Жалоба на действия административной комиссии образец. Постановление административной комиссии
Конституцией РФ гражданину предоставляется неотъемлемое право на обжалование решений, действий или бездействий органов власти, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46). Таким образом, предоставленное право гарантирует возможность обжалования постановлений об административных правонарушениях в случаях, когда у гражданина имеются основания полагать, что подобное решение вынесено с нарушениями норм права.
К законодательным нормам, которые регламентируют процесс пересмотра дел об административных правонарушениях, относятся положения Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Знание ключевых требований законодательства необходимо для достижения желаемого результата - пересмотра или отмены наложенных санкций. Как обжаловать постановление об административном правонарушение и грамотно составить необходимую жалобу рассмотрим подробнее в нашей статье.
Каким образом, в какие сроки, в каком порядке осуществляется оспаривание постановлений об административном правонарушении определяют нормы гл. 30 КоАП РФ. Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), что предполагает первоначальное применение положений регионального закона (в пределах, определенных ст. 1.3 КоАП РФ), а в случае отсутствия таких регулирующих положений - федерального законодательства.
Детальнее рассмотрим субъектный состав, основания, сроки, подсудность и подведомственность пересмотра административных правонарушений.
Кто вправе обжаловать постановление
По общему правилу КоАП РФ оставляет за гражданином право на обжалование действий/бездействия должностных лиц и органов власти по своему усмотрению на любом этапе судопроизводства.
Жалоба по делу об административном правонарушении может быть подана:
- лицом - субъектом правонарушения (ст. 25.1 КоАП РФ);
- лицами, пострадавшими от совершения правонарушения (ст. 25.2 КоАП РФ);
- представителями и защитниками этих лиц (статьи 25.3 - 25.5 КоАП РФ);
- должностным лицом при наличии у него полномочий на составление протоколов (ст. 28.3 КоАП РФ) - в отношении постановлений, вынесенных судьей (ст. 30.1 КоАП РФ).
Обособленным субъектом, наделенным правом обжалования, является прокурор. Принесенный прокурором протест на постановление о назначении административной санкции подлежит рассмотрению в том же порядке и в те же сроки, что и жалоба указанных лиц.
Предметом обжалования выступает постановление об административном правонарушении. В зависимости от должностного лица либо органа власти, которые вынесли подобное решение, жалоба подлежит рассмотрению (ст. 30.1 КоАП РФ):
- вышестоящим судом - в случае вынесения постановления судьей (например, постановление мирового судьи будет пересматривать районный/городской суд);
- районный суд - постановление коллегиального органа (например, административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних);
- вышестоящее должностное лицо/орган либо районный суд - в случаях назначения административной санкции должностным лицом (например, если вам выписан штраф сотрудником ГИБДД, то вы вправе самостоятельно решить, куда подавать жалобу - в районный суд либо начальнику ГИБДД/его заместителю);
- арбитражный суд - если в совершении правонарушения участвовал субъект предпринимательской деятельности;
- районный суд - все остальные случаи.
Обратите внимание!
Если жалоба будет подана одновременно и в суд, и вышестоящий орган должностного лица, рассмотрению подлежит жалоба, находящаяся в суде.
Как происходит подача жалобы
Порядок подачи жалобы в соответствии со ст. 30.2 КоАП РФ предусматривает 2 варианта:
- Непосредственно лицу/органу, которые вынесли решение. В этом случае получатель жалобы обязан самостоятельно направить все материалы по делу и саму жалобу по месту ее рассмотрения в течение трех дней по общему правилу.
- Минуя первый пункт, напрямую в орган/суд, где будет осуществляться пересмотр.
Уплата государственной пошлины в рамках пересмотра административного дела не предусматривается. Общий срок принесения жалобы - 10 суток со дня вручения/получения постановления, он обуславливается конечным периодом вступления постановления в законную силу.
Обратите внимание!
В случаях направления постановления заказным письмом, десятидневный срок отсчитывается с даты изменения статуса отправления на «неудачная попытка вручения», либо «вручение адресату» (в зависимости, что наступит раньше) на официальном сайте Почты России.
Таким образом, если вы намеренно не получаете корреспонденцию с целью затянуть сроки, то велика вероятность пропустить сроки для обжалования. При наличии уважительных причин по пропуску указанного срока, суд вправе его восстановить на основании ходатайства (ст. 30.3 КоАП РФ).
Какие могут быть результаты обжалования
Перед вынесением решения должностное лицо или судья (единолично) рассматривают поступившие материалы дела. В рамках пересмотра изучению подлежат все процессуальные документы и представленные доказательства, а также исследуются сделанные в рамках первоначального рассмотрения доводы. В рамках обжалования действует принцип «невозможности ухудшения положения лица», т.е. назначенная санкция не может быть усилена.
