Закон о гражданстве российской федерации. Законодательная база российской федерации Приказ о гражданстве рф от
Гражданство представляет собой неразрывную связь человека и государственного аппарата. Это ключевой политико-правовой институт демократической страны, закрепляющий основу ее конституционного строя. Значение и ценность гражданства подчеркивается во многих законах, в том числе в Конституции Российской Федерации. В нашей статье будет рассмотрен Закон "О гражданстве РФ" - важнейший нормативный акт, регламентирующий правовой статус всех россиян.
Российское гражданство: понятие и принципы
№ 62 "О гражданстве РФ" состоит из девяти частей. В первой части дается общая характеристика понятию. Под гражданством понимается юридическая принадлежность человека к определенному государству. Иначе говоря, страна признает лицо в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Важно понимать, что человек остается гражданином своего государства, даже находясь за рубежом. Правовой статус, наложенный на человека с рождения, формирует определенную долю ответственности. Однако гражданство - это не только ответственность, но и ряд важных прав. Интересы, свободы и права российских граждан защищаются государством.
Гражданство - это не фактическое, а правовое состояние. Человек, имеющий определенные юридические связи со своим государством, сохраняет их даже при выезде из страны. Оборвать имеющиеся связи можно только через специальную процедуру - прекращение гражданства.
Конституция и Федеральный закон "О гражданстве РФ" закрепляют ряд принципов, которые определяют сущность юридических отношений человека и государства. Надо выделить следующее:
- Единство гражданства. Федеративное устройство страны предполагает проживание в России множества разных народов, этносов и национальных групп. Однако гражданство у всех жителей России одинаковое, то есть единое.
- Равность гражданства. Независимо от оснований его приобретения, каждый человек, проживающий в России, обладает равными правами, обязанностями и свободами.
- Свободный характер гражданства. Российский гражданин вправе отказаться от имеющихся правовых связей со своим государством. Право на выход предполагает расторжение гражданства по взаимному согласию.
- Экстерриториальность гражданства. Проживание человека за пределами России не прекращает и не отменяет правовых связей с государством.
- Неотъемлемость гражданства. Никто не может лишить человека юридических связей с государством.
Таким образом, российское гражданство представляет собой сложную правовую связь человека и государства.
Правовой статус гражданина РФ
Обладает рядом прав и обязанностей, которые соединяются в правовой статус. Все привилегии россиян закреплены в главе 2 Конституции РФ. Основной закон страны провозглашает, что каждый гражданин обладает равным набором прав и свобод, которые можно реализовывать на российской территории. Юриспруденция подразделяет права человека на пять групп:
- личные;
- политические;
- экономические;
- социальные;
- культурные.
В комментариях к Федеральному закону "О гражданстве РФ" можно увидеть характеристику каждой группы. Считается, что совокупность личных свобод включает в себя право на жизнь, здоровье, семью, свободный труд и прочие базовые вещи. Политические права дают человеку активное и пассивное избирательное право. Так, россиянин способен избирать или быть избранным. Однако лица с двумя и более гражданствами значительно ущемлены в пассивном избирательном праве. Они не могут работать в некоторых государственных и муниципальных учреждениях.
В группу экономических прав входит возможность торговать и покупать. Конституцией закрепляется рыночная экономика и свобода экономического пространства, а потому человек в России способен реализовывать предпринимательскую деятельность.
В группу социальных прав входят различные льготы и компенсации. Человек в России имеет право на пенсию, бесплатное образование, медицину и многое другое. Наконец, граждане России обладают обширными культурными правами. Они способны самостоятельно выбирать идеологию и религию, заниматься творчеством, получать образование и всячески просвещаться.
В статьях Закона "О гражданстве РФ" мало сказано о значении правового статуса для россиянина. Но, разобравшись в его составе и проанализировав каждую группу прав, можно понять, сколь важную роль играет институт гражданства.
Как получить российское гражданство?
Существует два принципа, на которых основывается процедура приобретения гражданства России. Это "право почвы" и "право крови". Так, гражданство приобретает родившийся на российской территории человек либо лицо, родители которого россияне. По закону получить гражданство РФ можно пятью способами.
