.Шатров, А.А.Шумакова)
Государственная
корпорация "Роснанотех" (А.Б.Малышев, Ю.Г.Ткачук, О.А.Макарова)
Центр "Биоинженерия" РАН
(К.Г.Скрябин, Н.В.Раввин)
Биологический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова (М.П.Кирпичников, К.В.Шайтан)
Институт биохимии им.
А.Н.Баха РАН (В.О.Попов, Б.Б.Дзантиев)
2. УТВЕРЖДЕНЫ
Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, Главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко и введены в
действие с 27.12.2010.
3. Введены впервые.
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. В настоящих
методических рекомендациях приведена методика проведения
классифицирования нанотехнологий и продукции наноиндустрии по
степени их потенциальной опасности для здоровья населения, в том
числе для работников нанотехнологических производств, и для среды
обитания.
1.2. Методические
рекомендации предназначены для органов и организаций Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, а также могут быть использованы специалистами
Государственной корпорации "Роснанотех", научно-исследовательских и
иных организаций, деятельность которых связана с проведением
исследований и экспертиз в области оценки безопасности
нанотехнологий и продукции наноиндустрии.
II. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
2.1. Федеральный
закон Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" .
2.2. Федеральный
закон Российской Федерации от 02 января 2000 года N 29-ФЗ "О
качестве и безопасности пищевых продуктов" .
2.3. Федеральный
закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О
техническом регулировании" .
2.4. Федеральный
закон Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды" .
2.5. Федеральный
закон Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах
производства и потребления" .
2.6. Федеральный
Закон Российской Федерации от 19 июля 2007 года N 139-ФЗ "О
Российской корпорации нанотехнологий" .
2.7. Постановление
Правительства Российской Федерации N 988 от 21 декабря 2000 года "О
государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и
изделий" .
2.8. Приказ
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека N 224 от 19 июля 2007 года "О
санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях,
исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных
видах оценок" .
2.9. Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации N 54 от 23 июля 2007 года "О
надзоре за продукцией, полученной с использованием нанотехнологий и
содержащей наноматериалы" .
2.10. Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N
79 от 31 октября 2007 года "Об утверждении Концепции
токсикологических исследований, методологии оценки риска, методов
идентификации и количественного определения
наноматериалов" .
2.11. ГН
2.2.5.1313-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных
веществ в воздухе рабочей зоны".
2.12. ГН
1.2.2633-10 "Гигиенические нормативы содержания приоритетных
наноматериалов в объектах окружающей среды".
2.13. Методические
рекомендации МР
1.2.2639-10 "Использование методов количественного определения
наноматериалов на предприятиях наноиндустрии".
2.14. Методические
указания МУ
1.2.2636-10 "Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы
продукции, полученной с использованием нанотехнологий и
наноматериалов".
2.15. Методические
указания МУ
1.2.2520-09 "Токсиколого-гигиеническая оценка безопасности
наноматериалов".
2.16. Методические
указания 1.2.2634-10
"Микробиологическая и молекулярно генетическая оценка воздействия
наноматериалов на представителей микробиоценоза".
2.17. Методические
указания 1.2.2635-10
"Медико-биологическая оценка безопасности наноматериалов".
2.18. Методические
указания МУ
1.2.2637-10 "Порядок и методы проведения контроля миграции
наночастиц из упаковочных материалов".
2.19. Методические
указания МУ 1.2.2638-10 "Оценка
безопасности контактирующих с пищевыми продуктами упаковочных
материалов, полученных с использованием нанотехнологий".
2.20. Методические
рекомендации МР
1.2.2522-09 "Выявление наноматериалов, представляющих
потенциальную опасность для здоровья человека".
2.21. Методические
рекомендации МР 1.2.2640-10
"Методы отбора проб, выявления и определения содержания наночастиц
и наноматериалов в составе сельскохозяйственной, пищевой продукции
и упаковочных материалов".
2.23. ГОСТ Р
ИСО 9001-2008 "Системы менеджмента качества. Требования".
2.24. ГОСТ Р
12.0.006-2002 * "Системы управления охраной здоровья и
безопасностью персонала. Требования"
_______________
*
На территории Российской Федерации документ не действует. Действует
ГОСТ 12.0.230-2007 . - Примечание
изготовителя базы данных.
2.25. ГОСТ Р
ИСО 14001-2007 "Системы экологического менеджмента. Требования
и руководство по применению".
