Звук и буква ю конспект логопедического занятия. Конспект непосредственно- образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе
На этом уроке вы узнаете о букве Ю и звуках, которые она обозначает, узнаете функции буквы Ю в словах, научитесь писать заглавную и маленькую буквы Юю, выполните интересные задания.
Этот урок начинается с разговора о букве, а не о звуке, как обычно, потому что в русском языке всего шесть гласных звуков , которые вы уже хорошо знаете. А вот «гласных» букв - десять .
Если произнеси вслух букву Ю , то можно услышать, что она состоит из двух звуков - [йу ]. Первый звук очень короткий - [й] - это согласный, звонкий, всегда мягкий звук. [у] - второй звук, он гласный. Итак, звуки [йу] на письме записываются буквой Ю .
Сегодня на уроке нам будут помогать Юра и Юля (рис. 2).
Рис. 2. Юля и Юра ()
Прежде чем показать первые буквы в своих именах, они хотят узнать, сможете ли вы назвать первые звуки их имен в словах.
Выполните задание. Произносите слова по картинкам и выбирайте ту, где встретятся нужные нам звуки [йу] .
Это - вьюнок (рис. 3).
Рис. 4. Настурция ()
А это - настурция (рис. 4).
Звук [йу] слышен в слове «вьюнок» .
Это - куртка (рис. 5).
А это - юбка (рис. 6).
Звук [йу] слышен в слове «юбка» .
Это - чум (рис. 7).
А это - юрта (рис. 8).
Звук [йу] слышен в слове «юрта» .
Итак, вы услышали, что звуки [йу] могут произноситься в начале слов и в их середине.
Узнаем, как эти звуки слышатся после гласных. Послушайте колыбельную (рис. 9) и сосчитайте, сколько звуков [йу] вы услышите.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И утащит за бочок.
Рис. 9. Колыбельная ()
В этой колыбельной песне хорошо слышно четыре звука [йу] .
Юра и Юля решили поиграть в игру, которая называется «Поговорим с буквой Ю» .
Юра будет задавать вопросы, а Юля - отвечать. И вы помогайте, глядя на картинки.
Какая твоя любимая игрушка?
Ю ла (рис. 10)
Какую планету ты знаешь?
Ю питер (рис. 11)
Кем ты хочешь стать?
Ю нгой (рис. 12)
Какую птицу ты знаешь?
Ю рок (рис. 13)
Какое тебе нравится растение?
Они различаются только размером.
Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась…буква Ю (рис. 16).
Рис. 16. Буква Ю ()
Прочитайте стишки и узнайте, на что похожа буква Ю .
На арене укротитель -
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю , с кольцом
К тиграм смело встал лицом (рис. 17).
Рис. 17.Укротитель тигров
Вся согнулась буква Ю ,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою -
Старой бабкою с клюкою.
Если бублик вы не съели,
Если он ещё при вас,
То в одном хорошем деле
Пригодится он сейчас.
Поиграем с ним немножко.
Сбоку - вилка,
Рядом - ложка.
Запиши в тетрадь свою -
Эта буква - буква Ю .
А ещё у буквы Ю есть сходство с числом 10 (рис. 18).
Буква Ю каждому поможет в походе:
В пути, в неведомом краю,
Нам компас - лучший дуг.
Одной заглавной буквой Ю
На нём отмечен юг (рис. 19).
Чтобы букву лучше запомнить, вылепите её из пластилина или выложите её из любых материалов. Нарисуйте забавную картинку из буквы Ю и сделайте выставку рисунков.
Писатель Виктор Хмельницкий советует внимательнее посмотреть на букву Ю :
Присмотритесь к букве Ю и наверняка заметите, что она состоит как бы из двух букв: Н и О.
Правда, на маму - букву О - Ю больше похожа, но и папа - буква Н - может легко найти свои черты и чёрточку (рис. 20)!
Рис. 20. Буквы Н и О ()
Прочитайте:
Ю -рий
Ю -ли-я
Прочитайте слоги с Я :
«Кто? - спросила буква Я , -
Заменить готов меня?»
Отвечала буква Ю :
«Если надо - заменю!»
Прочитайте слоги с ю :
Вы заметили, что согласные перед гласными буквами Я и Ю читаются мягко. Значит, вторая работа у буквы Ю такая же, как и у буквы Я , - показывать мягкость согласных , за которыми они написаны. В таких случаях гласные Я и Ю обозначают не два звука, а один. Прочитайте:
Н ора
Л уна
Л ампа
Гр уз
Н юра
Л юбовь
Л ямка
Тр юк
В этих словах выделены твёрдые согласные зелёным цветом, а мягкие - синим.
