Военный обратиться в военный суд. Постановление Пленума Верховного Суда "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" — Российская газета
Военнослужащий вправе обратиться в суд по месту своего жительства, или по месту нахождения административного ответчика, а если ответчиков несколько – выбрать суд по своему усмотрению
Как правило, при оспаривании незаконного увольнения военнослужащего, и/или незаконного исключения из списков личного состава части, имеются два ответчика, которые могут располагаться на значительном расстоянии друг от друга и находится в юрисдикции разных гарнизонных военных судов. Соответственно, военнослужащий вправе подать административный иск в любой их этих судов. Кроме того, уже уволенные военнослужащие могут уехать к своему месту жительства, отличному от места службы. И в этом случае военнослужащий (уволенный гражданин) также вправе обращаться как в суд по месту нахождения административных ответчиков, так и в суд по своему месту жительства (в таких случаях бывает, что выбор есть между тремя разными судами).
Аналогичные ситуации часто возникают и в жилищных спорах. У военнослужащих министерства обороны это возможно в том случае, когда решения, которые обжалуются, принимаются как региональными жилищными управлениями, так и их филиалами, а также в случаях, когда в принятии решения принимают участие командиры воинских частей (например, в вопросах о регистрации по адресу воинской части или при спорах о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
У военнослужащих других министерств и ведомств, в которых по закону предусмотрена военная служба (кроме МО РФ), решения по жилищным вопросам принимает жилищная (жилищно-бытовая) комиссия, с утверждением вышестоящей жилищной комиссией, или же решение сразу принимает центральная жилищная комиссия, расположенная, как правило, в городе Москве. И здесь возникает похожая ситуация, когда военнослужащий может выбрать, в какой суд можно обратиться: по месту службы, или по месту нахождения центральной жилищной комиссии.
Право выбора суда – это очень значимое право, и важно уметь им пользоваться. Работа военного адвоката часто начинается с определения подсудности и выбора суда. В практике автора был случай, когда военнослужащий подавал два разных иска (но с одной целью), и было принято решение подавать их одновременно, но в разные суды, что (в том числе) принесло желаемый результат.
Однако право выбора суда предоставляется только до подачи административного иска . После того, как иск уже подан, изменить территориальную подсудность нельзя.
Автор постоянно следит за судебной практикой вышестоящих судов – Северо-Кавказского окружного военного суда (СКОВС), и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ. Вот какое любопытное дело рассматривалось в СКОВС. Военнослужащий и адвокат не согласовали между собой выбор суда, и административный иск был подан по месту нахождения административных ответчиков. Определение суда иск был принят с соблюдением правил подсудности . Впоследствии уволенный гражданин посчитал, что рассмотрение дела по его месту жительства будет для него более удобным и обратился с заявлением о передаче дела по подсудности в суд по месту жительства.
В соответствии с частью 1 статьи 27 КАС РФ,
Административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.
- административный ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;
- при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
- после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными. Передача административного дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.
В результате СКОВС указал:
«То обстоятельство, что между О. и Б. не было заранее согласовано, в какой суд, по месту его жительства или по месту нахождения воинских должностных лиц, действия которых оспаривались, будет подано заявление, не может свидетельствовать о нарушении судом правил подсудности, так как этот вопрос должен быть разрешен между заявителем и его представителем при оформлении доверенности и составлении подаваемого в суд заявления».
Эту статью прочитали: 3 799 визитов сегодня: 1
Warning : Missing argument 2 for apply_filters(), called in /home/legala/public_html/сайт/blog/wp-content/plugins/wp-postratings/wp-postratings.php on line 100 and defined in on line 176
Warning : Missing argument 2 for apply_filters(), called in /home/legala/public_html/сайт/blog/wp-content/plugins/wp-postratings/wp-postratings.php on line 1248 and defined in /home/legala/public_html/сайт/blog/wp-includes/plugin.php on line 176
Каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Законом РФ от 27.04.1993 г. N 4866-1 установлено, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 14.02.2000 г. N 9 разъяснил, что в соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ, статьей 25 и частью 3 статьи 254 ГПК РФ военным судам, за исключением дел, отнесенных к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, подсудны все гражданские дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Иным судам общей юрисдикции и мировым судьям такие дела не подсудны.
Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и заявлениям граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и заявлениям граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).
