Затраты на обеспечение пожарной безопасности. Учет расходов на противопожарные мероприятия Пожарные расходы
Расходы на обеспечение пожарной безопасности зданий, сооружений и помещений включают в себя, в частности, затраты на следующее (п. п. 1, 3, 6, 7, 14, 20, 33, 43, 61, 63, 70, 468, 478, 481 Правил противопожарного режима):
– приобретение огнетушителей;
– поддержание огнетушителей в исправном состоянии (перезарядку);
– установку и комплектацию необходимым инвентарем пожарных щитов;
– разработку, изготовление и установку планов эвакуации;
– приобретение и установку знаков пожарной безопасности, в т.ч. знака "Запрещается курить" и эвакуационных;
– приобретение и установку (монтаж) систем противопожарной защиты, в т.ч. пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения, системы противодымной защиты;
– техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем противопожарной защиты;
– приобретение услуг пожарной охраны;
– обучение руководителя организации и работников, ответственных за пожарную безопасность, пожарно-техническому минимуму (п. п. 31, 32, 36, 37 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций").
Независимо от того, являетесь вы собственником или арендатором здания (помещения), затраты на обеспечение пожарной безопасности вы учитываете:
– при ОСН – в прочих расходах на дату подписания первичного документа, подтверждающего несение соответствующих затрат (пп. 6 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ);
– при – в расходах на дату оплаты (пп. 10 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Исключением могут быть затраты на приобретение систем противопожарной защиты. Если затраты на приобретение и установку (монтаж) такой системы составляют более 100 000 руб., то для целей налогообложения ее нужно учитывать в составе ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257, п. п. 3, 4 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина от 16.12.2008 N 03-03-06/4/96).
"Входной" по товарам (в т.ч. ОС), работам, услугам, приобретенным для обеспечения пожарной безопасности, принимается к вычету после получения счетов-фактур от поставщиков (п. 1 ст. 172 НК РФ).
В бухгалтерском учете проводки будут такими:
Проводка |
Операция |
Приобретено имущество для обеспечения пожарной безопасности, не являющееся ОС (инструменты, инвентарь, в т.ч. огнетушители, знаки пожарной безопасности и т.п.) |
|
Д 25 (26, 44) – К 10 |
Имущество, приобретенное для обеспечения пожарной безопасности, передано в эксплуатацию |
Отражены затраты на приобретение и установку (монтаж) системы противопожарной защиты (если они составляют более 40 000 руб.) |
|
Система противопожарной защиты учтена в составе ОС |
|
Д 25 (26, 44) – К 60 |
Отражена стоимость услуг по обеспечению пожарной безопасности (в т.ч. по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты, перезарядке огнетушителей, пожарной охране, обучению работников пожарно-техническому минимуму) |
Затраты арендатора на установку системы противопожарной защиты в арендуемом здании (помещении) учитываются как неотделимые улучшения имущества.
Важно! Организации, которые вправе вести упрощенный бухучет, могут учитывать ОС и МПЗ в особом порядке.
Внимание! За нарушение требований пожарной безопасности, в частности за то, что здание (помещение) не обеспечено первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, пожарными щитами и т.д.), предусмотрены административные штрафы (ст. 20.4 КоАП РФ).
