Аналитика аналитические обзоры. Преференции участникам закупки Изменения для госзаказчиков
Если в контрактной системе ограничения для иностранных поставщиков работают уже давно, то в сфере действия Закона № 223-ФЗ какие бы то ни было ограничения со ссылкой на место регистрации поставщика и место происхождения товара до конца 2016 года считаются необоснованным ограничением конкуренции. Но уже с 1 января 2017 года предоставление преференций становятся обязанностью госкомпании.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» долгое время оставался в стороне от импортозамещения, хотя право Правительства РФ установить приоритет российской продукции для таких закупок было изначально предусмотрено в ч. 8 ст. 3 этого Закона. На тот же механизм поддержки российских производителей в закупках госкомпаний ссылается и ст. 18 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Однако лишь 16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление № 925).
Это постановление вступает в силу с 1 января 2017 года и распространяется на все конкурентные закупки всех субъектов Закона № 223-ФЗ - в отличие от аналогичных актов контрактной системы, Постановление №925 не содержит перечней отдельных товаров, работ или услуг, закупкой которых ограничивалась бы сфера его регулирования. Такой предельно широкий круг действия отчасти компенсируется тем, что норма ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ была исполнена буквально, и Правительство установило не запретительные, а именно преференциальные меры: проще говоря, никому из иностранцев не запрещено участвовать в закупке, но победит в ней при прочих равных российский производитель.
На российском происхождении товаров, работ и услуг стоит сделать акцент: в отличие от той же контрактной системы, Постановлением № 925 установлены преференции именно для российских производителей, на поставщиков же ЕАЭС аналогичные преимущества не распространяются.
При выработке механизмов преференций поддержка отечественных производителей была ограничена 15-процентной ценовой преференцией. Разумеется, для крупной закупки и 15% - сумма немаленькая, но это всё же куда лучше, чем ограничение конкуренции и полным запретом на приём заявок с предложением о поставках иностранной продукции. Просто иностранец для победы должен быть готов существенно уступить в цене.
Так, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, победитель определяется в общем порядке как участник, предложивший наименьшую цену договора. Вот только если этим победителем оказался иностранец, то согласно ч. 3 Постановления № 925 договор с ним заключается по цене, сниженной на 15%. например, если после объявления аукциона участники в итоге «сбили» до 1 000 000 руб, то победитель-иностранец получит по договору всего 850 000 руб. Если же в ходе аукциона цена была опущена до нуля и участники стали торговаться на повышение за право заплатить заказчику за возможность поставлять ему же товар, то победитель-иностранце должен будет уже доплатить 15% к предложенной им цене.
Такой механизм призван сковать конкурентную активность иностранных производителей, которые должны будут при расчёте ставки закладывать ещё 15%. И лишь если цены российских производителей заведомо завышены, то иностранный поставщик может победить.
Если сопоставление заявок проходит только по цене - например, в классическом запросе котировок, - то при оценке заявки российского производителя принимается во внимание «вымышленная» цена, сниженная на 15% по сравнению с реальной. При этом договор с российским победителем заключается по реальной предложенной им цене. Например, в рамках запроса котировок российский производитель предложил цену в миллион - в этом случае в итоговом протоколе будет фигурировать цена 850 тысяч, а договор по итогам закупки всё равно будет заключен на миллион.
Схожий механизм предусмотрен и для многокритериального сопоставления заявок - например, в рамках конкурса или запроса предложений. В этом случае область предоставления преференций тоже ограничивается ценой, и «сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене, предложенной участником в заявке на участие в закупке». Проще говоря, при подсчёте баллов российский производитель получает по критерию «цена» такую оценку, как если был он снизил свою цену дополнительно на 15% - при этом договор с ним заключается без реального снижения цены. Очевидно, что именно на конкурсе иностранцу легче всего соревноваться с российским производителем, особенно если удельный вес критерия «цена» невелик.
