Запрос предложений как способ определения поставщика. Чем отличаются друг от друга аукцион, конкурс и запрос котировок А нужен ли контракт
В РФ существуют две основные государственные закупочные процедуры – открытый конкурс и запрос предложений. Какие отличия значатся между двумя вариантами мероприятий?
Открытый конкурс: что это?
Открытый конкурс проводится на основании федерального закона №44 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Многие начинающие предприниматели избегают участия в подобных процедурах, так как боятся сложности подготовки конкурсных заявок. В то же время открытый конкурс создает основу для дальнейшего продвижения на современном рынке и завоевании дополнительных преимуществ, позволяющих выгодно отличиться от конкурентов.
Открытый конкурс представляет собой конкурс, при котором заказчик сообщает сведения о закупке неограниченному числу лиц. Для сообщения используется ЕИС (расшифровывается как единая информационная система). Изначально определяются требования к документации участников и существующие единые требования.
Победитель должен предложить лучшие условия для исполнения контрактного соглашения с учетом критериев, указанных в действующей конкурсной документации. Процедура регламентируется статьями 48 – 55 федерального закона №44, поэтому обязательным становится проведение запланированных мероприятий с учетом действующего законодательства.
Любой открытый конкурс предусматривает поэтапное проведение мероприятий:
- Предварительная подготовка к проведению мероприятия. На этом этапе заказчик должен решить провести закупку и выбрать подходящий формат мероприятия, организовать и распланировать предстоящую закупку, создать конкурсную единую комиссию и определить ее состав, разработать и утвердить положение для конкурса, привлечь специализированную организацию.
- На втором этапе выполняется подготовка конкурсной документации, которая приобретет юридическую силу только после утверждения.
- После успешной подготовки осуществляется публикация извещения о проведении конкурса . Извещение публикуется на государственном сайте, доступном по адресу www.zakupki.gov.ru. Информация дополняется установленным пакетом конкурсной документации. С 2016 года извещение одновременно происходит в Единой информационной системе. Правильная публикация позволяет успешно привлечь всех заинтересованных граждан.
- В последующем становится доступен прием заявок с их обязательной регистрацией . Заказчик должен принимать заявки от лиц, которые планируют стать участниками открытого конкурса. Регистрация заявки становится возможной только, если она соответствует всем существующим критериям.
- Все заявки должны быть официально вскрыты и зарегистрированы.
- Теперь становится возможным полноценное рассмотрение заявок с обязательным подведением результатов . Заказчик оценивает все предложения с учетом своих предпочтений и пожеланий. В обязательном порядке составляется протокол рассмотрения. Заказчик должен вернуть денежные средства, которые были внесены в качестве обеспечения подаваемых заявок, всем участникам. Победитель получает свои финансы только после успешного заключения контракта.
- Завершающий этап – подписание контрактного соглашения с выбранным победителем . На этом этапе заказчик должен внести важные сведения в договор и отправить его победителю. Перед подписанием проводится проверка внесенного обеспечения или банковской гарантии. Оформление контракта и возврат финансового обеспечения заявки становятся началом плодотворного сотрудничества.
Запрос предложений: что это?
Запрос предложений – государственное мероприятие, которое позволяет находить организации для исполнения крупных заказов на самых выгодных условий. Данная форма конкурсного отбора позволяет искать сторон для реализации крупных и значимых проектов на государственном уровне:
- Поставщиков.
- Подрядчиков.
- Исполнителей.
Заказчик получает многочисленные интересные заявки. Победителем становится организация, которая сделала самое выгодное и достойное предложение.
Запроса предложений – это документ, который издается фирмой, заинтересованной в покупке товаров или заказе ее услуг, своем продвижении в определенной нише. В документе представлена действующая декларация требований к товарам или услугам.
Запрос предложений предусматривает возможность отсрочки или отмены заключенного контракта , если какая-либо сторона получила судебные санкции, произошли обстоятельства непреодолимой силы, приняты соответствующие законодательные акты.
Запрос предложений всегда проводится по определенным этапам.
- На начальной стадии формируется комиссия для рассмотрения заявок участников и определения победителя тендера.
- После формирования комиссии выполняется подготовка документации.
- На следующем этапе проводится прием заявок с обязательным их открытием. Заявки должны включать в себя документы о кандидатах и обязательное платежное поручение для обеспечения заявки.
- Перед определением победителей рассматриваются все заявки. Победитель должен полностью соответствовать существующим требованиям.
