114 фз об экстремизме. Законодательная база российской федерации
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
Судебная практика и законодательство - 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности
мониторинг средств массовой информации на соответствие требованиям статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности";
лицензирование деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей, лицензионный контроль, долицензионные проверки соискателей лицензий;
5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Конституции Российской Федерации указывает, что права и свободы гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, практическую деятельность государственных и других органов и организаций. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (). Весь комплекс прав можно подразделить на личные, политические, экономические, социальные и культурные. Наиболее важна при противодействии экстремистской деятельности защита личных прав, нарушение которых может принести наибольший вред. Личные права носят абсолютный, неотъемлемый характер. Большинство из них не подлежат ограничению, ни при каких обстоятельствах. Однако, при этом, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать интересов иных лиц.
Правовую основу противодействия экстремистской деятельности составляет также и иное федеральное законодательство, подзаконные акты, а также международные акты, в частности.
Экстремизм – это приверженность крайним политическим взглядам для достижения запрещенных целей религиозной, социальной и нацистской направленности. К экстремизму относится насилие, а также покушение на жизнь, права и независимость граждан (террористические акты, революция, партизанская война и др.). В некоторых государствах, действия такого рода называются «преступлениями на почве вражды и ненависти», но неприязнь проявляется не к отдельной личности, а к целой нации, или религии, как к представителям иных идеологических взглядов.
Для защиты прав населения, Правительством РФ был разработан Федеральный закон №114 «Об экстремизме».
Описание 114 ФЗ
Экстремистской организацией называются социальные или религиозные касты, а также любые другие сообщества, деятельность которых признана запрещенной на территории РФ.
Существует множество разновидностей насильственного экстремизма. При этом мотивы злоумышленников обычно связаны с конкретными идеологиями (например, пропаганда политических или религиозных убеждений). Согласно ФЗ №114, развитию экстремизма способствуют, в первую очередь, социальный или экономический кризисы, а также резкое ухудшение уровня жизни в стране. В подобных ситуациях, крайние методы воздействия со стороны правительства могут стать единственной возможностью предотвратить последствия насильственных действий, особенно, если в государстве начинается гражданская война. В этом случае, вынужденный экстремизм — оптимальное решение для спасения страны.
О прохождении военной службы в РФ читайте подробнее
Федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности впервые был одобрен государственной думой 25 июля 2002 года, а позднее, 10 июля 2002 года, утвержден советом Федерации. В целях защиты прав и свободы гражданских лиц и для поддержания основ конституционного порядка формируются принципы противостояния экстремистской деятельности. Главной обязанностью правительства является мониторинг активности экстремизма на территории РФ, а именно:
- признание проблемы, проведение профилактических бесед, нацеленных на охрану здоровья и гражданских прав населения, а также организаций;
- гласность;
- законность;
- обеспечение безопасности граждан;
- введение санкций на реализацию экстремистской деятельности;
- сотрудничество государства с социальными, религиозными сообществами, другими законными организациями и гражданами РФ, в целях борьбы с экстремистской деятельностью.
Последние поправки
23 ноября 2015 года в Федеральный закон № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» были внесены изменения. Дополнения закона об экстремизме несут в себе конкретные указания, что такие религиозные источники как Коран, Библия, Ганджур не могут быть признаны экстремистскими материалами, так как подобная литература составляет духовную основу общепризнанных религий — иудаизма, ислама, буддизма и христианства (ст. 3.1 ФЗ №144). Согласно закону, религиозные материалы являются частью традиционного исторического наследия современных народов.
Напомним, что на территории Российской Федерации действует запрет на популяризацию экстремистских материалов, обозначенных таковыми федеральным судом.
Ознакомьтесь с подробным списком экстремистских материалов, запрещённых для хранения и распространения на территории РФ,
Скачать закон об экстремизме с последними изменениями
Для того чтобы бороться с экстремизмом и терроризмом (самый грубый способ проявления экстремизма), следует знать все аспекты, причины возникновения и особенности подобных правонарушений. Терроризм и экстремизм – агрессивный способ борьбы с общественностью, правительством и религией. Всевозможные проявления экстремизма и терроризма противозаконны, и, независимо от мотивов, не имеют оправдания.