Несложно заметить, что описанные выше преференции представляют собой упрощённый вариант преференций участникам государственных и муниципальных закупок, установленных Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . Близко нормам приказа Минэкономразвития и указание на то что, условием предоставления преференций является включение в документацию о закупке следующих сведений:
- требование о декларировании участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения поставляемых товаров и условие о том, что отсутствие в заявке указания страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки (такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров);
- положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
- сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;
- формулу установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения (согласно подп. «д» п. 5 Постановления № 925);
- условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации;
- условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлена преференция, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.
При этом в отличие от контрактной системы, установление этих сведений должно быть предусмотрено ещё и положением о закупках заказчика - это означает, что всем субъектам Закона № 223-ФЗ нужно будет внести соответствующие изменения в свои положения о закупках к 1 января 2017 года.
Логично, что преференции предоставляются лишь в случае конкуренции российских и иностранных поставщиков. Если в закупке участвуют только российские производители либо только иностранные производители, а тем более если конкуренции нет вовсе, то согласно п.6 Постановления № 925 преференции не предоставляются.
Постановление № 925 также не применяется в следующих случаях:
- В заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.
- в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.
Прошло немногим более года со дня вступления в силу федерального закона 223-ФЗ.
Главной задачей данного закона является развитие конкуренции за счет раскрытия информации, связанной с закупочной деятельностью ряда заказчиков, в первую очередь - государственных компаний и естественных монополий (государственно-корпоративные заказчики). 223-ФЗ предусматривает и другие меры, направленные на решение этой задачи.
Инициатива правильная – до 223-ФЗ закупки многих заказчиков проводились с привлечением узкого круга избранных поставщиков по весьма нечетким правилам (если они вообще присутствовали). Без законодательно обязательного требования к информационной открытости и регламентированию процедур выбора поставщиков вряд ли что-либо изменилось бы.
На первый взгляд мы имеем заметные позитивные сдвиги в данном направлении. Умелая работа с цифрами позволяет заинтересованным лицам рапортовать о больших успехах в деле развития конкуренции. Так ли это на самом деле?
Попробуем разобраться, несколько отступив от общепринятых подходов к рассмотрению этого вопроса.
Развитие конкуренции
За счет размещения информации о закупках, у поставщиков, не работавших до этого с заказчиком, появляется возможность узнать о ранее им неизвестных потребностях и предложить свою продукцию. Подобные утверждения в том или ином виде часто звучат из уст инициаторов разработки 223-ФЗ и многих его сторонников.
На практике это вовсе не означает существенного роста возможностей, так как правила закупки устанавливает на свое усмотрение заказчик, а значит у него достаточно возможностей для обеспечения субъективности выбора, например через установление специфичных требований к квалификации, метода и критериев оценки, требований к продукции и условиям исполнения договора. И для многих заказчиков целью написания «Положения о закупке» является только обеспечение формальных требований 223-ФЗ, без изменений в практике снабжения. Соответственно, в их работе по сути мало что меняется, разве что появляется лишние формальности, требующие привлечения дополнительных специалистов для подготовки и размещения информации на официальном сайте и отчетности.
Но все же, что ни говори - определенные шансы у поставщиков действительно иногда появляются.
Для поставщиков, уже имевших положительный опыт сотрудничества с заказчиком, ситуация несколько ухудшается - им приходится тратить ресурсы и время на подготовку формального и конкурентного предложения. Иногда заказчик даже перекладывает на их плечи задачу подготовки документации закупки, обеспечивающий их победу (впрочем, подобное встречается и в госзакупках).
Появляется новый риск - что при недостаточной квалификации закупочного персонала заказчика, при проведении закупки будут допущены недочеты, которые выльются в победу объективно нежелательного для заказчика поставщика (например, при недоработке требований к товару, на аукционе победит участник, предложивший дешевый, но соответствующий ожиданиям продукт) или оспаривание закупки.
К сожалению, у многих заказчиков кадровые проблемы в этой части достаточно серьезные, а возможности по привлечению стороннего консультанта ограничены. Но этот риск без изменения законодательства минимизировать все же можно.
