Занимательные занятия для школьников. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания
Развивающее занятие для младших школьников
«В краю хорошего настроения»
Описание материала : использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, последующая стабилизации эмоционального состояния.
Материал рассчитан на детей младшего школьного возраста.
Цель – коррекция эмоционального состояния.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;
Закрепить понятие «настроение»;
Учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;
Обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.
Развивающие:
Развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;
Развивать интерес детей в изучении самих себя;
Развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;
Развивать навыки релаксации,
Развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.
Воспитательные:
Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
Повышать социальную компетентность;
Создавать положительный эмоциональный настрой;
Способствовать сплочению детского коллектива.
Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи.
1. Ритуал приветствия:
Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.
Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ.
Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее.
2. Игра «Разноцветное настроение»
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение –
хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый – веселое настроение –
хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение –
хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
синий – спокойное настроение –
хочется спокойно поиграть, послушать
интересную книгу, посмотреть в окно;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное настроение –
не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение –
я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение –
мне грустно, я расстроен.
Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Дети обозначают цветом свое настроение.
Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
3. «Четыре стихии»
Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата.
Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.
4. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»
Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.
А сейчас давайте вместе
Нарисуем край чудесный.
Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.
5. Упражнение на релаксацию.
Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
Радостному настроению помогает расслабление.
Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.
Всем спасибо за занятие!
Развивающее занятие для детей начальной школы, 2-3 класс
Внеурочное занятие для младших школьников 2-3 класса «В стране Перевертундии»
Цель: развивать нестандартное мышление, творческое воображение, внимание.
Оборудование: у учащихся - распечатки двух текстов, тетрадь в клетку.
Учитель.
В страну Перевертундию я вас позвать хочу,
Там ученик, поверьте мне, зовется КИНЕЧУ.
Комарик не комарик там, а некий КИРАМОК,
А КОМЕРЕТ по-нашему - обычный теремок.
(М. Пляцковский)
Там перевернуто буквально всё, причем, разными способами. Вы готовы к посещению страны Перевертундии? Сейчас проверю. Попробуйте быстро и правильно, как в стихотворении М. Пляцковского, перевести слова с «перевертундского» языка на русский:
АЦИЛБАТ, МУИРАВКА, ТАРДАВК,
АММАРГЕЛЕТ.
Слова записаны на доске. Дети делают «перевод» в тетрадях. Проверка.
Отлично! А сможете сделать то же самое на слух?
Учитель называет слова, дети записывают в «перевернутом» виде. Проверка.
МЫД, МОД, КУС, ЗАГ, ОНИК, АЧУК.
Ну что ж, в путь! Пока наше воображение мчит нас в Перевертундию, я расскажу вам о ней.
Учащиеся получают распечатки текста.
Кисель там варят из резины
Там шины делают из глины
Кирпич там жгут из молока
Творог готовят из песка
Стекло там плавят из бетона
Плотины строят из картона...
Из «Занимательной грамматики» А. Арсирия.
Если читать, как написано, то есть по строчкам, то получается, что все перевернуто с ног на голову. Попробуйте отделить вертикальными черточками одну фразу от другой, а в начало и в конец текста добавить подходящие, на ваш взгляд, фразы.
Самостоятельная работа. Проверка.
Вот такая она, Перевертундия! И мы уже на ее территории. Сколько ж здесь народу! И все шумят, смеются, говорят на «перевертундском» языке. Я улавливаю только отдельные фразы, но не могу их с ходу перевести. Может, у вас получится?
ЧЕСА ЗАГОЛОВАПАСЬ (голова зачесалась)
ЗАПЛЕТЫК ЯЗЫКАЕТСЯ (язык заплетается)
КРАСНЫ ПОУШЕЛИ (уши покраснели)
ДРОЖИ ЗАРУКАЛИ (руки задрожали)
КРЫВА ЗАГЛАЗАЮТСЯ (глаза закрываются)
СТУЧИ ЗАЗУБАЛИ (зубы застучали)
Смотрите, вот идет группа мальчишек и девчонок, ваших ровесников. Давайте с ними познакомимся.
Дети получают распечатки текста.
- Ну, ребята, как делишки?
- Хорошо, - кричат мальчишки.
- Есть ли новости у вас?
- Есть! - и начали рассказ.
- Ходил я в цирк не так давно.
- А я на речке был.