Российская Федерация, совместно с международными странами, активно участвует в борьбе с экстремизмом на территории других государств, взаимодействуя с правоохранительными органами и спец. службами в целях искоренения экстремизма.
Скачайте Федеральный закон №144 «О противодействии экстремистской деятельности»
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон) не только определил правовые и органищзационно-правовые основы противодействия экстремизму, но и установил ответственность за его осуществление. Признание информационных материалов экстремистскими - один из наиболее важных аспектов борьбы с распространением идей межнациональной и конфессиональной ненависти и вражды.
Статьей 13 настоящего Закона прокурору даны полномочия по обращению в суд о признании информационных материалов экстремистскими.
Положения ст. 13, введенные Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» от 24.07.2007 №211-ФЗ, понимаются практически однозначно, за исключением внесенных дополнений в ее вторую часть, которая говорит о том, что информационные материалы могут признаваться экстремистскими при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Однако, при отсутствии установленного и прописанного законодателем порядка выхода в суд пока не представляется каким образом, на какой стадии производства, каким процессуальным лицом (прокурором, судьей или кем-то другим) признание информационных материалов экстремистскими может осуществляться при указанных обстоятельствах.
Вместе с тем, статья 13 Закона:
- содержит запретительную норму на распространение экстремистских материалов, а также на их производство или хранение в целях распространения;
- указывает на то, что «информационные материалы признаются экстремистскими только федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов»;
- разъясняет, что одновременно с принятием решения о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение о их конфискации; а также о том, что копия вступившего в законную силу судебного решения по данному вопросу направляется судьей в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции, а именно в Министерство юстиции Российской Федерации, который включает их в Федеральный список экстремистских материалов.
Статья 1 Закона дает определение понятиям «экстремизма (экстремистской деятельности)», «экстремистской организации» и «экстремистским материалам».
Как правило, рассматривая вопрос о признании материала экстремистским, необходимо руководствоваться основными понятиями, изложенными в частях 1 и 3 данной статьи 1 Закона.
Часть 1 содержит определение «экстремизма (экстремистской деятельности)», раскрывая его через 13 признаков.
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иной террористической деятельности;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающеие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы (например А. Гитлер «Моя борьба», Г. Гимлер «Эсэсовцы и вопрос крови», Б. Муссолини «Доктрина фашизма»).
Из этого следует, что информационный материал, содержащий признаки, перечисленные в ч. 1 статьи 1 Закона, например, возбуждение межнациональной розни, вражды, при отсутствии в его тексте призывов к осуществлению этой деятельности (то есть призыв к возбуждению межнациональной вражды), не может быть признан экстремистским.
Принимая во внимание, что данное направление деятельности находится на постоянном контроле и в целях пресечения экстремизма, межрайонная прокуратура призывает по всем фактам экстремистской деятельности обращаться в Солнцевскую межрайонную прокуратуру г. Москвы по адресу: 119618, г. Москва, ул. 50 лет Октября, дом 6, корпус 1 для принятия мер прокурорского реагирования.
Старший помощник прокурора И.А. Мерзликина
Помощник прокурора С.А. СафоновФ едеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» – один из самых серьёзных и вместе с тем неоднозначных законов в правоприменительной практике библиотек. Это связано со спецификой книгоиздательской и библиотечной деятельности, в том числе с пониманием идентификационных характеристик произведения, авторскими правами в работах коллективного характера, конституционными требованиями доступа к информации и другими особенностями, на которых остановимся ниже. Проблема, к сожалению, в последнее время особенно обострилась.
