Время рассмотрения жалобы в фас. Порядок обжалования
Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства
1. В соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:
1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:
а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
в) незаконного отказа в приеме документов, заявлений;
г) предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
3) на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее - организация, осуществляющая эксплуатацию сетей), предусмотренные подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящей части, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
5. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
5.1. Обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
6. Жалоба на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (далее - жалоба), подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
3) указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена (указанная информация не представляется при обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей);
(см. текст в предыдущей редакции)
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, а также соответствующие доводы;
(см. текст в предыдущей редакции)
5) перечень прилагаемых к жалобе документов.
7. Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.
8. Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.
9. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
(см. текст в предыдущей редакции)
5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
10. Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.
11. В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
13. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6 настоящей статьи. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.
(см. текст в предыдущей редакции)
14.1. Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.
15. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.
15.1. Уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу письменное обоснование законности принятого акта и (или) совершенного действия (бездействия) с указанием положений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия такого акта и (или) совершения такого действия (бездействия).
15.2. Антимонопольный орган в случае необходимости направляет организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, заявителю запрос о представлении иных сведений и документов для рассмотрения жалобы. Запрос о представлении иных сведений и документов направляется в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи. Запрашиваемые сведения и документы должны быть представлены в антимонопольный орган до рассмотрения жалобы по существу.
16. Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
17. При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
(см. текст в предыдущей редакции)
19. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
20. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного
25. Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме (далее в настоящей статье, а также в пункте 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона - организатор продажи), при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в порядке, установленном настоящей статьей, с учетом следующих особенностей:
1) обжалование действий (бездействия) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи в антимонопольный орган допускается в течение пяти рабочих дней со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения либо продажи без объявления цены) либо в течение пяти рабочих дней со дня размещения на данном сайте или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола об итогах проведения продажи подлежащего приватизации имущества;
2) жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается антимонопольным органом в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы;
3) в случае, если жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается до даты окончания подачи заявок на участие в торгах (заявок на участие в продаже при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены), комиссия антимонопольного органа не вправе принять решение о выдаче предписания;
4) жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи, связанные с признанием претендентов участниками торгов (участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены) или с отказом в таком признании, не может быть подана по истечении пяти рабочих дней со дня размещения на указанном в пункте 1 настоящей части официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или, если размещение на сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены).
Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ УФАС обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы и уведомить участника размещения заказа, подавшего жалобу, лиц, направивших возражение на жалобу, о результатах такого рассмотрения.
Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ УФАС обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы и уведомить участника размещения заказа, подавшего жалобу, лиц, направивших возражение на жалобу, о результатах такого рассмотрения. Согласно п. 3.18. Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 после подачи жалобы на действия (бездействие) Заказчика, оператора электронной площадки контролирующий орган в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещает на официальном сайте текст жалобы, а также сообщает заявителю и Заказчику, оператору электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте, дате и времени рассмотрения такой жалобы. П. 3.36. Решение Комиссии подлежит немедленному оглашению по окончании рассмотрения жалобы по существу. При этом оглашается только его резолютивная часть. П. 3.37. В случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, Комиссия выдает предписание об устранении таких нарушений. П. 3.38. Предписание подлежит исполнению в срок, установленный таким предписанием. П. 3.40. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня рассмотрения жалобы. Контролирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения обязан разместить текст решения на официальном сайте. Предоставить объективный ответ о причинах пропуска УФАСами сроков исполнения государственной услуги не представляется возможным.
(ФАС) - это орган исполнительной власти, в функции которого входят контроль и надзор за следованием закону о конкуренции на рынках разного уровня, в том числе и финансового. Далее будут рассматриваться функционал, правила и требования обращения в ФАС, механизм действия.
До Федеральной антимонопольной службы был Государственный комитет РСФСР, который занимался антимонопольной политикой и поддерживал создание новых экономических структур. Число сотрудников тогда достигало 150 человек. 22 сентября 1998 года был сформирован новый комитет, который действует по сей день. Численность аппарата составляет 1189 человек, а в региональных штабах - до 2315 человек.
Что же входит в основные функции службы?
1. Ведение контроля над соблюдением также включающее в себя рынок электроэнергии, контроль за использованием земли и всех видов природных ресурсов.
2. Ведение надзора и контроля над следованием законодательству по естественным монополиям.
3. Ведение надзора и контроля над правильным исполнением закона о рекламе.
4. Ведение надзора и контроля за сферой закупок товаров, работ и различных услуг, обеспечивающих государственные и муниципальные нужды.
5. Осуществление надзора по соблюдению законодательства при государственных оборонных заказах.
