Жизненные стратегии личности в контексте процессов потребления. Стратегия жизни человека: интересно, важно, поучительно
Типология жизненных стратегий
Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы изучению и классификации жизненных стратегий. Рассмотрим подробнее их типологии.
Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.
К. А. Абульханова-Славская (1991) рассматривает концепцию жизненной стратегии как интегральную характеристику, включающую поиск, обоснование и реализацию своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований (надо) с личностной активностью, ее ценностями, способом самоутверждения. На основе личностной активности (внутренний фактор) и типе организации времени (внешний фактор) каждая личность может строить свою стратегию жизни как стратегию учета своих возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо. Понятие стратегии жизни, по нашему мнению, отражает философский аспект самоопределения личности. Как видим, К.А.Абульханова-Славская также признает наличие двух линий самоопределения.
Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:
1. Творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;
2. Пассивная индивидуальность - представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, а определяется внешними обстоятельствами;
3. Активная типичность - отражает стремление человека «быть как все», когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей;
4. Пассивная типичность - характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественным нормам.
В своем исследовании А.Е. Созонтов, основываясь на типологии жизненных стратегий Э. Фромма, выделяет следующие основные типы жизненных стратегий, характерные в современных условиях для российских студентов:
Тип жизненных стратегий «иметь» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на достижение социального успеха, статуса, возможности неограниченного приобретения и потребления. В числе его наиболее предпочитаемых ценностей: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждения и др.;
Тип жизненных стратегий «не иметь и не быть» - представитель этого типа, конструируя собственную жизнь, преимущественно направлен на приспособление к наличным социально-экономическим условиям. Приоритетными для такого человека выступают в основном ценности, транслируемые из поколения в поколение: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;
Тип жизненных стратегий «быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на творческую самореализацию, стремится к поддержанию благополучия близких, значимых людей. Среди приоритетных для него ценностей: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;
Тип жизненных стратегий «иметь против быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлен и на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Два данных стремления для него находятся в конфликте, в связи с чем ведущая жизненная цель остается во многом неопределенной. У такого человека проявляется ценностный кризис, выражающийся в тенденции к принятию «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых), зачастую без выбора между ними;
Тип жизненных стратегий «иметь чтобы быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлении и на достижение успеха, обеспеченности, и на творческую самореализацию. Для него два данных стремления не противоречат друг другу, он активно ищет возможности их совместной реализации в современных условиях. Среди приоритетных: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. .
Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью. Была обнаружена зависимость уровня психического здоровья от выбора той или иной группы ценностей: испытуемые, ориентированные на внешние ценности в ущерб внутренним, имеют низкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровья определялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью.
Э. Фромм утверждает, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором -- «иметь» или «быть», т.е. или как можно больше иметь (в том числе материальных благ), или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим». И часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущерб перспективе личностного развития. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам.
К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» - жизнь это борьба за существование, 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни.
Р. Пехунен одним из возможных оснований для классификации жизненных стратегий рассматривает способ разрешения конфликтов. Обнаружив наличие конфликта, человек обычно действует одним из трех способов.
1. Прекращение всяких попыток борьбы. Отказ переживается как чувство беспомощности. Отход от социальных контактов и занятий;
2. Стратегия приспособления, для которой характерно принятие изменившейся ситуации. Приспособление может проходить различными путями. Пассивное приспособление означает, что человек смирился со своей судьбой, и передает функции контроля своей жизни внешним инстанциям. При активном приспособлении человек способен изменять отношение к своим занятиям и даже принимать новые способы действия;
3. Преодоление конфликта. Для стратегий развития характерно стремление расширить границы существующих жизненных ситуаций. При творческом развитии происходит поиск и освоение новых областей жизни, что обогащает личность. При ограниченном развитии прогресс затрагивает только одну область, в то время как другие остаются на периферии жизни.
В работах Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова выделяют три направления развития жизненных стратегий. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий.
Кандидат педагогических наук, психолог, медиатор-тренер,
системно-семейный терапевт, травмотерапевт
«Либо вы часть решения, либо вы часть проблемы»
Элдридж Кливер
Интенсивность жизни современного человека приводит к тому, что зачастую ему некогда задуматься о том, чего он хочет, насколько он удовлетворен своей жизнью, так ли он живет, как планировал.