Первый вариант приобретения российского правового статуса именуется филиацией. Это получение гражданства по рождению. Существуют пять видов филиации:
- Оба родителя или один родитель имеют гражданство РФ, место рождения ребенка не важно.
- Один родитель россиянин, о втором ничего не известно.
- Один родитель россиянин, второй - иностранец. Местом рождения ребенка должна быть Россия. Однако если государство, где родился ребенок, не желает выдавать ему гражданство, то у ребенка есть возможность стать россиянином.
- Оба родителя иностранцы, но государство, где родился ребенок, не желает выдавать ему гражданство.
- О родителях ребенка ничего не известно более чем полгода.
Второй вариант приобретения гражданства РФ - В данном случае совершеннолетний человек должен непрерывно проживать в России более пяти лет. Владение русским языком и наличие законного источника финансов являются базовыми условиями.
Закон "О гражданстве РФ" закрепляет третий вариант получения российского правового статуса - это так называемое восстановление. Если человек уже имел гражданство РФ, владеет русским языком и законно зарабатывает, то получить заветное гражданство он сможет уже спустя три года.
Оптация является самой своеобразной формой получения гражданства. Это признание человека россиянином в результате изменения государственных границ РФ. Пример оптации можно было наблюдать в 2014 году, когда Россия признала Крым частью своей территории. Оптация бывает активной - когда граждане вручную оформляют новые документы, и пассивной - когда гражданство формируется автоматически. В Крыму гражданство получали по активной форме оптации.
Последним вариантом приобретения статуса россиянина является процедура следования. Закон "О гражданстве РФ" гласит, что несовершеннолетние дети "следуют" за правовым статусом своих родителей, если последние получили российское гражданство. Ребенок, таким образом, становится россиянином вместе со своими родителями.
Согласно статье 16 Закона ФЗ-62 "О гражданстве РФ", не могут получить или восстановить российский правовой статус следующие лица:
- выступающие за насильственное изменение конституционных основ в стране;
- участвовавшие ранее в вооруженных конфликтах против РФ;
- состоящие на военной службе или в органах безопасности иностранного государства;
- обладающие неснятой или непогашенной судимостью;
- преследуемые правоохранительными органами за совершение преступления;
- предоставившие фальшивые документы для приема в гражданство.
Согласно закону "О является одной из немногих стран, допускающих двойное гражданство. Для примера, в соседней Украине лицо не может иметь более одного паспорта. Для получения иностранного гражданства оно должно расторгнуть отношения с государственной украинской властью.
Упрощенная процедура получения гражданства
В статье 14 Закона "О гражданстве РФ" рассказывается об упрощенном порядке приобретения российского правового статуса. Так, процедура получения гражданства по натурализации может быть сокращена до одного года, если человек обладает особыми заслугами. Например, он может быть ученым, хорошим специалистом, выдающимся деятелем культуры и т. д. Государство самостоятельно оценит заслуги человека, изучит его биографию и портфолио. Лишь после оно вынесет соответствующее решение.
Существует множество примеров быстрого получения гражданства за особые заслуги. В частности это ситуация с Жераром Депардье, желавшим скрыться от высоких налогов, или получение российского статуса Стивеном Сигалом. Большое количество спортсменов, которых "покупали" в российскую сборную, также получали гражданство в короткие сроки.
Второй вариант упрощенного получения гражданство РФ по закону - это рождение на территории РСФСР или наличие в роду предков, имевших гражданство СССР. Собрав необходимое количество документов и доказав свою причастность к Советской России, можно в короткие сроки получить желанный правовой статус.
- состоящие в браке с гражданином РФ более 3 лет;
- получавшие российское образование более трех лет;
- участники государственной программы по скорейшему переселению в РФ соотечественников из других стран;
- имеющие недееспособных детей;
- предприниматели, уплатившие в российскую казну налогов не менее 1 млн руб. за 3 года;
- крупные инвесторы.
Таким образом, получить российский правовой статус в короткие сроки вполне реально. Закон упрощает получение гражданства РФ в четко обозначенных случаях.
Решение дел о гражданстве
Разобравшись с основными вариантами получения гражданства, необходимо обратить внимание на соответствующую юридическую процедуру. Заявление о получении гражданства составляется в письменной форме и подается лично. Согласно новому закону о получении гражданства РФ, документ должен быть направлен в инстанцию, ведающую делами о гражданстве. Это может быть Министерство внутренних дел, Администрация Президента или Комиссия по делам гражданства. Если заявление составлено неграмотно или имеет другие недостатки, то документ возвращается на доработку.