Однако, в тени оказалась вторая принципиальнейшая задача - обеспечение эффективных закупок заказчика. Причем следует учитывать, что в отличие от заказчиков, работающих по 94-ФЗ и осуществляющих закупки преимущественно расходуя средства, полученные из бюджета, многие из попавших под правила 223-ФЗ заметную долю своих средств получают за счет реализации своей продукции в условиях конкуренции.
И если монополистам в этом плане особых проблем не создается (у них так или иначе продукцию приобретут), то, например, для компаний с госучастием появляются определенные затруднения.
Проблема первая: раскрытие информации о закупках и конкурентоспособность заказчика
Например, анализируя извещения и документацию о закупки металла госкорпорацией, производящей технику, коммерческие конкуренты, в том числе зарубежные, могут достаточно точно спрогнозировать сроки и объемы продукции, которая будет произведена. А информация о ценах и. т. п. из протоколов позволит понять ее стоимость. При этом их собственные возможности остаются секретом.
Кроме того, недобросовестный конкурент может использовать открытые закупки для "подведения" заказчику "нужного" поставщика, способного создать проблемы при производстве, а возможности обжалования - для срыва сроков закупки.
Таким образом, оказывается, что в ряде случаев закон, направленный на развитие конкуренции, оказывает отчасти противоположное действие для отдельных субъектов рынка (заказчик, закупающий по 223-ФЗ, оказывается не в равных условиях с коммерческими конкурентами, а так же иностранными компаниями).
Что следует сделать для решения данной проблемы? Напрашивается ответ - для всех заказчиков разрешить проводить информационно закрытые процедуры не только при закупках, связанных с государственной тайной, но и с тайной коммерческой.
При этом опасения о том, что заказчик под этот «гриф» переведет все свои закупки, тем самым сделав неконкурентными, представляются преувеличенными. Во-первых, потому что понятие «коммерческая тайна» достаточно конкретизируется соответствующим законом (при необходимости, его можно и уточнить). А во-вторых, потому что у заказчика и так есть право, по своему усмотрению, устанавливать круг закупок у единственного поставщика, а значит – передавать закупку кому сочтет нужным, на каких решит правильными условиях. Т.е. в данном случае требования закона не более чем обременение в части документооборота, отчетности и возможность санкций за неаккуратности в нем, но никак не – развитие конкуренции.
Вариантом может быть принятие Правительством перечня подобной продукции или случаев закупки (тем более, что эта возможность предусмотрена 223-ФЗ).
Впрочем, возможно следует подумать и о том, чтобы снизить доли государства в предприятиях, работающих в условиях рыночной конкуренции и тем самым вывести их из сферы действия 223-ФЗ.
Проблема вторая: влияние правил 223-ФЗ на эффективность закупок заказчика
Подход к оценке эффективности закупок часто упрощается. Вспомним, примера ради, победные реляции о том, сколько миллиардов сэкономлено при проведении государственных закупок и как много открытых конкурентных процедур было осуществлено.
На поверку же оказывается, что при формальной «значительной экономии» (рассчитываемой традиционно как разница цены запланированной заказчиком и полученной в результате проведенной процедуры цены закупки), приобретается некачественная продукция по завышенным ценам. А заметная часть «конкурентных процедур» у отдельных заказчиков завершается символическим снижением начальной цены или вовсе признается несостоявшейся, с последующей закупкой у единственного поставщика. Этакая современная иллюстраций «и овцы целы, и волки сыты» .
Эффективность закупки зависит от точки зрения производящего ее оценку. Как минимум таких «измерений» три – поставщик, заказчик и государство. Причем анализу каждого из них можно посвятить целое исследование.
Очевидно, что для поставщика наиболее эффективна та процедура, которая приносит ему максимальную прибыль. Но в одном случае это обеспечивается заключением как можно более дорогого договора на поставку оборудования, а в другом – цена договора может быть близкой к себестоимости продукции, зато поставщик получит баснословные прибыли за счет последующего технического обслуживания. Или от получения в будущем, уже без конкуренции (как с уже проверенным и отлично себя зарекомендовавшим), на порядок более ценного договора.
