Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги по договорам социального найма, найма, договору найма жилого помещения в бездотационном доме жилищного фонда города Москвы, найма специализированного жилого помещения жилищного фонда города Москвы включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плату за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
3) плату за коммунальные услуги.
2. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договорам социального найма, найма, договору найма жилого помещения в бездотационном доме жилищного фонда города Москвы, найма специализированного жилого помещения жилищного фонда города Москвы, относящихся к категории непригодных для проживания, не оплачивают услуги по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
3. Плата за пользование жилым помещением (плата за наем), содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги с граждан, проживающих в жилых помещениях по договорам социального найма, найма, договору найма жилого помещения в бездотационном доме жилищного фонда города Москвы, найма специализированного жилого помещения жилищного фонда города Москвы, взимается с момента заключения соответствующего договора, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.
4. При недостижении соглашения между гражданами, проживающими в жилом помещении по договорам социального найма, найма, о порядке оплаты жилого помещения и коммунальных услуг доля платежей каждого гражданина за жилое помещение и отопление определяется в судебном порядке.
5. Размеры платы за пользование жилым помещением из жилищного фонда города Москвы (платы за наем) устанавливаются в зависимости от качества, благоустройства жилого помещения, места расположения дома, имущественной и жилищной обеспеченности пользователей (нанимателей) и условий предоставления жилого помещения в соответствии с городскими жилищными программами.
6. Размеры и порядок внесения платы гражданами, проживающими в специализированных жилых помещениях жилищного фонда города Москвы, за пользование жилыми помещениями, помещениями культурно-бытового и иного назначения, мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем устанавливаются правовыми актами города Москвы и договором найма специализированного жилого помещения.
7. Граждане, признанные в установленном порядке малоимущими и занимающие жилые помещения по договору социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
Статья 74. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги по договору безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы
1. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договору безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы, обязаны осуществлять оплату:
1) услуг за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) коммунальных услуг.
2. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договору безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы, относящихся к категории непригодных для проживания, не оплачивают услуги по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
3. Плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги взимается с граждан, проживающих в жилых помещениях по договору безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы, с момента заключения данного договора, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.
4. При недостижении соглашения между гражданами, проживающими в жилом помещении по договору безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы, о порядке оплаты жилого помещения и коммунальных услуг доля платежей каждого гражданина за жилое помещение и отопление определяется в судебном порядке.
Статья 75. Расходы собственников жилых помещений в многоквартирном доме в городе Москве
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
2. Собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию и ремонту принадлежащего ему жилого помещения, участвовать в расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
3. Собственник жилого помещения обязан нести расходы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество в порядке и на условиях, установленных на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.
4. Плата за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и услуги по отоплению взимается с собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на данное жилое помещение, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом или иным договором.
5. В многоквартирном доме, где создано объединение собственников (товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив), решение о размерах платы за содержание и ремонт жилого помещения принимается органами управления данного объединения, если иное не определено в его уставе.
6. В многоквартирном доме, где не создано объединение собственников, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, которое проводится в порядке, установленном федеральным законодательством, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее одного года.
7. Если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе способа управления домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается Правительством Москвы.
8. Если собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ управления таким домом, но отсутствует решение общего собрания собственников помещений об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы устанавливается Правительством Москвы.
9. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.
10. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть установлена плата за страхование объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Статья 76. Оплата коммунальных услуг
1. Оплата коммунальных услуг (электроснабжения, газоснабжения, в том числе снабжения сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализирования) и теплоснабжения (отопления), в том числе доставки и приобретения твердого топлива при наличии печного отопления) осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду любой формы собственности, по единым правилам, условиям, тарифам, действующим на территории города Москвы.
2. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребленных коммунальных ресурсов (показаний приборов учета) и тарифов на соответствующие виды услуг, а при отсутствии приборов учета — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на соответствующие виды услуг, если иное не предусмотрено правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
Статья 77. Особенности взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
2. Плата за пользование жилым помещением (плата за наем), плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, а также плата за отопление взимаются независимо от факта пользования жилым помещением.
3. Размер платы за пользование жилым помещением, содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается дифференцированно в зависимости от благоустройства дома, его месторасположения, объема предоставляемых услуг.
4. Плата за пользование жилыми помещениями (плата за наем), находящимися в собственности города Москвы, направляется в бюджет города Москвы.