Результатом рассмотрения жалобы (протеста) может стать (ст. 30.6 КоАП РФ):
- отказ в удовлетворении жалобы (постановление принято в рамках закона и правильно по существу, наказание обосновано);
- изменяется наказание (например, уменьшается размер штрафа);
- отменяется постановление, т.к. прекращается производство (основания - статьи 2.9, 24.5 КоАП РФ);
- назначается новое рассмотрение, дело возвращается в орган, который принимает решение по первой инстанции;
- дело направляется на рассмотрение по подведомственности в случае, когда первоначальное решение было принято неуполномоченным органом.
Обжалование постановлений, вступивших в законную силу, выделяется в обособленную стадию производства. На основании ст. 30.13 КоАП РФ рассмотрение заявленных жалоб или принесенных прокурором протестов производится верховными судами (республики, края, области и пр.).
Как правильно составить жалобу
Специальных требований к форме и содержанию жалобы на постановление по делу об административном правонарушении КоАП РФ не предусматривает. Тем не менее, рекомендуется указать следующее:
- реквизиты суда, где будет рассмотрена жалоба;
- информация об участниках спора (заявитель, заинтересованные лица);
- ссылка на обжалуемое постановление;
- мотивированные доводы в обоснование своей позиции со ссылками на нормы права;
- заявленные требования (об изменении, об отмене);
- перечень прилагаемых документов.
Жалоба подписывается лично заявителем либо его представителем. В последнем случае к жалобе прилагается доверенность.
Таким образом, обжалование административного правонарушения - доступный инструмент восстановления прав граждан в случае прямого нарушения прав.
Тем не менее, императивное регламентирование процесса требует внимательного и тщательного изучения. Целесообразно в данном вопросе прибегнуть к помощи адвоката по делам об обжаловании постановлений об административных правонарушениях. Юрист должен обладать достаточным опытом и квалификацией, чтобы оценить вероятность удовлетворения жалобы и предпринять все требуемые меры для отмены постановления.
Стоимость подобных услуг может варьироваться в зависимости от множества факторов, таких как опыт и квалификация юриста, его репутация, сложность дела, а также от региона предоставления услуг. Так, юрист из Москвы согласится представлять ваши интересы за вознаграждение, которое будет в разы выше, чем в более отдаленных от столицы регионах.
В свою очередь, наш правовой ресурс предоставляет полное сопроводительное онлайн-консультирование по оспариванию административного наказания. Вам нет необходимости обращаться к юристам лично, чтобы обжаловать постановление об административном правонарушении, наши специалисты помогут вам урегулировать проблему в кратчайшие сроки.
Комиссия, которая работает при городской администрации, привлекла компанию к ответственности за нарушение местного законодательства в области благоустройства. Проиллюстрируем на примере из практики, в каком порядке нужно обжаловать подобные постановления и какие аргументы приводить.
Любое юридическое лицо могут привлечь к административной ответственности за нарушение местного закона о вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований соответствующего города или области и за несоблюдение правил благоустройства территории города. Протокол о привлечении вправе оформить комиссия, которая осуществляет деятельность на территории определенного района города и подчиняется администрации города.
Так, АО «Профсталь» комиссия привлекла к ответственности:
- за нарушение части 1 статьи 2 «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области»;
- за несоблюдение пункта 2 статьи 105 Правил благоустройства территории г. Иркутска (утв. ) - то есть за размещение отходов снега вне специально отведенных для этого местах по адресу нахождения нашего торгового центра.
Штраф составил 10 000 рублей.
В каком порядке обжалуют постановления об административной ответственности за нарушение правил благоустройства
Первый вопрос, который может возникнуть у юриста компании: в какой суд обжаловать постановление ? Общая юрисдикция или арбитраж? Постановление подлежит обжалованию в районном суде общей юрисдикции с учетом территориальной подсудности - по месту совершения правонарушения (п. 30. , ч. 1. ст. 29.5 , определение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 09.10.2017).
Второй вопрос: по какому кодексу происходит обжалование, КАС РФ или КоАП РФ? Ответ на данный вопрос вы можете найти в местном законе об административных комиссиях вашего города. Например, согласно пункту 4 статьи 3 «Об административных комиссиях в Иркутской области» обжалование постановлений , вынесенных административной комиссией, осуществляется в порядке, установленном КоАП РФ.
Третий вопрос: не пропущен ли срок для обжалования постановления? Срок для обжалования постановления по КоАП РФ составляет 10 суток со дня вручения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срок может быть восстановлен.
Какие аргументы помогли компании обжаловать спорное постановление
После того, как определись с процессуальными вопросами, можно посмотреть, на что сослаться, чтобы отменить постановление в суде. Рассмотрим, какие аргументы помогли оспорить постановление в отношении АО «Профсталь».