Рассмотрите письменные буквы Ю и сравните их с печатными (рис. 21).
Рис. 21. Письменные и печатные буквы Юю ()
Будем учиться писать заглавную букву Ю . В ней два элемента. Она напоминает письменные буквы Н и О (рис. 22).
Рис. 22. Написание заглавной буквы Ю ()
Начинаем писать букву Ю , как букву Н , от середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки. Останавливаемся. Начинаем без отрыва писать овал. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закругляем линию влево на уровне первого элемента. Опускаем вниз и закрываем овал.
Ю :
- буква очень широкая, овал получился похожим на круг.
Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Держите спину и не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.
Напишем маленькую букву ю . В ней три элемента. Она похожа на маленькие буквы н и о (рис. 23).
Рис. 23. Написание маленькой буквы ю ()
Начинаем писать букву на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки пишем наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла). Начинаем писать овал. Ведём полуовальную линию вправо до нижней линии рабочей строки, коснувшись её, поднимаем линию вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и закрываем овал.
Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.
Рассмотрите возможные ошибки написания буквы ю :
- буква очень широкая.
Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.
Соединять заглавную и маленькую буквы будем с помощью дополнительной палочки, которую надо писать нужного размера, в зависимости от соединения (нижнего или верхнего). У маленькой буквы ю верхнее соединение может быть написано в виде выгнутой линии сверху. Попробуйте сами написать соединение буквы Ю и ю с другими буквами.
Сегодня на уроке вы познакомились с гласной буквой Ю , которая в алфавите стоит на предпоследнем месте, 32. Слов в нашем языке, которые начинаются с этой буквы, очень мало. Основная работа этой буквы - обозначать мягкость согласных, которые пишутся перед ней. Вы уже знаете три гласные буквы, которые показывают мягкость согласных. Это - И , Я и Ю . Запомните их работу.
Домашнее задание
1. Потренируйтесь в написании буквы Ю . Напишите самостоятельно печатные и письменные буквы Юю (большие и маленькие).
2. Найдите слова, в которых буква Ю обозначает мягкость согласного.
Дю на, ю ла, ю мор, рю ши, ю ноша, тю ль, ю рта, тю льпан.
3. Помогите юнге отыскать флажки с правильно написанными буквами Ю .
Список литературы
1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012
3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()
Коррекционно-образовательные цели:
- познакомить с буквой «ю»;
- научить детей четко произносить звук «ю»;
- выделять звук «ю» в ряду гласных звуков;
- определять позицию звука «ю» в словах;
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать фонематический слух;
- развивать дыхание;
- развивать мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные цели:
- формировать навыки сотрудничества;
Оборудование:
- листики
- картинки со звуком «ю»;
- зеркала;
- карточки;
- буква «ю» ;
- счетные палочки;
- ежик с картинками;
- игрушка юла;
Организационный момент
Загадка:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят...
Когда это бывает? (Осенью)
Закройте глаза, представьте, что вы пришли в лес - вокруг листья, между ними проглядывают ягоды и грибы. Дует ветерок и срывает с деревьев листья. Желтые, красные, сухие. И носит их по дорожкам. Смотрите, сколько листиков.
Упражнение на дыхание «Летят осенние листики»: дети дуют на бумажные листики, лежащие у них на ладони.
Самомассаж.
Упражнения с ушками.
«Найдём и покажем ушки»
«Похлопаем ушками»
«Потянем ушки»
«Погреем ушки»
знакомство с новым материалом
Кто это там шуршит?
- Это ежик. Она тащит на своих иголках для нас картинки
.
(Каждый из детей подходит и берет картинку. В картинках нарисованы рисунки со звуком ю). (Юла, юбка, юрта и.т.д.).
- Сегодня мы познакомимся со звуком «ю»
.
Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.
артикуляционная гимнастика «трубочка»
Мои губы - трубочка -
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
артикуляция звука «ю»
При произнесении звука [ ю ] язык слегка оттянут от нижних зубов, губы округлены, но не выпячиваются вперёд как при произнесении русского звука “у». Звук произносится с голосом.
Юля новую юлу
Разъюлила на полу.
Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –
Быстро кружится юла.
Ах, задела башмачок,
Вжжик! – упала на бочок.
Юлечка юлу свою
Превратила в букву… (Ю).
характеристика звука «ю»
Звук «ю» - гласный звук.