III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Классифицирование
продукции наноиидустрии и технологий, применяемых при её
производстве (далее - нанотехнологий), по степени потенциальной
опасности для здоровья населения и среды обитания, в том числе на
стадии рассмотрения проектов нанотехнологических производств,
осуществляется в целях:
-
выявления продукции наноиндустрии, представляющей потенциальную
опасность для жизни и здоровья человека, а также возможности
причинения вреда здоровью человека при изготовлении, обороте,
употреблении (использовании) и утилизации данной продукции;
-
определения производств, применяющих в технологическом процессе
потенциально опасные наноматериалы и способных, вследствие этого,
нанести вред состоянию здоровья работников данных предприятий,
населения, в том числе проживающего на прилегающих территориях, и
окружающей среде;
-
разработки комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности
продукции наноиндустрии для потребителя (в частности, замена более
опасных наноразмерных компонентов менее опасными, нанесение
предупредительных надписей на продукцию и её упаковку при
маркировке и этикетировании, меры по недопущению ненадлежащего
использования и утилизации продукции наноиндустрии и другое);
-
минимизации рисков, связанных с применением нанотехнологий и
наноматериалов в производственных процессах путём разработки и
внедрения комплекса мероприятий по обеспечению безопасных условий
труда и предотвращения загрязнения окружающей среды.
3.4.* Результатом
классифицирования продукции наноиндустрии по степени потенциальной
опасности является отнесение её к продукции с низкой, средней или
высокой степенью потенциальной опасности для её потребителя.
________________
*
Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы
данных.
3.5. Для продукции
наноиндустрии с низкой степенью потенциальной опасности не
требуется проведения специальных оценок в области её безопасности
для потребителей, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации для всей продукции данного
типа.
3.6. Для продукции
наноиндустрии со средней степенью потенциальной опасности
рекомендуется проведение токсиколого-гигиенической оценки
безопасности наночастиц и наноматериалов, содержащихся в продукции,
в соответствии с установленными требованиями (МУ
1.2.2520-09 , МР 1.2.2634-10*, МР
1.2.2566-09 , МУ
1.2.2635-10). Для отдельных видов продукции, такой как
упаковочные материалы, контактирующие с пищевой продукцией,
дополнительно рекомендуется проведение санитарно-химических
исследований миграции наночастиц в продукт (МУ
1.2.2637-10 и МУ
1.2.2638-10). На основании результатов проведенных оценок
разрабатывается комплекс мер по снижению рисков, возникающих для
потребителей продукции наноиндустрии, включая нанесение
предупредительных надписей на продукцию или её упаковку,
информирование потребителя о новых свойствах продукции, порядке её
безопасного применения, использования и мерах предосторожности при
её надлежащей утилизации.
_______________
*
Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: МУ
1.2.2634-10 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя
базы данных.
3.7. Для продукции
наноиндустрии с высокой степенью потенциальной опасности
рекомендуется проведение токсиколого-гигиенической,
медико-биологической и, при необходимости, санитарно-химической
оценки на адекватных биологических тест-системах, включая выявление
возможного наличия отдалённых неблагоприятных эффектов
(мутагенность, репродуктивная токсичность, нейротоксичность,
эмбриотоксичность, тератогенность, канцерогенность, аллергенность,
иммунотоксичность, органотоксичность), с использованием
утверждённых для этих целей методов, предусмотренных МУ
1.2.2520-09 , МР 1.2.2634-10, МР
1.2.2566-09 , МУ
1.2.2635-10 , МУ
1.2.2637-10 и МУ
1.2.2638-10 и другими документами, утверждёнными в
установленном порядке. По результатам проведённой оценки
разрабатывается комплекс мер по снижению рисков, возникающих для
населения, включая возможное изменение технологии и рецептуры
продукции, а также меры, указанные в пункте 3.6 настоящих
методических рекомендаций.
3.8. Результатом
классифицирования нанотехнологии по степени потенциальной опасности
является отнесение её к технологии с низкой, средней или высокой
степенью потенциальной опасности для работников данных предприятий,
населения и окружающей среды.
3.9. Для нанотехнологии с
низкой степенью потенциальной опасности не требуется проведения
специальных оценок в области безопасности в части эффектов,
обусловленных воздействием веществ в форме наночастиц и
наноматериалов. Нанотехнологические производства должны
соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации,
установленным для производств аналогичной продукции, полученной по
традиционным технологиям, не использующим наночастицы и
наноматериалы.