- Как было весело, смешно!
- Разделся и поплыл.
- Там клоун был без головы.
- И стал тонуть. Ребята шли.
- Играли в мяч морские львы.
- Они меня спасли.
(А. Шибаев)
Что-то я ничего не поняла. А вы, ребята?
Отклики детей.
Почему рассказ ребят показался нам таким запутанным? Попробуйте отделить рассказ первого мальчика от рассказа второго.
Учащиеся читают хором сначала рассказ одного мальчишки, затем - второго.
Согласитесь, что иногда и вы, говорящие на русском языке, используете «перевертундский» язык! В каких случаях это бывает?
В разговор вступил молчавший до сих пор мальчик. Он хочет рассказать нам какой-то забавный случай из жизни своего приятеля Лемеле. Послушаем его.
Мальчик.
Мама сказала:
- Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи,
Дрова наколоть
Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха
И запри на замок.
Сестренка, тарелки,
Петух и дрова.
У Лемеле только одна голова!
Схватил он сестренку
И запер в сарай.
Сказал он сестренке:
- Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно
Помыл кипятком,
Четыре тарелки
Разбил молотком.
Но долго пришлось
С петухом воевать:
Ему не хотелось
Ложиться в кровать.
(Л. Квитко)
Ребята, а теперь попробуйте сами придумать несколько «перевертундских» предложений, напоминающих те, что прозвучали в рассказе Лемеле.
Примеры . Сочную грушу я погладила утюгом. Чтобы чай стал сладким, я насыплю в него жгучего перца. Третьеклассник получил двойку за контрольную работу, и мама за это купила ему его любимый торт-мороженое.
Мальчишкам и девчонкам, жителям Перевертундии, очень понравились ваши предложения, и они решили помочь вам с освоением их языка, поэтому пригласили нас на прогулку по улицам своей страны. Интересно, что же они покажут и расскажут нам?
Вы не видели такого
Ни во сне, ни наяву.
Наша рыжая корова
Червяков жует в хлеву.
До чего же галку жалко!
Сено ест на ужин галка.
Кот в зубах несет морковку.
Волк в тоске жует камыш.
Неумело и неловко
Заяц в поле ловит мышь.
Жаба стонет чуть жива -
Трудно жабе есть дрова.
А огонь совсем потух -
Полови-ка в печке мух!
Это вовсе не еда,
Это - сущая беда!
Получилось очень грустно:
Неполезно и невкусно.
Прогулка нас слегка утомила. Присядем отдохнуть. Наши новые знакомые предлагают спеть «перевертундские» частушки. Они будут начинать, а вы - заканчивать, но при этом следует выполнять одно условие - соблюдать рифму.
С крыши дома я упал,
Рубаху новую сломал,
Брюки новые погнул...
Вот загнул я - так... (загнул).
Не поверите вы мне:
Я летала на метле,
А моя подружка Катя
За мной мчалась на... (лопате, кровати).
Мы с тобою в лес пойдем,
Чупа-чупсов наберем,
И из них мы на обед
Приготовим... (винегрет).
В магазин пошла Марина
За вареньем из малины,
Заодно купила сушки
И с селедкой две... (ватрушки).
Ну, отдохнули немного, продолжим прогулку и понаблюдаем за жизнью местного населения. Ребятишки-перевертундцы сказали нам, что мы еще не со всеми особенностями местного языка познакомились. Сейчас они проведут нас по тем местам, где можно услышать что-то новое, например...
Закричал охотник: - Ой!
Д вери гонятся за мной!
На виду у детворы
Кры с у красят маляры.
Жучка бу д ку не доела:
Неохота, надоело...
Синеет море перед нами,
Летают м айки над волнами.
Забодал меня ко т ел,
На него я очень зол.
На болоте нет дорог.
Я по ко ш кам - скок да скок!
(По А. Шибаеву)
Какие особенности «перевертундского» языка вы можете отметить в данных стихотворных строчках? (Одна буква изменяет значение слова.) Как сказать правильно?
Ответы детей.
Попробуйте самостоятельно из одного слова получить другое, заменив всего лишь одну букву:
СОН (сын), ДОМ (дым, ком, дог), МАГ (миг, мак, шаг), РУКА (река, щука), ЗАБОР (задор, затор, набор), КОРОВА (корона), КЛЕН (клин, клан, клев).
