Выбор автомобильных аккумуляторов и аккумуляторных батарей. Маркировка аккумуляторных батарей и стандарты производителей
Типы аккумуляторов:
Современные аккумуляторы бывают двух типов: малообслуживаемые и необслуживаемые .
Малообслуживаемые аккумуляторы нечасто, но все же требуют периодической проверки уровня электролита, вторые обходятся без какого либо ухода - нередко в них даже не делают пробок. Данные особенности - следствие различий материалов, из которых изготовлены электроды аккумуляторов. Для этих целей используется свинец с небольшой примесью сурьмы. Такой сплав позволяет создавать надежные прочные пластины электродов, но приводит к "выпариванию" воды.
Их основные достоинства - это доступная цена и высокая надежность: они не боятся глубоких и длительных разрядок, нетребовательны к процессу зарядки и относительно легко переносят повышенное напряжение в сети автомобиля - необходимо лишь своевременно доливать воду, не допуская падения уровня электролита ниже верхних кромок пластин.
Необслуживаемые аккумуляторы делятся на два класса: кальциевые и гибридные.
Электроды кальциевых батарей изготавливаются из свинцово-кальциевого сплава с добавками олова, алюминия и редко серебра.
Гибридные аккумуляторы несколько иные - кальций содержится там только в отрицательных электродах, а положительные делаются из свинца с небольшой долей сурьмы. Применение кальция позволяет значительно сократить испарение электролита и довести срок службы гибридных аккумуляторов до 5, а кальциевых - до 7 лет.
По сравнению с малообслуживаемыми батареям у необслуживаемых аккумуляторов саморазряд в 1,5-2 раза медленнее.
Следует помнить! Кальциевый аккумулятор плохо "переносит" глубокий разряд. Достаточно несколько раз полностью его разрядить, чтобы на положительных пластинах электродов началось образование сульфата кальция и аккумулятор начал резко терять емкость.
Маркировка аккумуляторов
На аккумуляторные батареи наносятся обозначения, позволяющие определить их основные параметры, необходимые для выбора: емкость, ток холодного запуска, тип корпуса и т.д.
Маркировка аккумуляторов делится на две группы:
- маркировка согласно ГОСТ (ГОСТ 959-2002 действует на данный момент );
- маркировка согласно DIN.
По стандарту ГОСТ маркировка батареи 6СТ-55АЗ дает покупателю следующую информацию:
6 - число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее, характеризующих ее номинальное напряжением (12В);
СТ - назначение батареи по функциональному признаку (СТартерная);
55 - номинальная емкость в Ампер-часах;
А - общая крышка, З - залитая электролитом и полностью заряженная.
В нормативных документах на батареи конкретных типов допускается (при необходимости) указывать дополнительные обозначения.
По стандарту DIN маркировка состоит из 3-х групп цифр:
В 1-ых трех цифрах зашифрована емкость батареи;
Во 2-ых трех цифрах зашифрованы конструкционные особенности;
В 3-их трех цифрах зашифрована величина пускового тока.
Маркировка 574 012 068 дает следующую информацию:
5 - цифра, показывающая «порядок» значения емкости (5 - до 100 А*час, 6 - от 100 до 200 А*час, 7 - свыше 200 А*час);
74 - емкость 74 Ампер*часа;
012 - заводское обозначение типа корпуса, из которого следуют габариты корпуса, тип крепления, расположение выводов;
068 - ток пуска 680 Ампер по стандарту EN.
Ряд зарубежных производителей батарей маркируют свои батареи специфическим образом, указывая в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска, которому по каталогу можно сопоставить величину номинальной емкости.
Дополнительный код, собственный для каждого производителя, позволяет узнать место и дату производства батареи.
Установка аккумулятора на автомобиль
Перед установкой батареи на автомобиль с нее обязательно нужно полностью удалить полиэтиленовую заводскую пленку (упаковку). Газоотводные отверстия должны быть открытыми. Следует обратить внимание на правильность подключения аккумуляторной батареи. Клеммы АКБ желательно зачистить и после закрепления смазать. Это необходимо для предохранения контактов от попадания влаги и окисления места контактов. Это касается силовых проводов с медными (а не свинцовыми) наконечниками.
Очень важно уделить внимание соединительным проводам. Клеммы необходимо зачистить не только со стороны аккумулятора. Место, куда крепится массовый провод (-) надо также тщательно зачистить от краски, масла и грязи. Контакт затянуть достаточно туго и на АКБ и на стартёре. Невнимание к проводам и контактам при установке аккумулятора может "заявить о себе" зимой при минусовой температуре.
АКБ должна стоять на своём месте жёстко. "Движение" её в крепёжных элементах недопустимо. Дополнительная вибрация скажется на долговечности батареи т.к. осыпание пластин в секциях чаще всего происходит именно из-за вибрации.
Обратите внимание, что на многих автомобилях батарея стоит довольно близко к выпускному коллектору - т.е. летом ей будет "жарко", а это для батареи очень плохо! На "правильных" машинах предусмотрена термоизоляция АКБ от двигателя.
Чтобы аккумулятор служил долго нужно знать несколько простых правил по его эксплуатации и хранению.
Важно знать, что высокие пусковые токи АКБ влияют только на надежность запуска двигателя. Стартерные аккумуляторные батареи имеют различную величину пусковых токов в зависимости от исполнения, но при этом напряжением 12 В. Поэтому на электрооборудование автомобиля повышенные токи не оказывают негативного влияния. Вывести же из строя электрооборудование (при этом только стартер) может запуск двигателя аккумулятором напряжением, например, 24 В.
Можно на автомобиль устанавливать батарею большей емкости чем рекомендованная заводом-изготовителем , но только если в этом есть необходимость. Например, установлено дополнительное электрооборудование или автомобиль используется в условиях экстремально низких температур.
Новый аккумулятор можно установить на автомобиль сразу после покупки, если вольтметр показывает ЭДС не меньше 12,6 В. Плотность не ниже 1,26 гр/см3 и уровень электролита над пластинами составляет 10-15 мм. Если указанные параметры ниже, то необходимо зарядить аккумулятор и откорректировать показатели.
Чтобы избежать разрядки и выхода из строя аккумулятора нужно проверять уровень электролита в нем: в жаркое время года - не реже 1 раза в месяц, в остальное время - 1 раз в течение 2-3 месяцев.
Что следует знать при эксплуатации АКБ в зимнее время.
1. Стартеру требуется больше времени чтоб прокрутить двигатель, так как сопротивление холодного двигателя в зимнее время увеличивается в 2,5-3 раза. А значит, от АКБ требуется отдача большей мощности и энергии.
2. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем выше вязкость электролита и внутреннее сопротивление батареи. Поэтому для обеспечения надежного пуска двигателя необходимо выбирать ту АКБ, которая при одних и тех же габаритных размерах имеет максимально высокие токи холодной прокрутки.
Если при запуске двигателя в зимнее время аккумулятор разрядился в «ноль», то необходимо зарядить аккумулятор от стационарного зарядного устройства, но не позднее чем через 2-3 дня после глубокого разряда батареи.
Очень важно не допускать замерзания электролита , а в холодную зиму такая ситуация возможна. При разряде АКБ снижается плотность электролита, то есть уменьшается удельное количество серной кислоты, содержащейся в растворе электролита, и образуется вода. Чем глубже разряд батареи, тем выше отрицательная температура, при которой может замерзнуть электролит. Например, при плотности 1,11 г/см3 электролит замерзнет уже при -7 °С, а при плотности 1,27 г/см3 - только при -58 °С.
Если, все-таки, электролит замерз, то восстановить работоспособность аккумулятора можно , но все зависит от степени замерзания. Если батарея замерзла не на весь объем, и не деформировался корпус, то ее можно восстановить. Нужно при комнатной температуре полностью растопить лед и только потом следует зарядить АКБ.