3.10. Для нанотехнологии
со средней степенью потенциальной опасности в дополнение к пункту
3.9. рекомендуется проведение общетоксикологической оценки
безопасности наночастиц и наноматериалов, используемых в
производственном процессе с использованием соответствующих методов,
утверждённых в установленном порядке. По результатам проведённых
тестов разрабатывается комплекс мер по снижению рисков,
обусловленных воздействием наночастиц и наноматериалов, на
производстве, включая установление критических контрольных точек
производства, связанных с возможным поступлением наночастиц и
нанообъектов в воздух производственных помещений, атмосферный
воздух прилегающей к предприятию территории и промышленные сточные
воды, использование индивидуальных и коллективных средств защиты,
внедрение технологии очистки газообразных и жидких промышленных
выбросов и стоков от наночастиц и нанообъектов, разработку правил
надлежащей утилизации (захоронения) твёрдых отходов производства и
другое.
3.11. Для нанотехнологии
с высокой степенью потенциальной опасности в дополнение к
указанному в пунктах 3.9. и 3.10 рекомендуется проведение
развёрнутой токсиколого-гигиенической и медико-биологической оценки
в соответствии с методическими документами, утвержденными в
установленном порядке. По результатам проведённой оценки
разрабатывается комплекс мер по снижению рисков для работников
данных предприятий, населения и окружающей среды (проведение стадий
производственного процесса, характеризуемых высоким риском, в
изолированных камерах или аппаратах, применение систем вентиляции и
очистки воздуха и другое), а также меры, указанные в пункте
3.10.
3.12. Классифицирование
нанотехнологий и продукции наноиндустрии по степени потенциальной
опасности проводится организациями независимо от их вида,
организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе
научно-исследовательскими организациями, испытательными
лабораториями и центрами, которые соответствуют требованиям,
предъявляемым к организациям, проводящим
санитарно-эпидемиологическую экспертизу продукции, полученной с
использованием нанотехнологии и наноматериалов (МУ
1.2.2636-10).
3.13. Классифицирование
продукции наноиндустрии и нанотехнологии по степени потенциальной
опасности осуществляется на основании:
3.13.1. документации,
предоставленной производителем или поставщиком продукции
наноиндустрии;
3.13.2. литературных
источников, содержащих сведения о физико-химических и биологических
свойствах наноматериалов и признаваемых достоверными в соответствии
с п.3.17 настоящих методических рекомендаций;
3.13.3. собственных
данных организации (лаборатории), полученных с использованием
методов оценки безопасности наноматериалов, утверждённых в
установленном порядке (включая данные о размере, форме частиц,
химическом составе, кристаллической структуре, общетоксическом и
раздражающем действии, аллергенности, канцерогенности,
мутагенности, репродуктивной токсичности, эмбриотоксичности,
тератогенности, иммунотоксичности, воздействии продукции
наноиндустрии на окружающую среду и другое).
3.14. В документации,
предоставляемой производителем (поставщиком) продукции
наноиндустрии для целей классификации этой продукции и технологии
её производства по степени потенциальной опасности, должны
содержаться сведения о:
3.14.2. назначении
продукции наноиндустрии, области её использования, предполагаемых
потребителях (пользователях) продукции;
3.14.3. способах
применения (использования) продукции по её назначению;
3.14.4. устойчивости
продукции по показателю миграции из неё наночастиц и
наноматериалов, как в нормальных условиях эксплуатации, так и в
экстремальных условиях (при воздействии высоких температур,
пламени, горения, при механическом разрушении продукции,
криодеструкции и воздействии других факторов, приводящих к
разрушению продукции);
3.14.5. перечне стадий
технологического процесса, в которых возможно использование или
образование наночастиц и нанообъектов;
3.14.6 предусмотренных
технологией производства мерах по обеспечению безопасности
производства, охране окружающей среды и поддержанию надлежащего
качества продукции в соответствии с установленными
законодательством Российской Федерации требованиями, в том числе
требованиями ГОСТ Р
ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р
ИСО 14001-2007 ;
3.14.7. других данных
(при их наличии) о продукции и технологии, приведенных в МУ
1.2.2636-10 .
3.15. Организация,
проводящая классифицирование, также может запрашивать у
производителя (поставщика) продукции наноиндустрии дополнительные
сведения, необходимые для проведения классифицирования, в случае,
если предоставленная информация не позволяет выработать
обоснованное заключение о степени потенциальной опасности продукции
и технологии.
3.16. Сведения
представляются производителем (поставщиком) продукции наноиндустрии
в организацию, проводящую классифицирования нанотехнологий и
продукции наноиндустрии, на государственном (русском) языке.
