80 субъектов российской федерации список. Субъекты российской федерации
государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация состоит из 21 республики, б краев, 49 областей, 2 городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 1 автономной области, 10 автономных округов. Итого - 89 субъектов РФ. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Остальные субъекты Федерации имеют свой устав и законодательство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти.
Отличное определение
Неполное определение ↓
СУБЪЕКТЫ РФ
входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономный округ, территориальные образования - края, области, города федерального значения.
РФ как федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов - равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ). Статус С. РФ определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом С. РФ; он может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ (ст. 66 Конституции РФ).
Конституция РФ отказалась от категории "суверенитет" по отношению к ним и использует его (ст. 4) лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для С. РФ, включая и республики, не предусмотрено и права одностороннего выхода из РФ.
С. РФ равноправны, т.е. имеют юридически равные права и равные обязанности в качестве субъектов. Положение С. РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с РФ. Основные из них: а) разделение вопросов ведения между ними на те, которые относятся к ведению только РФ (исключительное ведение РФ) и их совместному ведению: все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению субъектов РФ; б) разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции РФ, так и договоров между ними "о разграничении предметов ведения и полномочий"; в) предусмотрено представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами РФ. в том числе право законодательной инициативы в ГД. обращение к Президенту и Правительству РФ, в КС.
Каждый С. РФ располагает своим основополагающим актом: республики - конституцией, остальные С. РФ - уставом. Каждый имеет право на свое законодательство (т.е. законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда - общий принцип верховенства ФЗ. Если законы приняты по вопросам ведения РФ - они действуют на всей территории государства и акты С. РФ не могут им противоречить (в случае противоречия действует ФЗ). Однако если акт С. РФ издан по вопросам его ведения, то действует именно он. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С.
РФ и не допускает произвольного вмешательства РФ в сферы его ведения. В частности, в сфере их совместного ведения находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, однако, в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ст.77 Конституции РФ). Наиболее типичная система органов: в республике - президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства республики, верховный суд, высший арбитражный суд, в ряде республик - конституционные суды, прокурор республики; в иных С. РФ - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрации (в ряде субъектов - правительства), управления, департаменты (министерства), суды, арбитражные суды субъекта, кое-где - уставные суды или палаты, прокурор. Для осуществления своих полномочий РФ тоже может иметь свои органы на территории С. РФ или назначать соответствующих должностных лиц.
Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия данного С. РФ, а границы между ними могут быть изменены с их взаимного согласия. Вместе с тем, поскольку территория РФ едина, это, помимо прочего, означает, что внутри РФ не допускается установление (в том числе С. РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Такие ограничения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами, помимо прочего, могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свой бюджет, свои налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются РФ).
Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого С. РФ человек проживает. С. РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических отношениях. Однако данная сфера относится к совместному ведению. РФ координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Они обязаны учитывать интересы РФ. Не исключено создание представительств С. РФ в других государствах. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции. С. РФ имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, посылать делегации, представителей и т.д.
Для республик как С. РФ допускается наличие своего собственного государственного языка. В органах власти и местного самоуправления республики он употребляется наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.
Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки, символы.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Правовой статус субъектов Российской Федерации и их виды
Российская Федерация является федеративным государством, которое было создано с учетом воли её многонационального народа. Её правовой статус определен Конституцией РФ.
Состав субъектов, входящих в Российскую Федерацию, закреплен в Конституции РФ.
Замечание 1
В Российскую Федерацию включены:
- Государства, входящие в Российскую Федерацию;
- Государственные образования - автономная область и автономные округа;
- Территориальные образования – края, области, города федерального значения.
На основании положений Конституции РФ и федеральных законов субъектам РФ разрешено принятий конституций и уставов, законов и иных нормативных актов.
На основе принципа верховенства Конституции установленные ею предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения субъектов РФ не могут быть переданы, исключены или перераспределены на основании конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ.
Замечание 2
Субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать свое наименование, а если это наименование изменяется, оно должно быть включено в ст. 65 Конституции РФ. В Конституции РФ приведено точное и исчерпывающее наименование всех субъектов Федерации и это говорит о том, что каждый субъект добровольно входит в состав Российской Федерации и на него распространяются все нормы Конституции РФ.