Многие автолюбители сетуют на «качество» аккумулятора, когда пуск двигателя в зимнее время затрудняется. Но пуск двигателя зависит не только от АКБ - помимо технических характеристик и степени заряженности батареи, пуск двигателя зависит от следующих факторов:
От состояния электропроводки и электрооборудования автомобиля;
От состояния свечей;
От состояния топливной системы и качества топлива;
От качества масла;
От опыта водителя.
В зимний период рекомендуем снимать батарею с автомобиля. Аккумулятор нужно полностью зарядить. Желательно каждые 3 месяца проверять плотность электролита и при необходимости производить подзарядку, такие меры значительно снизят скорость коррозии пластин.
Что влияет на срок службы АКБ:
Интенсивность эксплуатации (чем выше интенсивность, тем меньше срок службы);
Регулярность контроля батареи (проверка плотности и уровня электролита);
Исправность электрооборудования;
Температурные условия окружающей среды (экстремально низкие и высокие температуры снижают срок службы батареи).
Различные аккумуляторы имеют разный срок хранения без подзаряда:
Кальциевые (Ca/Ca) - от 8 - 12 месяцев;
Гибридные (Ca/Sb) - от 5 - 8 месяцев;
Малосурьмяные (Sb/Sb) - от 3 - 5 месяцев.
ВАЖНО: При хранении нельзя сливать электролит! Аккумулятор должен быть заряжен! Чем ниже температура окружающей среды, тем дольше срок хранения .
На современных АКБ можно увидеть «глазок» индикатор , который показывает плотность электролита только в одной из 6 банок. Поэтому, для получения полной информации о состоянии АКБ, проверять плотность необходимо во всех шести банках, так как показатели в них могут значительно различаться. Глазок-индикатор, является всего лишь дополнительной опцией, привлекательной для покупателей и не несет дополнительных преимуществ для батареи. Показания индикатора не являются точными, но они позволяют приблизительно определить состояние батареи .
АКБ содержат внутри химически-активную среду и при неправильной эксплуатации могут взорваться. Эксплуатация батарей в режиме перезаряда, может стать причиной скопления под крышкой АКБ гремучей газовой смеси, являющейся результатом разложения воды на кислород и водород. При попадании в аккумулятор или газоотводящий канал искры или открытого пламени происходит взрыв гремучей смеси. Спровоцировать взрыв могут и искрение электропроводки или полюсных клемм, и близко поднесенная сигарета, и пламя зажженной спички. Для снижения риска взрыва по этой причине, некоторые производители в конструкции АКБ применяют фильтры - пламегасители.
Пламегаситель представляет собой прессованную таблетку из мелкодисперсного специального полипропилена. Величина пор рассчитана таким образом, что газ (смесь кислорода и водорода) при возникновении избыточного давления в батарее, выходит отдельными порциями.
Фильтры также препятствует проникновению открытого огня вовнутрь аккумулятора, что предотвращает взрыв.
Маркировка аккумулятора имеет ключевое значение при его выборе. Существует четыре основных стандарта, в соответствии с которым на АКБ наносится информация о технических характеристиках - российский, европейский, американский и азиатский (японский/корейский). Они отличаются как системой подачи, так и описанием отдельных значений. Поэтому при расшифровке маркировки аккумулятора или года его выпуска необходимо в первую очередь знать, в соответствии с каким стандартом представлена информация.
Российский стандарт аккумуляторов Интерактивное изображение расшифровки обозначений.
Европейский стандарт. Интерактивное изображение значения маркировки
Отличия стандартов
Перед тем как перейти непосредственно к вопросу, что означает маркировка на аккумуляторе, необходимо знать следующее. На российских АКБ «плюс» располагают на левой клемме, а «минус» на правой (если смотреть на аккумулятор спереди, со стороны наклейки). На батареях, выпущенных в Европе и Азии (в большинстве случаев, но не всегда) наоборот. Что касается американских стандартов, то там встречаются оба варианта, однако чаще европейский.
Полярность и стандарт аккумулятора авто
Помимо маркировки аккумуляторов для авто они еще отличаются . Так, «плюс» в европейских изделиях имеет диаметр 19,5 мм, а «минус» - 17,9 мм. У азиатских АКБ «плюс» с диаметром 12,5 мм, а «минус» - 11,1 мм. Разность диаметра клемм сделана для исключения ошибок , связанных с подключением батарей к бортовой электросети автомобиля.
Кроме емкости при выборе АКБ необходимо обязательно учитывать максимальный пусковой ток , на который он рассчитан. В маркировке аккумулятора автомобиля не всегда есть прямое указание на такую информацию, и в разных стандартах может обозначаться по-разному, в каждом стандарте есть свои нюансы.
Так называемый ток холодной прокрутки - это пусковой ток при температуре -18°С.
Российский стандарт
Обозначение на отечественном АКБ
Начнем обзор с самого популярного и распространенного в нашей стране российского стандарта. Он имеет обозначение ГОСТ 0959 - 2002. В соответствии с ним маркировка автомобильных аккумуляторов делится на четыре части, которые условно можно разделить на четыре же цифры. В частности:
- Количество «банок» в АКБ . Большинство аккумуляторов для легковых машин имеет на этом месте цифру 6, поскольку именно столько банок по 2 Вольта имеется у стандартной батареи (6 штук по 2 В дают общих 12 В).
- Обозначение типа АКБ . Самое распространенное обозначение будет «СТ», что означает «стартерный».
- Емкость АКБ . Она соответствует числу, стоящему на третьей позиции. Это может быть значение от 55 до 80 Ампер·часов (далее - А·ч) в зависимости от мощности двигателя машины (55 А·ч соответствует движку объемом около 1 л, а 80 А·ч - для 3-х литрового и даже больше).
- Исполнение аккумулятора и тип материала его корпуса . На последнем месте, как правило стоит одна или несколько букв, которые расшифровываются следующим образом.
Что касается упомянутого пускового тока , то в российском стандарте он не указывается явно, на приведенном шильдике. Однако информация о нем обязательно есть в наклейках возле упомянутой таблички. Например, надпись «270 А» или похожее значение.
Таблица соответствий типа аккумулятора, его силы разрядного тока, минимальной продолжительности разряда, габаритных размеров.
Тип аккумулятора | Стартерный режим разряда | Габаритные размеры батареи, мм | |||
---|---|---|---|---|---|
Сила разрядного тока, А | Минимальная продолжительность разряда, мин | Длина | Ширина | Высота | |
6СТ-55 | 255 | 2,5 | 262 | 174 | 226 |
6СТ-55А | 255 | 2,5 | 242 | 175 | 210 |
6СТ-60 | 180 | 3 | 283 | 182 | 237 |
6СТ-66А | 300 | 2,5 | 278 | 175 | 210 |
6СТ-75 | 225 | 3 | 358 | 177 | 240 |
6СТ-77А | 350 | 2,5 | 340 | 175 | 210 |
6СТ-90 | 270 | 3 | 421 | 186 | 240 |
6СТ-110А | 470 | 2,5 | 332 | 215 | 230 |
Маркировка аккумулятора по ETN
Европейский стандарт
Европейский стандарт ETN (европейский типовой номер) имеет официальное название EN 60095 - 1. Код состоит из девяти цифр, которые делятся на четыре отдельные области-комбинации. В частности:
- Первая цифра . Она условно означает емкость батареи. Чаще всего можно встретить цифру 5, которая соответствует диапазону 1...99 А·ч. Цифра 6 означает диапазон от 100 до 199 А·ч, а 7 - от 200 до 299 А·ч.
- Вторая и третья цифры . Они точно указывают на значение емкости АКБ, в А·ч. Например, число 55 будет соответствовать емкости 55 А·ч.