Власть над нашей жизнью приобретают работа, дела, заботы о доме, о детях. На удовлетворение насущных базовых потребностей (еда, кров, одежда, машина) мы отводим добрую половину собственной жизни, потратив лет двадцать, а то и тридцать.
И в середине жизни, как правило, задаем себе один из «вечных» вопросов: а можно ли назвать мою жизнь успешной? И что такое успех, в чем секрет успеха, существуют ли законы и правила успеха, ловушки и западни на пути к успеху, и наконец, что есть жизненная стратегия успеха и насколько она зависит от нашей активности? Вот чем мы озабочены всерьез и надолго.
Можно ли научиться успеху? Среди фундаментальных знаний, которые современный человек получает в школе или в вузе, практически нет знаний, как правильно построить свою индивидуальную жизнь.
Люди много веков детально изучают тычинки и пестики, скелет человека и расположение мускулатуры, математические формулы и правила грамматики, но совершенно не получают знаний о роли и значении в жизни человека сознания и бессознательного, о воли и ответственности. Не знают законов, по которым формируются и управляются группы, коллективы, законов формирования истинного партнерства как в семье, так и в деловой жизни.
Разобраться в такой сложной теме как успех, без знаний психологии не представляется возможным. Знания психологии помогают человеку понять себя, увидеть свою индивидуальность, изучить свой характер, понять собственную жизненную стратегию достижения успеха.
Что такое успех и от чего он зависит?
Давайте вначале подумаем, что нам мешает насыщаться полнотой жизни? Первая трудность, с которой сталкивается практически каждый из нас – это вопрос как отделить личную жизнь от жизни, которая находится под «пристальным контролем» других : родителей, начальства на работе, коллег и друзей, мужей и жен, самого общества, в конце концов?
Многие годы в нашем сознании господствовала установка, в соответствии с которой нам предписывалось: кого любить и ненавидеть, к кому как относится, с кем дружить, на кого учиться, перед кем преклоняться и т.п. Такая установка лишила нас «права» на личную жизнь.
Наличие «двух ответственных» (человека и «еще кого-то») сформировало у нас двойной стандарт в отношении к собственной жизни. С одной стороны, мы понимаем, что успех в жизни зависит от нас самих, с другой стороны, существует личностный механизм «возложения ответственности», когда человек, снимая ее с себя, в своих неудачах, просчетах, ошибках стремится обвинить других : родителей, окружающих, общество, обстоятельства, начальство, подчиненных («не дали», «не создали условий», «не обеспечили», «не помогли», «не полюбили»).
Наличие внешнеобвиняющей позиции есть первый признак непринятия ответственности человека за все события собственной жизни. Уверенность в том, что окружающий мир должен и обязан нам дать что-то, если не по первому, то по второму требованию, сильно портит наш характер, а впоследствии и судьбу.
Другой механизм: человек во всем подражает окружающим
, в одежде, в образе жизни, в привычках, и при этом он глубоко убежден в своей индивидуальности, неповторимости, самостоятельности, даже оригинальности. Этот механизм самообмана, помогает человеку вести очень активную жизнь, достигать внешних успехов и удовлетворенности, но постепенно ведет к утрате своего истинного «Я».
Однако, большинству людей трудно признаться себе, что только они сами влияет на собственную жизнь, и для этого надо всего лишь пристально «всмотреться в себя», причем, достаточно самокритично.
Великий психолог, философ, К.Г. Юнг сказал: «… что самая неприятная встреча в жизни человека – это встреча с самим собой ». Отказ быть личностью и принятия ответственности за каждый свой поступок и решение, за каждое слово – это отказ от самого себя.
Первый закон философии успеха – побеждает тот, кто верит в свои лучшие качества, сильные стороны, кто всегда убежден, что они у него есть, и кто принимает себя таким, какой есть. Я не кукла, не марионетка, не воплощение чьих-то ожиданий, а тот, кем создала меня природа, я каждый день соответствую самому себе.
Представляя индивидуальную «историю» личности, можно ли говорить об общих закономерностях успеха на жизненном пути? Говоря о личной жизни, мы ищем ее не в сфере свободного времени, не в сфере досуга, не в сфере семьи, не в сфере достижения высочайшего профессионализма в своем деле (хотя, на мой взгляд, это необходимое, но недостаточное условие).
Мы также не можем исследовать личную жизнь по тому числу книг, которые успели прочитать, по той информации, которую освоили. Успех личной жизни начинается с постановки таких вопросов, как: живет ли человек в соответствии со своими потребностями, мирится ли со своей неудовлетворенностью жизнью, имеет ли жизненные перспективы, как он соединяет в своей жизни то, что он хочет, что может и что должен?