Заявление о приобретении гражданства должно быть нотариально заверено. Если документ подается в России, то будет взиматься государственная пошлина. Заявитель из иностранного государства заплатит консульский сбор.
Немало бюрократических проблем может возникнуть у лиц с детьми. Потребуются нотариальные заверения всех подаваемых документов и их копий. Если гражданство России получает лишь один родитель, то потребуется согласие его супруга на изменение правового статуса ребенка.
Все решения по вопросам гражданства в общем порядке принимаются главой государства. Рассмотрение заявлений реализуется в течение одного года. При этом ходатайства о приеме в гражданство по упрощенному порядку рассматриваются федеральными органами внутренних и иностранных дел, а также соответствующими региональными инстанциями. Максимальный срок рассмотрения таких заявлений составляет шесть месяцев.
Согласно статье 10 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации", основным документом, удостоверяющим российский правовой статус, является паспорт. Он непосредственно указывает на гражданство человека. Паспорт имеет каждый россиянин, достигший возраста 14 лет. На страницах удостоверения личности указаны имя, фамилия и отчество гражданина. Паспорт играет формальную роль. Этот документ не нужен для обретения человеком гражданских обязанностей и прав. Однако отсутствие паспорта влечет немалое количество проблем. Гражданина будет нелегко идентифицировать, он не сможет получить водительское удостоверение, военный билет или заграничный паспорт. За потерю паспорта по КоАП РФ установлен штраф.
Таким образом, процедура получения гражданства имеет длительный характер и завершается выдачей паспорта. Такое правило применялось и ранее, на момент действия старого Федерального закона "О гражданстве РФ" от 1991 года. Новый Закон, принятый в 2002 году, сохранил порядок получения гражданства, но дополнил процедуру незначительными деталями.
Способы прекращения гражданства РФ
Существуют три варианта ликвидации российского правового статуса. Согласно Закону "О гражданстве РФ" от 2002 года, это изменение, обратная оптация и добровольный выход.
Первый вариант представляет собой обратный вид "следования". Российские граждане, отказываясь от своего юридического статуса, забирают такой статус и у своих несовершеннолетних детей. Однако разорвать отношения с Россией нельзя, если отсутствует гражданство иностранного государства. Поэтому вместо "прекращения" уместно понятие "изменения" статуса.
Обратная оптация представляет собой выход из России в случае изменения границ. Например, российские власти задумают передать Сибирь Китаю. Все жители Сибири, соответственно, приобретут китайское гражданство.
Последний и самый распространенный вариант прекращения российского гражданства именуется добровольным выходом. В этом случае гражданин подает заявление в органы власти. Выйти из гражданства можно лишь при отсутствии обязательств перед Российской Федерацией. У гражданина не должно быть задолженностей или судимостей. При этом заявитель должен доказать наличие у него иностранного гражданства.
Процедуры прекращения гражданства РФ в упрощенном порядке по закону не существует. Человек способен расторгнуть правовые связи с Россией в четко определенные сроки.
Государственные органы и российское гражданство
Какие государственные органы ведают делами о российском гражданстве? Согласно статье 89 Конституции, вопросами наделения правовым статусом ведает только Президент. Он имеет право:
- принимать в российское гражданство иностранцев и лиц без гражданства (апатридов);
- давать разрешение на выход из российского гражданства;
- отменять решение о приеме в гражданство РФ;
- предоставлять почетное гражданство;
- разрешать гражданину иметь сразу два гражданства.
По всем принимаемым вопросам Президент обязан издавать Указы. Все прочие органы, связанные с разрешением бюрократических моментов, ведут лишь подготовительную работу. Глава государства может сформировать специальную комиссию по вопросам гражданства, если проблема получения правового статуса будет стоять особенно остро. Согласно Закону "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями 2017 года), такая комиссия вносит Президенту предложения по каждому ходатайству. Проще говоря, она помогает решать, кого следует принимать в гражданство, а кого нет. При рассмотрении заявлений комиссия объективно и всесторонне рассматривает каждого заявителя. Она оценивает его статус, возраст, профессиональную деятельность и прочие детали.