Интересно в стране Перевертундии, но, к сожалению, нам пора возвращаться. Попрощайтесь с нашими новыми знакомыми, пригласите их к нам в гости. (Дети обращаются к вымышленным героям.) До свидания, перевертундцы!
Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Цикл развивающих занятий для младших школьников.
МБОУ СОШ № 12 –Кондрушина О.Е.
МБОУ Мотмосская СОШ - Сергеева С.И.
В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется все больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа детей с разными нарушениями поведения. Педагоги, которые работают с такими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны. Склонны к « взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телеэкране, им трудно взаимодействовать друг с другом.
Данные занятия проводились по методике М.Г. Дрезниной с детьми от 8 до 10 лет с нарушениями в поведении, общении, эмоциональной сфере. Проведенные занятия показали, что могут успешно применяться и для детей без нарушений в поведении в качестве профилактического мероприятия.
В структуру каждого занятия вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе и арт-терапевтические упражнения автора М.Г. Дрезниной.
Многообразие предложенных в занятиях психотехник поможет детям гибко овладеть различными образами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.
Цель занятий: формирование социально – адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Коррекция агрессивных форм поведения
- Снятие эмоционально- психического и телесного напряжения
- Развитие у детей в процессе коммуникативной деятельности высших психических функций: внимание, память, мышление, воображение.
- Обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей .
Ожидаемые результаты реализации занятий:
Улучшение психоэмоционального самочувствия ребенка;
Благоприятный психологический климат в коллективе;
Повышение уверенности в себе;
Развитие познавательной деятельности;
Стабилизация эмоционального состояния, контроль собственного поведения адекватно ситуации.
Количество занятий- 4
Количество участников- 8-12 человек
Продолжительность занятия -60 минут.
Занятие № 1. Лучики солнца.
Цель: научить детей работать вместе над созданием общей коллективной работы.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы
Материалы для работы:
Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки,счетные палочки для выкладывания красок,стаканчики для воды,тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.
Ход занятия.
- Приветствие.
В кругу. Дети, держась за руки произносят:
Дружат поселки и города
Дружат девчонки, дружат мальчишки
Смех и улыбки дружат всегда.
- Разминка. Психогимнастика « Бабочка»
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.
Основная часть.
Психолог:
Дети, сегодня мы с вами создадим уникальную картину
Начнем с раскрашивания красками бумажных полосок.
(Каждый ребенок получает 1-2 полоски)
Возьмите стаканчики и наберите в них чистой воды.
Рассмотрите, какие цвета красок перед вами. Правда они красивые. Чтобы мы могли ими рисовать в них надо добавить воды (психолог объясняет детям как разводить краски, как их смешивать на бумажной палитре).
А теперь раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами, а можно одним цветом.
(Дети с интересом принялись за работу, некоторые проговаривают, что им хотелось бы изобразить.
Теперь наши полоски должны просохнуть, а затем мы продолжим с ними работать.
А пока они сохнут выполним с вами упражнение « Волшебные шарики»
Подвижное упражнение « Волшебные шарики» (Павлова Я.А.)
Цель упражнения:
Приглашаем вас подойти к столу и занять место около листа, на котором у нас изображен круг.
Теперь мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну маленькую часть круга.
Каждый занял свое место около ватмана и стали работать. Они расписывали свои сегменты, при этом общались, спрашивали друг у друга, что каждый из них рисует.
Через некоторое время, когда дети закончили работу, психолог кладет в центр большого листа раскрашенный детьми круг и приклеивает его.
Затем дети разложили свои полоски на этом большом листе. Они разместили и приклеили их от центра к краям большого листа.
Все внимательно смотрят на общий продукт деятельности. Каждый чувствует свой собственный вклад в общее творческое дело.
Интервью художника (рефлексия).
Ритуал прощания «Бутон»
Хочется счастья вам пожелать
Все хором
Самое главное – не унывать.
Занятие № 2. Линия и эмоции
Цель : формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное состояние.
Задачи:
- Познакомить детей с эмоциями.
- Научить узнавать эмоции других людей.
- Снятие эмоционального напряжения.
Материал для работы.
Бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, аудиозапись с релаксационной музыкой.
Ход занятия
- Приветствие .В кругу. Дети, держась за руки произносят:
Дружат на свете парты и книжки
Дружат поселки и города.
Дружат девчонки, дружат мальчишки.