В соответствии с положениями ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Он вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявление подается в суд по подсудности, установленной ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
В заявлении должно быть указано:
- наименование военного суда, в который подается заявление;
- фамилия, имя, отчество заявителя, его место службы, должность, воинское звание, местожительство;
- наименование органа военного управления, место его нахождения, или фамилия, имя, отчество, должность и воинское звание лица, действия которых обжалуются;
- какие действия органа военного управления или воинского должностного лица обжалуются и время их совершения;
- какие конкретно права и свободы военнослужащего нарушены этими действиями (решениями);
- подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ;
- требования заявителя;
- перечень прилагаемых к жалобе документов, в том числе письменные ответы органа военного управления или воинского должностного лица, в связи с действиями которых подана жалоба.
Заявление подписывается военнослужащим или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в военный суд.
Подача заявления облагается государственной пошлиной, размер которой в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составляет 100 руб.
Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Заявление рассматривается судом в течение десяти дней. Неявка в судебное заседание сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Если же суд установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий, то в удовлетворении заявления отказывается.
Постановлением Правительства РФ от 06.06.2005 г. N 352 "О порядке осуществления расходов военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы" установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее - военнослужащие), за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы, уплачивают государственную пошлину в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Возмещение военнослужащим расходов по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы, осуществляется воинскими частями, в которых военнослужащие проходят военную службу. Порядок возмещения военнослужащим указанных расходов устанавливается руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
По данному вопросу изданы:
- приказ ФСО РФ от 23.01.2006 г. N 29 "О Порядке возмещения расходов военнослужащим федеральных органов государственной охраны, проходящим военную службу по призыву, по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы";
- приказ ГУСП от 25.11.2005 г. N 35 "Об утверждении Инструкции о порядке возмещения военнослужащим, проходящим военную Службу по призыву в Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, расходов по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной Службы";
- приказ МВД РФ от 04.10.2005 г. N 808 "О порядке возмещения расходов по уплате государственной пошлины и осуществления выплат юридическим консультациям и коллегиям адвокатов во внутренних войсках МВД России";
- приказ Министра обороны РФ от 26.09.2005 г. N 390 "Об утверждении Инструкции о порядке возмещения военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, расходов по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы".
В целом, приказы идентичны по содержанию.
Возмещение расходов по уплате государственной пошлины осуществляется на основании письменного рапорта военнослужащего и решения командира воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.
К письменному рапорту военнослужащего прилагаются:
- копия жалобы (заявления) в суд;
- копия квитанции установленной формы, подтверждающей факт уплаты военнослужащим государственной пошлины.
На основании представленных документов издается приказ командира о возмещении военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, понесенных расходов. Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные военнослужащими, возмещаются (выплачиваются) им одновременно с выдачей денежного довольствия за очередной месяц.
2. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также гл. 6 ДУ ВС РФ военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других военнослужащих, нарушение установленных законами Российской Федерации прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.
Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей. Он имеет право:
- представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим обращение (предложение, заявление или жалобу);
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения (предложения, заявления или жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения (предложения, заявления или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов;
- обращаться с жалобой на принятое по обращению (предложению, заявлению или жалобе) решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (предложения, заявления или жалобы) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (предложения, заявления или жалобы).
Запрещается кому-либо препятствовать подаче обращения (предложения, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник), так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности.
Все обращения (предложения, заявления или жалобы) подлежат обязательному рассмотрению в срок до 30 суток со дня регистрации. Обращения (предложения, заявления или жалобы), поступившие в воинскую часть, в срок не более трех суток регистрируются в Книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) воинской части и в обязательном порядке докладываются командиру воинской части и (или) соответствующему должностному лицу.
В исключительных случаях, а также когда для разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, срок разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) может быть продлен командиром воинской части, но не более чем на 30 суток, с уведомлением об этом военнослужащего, подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу).
При рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы) не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений, касающихся частной жизни военнослужащего, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении (предложении, заявлении или жалобе), направление этого обращения (предложения, заявления или жалобы) в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в нем вопросов.
149. Обращения военнослужащих являются важным средством осуществления защиты прав, свобод и законных интересов личности.
Виды обращений:
1) предложение – рекомендация лица по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
2) заявление (рапорт) – ходатайство (просьба) лица о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатков в работе субъектов, рассматривающих обращения, должностных лиц, либо критика их деятельности;
3) жалоба – требование лица о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов, об устранении неправомерных действий или бездействия должностных лиц, а также отмене незаконных решений субъектов;
4) отклик – выражение лицом своего отношения к проводимой государством внутренней и внешней политике, а также к событиям и явлениям общественного характера;
5) запрос – просьба лица о предоставлении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера.