6. Надзор над правильным исполнением и соблюдением норм законодательства при поступлении иностранного инвестиционного капитала в хозяйственные общества, которые являются стратегически важными и обеспечивают оборону страны, в том числе безопасность государства.
Основные причины подачи жалоб
Чаще всего недовольство, которое привело к необходимости жаловаться, спровоцировано:
- Определенными неправомерными действиями конкурентов, ограничивающими права.
- Неправомерными действиями заказчика, не соответствующими законодательству в государственном и коммерческом заказе (отклонили заявку на тендер, уклонились от подписания контракта, аукционная документация не соответствует требованиям закона).
- Неправомерными действиями госорганов и центра сертификации и экспертизы.
- Иными нарушениями, не имеющими отношения к проведению тендера.
Способ подачи жалоб
Федеральная налоговая служба России, а также ее региональные органы могут возбудить дело о противозаконных действиях по заявлению физического или юридического лица, по данным правоохранительных органов, по материалам СМИ или же по собственной инициативе при обнаружении нарушений после проведения служебной проверки.
Жалоба в ФАС, подготовка, сроки подачи и рассмотрения и другие важные аспекты регулируются законодательно.
Жалобу подают на русском языке, при этом она должна подкрепляться доказательной базой о правонарушениях с приложением всех необходимых документов и содержащейся в ней соответствующей информации для возбуждения дела. Обычно жалоба подается в письменном виде, также есть возможность подачи в электронном формате при условии наличия у уполномоченного лица электронной подписи (ЭЦП), с помощью которой он может подписать такое заявление. Далее речь пойдет о самой жалобе в ФАС, сроках подачи и рассмотрения.
Правила подачи жалобы в ФАС
Они следующие:
Необходимо указать наименование, адрес почтовый, номер телефона лица или органа, на который подается жалоба.
Нужно указать Ф.И.О., а также информацию о месте проживания для физического лица или наименование организации, а также место и дату регистрации юридического лица, которое готовится подать жалобу. Следует также указать данные о почтовом и электронном адресе, номер контактного телефона и при наличии - факса.
Заказ, который был размещен. Исключением в данной ситуации является обжалование действий или бездействий оператора электронной площадки.
Указать все доводы, обосновать подаваемую жалобу.
Приложить весь перечень необходимых документов.
Всю информацию о том, как подать жалобу в ФАС, включают в госреест ЕИС (единая информационная система), к которой имеют доступ все участники процесса.
Возможные сроки подачи жалобы
Существуют строгие сроки рассмотрения жалобы в ФАС. Даже при наличии полной доказательной базы всех необходимых документов в рассмотрении жалобы могут отказать, если заявление отправлено несвоевременно.
Жалоба в ФАС подается не позднее 10 (десяти) дней, которые отсчитываются с момента размещения на главном сайте протокола рассмотрения заявки либо оценки при сопоставлении заявок для участия в конкурсе, при условии, что это конкурс. Также это может быть протокол аукциона, при условии, что это открытый аукцион, или, когда конкурс либо аукцион признаются несостоявшимися, соответствующий протокол.
Отдельные случаи
Если это закрытый конкурс или аукцион, срок рассмотрения жалобы в ФАС - не позднее 7 (семи) дней, которые отсчитываются с момента размещения протокола аукциона или конкурса на официальном сайте.
Когда жалобу подают в связи с действием или бездействием оператора торговой площадки, который связан с аккредитацией участника в размещенном заказе на данной площадке, тогда она подается в течение 30 (тридцати) дней со дня совершения действия или бездействия
Когда обжалуют действия, случившиеся после вскрытия конверта (как пример - при запросе котировок), отправителем жалобы может выступать только участник, подавший заявку.
Сроки рассмотрения
Со дня подачи срок рассмотрения жалобы в ФАС - в течение двух рабочих дней. Контрольным органом принимается решение о возврате заявления или о принятии его к рассмотрению. Итогом результата решения по заявке может быть следующее решение: необоснованная претензия, частично обоснованная или обоснованная. В случае положительного решения о принятии жалобы к дальнейшему расследованию отправляют сообщение заявителю и заказчику, в котором указывается место и время проведения. Отводится пятидневный срок рассмотрения жалоб в ФАС со дня их поступления.
Комиссия рассматривает дело в сроки, не превышающие три месяца, с момента принятия положительного решения о дальнейшем расследовании. В отдельных случаях Комиссия продлевает срок, но не более шести месяцев. Как правило, это происходит, когда антимонопольной службе требуется дополнительная информация. О том, что антимонопольная служба продлевает срок проведения проверки, заранее уведомляют лиц, участвующих в деле, путем отправки копии решения в течение трех рабочих дней. А также, при необходимости, уведомляют об этом лиц, которые привлекаются дополнительно, в качестве экспертов, переводчиков и людей, располагающих дополнительными сведениями о рассматриваемом деле.