Новый закон о гражданстве РФ гласит, что министерство внутренних дел и его региональные инстанции обладают лишь вспомогательными полномочиями. Исполнительные органы реализуют следующие функции:
- принятие заявлений и ходатайств по вопросам получения гражданства;
- проверка всех фактов и документов, представляемых в обоснование заявлений;
- направление ходатайств в Администрацию Президента или в Комиссию по вопросам гражданства;
- определение национальной принадлежности лиц, подающих заявления.
Таким образом, получение гражданства представляет собой сложную и многогранную процедуру, которую реализует множество государственных органов.
Двойное гражданство
Закон РФ "О гражданстве" признает возможность получения нескольких паспортов из разных стран. Россиянин может иметь два и более гражданства, но лишь в случаях, установленных Федеральным законом или международным договором. Отсюда же вытекает, что и граждане иностранных государств имеют право сохранять за собой подданство родной страны при получении российского правового статуса. При этом в России такой иностранец будет рассматриваться только как российский гражданин, хоть и со статусом бипатрида.
Двойное гражданство может быть признано только в том случае, если Россия заключила с соответствующим иностранным государством международный договор. Например, в 1995 году такой договор был заключен между Россией и Республикой Таджикистан. При этом важно осознавать, что наличие двух и больше гражданств создает немалое количество трудностей. Это военная обязанность, уплата налогов и прочие моменты. Более того, российскими законами для бипатридов предусмотрены некоторые ограничения. Касаются они в основном пассивных избирательных прав.
Двойное гражданство проверяется соответствующими государственными органами. Все распоряжения принимает Президент РФ, подготовительную работу проводят исполнительные органы.
Закон "О гражданстве РФ" (с изменениями 2017 года) дает также характеристику апатридам - лицам без гражданства. Согласно нормативному акту, апатридами именуются люди, не имеющие доказательств своей принадлежности к тому или иному государству. Российская Федерация старается бороться с апатридами как с негативным и вредным явлением. Наше государство исходит из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, в которой сказано, что каждый человек имеет право на гражданство.
Для находящихся в России иностранцев и апатридов действует особый "национальный режим". Он означает, что любой человек, находящийся на территории российского государства, обязан соблюдать национальные законы. Отклонение от национального режима допустимо лишь в рамках, установленных Конституцией и международными договорами.
Изменение гражданства детей
Вопросы, связанные с правовым статусом детей, закрепляются в главе 5 Закона "О гражданстве РФ". Получение несовершеннолетними лицами гражданства часто происходит автоматически, с моментом изменения правового статуса их родителей. Это исходный принцип, направленный на обеспечение одинаковым гражданством всех членов семьи. Однако нередко дети сами изъявляют желание о сохранении за ними старого правового статуса. Закон учитывает и этот момент. Дети в возрасте от 14 до 18 лет обязаны дать свое согласие на получение российского гражданства. Лица, достигшие возраста совершеннолетия, могут изменить свой правовой статус на общих основаниях.
Аналогичный подход используется и при усыновлении. Российский ребенок, усыновленный иностранцами, сохраняет гражданство того места, где он родился. Если же родители будут настаивать на изменении правового статуса ребенка, то Россия пойдет навстречу. Единственное условие для усыновителей - это предоставление заявления о том, что усыновленный ребенок не станет апатридом (лицом без гражданства). Если же ребенок усыновлен супругами, один из которых россиянин, а второй - иностранец, то гражданство РФ может быть получено в упрощенном порядке, независимо от места проживания.
Все споры между родителями, опекунами, детьми и российским государством могут быть рассмотрены только в суде. Новый закон о гражданстве закрепляет интересы ребенка в качестве первостепенных.
Правовой статус иностранцев в России
Закон "О гражданстве РФ", принятый в 2002 году, устанавливает ряд требований к лицам, находящимся на территории России, но не имеющим при этом российского гражданства. Здесь возникает целый ряд вопросов: какое количество времени иностранец может находиться на российской территории? Какие правила и нормы он должен соблюдать? Возможно ли продление сроков нахождения в России? На все эти вопросы дает ответы глава 8 Закона "О гражданстве РФ".