- Четвертая, пятая и шестая цифры . Информация о конструкционном исполнении батареи. В комбинации зашифрована информация о типе полюсных выводов, их размере, типе газоотвода, наличии ручки для переноски, особенности крепежных элементов, особенности конструкции, тип крышки, устойчивость аккумулятора к воздействию вибрации.
- Последние три цифры . Они означают ток «холодной прокрутки». Однако чтобы узнать его значение последние две цифры нужно умножить на десять (например, если на маркировке аккумуляторов в качестве трех последних цифр написано 043, то это означает, что 43 нужно умножить на 10, в результате чего получим искомый пусковой ток, который будет равен 430 А).
Кроме основных характеристик аккумулятора зашифрованных цифрами на некоторых современных АКБ размещают дополнительные пиктограммы. Такие наглядные картинки сообщают для каких именно автомобилей подходит данная батарея, с каким дом. оборудованием, а так же определенные нюансы эксплуатации. Например: иллюстрируют использование для системы старт/стоп, городской режим, использование большого количества электронных устройств и т.п.
Маркировка аккумуляторов BOSCH
Существует еще несколько обозначений, которые можно встретить на европейских аккумуляторах. Среди них:
- CCA . Означает маркировку максимально допустимого тока при пуске двигателя в зимних условиях.
- BCI . Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу Battery Council International.
- IEC . Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу International Electrotechnical Commission.
- DIN . Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу Deutche Industri Normen.
Немецкий стандарт
Одним из разновидностей европейских обозначений является немецкий стандарт, имеющий название DIN . Его часто можно встретить в качестве маркировки аккумуляторов BOSCH. Он имеет 5 цифр, которые по информации схожи с указанным выше европейским стандартом.
Его можно расшифровать так:
- первая цифра означает порядок емкости (цифра 5 означает, что АКБ имеет емкость до 100 А·ч, 6 - до 200 Ач, 7 - более 200 А·ч);
- вторая и третья цифры - точная емкость АКБ, в А·ч;
- четвертая и пятая означают принадлежность аккумулятора к определенному классу, который соответствует типу крепежа, габаритам, позиции выводов и прочем.
В случае использования стандарта DIN ток холодной прокрутки не указывается явно , однако эту информацию можно найти где-то рядом с указанной наклейкой или шильдиком.
Дата выпуска аккумуляторных батарей
Поскольку все аккумуляторы со временем стареют, то информацию о дате их выпуска всегда актуальна. АКБ, выпущенные под торговыми марками Berga, Bosch и Varta имеют на этот счет единое обозначение, которое расшифровывается следующим образом. Для образца, чтобы понять где маркировка года выпуска аккумулятора, возьмем такое обозначение - С0С753032.
Расположение и расшифровка даты производства аккумуляторов Бош, Варта, Едкон, Барен и Ексид
Первая буква - это код завода, где был изготовлен аккумулятор. Возможны такие варианты:
- H - Ганновер (Германия);
- C - Ческа Липа (Чехия);
- E - Бургос (Испания);
- G - Гуардамар (Испания);
- F - Руан (Франция);
- S - Саргемин (Франция);
- Z - Цвикау (Германия).
В нашем конкретном примере видно, что АКБ изготовлен на территории Чехии. Второй символ в шифре означает номер конвейера. Третий - тип заказа. А вот четвертый, пятый и шестой символ - это зашифрованная информация о дате выпуска батареи. Так, в нашем случае цифра 7 означает 2017 год (соответственно, 8 - это 2018, 9 - 2019 и так далее). Что касается числа 53, то оно означает май. Другие варианты обозначения месяцев:
- 17 - январь;
- 18 - февраль;
- 19 - март;
- 20 - апрель;
- 53 - май;
- 54 - июнь;
- 55 - июль;
- 56 - август;
- 57 - сентябрь;
- 58 - октябрь;
- 59 - ноябрь;
- 60 - декабрь.
Приведем еще несколько расшифровок даты выпуска аккумуляторов различных торговых марок:
Примеры подписей аккумуляторов BOSCH
- A-mega, EnergyBox, FireBull, Plazma, Virbac . Пример - 0491 62-0M7 126/17. Последнее число означает 2017 год, а три цифры перед обозначением года - это день по счету в году. В данном случае 126-й день - это 6 мая.
- Bost, Delkor, Medalist . Образец - 8C05BM. Первая цифра - это последняя цифра в обозначении года. В данном случае - 2018. Вторая буква - это обозначение месяца по латинскому алфавиту. А - январь, В - февраль, С - март и так далее. В данном случае март.
- Centra . Образец - KJ7E30. Третья цифра - последняя цифра в обозначении года. В данном случае - 2017. Четвертый символ - буквенное обозначение месяцев аналогично аккумуляторам Bost (А - январь, В - февраль, С - март и так далее).
- Feon . Образец - 2736. Вторая цифра означает последнюю цифру года (в данном случае 2017 год). Третья и четвертая цифра - это номер недели в году (в данном случае 36-я неделя, начало сентября).
- Fiamm . Образец - 721411. Первая цифра - это последняя цифра года, в данном случае 2017. Вторая и третья цифра - номер недели в году, 21 неделя - конец мая. Четвертая цифра - номер дня недели. Четверка - это четверг.
- Ista . Образец - 2736 132041. Вторая цифра - номер года, в данном случае - 2017 год. Третья и четвертая цифры - номер недели, 36 неделя - начало сентября.
- NordStar, Sznajder . Образец - 0555 3 3 205 8. Чтобы узнать год производства аккумулятора необходимо от последней цифры отнять единицу. Так получается номер года. В данном случае 2017 год. Предпоследние три цифры означают номер дня в году.
- Rocket . Образец - KS7J26. Первые две буквы - это шифр названия предприятия, где был выпущен аккумулятор. Третья цифра - означает год, в данном случае 2017. Четвертая буква - шифр месяца английскими буквами (А - январь, В - февраль, С - март и так далее). Последние две цифры - число месяца. В данном случае имеем 26 октября 2017 года.
- Startech . У аккумуляторов, выпущенных под этой торговой маркой, на днище есть два кружка, в которых явно указываются год и месяц выпуска.
- Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova) . Производители этих аккумуляторов прямо пишут дату изготовления на крышке изделия в формате ЧЧ.ММ.ГГ. Как правило, на Panasonic дата нанесена краской, а на корпусе Furukawa дата выдавлена.
- ТИТАН, ТИТАН ARCTIC . Имеют маркировку из семи цифр. Первые шесть прямо указывают на дату изготовления в формате ЧЧММГГ. А седьмая цифра означает номер конвейерной линии.
Российские производители обычно проще подходят к обозначению даты производства. Они указывают на это четырьмя цифрами . Две из них обозначают месяц изготовления, другие две - год. Однако проблема состоит в том, что некоторые первыми указывают месяц, а другие - год. Поэтому в случае недоразумения лучше спросить у продавца.
Обозначение по SAE J537
Американский стандарт
Имеет обозначение SAE J537. Состоит из одной буквы и пяти цифр. Они означают:
- Буква . А - автомобильная АКБ.
- Первая и вторая цифры . Означают номер типоразмерной группы, а также при наличии дополнительной буквы - полярности. Например, число 34 означает принадлежность к соответствующей группе. По ней размер аккумулятора будет равен 260×173×205 мм. Если после числа 34 (в нашем примере) не будет буквы R, то означает, что полярность прямая, если она есть - обратная (соответственно, «плюс» слева и справа).
- Последние три цифры . Они прямо указывают на значение тока холодной прокрутки.
Интересный момент заключается в том, что в стандартах SAE и DIN пусковые токи (токи холодной прокрутки) значительно отличаются . В первом случае это значение больше. Чтобы перевести одно значение в другое нужно:
- Для аккумуляторов с емкостью до 90 А·ч ток SAE = 1,7 × ток DIN.