Нарушения, допущенные комиссией |
|
Срок составления протокола (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Протокол должен быть составлен не позднее 1 месяца с даты обнаружения факта правонарушения, если не назначены дополнительные исследования. |
|
Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (АО «Профсталь») не было извещено о времени и месте его рассмотрения (ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ). Часто комиссии делают ошибку, направляя уведомление о времени и месте рассмотрения административного дела только законному представителю по доверенности, забывая отправить уведомление в адрес руководителя юридического лица. Суд считает это грубым процессуальным нарушением, из-за которого отменяет постановление. |
|
Отказано в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ). Всегда делайте официальный запрос с требованием предоставить документы по административному делу. Это фото или видео-фиксация свалки снега или мусора, протокол и т.д. Если комиссия откажет, это является основанием для отмены постановления в суде, так как без ознакомления с материалами дела вы не сможете защитить себя в полном объеме. |
|
В протоколе не отражены пояснения представителя юридического лица. Не дана надлежащая и объективная правовая оценка представленным доказательствам. Не учтены смягчающие обстоятельства (п. 26.1, п. 28.2 КоАП РФ). Данные нарушения так же являются основанием отмены постановления. |
|
Для начала нужно проверить, имеется ли в городе распоряжение администрации со схемой размещения и определения мест временного хранения отходов снега и специально отведенных для вывоза снег мест на территории вашего города. Если данного распоряжения администрация не издала, то состав административного правонарушения отсутствует: в городе нет официально утвержденных мест для вывоза мусора и отходов снега. Юридическое лицо не может быть наказано за такое правонарушение, если администрация не утвердила специально отведенные места для вывоза мусора и отходов снега. Например, администрация города обязана издать распоряжение со схемой размещения и определения мест временного хранения отходов снега и специально отведенных для вывоза снег мест на территории г. Иркутска (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3, 7, 10 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 2, 8, 13, 14, 16 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7, 16, 17, 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав г. Иркутска). Обязанность по определению специальных мест вывоза и временного хранения отходов снега, лежит на Администрации города и округов. До настоящего времени в г. Иркутске данные места не утверждены, событие административного правонарушения отсутствует (п. 26.1 КоАП РФ). Чтобы узнать о наличии или отсутствии утвержденных мест, можно сделать официальны запрос в комитет по благоустройству города с требованием предоставить копию распоряжения или адрес официально утвержденных мест для вывоза мусора и отходов снега. |
|
Состав комиссии не соответствует закону о создании комиссий на территории города. Например, в г. Иркутске в комиссию назначаются от 5 до 15 человек (ч. 1 ст. 5. закона № 145-оз). Протокол о привлечении АО «Профсталь» к ответственности составила комиссия, состоящая из 4 человек, т. е. с нарушением закона. |
|
Если на территории вашего предприятия ведется видеозапись, используйте ее в качестве доказательства в суде. Например, мы доказали, что складирования снега не было, так как по камерам было видно, что снег убрали через 5 часов после его очисти со всей территории компании. Снег не складировался, а временно был собран в одном месте для дальнейшего вывоза. |
|
Проверьте полномочия своей доверенности. Часто юрист забывает вписать в доверенность фразу про представительства и полномочия именно по делу об административном правонарушении. Это может являться основанием к обжалованию судебного решения не в вашу пользу, так как вы действовали без оформленных надлежащим образом полномочий. |
|
Применение малозначительности и учет смягчающих обстоятельств по делу. Административная комиссия не доказала факт негативных последствий причиненных обществу, конкретному лицу или государству. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 постановления ВС РФ № 5). Сам по себе факт совершенного правонарушения не свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, данное обстоятельство подлежит выяснению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. При этом положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, запрета на применение этих норм к каким-либо составам правонарушений КоАП не содержит. Не учтены смягчающие обстоятельства (п. 26.1, п. 28.2. КоАП РФ). Данные нарушения так же являются основанием отмены постановления. Смягчающими обстоятельствами являются:
|
|
При составлении протокола об административном правонарушении представитель юридического лица не присутствовал. Комиссия спустя несколько дней направила извещение о рассмотрении административного дела. Это считается грубым процессуальным нарушением (ст. 28.2. КоАП РФ). |
Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)
Общие положения
1. Что можно
обжаловать?
Исходя из ст.30.1 ,
30.9 ,
30.10 ,
30.12
КоАП РФ можно обжаловать:
1) Постановления по делу
об административном правонарушении, не вступившие в законную
силу;
2) Постановления по делу
об административном правонарушении, вступившие в законную силу;
3) Последующие решения по
жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении;
4) Определение об отказе
в возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Кто имеет право на
обжалование постановления по делам об административном
правонарушении, не вступившего в законную силу?
Правом на обжалование
обладают лица, указанные в ст.30.1
КоАП РФ , а именно:
1) Лицо, в отношении
которого ведется производство по делу об административном
правонарушении (ст.25.1
КоАП РФ);
2) Потерпевший (ст.25.2
КоАП РФ);
3) Законные представители
физического лица и юридического лица (ст.25.3 -25.4
КоАП РФ);
4) Защитник и
представитель (ст.25.5
КоАП РФ);
5) Уполномоченный при
Президенте РФ по защите прав предпринимателей (ст.25.5.1
КоАП РФ).
2.1. Обладает ли
прокурор правом принесения протеста на постановление по делам об
административном правонарушении (ПДАП)?