Принятые в 2002 году нормы о российском правовом статусе были основаны на ряде принципов, уже обозначенных выше. Это равенство, законность, единство прав и многое другое. Большая часть этих принципов может быть применена к иностранцам, находящимся в России. Личные права всех иностранцев в российском государстве равны. Единственная обязанность таких лиц - это соблюдение российских законов.
Сроки пребывания в России зависят от выданной визы. Продолжительность временного пребывания в стране не может превышать 90 дней. При заключении трудовых или гражданских соглашений иностранцы могут находиться в России не более одного года.
Временное пребывание не стоит путать с временным проживанием. Иностранцы могут проживать в России до 3 лет, если не имеют судимостей на родине, не ведут экстремистскую или террористическую деятельность, а также имеют возможность обеспечения себя должным количеством финансов. Также иностранец способен получить вид на жительство. Он выдается на пять лет и может постоянно продлеваться.
Иностранец имеет право проживать В Российской Федерации по приглашению. Трудовые или учебные организации нередко рассылают заявления иностранцам о желании сотрудничества. Все заявления оформляются российским Правительством, после чего рассылаются от его же имени. Иностранцы, желающие иммигрировать в Россию, обязаны получить иммиграционную карту. Это специальный документ, уведомляющий о занятости иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
Иностранцы, проживающие в России, имеют право на отдых, образование, труд и многое другое. Они обладают всем спектром гражданских свобод. Исключение составляют лишь политические права. Избирать и быть избранными могут только российские граждане.
Иностранцы наравне с россиянами обладают некоторыми обязанностями. Они должны соблюдать законы, бережно относиться к природе, беречь памятники культуры и платить налоги. Единственная обязанность, от которой они освобождены, это служба в армии. При несоблюдении законных обязанностей в отношении иностранцев может быть применена процедура депортации - за границы России.
1. Отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:
А) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
Б) участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;
В) участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
Г) имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавались Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо в связи с принятием в отношении лица решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию);
Д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
Е) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
Ж) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
З) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
И) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).
2. Заявления о признании гражданами Российской Федерации отклоняются по основаниям, предусмотренным пунктами "а" , "б" и "в" части первой настоящей статьи.
Судебная практика по статье 16 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ
Решение № 1-78/2017 2А-1703/2019 2А-1703/2019~М-720/2019 М-720/2019 от 25 февраля 2019 г. по делу № 1-78/2017
Петрозаводский городской суд (Республика Карелия) - Гражданские и административные
Ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб. В связи с совершением в период времени с 16 : 30 час. 23.07.2016 по 11:00 час. 24.07.2016 в состоянии алкогольного опьянения тайного хищения чужого имущества с причинением значительного ущерба гражданину, приговором Петрозаводского...
Решение № 2А-199/2019 2А-199/2019~М-2837/2018 А-199/2019 М-2837/2018 от 25 февраля 2019 г. по делу № 2А-199/2019
Апшеронский районный суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные
Года было назначено наказание 12 лет шесть месяцев лишения свободы без штрафа с отбыванием лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Постановлением... городского суда от 16 . 07.2013 года на основании ходатайства Чкемишова М.П. приговор... районного суда Краснодарского края от 29.07.2008 года был приведен в соответствие с изменениями, внесенными в...
Решение № 2А-203/2019 2А-203/2019~М-163/2019 М-163/2019 от 25 февраля 2019 г. по делу № 2А-203/2019
Кимовский городской суд (Тульская область) - Гражданские и административные
Дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст. 16 настоящего Федерального закона. Кроме того, суд учитывает, что в силу п.п. 1, 3 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда...
Решение № 2А-2762/2019 2А-2762/2019~М-607/2019 М-607/2019 от 21 февраля 2019 г. по делу № 2А-2762/2019
Центральный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) - Гражданские и административные
Д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 1 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона, отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме...
Решение № 2А-665/2019 2А-665/2019~М-126/2019 М-126/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 2А-665/2019
Центральный районный суд г.Тулы (Тульская область) - Гражданские и административные
Распоряжением № * признало пребывание (проживание) Чернявского Р.А. в Российской Федерации нежелательным. В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963 года право пребывания...