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, расходы на содержание службы газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности. В том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ в соответствии с законодательством РФ, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты). Об этом сказано в подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на обеспечение пожарной безопасности Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Такое определение прописано в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ. А меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Таким образом, затраты на любые меры, направленные на защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров, будут являться расходами на пожарную безопасность и приниматься при расчете налога на прибыль независимо от того, являются ли они обязательными или добровольными платежами. Для оказания услуг в области пожарной безопасности требуется наличие лицензии. Законодательство для подтверждения расходов не требует обязательного запроса лицензии у поставщика услуг, но для избежания спорных моментов с ИФНС лучше запрашивать копию лицензии. Хотя это не всегда и нужно. Ведь если налогоплательщик для оборудования стенда пожарной безопасности приобрел лопаты, ведра, заказал ящик для песка, то никакой лицензии в данном случае может и не быть. Отметим что согласно подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ в расходы компании также списываются затраты на обслуживание и поддержание в рабочем состоянии автоматической системы пожаротушения, а также пожарной сигнализации. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Поэтому расходы по обслуживанию автоматической системы пожаротушения и пожарной сигнализации необходимо подтвердить актом о выполнении работ. Расходы на оплату услуг по охране имущества Охранная деятельность регулируется Федеральным законом от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ". Частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: - защита жизни и здоровья граждан; - охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; - проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; - консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; - обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. Аналогично расходам на пожарную безопасность расходы, связанные с охраной имущества, и иные услуги охранной деятельности, оказанные специализированными хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию, подлежат принятию при расчете налога на прибыль. В составе таких расходов учитываются также и затраты на оплату услуг вневедомственной охраны (письмо Минфина России от 24 июля 2006 г. N 03-03-04/2/180). Учет затрат на охрану труда Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). Согласно статье 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В связи с их выполнением организация осуществляет определенные затраты. Если в штате организации более 50 человек, то в соответствии со статьей 217 ТК РФ необходимо создать службу охраны труда. Вместо создания отдельной службы может быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно осуществлять охрану труда или привлекать для этого сторонние специализированные организации. Последние обязательно должны иметь аккредитацию. При создании службы охраны труда следует руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации. Служба охраны труда, как правило, находится в непосредственном подчинении у руководителя организации и выполняет следующие функции: - контролирует выполнение работниками требований охраны труда и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда; - организует профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и обусловленных производственными факторами заболеваний; - проводит мероприятия по улучшению условий труда и т.д. Следует отметить, что на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно отчисляться не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (ст. 226 ТК РФ). Затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, включаются в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). К таким расходам, в частности, относятся затраты, связанные "с направлением принимаемых на работу рабочих на прохождение инструктажа по охране труда и обучение безопасным методам и приемам работы" (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 октября 2007 г. N Ф04-6915/2007(38865-А27-40)). Также к затратам на обеспечение нормальных условий труда можно отнести затраты: - связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты; - на проведение периодических медицинских осмотров; - компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями; - связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами; - на приобретение молока и других равноценных продуктов. На практике организация в зависимости от вида произведенных затрат может включить их в состав расходов на оплату, материальных расходов труда и прочих расходов. Рассмотрим порядок учета отдельных видов расходов подробнее. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты относятся к материальным расходам. Работодатель с учетом своего финансово-экономического положения может самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. При этом необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Установленные нормы должны улучшать защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнений по сравнению с типовыми нормами. Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. N 477. В целом расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. N 03-04-06-01/128). Статьями 163, 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, обеспечить безопасные условия и охрану труда. В то же время Налоговым кодексом РФ не установлен перечень затрат, которые относятся к обеспечению нормальных условий труда. К примеру, можно ли к таким затратам отнести расходы на приобретение питьевой воды для своих сотрудников? По данному вопросу существует несколько мнений. В письме от 2 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/408 на частный вопрос налогоплательщика Минфин России указал, что расходы на приобретение питьевой воды и аренду кулера могут приниматься в уменьшение суммы доходов при налогообложении прибыли только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья. Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 10 марта 2005 г. N 02-01-08/46. Кроме того, в письме от 26 января 2007 г. N 03-11-04/2/19 специалисты Минфина России отметили, что расходы, связанные с приобретением питьевой воды и приобретением обогревателей для административного здания, статьей 346.16 НК РФ не предусмотрены. Поэтому они не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Отметим, что положения главы 25 НК РФ не предусматривают наличия заключения санитарно-эпидемиологической службы при учете затрат на приобретение питьевой воды. Кроме того, на работодателя возложена обязанность обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ). Поэтому судьи при рассмотрении данного вопроса встают на сторону налогоплательщика. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 июня 2007 г. N А66-10574/2006 указано, что обеспечение работников организации бутилированной водой предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка организации. Следовательно, такие затраты являются экономически оправданными. Аналогичный вывод сделан и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29 октября 2007 г. N А29-1926/2007. Далее подчеркнем, что статьей 222 ТК РФ определено: на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача данных продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов. Правда при условии, что это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. Замена выдачи молока денежной компенсацией по желанию работника стала возможна после внесения изменений Федеральным законом от 1 октября 2007 г. N 224-ФЗ в статью 222 ТК РФ. В целях налогообложения прибыли затраты в виде суммы выданной компенсации могут быть учтены при соблюдении двух условий. Во-первых, если эта сумма определена исходя из норм количества молока. Во-вторых, если она соответствует рыночной цене, действовавшей в период выплаты денежной компенсации. Указанные затраты должны соответствовать требованиям статьи 252 НК РФ, то есть они должны быть обоснованы и документально подтверждены. Все начисления компенсирующего характера, связанные с работой в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, относятся к расходам на оплату труда (п. 3 ст. 255 НК РФ). При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. При этом согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм). Следовательно, выплаты денежной компенсации взамен молока в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, не подлежат обложению НДФЛ. С данных выплат также не придется платить и взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование. Расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. 171, 172 НК РФ). Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель. Сотрудники же подразделения по охране труда несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей. Эти обязанности должны быть установлены должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. На основании статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 1000 до 5000 руб. Организации же грозит штраф от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда). Кроме того, за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно статье 143 Уголовного кодекса РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается: - штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев; - исправительными работами на срок до двух лет; - лишением свободы на срок до года.