С позиции государства важно развитие конкуренции, в частности - обеспечение доступа к закупкам как можно более широкого круга поставщиков. Или – поддержка российского товаропроизводителя и субъектов малого предпринимательства (СМП). Последнее часто - путем квотирования закупок заказчиков (в госзакупках заказчики обязаны на 10-20% от большей части своего закупочного бюджета проводить конкурентные процедуры только среди СМП). При том, что подобные закупки не в полной мере соответствуют интересам отдельных заказчиков. Например, имеющиеся ресурсы у большинства СМП намного скромнее, чем у крупных собратьев по бизнесу, потому работа с ними более рискованна. А продукция отечественного производства в ряде случаев уступает зарубежным эквивалентам. Однако заказчик обязан руководствоваться данными требованиями государства и при их выполнении его деятельность будет считаться государством эффективной.
Для заказчика же эффективность закупки определяется степенью достижения цели, поставленной при планировании закупки. В одном случае это может быть покупка наиболее дешевого ресурса, в другом – максимально возможный эффект от внедрения приобретенного решения и т. п. Иногда ему целесообразно по тем или иными причинам проводить не самую выгодную закупку, но у дочерней структуры. Бывают и ситуации, когда нецелесообразно отдать весь объем закупки одному поставщику.
Но для работающих в рамках 223-ФЗ, данный закон вводит ряд ограничений, действие в условиях которых требует от заказчика дополнительных расходов, которых нет у их коммерческих конкурентов. В их числе, например, - на исполнение формальностей, связанных с проведением торгов, подготовкой и размещением информации на официальном сайте, отчетности т. п.
Соответственно, если заказчик должен действовать в условиях рыночных отношений, но при этом к его деятельности государство предъявляет ряд дополнительных требований, подобное обременение должно учитываться представителями государства, хотя бы на уровне решений о распределении возможной прибыли. Либо, решать задачи, важные с точки зрения государства, следует иными способами, не ставящих участников рынка в неравные условия.
Проблема третья: преференции
223-ФЗ предусматривает возможность установления особых условий участия в государственно-корпоративных закупках для субъектов малого предпринимательства и поставщиков продукции отечественного происхождения. Пока данные возможности являются теоретическими – отсутствуют подзаконные акты, их реализующие. Однако, их принятие - это скорее вопрос времени.
Выше мы уже затронули тему затруднений в закупочной деятельности отдельных заказчиков, обязанных реализовать такие преференции. Надо отметить, что в мировой практике случаев установление тех или иных особенностей участия в закупках отдельных категорий поставщиков достаточно много. Правда, это касается чаще всего государственных закупок. Как правило, таким образом государство пытается решать социально-экономические проблемы. Например, в США разрешены закупки у единственного поставщика у предприятий представителей коренного населения.
В коммерческом секторе так же подобное встречается, нередко компании предоставляют преимущества поставщикам, с которыми имеется успешный опыт сотрудничества. В некоторых случаях, например, при дополнительных закупках или продолжении ранее начатых работ, такие преференции бывают достаточно серьезными.
Более того, закупщики ряда крупнейших мировых корпораций считают, что конкурентные процедуры следует проводить далеко не всегда, и большие перспективы таятся в развитии отношений с выбранными поставщиками, число которых должно быть ограничено. И потому выступают иногда даже против обострения ценовой конкуренции между ними при помощи торгов, так как дешевая закупка выгодна для заказчика в краткосрочной перспективе: поставщик, вынужденный минимизировать свой доход ради победы получает меньшие ресурсы на развитие собственного производства, что негативно сказывается в дальнейшем и на заказчике.
Однако в современных российских условиях подобные подходы представляются пока преждевременными, любая преференция повышает коррупционные риски. Поэтому следует весьма осторожно относиться и к перечню категорий «особых» поставщиков, и к самому механизму предоставления преференций. Например, вместо упомянутого «квотирования» закупок у СМП, можно предоставлять при проведении торгов преимущества любому поставщику, заявившего в качестве соисполнителя представителя малого бизнеса. Этот подход обеспечивает поддержку СМП и при этом не увеличивает рисков заказчика.