Анонимное обращение – обращение, по которому невозможно установить авторство, отсутствует подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя. Анонимное обращение, а также обращение, в котором не изложена суть вопроса, не подлежат рассмотрению. Анонимное обращение, в котором содержатся сведения о готовящихся или совершенных преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, подлежит немедленному перенаправлению в государственные органы, в соответствии с их компетенцией.
150. Каждый военнослужащий в целях защиты своих прав и законных интересов, а также защиты прав и законных интересов других граждан и организаций, общества или государства вправе обращаться лично или уполномочивать другое лицо на обращение к командирам (начальникам) и другим должностным лицам, в органы государственного и военного управления, правоохранительные органы, суд.
151. Обращения могут быть письменными, устными либо в форме электронного документа. Письменное обращение подписывается заявителем. Обращение в форме электронного документа должно быть заверено цифровой подписью.
В обращении военнослужащего указывается его фамилия, имя, почтовый адрес и дата.
При подаче жалобы указываются должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования.
Заявителю, непосредственно обратившемуся письменно к командиру (начальнику) или в органы военного управления, выдается талон с указанием даты и времени, фамилии и инициалов лица, принявшего обращение.
152. Военнослужащий, подавший обращение, имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы в подтверждение своего обращения, либо просить об их истребовании;
2) изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;
3) ознакомиться с материалами, связанными с рассмотрением его обращения, участвовать в рассмотрении обращения, если это не нарушает права, свободы других лиц;
4) получить мотивированный ответ о принятом решении письменно или в устной форме при обращении заявителя устно;
5) требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений;
6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц либо решение, принятое по обращению;
7) обращаться с ходатайством о прекращении рассмотрения обращения.
153. Военнослужащим обращение в виде жалобы запрещается подавать на боевой службе, боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.
154. Запрещается препятствовать подаче обращений военнослужащими в виде жалобы и подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению их прав по службе.
Виновный в этом командир (начальник), так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.
155. На опросе военнослужащих обращение в виде жалобы может быть заявлено устно или подано письменно непосредственно лицу, производящему опрос.
Военнослужащие, отсутствовавшие по какой-либо причине на опросе, могут обращаться в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.
156. Все органы военного управления и командиры (начальники) имеют право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимую для рассмотрения обращений информацию;
2) обращаться в суд о взыскании расходов, понесенных в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения.
157. Органы военного управления икомандиры (начальники) обязаны:
1) принимать и рассматривать обращения военнослужащих, физических и юридических лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством;
2) принимать законные и обоснованные решения;
3) обеспечить контроль за исполнением принятых решений;
4) сообщать военнослужащим и другим лицам о принятых решениях;
5) пресекать преследования военнослужащих, членов их семей в связи с подачей обращения;
6) не направлять жалобы органам военного управления, командирам (начальникам) и другим должностным лицам, действия которых обжалуются;
7) исключать случаи возложения проверок на лиц, в отношении которых имеются основания полагать, что они не заинтересованы в объективном решении вопроса;
8) не допускать действий во вред лицу, подавшему обращение, или в интересах которого оно было подано;
9) не разглашать сведения о личной жизни военнослужащих без их согласия или сведения, составляющие государственные секреты либо иную охраняемую законом тайну, не допускать установления данных о военнослужащих, не относящихся к обращению;
10) анализировать и обобщать обращения, содержащиеся в них критические замечания, изучать общественное мнение в целях совершенствования работы и устранения причин, порождающих жалобы;
11) систематически проверять состояние работы по рассмотрению обращений;
12) предоставлять информацию в вышестоящий орган военного управления о количестве поступивших, рассмотренных обращений и результатах их рассмотрения.
158. Командир (начальник) несет личную ответственность за своевременное рассмотрение поступивших обращений и принятие по ним мер.
Обращение рассматривается в течение пятнадцати календарных дней, а в случае, когда для его рассмотрения требуется получение дополнительной информации, либо проверка с выездом на место – в течение тридцати календарных дней со дня поступления должностному лицу.
В исключительных случаях, если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней, при этом срок рассмотрения обращения продлевается командиром воинской части (начальником).
159. Обращения, поступившие в органы военного управления, командиру (начальнику) или другому должностному лицу, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее трех рабочих дней направляются соответствующим органам с сообщением об этом заявителю.
160. Ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или на языке обращения со ссылкой на законодательство, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением их права на обжалование принятого решения.
161. Жалоба на действия (бездействие) командиров (начальников) и других должностных лиц, а также на решения органов военного управления подается вышестоящему должностному лицу или органу военного управления в порядке подчиненности не позднее трех месяцев с момента, когда лицу, подавшему жалобу, стало известно о совершении действия либо о принятии решения соответствующим органом военного управления или должностным лицом.
При несогласии заявителя с принятым решением заявление может быть подано в суд.
162. Обращение военнослужащего считается разрешенным, когда рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы обратившемуся военнослужащему.
Отказ в удовлетворении обращений военнослужащих доводится до сведения обратившегося со ссылкой на законодательство или общевоинские уставы, с указанием мотивов отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.
163. Командиры воинских частей обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению поступивших обращений и принятию решений по ним, для чего в приказе на новый учебный период назначается комиссия. По итогам проверки составляется акт.
164. Делопроизводство по обращениям военнослужащих и других физических лиц, а также делопроизводство по обращениям юридических лиц ведутся отдельно от других видов делопроизводства в порядке, установленном законодательством.
165. Ответственность за организацию работы с обращениями военнослужащих и иных граждан, состояние делопроизводства несут командир воинской части, начальник штаба и заместитель по воспитательной и социально-правовой работе. Обязанности должностных лиц, ответственных за состояние работы по рассмотрению обращений военнослужащих и иных граждан, определяются приказом командира воинской части.
166. Обращения, поступающие командирам подразделений, подлежат передаче в штаб воинской части для учета и рассмотрения установленным порядком. Все обращения военнослужащих в день их поступления заносятся в книгу регистрации обращений (приложение 5), которая ведется и хранится в штабе каждой воинской части. Отказ в приеме обращения запрещается.
167. Командир воинской части и его заместители обязаны проводить личный прием военнослужащих, членов их семей и иных граждан, а также представителей организаций не реже одного раза в месяц, согласно графику приема, утвержденному командиром части.
Прием должен проводиться в установленные и доведенные до сведения военнослужащих, членов их семей и иных граждан дни и часы по месту службы.
Если обращение не может быть разрешено должностным лицом во время приема, оно излагается в письменной форме и с ним ведется работа как с письменным обращением.
168. Должностным лицам запрещается передавать обращения, поступившие от имени военнослужащего и иного гражданина, привлеченного к дисциплинарной ответственности, на рассмотрение тому командиру (начальнику), действия которого обжалуются.
____________________
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26
Существует определенный порядок подачи военнослужащими предложений, заявлений и жалоб, например, связанный с восстановлением нарушенных прав и интересов. Такой вариант защиты своих полномочий в юриспруденции называется административным. При этом военнослужащий сам решает, как будет выстраиваться его линия защиты.
Разновидности обращений
Имеются разные виды обращений, посредством которых допускается отстаивать свои права. К таковым относятся следующие:
- предложение носит характер рекомендаций по улучшению каких-то законных актов, совершенствованию той или иной области деятельности, развитию правоотношений;
- заявление или рапорт, что представляет собой просьбу о реализации прав, либо сообщение о правонарушении действующего законодательства, указание о недостатках в работе каких-либо лиц или критика их действий;
- жалоба представляет собой требование о восстановлении или защите прав, устранении незаконного бездействия (наоборот, действия лица), либо отмену принятых соответствующих решений;
- под откликом подразумевается изложение мнения по политическим аспектам или общественным вопросам;
- запрос - это просьба о предоставлении каких-либо данных.
Чаще всего отстаивание прав происходит в виде заявлений или жалоб. Для рассмотрения они не должны носить анонимный характер. Если же по обращению установить автора невозможно (нет подписи, фамилии, адреса), к тому же суть вопроса не ясна, то рассматриваться оно не будет. Если имеются четкие данные о том, что совершено или готовится преступление, то обращение обязаны в срочном порядке перенаправить в уполномоченные инстанции, где оно подлежит проверке.
Основные положения подачи обращения
Если принято решение про отказ в изложенном требовании или просьбе, об этом оповещают служащего с разъяснениями, ссылками на законы и нормы.
Решения должны быть приняты в следующие периоды:
- в ВЧ, не откладывая и не позже недельного срока;
- в управлениях и МО, не позднее 15-ти суток.
Если для принятия решения в компетенцию должностного лица воинской части входит проведение проверки, то период, предусмотренный для рассмотрения обращений, может увеличиваться, но не более чем на 15 суток. Об этом нужно сообщить заявителю.