ловим звук «ю»
Логопед произносит звуки, слоги, слова, дети «ловят» только со звуком «ю»
:
- а, о, у, ю, ы, и, э...
- му, ми, иа, ем, юм...
- лупа, стол, юла, мыло...
позиция звука в слове
Определите, в какой вагончик посадить ежика (где находится звук «ю» в словах). (Картинки).
физминутка «листики осенние»
Мы листики осенние.
На ветках мы сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю снова сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Игра с юлой.
В гости к мячику ЮЛА
Раз приглашена была.
Как добраться ей до друга?
Ведь юла идет по кругу!
(повторение):
Юля новую юлу
Разъюлила на полу.
Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –
Быстро кружится юла.
Ах задела башмачок,
Вжжик! – упала на бочок.
Юлечка юлу свою
Превратила в букву… (Ю).
знакомство с буквой «ю»
Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась ……буква Ю.
1) Показ буквы.
2) На что похожа буква?
3) Выложить букву из палочек.
итог
Какие задания вам показались трудными?
- Какие задания не вызывали затруднений?
У многих педагогов вызывают затруднения в составлении конспектов занятий по иотированным буквам. Предлагаю конспект занятий по обучении грамоте подготовительной к школе группе.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР. Учитель-логопед Бабанина Н.А.
БУКВА: «Ю».
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить понятие о букве «Ю»
Закрепить понятие, что буква «Ю» обозначает мягкость согласного на письме.
Коррекционно - развивающие:
Развивать артикуляционную моторику.
Развивать речевое дыхание.
Развивать навыки звуко - буквенного анализа и синтеза.
Развивать грамматический строй речи (умение составлять предложения с заданными словами).
Развивать умение пользоваться обобщающими понятиями по теме: «Школа». (Школьные принадлежности).
Развивать фонематические процессы.
Развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать у детей любознательность.
Воспитывать интерес к школьным занятиям.
Оборудование: касса букв и слогов, наборы схем для звукового анализа, тетради, карандаши. Таблицы для чтения, графическое изображение буквы «Ю».
Ход занятия:
1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания.
Общее расслабление:
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Сном волшебным засыпаем, в страну сказок улетаем.
Один, два, три, четыре, пять -
Смотрим глазками опять
Дышится легко,
Плавно, глубоко
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы.
Язычок наш тоже хочет приготовиться к занятию
Расслабиться -- пя- пя- пя- пя.
Причесаться – «причёсываем язычок».
Посмотрел на себя с одной стороны, с другой стороны – упр. «Часики».
Вот теперь и он готов к занятию.
2. Орг. Момент:
Ребята, к нам на группу поступило письмо (показываю письмо). От кого это письмо я не могу понять. Буквы на конверте все рассыпались. Помогите их собрать. Что написано на конверте? (Юра). Давайте откроем конверт и узнаем
что нам пишет Юра. Юра ученик первого класса. Он учится в той школе, куда мы недавно ходили. Юра узнал о том, что вы тоже осенью пойдёте в школу, и он решил вас проверить - готовы ли вы к школе. Юра прислал вам задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать что вы готовы к школе.
3. Ход занятия:
–Давайте сядем на места. И так, первое задание.
–Отгадайте любимую букву Юры.
–Это буква «Ю».
–Почему вы так думаете?
–Сегодня мы будем работать с этой буквой «Ю».
Мы уже познакомились на прошлом занятии с этой буквой и знаем, что буква эта не простая.
–Почему она не простая?
Буква «Ю» гласная.
–В ней живут два звука «Й», «У»
–Буква «Ю» обозначает мягкость согласного на письме.
–Буква «Ю» йотированная.
–Задание второе. Произнесите имя мальчика по звукам.
«Й», «У», «Р», «А».
Давайте выложим схему-слияние слова «Юра». (Дети выкладывают).
Посчитайте, сколько звуков в этом слове?
Какой первый звук?
Какой последний звук?
Назовите мягкий согласный звук.
Назовите твёрдый согласный звук.
Назовите гласные звуки.
Давайте выложим имя мальчика из букв.
Сколько букв в имени? (3 буквы).
Где стоит буква «Ю»?
Сколько звуков?
Чего больше букв или звуков?
Почему?
Потому что в букве «Ю» «живут» сразу два звука «Й» и «У».
Задание третье.
Педагог показывает детям схему предложения и спрашивает:
Что это? Схема предложения.
Составьте предложение со словом «Юра» по заданной схеме.
(Юра учится).
А я составила такое предложение:
«Юра учится в школе.»