Изучив утвержденный МЧС России перечень объектов, подлежащих противопожарной защите, практически каждый руководитель может обнаружить, что в его организации имеются помещения, сооружения, здания, которые необходимо надлежащим образом оборудовать пожарной сигнализацией или системой пожаротушения. Рассмотрим, как учесть расходы, связанные с исполнением этих требований.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом от 18.06.03 315 утвердило перечень объектов (зданий, сооружений, помещений), которые должны быть защищены установками охранной и пожар ной сигнализации и (или) системами автоматического пожаротушения. В него входят складские, вентиляционные и трансформаторные помещения, гаражи и т. п. Кроме того, в соответствии с требованиями Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 10403), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.03 323, здания и сооружения должны быть оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей.
Задача руководителя. обеспечить исполнение требований Федерального закона от 21.12.94 69ФЗ "О пожарной безопасности" и приказов МЧС России 315 и 323. Ведь в соответствии со ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут в том числе руководители организаций. Задача бухгалтера. правильно отразить в учете расходы, совершенные организацией в связи с выполнением требований нормативных документов в области пожарной безопасности.
Организация устанавливает пожарную сигнализацию, системы оповещения и пожаротушения в принадлежащем ей здании (помещении, сооружении)
Устройства, необходимые для выполнения правил противопожарной безопасности, в большинстве случаев недешевы. Но сэкономить на стоимости перечис ленных объектов не удастся. Дело в том, что приказом МЧС России 323 определены типы систем оповещения и управления эвакуацией для зданий и сооружений различного назначения. Этот же документ позволяет использовать системы более высокого уровня (и в большинстве случаев более дорогие), чем требует МЧС России. А системы более низкого уровня применять нельзя.
Уровень требований МЧС России к оборудованию зависит от вида деятельности организации и типа зданий, сооружений (площади, этажности). В каких то случаях достаточно установить только сирену и световые оповещатели.
В других случаях потребуется более сложное и дорогостоящее оборудование, например, для того чтобы разделить здание на зоны оповещения и обеспечить обратную связь этих зон с помещением пожарного поста.
В некоторых случаях организации обязаны устанавливать единые системы автоматического пожаротушения во всем здании. Так, например, если площадь помещений, подлежащих оборудованию системами автоматического пожаротушения, составляет 40 % и более от общей площади этажей здания, сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом системами автоматического пожаротушения.
И пожарные (охранные, охранно-пожарные) сигнализации, и системы оповещения, и системы пожаротушения соответствуют требованиям, предъявляемым ПБУ 6/01 к основным средствам. Они могут быть приняты к учету в составе основных средств (и отражены по счету "Основные средства") по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение (за исключением НДС). В большинстве случаев такие специальные устройства и поставляет, и устанавливает одна и та же организация. Поэтому фактическими затратами на приобретение сигнализаций, систем пожаротушения, систем оповещения является сумма, уплачиваемая в соответствии с договором специализированной организации (без учета НДС, за исключением установленных законом случаев). Многие средства оповещения (световые указатели, оповещатели "выход" и т. п.), стоимость которых не велика, организация может учитывать в составе материально-производственных запасов на счете "Материалы", к которому целесообразно открыть отдельный субсчет.