5. Изменение платы за содержание и ремонт жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, платы за пользование жилым помещением (плата за наем) и тарифов на коммунальные услуги может осуществляться не чаще одного раза в год одновременно с принятием закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной период, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Статья 78. Ответственность за невыполнение обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
1. При внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги с нарушением сроков, предусмотренных федеральным законодательством, а также при внесении ее не в полном объеме начисляются пени в установленном размере в соответствии с федеральным законодательством.
2. При невыполнении гражданином своих обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение более шести месяцев он подлежит выселению в судебном порядке из занимаемого жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Москвы, по нормам площади в общежитии.
3. При невыполнении собственником жилого помещения своих обязательств по оплате содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг задолженность подлежит взысканию в установленном федеральным законодательством порядке и в соответствии с договором управления многоквартирным домом либо в судебном порядке.
Статья 79. Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
1. Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам в порядке и на условиях, которые устанавливаются правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы.
2. Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг рассчитываются исходя из размеров стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стандарта стоимости жилищных и коммунальных услуг и стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Статья 80. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
1. Отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета города Москвы в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.
2. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
- Глава 1. (Статьи 1—4
)
- Статья 1.
- Статья 2.
- Статья 3.
- Статья 4.
- Глава 2. (Статьи 5—7
)
- Статья 5.
- Статья 6.
- Статья 7.
- Глава 3. (Статьи 8—24
)
- Статья 8.
- Статья 9.
- Статья 10.
- Статья 11.
- Статья 12.
- Статья 13.
- Статья 14.
- Статья 15.
- Статья 16.
- Статья 17.
- Статья 18.
- Статья 19.
- Статья 20.
- Статья 21.
- Статья 22.
- Статья 23.
- Статья 24.
- Глава 4. (Статьи 25—27
)
- Статья 25.
- Статья 25.1.
- Статья 26.
- Статья 27.
- Глава 5. (Статьи 28—45
)
- Статья 28.
- Статья 29.
- Статья 30.
- Статья 31.
- Статья 32.
- Статья 33.
- Статья 34.
- Статья 35.
- Статья 36.
- Статья 37.
- Статья 38.
- Статья 39.
- Статья 40.
- Статья 41.
- Статья 42.
- Статья 43.
- Статья 44.
- Статья 45.
- Глава 6. (Статьи 46—71
)
- Статья 46.
- Статья 47.
- Статья 48.
- Статья 49.
- Статья 50.
- Статья 51.
- Статья 52.
- Статья 53.
Название документа: | |
Номер документа: | 1235/52 |
Вид документа: | |
Принявший орган: | |
Статус: | Недействующий |
Опубликован: | |
Дата принятия: | 30 декабря 2008 |
Дата начала действия: | 01 февраля 2009 |
Дата окончания действия: | 23 января 2018 |
Дата редакции: | 03 августа 2017 |
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области
(с изменениями на 3 августа 2017 года)
Утратило силу с 23 января 2018 года на основании
постановления Правительства Московской области
от 19 декабря 2017 года N 1082/46
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Ежедневные новости. Подмосковье, N 157, 28.08.2010);
(Ежедневные Новости. Подмосковье, N 237, 21.12.2011);
постановлением Правительства Московской области от 7 июня 2012 года N 780/18 (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 102, 16.06.2012);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 18.07.2014);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 21.03.2016) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 04.08.2017) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Московской области от 3 августа 2017 года N 626/26).
____________________________________________________________________
В целях предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, в денежной форме Правительство Московской области
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2016 года постановлением Правительства Московской области от 21 марта 2016 года N 207/8
постановляет:
1. Пункт утратил силу с 1 апреля 2016 года -
2. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - Порядок).
3. Пункт утратил силу с 1 апреля 2016 года - постановление Правительства Московской области от 21 марта 2016 года N 207/8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года..
4. Пункт утратил силу с 1 апреля 2016 года - постановление Правительства Московской области от 21 марта 2016 года N 207/8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года..
5. Рекомендовать главам муниципальных образований Московской области оказывать содействие в организации информационного взаимодействия между организациями жилищно-коммунального хозяйства независимо от организационно-правовой формы и территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области, в том числе по вопросам предоставления информации о начисленных платежах за пользование жилищно-коммунальными услугами.