- Оглашение лучшей заявки в обязательном порядке проводится на официальном уровне. Речь включает в себя следующие моменты: условия контракта, стоимость заявки, преимущества предложения.
- После оглашения лучшей заявки другие участники могут улучшить свои предложения.
- Победителем становится тот участник, который соблюдает установленные кредиты и предоставил лучшее предложение.
- В завершении подписывается контракт на определенных условиях.
Открытый конкурс и запрос предложения: важные отличия
Запрос предложений отличается от открытого конкурса возможностью улучшения первоначального предложения путем отправления окончательных предложений для повышения шансов на победу.
Запрос предложений - это конкурентный вид закупки, который регламентирует 223 Федеральный закон. Выбор поставщика происходит путем запроса предложений и сопутствующих документов. Данные о закупки сообщаются широкому кругу лиц при помощи размещения извещение в .Запрос предложений может быть как закрытым, так и открытым, помимо этих двух видов, также существуют спец.правила для субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Случаи проведения запроса предложений по 223-ФЗ
Данный вид закупок регламентирован определенным порядком, кратко рассмотрим порядок проведения:
1. Составление документов в согласии с Положением о закупке, в соответствии с частями:
9 часть 3.2 статьи;
5, 9 и 10 частей 4 статьи.
В состав документов также входит:
Извещение
Документы к запросу предложений
Проект контракта
Эти документы подлежат публикации в ЕИС не позднее 7 календарных дней до начала осуществления процедуры. Данные документы включают сведения которые регламентированы:
23 часть 3.2 статьи;
9 и 10 частями 4 статьи;
2. Составление протоколов и выбор победителя, регламентируется:
13 и 14 частями 3.2 статьи в Законе № 223-ФЗ.
После чего происходить подписание сделки в соответствие с:
15 частью 3.2 статьи в Законе № 223-ФЗ.
Также организатору запрещается проводить переговоры с оператором ЭТП если это повлечет за собой преимущества одному из конкурсантов запроса предложений, это регламентировано:
9 частью 3.3 статьи в Законе № 223-ФЗ.
3. Как составить извещение в запросе предложений
В извещение, которое в дальнейшем публикуется на сайте ЕИС и отсылается участникам аукциона должно содержаться:
● Название, фактический адрес, данные для связи.
● Прописание пунктов контракта.
● Идентификационный номер закупки.
● Прописание ограничений на участие.
● Описание метода, коим будет определен исполнитель.
● Сумма, которая требуется для внесения обеспечения.
● Условия участия в торгах.
● Опись всех документов на участие.
● Указания дня, места и времени вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа на ЭТП.
● Список преимуществ.
● День, время и порядок приема заявлений об участие.
Особый момент , после того, как извещение будет опубликовано в ЕИС, вносить правки в любой из документов - запрещается.
- Документы к тендеру.
Вместе с извещением, организатор публикует и документы, которые сопутствуют ей. Они содержат следующие позиции:
● Условия исполнения сделки
● Правила написания заявки
● Сведения о изменениях, которые может вносить Заказчик во время исполнения контракта.
● Порядок осуществления тендера.
● Пункты оценки заявки.
● Срок в который договор должен быть скреплен подписями.
● Данные об отказе в исполнение в одностороннем порядке.
Особый момент, кроме документов, которые заказчик должен отправить вместе с извещением, также в обязательном порядке должен быть прикреплен и проект договора.
- Этапы запроса предложений
1. Составление условий аукциона, правил и пр.. Оформление тех. документации.
2. Оформление извещения в согласии с требованиями Положения о закупках и опубликование его на портале ЕИС.
3. Прием предложений от конкурсантов.
4. В случае возникновения необходимости урегулирование цены или других условий исполнения путем переговоров.
5. Анализ полученных заявок и их оценка.
6. Выбор победившего участника.
8. Подписание контракта с победившим поставщиком.
4. Регламентация 223-ФЗ в законе
9. При осуществлении запроса предложений и принятия участия в нем только субъектами МСП организатор может включить такой этап как квалификационный отбор конкурсантов. В этом случае организатор должен соблюдать правила:
1. Извещение должно включать в себя сроки в которые будут проведен данный этап.
2. Все лица, которые будут принимать участие в данной процедуре проводимой в электронном формате, организатор должен предъявлять одинаковые требования квалификационного отбора в согласии с документами о конкуренции в закупках.