Иными словами, с точки зрения успеха, жизненный путь каждого человека имеет единые для всех людей критерии «измерения»: получилось или не получилось, доволен или не доволен, счастлив или несчастлив, интересно живу или неинтересно и т.д.
Но способы их реализации сугубо индивидуальны. И с этой точки зрения философия успеха – это то, насколько человек удовлетворен своей жизнью.
Это, прежде всего, чувство – чувство сложное, не всегда однозначное, но всегда обобщенное состоявшейся или несостоявшейся, удачной или неудачной жизнью. Испытывая разочарование в одном, мы всегда себя утешаем в другом, пытаясь подвести к какому-то балансу. При этом не замечаем, что лишь успокаиваем себя, загоняя чувство неудовлетворенности вглубь, вместо того, чтобы раскрыть причины и реально изменить себя.
Удовлетворенность – это чувство верности самому себе, подлинности своей жизни.
Закон второй: единственный критерий, который может быть истолкован, что ваша жизнь успешна – это удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью.
Она имеет множество оттенков в зависимости от типов людей, но это, пожалуй, единственный безошибочный, поддающийся логическому объяснению критерий.
Соответственно у нас с вами есть прекрасная возможность перейти от стихийного способа проживания жизни к такому, который мы определяем сами.
Суть этого определения заключается в выборе условий и направления в жизни, в выборе образования и профессии, максимально отвечающим нашим особенностям, желаниям, способностям, а значит и максимально соответствующим нашей жизненной стратегии успеха.
Существует несколько признаков построения жизненной стратегии:
1. Выбор основного направления в жизни, определение главных целей, этапов достижения и соподчинения их.
Часто намерения человека и встречные требования жизни образуют противоречия между тем, что человек хочет, и тем, что ему предлагает жизнь.
2. Разрешение жизненных противоречий, достижение целей и планов.
Способы разрешения противоречий, желание их решать или уходить от них, зависят от особых качеств личности (духовных качеств, таких как ответственность и воля), которые вырабатываются в процессе жизни и отличаются, от способностей или характера.
Таким образом, успех зависит не только от того, в какой области человек применяет свои силы, но и как он проявляет себя.
3. Творчество человека, вернее, творческое созидание собственных ценностей, соединение своих потребностей и ценностей.
Ценность жизни, состоящая в увлеченности, непрекращающемся поиске, в удовлетворенности, есть продукт индивидуальной стратегии жизни, которая определяется самим человеком.
Наблюдая современную действительность, можно заметить, что сейчас многие нацелены на реализацию стандартов представлений об успешной жизни, предполагающих материальное обогащение. В то время, как одним из проявлений зрелости личности, является способность человека определять «порог» насыщаемости, при котором удовлетворенные материальные потребности рассматриваются, как промежуточная задача, помогающая реализовать более важные цели.
Таким образом, третий закон говорит – способность «переключать» жизненные стремления с материальных на духовные ценности, помогает человеку жить своей жизнью и у него появляется гораздо больше шансов достичь успеха и удовлетворенности .
Известный ученый ХХ столетия А. Маслоу, изучая в качестве «образца» известных людей (это были его современники, исторические личности, ученые, писатели, музыканты и т.д.) отметил, что к категории успешных можно отнести только тех, кто имеет сильную приверженность к собственным ценностям, избранной деятельности и к своей цели.
Несмотря на то, что эти люди не были совершенны и совершали множество ошибок, но всем им были свойственны такие черты:
- принятие себя, других и природы;
- спонтанность, простота, естественность;
- сосредоточенность на задаче, а не на себе;
- более эффективное восприятие реальности и непротиворечивые отношения с ней;
- некоторая отстраненность и потребность в уединении;
- автономия, независимость суждений от культуры и среды;
- нестандартность мышления и не стереотипность оценок;
- опыт духовных и мистических, не обязательно религиозных, переживаний;
- чувство эмпатии и сопричастности;
- более глубокие межличностные отношения;
- демократичность ценностей;
- привычка не смешивать цели и средства, добро и зло;
- философское чувство юмора;
- большие творческие ресурсы;
- способность выйти за рамки, например частных культурных традиций и привычной среды.