Такую возможность организациям дает норма, содержащаяся в п. 5 ПБУ 6/01: активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально производственных запасов. Рассмотрим на примерах практических ситуаций, как отражается в учете установка систем, необходимых для исполнения организацией требований противопожарной безопасности.
Ситуация 1: организация приобрела оборудование стоимостью ниже лимита, установленного в учетной политике организации.
Предприятие бытового обслуживания занимает двухэтажное здание. Во исполнение требований нормативов НПБ 10403 предприятие установило систему оповещения на случай пожара. звуковую сирену и световой оповещатель "выход".
Общая стоимость оборудования, включая его установку, составила 11 800 руб. (в том числе НДС 1 800 руб.). Учетная политика предприятия предусматривает отражение объектов стоимостью не более 20 000 руб. за единицу в составе материально производственных запасов. Поэтому приобретенная система оповещения и оповещатели, предназначенные для управления эвакуацией, приняты к учету в составе материально производственных запасов. Сделаны учет ные записи:
Д-т сч. 10 "Материалы", субсч. "Средства пожарной безопасности", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 10 000 руб. приняты к учету звуковая сирена, световой оповещатель, статические указатели направления движения;
Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по при обретенным ценностям", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 1 800 руб. отражен НДС.
Уплаченную поставщику оборудования сумму НДС организация имеет право принять к вычету на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ после принятия на учет материально производственных за пасов. При этом необходимо наличие счета фактуры.
Ситуация 2: организация приобрела оборудование стоимостью выше лимита, установленного в учетной политике организации. Приобретенное оборудование не требует монтажа. Для обеспечения пятиэтажного здания гостиницы оборудованием, необходимым для выполнения требований противопожарной безопасности, организацией приобретены:
Устройства для речевого оповещения людей на случай чрезвычайной ситуации (5 шт.); световые оповещатели "выход";
Статические указатели направления движения.
Здание разделено на зоны пожарного оповещения. Общая стоимость приобретенного оборудования и за трат на его установку составила 35 400 руб. (в том числе НДС 5 400 руб.).
Система оповещения и управления эвакуацией принята к учету как единый инвентарный объект. Затраты организации на приобретение объекта, который впоследствии будет принят к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, отражены по счету "Вложения во вне оборотные активы", субсчет "Приобретение объектов основных средств". В бухгалтерском учете организации сделаны следующие записи:
Д-т сч. 08 "Вложения во вне оборотные активы", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 30 000 руб. принято к учету оборудование для системы оповещения и управления эвакуацией;
Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по при обретенным ценностям", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 5 400 руб.
отражен НДС;
Д-т сч. 01 "Основные средства", К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" 30 000 руб. принят к учету инвентарный объект. система оповещения и управления эвакуацией.
Ситуация 3: организацией заключен договор на приобретение и последующий монтаж оборудования, необходимого для обеспечения пожарной безопасности. Торговая компания для оборудования здания нового магазина (площадь торгового зала 4 000 м2) системой пожаротушения заключила договор со специализированной организацией на приобретение и монтаж системы пожаротушения тонкораспыленной водой.
Стоимость системы пожаротушения составила 236 000 руб. (в том числе НДС 36 000 руб.), а стоимость монтажа. 47 200 руб. (в том числе НДС 7 200 руб.).
Стоимость поступившей в организацию системы, требующей дальнейшего монтажа, отражена в учете на счете "Оборудование к установке". Оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запас ных частей такого оборудования являются оборудованием, требующим монтажа. В учете сделаны следующие записи:
Д-т сч. 07 "Оборудование к установке", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 200 000 руб. отражена стоимость поступившего оборудования;
Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по при обретенным ценностям", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 36 000 руб. отражен НДС.
Оборудование принято к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из стоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке этих ценностей на склады организации.
Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается со счета в дебет счета . В рассматриваемой ситуации должна быть сделана запись:
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", К-т сч. 07 "Оборудование к установке" 200 000 руб. отражена передача оборудования в монтаж;
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 40 000 руб. стоимость монтажа включена в стоимость системы пожаротушения.
После завершения монтажа система принята к учету в качестве объекта основных средств:
Д-т сч. 01 "Основные средства", К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" 240 000 руб. (200 000 + 40 000) принят к учету инвентарный объект. система пожаротушения. Если оборудование не было передано в монтаж на конец отчетного периода, то в рассматриваемой ситуации его стоимость следовало отразить в бухгалтерском балансе по стр. 130 "Незавершенное строительство".