Материалы на иностранных языках должны сопровождаться переводом на
русский язык, заверенным в установленном порядке.
3.17. Достоверными
литературными источниками, которые могут быть использованы при
проведении классифицирования нанотехнологий и продукции
наноиндустрии по степени их потенциальной опасности, считаются:
3.17.1. статьи в
рецензируемых научных журналах (отечественных и зарубежных),
содержащие результаты научных экспериментальных работ, выполненных
в соответствии с требованиями надлежащей лабораторной практики
(GLP) с использованием современных, адекватных целям и задачам
исследования методов, содержащие детализированное описание
изучаемого наноматериала, применяемых экспериментальных моделей,
лабораторных животных, реактивов и оборудования. В случае
расхождения или несоответствия данных, содержащихся в разных
источниках, приоритет отдаётся источнику с более поздней датой
публикации;
3.17.2. публикации в
трудах международных и национальных конгрессов, съездов,
конференций и симпозиумов, специализирующихся на вопросах
нанотоксикологии и безопасности наноматериалов, содержащие
информацию о свойствах наноматериалов, оказывающих влияние на их
потенциальную опасность для здоровья человека;
3.17.3. монографии,
обзорно-аналитические статьи и мета-анализы научных данных,
опубликованные в ведущих научных издательствах, рецензируемых
научных журналах и на интернет-сайтах, специализирующихся на
вопросах нанотоксикологии и безопасности наноматериалов. Перечень
Интернет-ресурсов, содержащих соответствующие сведения, приведён в
приложении 1 к МР
1.2.2522-09 ;
3.17.4. патенты и
патентные приложения Российской Федерации и других стран,
содержащие сведения о физико-химических свойствах и биологических
эффектах нанотехнологической продукции и способах её получения;
3.17.5. нормативные и
методические документы Российской Федерации и других стран,
регламентирующие безопасное использование и методы контроля
наноматериалов и продукции наноиндустрии.
3.18. В ходе
классифицирования продукции наноиндустрии и нанотехнологии по
степени их потенциальной опасности производится выявление
наночастиц и наноматериалов, представляющих потенциальную опасность
для здоровья человека, в соответствии с МР
1.2.2522-09 . При этом для каждого вида наночастиц и
нанообъектов, содержащихся в продукции, определяется критерий
потенциальной опасности наноматериала и коэффициент неполноты , позволяющий оценить достоверность
приводимой оценки.
3.19. Для определения
показателя , характеризующего степень близости
(контакта) продукции наноиндустрии к потребителю, организацией,
производящей классифицирование, формируется группа экспертов
численностью не менее 10 человек. Определение проводится
анкетно-опросным ("дельфийским") методом. В состав группы экспертов
включаются имеющие высшее образование специалисты в области
нанобезопасности, которые могут не являться штатными сотрудниками
организации, проводящей классифицирование. Сотрудники организации,
проводящей классифицирование, не участвуют в проведении экспертных
опросов о величине критерия близости продукции наноиндустрии к
человеку. Методика определения критерия близости продукции
наноиндустрии к человеку на основании данных экспертного опроса
приведена в приложении 3 к настоящим методическим
рекомендациям.
3.20. Данные и первичная
документация по проводимому классифицированию нанотехнологии и
продукции наноиндустрии по степени их потенциальной опасности
должны иметь идентификационный номер, позволяющий однозначно
прослеживать наименование заявки, использованные источники, список
сотрудников организации, принимавших участие в работе.
Первичные данные,
полученные в ходе работы, должны быть зарегистрированы с
обязательным указанием даты регистрации и подписаны сотрудниками,
проводящими классифицирование. Не допускается уничтожение указанных
первичных данных, их подмена или перезапись. Данные на электронных
носителях обязательно дублируются в бумажном варианте.
Исправления первичных
данных оформляются в виде дополнений, которые подписываются и
датируются ответственными исполнителями с указанием причин ошибок и
утверждаются руководителем организации.
После проведения
исследования копии материалов, передаваемых заказчику работ,
направляются в архив. Условия архива должны обеспечивать безопасное
и конфиденциальное хранение всех материалов исследования в течение
не менее трёх лет с момента сдачи материалов заказчику.