АВТОРЫ Татьяна Викторовна ПЕТРУСЕНКО , заведующая отделом комплектования РНБ; Ирина Всеволодовна ЭЙДЕМИЛЛЕР , заведующая сектором изучения библиотечных фондов РНБ, председатель Секции по формированию библиотечных фондов РБА
Документ в настоящее время существует в редакциях уже 13 федеральных законов (от 27.07.2006 № 148-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 10.05.2007 № 71-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 29.04.2008 № 54-ФЗ, от 25.12.2012 № 255-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 28.06.2014 № 179-ФЗ, от 21.07.2014 № 236-ФЗ, от 31.12.2014 № 505-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ и от 23.11.2015 № 314-ФЗ).
С обстоятельным обзором всех редакций Закона можно ознакомиться в справочно-правовой системе «Консультант+».
Последней его редакцией введена норма в статью 31 «Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов». В соответствии с нововведением Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.
В соответствии со ст. 1 и 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими материалами являются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности. Распространение экстремистских материалов в России запрещено. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Юридические и физические лица, виновные в незаконном изготовлении, распространении и хранении указанных материалов в целях их дальнейшего распространения, привлекаются к административной либо уголовной ответственности. Статья 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов» Кодекса РФ об административных правонарушениях (КОАП РФ), влечёт штраф или административный арест на 15 суток. Следует учитывать также ст. 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» УК РФ. Распространение запрещённой литературы приравнено к возбуждению межнациональной розни, за которую ст. 280 УК РФ предполагает достаточно серьёзные наказания. В Законе указано следующее.
«1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на тот же срок.
2. Те же деяния, совершённые с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет».
Статьёй 13 ФЗ-114 на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет Федерального списка экстремистских материалов (http://minjust.ru/extremist-materials ; www.minjust.ru/ru/activity/nko/fedspisok/ ).
Федеральный список экстремистских материалов (далее - Список) формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими. Информация публикуется также в «Российской газете», см., например, https://rg.ru/2017/05/16/spisok-dok.html .
Динамика роста Списка на сайте Минюста России следующая:
· сентябрь 2012 г. - 1668 позиций;
· май 2015 г. - 2805;
· октябрь 2015 г. - 3075;
· апрель 2016 г. - 3362;
· май 2016 г. - 3451;
· апрель 2017 г. - 4074;
· июнь 2017 г. - 4173;
В последние годы Список постепенно модифицировался и совершенствовался.
Его характеризуют следующие особенности:
· ускоряется расширение за счёт электронных ресурсов, размещённых в сети Интернет;
· материалы размещаются не в строгой хронологии вынесенных решений, а по мере их поступления из судов;
· улучшилась функция «Поиск». В настоящее время его можно производить по авторам и названиям материалов, по городам (ранее этого не было). Однако, к сожалению, успешно искать удаётся не по всем параметрам;
· нумерация в Списке имеет пробелы. Номера в списке идут не подряд. Например, после 632 сразу следует 661. Закономерен вопрос: куда делись номера с 633 по 660? Здесь были позиции, связанные с Роном Хаббардом. Через некоторое время в Списке появился комментарий, что произведён поворот решения Сургутского городского суда и материалы исключены.
Имеются записи, понять которые весьма затруднительно. Например, «№ 682. Запись исключена из Списка (см. № 615)». Смотрим № 615: «Информационный материал - печатное издание: Борис Миронов».
Основные претензии библиотечных работников к качеству Списка на протяжении всех лет его существования касаются идентификационных характеристик включённых в него материалов, поскольку их описания, как правило, не соответствуют возможностям идентификации конкретного издания и существующей практике работы с информацией. Как отмечено на сайте ведомства, «Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими. При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда». Следует отметить, что Минюст России не может вносить изменения в решения суда, притом что суды при описании изданий демонстрируют очень слабое понимание вопроса, особенно в прошлые годы. Справедливости ради отметим, что на данный момент в формулировках решений судов наметился определённый прогресс; они стали более грамотными, в описаниях изданий появились не только названия произведений, но зачастую и место и год издания, что нельзя не приветствовать.