В противном случае такие преференции будут пустой декларацией и очередной лазейкой для недобросовестных участников закупок.
Обязан ли заказчик (бюджетное учреждение) применять нормы Постановления 925 при проведении аукциона по 223-ФЗ на поставку медицинского оборудования? В положении о закупках нет информации по преференциям.
Ответ
Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Преференции применяются в отношении любой продукции, закупаемой в рамках Закона № 223-ФЗ согласно условиям и правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 925. Исключений в отношении видов закупаемой продукции Постановление Правительства РФ № 925 не содержит.
Прежде чем устанавливать преференции необходимо в Положении о закупках прописать все условия и порядок применения, а также продублировать указанный порядок в закупочной документации.
Как применять постановление № 925: обзор практики ФАС
С 1 января 2017 года заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны предоставлять преимущества российским товарам, работам, услугам. Однако практика ФАС показала, что применять преференции заказчик не вправе, если не внес изменения в Положение о закупке. Расскажу, на какие еще особенности и противоречия обратить внимание, когда применяете постановление № 925.
Преимущества предоставьте, если в положении корректно прописали условия, на которых действует приоритет
Чтобы предоставить приоритет отечественным товарам, работам, услугам, в положении и документации о закупке необходимо отразить в полном объеме сведения, которые указаны в пункте 5 постановления № 925. Ссылки на постановление № 925 недостаточно.
Заказчики вправе предоставить приоритет отечественным товарам, работам и услугам, если в положении и документации о закупке указаны сведения, перечисленные в пункте 5 постановления № 925, а именно:
- положение об ответственности участников закупки, которые предоставят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
- условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам;
- указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки участника, с которым договор заключают;
- положение о заключении договора в случае уклонения победителя;
- условие о замене страны происхождения товара при исполнении контракта.
Практика:
В Положении о закупке преференции установили, установите их в извещении и документации
Если заказчик не установит в извещении и документации о закупке приоритет отечественным товарам, работам или услугам, то нарушит пункт 9 части 10 статьи 4 и пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925.
В извещении и документации о закупке указывают сведения, определенные Положением о закупке (ч. 8-10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Практика:
В Положении о закупке преференции не установили - внесите изменения
Условия предоставления приоритета должны быть установлены в Положении о закупке.
Если в Положении о закупке отсутствуют сведения, предусмотренные в пункте 5 постановления № 925, то заказчик нарушает часть 1 статьи 2, пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925.
Практика:
В Положении о закупке преференции не установили, не устанавливайте и в документации
Заказчик вправе не устанавливать преференции в документации, если информация о приоритетах не указана в Положении о закупке.
Положение о закупке - документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедуры, порядок заключения и исполнения договора, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
Практика:
В практике УФАС был случай, когда комиссия выдала заказчику предписание рассмотреть заявки с учетом постановления № 925. При этом в положении и документации о закупке приоритет российской продукции не был установлен (решение Московского УФАС от 27 апреля 2017 года № 1-00-793/77-17).
Приоритет не устанавливайте, если закупаете только российскую продукцию
Заказчику не нужно устанавливать приоритет, если в техническом задании перечислена продукция только российских производителей.
Обоснование: приоритет не предоставляют, когда заявки участников содержат предложения о поставке только российских товаров (подп. «в» п. 6 постановления № 925).
Приоритет предоставьте только российским товарам, работам, услугам
Вывод: приоритет установлен в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых гражданами России. Круг лиц, которым может быть предоставлен приоритет, ограничен юрисдикцией Российской Федерации без каких-либо условий и оговорок, которые могут относиться к странам - участникам ВТО и ЕАЭС (п. 1 постановления № 925).
Обоснование: Правительство РФ приняло постановление № 925 с целью поддержать российского производителя. Некорректное толкование постановления № 925 приведет к тому, что приоритет будет предоставлен странам - участникам ВТО и ЕАЭС. В таком случае постановление № 925 потеряет свой политико-правовой смысл и экономический эффект.