Важно обратить внимание на следующее: показатели должны приводиться в ф. 1 обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Если данные о стоимости оборудования к установке существенны для организации, она может в раздел "Внеоборотные активы" ввести дополнительную строку, например такую: "в том числе оборудование к установке".
Расходы на обслуживание и обеспечение исправной бесперебойной работы систем, обеспечивающих выполнение требований пожарной безопасности, отражаются в учете в составе расходов по обычным ви дам деятельности. Особенности учета в целях налогообложения прибыли.
В налоговом учете пожарные (охранные, охранно-пожарные) сигнализации, системы оповещения и системы пожаротушения отражаются в составе амортизируемого имущества, если эти объекты соответствуют требованиям ст. 256 НК РФ. Амортизируемым при знается имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности, использующееся им для извлечения дохода. Стоимость этого имущества погашается путем начисления амортизации.
Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезно го использования более 12 мес. и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. Первоначальная стоимость определяется как сумма расходов на приобретение оборудования, его доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.
В первоначальную стоимость не включается НДС (кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ). Во многих случаях оборудование, приобретаемое в целях обеспечения пожарной безопасности, соответствует указанным критериям и может учитываться в составе амортизируемого имущества.
Классификация основных средств, включаемых в , относит приборы и аппаратуру систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (код 14 3319000) к четвертой амортизационной группе. Срок полезного использования от пяти до семи лет включительно.
Расходы на обслуживание сигнализации в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ отражаются в регистре прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В перечне, приводимом в указанном подпункте, не упоминаются расходы на содержание систем пожаротушения и систем управления эвакуацией людей при пожаре.
Однако это не значит, что эти затраты никак не учитываются в целях налогообложения прибыли. В том же подпункте упоминаются расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку требования об установке автоматических систем пожаротушения и управления эвакуацией установлены нормативными актами МЧС России (в частности, уже упомянутыми приказа ми 315 и 323), расходы, понесенные при этом, мо гут учитываться в целях налогообложения прибыли.
Особенности учета систем, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности в арендованных зданиях (сооружениях, помещениях)
В большинстве случаев установленные системы пожаротушения и пожарной (охранной, охранно-пожарной) сигнализации нельзя отделить от объекта, на котором они установлены, не причинив им повреждений.
Поэтому установку таких систем следует квалифицировать как проведение неотделимых улучшений арендованных помещений, зданий, сооружений. Лишь некоторые элементы системы оповещения и управления эвакуацией (таблички, знаки) можно снять и затем установить в другом месте.
Однако стоимость и срок службы такого имущества невелик. И нередко к окончанию срока договора аренды эти элементы оказываются уже выбывшими из учета.
Поэтому на практике демонтировать та кие отделимые улучшения зачастую нецелесообразно. Бухгалтеру организации, устанавливающей в арендованном здании, помещении или сооружении сигнализацию, систему управления эвакуацией, систему автоматического пожаротушения, нужно обратить внимание на нормы. 1 и 4 гл. 34 ГК РФ, регулирующие правоотношения сторон в договоре аренды зданий (сооружений). Возможность внесения неотделимых улучшений в арендованный объект необходимо согласовать с арендодателем еще на этапе заключения договора. К сожалению, далеко не всегда такие вопросы урегулированы в тексте договора между сторонами. Подтверждением этого являются многочисленные споры между аренда торами и арендодателями, рассматриваемыми в арбитражных судах. Продолжим рассматривать ситуации, с которыми часто приходится сталкиваться бухгалтерам.
Ситуация 4: в арендованном здании с разрешения арендатора установлена пожарная сигнализация. Неотделимые улучшения по условиям договора подлежат по окончании срока аренды безвозмездной передаче арендодателю. Предположим, что общая стоимость оборудования составляет 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). Оборудование смонтировано специализированной организацией, поставившей его. Стоимость монтажа входит в цену оборудования. Неотделимые улучшения, произведенные арендатором с согласия арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 623, ст. 622 и 625 ГК РФ и условиями заключенного договора, подлежат по окончании договора аренды безвозмездной передаче арендодателю. Для целей бухгалтерского учета расходы на установку сигнализации признаются вложениями во вне оборотные активы. Производятся учетные записи:
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 100 000 руб. отражена стоимость приобретенного оборудования;
Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по при обретенным ценностям", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 18 000 руб. отражен НДС. Сумма НДС, предъявленная специализированной организацией, поставившей и смонтировавшей оборудование, может быть принята к вычету в общеустановленном порядке.