Да, в соответствии со
ст.30.10
КоАП РФ прокурор вправе приносить протесты на:
1) Не вступившее или
вступившие в законную силу постановление по делу об
административном правонарушении;
2) И (или) последующие
решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление
2.2. Обладает ли лицо,
уполномоченное законом составлять протокол об административном
правонарушении, правом на обжалование постановления (ПДАП),
вынесенного судьей?
Да, согласно ч.1.1
ст.30.1 КоАП РФ такое лицо вправе обжаловать ПДАП, вынесенное
судьей, в вышестоящий суд. Но это право касается только
постановлений, не вступивших в законную силу. Если постановление
уже вступило в законную силу, то подобное право у такого лица
отсутствует (ст.30.12
КоАП РФ).
3. Куда обжалуются
постановления по делам об административном правонарушении, не
вступившие в законную силу?
Все зависит от лица или
органа, которым вынесено постановление (ст.30.1
КоАП РФ):
Судьей - в вышестоящий
суд (например, мировой судья вынес постановление, обжалование
осуществляется в районный суд);
Коллегиальным органом - в
районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
Должностным лицом -
вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган либо в
районный суд по месту рассмотрения дела (военнослужащие - в
гарнизонный военный суд). То есть в данном случае предоставлено
право выбора, куда подавать жалобу.
Постановление (ПДАП),
вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом
субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту
рассмотрения дела;
Внимание! Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то согласно ч.2 ст.30.1 КоАП РФ жалоба рассматривается судом. |
3.1. Когда дело об
оспаривании решения административного органа подведомственно
арбитражному суду, а когда суду общей юрисдикции?
Постановление по делу об
административном правонарушении, связанном с осуществлением
предпринимательской или иной экономической деятельности
юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, обжалуется в
арбитражный суд
в соответствии с арбитражным процессуальным
законодательством, а именно в порядке, установленном § 2 гл.25
АПК РФ . К сожалению, на практике нет четкого понимания, какие
все-таки дела подведомственны арбитражным, а какие судам общей
юрисдикции.
Частично ответ на вопрос
о том, какие дела подведомственны будут судам общей юрисдикции, дан
в п.33
Постановления ВС РФ N 5 , а также в ответе на вопрос 10 Раздела
VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1
(2014).
В
суд общей юрисдикции
обжалуются постановления и решения по
делам об административном правонарушении, если объективная сторона
правонарушения направлена на нарушение или невыполнение норм
законодательства в сфере:
а)
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
б) в области охраны
окружающей среды и природопользования;
в) безопасности дорожного
движения;
г) пожарной
безопасности;
д) законодательства о
труде и охране труда.
Судебная практика Наличие статуса юридического лица само по себе не дает оснований
для безусловного отнесения спора к подведомственности арбитражного
суда (Постановление Арбитражного суда
Северо-Западного округа от 08.11.2016 |
4. В какой срок
обжалуется не вступившие в законную силу постановление
(ПДАП)?
Согласно ч.1
ст.30.3 КоАП РФ , по общему правилу, срок на обжалование -
десять суток со дня вручения или получения копии постановления.
Аналогичный срок закреплен и в ч.2
ст.208 АПК РФ .
Для дел, указанных в
ч.3
ст.30.3 КоАП РФ , (связаны с избирательным процессом) - пять
дней со дня вручения или получения копии постановления.
Важно! Пропуск установленного законом срока на обжалование постановления административного органа о привлечении к административной ответственности либо отказ в его восстановлении является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и об отмене постановления административного органа (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.02.2015 N Ф01-6271/2014 по делу N А39-1552/2014) или жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. |
Внимание! В последнее время в делах об обжаловании суды применяют по аналогии положения п.1 ст.165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях, а именно положение о том, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, уклонение от получения корреспонденции или халатное отношение к получению и обработке корреспонденции приведет к тому, что постановление по делу об административном правонарушении суд посчитает врученным привлеченному к ответственности лицу в установленные законом сроки (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 N 04АП-2137/2016 по делу N А19-619/2015) |
5. Может ли быть
восстановлен срок на обжалование постановления (ПДАП)?
Да, такой срок согласно
ч.2
ст.30.3 КоАП РФ может быть восстановлен по ходатайству лица,
подавшего жалобу.
Такое ходатайство может
как содержаться в тексте жалобы, так и подаваться в виде отдельного
документа, как следует из смысла ч.2
ст.30.3 КоАП РФ .
В
ходатайстве или в части жалобы, содержащей ходатайство, должно
содержаться:
а) указание на причины,
которые послужили причиной пропуска срока;
б) просьба восстановить
срок.
Ходатайство
рассматривается судьей или должностным лицом, правомочным
рассматривать жалобу. Ходатайство рассматривается в порядке
гл.30
КоАП РФ с обязательным извещением лица, которое подает
ходатайство.