Практика:
Противоречивая практика:
В практике УФАС был случай, когда комиссия признала действия заказчика по предоставлению приоритета товарам из КНР правомерными. Однако в такой ситуации приоритет российским товарам утрачивает смысл (решение ФАС России от 27 апреля 2017 года № 223ФЗ-369/17).
Проверьте, достоверны ли сведения о стране происхождения товара
Вывод: при рассмотрении и оценке заявок проверьте, достоверна ли информация о стране происхождения товара. Для этого запросите в составе заявки участника копии деклараций или сертификатов о происхождении товара.
Обоснование: если допустите до участия в закупке участника, который предоставил недостоверную информацию о стране происхождения товара, нарушите принципы равноправия и справедливости, ограничите интересы участников закупки.
Заказчик вправе в документации о закупке устанавливать требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, при условии, что такие требования предусмотрены в Положении о закупке (п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Практика:
Когда предоставить приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ
С 1 января 2017 года при закупках по Закону № 223-ФЗ товарам российского происхождения, работам и услугам, которые выполняют и оказывают российские лица, предоставьте приоритет. Такое правило установлено Правительством РФ в постановлении от 16 сентября 2016 г. № 925.
Устанавливайте приоритет с учетом положений:
Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. - ГАТТ 1994 (протокол ВТО от 16 декабря 2011 г.);
Когда предоставить приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ
Приоритет отечественным товарам, работам и услугам предоставляют, если документация о закупке содержит:
- требование об указании участником закупки в заявке или ее части наименования страны происхождения товаров;
- положение об ответственности участников закупки, которые представят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
- сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги по закупке;
- условие о том, что заявку, в которой не указана страна происхождения товара, не отклоняют, а рассматривают как предложение о поставке иностранных товаров;
- условие о том, как определить соотношение цены объектов закупки российского и иностранного происхождения;
- условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам. На основании документов о месте регистрации участника-организации и ИП или удостоверяющих личность для физлиц;
- указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки на участие в закупке от участника, с которым договор заключают;
- положение о заключении договора в случае уклонения победителя. Если в итоге договор заключаете с участником, который предложил те же условия или вторые после победителя;
- условие о замене страны происхождения товара при исполнении контракта. Основное условие замены товара - качество, технические и функциональные характеристики или потребительские свойства не уступают указанным в договоре.
Правительство РФ утвердило этот список в пункте 5 постановления от 16 сентября 2016 г. № 925.
Чтобы определить соотношение, рассчитайте цену единицы каждого товара, работы и услуги, которые участник предложил, по формуле:
Чтобы вычислить коэффициент изменения НМЦ договора, воспользуйтесь формулой.
Национальный режим - это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).
продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;
товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9) ;
Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.
Ограничения в закупках
Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.
Список товаров, которые попадают под ограничения:
некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289) ;
отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968) ;
отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832) .
Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.
Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.
Предоставление преференций
Преференции по 44 ФЗ - это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.
Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ
Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:
Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.
В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50% . Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства - приоритет для них не предоставляется.
В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50% . Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.
Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.
Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Существует представление, что Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) предоставляет слишком большую свободу действия для заказчиков. При этом общественность редко обращает внимание на подзаконные акты, которые сопровождают Закон № 223-ФЗ. Тем не менее, 1 января 2017 года случилось революционное событие в жизни Закона № 223-ФЗ, которое на данный момент таковым осталось только в теории. Речь идёт о постановлении Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление № 925). Данное постановление впервые вводит более жесткие правила для заказчиков, действующих в рамках Закона № 223-ФЗ, нежели существуют для участников контрактной системы. Если контрактная система предусматривает ограничение закупки импортной продукции по конкретным направлениям, то Постановление № 925 устанавливает требование о предоставлении приоритета по всем направлениям, по которым ведутся закупочные процедуры. О том, как и кому, предусматривается предоставление приоритета, а также об особенностях, которые необходимо предусмотреть заказчикам в закупочной документации, речь пойдет далее.