Многие ученые-психологи разделяют время на три вида перспектив. Психологическая перспектива – способность представлять свое будущее, прогнозировать его. Личностная перспектива – способность не только видеть будущее, но и готовность к настоящему, умение его организовывать.
Жизненная перспектива – это совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают для личности максимальную возможность оптимального жизненного продвижения. Жизненная перспектива не всегда открывается тем, кто обладает психологической и личностной перспективной, то есть способен видеть будущее и обладает потенциалом, возможностями, зрелостью.
Человек, обладая личностной перспективной при отсутствии выработанной жизненной позиции, может быстро исчерпать свои возможности и способности, попадая в критические периоды жизни, насыщенные трудностями, противоречиями, стрессами. Часто она открывается тому, кто в настоящем создал систему оптимальных опор (т.е. имеет много разнообразных возможностей), в виде уникальных отношений, жизненной позиции, ценностей.
Поэтому четвертый закон успеха гласит – каждый человек должен знать, что жизнь всегда предоставляет перспективу стать лучше, возможность разрешить свои противоречия, найти в себе силы, чтобы изменить свою жизнь, сделать ее другой .
Здесь хочу привлечь внимание читателей именно к этой формулировке, так как «перспектива стать лучше» (по-другому говоря, перспектива измениться), является индивидуальным способом жизни. Это индивидуальная траектория проявления жизненной активности и инициативности, выбор средств и способов самовыражения.
Стратегия является неким универсальным законом, способом реализации человека в различных сферах жизни. А поскольку каждый строит свою жизнь сам, то и стратегия является индивидуальным открытием каждого.
Авторитетный современный философ, психолог, академик К.А. Абульханова-Славская сказала: «В итоге каждый человек имеет такую жизнь, которую построил сам. Принципиальная разница состоит в том, что один действительно строит свою жизнь, а другой использует лишь то, что имеет в наличии ».
Подводя итоги, можно сказать, что личный успех невозможен по чьей-то указке. Мы являемся участниками в известном смысле уникального проекта – себя, как источника жизненных перемен, событий и поступков, как «кладези» новых, и еще никогда не испробованных возможностей, сил, способностей, стремлений.
Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) – одно из направлений «гуманистической психологии», которое изучает:
1) проблемы времени, жизни и смерти;
2) проблемы свободы, ответственности и выбора;
3) проблемы общения, любви и одиночества;
4) проблемы поиска смысла существования.
Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей экзистенциальной психологии является решение проблемы восстановления аутентичности личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.
В отечественной психологии проблема бытия личности развивалась на основе субъекто-деятельностного подхода С.Л.Рубинштейна. К.А.Абульханова-Славская создала концепцию стратегии жизни, М.М.Бахтин разработал жизненную (нравственную) философию, В.А.Роменец свое творчество посвятил философско-психологической теории поступка.
Отечественный философ и психолог Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 - 1960) в своей последней работе «Человек и мир» воссоздает картину культурфилософской антропологии, в центре которой находится человек в единстве его существования, развития, деятельности, творчества и т.д. Самое важное у Рубинштейна - обращение к человеку как смысловому центру мира, как субъекту жизни, как субъекту межчеловеческих отношений.
Личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности. Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения:
1) психического склада - индивидуальных особенностей психических процессов и состояний;
2) личностного склада - мотивации, характера и способностей, в которых обнаруживаются движущие силы личности, ее жизненный потенциал и ресурсы;
3) жизненного склада - способности использовать свой ум и нравственные качества для того, чтобы ставить и решать жизненные задачи, активности, мировоззрения и жизненного опыта.
С этой точки зрения Рубинштейн определяет основные жизненные образования личности – это активность, сознание и способность к организации времени жизни .
Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. «Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю!» Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.
Ксения Александровна Абульханова-Славская (1932 г.р.) , развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни она видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека.
«Личностная зрелость проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию».
Абульханова-Славская предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен.
! Жизненная стратегия - это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни.
& Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - С. 67.
Психология личности и образ жизни / Акад. наук СССР, Ин-т психологии; отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Наука, 1987. - 219 с.