- Для аккумуляторов с емкостью от 90 до 200 А·ч ток SAE = 1,6 × ток DIN.
Коэффициенты выбраны эмпирически, на основе практики автомобилистов. Ниже приведена таблица соответствия тока холодных пусков для аккумуляторов по разным стандартам.
DIN 43559 (ГОСТ 959-91) | EN 60095-1 (ГОСТ 959-2002) | |
---|---|---|
170 | 280 | 300 |
220 | 330 | 350 |
255 | 360 | 400 |
255 | 420 | 450 |
280 | 480 | 500 |
310 | 520 | 550 |
335 | 540 | 600 |
365 | 600 | 650 |
395 | 640 | 700 |
420 | 680 | 750 |
Азиатский стандарт
Имеет название JIS и является одним из самых сложных ведь общего стандарта маркировки аккумуляторов «азия» нет. Может быть сразу несколько вариантов (старый или новый тип) обозначения размеров, мощности и других характеристик. Для точного перевода значений из азиатского стандарта в европейский необходимо пользоваться специальными таблицами соответствий. Также нужно помнить, что указанная на азиатском аккумуляторе емкость отличается от аналогичной на европейских АКБ. Например, 55 А·ч на японской или корейской батарее соответствует лишь 45 А·ч на европейской.
Расшифровка маркировки на аккумуляторе автомобиля стандарта JIS
В самой простой трактовке стандарт JIS D 5301 состоит из шести символов. Они означают:
- первые две цифры - емкость батареи, умноженная на поправочный коэффициент (эксплуатационный показатель, который характеризует соотношение между ёмкостью аккумулятора и работой стартера);
- третий символ - буква, которая указывает на отношение АКБ к определенному классу, определяющий форму батареи, а также его размеры (его описание смотрите ниже);
- четвертый и пятый символ - число, соответствующее базовому размеру аккумулятора, обычно так обозначается его округленная длина в [см];
- шестой символ - буквы R или L, который обозначают расположение отрицательной клеммы на аккумуляторе.
Что касается третьей буквы в обозначении, то они означают ширину и высоту аккумулятора. Иногда может отображать форм-фактор или размер боковой поверхности. Всего есть 8 групп (на легковых авто используются только четыре первых) - от A до H:
Маркировка автомобильного АКБ азиатского стандарта на примере аккумулятора Rocket
- A - 125 × 160 мм;
- B - 129 × 203 мм;
- C - 135 × 207 мм;
- D - 173 × 204 мм;
- E - 175 × 213 мм;
- F - 182 × 213 мм;
- G - 222 × 213 мм;
- H - 278 × 220 мм.
Азиатские размеры могут отличаться в пределах 3 мм.
Аббревиатура SMF (Sealed Maintenance Free) в переводе означает, что данная батарея является необслуживаемой. То есть, доступ к отдельным банкам закрыт, доливать в них воду или невозможно, да и не нужно. Такое обозначение может стоят как в начале, так и конце основной маркировки. Кроме SMF также встречается MF (Maintenance Free) – обслуживаемая и AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая, так само как и первый вариант, поскольку там абсорбированный электролит, а не жидкий, как это есть в классическом варианте свинцово-кислотных аккумуляторов.
Иногда код имеет в конце дополнительную букву S, которая дает понять, что у батареи токовыводы тонкие «азиатские» клеммы или стандартные европейские.
Исполнение аккумуляторных японских аккумуляторных батарей может быть следующим:
- N - открытая с нерегламентированным расходом воды;
- L - открытая с малым расходом воды;
- VL - открытая с очень малым расходом воды;
- VRLA - открытая с регулирующим клапаном.
Азиаткий стандарт (старого типа) аккумуляторов Интерактивное изображение расшифровки обозначений.
Ниже приведена таблица соответствий размеров, массы и пусковых токов различных азиатских аккумуляторов.
Аккумуляторная батарея | Емкость (Aч, 5ч/20ч) | Ток холодного запуска (-18) | Общая высота, мм | Высота, мм | Длина, мм | Масса, кг |
---|---|---|---|---|---|---|
50B24R | 36 / 45 | 390 | - | - | - | - |
55D23R | 48 / 60 | 356 | - | - | - | - |
65D23R | 52 / 65 | 420 | - | - | - | - |
75D26R (NS70) | 60 / 75 | 490/447 | - | - | - | - |
95D31R (N80) | 64 / 80 | 622 | - | - | - | - |
30A19R(L) | 24 / 30 | - | 178 | 162 | 197 | 9 |
38B20R(L) | 28 / 36 | 340 | 225 | 203 | 197 | 11,2 |
55B24R(L) | 36 / 46 | 410 | 223 | 200 | 234 | 13,7 |
55D23R(L) | 48 / 60 | 525 | 223 | 200 | 230 | 17,8 |
80D23R(L) | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 230 | 18,5 |
80D26R(L) NX110-5 | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 257 | 19,4 |
105D31R(L) | 72 / 90 | 675 | 223 | 202 | 302 | 24,1 |
120E41R(L) | 88 / 110 | 810 | 228 | 206 | 402 | 28,3 |
40B19 R (L) | 30 / 37 | 330 | - | - | - | - |
46B24 R (L) NS60 | 36 / 45 | 330 | - | - | - | - |
55B24 R (L) | 36 / 45 | 440 | - | - | - | - |
55D23 R (L) | 48 / 60 | 360 | - | - | - | - |
75D23 R (L) | 52 / 65 | 530 | - | - | - | - |
80D26 R (L) | 55 / 68 | 590 | - | - | - | - |
95D31 R (L) | 64 / 80 | 630 | - | - | - | - |
Итоги
Всегда выбирайте аккумуляторную батарею в точном соответствии с требованиями производителя вашего авто. Особенно это актуально для значений емкости и пускового тока (особенно в “холодного”). Что касается торговых марок, то лучше покупать более дорогие или АКБ из среднего ценового диапазона. Это обеспечит их продолжительную эксплуатацию, даже в сложных условиях. К сожалению, многие иностранные стандарты, в соответствии с которыми выпускаются аккумуляторные батареи, не переведены на русский язык, и более того, предлагаются в интернете за немалые деньги. Однако в большинстве случаев приведенной выше информации вам будет достаточно для того, чтобы правильно выбрать аккумулятор для своего автомобиля.
Аккумуляторная батарея – важный компонент автомобиля, у которого есть определенный срок хранения. Поэтому очень важно понимать, как узнать дату производства аккумулятора, ещё до приобретения этой детали. Если вы купите аккумулятор, который долго лежал на складе, его срок службы заметно сократится. Срок хранения АКБ без подзарядки зависит и от условий, в которых она находится.
Для получения точных данных понадобится расшифровка даты выпуска аккумулятора. Почему эту информацию нужно расшифровывать? Причина в том, что каждый производитель использует свой вариант маркировки, какого-либо общего стандарта попросту нет. В большинстве случаев дата производства аккумулятора – это набор символов, понять который без инструкции просто нереально.
Отличается и размещение даты выпуска АКБ. Одни производители просто печатают её на этикетке, другие выбивают штампом на верхней крышке, а третьи используют для этих целей отдельную наклейку. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные аккумуляторы на рынке и методы их маркировки.
«ИСТОК», «Курский аккумулятор», Dominator, FB, FireBall, Forse, OPTIMUM, Uno (Курск, Россия)
В код входит два цифровых сегмента – первый состоит из четырех цифр, а второй – из шести (к примеру, 3256 275845).
Способ маркировки:
- 3 – номер линии производства;
- 256 – уникальный номер партии;
- 2 – последняя цифра года выпуска;
- 7 – полугодие;
- 5 – номер месяца в указанном полугодии (первое полугодие: 1=январь, 2=февраль, 3=март, 4=апрель, 5=май, 6=июнь; второе полугодие: 1=июль, 2=август, 3=сентябрь, 4=октябрь, 5=ноябрь, 6=декабрь);
- 84 – число дня месяца;
- 5 – номер сборочной бригады (может быть две цифры).