Смех и улыбки дружат всегда.
- Разминка. Упражнение «Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Основная часть
3. Знакомство детей с эмоциями (теоретическая часть). Дидактическая игра « Эмоции »
Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас мы вам раздадим карточки с названием эмоций. Вам нужно к вашему слову подобрать слова-синонимы, объединённые общим смыслом.
Например:
радость – счастье
грусть – печаль
удивление – восхищение
страх – тревога
горе – печаль
злоба – недовольство
ярость – гнев
радость – веселье
испуг – страх и т.п.
- Упражнение «Покажи эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики, жестов, звуков показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
- Информация о линиях. Рассказать участникам о линиях, какие они бывают (прямые, волнистые, зигзагообразные и т.д.). Предлагается нарисовать эмоции при помощи линий и цвета.
1. Удивление
2. Обида
3. Грусть
4. Удовольствие
5. Страх
6. Злость
7. Интерес
8. Радость
- Беседа по работам. Дети поделились своими впечатлениями, рассказали, какие эмоции преобладали в процессе рисования.
Интервью художника по желанию.
Ритуал прощания «Бутон»
Занятие № 3 Я рисую
Цель: формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное состояние.
Задачи:
- Научит определять эмоциональное состояние.
- Отработать свое эмоциональное состояние через художественное творчество.
- Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.
- Снятие эмоционального напряжения.
Материал для работы :
Бумага А4, краски, простые карандаши, аудиозапись с релаксационной музыкой.
Ход занятия
- Приветствие .
Упражнение «Бабочка»
- Упражнение «Угадай эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
- Рисование живых существ из эмоций.
Сегодня мы с вами будем рисовать при помощи линий с прошлого занятия какого-нибудь зверя или смешное существо. Давайте посмотрим и вспомним, какими линиями и цветом мы с вами рисовали эмоции.
Сегодня каждый из вас будет использовать в своей работе две-три линии, которые нравятся больше других.
После завершения работы дети рассказывают о своих животных, какие они, откуда, есть ли у них друзья, чем занимаются и т.д.
Интервью художника.
Ритуал прощания «Бутон»
Занятие № 4 Лучики солнца. Рисуем свою мечту.
Цель: формирование социально адекватных форм поведения.
Задачи:
- Развитие коммуникативной сферы младших школьников.
- Создание благоприятной атмосферы в детской группе
- Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- Развитие эмоциональной сферы
Материалы для работы:
Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.
Ход занятия
- Приветствие.
- Упражнение «Бабочка»
- Рисуем мечту
Сегодня каждый из вас получил вот такие полоски. Раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами. Можете создать на этой полоске сюжет из своего настроения и мечты.
После завершения работы полоски просыхают, а дети приглашаются к другому столу.
Подойдите все к этому большому листу. Этот круг мы сейчас раскрасим все вместе. Каждый из вас раскрасит только свою часть.
Молодцы, какие замечательные рисунки у вас получились. Возьмите свои полоски и разложите на этом большом листе.
Данную работу размещаем рядом с первой и просим ребят сравнить их и сказать чем отличаются.
Интервью художника
Ритуал прощания «Бутон»
Дети встают в круг и изображают распускание бутона.
Заключительная часть в конце каждого занятия.
Хочется счастья вам пожелать
Все хором
Самое главное – не унывать.
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
Подготовили и провели педагоги-психологи:
МБОУ Мотмосская СОШ -С.И.Сергеева
МБОУ СОШ № 12 – О.Е.Кондрушина
Инна Гирко
Конспект психологического занятия для младших школьников
«Секреты общения в классе».
Сплочение детского коллектива;
Повышение самооценки детей;
Знакомство с навыками эффективного сотрудничества;
Развитие толерантности.
Занятие проводится с учениками 3-го класса.
Длительность занятия: 90 мин.
Приветствие:
Вводная часть.
Цель: подготовка участников к психологической работе, снятие напряжения и раскрепощения, на сокращение эмоциональной дистанции между обучающимися.
Время: 5минут.
Разминка: Упражнение «Поменяйтесь местами…».
Поменяйтесь местами те, кто…
Умеет веселиться?
У кого старший брат или сестра?
У кого голубые глаза?
Кто любит животных?
У кого сейчас хорошее настроение?
Кто любит играть?
Кто умеет дружить?
Детям предлагается «Сказочный конверт».