Согласно концепции поступка, которая разработана Владимиром Андреевичем Роменцом (1926 - 1998) , феномен смысла жизни следует отнести к последействию поступка. Поступок как объяснительный принцип психологии признается более удовлетворительным, чем рефлекс или действие именно потому, что его можно распространить на сложные феномены смысловой сферы личности без редукции особого содержания последних. В.А.Роменец, отстаивая достоинства поступкового механизма как логической и историко-психологической ячейки истории всемирной психологии, показал, что поступок является опосредующим звеном между психикой и ее объективным коррелятом (миром, другими людьми), между психикой и телом, а также между структурными компонентами психического. Поступок представляет собой способ самодетерминации человеческого поведения на основе самопознания и самотворчества и связан с формированием смысла жизни. Человек познает себя, осуществляя поступок и анализируя его следствия, создает себя, консолидируя смысл жизни. Проявлениями смысла жизни могут считаться конкретные установки, которые воплощаются человеком в его поступках. В историко-психологических работах В.А.Роменца раскрыта логическая структура поступкового механизма, которая связана с его исторической структурой, тем акцентом, который делала каждая культурная эпоха на одном из ее элементов.
Элементами логической структуры поступка являются ситуация, мотивация, действие и последействие. Формирование смысла жизни личности происходит на этапе последействия, которое есть следствие рефлексии по поводу действия, а последнее, в свою очередь, воплощает результаты мотивационной обработки ситуационной определенности.
Последействие характеризуется актуализацией самопознания на основе осуществления поступка и самосозиданием человека через консолидацию смысла жизни. В поступковом последействии осуществляется особый вид внутренней деятельности, которая характеризуется познанием и созданием новых психических подструктур, что можно определить как процесс поиска смысла жизни.
Австрийский психиатр и психолог Виктор Эмиль Франкл (1905 - 1997) - автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими реальными поступками . Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества.
Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (в первую очередь труд); ценности переживания (в частности, любовь) и ценности отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить). Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя; самоактуализация - это лишь побочный продукт осуществления смысла. Совесть - орган, который помогает человеку определить, какой из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, является для него истинным.
Франкл выделял три онтологических измерения (уровня существования) человека: биологическое, психологическое и духовное . Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль в детерминации поведения. Воплощением самодетерминации человека выступают способности: к самотрансценденции, направленности вовне себя; к самоотстранению; к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Свобода воли в понимании Франкла неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол.
! Задание 5.3. Прочитайте работу В.Франкла и определите связь категорий поступка и смысла жизни.
& Франкл, В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
_______________________________________________________
1В статье рассмотрена сущность жизненной стратегии и ее типологии. Теоретический анализ определений понятия «жизненная стратегия» и выделение их признаков позволили сформулировать авторское определение понятия. Жизненная стратегия – это осознанно запланированные и спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы личности на будущее, которые базируются на терминальных и инструментальных ценностях-целях и условиях, способствующих её самопродвижению и повышению уровня качества её жизни; выстроены в соответствии с её индивидуальными интеллектуально-творческими возможностями, жизненным опытом и позволяют ей занять активную субъектную жизненную позицию. Изучение типологий жизненной стратегии способствовало выявлению ее типов, которых придерживаются учащиеся старших классов, а также выбору для формирования жизненной стратегии у старшеклассников такого её типа, как творческая уникальность, который позволяет школьнику моделировать свое будущее.
жизненная стратегия
признаки жизненной стратегии
старшеклассники
формирование жизненной стратегии
типологии жизненных стратегий.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Бондаренко Е.Н. Жизненные стратегии молодежи закрытых административно-территориальных образований: социологический аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2009. – 22 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во «Институт практиче-ской психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
4. Васильева О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 74-85.
5. Волокитина А.А. Жизненнные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дис. … канд. соц. наук. – М., 2011. – 21 с.
7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 142 с.
8. Демченко З.А. Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и ее альтернативное решение // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 3(13). – С. 98-102.
9. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1984. – 226 с.
10. Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.relga.ru. (дата обращения: 25.01.2016).
11. Смирнов Е.А. Жизненные стратегии государственных служащих. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.rags.ru (дата обращения: 25.01.2016).
12. Легостаев Н.И. Жизненные стратегии «дневной» и «ночной» молодежи Санкт-Петербурга // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2013. – № 2 (114). – С. 92-98.
13. Ляхова М.А. Психологические составляющие жизненной стратегии личности // Вестник КемГУ. – 2010. – № 3(43). – С. 83-90.
14. Постников П.Г. Научно-методическое обеспечение образовательных стратегий и тактик // Педагогика. – 2005. – №8. – С. 38-44.
15. Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. – М., 1995. – 69 с.
16. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. – 1995. – № 12. – С. 101, 103-104.