Решение № 2А-1361/2019 2А-1361/2019~М-327/2019 М-327/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 2А-1361/2019
Абаканский городской суд (Республика Хакасия) - Гражданские и административные
Уроженец г. Алма-Ата, является лицом без гражданства. Богданов Е.Н. прибыл в Россию на постоянное жительство из Республики Казахстан. С 30.09.1997 по 16 . 06.2000 Богданов Е.Н. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: С 16 . 06.2000 зарегистрирован по адресу: В Республике Хакасия проживают: мать – Рождественская...
Решение № 2А-147/2019 2А-147/2019~М-120/2019 М-120/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 2А-147/2019
...7, п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 25.07.2002г №115-ФЗ «О правовом положении граждан в Российской Федерации», ч.1 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002г №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», является препятствием в получении разрешения на временное проживание, вида на жительство, на получение гражданства Российской...Статья 1
Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2006, N 2, ст. 170; N 31, ст. 3420; 2007, N 49, ст. 6057; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9; N 26, ст. 3125; 2012, N 47, ст. 6393; 2013, N 27, ст. 3461, 3477; 2014, N 16, ст. 1828, 1829; N 23, ст. 2927; N 26, ст. 3363; N 42, ст. 5615) следующие изменения:
1) пункты "е" - "и" части второй статьи 14 изложить в следующей редакции:
"е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;
з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;
и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.";
2) в статье 30:
а) пункт "в" дополнить словом ", организациях";
б) дополнить пунктом "в 1 " следующего содержания:
"в 1) запрашивают и получают для проверки фактов, указанных в пунктах "е" - "и" части второй статьи 14 настоящего Федерального закона, соответствующие сведения, в том числе составляющие налоговую тайну, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, Пенсионном фонде Российской Федерации, у профессионального участника рынка ценных бумаг, имеющего лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг;".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В. Путин
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031; 2003, № 46, ст. 4447; 2006, № 2, ст. 170; № 31, ст. 3420; 2007, № 49, ст. 6057; № 50, ст. 6241; 2008, № 40, ст. 4498; 2009, № 1, ст. 9; № 26, ст. 3125; 2012, № 47, ст. 6393; 2013, № 27, ст. 3461, 3477; № 44, ст. 5638; 2014, № 16, ст. 1828, 1829; № 26, ст. 3363; № 42, ст. 5615; 2016, № 18, ст. 2500) следующие изменения:
1) дополнить статьей 11 1 следующего содержания:
"Статья 11 1 . Присяга лица, приобретающего гражданство Российской Федерации
1. Лицо, приобретающее гражданство Российской Федерации по одному из оснований, предусмотренных пунктами "б" - "г" статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением лиц, указанных в части второй настоящей статьи), обязано принести Присягу гражданина Российской Федерации (далее - Присяга):
"Я (фамилия, имя, отчество), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь:
соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан;
исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества;
защищать свободу и независимость Российской Федерации;
быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции".
2. От принесения Присяги освобождаются лица:
а) не достигшие возраста восемнадцати лет;
б) признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности вступившим в законную силу решением суда;
в) неспособные вследствие ограниченных возможностей здоровья прочитать или произнести текст Присяги и (или) собственноручно его подписать;
г) иные лица в соответствии с решениями Президента Российской Федерации.
3. Присяга приносится лицом после принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, решения о приобретении этим лицом гражданства Российской Федерации.
4. Порядок принесения Присяги устанавливается Президентом Российской Федерации.";
2) пункт "в" части второй 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.";
3) статью 22 изложить в следующей редакции:
"Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги.
В случае, если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, решение о приобретении гражданства Российской Федерации также подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.
2. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. При этом установленный вступившим в законную силу приговором суда факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 205, 205 1 , частью второй статьи 205 2 , статьями 205 3 - 205 5 , 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282 1 - 282 3 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 277 - 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.