Порядок рассмотрения
Для обеспечения условий полного и всестороннего процесса рассмотрения жалоб ФАС подключает руководителя комиссии, который и возглавляет заседание. Дело на заседании рассматривают с основными участниками процесса, а также других лиц, которых привлекли дополнительно к рассмотрению и изучению этого материала путем уведомления их о месте и времени проведения данного заседания. Такого рода уведомления антимонопольная служба может направлять и в письменном виде.
В процессе рассмотрения дела ведут протокол, и после окончания заседания его подписывает председатель комиссии. Все дела, которые ведет Федеральная Антимонопольная Служба, записываются либо стенографической записью, либо аудиозаписью, - решение остается за комиссией. Главная задача - сделать отметку в протоколе, что использовались те или иные технические средства записи во время заседания.
Вариативность решений ФАС
После рассмотрения и детального изучения, а также по истечении сроков рассмотрения жалобы в ФАС, выносится решение, в котором содержится:
Основание или отсутствие основания для прекращения дальнейшего рассмотрения дела;
Итоговое заключение о наличии или отсутствии нарушений антимонопольного законодательства в действии (бездействиях) ответчика;
Вынесение решения выдавать или не выдавать предписание с приложенным перечнем необходимых действий, которые подлежат к выполнению;
Вывод о степени необходимости принятия других мер, а именно, передавать ли дело в суд и правоохранительные органы;
Общие выводы о нарушениях антимонопольного законодательства, сделанные на основе проведенного процесса.
По итогу проведения всех мероприятий, заседаний, соблюдения сроков рассмотрения жалобы в ФАСе и вынесенных решений рассматриваемая организация выдает распоряжение ответчику по делу, куда включены следующие пункты: описываются действия, которые ответчик должен осуществить, а также сроки выполнения такого предписания.
В заключение
Основная задача ФАС России - обеспечить свободную конкуренцию, ограничить монополистическую деятельность на всей территории государства. Деятельность Антимонопольной службы направлена на улучшение товарных и финансовых рынков путем пресечения поведения, противоречащего здоровой конкуренции, доминирующего положения одних над другими, «картельных сговоров». Также предпринимать действия, направленные на предотвращение антиконкурентного вмешательства в процесс функционирования рынков органов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, работа службы направлена на улучшение, укрепление и здоровое развитие рыночной системы и экономики государства в целом.
Обжалование результатов размещения — обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведения закупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.
На что и когда жаловаться
Участник может подать жалобу в ФАС только в указанные сроки, и пока не подписан контракт. Иначе действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в суде.
Аккредитация
Жалоба на оператора площадки:
- на необоснованное отклонение заявки на акредитацию,
- на несоблюдение сроков аккредитации.
Размещение извещения
Жалоба на заказчика:
- На положения документации.
Например, если формулировки затрудняют или делают невозможной подачу заявки, соответствующей всем требованиям; - На содержание проекта контракта в документации.
Например, на нереальные сроки выполнения работ, чтобы участвовать решились только «свои» поставщики.
Жалобу может подать любой до окончания срока подачи заявок.
Рассмотрение заявки
Жалоба на заказчика:
- На необоснованное отклонение заявки.
- На содержание протоколов заседаний комиссии.
- На сговор заказчика с победителем, если есть доказательства.
Например, когда несколько организаций подали заявки на одну закупку и принадлежат одному лицу.
Жалобу может подать только участник в течение 10 дней с момента публикации протокола закупки.
Проведение электронной закупки
Жалоба на оператора площадки:
- на «зависание» площадки во время проведения процедуры,
- на несвоевременную публикацию документов,
- на неточности в протоколах.
Жалобу может подать только участник в течение 30 дней со дня обжалуемых действий.
Куда жаловаться
На заказчика по 44-ФЗ — в территориальное отделение ФАС (УФАС).
На действия оператора ЭТП — в федеральное отделение ФАС.
Если вы ошибетесь и подадите жалобу не в тот территориальный орган, вашу жалобу в течение одного рабочего дня передадут в нужное территориальное управление ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 № 727/14).
Если контракт уже подписан или вы недовольны решением ФАС, .
Как подать жалобу
Прежде, чем подать жалобу:
- На этапе подачи заявки можно запросить у заказчика разъяснения любого пункта закупочной документации. Возможно, этого будет достаточно, чтобы урегулировать споры.
- Убедитесь, что другой участник закупки не успел подать жалобу на эти же действия заказчика или ЭТП, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.
Оформление жалобы
Жалоба должна содержать:
- Лица, на которые подается жалоба (заказчик, оператор площадки, уполномоченный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, телефон.