3. Заявка на участие в данном процессе должна нести в себе данные согласно документам о конкуренции в закупках и подтверждения о том, что участники отвечают всем квалификационным требованиям, которые регламентируется документами о конкуренции в закупках.
Запрос предложений является одним из наиболее популярных способов закупок по 223-ФЗ наряду с запросом ценовых котировок. Это конкурентная закупка, которая проводится в открытой форме и не предполагающая ограничений численности участников.
Ее особенностью является то, что заказчик оценивает заявки, поступившие от участников по комплексу критериев, включая ценовые и неценовые параметры.
Запрос коммерческого предложения и запрос предложений: различия
Запрос предложений как форму следует отличать от запроса коммерческих предложений в рамках мониторинга рынка заказчиком. Запрос коммерческих предложений требуется заказчику для определения начальной контракта, которая будет указана им в закупочной документации. Это та цена, выше которой заказчик не планирует заключать договор на заданных условиях.
Для определения максимальной цены контракта заказчик может использовать разные методы. Наиболее популярным методом является методика сопоставимых рыночных цен. Опираясь на данную методологию, заказчик цены у нескольких поставщиков нужного ему товара или услуги . Затем он определяет средневзвешенное значение или берет за основу наиболее высокую предложенную цену в качестве НМЦК.
Ответ на запрос заказчика и предоставление ценового предложения не будет считаться офертой и не принуждает в дальнейшем заключить договор на предложенных им условиям.
Целью запроса предложений как закупочной процедуры является выбор наилучших условий исполнения договора среди поступивших заявок.
При запросе предложений как формы закупок своей участник подтверждает готовность к подписанию договора в перспективе . При его отказе или уклонении от подписания договора сведения об участнике передаются в реестр недобросовестных поставщиков, что может создать определенные сложности при участии компании в закупках.
Законодательное регулирование
При осуществлении закупок товаров и услуг заказчики по 223-ФЗ должны руководствоваться законодательством о закупках, Конституцией, ФЗ «О защите конкуренции», другими нормативно-правовыми актами. При этом определяющее значение при выборе закупочной процедуры принадлежит Положению о закупках , утвержденному заказчиком.
Этап 4. Определение победителя.
Победителем становится участник, который предложил наиболее оптимальные условия исполнения договора.
В ходе оценки заявок на участие в запросе предложений комиссия присваивает каждому участнику свой порядковый номер с точки зрения предпочтительности. Первый номер получает победитель торгов, набравший наибольшее количество баллов.
Если в обеих поступивших заявках содержались одинаковые условия, то побеждает та, которая была подана раньше.
Этап 5. Публикация протокола в ЕИС.
После того как итоги подведены, заказчик должен опубликовать на официальном сайте госзакупок итоговый протокол.
Этап 6. договора с победителем.
После выбора победителя ему направляется проект договора для ознакомления и подписания.
Документация
Заказчик по 223-ФЗ должен подготовить следующие документы по закупке:
- Извещение о проведении закупки.
- Закупочная документация .
- Проект договора .
Закупочная документация должна содержать перечень требований к содержанию, оформлению, составу заявок на участие в запросе предложений. К заявке участнику необходимо приложить такие сведения:
- Анкета юрлица, содержащая наименование компании, реквизиты (ИНН, КПП, ОКПО), банковские реквизиты, дата постановки на учет в ФНС и пр.
- Копия учредительных документов .
- Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП .
- Решение об одобрении или совершении крупной сделки.
- Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов.
- Доверенность, которая подтверждает полномочия юрлица на осуществление действий от имени компании.
- Данные о функциональных и потребительских характеристиках товаров и услуг, условиях исполнения договора и пр.
- Документ, который подтверждает внесение задатка .
Сроки проведения
В 223-ФЗ не содержится указаний на сроки проведения запроса предложений.
В 223-ФЗ сказано только о том, что при проведении конкурса и аукциона сроки публикации сведений по 223-ФЗ должны быть не менее 20 дней до окончания приема заявок. Применительно к запросу предложений строгих временных рамок нет, их должен ограничить заказчик.
На практике обычно сроки приема заявок при запросе предложений составляют 5-10 дней с момента публикации сведений в ЕИС. Еще столько же требуется на подписание договора. Таким образом, вся процедура занимает не более 20 дней.
Основания для отмены
Заказчик имеет право отменить запрос предложений при необходимости. Если он принял такое решение, то ему следует разместить его в ЕИС, а также скорректировать план-график закупки.
Строгого перечня оснований для отмены закупки в 223-ФЗ не содержится. Заказчик вправе прописать его в Положении о закупке.