Равноправие субъектов РФ проявляется в том, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, состоящего из высших должностных лиц всех субъектов РФ.
Равноправие субъектов РФ заключается также и в том, что для них определены предметы общего ведения. Субъекты РФ не вмешиваются в компетенцию федеральных органов государственной власти, созданных с участием многонационального российского народа и всех субъектов РФ. Органы государственной власти РФ и субъекты РФ в вопросах совместного ведения осуществляют правовое регулирование и управление. При этом стоит сказать, что пока субъекты РФ не приняли законы, им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование. После того, как соответствующий федеральный закон будет принят, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в полное соответствие с действующим федеральным законом в течение 2 месяцев. По вопросам, которые не входят в пределы ведения РФ и не являются предметом совместного ведения, субъекты РФ вправе самостоятельно осуществлять государственную власть.
Субъекты Федерации характеризуются собственной правовой системой , состоящей из конституций, уставов, законов и подзаконных актов. Правовая система субъектов РФ представлена собственным конституционным правом, которое является единым с конституционным правом РФ и составляет его федеративный аспект. Субъекты РФ самостоятельно принимают свои правовые акты, но главным требованием является их полное соответствие Конституции РФ и федеральным законам.
Конституции республик и уставы субъектов РФ по своей юридической силе равнозначны. Различия состоят лишь только в терминах, касающихся государств и государственных образований.
Субъекты РФ обладают своей территорией, являющейся частью территории РФ. Границы между этими территориями могут меняться только при согласии обеих сторон.
Экономической базой субъектов является имущество, находящееся в собственности субъекта РФ, а также бюджетные средства субъекта РФ и имущественные права.
Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти, но при этом они должны соблюдать определенные конституционные требования.
Субъекты РФ имеют право на осуществление международных и экономических связей. Но их международной правосубъектности присущ ограниченный характер. Они не имеют права ставить вопрос о дипломатическом признании и организовывать зарубежные представительства на уровне посольств. Российская Федерация осуществляет координацию всех международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.
Конституционно-правовой статус субъектов РФ дает им большие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. Законодательные органы субъектов РФ принимают огромное количество законов в области социальной политики, защиты прав и свобод граждан, в области государственного строительства, развития экономики, предпринимательства и культуры.
Видовой состав субъектов РФ определен и представлен Конституцией РФ. В Российскую Федерацию включены образования строго установленной формы:
- республика;
- край, область, город федерального значения;
- автономная область, автономный округ.
Все виды субъектов РФ интегрированы в более общие группы и составляют три типа субъектов (рис. 1):
Рисунок 1. Виды субъектов РФ
Состав субъектов Российской Федерации
По форме государственного устройства государства могут быть унитарными и федеративными.
Федеративное государство является союзным государством, которое включает несколько государственных образований (субъектов федерации), имеющих определенную политическую самостоятельность.
Замечание 3
Исторически так сложилось, что наше государство подобно союзному государству, имеющему в своем составе самостоятельные территориально-политические образования. Основными факторами, повлиявшими на этот процесс, стали значительная часть территории, изобилие национальностей и различный уровень развития регионов. Для государственного устройства Российской Федерации характерны федеративные связи между ее субъектами, которые возникают на основе Федеративного договора и Конституции РФ одновременно. Поэтому Российская Федерация считается конституционно-договорной федерацией.
Российская Федерация включает в себя следующие виды субъектов:
- республики;
- автономную область;
- автономные округа, края и области;
- города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.
Как уже говорилось выше, субъекты РФ составляют три группы.
- Республики характеризуются своей конституцией, высшими органами государственной власти и названием. В Конституции РФ они называются государствами и имеют большой объем полномочий в своей деятельности.
- Автономные образования – автономная область и автономные округа - являются национально-территориальными образованиями, имеют право самостоятельно разрабатывать проект федерального закона о своем правовом статусе и выносить предложение Федеральному Собранию. Также они имеют свое наименование согласно названию нескольких национальностей или этнических групп, исконно проживающих на их территории.
- Края, области и города федерального значения – это административно-территориальные образования. Их территория не обосабливается по национальному принципу.