Тот, кто рассматривает жалобу, не имеет права разглашать сведения о ее содержании, а также информацию, касающуюся частной жизни служащего, если на то не получено его собственное согласие.
Командиры ВЧ должны хотя бы раз в 3 месяца вести проверку учета письменных жалоб и заявлений, а также решений по ним. По результатам этих действий составляется отдельный акт.
Все заявления хранятся в ВЧ. Обращения, поданные устно, заносятся в специальную книгу, которая подвергается регулярной проверке. Она имеет строго определенную форму, нумерацию и крепления.
109. Военнослужащий, обнаруживший хищение или порчу военного имущества, незаконное расходование денежных средств, злоупотребления в снабжении войск, недостатки в содержании вооружения и военной техники или другие факты нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, обязан доложить об этом непосредственному начальнику, а также может направить письменное предложение по устранению этих
недостатков или заявление старшему начальнику до министра обороны Российской Федерации включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления. Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.
110. Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.
Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.
Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и своих служебных обязанностей.
111. Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:
Лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;
Знакомиться с материалами проверки по жалобе;
Представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;
Требовать возмещения ущерба в установленном законом порядке.
112. Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.
113. Запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе.
Виновный в этом командир (начальник), так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.
114. На опросе военнослужащих жалоба может быть заявлена устно или подана письменно непосредственно лицу, производящему опрос.
Военнослужащие, отсутствовавшие по какой-либо причине на опросе, могут подавать жалобы в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.
115. Предложение (заявление, жалоба) может быть изложено устно или подано в письменном виде. В последнем случае оно должно быть подписано военнослужащим с указанием фамилии, имени и отчества, а также должно содержать данные о месте его жительства или службы (учебы). Предложение (заявление, жалоба), не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
116. Командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.
Командир (начальник) обязан рассмотреть полученное предложение (заявление, жалобу) в трехдневный срок и, если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для
выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу); принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях.
Если командир (начальник), получивший предложение (заявление, жалобу), не имеет достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего заявление (жалобу), не позднее чем в пятидневный срок он направляет предложение (заявление, жалобу) по команде в установленном порядке.
117. В случаях когда предложение (заявление, жалоба) военнослужащего не содержит необходимых сведений для решения о том, куда следует направить предложение (заявление, жалобу) для рассмотрения, или когда требуются дополнительные данные или иное оформление для передачи его по команде или в соответствующее учреждение (военное образовательное учреждение профессионального образования), предложение (заявление, жалоба) немедленно возвращается военнослужащему, подавшему его, с соответствующими разъяснениями.
Запрещается пересылать заявления и жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются.
О направлении предложения (заявления, жалобы) в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется военнослужащий, подавший предложение (заявление, жалобу).
118. Предложения, заявления и жалобы считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству.
Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в предложении (заявлении, жалобе), доводится до сведения военнослужащего, подавшего его, со ссылкой на закон или воинские уставы и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.
119. Решения по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих принимаются:
В воинских частях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;
В управлениях округов, групп войск, флотов и в Министерстве обороны Российской Федерации - в срок до 15 дней со дня их поступления.
В тех случаях, когда для разрешения предложения (заявления, жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения предложения (заявления, жалобы) могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему предложение (заявление, жалобу).
120. При рассмотрении предложения (заявления, жалобы) не допускается разглашение командиром (начальником) или другим лицом, принимающим участие в его рассмотрении, сведений о личной жизни военнослужащего без его согласия.
121. Командиры воинских частей и соединений обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по
рассмотрению предложений, заявлений, жалоб и принятию решений по предложениям, заявлениям и жалобам, для чего назначается комиссия. О результатах проверки составляется акт.
122. Все предложения, заявления и жалобы в день их поступления заносятся в книгу предложений, заявлений и жалоб (приложение 4), которая ведется и хранится в каждой воинской части.
Жалобы, заявляемые на опросе военнослужащих во время инспектирования (проверки), в книгу предложений, заявлений и жалоб не заносятся.
123. В книге предложений, заявлений и жалоб делается запись решения, которое последовало по каждому предложению (заявлению, жалобе).
Книга предложений, заявлений и жалоб представляется для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: командиру воинской части - ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) - по их требованию.
Книга предложений, заявлений и жалоб должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром воинской части.
УСТАВ ГАРНИЗОННОЙ И КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