Образец маркировки: 1259 612205
Расшифровка: аккумулятор изготовили на линии производства №1, уникальный номер партии – 259. Дата производства АКБ: 2016 год, первое полугодие, второй месяц, 20 число (20 февраля 2016 года), сборочная бригада №5.
Маркировка тяжелой группы АКБ осуществляется иным методом. Пример: 14013142
Расшифровка:
Емкость АКБ – 140 А·ч, год выпуска – 2013, 1-е полугодие, 4 месяц (апрель), 2-я бригада.
В 2015 году производство аккумуляторов перенесли с Днепропетровска (Украина) в Курск, после чего появилась новая схема маркировки.
Образец: 0816 2 23457
- 0816 – дата изготовления аккумулятора (08 – месяц, 16 – год);
- 2 – номер смены;
- 23457 – порядковый номер АКБ.
Обнуление порядкового номера происходит ежемесячно.
Также читайте нашу статью о том, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром –
«Тюменский медведь», «Ямал», Arctic Batbear, Tyumen Batbear (Тюмень, Россия)
Маркировка расположена на корпусе аккумулятора напротив главной этикетки. Для нанесения применяется метод лазерной перфорации. Задняя стенка содержит код из шести цифр – ММ.ГГГГ.
Пример: 112015
Расшифровка:
Дата производства АКБ – ноябрь 2015 года.
Тяжелая группа аккумуляторов обозначается иным образом.
Пример: 1014
Расшифровка:
Произведен в октябре 2014 года.
«Актех», «Зверь», «Орион» (Иркутск, Россия)
Маркировка наносится на верхнюю крышку АКБ по методу ММ.ГГ.
Пример: 0613
Расшифровка:
Дата производства – июнь 2013 года.
Cobat, Titan (Arctic Silver, Asia Silver, Euro Silver, Standart, Vaiper) (Бор, Россия)
В августе 2011 года предприятие начало наносить маркировку на АКБ с использованием принтера и уникального сочетания букв и цифр. Найти эту комбинацию можно в центральной части крышки аккумулятора.
В код входит пять символов: 12345
- 1 – порядковый номер дня недели;
- 23 – номер недели в текущем году (вариант от 01 до 53);
- 4 – год, который указывается латинской буквой (H – 2011, V – 2012, N – 2013, Z – 2014, P – 2015, A – 2016, S – 2017, T – 2018, X – 2019, L – 2020);
- 5 – номер смены.
Образец: 102V2
Расшифровка: 1 – понедельник, 02 – 2-я неделя, V – 2012 год, 2 – вторая смена. Аккумулятор выпущен 9 января 2012 года во вторую смену.
ТИТАН, ТИТАН ARCTIC (обозначение до августа 2011 года, старый вариант, набор из семи цифр, например, 1234567):
- 12 – число месяца;
- 34 – месяц;
- 56 – год выпуска;
- 7 – номер линии на заводе.
Berga, Blackmax, Bosch, Varta
Маркировка наносится на верхнюю крышку аккумуляторов в виде набора букв и цифр (24 знака). Четвертая цифра – год изготовления, а пятая и шестая – месяц.
Пример: F2K2060256846 268111 82A 05
На АКБ Bosch дату изготовления можно также найти посередине основной наклейки. Она состоит из трех цифр – года и месяца производства. К примеру, 207 – июль 2012 года.
Также для определения даты изготовления АКБ Varta используется цветной кружок, расположенный на крышке батареи либо наклейке. Цвет этого кружка обозначает конкретный квартал:
- 2013 - зеленый, II.2013 - красный, III.2013 - розовый, IV.2013 - белый;
- 2014 - серый, II.2014 - оранжевый, III.2014 - желтый, IV.2014 - голубой;
- 2015 - зеленый, II.2015 - красный, III.2015 - розовый, IV.2015 - белый и т.д.
Детальная расшифровка всех символов:
Первый символ – страна, в которой расположен завод Bosch и Varta:
- А - Австрия;
- С - Чехия;
- F и R - Франция;
- E и G - Испания;
- H - Германия;
- S - Швеция.
Затем идет цифра, обозначающая номер конвейера, а потом буква – параметры отгрузки:
- C - производство по партнерскому заказу;
- E - для установки на новые автомобили;
- V - розничная продажа.
Следующая цифра – последняя цифра года производства, потом пара цифр – номер календарного месяца (01 – январь, 02 – февраль и т.д.).
5-я и 6-я цифры – день месяца, 7-я – номер смены.
В 2014 году в аккумуляторах Bosch и Varta появилась другая маркировка даты изготовления аккумулятора. В длинном коде это будут цифры под номерами 4, 5 и 6.
4-я цифра – год производства, а 5 и 6 цифры – код месяца производства:
- январь – 17;
- февраль – 18;
- март – 19;
- апрель – 20;
- май – 53;
- июнь – 54;
- июль – 55;
- август – 56;
- сентябрь – 57;
- октябрь – 58;
- ноябрь – 59;
- декабрь – 60.
Mutlu (Турция)
Год выпуска аккумулятора наносят вверху его корпуса. Там можно найти шестизначный код. Первая цифра – номер линии, вторая – год производства, затем идет пара цифр – месяц, а две последних цифры – число.
Образец: 120718
Furukawa Battery (SuperNova), Panasonic (Япония)
Маркировка указана на этикетке, расположенной на крышке батареи. На АКБ Panasonic символы наносятся с помощью краски (ГГ.ММ.ДД), а на продукции Furukawa Battery – методом выдавливания на наклейке в виде ДД.ММ.ГГ.
Образец маркировки: 080515А
А вы уже знаете, можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор и как это правильно делать? Ответ есть в нашей статье –
Moratti, Topla (Словения)
На таких АКБ маркировка наносится лазерным методом на крышку корпуса. Код состоит из 14 знаков, 3-й и 4-й из которых обозначают год, а два следующих – неделю выпуска.
Пример: F2100700915922
Расшифровка: АКБ изготовлен в 7-ю неделю 2010 года (февраль).
Встречается также 4-значное обозначение Topla: две первых цифры – это год, а две следующих – неделя.
В АКБ Moratti Tab встречается код типа F2 1320, в котором 13 – год, 20 – неделя.
Shin-Cobe
В 2016 году производитель этих АКБ вошел в состав компании Hitachi.
Образец: 160509T
Скорее всего, обозначение не отличается от Panasonic – первые две цифры – дата, 3-я и 4-я – месяц, а две последних – год.
Banner
Год выпуска и дата наносится методом выжигания на корпусе батареи. Ещё один вариант – нанесение даты и года выпуска на положительный вывод АКБ.
Пример: DEBE – порядковые номера латинских букв.
- две первых буквы – номер недели в году;
- две последних буквы – последняя пара цифр года;
- A-0, B-1, C-2, D-3, E-4, F-5, G-6, H-7, I-8, J-9, K-10, L-11, M-12.
В нашем примере DEBE означает, что АКБ был выпущен в 34-ю неделю 2014 года.
Banner Batterien, Power Bull Banner, Power Bull Plus (Австрия)
Код наносится на заднюю сторону аккумулятора.
Образец: 25Т3515 3 – 25-я неделя 2015 года (Т35 и 3 – служебные данные).
Atlas, Bost, Numax (Пакистан)
Код находится под ручкой, на верхней части АКБ. Нам нужны два первых символа.
1-я цифра – последняя цифра года производства. 2-й символ – месяц в виде латинской буквы. Порядковый номер этой буквы указывает на номер месяца изготовления: А - январь, В - февраль, С - март, D - апрель, Е - май, F - июнь, G - июль, H - август, J - сентябрь, K - октябрь, L - ноябрь, M - декабрь. В маркировке не используется буква «I».