постановлением Правительства Московской области от 21 марта 2016 года N 207/8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
6. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Московской области от 06.02.2007 N 76/4 "Об утверждении Порядка предоставления и финансирования частичной компенсации оплаты коммунальных услуг многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области" ;
постановление Правительства Московской области от 08.10.2007 N 761/36 "О внесении изменений в Порядок предоставления и финансирования частичной компенсации оплаты коммунальных услуг многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области" ;
пункт 12 Изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Московской области , утвержденных постановлением Правительства Московской области от 29.02.2008 N 129/6 "О некоторых мерах по реализации Закона Московской области "О бюджете Московской области на 2008 год" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 25.06.2008 N 493/22 , от 26.08.2008 N 729/32);
постановление Правительства Московской области от 01.07.2008 N 508/22 "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в Московской области" .
7. Министерству по делам печати и информации Московской области в десятидневный срок со дня подписания настоящего постановления обеспечить его официальное опубликование в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области Забралову О.С.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2016 года постановлением Правительства Московской области от 21 марта 2016 года N 207/8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Губернатор
Московской области
Б.В.Громов
Порядок предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Московской области
от 30 декабря 2008 года N 1235/52
1. Настоящий Порядок определяет условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива (далее - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме (далее - получатель).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2016 года постановлением Правительства Московской области от 21 марта 2016 года N 207/8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
2. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация).
3. Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) по месту жительства получателя в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
постановлением Правительства Московской области от 3 августа 2017 года N 626/26 .
4. Для назначения компенсации получатель представляет следующие документы:
постановлением Правительства Московской области от 3 августа 2017 года N 626/26 .
заявление получателя на имя руководителя территориального подразделения Министерства о выплате компенсации с указанием способа ее получения, а также банковских или иных реквизитов (номер лицевого счета, открытого в кредитной организации, номер отделения почтовой связи);
копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника);
документ, подтверждающий место жительства получателя в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность;
копия удостоверения или справки установленного образца, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением подлинника);
копия пенсионного удостоверения получателя (с предъявлением подлинника);
справка об установлении пенсии получателю в случае отсутствия пенсионного удостоверения;
выписка из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства получателя;
копия документа, подтверждающего право собственности получателя на жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства (с предъявлением подлинника);
копия сберегательной книжки или выписка о банковских или иных реквизитах (номер лицевого счета, открытого в кредитной организации) на которые будет перечисляться компенсация.
Неработающие пенсионеры, являющиеся собственниками жилых помещений, проживающие в семье, состоящей из совместно проживающих неработающих пенсионеров, представляют также следующие документы:
копии пенсионных удостоверений всех членов семьи (с предъявлением подлинников);
справки об установлении пенсии на всех членов семьи, в случае отсутствия пенсионных удостоверений;
копии трудовых книжек получателя и всех членов семьи (с предъявлением подлинников).
Семьи, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей, до достижения ими возраста 18 лет (учащихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет), кроме перечисленных документов также представляют:
копии свидетельств о рождении детей (с предъявлением подлинников);
документы, подтверждающие обучение по очной форме в образовательных учреждениях всех типов, - для учащихся старше 18 лет (представляются ежегодно в сентябре);
выписку из решения органов местного самоуправления муниципального образования Московской области об установлении над ребенком опеки (попечительства) - для опекунов (попечителей).
Неработающие одиноко проживающие пенсионеры, получающие пенсию, размер которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров, представляют копию трудовой книжки (с предъявлением подлинника) и справку о размере пенсии.
В случае отсутствия у получателя копий представленных документов, их изготовление обеспечивается специалистом территориального подразделения Министерства или работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Документы, находящиеся в распоряжении органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, запрашиваются территориальными подразделениями Министерства или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в случае, если они не представлены получателем по собственной инициативе.
Не допускается требовать от получателя документы, не предусмотренные настоящим пунктом.
Заявление и документы, указанные в настоящем пункте, представляются получателем в территориальное подразделение Министерства по месту жительства или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг лично либо через представителя. При обращении за предоставлением компенсации представителем дополнительно предъявляется документ, подтверждающий его полномочия, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление может быть подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг, Государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области", многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в порядке, определяемом соответствующими нормативными правовыми актами Московской области.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2016 года постановлением Правительства Московской области от 21 марта 2016 года N 207/8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
5. Решение о назначении компенсации либо об отказе в ее назначении принимается руководителем территориального подразделения Министерства в 10-дневный срок со дня подачи получателем в территориальное подразделение Министерства заявления.