После того как оборудование смонтировано, сиг нализация принята к учету в качестве объекта основ ных средств.
В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 капитальные вложения в арендованные объекты учитываются в составе основных средств.
Принятые в состав основных средств капитальные вложения в арендованное имущество организации следует учитывать как отдельный инвентарный объект, на который открывается отдельная инвентарная карточка.
Сделана учетная запись по дебету счета "Основные средства" и кредиту счета "Вложения во внеоборотные активы". Первоначальная стоимость данного объекта основных средств в рассматриваемой ситуации определяется исходя из суммы, уплаченной организации, поставившей и смонтировавшей оборудование (100 000 руб.). Важно обратить внимание на следующую существенную деталь: при принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету организация должна установить срок их полезного использования. Определяя , нужно исходить из оставшегося срока аренды здания.
Для целей налогообложения прибыли капитальные вложения в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом. Минфин России в письме от 03.11.06 030304/2/231 разъяснил, что положения ст. 258 НК РФ не ограничивают статус арендодателя.
В качестве арендодателя могут выступать как юридические, так и физические лица. Капитальные вложения в арендованное имущество, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды. При расчете размера амортизационных начислений нужно исходить из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Начисление амортизации производится, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором начата эксплуатация оборудования.
В рассматриваемой ситуации суммы начисленной амортизации являются прямыми расходами и относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Аналогичная ситуация складывается, если произведены без согласия с арендодателем. Предположим, ту же пожарную сигнализацию организация арендатор установила вообще без согласования с арендодателем. В этом случае расходы, понесенные на эти улучшения, возмещению арендодателем не подлежат.
Таким образом, по окончании срока аренды передача неотделимых улучшений для арендатора будет безвозмездной передачей результатов выполненных работ по внесению не отделимых улучшений арендованного помещения, здания или сооружения.
Ситуация 5: в арендованном здании с разрешения арендатора установлена пожарная сигнализация. Неотделимые улучшения по окончании договора аренды переданы арендодателю, который частично компенсирует стоимость произведенных улучшений. Статья 623 ГК РФ содержит следующее положение: если арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, неотделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.
До момента окончания договора аренды и передачи неотделимых улучшений арендодателю, в учете организации арендатора производятся записи, аналогичные приведенным при рассмотрении ситуации 4. После передачи арендодателю здания (помещения, сооружения) вместе с произведенными в нем улучшениями, в бухгалтерском учете бывшего арендатора производятся записи:
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. "Прочие доходы" на сумму задолженности за арендодателем;
Д-т сч. 51 "Расчетные счета", К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" на сумму, возмещенную арендодателем.
Мы ООО (отель) УСН доходы-расходы. Мы планируем заключить договор с организацией, которая занимается оценкой пожарных рисков в помещении, которое ООО арендует. Можем ли мы включить эти услуги в расходы, уменьшаемые доходы?
Ответ
Налоговым кодексом предусмотрено право включать в расходы затраты на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с действующим законодательством. Так как Федеральным Законом «О противопожарной безопасности» предусмотрена обязанность руководителей организаций разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, в том числе и в отношении арендованного имущества, расходы на оценку пожарных рисков в помещении включить в состав расходов.
При этом такие расходы должны быть документально подтверждены и экономически оправданы.
Какие расходы можно учесть при расчете единого налога при упрощенке
Особенности признания отдельных расходов при расчете единого налога представлены в .
Условия для признания расходов
Все расходы налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов ( , НК РФ).
Налоговый кодекс РФ
Часть вторая
Статья 346.16. Порядок определения расходов
10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
За пожарную безопасность ответственность несет не только собственник помещения, но и его арендатор
Цена вопроса: 150 000 руб.
Организация арендовала помещение для ведения в ней деятельности по оказанию услуг общественного питания. В ходе проведенной проверки на соблюдение требований пожарной безопасности контролерами были выявлены такие нарушения: отсутствует табличка с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, эвакуационный выход не обеспечен возможностью открывания изнутри без ключа, дверь на пути эвакуации открывается не по направлению движения из здания. На этом основании проверяющие привлекли организацию к административной ответственности по КоАП РФ. Однако компания с таким решением не согласилась и обратилась в суд. По ее мнению, она не должна нести ответственность за пожарную безопасность в помещении, собственником которого она не является.