Судебная практика Рассмотрение ходатайства в отсутствии заявителя, который не был надлежащим образом извещен о рассмотрении ходатайства, будет расценено как существенное нарушение процессуальных прав заявителя и повлечет за собой отмену определения об отказе в восстановлении срока (см., например, Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 27.10.2016 N 4а-1461/2016 по делу N 12-565/2016) |
Об отклонении ходатайства
о восстановлении срока обжалования постановления по делу об
административном правонарушении выносится определение (ч.4
ст.30.3 КоАП РФ).
Возникает вопрос: можно
ли обжаловать определение суда о восстановлении пропущенного срока?
Данное определение не создает препятствий для движения дела, не
лишает заинтересованных лиц права на обжалование принятого по делу
судебного акта, потому, если иное не предусмотрено законом, не
подлежит обжалованию. В частности, такая позиция встречается в
системе арбитражных судов. Например, АС округа отметил, что
выраженное в соответствующем судебном акте определение суда о
восстановлении процессуального срока обжалованию не подлежит
(Постановление ФАС Северо-Западного
округа от 13.02.2012 по делу N А56-24343/2011).
6. Какие причины могут
посчитать уважительными для восстановления срока подачи жалобы на
постановление (ПДАП), а какие нет?
Судья или должностное
лицо, правомочное рассматривать жалобу, оценивает уважительность
причины пропуска, исходя из обстоятельств пропуска и длительности
пропуска (срока пропуска), а также насколько причина пропуска
препятствовала обжалованию постановления. Как правило, такими
причинами могут стать процессуальные нарушения извещения лица о
рассмотрении дела и вынесении постановления, недоставка
корреспонденции по вине организации связи, тяжелая болезнь или
длительная командировка гражданина или ИП и т.п. Наиболее трудно
восстановить срок для обжалования юридическим лицам.
Что касается перечня
причин, то такого исчерпывающего перечня нет из-за многообразия
ситуаций на практике.
Например, суды не
признали
уважительными причинами пропуска:
-
кадровые перестановки в организации (Постановление Арбитражного суда
Северо-Западного округа от 22.03.2016 N Ф07-405/2016 по делу N
А21-3432/2015);
-
получение корреспонденции работником, а не руководителем
организации (Постановление
Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.12.2014 N
Ф02-4844/2014 по делу N А19-19571/2013);
-
отсутствие организации по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ
(Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от
24.08.2016 N 13АП-16064/2016 по делу N А56-8153/2016);
-
нахождение ответственного за обжалование лица на "больничном"
(Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от
12.07.2016 N 13АП-10112/2016 по делу N А21-9235/2015);
-
болезнь, если она не лишает возможности обжаловать постановление и
лицо было уведомлено надлежащим образом о вынесении постановления
по делу (Определение Московского городского суда от 24.11.2016 по
делу N 7-14657/2016);
-
первоначальное обращение с жалобой к вышестоящему лицу или в
вышестоящий орган, поскольку такое обращение не препятствует
одновременному обращению с жалобой в суд (Определение Московского
городского суда от 16.11.2016 по делу N 7-14492/2016);
-
смена места жительства, если соответствующие органы, участвующие в
рассмотрении дела, не были уведомлены о смене адреса (Решение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 N
1-ААД16-1).
Суды посчитали причины
уважительными:
-
незначительное время пропуска (два дня) (Постановление Третьего
арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 по делу N
А33-2698/2010). Между тем это скорее исключение, чем правило;
-
судья, установив, что жалоба неподведомственна для рассмотрения
данным судом, вопреки требованиям ч.4
ст.30.2 КоАП РФ возвратил жалобу заявителю, из-за чего срок был
пропущен (Постановление Верховного Суда РФ от 15.11.2016 N
5-АД16-49);
-
отсутствуют доказательства вручения копии постановления законному
представителю юридического лица либо получения его по почте
(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.12.2010 по делу
N А15-390/2010);
-
суд общей юрисдикции принял решение по делу, которое в дальнейшем
было отменено в связи с неподведомственностью спора СОЮ (Решение АС
г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2011 по делу N
А56-24343/2011, оставлено в силе Постановлением Тринадцатого
арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011, Постановлением ФАС
Северо-Западного округа от 13.02.2012);
-
ошибка в исчислении срока на обжалование судьей - от даты вынесения
постановления, в то время как надо от даты вручения или получения
копии (Определение Московского городского суда от 16.11.2016 по
делу N 7-14774/2016);
-
в постановлении отсутствует разъяснение порядка обжалования
(Постановление Верховного Суда РФ от
03.10.2016 N 74-АД16-10).
6.1. Восстанавливает
ли пропущенный срок суд общей юрисдикции, если ранее заявление было
подано в арбитражный суд, который вынес определение о
неподведомственности дела арбитражному суду?
На данный вопрос нет
однозначного ответа, т.к. все зависит от обстоятельств дела.
Например, если:
а) заявление в
арбитражный суд подано в пределах срока на обжалование;
б) заявление в СОЮ подано
сразу после оглашения арбитражным судом резолютивной части
определения о возврате заявления в связи с неподведомственностью
дела суда;
то высока вероятность
восстановления пропущенного срока. По крайней мере, есть
положительное решение Верховного Суда РФ в схожих обстоятельствах.