Уведомление об отказе в назначении компенсации с указанием причины направляется получателю территориальным подразделением Министерства в письменной форме не позднее чем через 5 дней после принятия соответствующего решения.
6. Компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
Компенсация, не полученная получателем своевременно по вине территориального подразделения Министерства, подлежит выплате за прошедшее время в полном объеме без ограничения срока выплаты.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июня 2017 года постановлением Правительства Московской области от 3 августа 2017 года N 626/26 .
7. При наличии в семье нескольких получателей общая сумма компенсации по их совместному заявлению может выплачиваться одному из них.
8. Расчёт компенсации производится территориальными подразделениями Министерства на основании сведений, представляемых организациями жилищно-коммунального хозяйства, о начисленных (оплаченных) платежах по согласованной сторонами форме, либо на основании документов, подтверждающих произведённые затраты по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года постановлением Правительства Московской области от 14 декабря 2011 года N 1558/51 постановлением Правительства Московской области от 3 августа 2017 года N 626/26 .
В случае отсутствия централизованного газоснабжения и центрального теплоснабжения и использования газа в баллонах или топлива компенсация предоставляется после представления получателями платежного документа, подтверждающего произведенные затраты (кассовый чек с приложением товарного чека с указанием фамилии, имени и отчества получателя или квитанции к приходному кассовому ордеру) (абзац в редакции, введенной в действие с 8 сентября 2010 года постановлением Правительства Московской области от 20 августа 2010 года N 683/39 .
Расчет компенсации за газ в баллонах и (или) топливо производится по тарифам, указанным в квитанции, но не более максимального тарифа, установленного по Московской области (абзац дополнительно включен с 8 сентября 2010 года постановлением Правительства Московской области от 20 августа 2010 года N 683/39).
9. Компенсация предоставляется получателям при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению.
Предоставление компенсации приостанавливается по решению руководителя территориального подразделения Министерства в случаях:
а) неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в течение 3 месяцев подряд (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства);
б) невыполнения получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства).
Предоставление компенсации возобновляется по решению руководителя территориального подразделения Министерства с первого числа месяца, в котором получателем была погашена задолженность по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или заключено соглашение по её погашению.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июня 2017 года постановлением Правительства Московской области от 3 августа 2017 года N 626/26 .
10. Территориальное подразделение Министерства или государственное казенное учреждение Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области ежемесячно, до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, перечисляет компенсацию на лицевой счет получателя, открытый в кредитной организации, или на лицевой счет федерального почтового отделения связи.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июня 2017 года постановлением Правительства Московской области от 3 августа 2017 года N 626/26 .
Получатели компенсации осуществляют оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме.
Выплата компенсации осуществляется на основании решения, принятого руководителем территориального подразделения Министерства.
(Абзац дополнительно включен с 1 июня 2017 года постановлением Правительства Московской области от 3 августа 2017 года N 626/26)
11. Получатели обязаны в течение месяца с даты наступления обстоятельств, влияющих на получение компенсации (перемена места жительства, возникновение права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другому основанию, изменение состава семьи и др.), информировать территориальное подразделение Министерства или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг о наступлении таких обстоятельств.
постановлением Правительства Московской области от 18 июля 2014 года N 557/27 .
В случае, если получатель компенсации своевременно не представил в территориальное подразделение Министерства или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, то необоснованно полученные или полученные не в полном объёме суммы компенсации учитываются при последующих выплатах компенсации, а при утрате права на получение компенсации суммы компенсации подлежат возврату в добровольном порядке либо взыскиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 июля 2014 года постановлением Правительства Московской области от 18 июля 2014 года N 557/27 .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года постановлением Правительства Московской области от 14 декабря 2011 года N 1558/51
12. Получатель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении компенсации.
13. При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты компенсации, выплата компенсации подлежит прекращению с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
постановлением Правительства Московской области от 20 августа 2010 года N 683/39 ; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2017 года постановлением Правительства Московской области от 3 августа 2017 года N 626/26 .