Подходит эта схема к моему предложению.
Как изменить схему?
Кто выложит схему моего предложения?
Какое первое слово в предложении? (Юра).
Какое последнее слово в предложении?
Какое здесь маленькое слово?
Как оно называется?
4. Физкультминутка.
Каждым утром перед школой
Делаем зарядку.
Очень нравится нам всё
Делать по порядку.
Весело шагать,
Руки поднимать
Руки опускать,
Приседать, вставать.
Прыгать и скакать.
5. -У Юры есть друзья.
Отгадайте, как их зовут?
Поставьте вместо точки букву «Ю». (Юля, Андрюша, Ванюша, Катюша).
Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время.
Читай – дети читаю
Плавай
Рисуй -
Прыгай
Играй -
Пой
Бегай –
Кушай –
Стой –
Прыгай -
Давайте поиграем. Изменим слова.
Пальчиковая гимнастика:
В школу осенью пойду Пальчики «шагают» по столу.
Там друзей себе найду.
Я таким учёным буду! Разводят руки в стороны.
Но свой садик не забуду. Грозят пальчиком.
7. И ещё одно задание: Прочитайте Юрин рассказ « Как я собираюсь в школу.
Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.
Я положу в него………………………..
Это - школьные принадлежности.
Итог занятия.
Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра. Молодцы!
Юра прислал вам подарок, который вам пригодится в школе.
Тема: Обучение грамоте в 1-м классе. Буква Ю, звук ю
- Познакомить уч-ся с буквами Ю,ю.
- Совершенствовать чтение по цепочке, выборочное, в лицах. Развивать речь, умение сравнивать, обобщать, внимание.
- Воспитывать правильную осанку, интерес к чтению детской литературы.
Дать понятие о том, что буква не имеет собственного звука. Формировать правильное чтение с буквами Ю,ю. Обогащать словарный запас уч-ся.
Оборудование: доска, магнитная азбука, домики с буквами, схемы слов, игрушка юла, ребус, книга “Птицы”, “Азбука” учебник, тетради.
Ход урока
I.Оргмомент
II.Повторение:
Посмотрите на домики и скажите, почему они разного цвета? В каком домике живут гласные буквы?
Назовите гласные буквы, которые придают твердость согласному звуку (а, о, у, ы).
Какие буквы придают мягкость? (и, я, е, ё). Назовите буквы, которые не имеют своего звука (е, ё, я). Можем мы их назвать “хитрыми” буквами? Почему?
– Они обозначаются двумя звуками в начале слова и после гласных. Я (йа), е (йэ), ё (йо).
Сегодня мы познакомимся с новой “хитрой” буквой.
III. Работа над новым материалом. Выделение новой буквы и знакомство с ней.
1. Послушайте загадку.
Закружится на острой ножке
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдет немножко,
Захочет ляжет на бочок. (ЮЛА).
(Завожу юлу на столе)
2. Давайте произнесем слово юла.
Выберите схему к этому слову:
Правильно ли мы выбрали схему? Почему? Слышим два звука (йу), но обозначать будем одной буквой Ю, ю. Составьте слово ЮЛА [ЙУЛА]. (У доски работает ученик с магнитными буквами).
А сейчас мы составим новое слово, но для этого вы отгадаете ребус: ЮЛА Я
4. Работа в тетрадях.
Чтобы лучше запомнить новые буквы Ю, ю (йу) мы их напечатаем.
А почему нам нужна Ю, ю (имена пишутся с большой буквы).
А есть ли у нас ребята в классе, чьё имя начинается с новой буквы? Юля, Юра.
А может есть такая буква в фамилии? (КаЮк, ГаврилЮк).
IV. Физминутка.
V. Чтение слов с новой буквой.
а) чтение слов с новой буквой с доски.
Юрта что обозначает каждое слово
(буква Ю образует слог)
б) чтение слов: с. 171. Когда говорят: пою, рисую, играю (один).
Когда: рисуют, играют, поют (много).
в) работа с тестом: с. 172.
- Читает учитель.
- Хоровое чтение.
- Выборочное чтение: Что было у Юры? О чем попросила Юля? А что сказал Юра? Как запела Юла?
А почему Юра предложил играть вместе? (Ответы уч-ся)
г) Игра на внимание: хлопаем, где есть буква Ю. (елка, юнга, поют, кот, юрта).
д) А сейчас мы с вами познакомимся со стихотворением с. 172 – читает Наташа.
1. Чтение шепотом и индивидуально.