Образец: 3LMF24
Расшифровка: 3 – 2013 год, L – ноябрь.
Baren, Fiamm (Италия, Австрия)
Данные о дате производства можно найти на верхней наклейке.
Первая цифра – год изготовления, 2-я и 3-я – порядковый номер недели, 4-я цифра – день недели, а 5-я – номер смены.
Centra, Exide (США)
Под этим брендом также производятся такие аккумуляторы: Absolute, American, BIG, Centra, Champion, Chloride Motive Power, Deta, Emisa, Exide, Fulmen, Hagen, Luac Power, Marathon, Marshal, Exide Select Orbital, PAK, PCA, Prestolite, Saem, Sonnark, Sonnenchein, Sprinter, Trailblaizer, Tudor, York.
Маркировка наносится на корпус батареи. 1-я цифра – год производства, 2-я – месяц, указывается литерами латинского алфавита (А-январь, В-февраль, С-март и т.д.).
Недавно маркировка изменилась – на отрицательном выводе аккумулятора указывают пару двузначных чисел. Первое число – номер недели, а второе – год. Например, 35/16 – 35-я неделя 2016 года.
Ещё один вариант:
Tudor (Португалия, сборка в Беларуси)
Набор цифр и букв, в котором вторая буква обозначает год:
- X – 2010;
- Y – 2011;
- Z – 2012;
- A – 2013;
- B – 2014;
- С – 2015 и т.д.
5-я буква – месяц производства:
- A-январь;
- В-февраль;
- С-март;
- D-апрель;
- Е-май;
- F-июнь;
- G-июль;
- H-август;
- I-сентябрь;
- J-октябрь;
- К-ноябрь;
- L-декабрь.
Образец: AZ15JPX75J – батарея выпущена в октябре 2012 года.
Steco (Франция)
Маркировка содержит код из 6 цифр:
- 1 – номер линии;
- 23 – номер недели в году;
- 4 – день недели;
- 5 – год производства;
- 6 – тип аккумулятора.
Solite (Корея)
Сочетание следующее:
- 1-я буква – обозначение завода;
- 2-я буква – номер линии;
- 3-я буква и 4-я цифра – буква – число календарного месяца производства (W-0, X-10, Z-30, то есть десятки), а далее идет цифра – единицы;
- 5-я латинская буква от I до T – месяц изготовления (I-январь, J-февраль и т.д.);
- 6-я цифра год производства (последняя его цифра от 0 до 9);
- 7-я буква – смена.
А-mеga (А-Мега Авто) (Украина)
Дата и год указаны на крышке батареи. Три первых цифры – день в году, две последних – год.
Образец: 212/13 – 212 день (июль) 2013 года.
Sznajder (Польша)
Маркировка находится на фронтальной части крышки АКБ. Для нанесения кода используется горячее тиснение, он состоит из 10-ти цифр:
- первые четыре цифры – внутренняя маркировка батареи с указанием ампер-часов;
- 5-я цифра указывает на тип используемой решетки;
- 6-я цифра – номер смены (1-3);
- 7-я, 8-я и 9-я цифры – порядковый номер дня изготовления в году, к примеру, 282 – 9 октября;
- 10-я цифра – от неё надо отнять единицу и получим год выпуска АКБ. К примеру, если 10-я цифра – 5, это значит, что батарею изготовили в 2014 году.
Global (Корея)
Маркировка наносится на верхней панели аккумулятора. 3-я цифра указывает на год, а затем идет буква, обозначающая месяц производства (А, B, C, D и т.д.. – январь, февраль, март, апрель…).
Moll (Германия)
Дата выпуска указана на отрицательном выводе батареи. Сначала идет двухзначное число – порядковый номер недели, а потом указан год.
Ista Standart (Украина)
Код наносится на крышке, чуть выше наклейки.
Образец: 1335 (1 – номер производства, 3 – последняя цифра в году (2013 год), а 35 – порядковый номер недели в году).
Аккумуляторы, изготовленные ЗАО “ISTA-Центр”, имеют другое обозначение. К примеру, 221325, в котором первая цифра – номер производства (2), затем идет номер бригады (2), потом год изготовления (13) и номер недели (25).
Selenius, ПАЗ (Россия)
Код указан на борту крышки аккумулятора, четыре последних цифры обозначают месяц и год производства. Пример: ОТК151215, дата производства – 12.15, то есть, декабрь 2015 года.
Tyumen Battery (Россия)
Код указан на продольной стороне верхней части корпуса аккумулятора.
Аком (Bravo, Forward, Reactor) (Россия)
Дата изготовления указана вверху крышки батареи. Код состоит из шести цифр и буквы. Две первых цифры – месяц, две следующих – год, пара последних – день, а буква обозначает смену.
Амур (Россия)
Маркировка расположена возле положительного вывода АКБ. Здесь все просто: месяц и год, например, 03 15 – март 2015 года.
ЗиД (Россия)
Zubr (Беларусь)
Найти данные о дате можно в левом верхнем углу крышки аккумулятора.
Образец: 5A17D1. Расшифровка: 5 – 2015 год, A – месяц (январь), 17 – число, D – сборочная линия, 1 – маркировка емкости.
Месяцы идут в следующем порядке: А, В, С, D, E, F, G, Н, J, K, L, M. Не забывайте, что буква I обычно не используется всеми производителями.
Пилот, Пилот Silver, Электроисточник (Россия)
Найти необходимый код можно вверху крышки АКБ. Там указан сначала месяц, а потом год. Например, 0714 (июль 2014 года).
Asian Horse, Black Horse, Extra Start, Gillette Magico, Graisburg, Golden Horse, Power Horse, White Horse (Сербия)
Код указан на крышке: пара первых цифр – год, затем идет неделя (две цифры), потом служебные сведения. Образец: 134915 – 2013 год, 49 неделя (конец года).
Optima (США)
На боковой части корпуса указан год выпуска и день (сначала идет год – одна цифра, а потом три цифры – день изготовления). К примеру, 5125 – 125 день 2015 года.
Westa, Веста (Украина)
В легкой группе аккумуляторов маркировка состоит из двух цифровых сегментов – сначала 4 цифры, а потом 6. Эти АКБ производятся двумя предприятиями – “ВЕСТА-Днепр” и “ВЕСТА-Индастриал”. Код первого завода имеет более крупный размер.
АКБ “ВЕСТА-Днепр”:
- 1 и 2 цифры – номер сборочной бригады и линии;
- 3 и 4 цифры – емкость аккумулятора;
- 5 и 6 – год выпуска;
- 7 – первое или второе полугодие;
- 8 – номер месяца в указанном полугодии (от 1 до 6);
- 9 и 10 – число месяца.
В аккумуляторах “ВЕСТА-Индастриал” маркировка немного иная:
- 1-ая цифра – номер линии;
- 2-я, 3-я и 4-ая – емкость АКБ;
- 5-ая – последняя цифра года производства аккумулятора;
- 6-ая – первое или второе полугодие;
- 7-ая – номер месяца в указанном полугодии (от 1 до 6);
- 8 и 9 цифры – день месяца;
- 10-я цифра – номер сборочной бригады.
Итоги
Конечно, упомянуть все варианты в одной статье просто невозможно. Детальные и наиболее актуальные сведения можно всегда найти на официальных сайтах производителей АКБ. Напомним, что при покупке аккумулятор должен быть свежим и это очень важно для его беспроблемного использования в течение ближайших лет.