Отменить закупку допускается не только в добровольном порядке со стороны заказчика, но и в принудительном по предписанию, выданному . Сотрудники антимонопольной службы наделены правом на отмену закупки, если она не соответствует требованиям законодательства (например, в закупочной документации содержатся противоречащие закону требования к участникам закупки).
Таким образом, заказчик по 223-ФЗ может провести закупку через запрос предложений, если такая возможность содержится в его Положении о закупке. Если 44-ФЗ четко регламентирует порядок запроса предложений, механизм и условия его применения, то в 223-ФЗ такие ограничения отсутствуют. Запрос предложений позволяет заказчику в сжатые сроки определить поставщика товара и услуги при относительно невысокой цене контракта и при необходимости учета как , так и прочих нестоимостных критериев.
Аукцион, конкурс и запрос котировок являются неотъемлемыми понятиями современной российской деловой практики. Они закреплены законодательно, понятия несут разную смысловую нагрузку. Данные термины объединяет тот факт, что это формы конкурентного состязания между поставщиками. Участники подают свои предложения и пакеты документов по заранее оговоренным условиям. Деятельность в рамках этих понятий базируется на справедливости и эффективности. Однако необходимо понимать, в чем различия между аукционом, конкурсом и запросом котировок.
Что такое аукцион?
Главным критерием в состязании между поставщиками во время торгов является цена. Предложения участников доступны каждому, поэтому они могут оперативно изменить свою стоимость, чтобы «перебить» конкурента. Перед стартом аукциона устанавливается начальная максимальная цена, которая указывается в извещении. Стоимость снижается на шаг аукциона, который составляет 0,5 % от цены заказчика. Победителем аукциона является тот, кто предлагает наименьшую стоимость.
Изначально аукционы устраивались с целью распродажи долгового имущества, однако с течением времени политика мероприятия изменилась. Сейчас вы можете принять участие в аукционе на продажу предметов искусства, антиквариата, определенного товара во внешней торговле и т.д. При этом различают такие виды аукциона, как прямой (английский), первой цены, второй цены, обратный и аукцион «платят все». Считается, что это наиболее прозрачная форма торгов.
Особенности конкурса
Понятие «конкурс» часто используют в едином контексте с тендером. Не стоит забывать, что тендер не закреплен в законодательстве, это иностранное понятие. Поэтому проще употреблять определение «конкурс», которое регулирует Гражданский кодекс РФ.
В конкурсе принимают участие несколько поставщиков. Заказчику необходимо выбрать достойного претендента, ориентируясь на условия контракта. Отличие конкурса от аукциона в том, что участники не могут изменить свои условия в ходе торгов.
Конкурсы подразделяются на:
- открытые: заказчик приглашает к участию всех желающих;
- селективные: после подачи заявок на участие заказчик самостоятельно отбирает претендентов, которые будут продолжать борьбу;
- закрытые: заказчик рассылает приглашения ограниченному числу лиц.
Участники конкурса не знают, что предлагают конкуренты, вот почему так важно тщательно готовить документацию. Рекомендовано приглашать специалистов, которые помогают выверить информацию и скомпоновать ее должным образом. Это дополнительные материальные затраты, которые не будут компенсированы в случае проигрыша, однако значительно увеличат шансы на победу.
Запрос котировок
Критерием отбора претендента при запросе котировок является наиболее низкая цена. Отличие от аукциона - в самой механике процедуры. Запрос котировок публикует государственный заказчик и сообщает об этом неограниченному количеству участников. На электронной торговой площадке размещается документация, где указаны максимальная начальная цена, сроки и другие условия. Поставщики готовят предложение с указанием стоимости за данный объем работ. Поставщик не может изменить свои условия.
Запрос котировок занимает второе место по популярности среди других форм размещения заказов, которые может предложить электронная площадка . На первой позиции - аукцион в электронной форме. При этом Федеральная антимонопольная служба отрицательно относится к запросу котировок, считая его потенциально удобной процедурой для коррупционеров.
Таким образом, в аукционе определяющим фактором является цена, а у поставщиков есть возможность менять свое предложение. В ходе конкурса поставщики не имеют возможности ознакомиться с документацией конкурента и повлиять на цену, при этом заказчик берет в расчет не только стоимостной фактор, но и репутацию поставщика, качество товара. Запрос котировок проводится в короткий срок, побеждает минимальная цена, при этом участники не могут изменить первоначальную стоимость.