- Заявитель : наименование и место нахождения для ЮЛ, ФИО и место жительства для ФЛ, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс.
- Номер закупки, наименование и способ отбора , е сли жалоба связана с закупкой.
- Обжалуемые действия, доводы и доказательства жалобы .
- Полный перечень документов , прилагаемых к жалобе.
При составлении жалобы придерживайтесь требований п.8 ст.105 44-ФЗ.
В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика. Например:
- отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения),
- отменить протокол рассмотрения заявок,
- приостановить заключение контракта с выигравшим участником.
Подача жалобы в УФАС или ФАС
Есть несколько способов доставки:
- почтовым отправлением,
- доставка заявителем лично,
- доставка курьером под расписку,
- в некоторые УФАС заявление можно послать на электронную почту, подписав квалифицированной электронной подписью. Адрес почты лучше уточнить по телефону. А после отправки выясните, получен ли документ и какой номер ему присвоен.
Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).
Совет. ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение. Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.
Решение по жалобе
В течение двух рабочих дней комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту или номеру жалобы, а также номеру извещения о закупке.
Реестр жалоб — размещенные на официальном сайте обращения в государственный, общественный или международный орган по вопросам нарушения в области госзакупок.
Жалоба не принята
Причины отклонения:
- жалоба не соответствует установленным в 44-ФЗ требованиям,
- не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами,
- истекли установленные сроки подачи жалобы,
- по жалобе уже принято решение суда или контрольного органа (если ее раньше вас подал другой участник закупки).
Участник может подать повторную жалобу, устранив нарушения в ее содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.
Жалоба принята и признана обоснованной
На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:
- внести изменения в закупочную документацию,
- отменить протокол подведения итогов,
- аннулировать результаты конкурсной процедуры.
Иногда предписание не выдается. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.
Жалоба принята и признана необоснованной
Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.
Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в ФАС, лучше сконцентрируйтесь на участии в другой закупке и у другого заказчика.
Обращаться ли в суд?
Обращайтесь в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары.
Если вы хотите побороться за заключение контракта, то будьте готовы к тому, что судебный процесс длится долго. Возможно оно того не стоит.
Чтобы безошибочно составить жалобу в ФАС ознакомьтесь со статьей Как правильно подать жалобу в ФАС .
Из предыдущей статьи мы узнали, что в жалобе необходимо указывать:
- Наименование, почтовый адрес, место нахождения, контактный номер телефона заказчика или соответствующего органа, на который подается жалоба в ФАС
- Имя, фамилию, отчество и сведения о проживании — для физ. лица или полное наименование, сведения о месте регистрации — для юр. лица — участника размещения заказа, готовящегося подать жалобу, а также почтовый и электронной адрес почты, контактный номер телефона и факса
- Размещенный заказ, за исключением случая обжалования действия или бездействия оператора электронной торговой площадки
- Действия или бездействия, доводы жалобы, а также документы, действительно подтверждающие обоснованность доводов подаваемой жалобы
- Полный перечень прилагаемых документов
Срок подачи жалобы в ФАС
Несмотря на полноту сведений, жалоба не будет рассмотрена, если подана не вовремя.
Жалобу в ФАС нужно подать не позднее 10 дней, отсчитывая со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения заявок или оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе , если это конкурс; протокола аукциона , если это открытый аукцион, либо, если конкурс или аукцион признан несостоявшимся — соответствующего протокола.
В случае закрытого конкурса/аукциона жалобу в ФАС необходимо подавать не позднее 7 дней, отсчитывая со дня размещения протокола конкурса/аукциона на официальном сайте .
Если жалоба связана с действиями (бездействием) оператора электронной площадки, связанного с аккредитацией участника размещения заказа на этой площадке, то она подается в порядке в срок — 30 дней с момента совершения действий (бездействия).
В случае обжалования действий, случившихся после вскрытия конвертов (например, в случае запроса котировок), заявителем жалобы может являться только участник, который подавал заявку.
Жалоба в ФАС подается письменно или с использованием связи факсимильного типа. В ФАС можно подать жалобу по электронной почте, подписав ее ЭЦП . Однако если ее вовремя не зарегистрируют, то возникнет проблема, поэтому лучше отвезти и передать жалобу в бумажном виде.
Сроки рассмотрения жалобы в ФАС
В течение 2 рабочих дней заказчику и заявителю направляются сообщение, в котором указано время и место рассмотрения его жалобы. Федеральная Антимонопольная Служба рассматривает жалобу в срок не превышающий пятидневный, отсчитывая от следующего дня, когда поступила жалоба.
Решение формируется в полном объеме за 3 рабочих дня после оглашения резолютивной части.