3.21. По окончании
классифицирования нанотехнологии и продукции наноиндустрии по
степени их потенциальной опасности оформляется заключение по его
результатам, в котором должны быть представлены:
-
название заявки на русском языке, его идентификационный номер;
-
описание продукции, содержащее параметры, используемые при
определении потенциальной опасности продукции для потребителя;
-
описание нанотехнологии, содержащее параметры, используемые при
определении потенциальной опасности технологии для работников
предприятия, здоровья населения и среды обитания;
-
результаты определения критерия потенциальной опасности наночастиц
и наноматериалов, содержащихся в продукции или используемых в
технологии;
-
результаты расчёта критериев, характеризующих безопасность
продукции и технологии и результаты сравнения полученных значений с
классификационными таблицами (см. таблицы 4, 5, пп.4.1.8, 4.2.6
настоящих методических рекомендаций);
-
выводы и рекомендации по результатам проведенной работы.
Заключение подписывается
экспертом и утверждается руководителем организации, проводившей
классифицирование, или его заместителем. Форма заключения приведена
в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям.
3.22. Организация,
проводящая классифицирование, информирует заказчика работы о её
результатах письмом на бланке организации за подписью руководителя.
В письме приводится:
-
наименование заявки;
-
сведения о производителе (поставщике) продукции;
-
сведения об использованных при классифицировании документах
производителя (поставщика) продукции и нормативно-методических
документах;
-
краткие сведения о нанотехнологических составляющих продукции и
технологии;
-
выводы;
-
предложения и рекомендации.
Приложением к письму
является заключение по результатам проведенной работы, оформленное
в соответствии с приложением 1 к настоящим методическим
рекомендациям.
3.23. Сотрудники,
принимающие участие в классифицировании продукции наноиндустрии и
нанотехнологии, обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении
любых данных в рамках принятых ею обязательств и в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
При использовании, в
случае необходимости, при проведении исследования закрытых
источников информации, порядок их использования и хранения
регламентируется в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
3.24. Качество работы по
классифицированию нанотехнологий и продукции наноиндустрии
обеспечивается осуществляемой со стороны руководителя организации
систематической проверкой документации и соответствия процедур
сбора, обработки и представления данных требованиям
законодательства Российской Федерации и настоящих методических
рекомендаций.
3.25. Контроль за
качеством проведения работ включает в себя оформление перечня
заявок с указанием для каждого исследования эксперта
(ответственного исполнителя), названия заявки, идентификационного
номера, списка источников, применяемых при анализе заявки, даты
начала работ и их состояния на текущий момент времени; составление
отчета о проведенных проверках и рекомендации по устранению
недостатков.
3.26. Для осуществления
контроля качества руководитель организации назначает лиц,
ответственных за мониторинг работ, из числа сотрудников, не
участвующих в работах.
IV. ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССИФИЦИРОВАНИЯ НАНОТЕХНОЛОГИЙ И ПРОДУКЦИИ НАНОИНДУСТРИИ ПО СТЕПЕНИ ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ
4.1. Алгоритм определения уровня потенциальной опасности продукции для потребителя
4.1.1. На основании
экспертизы данных, представленных производителем продукции
наноиндустрии в соответствии с пунктом 3.14 настоящих методических
рекомендаций, определяется наличие наноматериалов (нанообъектов,
наночастиц) в составе продукции. Учитывается наличие любых
нанообъектов, независимо от их химической природы и формы.
Соответственно этому, устанавливается значение ограничительного
критерия :
=0, если наноматериалы в продукции
отсутствуют;
=1, если наноматериалы в продукции
присутствуют.
4.1.2. На основании
экспертизы данных, представленных производителем (поставщиком)
продукции наноиндустрии в соответствии с пунктом 3.14 настоящих
методических рекомендаций, определяется, является ли наноматериал,
представленный в составе продукции ансамблем индивидуальных (не
связанных или слабо связанных между собой) нанообъектов.
=0, если наноматериал не является системой
не связанных или слабо связанных между собой и со структурными
элементами продукции нанообъектов;
=1, если наноматериал является системой не
связанных или слабо связанных между собой и со структурными
элементами продукции нанообъектов.
Примечание: степень
связанности нанообъектов (включая наночастицы) в составе
наноматериалов определяется на основании данных, представленных
производителем (поставщиком) продукции согласно пункту 3.14
настоящих методических рекомендаций, сведений, содержащихся в
источниках информации согласно пункту 3.17 настоящих методических
рекомендаций и собственных данных организации, производящей
классифицирование согласно пункту 3.15 настоящих методических
рекомендаций в соответствии со следующим критерием:
4.1.3. На основании
экспертизы данных, представленных производителем (поставщиком)
продукции наноиндустрии в соответствии с пунктом 3.14 настоящих
методических рекомендаций, определяется возможность экспонирования
потребителя продукции содержащимися в ней нанообъектами, в том
числе наночастицами (при их наличии) в нормальных (соответствующих
назначению продукции) условиях эксплуатации. Соответственно этому
устанавливается значение ограничительного критерия .