(Постановление Верховного Суда РФ от
06.07.2015 N 9-АД15-8).
Однако, немало и
отрицательных примеров, когда суды отказывали в восстановлении
срока (и чаще всего отказывают). Подробнее см. разъяснения к "Шаг
2" второго раздела данного материала.
7. Что выносится по
итогам рассмотрения жалобы на постановление (ПДАП)?
По результатам
рассмотрения жалобы выносится решение.
Важно:
если по
результатам рассмотрения жалобы принят акт, озаглавленный иначе,
чем решение, это может быть расценено на нарушение процессуальных
требований рассмотрения жалобы и послужить основанием для отмены
такого акта (см., например, Постановление Тамбовского областного
суда от 15.09.2016 по делу N 4А-216/2016: подана жалоба на
постановление мирового судьи по делу об административном
правонарушении, судья районного суда по результатам рассмотрения
вынес постановление, а не решение, что повлекло отмену областным
судом такого постановления).
8. Можно ли обжаловать
решение, принятое по жалобе на постановление (ПДАП), и если да, то
какие лица обладают таким правом?
Да, такое решение может
быть обжаловано. Согласно ст.30.9
КоАП РФ правом на обжалование обладают лица, которые имеют
право обжаловать само постановление (ПДАП) - см. ответ на вопрос
2.
Кроме того, правом на
обжалование решений обладают:
а) должностное лицо,
которое выносило обжалуемое постановление;
б) руководитель
коллегиального органа и органа, созданного в соответствии с законом
субъекта РФ, - если постановление выносилось таким органом.
Прокурор также согласно
ч.1
ст.30.10 КоАП РФ обладает правом принесения протеста на
решения, принятые по жалобам на постановления по делу об
административном правонарушении.
9. В какой орган
обжалуются решения по жалобам на постановление по делу об
административном правонарушении?
Решение обжалуется в
порядке, установленном в ст.30.9
КоАП РФ , а именно, если решение вынесено:
Судьей - то в вышестоящий
суд;
Вышестоящим должностным
лицом или вышестоящий органом - в суд по месту рассмотрения жалобы,
а затем в вышестоящий суд.
10. В какой срок может
быть обжаловано решение по жалобе на постановление (ПДАП)?
В
соответствии с ч.3
ст.30.9 КоАП РФ для обжалования решений установлены сроки,
аналогичные срокам в ст.30.3
КоАП РФ , а именно в течение десяти суток со дня вручения или
получения копии жалобы. А по делам, указанным в ч.3
ст.30.3 КоАП РФ , (избирательный процесс) - в течение пяти.
В
случае пропуска срока обжалования он может быть восстановлен по
ходатайству лица, пропустившего срок (см. ответы на вопросы
6-8).
Важно! Если жалоба рассматривалась арбитражным судом, то согласно ч.5 ст.211 АПК РФ решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. |
Принесение протеста
прокурора осуществляется в такие же сроки (ч.1
ст.30.10 КоАП РФ).
11. Можно ли
обжаловать постановления (ПДАП) и решения по жалобам на
постановления, если они вступили в законную силу. Какие лица
обладают правом на такое обжалование и куда подается
соответствующая жалоба/протест и в какие сроки?
Да, согласно ст.30.12
КоАП РФ решения по жалобам на постановления и сами
постановления (ПДАП), вступившие в законную силу, могут быть
обжалованы.
Важно! Для обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и (или) последующих решений по жалобам на такие постановления не имеет значения, обжаловалось ли такое постановление или решение в ином порядке, поскольку КоАП РФ в ст.30.12 -30.19 не выдвигает подобного условия. |
Таким правом обладают
лица, указанные в ответе на вопрос 2, т.е. те лица, у которых
изначально есть право на обжалование постановления (ПДАП), а также
(ст.30.12
КоАП РФ):
а) должностное лицо,
вынесшее постановление, - вступившее в законную силу решение по
результатам жалобы или протеста прокурора на постановление
(ПДАП);
Если все же было вынесено постановление о наложении на предпринимателя либо организацию в виде наложения административного штрафа или об административном приостановлении деятельности. Как поступать в случае несогласия с вынесенным постановлением? Обратимся к ст. 30.1 КоАП РФ. Данная статья Кодекса об административных правонарушениях гласит, о том, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Таким образом, не согласный с должностным лицом, наложившим на предпринимателя ответственность или с размером самого штрафа предприниматель имеет полное право подать соответствующую жалобу в прокуратуру, в суд или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
При этом немедленно обжаловать постановление
1) вынесенное судьёй - необходимо в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа, или по месту регистрации вашей организации;
3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
Для предпринимателя важно знать, а главное уметь применять на практики норму ч. 4 ст. 30.11 КоАП РФ. Указанная норма поясняет о том, что на вступившие в законную силу постановления, решения по делам об административных правонарушениях могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ, но уже в соответствии с арбитражным законодательством. Если следовать смыслу ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ пересмотру в таком порядке подлежат постановления по делу об административном правонарушении, совершенные юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также решения, принятые на постановления.