17. Рубцова Т.Ю. Формирование жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза: дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2014. – 250 с.
18. Смирнов Е.А. Жизненные стратегии государственных служащих. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.rags.ru (дата обращения: 18.01.2016).
19. Созонтов А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города // Журнал практического психолога. – 2007. – № 5. – С. 129-146.
20. Толстых Н.Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы // Формирование личности старшеклассника. – М.: Педагогика, 1989. – С. 25-55.
Сензитивным возрастом формирования жизненной стратегии является период раннего юношества. Чаще всего представления старшеклассников об их будущем ограничиваются только конечным результатом. Когда старшеклассники начинают понимать, что для реализации жизненной цели необходимо думать не только о конечном результате, но и о способах и ресурсах, которые позволяют добиться желаемого, тогда у них возникает потребность в проектировании жизненной стратегии .
В настоящее время существует несколько определений понятия «жизненная стратегия». Впервые этот термин был раскрыт (1933) Шарлоттой Бюлер. Жизненный путь личности она определила как индивидуальную и личную жизнь в ее динамике. С.Л. Рубинштейн, в отличие от Ш. Бюлер (1935), рассматривал понятие «жизненный путь» не как движение человека вперед, а как движение личности вверх, к высшим, более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности .
Более точное определение понятия «жизненная стратегия» было сформулировано К.А. Абульхановой-Славской (1991), в котором главным признаком является не самосовершенствование, как у С.Л. Рубинштейна, а индивидуальные особенности человека. Она определила его как способность проектировать жизнь с учетом своих индивидуальных особенностей, типом личности, и как способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями жизни, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями человека . Исходя из определения, данного К.А. Абульхановой-Славской, можно выделить следующие три основополагающих признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу - имею» и создание условий для самореализации и творческого поиска.
Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов (1995) рассматривают понятие «жизненная стратегия» как способ сознательного планирования и проектирования человеком своей жизни с помощью поэтапного формирования ее будущего . В данном определении просматривается идея, которая заключается в том, что жизнь личности строится в соответствии с ее направленностью в будущее. Однако в определениях рассматриваемого понятия отечественных ученых отсутствует такой признак, выделенный ранее К.А. Абульхановой-Славской, как учет индивидуальных особенностей человека, необходимый в процессе формировании жизненной стратегии.
С точки зрения О.С. Васильевой и Е.А. Демченко (2001), «жизненная стратегия» - это такой способ бытия, система ценностей и целей, реализация которых позволяет человеку сделать его жизнь наиболее эффективной . Главный акцент в этом определении сделан на реализацию жизненных целей человека, позволяющую сделать его жизнь более качественной.
По мнению П.Г. Постникова (2005), «жизненная стратегия» - это целевой ориентир всей образовательной системы, необходимый для создания условий, которые способствуют: гармоничному развитию личности школьника на разных этапах получения образования, оказывая влияние на формирование его жизненной позиции; осознанию учащимся своего жизненного призвания, определению им способов реализации поставленных целей в жизни - одним словом самовоспитанию . Предложенное П.Г. Постниковым определение отражает универсальность понятия «жизненная стратегия» и содержит учебно-воспитательные возможности, благодаря которым учитель может способствовать формированию у школьников самостоятельности в процессе проектирования жизненной стратегии в процессе учебно-воспитательной деятельности.
О.А. Воронина (2008) придерживается мнения, согласно которому под стратегией жизни следует понимать индивидуальный способ проектирования и реализации человеком жизненных целей во временной перспективе с учетом своих ценностных ориентаций, потребностей, личностных качеств, смыслов собственной жизни . В своем определении она выделяет идею сознательного отношении личности к выбору жизненных целей, которое должно базироваться на индивидуальных особенностях человека.
Предложенные разными учеными определения понятия «жизненная стратегия» можно сгруппировать по таким признакам, как сосредоточенность на самопродвижении личности (Ш. Бюллер; С.Л. Рубинштейн; П.Г. Постников), терминальные и инструментальные ценности-цели (К.А. Абульханова-Славская; О.А. Воронина; А.Е. Созонтов; О.С. Васильева, Е.А. Демченко), создание условий для улучшения качества жизни (Л.Г. Бузунова, М.Р. Плотницкая, Н.Л. Шапошников, О.В. Рудакова), планирование будущего (Ю.М. Резник, Е.А. Смирнова; М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс; В.А. Берковский, М.А. Белугина; Д.Ю. Чеботарева).