В библиотеках постоянно возникает множество практических вопросов, на которые либо нет однозначного ответа, либо он отсутствует вообще. На некоторые из них разъяснения наконец появились (но только в 2017 г.!) в связи с обострением проблемы и очередными официальными запросами Минкультуры России, РБА, РНБ, а также с судебным разбирательством относительно муниципальных библиотек Северодвинска Архангельской области, имевшим широкую огласку. Прежде всего сошлёмся на полученное в ответ на обращение юристов РНБ письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2017 № 27/3-238-2017/ОН 16017-17*, позволяющее более отчётливо представлять ситуацию с правоприменением ФЗ-114 в библиотеках.
* http://www.nlr.ru/nlr/docs/extremist_liter.pdf
Основной вектор в определении роли библиотек при работе с экстремистской литературой стал принципиально иным. Речь идёт о функциональной направленности библиотечной деятельности по обслуживанию читателей. Генеральной прокуратурой РФ в настоящее время даются однозначные формулировки относительно того, чем занимаются библиотеки: предоставлением или распространением материалов. Напомним: все предыдущие годы библиотеки России неоднократно получали разъяснения рекомендательного характера, что распространение и предоставление являются самостоятельными видами оборота информационной продукции, а библиотеки занимаются именно предоставлением материалов, а не их распространением. В 2017 г. появилась принципиально иная трактовка деятельности библиотек: выдавая литературу, они занимаются её распространением. В письме Генеральной прокуратуры РФ сказано однозначно, что «выдача библиотеками экстремистских материалов читателям является их распространением и запрещена законом». Таким образом, библиотеки обязаны чётко руководствоваться данным принципиальным положением.
Остановимся на более конкретных проблемах, по которым также появились в последнее время внятные разъяснения компетентных органов.
Один из важнейших для библиотек вопросов - идентификационные характеристики изданий, по суду признанных экстремистскими. Библиотеки хранят в фондах экземпляры конкретных произведений одного и того же автора, но в разных изданиях, различающихся по месту и году выпуска, издающей организации, оформлению, другим признакам. В трактовке Генеральной прокуратуры РФ основными индивидуализирующими признаками информационных материалов являются их наименование и автор. Более того, руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также сложившейся судебной практикой, материалы признают экстремистскими вне зависимости от формы, способа и объёма их распространения. Таким образом, любое издание/переиздание произведения конкретного автора (если оно включено в Список) в библиотеке должно считаться экстремистским: во-первых, вне зависимости от иных (кроме автора и названия) идентификационных характеристик (места и года выпуска, издающих организаций, переизданий и т.п.) и, во-вторых, независимо от форм воспроизведения (традиционная книга, публикация в периодическом издании, CD-ROM, иное электронное издание, микрофильм, микрофиша, ксерокопия, копия в любом другом виде и т.п.).
Кроме того, у библиотекарей не может быть достаточных оснований полагать, что смысловая направленность изданий разных лет одного и того же произведения различается. По мнению Генеральной прокуратуры РФ, аргументы о различном содержании произведения одного автора под одинаковым названием основываются на предположениях и, как правило, не подтверждаются фактическими обстоятельствами. В случае достаточной обоснованности сверка текстов информационных материалов может быть организована только уполномоченными подразделениями государственных органов по борьбе с экстремизмом.
Читатели библиотек зачастую склонны трактовать ограничение доступа к изданиям, включённым в Список, как нарушение их конституционного права на доступ к информации. По мнению Генеральной прокуратуры РФ, «противоречий между положениями ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей право граждан на получение и распространение информации, и нормами Федерального закона "О противодействии экстремизму" не усматривается. Статьёй 55 Конституции РФ предусмотрена возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В связи с тем что основными индивидуализирующими признаками информационных материалов назначены их наименование и автор, выскажем пожелание соответствующим органам, чтобы при формулировке резолютивной части решения судов и последующем включении в Список наряду с названием материала обязательно указывался автор (естественно, при его наличии). В настоящее время в Списке достаточно изданий, содержащих только название произведения.