Заочно вынесенное постановление будет признано недействительным. Допустим, в протоколе по делу об административном правонарушении, проверяющий вам указал явится на рассмотрение дела в административную комиссию через 10 дней. Вы заявили ходатайство о временном отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении вас. Производство по делу в отношении вас временно приостанавливается. Затем должностное лицо административной комиссии высылает по почте вам повестку с требованием явится на рассмотрение дела в комиссию, или же вызывает вас непосредственно сам суд, но возможно вы своевременно не получили повестку, а значит и небыли надлежащим образом уведомлены о своевременном месте и времени рассмотрении дела. В случае, когда вы своевременно не были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, а постановление вынесено, тогда оно подлежит немедленному обжалованию, поскольку вынесено с нарушением ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
При выборе инстанций по обжалованию постановления, также как и по обжалованию неправомерных действий и решений должностных лиц органов власти, эффективней всего обратится одновременно в вышестоящий орган, «если решение вынесено судьей, тогда в вышестоящий суд», в прокуратуру, или в суд.
Государственным органам и должностным лицам, решение которых обжалуется, будет сложнее скрыть допущенное нарушение. Практика показывает, что вышестоящие инстанции, в целях профилактики по оценке законности работы собственной системы, берут подобные случаи (на учет). Для предпринимателя также несомненным плюсом будет получение информации о рассматриваемом деле из нескольких источников и внимание компетентных государственных органов к должностным нарушителям.
При этом КоАП РФ, формально разрешает возможную коллизию, связанную с поступлением одновременно жалобы в суд и вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий орган). Так, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает суд. На практике бывали случаи, когда лицо привлекаемое к административной ответственности, направляло жалобы сразу в несколько органов, в том числе и суд. При этом по результатам обращения были получены разные ответы.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражном суде в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Для правильного составления жалобы предприниматель должен хорошо владеть нормами права, указать в жалобе причины необоснованности или незаконности постановления по делу. Как правило, составление жалобы не под силу рядовому предпринимателю и фирме с небольшим штатом, поэтому с этим вопросом лучше обратиться к юристу, специализирующимся на подобных делах, но именно к специалисту в области административного права.
Важно знать, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления и государственной пошлиной не облагается. Оплатить госпошлину придется в дальнейшем, в случае обжалования постановления, в кассационном порядке (вышестоящем суде).
Лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении и принявшее по нему постановление, должно направить копию такого постановления правонарушителю в течение трёх дней. Часто бывает, что плохая работа канцелярии органов, рассматривающих такие дела, и почтовая служба, не то что в субъектах, но и в г. Москва, делает невозможным получение постановления в установленный законом срок. В отдельных, совсем уж печальных случаях, предприниматель получал жалобу утром того дня, когда должен подать жалобу, и у него на её подготовку оставалось не более нескольких часов.
Если на ваш адрес пришло постановление по почте, то ни в коем случае не выбрасывайте конверт со штемпелем, в котором стоит дата получения, или, если уже получили постановление, лично требуйте, чтобы на нем обязательно указали дату вручения. Это даст вам повод для восстановления пропущенного 10 - дневного срока на обжалование. Кроме того, в настоящее время, в судах образуются большие очереди на прием к секретарю суда или судье, для подачи жалоб и заявлений, что во многом физически затрудняет подать ее напрямую. Поэтому целесообразно направлять жалобу по почте. При этом, десятидневный срок на обжалование постановления прерывается с момента подачи жалобы по почте. Суд учитывает 10 - дневной, процессуальный срок обжалования по следующим фактам. От даты, с момента получения на руки копии вынесенного постановления, о привлечении лица к административной ответственности. Как правило на основании указанной даты и подписи лица в постановлении, привлеченного лица к ответственности. Затем, день отправление жалобы на постановление по почте в адрес суда. Доказательством, о своевременной отправки в рамках 10 -дневного срока будет являться дата указанная на конверте со штемпелем, в котором отправлена жалоба.
Согласно ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ восстановление десятидневного срока обжалования возможно по заявлению жалобщика. Однако, до сих пор в юридической практике не существует единого мнения по поводу оснований для восстановления пропущенного процессуального срока. Этот спорный вопрос еще не решен. Пока это отнесено на усмотрение должностного лица, которое ведет производство по административному делу.
Предпринимателям всегда стоит помнить и то, что постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Обратимся к ч. 1 и ч. 3 статьи 30.11 КоАП РФ, которая устанавливает, что вступившее в законную силу решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов на постановления по делу об административном правонарушении могут быть опротестованы прокурором субъекта РФ или его заместителем. Такие протесты приносятся на имя председателя суда соответствующего субъекта. Для этого необходимо подать соответствующему прокурору жалобу. Подача такой жалобы осуществляется непосредственно в прокуратуру субъекта РФ, или в вышестоящую Генеральную Прокуратуру РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении учитываются основания принесения протестов на решения по жалобам или протестам на постановления по делу об административном правонарушении. Такими основаниями является несоответствие решений процессуальным требованиям, закрепленным в статьях 30.6 и 30.7 КоАП РФ. В числе приведенных оснований, также является неправильное применение норм материального права, т. е., назначение не соразмерного наказания или квалификация вовсе иного правонарушения.