Основные принципы формирования Федерации:
- национально-территориальный принцип устройства Федерации;
- свободное региональное развитие субъектов РФ;
- все народы равноправны и имеют право на самоопределение;
- все тождественные субъекты существуют в соответствии с принципом равноправия;
- жизнь всех народов основана на взаимопомощи и всестороннем сотрудничестве.
Все эти принципы закреплены в Конституции РФ.
Определение 1
Итак, Российская Федерация – это федеративное государство, нормы конституционно-правового института которого устанавливают форму государственного устройства, определяют виды субъектов РФ, распределяют компетенцию между субъектами и Федерацией, и строят отношения между субъектами РФ.
Субъект РФ – государственно-правовые образования, образующие в совокупности РФ. Конституция РФ 1993г. устанавливает 6 видов субъектов:
Республики в составе РФ - 21
Область - 49
Город федерального назначения - 2
Автономная область - 1
Автономный округ - 10
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
В состав РФ входят 21 республика, 6 краев. 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Обобщенно все составные части РФ называются субъектами. Таким образом, в состав РФ входят 89 равноправных субъектов.
В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ установлено, что республика имеет свою конституцию, а остальные субъекты РФ – устав. На самом деле конституции республик и уставы остальных субъектов РФ имеют одинаковую юридическую природу и юридическую силу; и те и другие содержат конституционно-правовые нормы и принимаются самими субъектами РФ без утверждения или согласия федеральной власти, но не должны противоречить Конституции РФ.
Все виды субъектов РФ имеют свое законодательство, которое не может противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ предусмотрены наиболее общие принципы федеративного устройства РФ. К ним относятся: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов РФ.
Принцип государственной целостности конкретизируется в ст. 67 Конституции РФ об единой территории РФ; в ст. 70 Конституции РФ об единых гербе, гимне, флаге, столице РФ; в ст. 74 Конституции РФ об едином экономическом пространстве РФ; в ст. 75 Конституции РФ об единой денежной единице РФ – см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.
Принцип единства системы государственной власти. Этот принцип конкретизируется в ст. 77-78 Конституции РФ – см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.
Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ конкретизируется в ст.
71-73 и 76 Конституции РФ – см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.
Народы, населяющие Российскую Федерацию, неодинаковы по своей численности, уровню культурного и экономического развития. Часть наиболее крупных народов РФ: татары, башкиры, народы Поволжья и Северного Кавказа и другие – являются «титульными нациями», дающими наименование республикам в составе РФ: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл и т.д. Однако, например, такой крупный народ. как российские немцы, в настоящее время не представлен отдельной республикой. Автономия немцев Поволжья существовала с 1918 по 1941 г. С началом войны с гитлеровской Германией она была ликвидирована и более не восстанавливалась. «Титульными нациями» являются и некоторые многочисленные народы Крайнего Севера, дающие наименование субъектам РФ – автономным округам: Ненецкий автономный округ, Корякский автономный округ, Эвенский автономный округ и т.д. Большинство же народов РФ не представлены субъектами РФ. Несмотря на это, все они являются равноправными в культурном и гуманитарном отношении.
Все субъекты РФ равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Основы конституционного строя России. Конституция России, принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, закрепила основы конституционного строя (глава 1).