=0, если экспонирование потребителя
нанообъектами, в том числе наночастицами, при нормальных условиях
эксплуатации продукции невозможно;
=1, если экспонирование потребителя
нанообъектами, в том числе наночастицами, при нормальных условиях
эксплуатации продукции возможно;
а) характер нормальных
условий эксплуатации в соответствии с назначением продукции;
б) структурные
особенности продукции (материала, изделия), в частности, наличие
корпусов и оболочек, изолирующих наноматериал от внешней среды.
4.1.4. На основании
данных, представленных производителем (поставщиком) продукции
согласно п.3.14 настоящих методических рекомендаций, определяется
возможность экспонирования потребителя содержащимися в ней
нанообъектами, в том числе наночастицами, или их производными в
условиях воздействия на продукцию факторов внешней среды
(термодеструкция, горение, плавление, криодеструкция,
фотодеструкция, ветровая эрозия и так далее).
Соответственно этому
устанавливается значение ограничительного критерия :
=0, если экспонирование потребителя
нанообъектами (в том числе наночастицами) при воздействии на
продукцию факторов внешней среды невозможно;
=1, если экспонирование потребителя
нанообъектами (в том числе наночастицами) при воздействии на
продукцию факторов внешней среды возможно.
Примечание: при
установлении значения ограничительного критерия следует принимать во внимание:
а) устойчивость продукции
к воздействию факторов внешней среды (воспламеняемость, горючесть,
растворимость или диспергируемость в воде, подверженность
криодеструкции, фотодеструкции, ветровой эрозии и так далее);
б) наличие в составе
продукции наноматериалов, способных (или неспособных) приводить к
образованию под воздействием факторов внешней среды золя (аэрозоля)
наночастиц.
4.1.5. Установление
критерия, характеризующего степень близости продукции к человеку
().
Критерий изменяется в пределах от 0,000 до 10,000 и
показывает степень близости продукции в целом (а не только её
наноразмерного компонента) к человеку. Например, продукция,
представляющая собой фармацевтический препарат для парентерального
введения в организм человека, характеризуется 10,000, а продукция, представляющая собой
технические устройства, автономно функционирующие в безлюдной зоне
(например, оборудование для буровых или глубоководных работ,
космическая техника) характеризуется
Произошла ошибка
Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.
Вредных и опасных факторов, которые могут привести к травмам, внезапным и резким нарушениям здоровья.
Характеристики потенциальной опасности
Потенциальная опасность – это универсальное свойство взаимодействия человека со средой обитания и ее компонентами. Ее характер меняется от природных и естественных факторов жизнедеятельности человека до всевозможных негативных антропогенных факторов, часто связанных с научно-техническим прогрессом (электричество, всевозможные , высокие и низкие температуры, энергосистемы).
Производственная среда дополняется все более технологиями и техническими системами, которые облегчают труд человека, делают его более производительным, а в некоторых случаях позволяют обойтись и вовсе без участия человека. Однако, чем больше высокотехнологичность , с которой взаимодействует человек, тем выше потенциальная опасность для него. Все производственные процессы потенциально опасны для здоровья, а также могут стать причиной гибели человека.
Потенциальная опасность и риск
Вероятность потенциальной опасности можно оценить с помощью риска. На практике полная безопасность недостижима до тех пор, пока существует источник опасности. Однако можно снизить риск опасности до минимума, обеспечив максимальную безопасность. Вследствие чего риск длительное время остается нереализованным или может проявиться в форме несчастного случая.
Основная характеристика уровня безопасности – величина допустимого (остаточного) риска для человека. Используя всевозможные статистические данные, появляется возможность предварительно оценить риск в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, риск пострадать в автомобильной катастрофе можно охарактеризовать так: на протяжении года 1 из 10-ти человек рискует попасть в автокатастрофу.
Допустимый риск на практике устанавливается в соответствии с достигнутым в наиболее благополучных аналогичных системах «техническая система – человек». Например, вероятность тяжелой аварии на АЭС не должна превышать 10-ти (10 на 1 реакторогод). Допустимый риск необходимо обеспечить комплексом необходимых мероприятий (технологических, технических, организационных), которые сведут к минимуму вероятность возникновения опасности.