Согласно пункту 8 Постановления № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Именно в этом пункте и скрыты определённые проблемы постановления. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-94) является международным договором, регулирующим торговлю товарами, принятым в результате Уругвайского раунда переговоров, который длился 8 лет. В результате Уругвайского раунда были приняты «Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО)» и приложения к этому документу, в том числе соглашения, договорённости и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Созданный единый пакет договорённостей должен быть принят в полном объёме любой страной, которая намерена стать членом Всемирной торговой организации.
Как известно, Российская Федерация является полноправным членом ВТО с 2012 года. Одними из главных принципов взаимодействия членов ВТО являются равноправие и прозрачность. Соответственно, все члены ВТО обязаны предоставлять своим партнерам по организации режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что у всех участников должны быть равные преференции, в случае предоставления выборочных преференций, они автоматически распространяются на всех участников ВТО. Таким образом, можно сделать вывод, что товары, работы, услуги, предоставляемые странами-участниками ВТО, приравнены к отечественным. На данный момент в ВТО входит 164 члена. Еще не стоит забывать о странах-участниках Евразийского экономического союза, а именно: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика. Также Евразийский экономический союз подразумевает зону свободной торговли с Вьетнамом. Таким образом, нормы Постановления № 925 предоставляют приоритет странам-участникам ВТО и Евразийского экономического союза, и ставят в совсем непростую ситуацию такие страны как Восточный Тимор, Тёркс и Кайкос, Острова Кука и ряд других стран, которые являются далеко не самыми активными участниками международной торговли. Этой же позиции придерживается ФАС России. Так, в Решении № 223ФЗ-369/17 от 27.04.2017 говорится: «Согласно пункту 8 Постановления о приоритете товаров приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГААТ 1947) и договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГААТ 1947 любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других Договаривающихся Сторон. Согласно ГААТ 1947 Китайская Республика является по соглашению договаривающейся стороной. Учитывая изложенное, преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляются также в части товаров, производимых на территории Китайской Республики».
При этом Московский УФАС в своем решении и по делу № 1-00-985/77-17 от 11.04.2017 дает диаметрально противоположную позицию: «Из диспозиции нормы пункта 1 постановления № 925 Постановления Правительства № 925 следует, что приоритет установлен в отношении товаров российского происхождения. Буквальное значение данной нормы свидетельствует о том, что круг лиц, которым может быть предоставлен приоритет, ограничен юрисдикцией Российской Федерации без каких-либо условий и оговорок, которые могут относиться к странам-участникам Всемирной торговой организации и странам-участникам Евразийского экономического союза». При этом в решении Московского УФАС совершенно необъяснимо проигнорирован пункт 8 Постановления № 925.
Министерство экономического развития Российской Федерации в своем письме от 6 декабря 2016 г. № Д28и-3201 ограничивает сферы деятельности, где может применяться приоритет: «…Всемирная торговая организация признает права государств устанавливать подобные приоритеты в ряде специфических сфер, в том числе в сферах обороны и безопасности, включая снабжение вооруженных сил, защиты жизни и здоровья человека, оборота золота и серебра, охраны художественных, исторических и археологических ценностей».
Учитывая вышеперечисленное, а самое главное, текущую редакцию Постановления № 925, считаю, что приоритет в равной степени должен предоставляться товарам, работам, услугам как отечественным, так и производимым/предоставляемым членами ВТО и Евразийского экономического союза. При этом каждый заказчик вправе выработать свою позицию по данному вопросу и следовать ей, важно, чтобы эта позиция была единая для всех закупочных процедур и не приводила к нарушению принципов конкурентности и добросовестности.
Данные выводы не отменяют того, что в Положение о закупке заказчика должна быть внесена информация, предусмотренная Постановлением № 925.
Так пункт 5 Постановления № 925 дает конкретную, а главное, понятную информацию, которую нужно отображать в закупочной документации.
Обязательно нужно предусмотреть форму предложения участника, где будет попозиционно расписан предлагаемый товар с указанием страны происхождения каждого товара. При этом в документации должно быть пояснение, что в случае если участник не укажет страну происхождения товара, его заявка будет допущена до участия, но автоматически будет считаться, что он предложил товары, которые не попадают под действие приоритета.