14. Суммы компенсации, начисленные получателю, но не полученные им при жизни по какой-либо причине, включаются в состав наследства и наследуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 8 сентября 2010 года постановлением Правительства Московской области от 20 августа 2010 года N 683/39)
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (с изменениями на 3 августа 2017 года) (утратило силу с 23.01.2018 на основании постановления Правительства Московской области от 19.12.2017 N 1082/46)
Название документа: | Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (с изменениями на 3 августа 2017 года) (утратило силу с 23.01.2018 на основании постановления Правительства Московской области от 19.12.2017 N 1082/46) |
Номер документа: | 1235/52 |
Вид документа: | Постановление Правительства Московской области |
Принявший орган: | Правительство Московской области |
Статус: | Недействующий |
Опубликован: |
Ежедневные новости. Подмосковье, N 9, 21.01.2009 Информационный вестник Правительства Московской области, N 2, 30.03.2009 |
Дата принятия: | 30 декабря 2008 |
Дата начала действия: | 01 февраля 2009 |
Дата окончания действия: | 23 января 2018 |
Дата редакции: | 03 августа 2017 |
Право на получение данной субсидии предусмотрено Жилищным кодексом (ст. 159 ЖК РФ). Основания и порядок получения содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг».
Почему законодатель предоставил такое право? Граждане с низким заработком являются финансово уязвимыми. Их финансовая уязвимость напрямую влияет на финансовое состояние поставщиков коммунальных услуг. А финансовое состояние поставщиков коммунальных услуг может привести к остановке их деятельности или вовсе ликвидации, что в свою очередь приведет к невозможности поставлять электричество, воду и газ большому кругу лиц. Именно во избежание такой ситуации законодатель предоставил право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Таким образом, законодатель минимизировал риски банкротства коммерческих структур – поставщиков коммунальных услуг. А граждане получили возможность получать субсидирование.
Кто имеет право на получение субсидии? (субъект)
Субсидия предоставляется всем гражданам с учетом проживающих с ними в одном жилом помещении членов семьи.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также субсидия на оплату ЖКУ или субсидия на оплату услуг ЖКХ) имеют все граждане Российской Федерации (как безработные, так и работающие, пенсионеры, инвалиды, малоимущие, матери одиночки, многодетные), а также некоторые граждане зарубежных государств, проживающих в России (Белоруссии и Киргизии).
Однако есть исключения. В начале статьи целесообразно определить круг граждан, которым субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляется в силу определенных условий и обстоятельств.
Субсидия не предоставляется
- ссудополучателям по договору безвозмездного пользования жилым помещением частного жилищного фонда. Ссудополучатель – это лицо, которое получает вещь (в данном случае квартиру или дом) в безвозмездное пользование;
- отказополучателям, которым право пользования жилым помещением частного жилищного фонда предоставлено по завещательному отказу. Отказополучатель – лицо в чью пользу составлен завещательный отказ. Завещательный отказ – это возложение наследодателем на своих наследников по закону или по завещанию обязательства имущественного характера в пользу третьих лиц (таким образом, наследодатель может обязать наследника передать наследуемое имущество в пользу другого лица);
- получателям ренты, проживающие в жилом помещении частного жилищного фонда на основании договора пожизненного содержания с иждивением;
- поднанимателям жилого помещения государственного, муниципального или частного жилищного фонда, проживающие по договору поднайма. По договору поднайма наниматель жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, вправе передать часть занимаемого им жилого помещения, а в случае временного выезда все жилое помещение в поднаем (аналогичным действием является субаренда). (ст. 76 ЖК РФ);
- временным жильцам в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда. (ст. 80 ЖК РФ);
- иностранным гражданам, за исключением тех государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры;
- лицам без гражданства, в том числе имеющие вид на жительство;
- лицам, имеющим задолженность по оплате ЖКУ и отказавшимся заключить соглашение о погашении задолженности по оплате ЖКУ;
- не работающим гражданам трудоспособного возраста, не состоящим в Центре занятости населения, за исключением лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами.
см. приказ Минрегиона России № 58, Минздравсоцразвития России № 403 от 26.05.2006 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Если гражданин не подпадает под вышеуказанные категории, то у него возникает право на получение субсидии по коммунальным платежам. Следующим главным критерием будет являться размер заработка, о чем расскажем ниже.
Состав семьи получателя субсидии
В связи с тем, что субсидия предоставляется с учетом членов семьи заявителя, то стоит определить круг лиц.
В состав семьи входят:
- сам заявитель
- его супруг(а)
- его родители (усыновители)
- дети (усыновленные)
- другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане (подробнее ст. 31, ст. 69 ЖК РФ, ст. 2 СК РФ).