В «сказочном конверте» лежат вопросы и карта сказочной страны.
Ребята по очереди выбирают себе сказочные вопросы, с целью по ближе познакомиться друг с другом.
Педагог предлагает рассмотреть карту, которую ребята нашли в конверте, и начать путешествие в страну общения и сотрудничества. Детям предлагается выполнить упражнение. «Мостик дружбы"
Игра “Мостик дружбы”.
Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками). После упражнения детям предлагается нарисовать цвет своего настроения.
«Квадрат настроения».
Основная часть.
Время: 15 минут
Цель: дать детям представление о понятии «сотрудничество» и «Общение».
Содержание: Психолог заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе ничего не получится, уметь общаться с разными людьми, договариваться, уступать, если очевидна правота. Необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться сотрудничеству…посредством общения.
Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы на доске возникает две надписи:
«Сотрудничество «Общение»
Психолог: - Из каких умений складывается умение сотрудничать?:
Из каких умений складывается умение общаться?
«Сотрудничество «Общение»
Умение понять другого, -умение слушать
Умение делать дело вместе -умение договориться
Из умения уступить,когда -умение учитывать
очевидна правота другого, позицию другого
Из умения разумно распределить -умение быть вежливым.
роли умение задавать вопросы
в процессе работы».
Психолог предлагает детям перейти от слов к делу, и применить все эти умения в выполнении следующих заданий».
Дети разбиваются на пары. Каждая пара получает по два вырезанных из бумаги силуэта варежек. Необходимо суметь украсить их узорами или рисунками, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга (дети работают в парах под музыкальное сопровождение). В работе можно использовать фломастеры, краски (гуашь, вырезанные картинки, которые дети сами выбирают и наклеивают на варежки. Во время задания ребятам говорить нельзя.
Представление работ, обсуждение результатов.
Время: 10 минут.
Цель: представление и обсуждение работ детей в парах, отработка коммуникативных навыков между участниками группы. Психолог задает вопрос:- Сложно ли было делать совместное дело, не общаясь друг с другом?
Каждая пара представляет свою работу «варежку», демонстрируя ее всем участникам, рассказывает о том, как им удалось договориться, как шла работа, демонстрируют свой результат.
«Песчинки».
Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Инструкция: “Представим себе, что все мы – песчинки. Песчинки выглядят так – согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Песчинки очень легкие, и когда дует ветер, постоянно перемещаются и время от времени собираются в разных местах. Число песчинок может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Когда прозвучит команда – «Ветер дует»-все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, три, два, пять- песчинки должны собраться – по три в каждой. Песчинки собираются так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.
“Картина двух художников”
Цель: умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, эмпатии.
Участники парами, держась за один карандаш, не договариваясь, должны нарисовать любую картину.
Для следующего задания нам понадобится все ваше внимание.
Проводится игра –разминка: «Ухо, нос, пол, потолок».
Психолог предлагает ребятам выполнить упражнение «Собери картину».
Упражнение: «Собери картину »
Цель: умение договориться друг с другом, работать в группах.
Ребята делятся на две группы согласно своих значков. Каждая группа получает одинаковое количество деталей, с целью собрать картину.
Инструкция: в каждой группе собрать свою картину. Проблема в том, что детали перемешались. Задача: - разумно распределить роли в процессе работы, уметь задавать вопросы, быть вежливым, уметь понять другого, делать дело вместе и суметь договориться друг с другом во время обмена.
Упражнение:«Рыбалка».
Цель: Умение совместно принимать решение, действовать сообща. В игре принимают участие четыре человека. Каждый игрок держит в руке конец веревки. В центре на веревке висит груз. Задача:– одновременно четверым игрокам опустить груз в емкость. Упражнение выполняется молча.
Упражнение повторяется, но уже с обсуждением действий выполнения упражнения.
«Общий рисунок»
Вся группа совместно на большом листе бумаги рисует один рисунок. Например: “Наш класс».”
Рефлексия. Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.
Детям предлагается выбрать цвет своего настроения и нарисовать свое чувство после занятия.
приложение
Вопросы для сказочного конверта.
Если бы у тебя появилась шапка-невидимка, какое применение ты бы ей нашел?
Если бы вылепленный тобою снеговик вдруг ожил, что бы ты стал делать?
Если бы ночью к тебе на постель присел гном, какое сновидение ты бы попросил бы у него?