2. Хором заканчиваем стих-е с доски:
Откровенно признаю:
Зверя нет
На букву Ю.
3. Чтение по цепочке.
4. Слово учителя:
Да ребята, поэт прав. Нет зверя на букву Ю, но есть птица. И называется –
ЮЛА. (показ из книги с. 185.) Юла – лесной жаворонок. Эта птица
соснового леса. А свое название получила за пение: “Юль – юль – юль.. ля,
ля, ля, ... ю-ли, ю-ли, ю-ли...”.
VI. Итог урока:
С какой буквой познакомились? В каком домике живет? На каком этаже? Почему? Почему она хитрая?
(Читает Влад)
Чтобы О не укатилось;
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю. – хором
Оборудование: одежда для совы: мантию, шапочку философа и очки; недописанные буквы, буквы Ё — большая и маленькая, слова для чтения, хитрые буквы Я, Ю, Е, Ё в домиках, пары гласных букв на магнитах, мяч, картинка ёжика, альбомы детские, цветные карандаши, простые карандаши, тетради.
Ход занятия:
Дети приглашаются к дереву, и вспоминают, какие буквы они изучили. В этот момент логопед незаметно надевает мантию, шапочку философа и очки (превращается в мудрую сову).
Здравствуйте. Ребята, вы узнали меня? Это же я — мудрая тётушка сова, из научного дупла. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости! На моём дереве уже много букв:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с… – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат.
Р-р-р… – моторы тарахтят.
Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?
А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем?
Правильно, ребята. (посадить всех на стульчики)
А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим).
Вы знаете, в моём научном дупле происходят чудеса. Что-то произошло с буквами. Помогите, пожалуйста, восстановить их (детям предлагаются недописанные буквы). Молодцы!
А сегодня я хочу познакомить вас новой буквой. Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука.
Произносим мы два звука,
Но одну лишь пишем букву!
[й] да [о], а вместе Ё.
Не забыть бы про неё!
Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв). На что похожа буква Ё?
Ребята, открою вам ещё один секрет: на букву Ё всегда всегда падает ударение! А что такое ударение? Её называют УДАРНОЙ! А хотите узнать, почему её называют ударной? Послушайте сказку: Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки — ой, нет! — две точки.
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. Хотите проверить? (чтение)
ЁЛКА
ТВОЁ
ЁЖИК
ПЕНЁК
КОТЁНОК
ВЕСЁЛЫЙ
Отхлопать каждое слово и определить, на какой слог падает ударение.
А как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов)
А какие ещё хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е). Мы уже знаем о наличии следующих пар гласных: А - Я, Э - Е, У - Ю, Ы - И, О-Ё.
Логопед объясняет правило: гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость предыдущего согласного звука, а гласные Я, Е, Ю, И, Ё обозначают мягкость предыдущего согласного звука.
А теперь давайте поиграем: скажите с [йо] в начале или в конце слова (с мячом):
…жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш.
А теперь скажите слово без [йо]: бытьё, житьё, мытьё, шитьё, литьё, нытьё, зверьё.
Дидактическая игра «Слово рассыпалось». Словарный материал:
р, ш, ё - ёрш; а, ё, к, л - ёлка; и, ё, к, ж - ёжик
В моём лесу, кроме этого дерева, есть ещё и ёлочки (детям предлагается встать около стульчиков и повторить за логопедом).
Елочки зеленые
На ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются.
Много елочек зеленых,
Много сделаем наклонов.
А теперь я попрошу вас сесть за столы. Посмотрите, у вас в альбомах появилась картинка- путаница. Найдите, где спряталась буква Ё, обведите её красным карандашом, так как она гласная. И найдите, пожалуйста, маленькую букву ё в этих строчках.
Ребята, отгадайте загадку:
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь, топот быстрых ножек?
Это наш приятель… ЁЖИК
(показ картинки ёжика). Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова ЁЖИК. (вспомнить про ЖИ-ШИ!)
Одного ребёнка — к доске. Остальные выполняют задание в альбоме.
А теперь давайте напечатаем нашу новую букву в тетрадях.
Молодцы! А давайте с вами вспомним, как мы произносим звуки при помощи наших рук (произнесение звуков с руками, показ нового звука [йо]). Выходите все на ковёр. Молодцы! Итак, с какой новой буквой мы сегодня познакомились? Почему она хитрая. А в каких случаях она обозначает два звука, а в каких один?
Соловьёва Евгения Анатольевна,
учитель-логопед,
МАДОУ ЦРР детский сад №134,
г. Калининград