Жилые помещения, расходы на коммунальные услуги которых субсидируются (объект)
Пользование коммунальными услугами неразрывно связано с жилым помещением. Поэтому целесообразно определиться с объектом, на который предоставляются субсидии. Граждане, претендующие на получение субсидии, должны иметь правовые основания владения (пользования жилым помещением), а также в обязательном порядке быть зарегистрированными в жилом помещении:
- государственного или муниципального жилищного фонда (проживающие по договору социального найма);
- частного жилищного фонда (проживающие по договору найма (аренды) с физическим лицом);
- ЖК или ЖСК (проживающие в домах и являющиеся членами жилищного или жилищно-строительного кооператива);
- принадлежащем на праве собственности (квартира, дом либо доля квартиры, дома).
Субсидия не предоставляется
- по месту временного пребывания (при проживании в жилом помещении, не являющемся местом жительства. Под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно проживает и зарегистрирован);
- на оплату услуг ЖКХ нежилых (коммерческих) помещений.
Субсидия на оплату услуг ЖКХ предоставляется всем гражданам в зависимости от размера индивидуального заработка гражданина или общего дохода семьи. Именно доход является главным критерием при принятии решения уполномоченными органами о предоставлении субсидии, а также при ее расчете.
Условия для получения субсидии
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется при наличии следующих условий:
- Лица, претендующие на получение субсидии имеют право на ее получение (см. раздел «Кто имеет право на получение субсидии?»).
- Граждане в установленном порядке зарегистрированы и постоянно проживают в жилых помещениях (см. раздел «Жилые помещения, расходы на коммунальные услуги которых субсидируются»).
- Отсутствует задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, или имеется соглашение с управляющей компанией по ее погашению.
- Расходы на оплату ЖКУ, рассчитанные в соответствии с региональными стандартами, должны превышать установленную долю от общего дохода семьи или гражданина.
Забегая вперед оговоримся, что доля расходов от совокупного дохода на оплату ЖКУ устанавливается региональным законодательством, но не может превышать 22 %. (например, в Москве – 10 %, в Санкт-Петербурге – 14 %).
Расчет размера субсидии
Размер субсидии зависит от:
- размера заработка гражданина или совокупного дохода семьи
- количества проживающих в качестве членов семьи заявителя
- отнесения к той или иной социально-демографической группе (трудоспособные, пенсионеры, дети)
- регионального размера прожиточного минимума
- региональных стандартов нормативной площади жилого помещения
- региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг
- региональных стандартов максимально допустимой доли расходов на оплату услуг ЖКХ
Определение размера заработка гражданина или совокупного дохода семьи
При определении размера субсидии используются разные показатели дохода семьи:
- совокупный заработок
- среднемесячный заработок каждого члена
- среднемесячный совокупный заработок
- среднедушевой заработок
Совокупный доход семьи – сумма заработка всех членов или одиноко проживающего гражданина за последние 6 месяцев.
Например, если супруг получал прибыль за 6 месяцев: январь – 14000, февраль – 15000, март – 14000, апрель – 17000, май – 11000, июнь – 12000, а супруга: январь – 9000, февраль – 8000, март – 4000, апрель – 7000, май – 6000, июнь – 2000, то совокупный заработок семьи составит (14000+15000+14000+17000+11000+13000)+(9000+8000+4000+7000+6000+2000)= 84000+36000=120000.
В совокупный заработок семьи входят следующие доходы:
- заработная плата,
- различные компенсации,
- выходные пособия,
- социальные выплаты,
- компенсационный выплаты,
- пенсии,
- стипендии,
- пособия по безработице,
- по временной нетрудоспособности,
- по беременностям и родам,
- ежемесячное пособие не ребенка,
- страховые выплаты и другое
Полный перечень приведен в пункте 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512; пункт 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.
Используется при расчете размера субсидии во всех случаях:
- Среднемесячный доход каждого члена семьи . Определяется как сумма заработка, полученная в течение расчетного периода деленная на количество месяцев этого расчетного периода. Например, для супруга (14000+15000+14000 +17000+11000+13000)/6=84000/6=14000, для супруги (9000+8000+4000+7000+ 6000+2000)/6= 36000/6=6000.
- Среднемесячный совокупный доход семьи определяется как сумма среднемесячных заработков всех членов. Например, 14000+6000=20000.
- Среднедушевой доход семьи определяется как деления среднемесячного совокупного заработка семьи на количество членов. Например, 20000/2=10000.