Основаниями для принесения протеста прокурора является:
1) рассмотрение жалобы (протеста) в отсутствие вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц, в случае когда их явка имеет существенное значение для принятия решения;
2) участие в рассмотрении жалобы (протеста) лиц, не имеющих на то полномочий;
3) непринятие мер к отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, в случае когда постановление вынесено неправомочным должностным лицом;
4) нарушение требования о единоличном рассмотрении жалобы или протеста;
5) проверка дела не в полном объеме;
6) оставление постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения, в то время как необходимо было принять иное основанное на законе решение;
7) принятие решения об отмене постановления и о прекращении производства по делу в отсутствие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также в случае неправильного вывода о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое (опротестованное) постановление;
8) вынесение решения об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение при отсутствии фактических доказательств существенного нарушения предусмотренных КоАП РФ процессуальных требований, которые не позволяли бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также, когда не может быть применен закон об административном правонарушении, влекущий назначение более строгого административного наказания;
9) отсутствие в решении сведений предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ;
10) рассмотрение жалобы (протеста) по существу, в то время как необходимо было вынести определение о передаче их на рассмотрение по подведомственности.
Жалоба предпринимателя или протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении должны быть рассмотрены судом или должностным лицом, вынесшим такое постановление, в течение десяти дней со дня их поступления. При этом соответствующий орган, рассматривающий жалобу или протест прокурора, должны проверить законность и обоснованность соответствующего постановления по делу об административном правонарушении. Это означает, что проверяются компетенция органа, вынесшего постановление, наличие доказательств по делу, правильность их оформления документирования, обоснованность размера применяемых санкций (штрафа) и т.д. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
Орган, рассматривавший жалобу или протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, может вынести одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, наличие является основанием для прекращения дела (ст.ст. 2.92, 24.5 КоАП РФ), а также при недоказанности обстоятельств обвинения, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Если при рассмотрении жалобы или протеста будет установлено, что лицо или орган, принявший постановление по делу об административном правонарушении, не был уполномочен рассматривать такое дело, соответствующее незаконное постановление отменяется, а дело направляется на новое рассмотрение в соответствующий компетентный орган. В любом случае о результатах рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении должно быть в трёхдневный срок сообщено и предпринимателю и прокурору. Конечно же, лучше всего предпринимателю присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении, также как и при проведении проверки с диктофоном или портативной камерой. Поверьте, там иногда можно услышать больше глупостей чем от лиц проводивших проверку. Если у предпринимателя по тем или иным причинам нет такой возможности присутствовать, то ему всё равно в течение трёх дней должны выслать копию постановления по делу.
Действия по обжалованию постановления должны быть следующими:
1). При вынесении постановления органом административной юрисдикции района, обжаловать в вышестоящем органе административной юрисдикции субъекта РФ, опротестовать в районной Прокуратуре, или обжаловать, в Арбитражном суде субъекта РФ.
2). При вынесения постановления органом административной юрисдикции субъекта РФ, обжаловать в Министерстве Российской Федерации, в Федеральном Агентстве, опротестовать в Прокуратуре субъекта РФ, или в Арбитражном суде субъекта РФ.
3). Решение по жалобе арбитражного суда субъекта РФ, обжаловать в вышестоящем Арбитражном суде, по Федеральному округу, вплоть до ВАС РФ.
4). По факту грубого нарушения прав физических или юридических лиц, в случае если это имеет массовый характер, или бездействует орган власти уполномоченный рассматривать жалобы, а также, если ранее ваша жалоба была оставлена без удовлетворения: в законодательное собрание субъекта РФ, или профильный комитет Государственной Думы ФС РФ.
Если, гражданин, привлеченный к административной ответственности, не согласен с решением, вынесенным на заседании административной комиссии, считает постановление о наложении административного наказания незаконным, необоснованным, он имеет право обжаловать данное решение.
Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении определён статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Правом обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях наделены: лица (граждане, должностные, индивидуальные предприниматели, юридические лица), в отношении которых ведется производство; потерпевший; законные представители физического лица, привлекаемого к административной ответственности; законные представители потерпевшего; защитники указанного физического лица и представители потерпевшего.
Постановление административной комиссии города Сургута может быть обжаловано в Сургутский городской суд.
В таком же порядке обжалуется определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении (за исключением постановлений судов общей юрисдикции), совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Статьей 30.2. КоАП РФ установлен порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы должны направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Так же жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
В соответствии со статьей 30.3. КоАП РФ постановление комиссии может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии постановления в городской суд по месту рассмотрения дела.
В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Если судья отказал в восстановлении срока, то выносится определение об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу и подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.