Так, например, в Конституции закреплены следующие принципы:
· Россия – это демократическая республика, правовое государство; государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;
· Россия – социальное государство, обеспечивающее гарантированный минимум поддержки граждан;
· Россия – федеративное государство; оно состоит из республик, краев, областей, городов; все они равноправны между собой;
· государство обязано соблюдать и защищать права свободы человека и гражданина; гражданин не может быть лишен гражданства;
· народ является носителем суверенитета и источником власти. Свою власть народ осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
· территориальная целостность России – незыблема; в стране обеспечивается единое экономическое пространство;
· Конституция и федеративные законы распространяются на всю территорию России и имеют верховенство; законы обязательно должны быть опубликованы, а неопубликованные законы – не применяются;
· все формы собственности признаются и защищаются равным образом;
· никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственных объединений перед законом;
· Россия – светское государство; никакая религия не является государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Еще по теме Субъекты РФ.:
- Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
- § 2. Российская Федерация и субъекты РФ как субъекты финансового права
- 8.4. Субъекты гражданского правоотношения. Граждане (физические лица) как субъекты
- Сравнительная таблица норм конституций (уставов) субъектов РФ, устанавливающих соотношение федерального законодательства и правовых актов субъектов РФ…
- 5.7. Высшее должностное лицо субъекта РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного управления
Давая общую характеристику современного российского федерализма, следует отметить, во-первых, что Российская Федерация - конституционная федерация. В основе нашей федерации находится Конституция РФ и Федеративный договор 1992 г., ряд двусторонних договоров, соглашений между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Они, тем не менее, не меняют конституционной пр ироды РФ. Они не учреждают федерацию, предметы ведения, полномочия РФ и субъектов РФ. Пункт 1 части 4 раздела второго Конституции РФ установил приоритет конституционных норм над нормами договоров.
Во-вторых, несуверенный статус субъектов РФ предопределен конституционным характером РФ и выражается в том, что субъекты РФ не образуют федерацию, а находятся в ее составе, не обладая правом на сецессию (односторонний выход из состава РФ). Отсутствие у субъектов РФ государственного суверенитета подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г. Суд указал, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает существования в РФ какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета РФ.
В-третьих, Российская Федерация - асимметричная, национально-территориальная федерация. РФ включает в свой состав субъекты с разным конституционно-правовым статусом. Среди них только республики определены как государства (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Они обладают рядом прав, отсутствующих у других субъектов (например, установление собственных государственных языков). Республики, автономная область, автономные округа выделены по национально-территориальному признаку. Они созданы для обеспечения национального самоопределения титульных для них народов. Остальные субъекты федерации являются территориальными образованиями. Таким образом, асимметризм РФ проистекает и из ее одновременного построения на территориальной и национально-территориальной основе.
Соотношение компетенции РФ и субъектов РФ. В России конституционно установлены перечни предметов исключительного ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ) и совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Совместное ведение РФ и субъектов РФ - сфера отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ к компетенции РФ и к компетенции ее субъектов. Предметы ведения субъектов РФ определяются по остаточному принципу. Вне пределов собственного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).
Законодательная децентрализация. Согласно ст. 76 Конституции РФ субъекты РФ вне пределов ведения РФ вправе осуществлять собственное законодательное регулирование. При этом в силу частей 5, 6 статьи 76 Конституции РФ федеральные законы обладают приоритетом в сферах собственной компетенции РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в сфере собственной компетенции субъектов РФ при столкновении актов РФ с актами субъектов большей юридической силой обладают нормативные правовые акты последних. Часть 6 статьи 76 Конституции РФ оговаривает меньшую юридическую силу только лишь федеральных законов, однако если данное правило адресовано федеральным законам, то оно, безусловно, распространяется и на подзаконные федеральные акты (акты палат Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ).
Россия – многосоставное государство. В ст. 5 Конституции Российской Федерации дана характеристика России как федеративного государства. Разнообразие форм составляющих федерацию образований - результат исторического развития России, особенностей её национального состава. Российская Федерация состоит из 6 разновидностей субъектов.
Субъект Российской Федерации - это родовое (обобщающее) понятие, используемое для обозначения многосоставности государственной территории Российской Федерации, характеристики ее статуса, способа образования. 1
Республики (государства) - являются национально-государственными образованиями, в границах, которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта.
Края - это полноправные субъекты федерации, государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ.
Области - они такжеявляютсясубъектами федерации это крупные государственно-территориальные образования в составе РФ.
Города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) - представляют собой территориально-государственные образования с достаточно однородным, преимущественно русским населением.
Автономная область и автономный округ - национально-государственные образования в составе РФ, являющиеся политической формой, обеспечивающей малочисленным народам Крайнего севера и Сибири возможность их сохранения и развития.
Автономия - широкое внутреннее самоуправление региона (регионов) государства, а также особые права в области культуры, предоставляемые законом разрозненно проживающим этническим группам. Автономия может быть: областной (территориальной); национально-территориальной; национально-культурной.