Если бы ты стал обладателем ковра-самолета, то куда бы ты в первую очередь полетел?
Если бы ты на балу оказался рядом с Золушкой, о чем бы ты ее попросил?
Если бы ты случайно нашел волшебную палочку, какое желание ты бы загадал?
Если бы в твои руки попало волшебное блюдечко и золотое яблочко, что бы ты попросил их показать?
Если бы к тебе в гости прилетел Карлсон, как бы вы развлекались?
Если бы ты вдруг стал таким маленьким, как Дюймовочка или Мальчик-с-пальчик, как бы ты себя чувствовал?
Если бы тебе на денек посчастливилось попасть в гости к друзьям из Простоквашино, с кем бы из них и как тебе хотелось бы провести время?
Если бы ты попал на концерт Бременских музыкантов, какую песню ты хотел бы услышать в их исполнении?
Если бы вдруг стал взрослым, что бы ты стал делать?
Если бы вдруг стал самым сильным на свете, как бы ты применил свою силу?
Литература:
Большая книга детского психолога от 3до 10 лет.
О. Истратова, Г. Широкова, Т. Эксакусто.
Материалы интернет.
Ольга Пономарева
Программа развивающих занятий для младшего школьного возраста
Пояснительная записка
Занятие 1 : “Я и Мое тело”
Занятие 2 : “Я и Мой язык”
Занятие 3 : “Я и Мой Язык”
Занятие 4 : “Я и Мои эмоции”
Занятие 5 : “Я и Мои эмоции”
Занятие 6 : “Я и Я”
Занятие 7 : “Я и Я”
Занятие 8 : “Я и Другие”
Занятие 9 : “Я и Другие”
Занятие 10 : “Я и Другие”
Литература
Пояснительная записка
Ценность младшего школьного возраста заключается в глубоких изменениях, происходящих в психологическом облике младшего школьника , свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе . В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст -это период позитивных изменений и преобразований, научить детей принимать других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Идеей программы "Жить в мире с собой и другими" является идея мира и ненасилия, в общении, формирование личностных качеств детей, их духовного слоя, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества .
Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими, проявление же любого негативного отношения может разрушить все попытки общения с окружающими.
Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жестов и движений другого человека. Непонимание другого-причина страха, отчужденности, враждебности.
Проводя занятия , необходимо научить детей оценивать себя, правильно понимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит постоянно дарить людям улыбку, делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.
Подлинное человеческое общение начинается с осознания собственного "Я". Постепенно это чувство дополняется серией поступков и слов, обращенных к другим людям. Ценным результатом такого взаимодействия является возможность "увидеть" рядом другого человека с присущими ему внешними и внутренним миром.
Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказываниях собеседника, этому на занятиях отводится особое место.
Цель программы - формирование у младших школьников терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
Задачи :
1. Обучение детей пониманию себя и умению "жить в мире с собой".
2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.
3. Развитие открытости и мужества выражать свое отношение к другим людям без насилия.
4. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
5. Овладение умениями выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
6. Формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями как средствами человеческого общения.
Продолжительность : 10 часов (1 раз в неделю) .
Занятие 1 : “Я и мое тело”
Цель : преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а так же двигательное раскрепощение.
1. Знакомство.
Цель : знакомство, снятие психологического напряжения в группе. Участники вместе с ведущим занимают места, образуя круг.
1. Знакомство с передачей мяча друг другу. Например :
а) участник называет свое имя и передает мячик другому, который тоже называет свое имя и передает мячик дальше, пока не представятся все участники;
б) участник кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо по своему выбору;
в) участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, после этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч, вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева.
АНАЛИЗ УПРАЖНЕНИЯ :
Узнал ли ты, как кого зовут?
Чье имя было запомнить труднее всего?
Доволен ли ты своим собственным именем?
2. Обсуждение правил :
Не опаздывать и не пропускать занятия
Не обижать друг друга
Называть друг друга только по имени
3. Разминка
ЦЕЛИ :
Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
Повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы;
а) Упражнение "Меняются местами".
Все сидят в кругу, водящий стоит, его стул отставляется. Водящий говорит : "Меняются местами те, у кого. ,{например, в одежде есть синий цвет); те участники, у кого есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящий стремиться занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула, становится водящим.
б) Упражнение "Почесать спину".