Постановление № 925 фактически обязывает заказчика публиковать протокол начальной (максимальной) цены договора. В связи с этим, на мой взгляд, корректным была бы публикация протокола цены, указанного в примере:
Наименование работы / товара / услуги | Ед. изм. | Цена за единицу (руб.) | Кол-во | Стоимость работ, услуг | ||||
Источники информации | ||||||||
Ком. предложение №1 (руб) | Ком. предложение №2 (руб) | Ком. предложение №3 (руб) | Средняя цена (руб) | |||||
1. | Товар № 1 | шт. | 100,00 | 200,00 | 150,00 | 150,00 | 2 | 300,00 |
2. | Товар № 2 | шт. | 200,00 | 300,00 | 250,00 | 250,00 | 4 | 1000,00 |
Итого начальная (максимальная) цена договора (цена лота) | 1300,00 |
Также в документации должно быть отображено условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц). Если вы принимаете позицию, что приоритет предоставляется только отечественным лицам, то можно в документации уточнить, что определять принадлежность участника к российским лицам заказчик будет согласно выписке из ЕГРЮЛ или по документам, удостоверяющим личность, в том случае, если участник - физическое лицо. Кроме того, не стоит забывать, что в случае поставки товаров приоритет распространяется на место производства товара, а не на место регистрации участника.
В закупочной документации обязательно должен быть отражен порядок оценки, который устанавливает Постановление № 925: «При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке». В данном случае слово «российский» должно трактоваться как «происходящий из страны, которой предоставляется приоритет».
В случае же проведения аукционов и аналогичных закупок, где торги идут в режиме реального времени, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора. Опять же трактовка «иностранного государства» должна быть переосмыслена как «из страны, которой не предоставляется приоритет».
Также в документации необходимо предусмотреть ответственность за недостоверные сведения о происхождении товаров/работ/услуг, которые предоставляет участник. Постановление № 925 отдает полностью этот вопрос на откуп заказчику. Исходя из логики Постановления № 925 адекватным решением будет приравнять такую заявку к заявке, которой не предоставляется приоритет, и проводить оценку с соответствующим коэффициентом.
Постановление № 925 подразумевает обязанность, а не право, заключения договора со вторым участником, в случае уклонения первого. Важный момент, так как у многих заказчиков отображено только право заключения со вторым участником, в таком случае такая документация будет идти в разрез с нормами Постановления № 925.
В связи с этим в документации, и по возможности, в Положении, должен быть прописан порядок заключения договора с участником, который получил второй порядковый номер в ходе закупочной процедуры. Осознанно отмечаю тот факт, что далеко не каждый заказчик может повлиять на своё собственное Положение о закупке, в таких случаях нужно все изменения законодательства отображать в своей документации.
Последняя норма, которую Постановление № 925 предусматривает для внесения в закупочную документацию - это условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре. Это пункт целесообразно отобразить в проекте договора.
Постановление № 925 только с виду кажется строгим и жестким, по факту, заказчики, работающие в рамках Закона № 223-ФЗ, получили очередной неоднозначный документ, который либо вступает в противоречие с нормами членства Российской Федерации в ВТО, либо не имеет глубокого практического смысла. Вряд ли стоит всерьез воспринимать страны Океании, Африки и Карибского бассейна как реальных участников рыночных отношений. Так же Постановление № 925 вносит нормы, которые не предусмотрены Законом № 223-ФЗ, такие как публикация попозиционного расчета цены, а также обязательство заключения договора со вторым участником.
По состоянию на май 2018 года не сформирована однозначная позиция ни контролирующих органов, ни судебных инстанций. Все больше ходит слухов, что в данное Постановление будут внесены коррективы, но никакой конкретики не наблюдается.
Безусловно, Постановление № 925 лаконично ложится в общую национальную современную повестку, но в случае, если оно не будет серьезно доработано, оно не принесет никакой реальной пользы ни участникам, ни заказчикам, ни отечественным производителям. А именно это должно быть самым главным приоритетом.
Об авторах
Дмитрий Шкирдов
Преподаватель института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ, заместитель начальника отдела АО "Моспроект-3"