3. Если документы, на основании которых в отношении лица было принято решение о приобретении им гражданства Российской Федерации, представлялись им одновременно (совместно) с документами для приобретения гражданства Российской Федерации его супругом (супругой) и (или) детьми либо если в отношении указанного лица, его супруга (супруги) и (или) детей было принято общее решение о приобретении ими гражданства Российской Федерации и впоследствии было установлено, что в отношении указанного лица такие решения принимались на основании представленных им подложных документов или заведомо ложных сведений, отмена соответствующего решения о приобретении гражданства Российской Федерации в части, касающейся указанного лица, не влечет за собой отмену решения о приобретении гражданства Российской Федерации в части, касающейся супруга (супруги) и (или) детей указанного лица.";
4) абзац четвертый части первой статьи 37 изложить в следующей редакции:
"в остальных случаях - со дня принесения лицом Присяги в соответствии со статьей 11 1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и указами Президента Российской Федерации.";
5) статью 38 дополнить частью первой 1 следующего содержания:
"1 1 . Копии вступившего в законную силу приговора суда об осуждении лица за совершение хотя бы одного из преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление), предусмотренных статьями 205, 205 1 , частью второй статьи 205 2 , статьями 205 3 - 205 5 , 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282 1 - 282 3 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление), предусмотренных статьями 277 - 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, в пятидневный срок со дня вступления приговора в законную силу направляются судом первой инстанции в полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2003, № 46, ст. 4437; 2006, № 30, ст. 3286; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 21, ст. 2524; № 31, ст. 4196; 2012, № 47, ст. 6397; № 53, ст. 7645; 2013, № 52, ст. 6955; 2014, № 16, ст. 1828, 1830; 2016, № 18, ст. 2505; 2017, № 17, ст. 2459) следующие изменения:
1) пункт 3 2 статьи 8 дополнить абзацем следующего содержания:
"При подаче заявления о выдаче вида на жительство гражданином Украины, признанным носителем русского языка в соответствии со статьей 33 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", указанным гражданином должна быть представлена нотариально заверенная копия заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины, направленного в полномочный орган данного государства.";
2) статью 14 дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:
"1 1 . Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и одновременно гражданство иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам, при условии, что такие лица добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие их личность, в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства, определяется Правительством Российской Федерации.".
Статья 3
Президент Российской Федерации В.Путин
Понятие «гражданство» обозначает состояние лица в числе граждан государства и определяет таким образом его правовое положение.
Приоритетным и основным вариантом обретения российского гражданства является получение по рождению: лица, появившиеся на свет на территории Российской Федерации, по закону автоматически становятся ее гражданами.
Однако следует вспомнить историю региона. Во времена существования Советского союза множество граждан покинуло территорию нынешней России, уезжая работать в другие союзные республики, нередко оставались там на многие годы, обзаведясь семьей и детьми. Распад СССР застал многих врасплох: в один момент они стали гражданами отделившихся государств, провозгласивших свою независимость, и оказались отрезанными от Родины.
Этот аспект со временем был учтен ныне действующим Федеральным законом N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который принимает во внимание все возможные обстоятельства и предоставляет множество путей решения вопроса обретения (восстановления) российского гражданства.
Общие сведения о законе
Федеральный закон N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» был принят в 2002 году. Документ структурно представлен девятью главами, содержащими 45 статей. Согласно статье 1 62-ФЗ, закон регламентирует основные принципы и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определяя основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства России.
Основные моменты, содержащиеся в законе 62-ФЗ:
- Общие положения: предмет регулирования, основные понятия, принципы и правила, двойное гражданство, гражданство РФ и брак, гражданство детей, удостоверяющие документы;
- Приобретение: основания, присяга, вступление по рождению, в общем и упрощенном порядке, восстановление в гражданстве, причины отклонения заявлений;
- Прекращение: основания для удовлетворения, выход, основания для отказа;
- Гражданство детей и недееспособных лиц;
- Полномочные органы (Президент, Федеральная Миграционная Служба, дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом);
- Производство: Порядок подачи и оформления заявлений, признание лица носителем русского языка, взимание госпошлины и сборов, рассмотрение повторных заявок;
- Обжалование решений полномочных органов и действий должностных лиц;
- Урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся в России (лица, являвшиеся на 1991 год гражданами СССР и их совершеннолетние дети без гражданства);
- Заключительные положения закона.
Последние изменения закон претерпел в текущем году с выходом в свет Федерального закона N 243-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве РФ» и статьи 8 и 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»».