Вместе с тем судьи отметили, что Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрена обязанность руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
В соответствии с положениями Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Таким образом, судьи пришли к выводу, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается не только на собственника имущества, но и на его арендатора. Соответственно решение о привлечении организации к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ правомерно.
О пожарной безопасности
Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности
Руководители организации имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Услуги по обеспечению пожарной безопасности
Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Такое определение прописано в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г.
№ 69-ФЗ. А меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
То есть затраты на любые меры, направленные на защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров, будут являться расходами на пожарную безопасность и приниматься при расчете единого налога независимо от того, являются ли они обязательными или добровольными платежами.
Рестораны, кафе и магазины обязаны соблюдать правила пожарной безопасности. Во-первых, нужна инструкция о мерах пожарной безопасности для каждого пожароопасного участка. Этот документ определяет места для курения, обязанности и действия работников при пожаре. В ней необходимо определить, как содержать здание, помещение, эвакуационные пути, как вызвать пожарную охрану, как отключить вентиляцию и электрооборудование при пожаре и в конце рабочего дня. Кроме того, в помещениях на видных местах должны висеть планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.
Также правила пожарной безопасности требуют, чтобы на предприятиях, где одновременно на этаже могут находиться более 10 человек (а это как раз магазины и рестораны), была разработана и внедрена система оповещения людей о пожаре. Указанная система должна соответствовать Нормам пожарной безопасности (НПБ 104-03), утвержденным приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323. Более того, если в магазине предполагается массовое пребывание людей (более 50 человек), то необходима еще инструкция о действиях персонала при эвакуации людей. И раз в полгода по этой инструкции надо проводить практические тренировки. И еще: если площадь торгового зала менее 200 кв. м и расположен он в цоколе или подвале, то фирма обязана установить пожарную сигнализацию. Если более 200 кв. м понадобится автоматическая система пожаротушения. Об этом сказано в Нормах пожарной безопасности (НПБ 110-03), которые утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315.
Также в магазине должны присутствовать огнетушители. Их количество определено в приложении 3 к Правилам пожарной безопасности.
Все расходы, которые приведены выше, торговые компании и фирмы, оказывающие услуги общественного питания, вправе списать по статье затраты на обеспечение пожарной безопасности. Учтите, что для оказания услуг в области пожарной безопасности требуется наличие лицензии. Однако для подтверждения расходов законодательство не требует обязательного запроса лицензии у поставщика услуг. Однако для избежания трений с налоговиками, лучше запрашивать копию лицензии. Хотя это не всегда и нужно. Ведь если налогоплательщик для оборудования стенда пожарной безопасности приобрел лопаты, ведра, заказал ящик для песка, то никакой лицензии в данном случае может и не быть. 7.8.1.
Услуги по охране имущества
Охранная деятельность регулируется Федеральным законом от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: 1)
защита жизни и здоровья граждан; 2)
охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; 3)
проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; 4)
обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Аналогично расходам на пожарную безопасность получаем, что любые расходы, связанные с охраной имущества, и иные услуги охранной деятельности, оказанные специализированными хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию, подлежат принятию при расчете единого налога.
Правда, надо сказать, что на местах часто налоговики исключают из таких расходов услуги вневедомственной охраны. Споры по этому вопросу породило постановление Президиума ВАС РФ от 21 октября 2003 г. № 5953/03. В своем вердикте судьи указали, что средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны за оказанные услуги, признаются целевыми. Из чего фискалы сделали вывод, что средства, перечисленные подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер. Однако чиновники лукавят, поскольку оплата услуг милиционеров не может быть признана целевым финансированием, поскольку не обладает признаками такового.
Магазины и рестораны заключают с отделами вневедомственной охраны обычные гражданско-правовые договоры на оказание услуг, и с бюджетными отношениями это никак не связано. Поэтому суды поддерживают налогоплательщиков в вопросе правомочности учета таких расходов. В качестве примера можно привести постановление ФАС Поволжского округа от 14 марта 2006 г. по делу № А65-18349/2005-СА1-29.