В результате анализа определений понятия «жизненная стратегия» и выявленных ее признаков, была предпринята попытка сформулировать авторское определение. Жизненная стратегия - это осознанно запланированные и спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы личности на будущее, которые базируются на терминальных и инструментальных ценностях-целях и условиях, способствующих её самопродвижению и повышению уровня качества её жизни; выстроены в соответствии с её индивидуальными интеллектуально-творческими возможностями, жизненным опытом и позволяют ей занять активную субъектную жизненную позицию.
Воспитательную деятельность учителя по формированию жизненной стратегии у старшеклассников целесообразно начинать с выбора её наиболее перспективного типа для выпускников средней общеобразовательной школы.
Е.И. Головаха и Н.В. Панина (1988) определили следующие два типа жизненных стратегий людей, в зависимости от отношения к жизни - «созерцатели» и «практики». «Созерцатели» отличаются внутренней активностью, глубиной чувств и мыслей. К недостаткам «созерцателей» относится ограниченность мечтами и фантазиями, проявляющаяся в неготовности реализовать их в жизни. Особенностью людей практического типа активности является их наделенность быстрой реакцией и действием на внешнее влияние. Слабой стороной людей-практиков является их неспособность к анализу последствий действий .
С целью дополнения типологии жизненной стратегии, разработанной Е.И. Головахой и Н.В. Паниной, К.А. Абульханова-Славская (1991) впервые предложила личностную активность (внутренний фактор) и тип организации времени (внешний фактор). По её мнению, каждая личность может проектировать свою жизненную стратегию как стратегию учета своих индивидуальных возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо .
Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов (1995) рассматривают три основных направления развития жизненных стратегий: объективная идеальность, субъективная идеальность и социальное измерение стратегий жизни. Объективная идеальность находит свое отражение в культуре, тогда как субъективная определяется индивидуальным сознанием и поведением человека, его прошлым опытом и целями как способами прогнозирования будущего .
Е.А. Смирнов (2002) представил типологию жизненной стратегии, основываясь на самореализации личности в жизни. По его мнению, самореализация в жизни - это тип жизненной стратегии, который определяется установкой человека на творческое преобразование жизни, его самоактуализацией и саморазвитием в роли субъекта жизнетворчества .
Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов (2002) разработали типологию жизненных стратегий, которая отличается от ранее рассмотренных нами типологий тем, что она дополняет их благодаря делению стратегий жизни на индивидуальное своеобразие и творческую активность личности в ее жизненных событиях. Они выделяют следующие типы жизненных стратегий:
1) творческая уникальность, отражающая созидательное отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к экстраординарности событий его жизни;
2) пассивная индивидуальность, представляющая собой случайный характер формирования человека, когда индивидуальные черты его характера зависят не от его усилий, а определяются влиянием внешних обстоятельств;
3) активная типичность, выражающая конформистское желание личности «быть как все», когда все её действия направлены на реализацию общепринятых целей и ценностей;
4) пассивная типичность, характеризующая неосознанное соблюдение человеком социальных стереотипов, его подчинение нормам общества .
Типология жизненных стратегий С.И. Кудинова (2007) выгодно отличается от типологии Е.П. Варламовой и С.Ю. Степанова тем, что в ней отсутствует идея объектно-субъектной позиции человека относительно его жизненной стратегии. Он обращает внимание на деятельном, социальном и личностном типах самореализации, т.е. на востребованность субъектной позиции личности. Её деятельная самореализация определяется С.И. Кудиновым как самовыражение в различных сферах жизнедеятельности. Социальная самореализация личности ориентирована на осуществление общественно-значимой деятельности, личностная - способствует духовному развитию и личностному росту .
А.Е. Созонтов (2007) разработал следующие типы жизненных стратегий, которые, по нашему мнению, являются характерными и для российских старшеклассников:
- тип «иметь» - направленность личности на достижение социального успеха, высокого статуса, возможности безграничного приобретения и потребления. Наиболее предпочитаемыми ценностями являются: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждение и др.;
- тип «не иметь и не быть» - направленность на приспособление к социально-экономическим условиям. К приоритетным ценностям, транслируемым из поколения в поколение, относятся: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;
- тип «быть» - направленность на творческую самореализацию, поддержание условий, обеспечивающих благополучие близких, значимых людей. К числу важнейших ценностей относятся: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;
- тип «иметь против быть» - ориентация на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Эти два стремления находятся в конфликте, в связи с чем, жизненная цель является неопределенной. В результате проявляется ценностный кризис, который выражается в принятии «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых);
- тип «иметь, чтобы быть» - направленность на достижение успеха, обеспеченности и на творческую самореализацию. К жизненным ценностям относятся: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. .