Автономные области создаются с учетом этнических, языковых, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения. Примером областной автономии с широкими правами территориальных единиц может служить Италия, конституция которой устанавливает, что составляющие страну области являются автономными организациями с собственными правами и функциями. Примером национально-территориальной автономии с ещё более широкими правами является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Каталония, Страна Басков и др.)
Такая форма, как национально-культурная автономия означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущим вперемешку с другими этническими группами, прав и возможностей использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств (например, принятый в 1993 году Советом Европы Протокол о правах национальных меньшинств, дополняющий Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод).
Существовавшие раньше в СССР автономные национальные образования, края и области, получили по Конституции РФ 1993 г. статус субъектов Российской Федерации и соответственно имеют более широкие права, чем те которые дает автономия. В такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной автономии. В советский период было 5 пять автономных областей, в настоящее время сохранилась одна - Еврейская автономная область.
Автономные округа, появились в 30-е годы и рассматривались в качестве административно-территориальных единиц с национальной спецификой, имеющие своей целью способствовать сохранению самобытности и развитию отдельных компактно проживающих малочисленных народов. Фиксация названных форм в юридическом смысле предполагает, что субъекты РФ могут существовать в ней, облекая свою государственность в одну из таких форм.
Формально различаясь, субъекты Российской Федерации (их список приводится в ст. 65 Конституции РФ) в конституционном отношении, по сути, одинаковы. Понятие «субъект Российской Федерации» впервые появилось в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Оно подчеркивает общность республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При сохранении прежних государственно-правовых форм они обрели новое качество, став субъектами федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации субъекты равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5), а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса: в правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания и др. Вместе с тем в науке конституционного права существует мнение, что в правовом положении субъектов Российской Федерации неравноправны между собой.
Мы живем в в мире. А потому каждому нужно знать ее административное устройство. Россия - это федерация. А потому она состоит из равноправных частей. И список субъектов РФ будет представлен ниже в том порядке, в котором они указаны в Конституции Российской Федерации.
История
Наша страна - правопреемник За немногими исключениями сохранились прежние названия городов и областей. Однако изменилось административое устройство. Появились субъекты с новыми статусами. У каждого из них есть свой административный центр. Столицы субъектов РФ, список котрых мы приведем, также будут указаны.
До 2014 года в состав России входили 83 субъекта РФ. Список и названия последних несколько раз изменялись. На сегодняшний день их уже восемьдесят пять. К нам присоединились республика Крым и Севастополь.
Эти субъекты РФ список 2014 года пополнили. Правда, суверенитет над ними Российской Федерации признан еще не всеми странами мира. А в при принятии Конституции наша страна была поделена на восемьдесят девять субъектов. Затем началась так называемая ликвидация национальных автономий. Она продолжалась с 2003 по 2007 годы. За это время упразднены были шесть автономных огругов.
Общие положения
Итак, наша страна разделена на 85 субъектов - административно-территориальных единиц. Их названия, статус и права закреплены в статье 65 Субъекты могут принимать свои законы и другие нормативно-правовые акты, однако они не должны противоречить федеральным. Также административно-территориальным единицам разрешено иметь свои конституции и уставы. Последнее - в зависимости от правового статуса региона.
Свою конституцию может иметь только республика. Все остальные регионы принимают уставы. Вообще, в РФ несколько видов субъектов. Это уже упомянутые выше республики, их - двадцать две.
Кроме того, в состав нашей страны входит сорок шесть областей, девять краев, четыре автономных округа, три города федерального значения (Санкт-Петербург, Севастополь и Москва) и одна автономная область. Причем вне зависимости от статуса субъекта, все регионы равноправны и не могут по собственной инициативе выйти из состава Российской Федерации. Закон №6-ФКЗ разрешает вхождение в РФ новых территорий. При этом будут образовываться новые субъекты. Основанием для вхождения в Российскую Федерацию может служить волеизъявление проживающих на новых территориях народов. Кроме того, наша страна разделена еще и на восемь федеральных округов. Каждый из них объединяет несколько субъектов. Однако федеральный округ не имеет статуса административно-территориальной единицы.
Города федерального значения
В составе нашей страны есть три таких региона. Список субъектов РФ представлен ниже: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь.