Данный показатель нужен для отнесения семьи к категории малообеспеченной. Если среднедушевой заработок семьи меньше прожиточного минимума, то при расчете используется дополнительный коэффициент, повышающий размер субсидии.
Количество проживающих в качестве членов семьи заявителя
Количество проживающих ни Правилами, ни другим законодательством не ограничено. Однако не стоит забывать об ответственности за фиктивную регистрацию (ст. 322.2 УК РФ).
Как указывалось выше, в состав семейства входят: сам заявитель, его супруг(а), родители (усыновители), дети (усыновленные). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане, признанные судом членами семьи заявителя (подробнее ст. 31, ст. 69 ЖК РФ, ст. 2 СК РФ).
При расчете размера субсидии в качестве члена семейства не учитываются следующие категории граждан:
- военнослужащие, не заключившие контракт о прохождении военной службы (военнослужащие срочной военной службы, учащиеся в военных образовательных учреждениях)
- лица, изолированные от общества решением уполномоченных органов (осужденные к лишению свободы, заключенные под стражу на период следствия, находящиеся на принудительном излечении)
- лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (дети-сироты, престарелые)
Федеральный закон от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчетов среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Социально-демографические группы проживающих и региональный размер прожиточного минимума
Для разных социально-демографических групп (трудоспособные, пенсионеры и дети) устанавливается разная величина прожиточного минимума. Социально-демографические группы учитываются в случае отнесения семьи к категории малообеспеченной. Поэтому коэффициент, используемый при расчете размера субсидии для малообеспеченных семей (в том случае, когда среднедушевой заработок семейства меньше прожиточного минимума), может меняться в зависимости от отнесения к той или иной социально-демографической группе.
Например, в Москве величина прожиточного минимума установлена в следующих размерах:
- трудоспособные 18453
- дети 13938
- пенсионеры 11420
Данные показатели постоянно индексируются и проверять их актуальность следует в официальных источниках.
Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения
Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения устанавливается региональными властями. Во всех регионах он одинаковый и составляет:
- на 1 человека – 33 кв.м.
- на 2 человек – 42 кв.м.
- на 3-х и более – 18 кв.м. на каждого члена (на семью из трех человек – 54 кв.м.).
Есть и еще один момент, на который следует обратить внимание, если вы претендуете на получение субсидии: помощь вам будет оказана только в том случае, если площадь вашего жилья не превышает стандарт нормативной площади. К примеру, если одинокая пенсионерка проживает в квартире площадью 60 кв. м, то субсидию она может получить только в расчете на 33 кв.м, а за остальную жилплощадь ей придется платить полностью.
Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг
Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг также устанавливаются региональными властями. Однако, размер отличается не только в зависимости от региона, но и от населенных пунктов, входящих в состав одного субъекта. Например, в Москве стандарт стоимости ЖКУ установлен Постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. № 849-ПП и в зависимости от категории проживающих (пользователи государственного жилищного фонда, собственники жилых помещений и другие) составляет:
Указанные размеры постоянно индексируются. Актуальную информацию следует уточнять в официальных источниках.
Региональных стандартов максимально допустимой доли расходов на оплату услуг ЖКХ
На федеральном уровне доля расходов установлена в размере 22 % от совокупного дохода семейства (постановление Правительства от 29 августа 2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»)
Региональным законодательством указанный размер может изменяться, но только в сторону уменьшения. Например, в Москве доля расходов для всех составляет 10%. При заработке до 2500 – 6%, до 2000 – 3%, а при доходе до 800 рублей – заявитель вовсе освобождается от платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги (Закон г. Москвы от 1 ноября 2006 г. № 54 «О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»).
Другими словами – размер расходов на оплату коммунальных платежей не должен превышать 22 % (10 % для Москвы) от заработка гражданина или совокупного дохода семейства. Например, при заработке 30 000 рублей оплата коммунальных услуг должна составить не более 6 600 рублей (3000 для Москвы).
Актуальную информацию следует уточнять в официальных источниках.
Математический расчет размера субсидии
Формула расчета достаточно сложная. Приведем наглядный пример для среднестатистической семьи, проживающей в Москве:
- двое взрослых трудоспособных – муж и жена
- один пенсионер
- один несовершеннолетний ребенок
- заработок мужа – 45 000 ежемесячно (270 000 за 6 месяцев)
- пенсия пенсионера – 15 000 ежемесячно (90 000 за 6 месяцев)
- жена получает пособие по уходу за ребенком – 3 000 ежемесячно (18 000 за 6 месяцев)
- зарегистрированы в Москве.