М.Р. Плотницкая (2008) выделила прогрессивный и рецептивный типы самореализации. Характерными чертами прогрессивного типа стратегии самореализации является внутренняя стратегия достижения и самоактуализации человека в обществе, которая проявляется в гармоничном восприятии мира и себя в нем, а также в высокой степени саморефлексии. Рецептивная стратегия самореализации - это внешняя стратегия «потребления» социальных успехов и благ личностью. Рецептивная стратегия самореализации отличается от прогрессивной фрагментарностью, отсутствием целостной концепции себя в мире, доминированием социальных факторов в процессе самореализации, а также ограничением жизненных сфер самореализации .
Принимая во внимание характер и меру рациональности стратегий, Е.Н. Бондаренко (2009) разработала следующую типологию жизненных стратегий молодежи: «прагматик», «профессионал», «плывущий по течению», «иждивенец», «игрок». Целерациональное начало, по ее мнению, в большей мере присутствует в таких типах стратегий жизни, как: «прагматик», «профессионал» и «иждивенец». Ценностно-рациональное начало проявляется в жизненных стратегиях «игрока» и «плывущего по течению» . Приоритетной стратегией «профессионалов» является образование. Реализация этой стратегии возможна благодаря их академической мобильности. В отличие от «профессионалов», которые заинтересованы в жизненном успехе, «плывущие по течению» не занимаются проектированием жизненной стратегии. Для «иждивенцев» характерным признаком является отсутствие системы жизненных ценностей. Это можно объяснить низкой самооценкой обладателей данного типа, побуждающей их подражать другим, что мешает проявить индивидуальность в конструировании стратегии своей жизни. Доминирующим ресурсом «игроков» является удача. «Прагматики», напротив, строят жизненную стратегию в соответствии с главной целью жизни. Их отличие от «профессионалов» выражено ориентацией на реализацию себя в карьере .
Основываясь на целях жизнедеятельности и средствах ее реализации, Р.Мертон определил следующие типы жизненных стратегий:
Конформистские доминанты, которые выражаются в преемственности ценностей и общепринятых средств их достижения;
Инновационные - ориентированные на изменение средств с учетом преемственности целей;
Доминанты ритуализма как отсутствие целей, воспроизводство средств, порождающих имитационные формы стратегий жизни;
Доминанты ретреатизма с установкой человека на отчуждение и уход от реальной жизни;
Бунтарские доминанты, определяющиеся нежеланием личности следовать социальным нормам поведения, когда выбор видов деятельности полностью противоречит ценностям среды, в которой вырос человек .
Л.И. Дементий и В.Е. Купченко (2013) в качестве параметров выделения жизненного целеполагания и способности оказывать влияние на свою жизнь выделили три типа жизненных стратегий: «фаталистический», «самореализующийся» и «конформистский» типы. Представители «фаталистического» типа стратегии жизни характеризуются отсутствием жизненных целей и временной перспективы. Хорошее знание своих индивидуальных особенностей и потребностей, а также готовность к спонтанным поступкам присущи людям с самореализующимся типом жизненной стратегии. Обладатели конформистского типа стратегии жизни считают, что их жизнь находится в руках окружающих людей .
Изучение и анализ разработанных учеными типологий жизненных стратегий необходимы для определения типов, которых придерживаются учащиеся старших классов. Выполненная работа способствовала выбору такого типа стратегии жизни, как «творческая уникальность», предложенного Е.П. Варламовой и С.Ю. Сделанный выбор можно объяснить тем, что ключевая идея данного типа жизненной стратегии заключается в принятии старшеклассником субъектной позиции в процессе проектирования и реализации своей жизненной стратегии. Роль учителя в данном процессе заключается в том, что формируя творческую уникальность старшеклассника, он оказывает помощь старшему школьнику не только в формировании жизненной стратегии, но и создает условия для того, чтобы выпускник общеобразовательной школы смог занять активную позицию в жизни и включиться в созидательное преобразование своего будущего.
Библиографическая ссылка
Илаева Р.А., Савина Н.Н. СУЩНОСТЬ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ И ЕЁ ТИПОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25635 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»