Автономные области
На территории Российской Федерации есть только один регион с таким статусом. Это Еврейская Ее столица - город Биробиджан.
Автономные округа
Список субъектов РФ, обладающих данным статусом: Ханты-Мансийский (Югра), Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий. Их административные центры соответственно: г. Ханты-Мансийск, г. Нарьян-Мар, г. Анадырь, г. Салехард.
Республики
В входят следующие субъекты РФ с таким статусом:
Название | Федеральный округ | Столица |
Адыгея | Южный | Майкоп |
Алтай | Сибирский | Горно-Атайск |
Башкортостан | Приволжский | Уфа |
Бурятия | Сибирский | Улан-Удэ |
Дагестан | Северо-Кавказский | Махачкала |
Ингушетия | Северо-Кавказский | Назрань |
Кабардино-Балкария | Северо-Кавказский | Нальчик |
Калмыкия | Южный | Элиста |
Карелия | Северо-Западный | Петрозаводск |
Коми | Северо-Западный | Сыктывкар |
Марий Эл | Приволжский | Йошкар-Ола |
Мордовия | Приволжский | Саранск |
Саха (Якутия) | Дальневосточный | Якутск |
Северная Осетия-Алания | Северо-Кавказский | Владикавказ |
Татарстан | Приволжский | Казань |
Тыва | Сибирский | Кызыл |
Удмурдская | Приволжский | Ижевск |
Хакасия | Сибирский | Абакан |
Чувашская | Приволжский | Чебоксары |
Крым | Крымский | Симферополь |
Чеченская | Северо-Кавказский | Грозный |
Карачаево-Черкесия | Северо-Кавказский | Черкесск |
Края
Входят регионы с подобным статусом, ниже приводится список субъектов РФ.
Области
В состав России входят приведенные ниже субъекты РФ, обладающие таким статусом.
Название | Федеральный округ | Столица |
Архангельская | Северо-Западный | Архангельск |
Астраханская | Южный | Астрахань |
Белгородская | Центральный | Белгород |
Брянская | Центральный | Брянск |
Владимирская | Центральный | Владимир |
Волгоградская | Южный | Волгоград |
Вологодская | Северо-Западный | Вологда |
Воронежская | Центральный | Воронеж |
Ивановская | Центральный | Иваново |
Иркутская | Сибирский | Иркутск |
Калининградская | Северо-Западный | Калининград |
Калужская | Центральный | Калуга |
Кемеровская | Сибирский | Кемерово |
Кировская | Приволжский | Киров |
Костромская | Центральный | Кострома |
Курганская | Уральский | Курган |
Курская | Центральный | Курск |
Ленинградская | Северо-Западный | Санкт-Петербург |
Липецкая | Центральный | Липецк |
Магаданская | Дальневосточный | Магадан |
Московская | Центральный | Москва |
Мурманская | Северо-Западный | Мурманск |
Нижегородская | Приволжский | Нижний Новгород |
Новгородская | Северо-Западный | Великий Новгород |
Новосибирская | Сибирский | Новосибирск |
Омская | Сибирский | Омск |
Оренбургская | Приволжский | Оренбург |
Орловская | Центральный | Орел |
Пензенская | Приволжский | Пенза |
Псковская | Северо-Западный | Псков |
Ростовская | Южный | Ростов |
Рязанская | Центральный | Рязань |
Самарская | Приволжский | Самара |
Саратовская | Приволжский | Саратов |
Сахалинская | Дальневосточный | Южно-Сахалинск |
Свердловская | Уральский | Екатеринбург |
Смоленская | Центральный | Смоленск |
Тамбовская | Центральный | Тамбов |
Тверская | Центральный | Тверь |
Томская | Сибирский | Томск |
Тульская | Центральный | Тула |
Тюменская | Уральский | Тюмень |
Ульяновская | Приволжский | Ульяновск |
Челябинская | Уральский | Челябинск |
Ярославская | Центральный | Ярославль |
Амурская | Дальневосточный | Благовещенск |
Итак, наша страна - это федерация. И все ее административно-территориальные единицы - субъекты РФ - равноправны. На сегодняшний день их насчитывается восемьдесят пять.