Все встают в два больших круга, так чтобы каждый оказался напротив участника из другого круга (внешнего или внутреннего, таким образом, образовав пары, после чего необходимо сделать друг другу приятный и бодрящий массаж.
4. Основное содержание занятия :
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО :
Ребята! Мы с вами начинаем тренинг под названием " Жить в мире с собой и с другими".
Как вы понимаете смысл этих слов?
После высказываний ребят, ведущий подводит итог, сообщает о задачах, которые будут решаться на занятиях .
а) Игра "Тень".
Цель : развитие внутренней свободы и раскованности.
Необходима фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные - “зрители”. Один ребенок - "путник", другой его "тень". "Путник" идет через поле, а за ним, на 2-3 шага сзади, идет второй участник, его "тень". Последний старается точь-в-точь скопировать движения первого. Желательно стимулировать "путника" к выполнению разных движений : "сорвать цветок", "присесть", "поскакать на одной ноге", "остановиться и посмотреть из-под руки" и т. д.
б) Игра "Путаница".
Цель : преодоление скованности, двигательное раскрепощение.
В этой игре хорошо использовать, веселую музыку. Дети встают в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Павой рукой каждый берет за руку любого игрока, левая остается для того, чтобы за нее кто-то взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом, образуется путаница. Задача детей - распутаться, не отпуская рук.
в) Игра "Белые медведи".
Цель : снятие мышечного напряжения, стимулирование активности и развитие навыков совместных действий.
Условно обозначается берлога, в которой будут жить белые медведи. Двое участников берутся за руки - это медведи. Со словами "медведи идут на охоту!" они бегут, стараясь окружить и поймать других участников игры. Потом медведи идут спать, а затем снова на охоту. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одного не пойманного игрока.
5. Рефлексия занятия :
Как вы чувствуете себя сейчас?
Чувствуете ли вы себя теперь иначе, не так, как в начале игры?
Занятие 2 : "Я и Мой язык"
Цель : развитие языка жестов , мимики и пантомимики; понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.
1. Разминка.
Цель : повышение сплоченности группы.
а) Игра : "Дракон кусает свой хвост".
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впередистоящего. Первый участник - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Первый играющий пытается поймать последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост ("не укусит" хвост, то на место "головы" дракона встает другой ребенок.
б) Игра "Бип"
Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то тот, кого угадали, говорит "бип".
2. Основное содержание занятия .
а) Беседа "Как можно общаться без слов?" Обсудить с детьми, с помощью каких средств они могут общаться с другими людьми. Спросить, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние.
б) Упражнение "Иностранец".
Цель : развитие языка жестов .
Детям предлагается пообщаться с иностранцем, который приехал в гости и не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором он говорил. Пообщайтесь с ним, объясните ему значение некоторых слов.
в) Упражнение "Через стекло".
Цель : развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.
Детям предлагается сказать друг другу что-либо жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Темы для разговора можно предложить следующие : "Вы забыли надеть шапку, а на улице очень холодно"; "Принеси мне стакан воды, я хочу пить" и т. п. или ребенок сам придумывает свое сообщение.
После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли было?
г) Игра "Изобрази сказку".
Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм, и пытаются изобразить ее без слов. А другая группа должна угадать, какая это сказка и кто кого изображает.
В этой игре важно договориться, о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.
3. Рефлексия :
Кому понравилось занятие ?
Что было необычно?
Кому было трудно?
У кого получалось общение без слов, без особого труда?
Занятие 3 : "Я и Мой язык".
Цель : развитие языка жестов , мимики и пантомимики; Понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.
1. Разминка :
Цель : создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
а) Упражнение "Американский дождик".
Упражнение выполняется стоя в круге. Начинает упражнение ведущий, потом присоединяется соседний к нему ребенок, потом следующий и так по очереди, пока упражнение не начнут выполнять все. Затем ведущий показывает следующий сигнал, сосед выполняет то, что показывает ведущий (остальные в это время выполняют прошлый сигнал) .
СИГНАЛЫ : 1. Щелчки пальцами.
2. Растирание ладошек.
3. Попеременные, легкие удары ладошками по груди.
4. Удары по коленкам.
И в обратном порядке, до первого сигнала.
б) Упражнение "Приветствие".
Цель : установление физических контактов, способствовать большей учеников со всеми классами.