В любой аккумуляторной батарее, в том числе и автомобильной, протекают химические процессы результатом которых является износ пластин. Вследствие этого АКБ утрачивает свои характеристики и становится бесполезной. Необходимо понимать, что данный процесс зависит от времени использования или же хранения батареи, а также неизбежен. Именно поэтому при покупке аккумулятора в первую очередь нужно обращать внимание на дату его изготовления, иначе можно приобрести «старый» элемент и вскоре столкнуться с процедурой его зарядки или полной замены. В этой статье мы ответим на вопрос как узнать дату изготовления аккумулятора, а также ознакомим вас с маркировкой популярный брендов на отечественном рынке. Опираясь на наши данные, вы сможете выбрать новую АКБ с наименьшим сроком хранения до покупки.
Важно отметить то, что каждый отдельный производитель может по-разному маркировать свою продукцию, а также большинство водителей сталкиваются с проблемой расположения даты производства. Это связано с отсутствием единых стандартов, которые могли бы регулировать данный процесс. Основная масса брендов наносит маркировку сверху вдоль большей грани. Также очень часто можно встретить дату около «плюсовой» клеммы.
Очень редко время изготовления указывается вдоль короткой грани аккумулятора и вообще не встретить на нижней стороне последнего.
В любом случае, если перед вами находится АКБ и вы не знаете, где смотреть маркировку, нужно внимательно провести его внешний осмотр. Как правило, этого достаточно для нахождения нужной информации. Заводы-изготовители не стремятся спрятать данную информацию от покупателя. Если же у вас возникли затруднения, то воспользуйтесь рекомендациями этой статьи.
Как узнать дату изготовления аккумулятора
Выше говорилось, что производители указывают дату на разных частях АКБ. Однако это не последнее преткновение, с которым может столкнуться покупатель. Дело в том, что в большинстве случаев нужно уметь правильно прочитать эту информацию , ведь каждый завод по-своему трактует маркировку.
Самым распространенным вариантом является комбинация из девяти или десяти цифр.
Например, рассмотрим следующий вариант:
0000 8 1 3 5 36
«0000
» — это номер заводской партии к которой относится выпущенный АКБ;
«8
» — берется последняя цифра года выпуска. В нашем варианте это 2018 год;
«1
» — означает полугодие выпуска аккумулятора. В нашем примере «1» – батарея выпущена в период с января по июнь 2018 года, «2» — с июля по декабрь;
«3
» — порядковый номер месяца по календарю в указанном выше полугодии. Таким образом рассматриваемая батарея произведена в марте;
«5
» — указывает день месяца. Стоит обратить внимание на то, что эта цифра может иметь однозначный вид и двузначный;
«36
» — также носит двух или однозначный характер и означает номер бригады, которая несет ответственность за производство батареи.
На основе вышесказанных данных мы может выяснить для себя, что аккумулятор с маркировкой 0000 813536 был произведен 5 марта 2018 года .
Данный подход к обозначению даты производства характерен для таких брендов: Курский аккумулятор, Forse, Dominator, FireBall и Уно .
Вторым популярным методом маркировки является нанесения шифра из шести цифр . Например: 032018 . Здесь:
«03
» — месяц производства (март);
«2018
» — год производства.
Таким образом, аккумулятор с обозначением 031028 выпущен в марте 2018 года . Этот вариант используют производители: Тюменский медведь, Ямал .
Примечательно то, что при такой маркировке неизвестно в какой именно день произвели конкретный образец АКБ.
Маркировка тюменского аккумулятора
Большинство аккумуляторных батарей, которые производятся на территории российской федерации дата изготовления сводится к простому обозначению месяца и года. Это справедливо и для тюменских аккумуляторов. Шифр состоит из шести цифр, где две первые означают месяц производства, а четыре последние год. К примеру, АКБ с шифром 012018 означает, что изделие вышло с конвейера в январе 2018 года . Найти эту информацию можно на верхней части АКБ.
Тюменский аккумулятор
Маркировка аккумуляторов Мутлу (Mutlu)
Турецкий бренд, дата производства батарей которого указывается на верхней части корпуса. Состоит он из шести цифр: первое число указывает на номер партии, второе год, а третье и четвертое месяц производства. Последние же цифры сообщают о дате выпуска элемента. Рассмотрим на примере 280224 :
«2
» — второй номер партии (производственной линии);
«8
» — год производства 2018;
«02
» — месяц февраль;
«24
» — день месяца.
Таким образом, прочитав данную маркировку мы наверняка знаем, что аккумулятор произведен 24 февраля 2018 года .
Расположение даты изготовления АКБ Мутлу
Маркировка аккумуляторов BOSCH
Производственные коды данного производителя с 2014 года изменились. Место расположения кода дублируется на крышке сверху, а также на лицевой стороне этикетки. Последняя состоит из трёх цифр по которым покупатель может узнать год и месяц заправки электролитом. На крышке определяется дата изготовления аккумулятора. Рассмотрим маркировку на следующем примере:
С7С8171523052
«С
» — производственные особенности;
«7
» — номер производственной линии;
«С
» — страна производитель (H – Германия, С – Чехия, S – Швеция, A — Австрия);
«817
» — дата производства, которая проверяется согласно таблице указанной ниже.
Таблица маркировки аккумуляторов Bosch
Маркировка аккумуляторов Титан
Специальный маркер, который свидетельствует о дате производства аккумуляторов Титан находится на верхней крышке слева вверху. Рассмотрим порядок чтения кода на примере:
«2
» — день недели (1-7, Пн-Вс);
«08
» — текущая неделя производства;
«Т
» — год изготовления (проверяется по таблице);
«1 » — номер бригады.
Таким образом получаем аккумулятор, который произведен во вторник 20 февраля 2018 года .
Маркировка аккумуляторов Exide
Также на корпусе аккумулятора находится наклейка и на ней имеется код из двух символов: цифры и буквы . Цифра свидетельствует о годе производства аккумулятора, а буква – месяц. Кроме этого дата изготовления указывается штамповкой возле минусовой клеммы.
Маркировка аккумуляторов Autojet
Шифр времени производства таких аккумуляторов составляет пять цифр. Три первые свидетельствуют о номере дня в конкретном году. При этом следующие четвертая и пятая цифра – год выпуска. К примеру, имеем аккумулятор с маркировкой 047/13 . Данная батарея была произведена 16 февраля 2013 года . После 2014 года завод принял решение внести некоторые изменения в шифр. Теперь появилось две даты: одна дата выпуска АКБ, а вторая дата заливки электролита.
Маркировка аккумуляторов Варта
Аккумуляторы Varta имеют штамповку на корпусе. Она находится сверху на крышке в виде специального кода. Как правило он состоит из 13-ти цифр. Расшифровка этого кода производится также, как и у аккумуляторов BOSCH, которые мы рассмотрели выше в статье.
Таким образом мы рассмотрели особенности маркировки даты изготовления наиболее популярных производителей аккумуляторов на российском рынке и рынке СНГ. Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях.
Интересное видео
Автомобильный аккумулятор является одним из основных компонентов транспортного средства. При его разряде завести мотор и начать движение будет невозможно. В этой статье мы поговорим об основных характеристиках данных устройств. Сколько весит аккумулятор автомобильный, какова маркировка устройств по ГОСТ, как она обозначается — об этом читайте ниже.
[ Скрыть ]
Основные характеристики автомобильной АКБ
Основные типоразмеры АКБ, вес, расшифровка, цвет, таблица электролитов, ГОСТ — все эти моменты будут оговорены ниже. На сегодняшний день аккумуляторы для транспортных средств, использующиеся на территории РФ, должны соответствовать международному стандарту.
Для того, чтобы обеспечить оптимальную эксплуатация АКБ и всего оборудования транспортного средства, устройство должно соответствовать размерам, а также техническим характеристикам авто:
- В первую очередь, это полярность. Данная характеристика по ГОСТ определяет нахождение минусового и плюсового контактов АКБ. Посмотрев на батарею с той стороны, к которой контакты расположены ближе, можно понять, что полярность прямая, если плюсовой контакт расположен слева, а минусовой, соответственно, справа. Если же плюсовой контакт расположен справа, а минусовой — слева, то полярность устройства по ГОСТ обратная.