О конституционном суде в Российской Федерации читайте подробнее в статье
Новые поправки
Внесение последних изменений в закон 62-ФЗ датируется 29 июля 2017 года. Поправки включили в себя как нововведения (в первую очередь речь идет о Присяге), так и изложение статей, пунктов и абзацев закона в новой редакции. Рассмотрим подробнее.
Статья 11.1. Присяга лица, приобретающего гражданство РФ . С настоящего года лица, заявления на вступление в гражданство которых были одобрены, обязаны принести Присягу гражданина РФ.
Обязательство распространяется на лиц в следующих случаях:
- прием, восстановление гражданства;
- иные основания, предусмотренные 62-ФЗ или международными договорами.
От принесения по закону освобождаются несовершеннолетние и ограниченные в дееспособности лица, а также те, кто в силу ограничений здоровья не может этого сделать (прочитать, произнести Присягу и поставить подпись).
Порядок принесения Присяги установлен Президентом России. Указ Президента от 14.11.2017 «О порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации» и соответствующее Положение с образцом бланка .
Пункт «в» части 2.1 статьи 14 был изложен в новой редакции. Иностранцы и апатриды, законно проживающие в России на постоянной основе и признанные носителями языка, вправе подавать заявления в упрощенном порядке если:
- Обязуются соблюдать Конституцию и другие законы РФ;
- Имеют законный источник заработка (дохода);
- Отказались от гражданства другой страны. В последний пункт было внесено дополнение, относящееся к украинским гражданам: для отказа им достаточно написать соответствующее заявление и направить его в полномочный орган Украины. Подтверждением будет служить заверенная у нотариуса копия заявления.
Статья 22 Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ, была значительно расширена. Прежде закон предусматривал единственное основание для отмены принятого решения: установление использования лицом подложных документов и указание заведомо ложных сведений. Теперь же статья содержит 3 пункта. Основания для отказа в новой редакции закона:
- Использование заведомо ложных сведений и подложных документов (устанавливается в судебном порядке);
- Отказ от принятия Присяги гражданина России;
- Если целью лица при подаче заявления являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу конституционным основам РФ;
- Признание лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3 — 205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1 — 282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ, либо статьями 277 — 279 и 360, если их совершение сопряжено с террористической деятельностью.
Если документы на получение гражданства подавались супругами одновременно, при этом документы одного из них были признаны подложными, отмена положительного решения может быть проведена только в части, касающейся указанного лица. По закону, супруг и дети в этой ситуации гражданства не лишатся.
Абзац четвертый части первой статьи 37 также был изложен в новой редакции. Теперь датой приобретения гражданства является не дата принятия решения по заявлению, а дата принесения Присяги.
Статья 38 была дополнена частью 1.1. Копии вступившего в законную силу приговора суда об осуждении лица за совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных во второй части статьи 22 (были указаны выше), в течение пяти дней после вступления в силу должны быть направлены судом в полномочные органы РФ.
Рассмотрим несколько статей, имеющих существенное значение в рамках закона, хотя поправки в них и не были внесены:
- Согласно статье 10 62-ФЗ документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, определенный настоящим законом;
- В части второй статьи 9 62-ФЗ указано, что для приобретения или потери гражданства России несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, необходимо его согласие;
- Часть первая статьи 16 ФЗ № 62
(в редакции от 2014 года) гласит, что к основаниям для отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство, о приеме и о восстановлении, относятся:
- Выступление лиц за насильственное изменение основ конституционного строя России;
- Участие в международных, межнациональных и иных вооруженных конфликтах, экстремизм и терроризм;
- Наличие ограничения на въезд в Россию в связи с административным выдворением или депортацией;
- Использование подложных документов и ложных сведений;
- Состояние на военной службе, на службе в правоохранительных органах и органах безопасности другой страны (если иное не предусмотрено международным договором);
- Наличие неснятой или непогашенной судимости, преследование в уголовном порядке. Также отказ ждет осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы (до истечения срока наказания).
Скачать действующую редакцию 62 ФЗ
В последние годы в данной сфере и в частности в настоящем законе произошло множество изменений: были введены квоты, программы переселения для соотечественников, появилось понятие «носитель русского языка» и разработаны соответствующие экзамены, а также многое другое.
Чтобы разобраться во всех интересующих нюансах, скачайте в последней редакции.