- Размеры. Что касается размеров длины и высоты по ГОСТ, то они могут быть больше стандартных, если такие размеры допускают габариты места для установки батареи. Размер ширины АКБ авто всегда должен соответствовать стандартному ГОСТ. В этом случае размер очень важен, так как АКБ фиксируется в автомобиле на боковые выступы.
- Показатель номинальной емкости по ГОСТ — это объем электролита, который может отдавать сам аккумулятор в результате двадцати-часового разряда током.
- Показатель резервной емкости. Этот параметр по ГОСТ обозначает время разряда в мин на 100% заряженной батареи. В данном случае температура электролита составляет 25 градусов. Следует отметить, что по отечественному стандарту параметры номинальной и резервной емкости определяются в результате помещения АКБ в емкость с водой температурой от 23 до 27 градусов. Численно показатель резервной емкости выше номинального примерно в 1.63 раза по ГОСТ — к примеру, если емкость АКБ автомобиля составляет 55 Ач, то резервная емкость будет равна 90 минутам. Это обозначает время, на протяжении которого на 100% заряженный аккумулятор сможет обеспечить энергией самые важные потребители, необходимые для эксплуатации авто в случае выхода из строя генератора.
- Еще один параметр ГОСТ — ток холодной прокрутки. Этот параметр обозначает ток разряда, который сможет отдать АКБ на протяжении 10 секунд. Уровень напряжения в этом случае должен быть не менее 7.5 вольт, а температура электролита может быть не меньше 18 градусов. Чем данный показатель будет больше, тем лучше вы сможете заводить мотор в период холодов. Следует отметить, что при слишком большой нагрузке на стартер его срок эксплуатации может снизиться. Данный параметр может быть разным — здесь все зависит от метода измерения. Приблизительные показатели тока холодной прокрути приведены в таблице ниже.
Общие требования маркирования аккумуляторов
Необходимо учитывать, что маркировка автомобильных аккумуляторов и расшифровка обозначение, будь то свинцовые или другие устройства, может и будет отличаться в зависимости от изготовителя. Как известно, для разных транспортных средств производятся разные батареи, здесь речь идет не только о размерах, но и основных свойствах. В разных государствах мира принимаются собственные требования к маркировке и расшифровке обозначений, то есть сколько производителей — столько и маркировок. Но есть некоторые обязательные условия к маркировке АКБ и расшифровке обозначений, которые описываются в нескольких стандартах.
Сколько бы ни было в мире производителей батарей, все они пытаются отметить на корпусе своего товара все нужные данные:
- Название компании и ее фирменное обозначение.
- Характеристики обозначения номинального напряжения батареи.
- Характеристика обозначения уровня емкости АКБ
- Тип АКБ. В этом случае тип устройства может быть отмечен по одному либо нескольким стандартам.
- Число банок, расположенных в свинцовой АКБ.
- Обозначения полярности выходов свинцовой батареи.
- Дату, когда АКБ был выпущен.
- Другие предупреждающие знаки. Сколько их может быть — зависит от производителя. Как правило, это значки, определяющие правила использования и транспортировки устройства.
Обозначение российских устройств
Маркировка аккумуляторов, выпущенных в России, будь то свинцовые или другие АКБ, производится в соответствии с принятым стандартом 959-91.
В обозначении батареи отмечаются буквы А, Б, С и Д, их расшифровка следующая:
- А — обозначает число банок устройства для питания автомобиля. Принято считать, что одна банка батареи дает около двух вольт. Цифра 6 обозначает, что в устройстве находится шесть банок, каждая из которых дает по два вольта, то есть в общей сложности 12 вольт;
- Б — так обозначается тип батареи. Символы СТ обозначают, что перед вам стартерный аккумулятор;
- С — параметр номинальной общей емкости устройства, расшифровывающийся в ампер-часах. Если после С идет цифра 60, то это значит, что емкость батареи составляет 60 ампер-часов, если 65 — соответственно, 65 Ач;
- Д — способ производства аккумулятора, а также материал, который использовался для его выпуска.
Что касается буквы Д, то чтобы правильно определить тип батареи, следует использовать следующую расшифровку:
- А. Обозначает, что устройство оснащено общей крышкой;
- З. Свидетельствует о том, что свинцовая батарея заряжена на 100%;
- Э. Эта буква говорит о том, что корпус батареи произведен из эбонита;
- Т. Расшифровка этого символа свидетельствует о том, что корпус аккумулятора произведен из термопластичного материала;
- М. Для производства прибора на заводе применялся мипласт;
- П. При изготовлении устройства применялись полиэтиленовые сепараторы.
Маркировка европейских аккумуляторных батарей
Что касается продукции, выпускаемой в странах Европы, то он в целом соответствует ГОСТу DIN. По этому стандарту свинцовые устройства маркируются пятью цифрами. Также европейские производители могут использовать еще один стандарт — ETN, состоящий из девяти цифр для обозначения батарей.
Начнем с пятизначного обозначения характеристик приборов и их расшифровки:
- Три символа, которые идут вначале, определяют параметр емкости аккумулятора. Чтобы правильно вычислить этот параметр, необходимо от трехзначного числа отнять 500 — это и будет емкость.
- Два крайних символа указывают, к какому типу относится аккумулятор.
Что касается непосредственно типа, то по стандарту он может шифровать в себе:
- метод, по которому был произведен прибор;
- вариант исполнения, а также габариты клемм, предназначенных для подключения;
- вид компонентов фиксации аккумулятора, а также компонентов для транспортировки;
- показатель вибропрочности;
- способ отвода газов внутри конструкции устройства (автор видео — Рамиль Абдуллин).
Если обозначение на корпусе девятизначное, то его расшифровка осуществляется в соответствии с приведенной ниже информацией:
- Первый символ отмечает диапазон обозначения параметра емкости устройства.
- Следующие два символа обозначают уровень емкости аккумулятора внутри диапазона. Необходимо отметить, что если первый символ — это 6, то для получения точной расшифровки необходимо прибавить еще 100 ампер-часов, если 7 — то прибавляется 200 Ач.
- Следующие три цифры — 4, 5 и 6 по счету — это символы определяющие способ конструктивного исполнения. Также по этим цифрам осуществляется расшифровка материалов, которые применялись для производства.
- Крайние три символа, идущие в коде, обозначают параметр, равные 1/10 от показателя тока холодной прокрутки.
Необходимо учитывать, что на АКБ европейского качества могут отмечаться и другие варианты маркировки. Ниже приведена таблица, которая позволит правильно осуществить расшифровку.
Символы | Обозначение |
12 В | Уровень напряжения АКБ — 12 вольт. |
60 Ач | 60 ампер-часов — показатель емкости прибора. |
R.C. 60 min | Показатель резервной емкости составляет 1 час. |
LOAD TEST 200 | Это значит, что устройство может выдержать недолговременную нагрузку в 200 Ампер для запуска мотора авто. |
CCA | Таким образом отмечается показатель максимального уровня тока запуска мотора в условиях отрицательных температур. |
BCI | Эти символы обозначают максимальный ток холодного запуска. |
IEC | Обозначает уровень максимального тока при холодном старте мотора. Показатель измеряется по стандарту International Electrotechnical Commission. |
DIN | Эти символы обозначают максимальный ток при холодном пуске по Deutche Industri Normen. |
При выборе аккумулятора руководствуйтесь тем, что рекомендует завод-изготовитель вашего авто.
Видео «Как осуществляется маркировка продукции на производстве»
На видео ниже представлен процесс маркировки прибора в заводских условиях (автор видео — Петр Куликовских).
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.