Размер субсидии составит около 4 300.
Стоит сделать акцент на том, что при предоставлении субсидий принимаются во внимание не фактические расходы гражданина на оплату ЖКУ, а расчетная сумма, зависящая от нормативной площади жилого помещения и стандарта стоимости ЖКУ. Размер субсидии не может превышать фактических расходов на оплату услуг ЖКХ.
Например, если по региональным стандартам размер расходов на оплату ЖКУ составляет 4000, а фактические расходы составляют 3000, то субсидия не может превышать 3000 рублей.
Обращаем внимание, что в случае предоставления получателю субсидии и членам его семейства иных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать сумму оплаты по квитанции, уменьшенную на размер предоставленных мер социальной поддержки.
Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
ЖК РФ):
- плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом (далее — МКД), за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД;
- плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В плату за жилое помещение для нанимателя дополнительно включается плата за пользование жилым помещением (плата за наем). При этом капитальный ремонт общего имущества в МКД проводится за счет собственника жилищного фонда (п. п. 1 , 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Примечание. Несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
В плату за жилое помещение для собственника помещения дополнительно включается взнос на капитальный ремонт. При этом следует учитывать, что для ряда категорий граждан предусматривается компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт (п. 2 ч. 2 ст. 154 , ч. 2.1 ст. 169 ЖК РФ; ч. 14 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
В плату за жилое помещение также может включаться абонентская плата за услуги связи для целей телевещания, установленная на основании письменного договора на оказание услуг связи, заключаемого с абонентом (владельцем помещения в МКД). Если абонентская плата за услуги связи включена в единый платежный документ в отсутствие такого договора, собственник (наниматель) помещения вправе требовать ее исключения из единого платежного документа и не оплачивать услуги, которыми он не пользуется (п. п. 12 , Правил оказания услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 785; Письмо Минстроя России от 13.07.2016 N 21928-АЧ/04).
Примечание. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя плату за наем жилого помещения и плату за коммунальные услуги (ч. 1.1 ст. 154 , ст. 156.1 ЖК РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги
Размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Исключение составляет определение размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, для которого применяется особый порядок, в том числе и путем принятия решения на общем собрании (ч. 7 , 9.2 ст. 156 ЖК РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления МКД либо об установлении размера такой платы, устанавливается органами местного самоуправления (в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — как правило, органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) (ч. 3 ст. 156 , ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
При этом перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденный собственниками помещений либо органом местного самоуправления, не может быть меньше Минимального перечня (Письмо Минстроя России от 17.03.2016 N 7513-ОЛ/04).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии — исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг), и по тарифам для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов) (ч. 1 , 2 ст. 157 ЖК РФ; п. 38 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Сроки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца включительно, следующего за истекшим месяцем. При этом договором управления МКД либо решением общего собрания членов ТСЖ (жилищного кооператива) может быть установлен иной срок внесения платы (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ; п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
За несвоевременную и (или) неполную оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрена обязанность должников уплатить кредитору пени в установленных размере и порядке (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).
За несвоевременную и (или) неполную уплату взносов на капитальный ремонт предусмотрена обязанность собственников помещений уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты (ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ).
Справка. Ставка рефинансирования
С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России и с 30.10.2017 составляет 8,25% (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У; Информация Банка России от 27.10.2017).
Предоставление информации о порядке и форме оплаты коммунальных услуг
Организации или индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги (исполнители), обязаны предоставить потребителю информацию о порядке и форме оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета.
Информация предоставляется путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении таких услуг, и размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом или комплекс жилых домов, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей (пп. «п» п. 31 Правил N 354).
Если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не установлен порядок оплаты, потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов, при этом уведомлять поставщика услуг или управляющую компанию не требуется (Письмо Минстроя России от 04.09.2015 N 28485-ОЛ/04).
Примечание. В определенных случаях органы госвласти субъектов РФ могут принять решение об оплате коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года (пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857; п. 1 Постановления Правительства Москвы от 29.09.2016 N 629-ПП).
Основания внесения платы за коммунальные услуги
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься следующим образом (п. п. 1 , 2 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ):
- на основании платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. При этом платежные документы могут представляться в том числе в электронной форме либо размещаться в информационной системе;
- на основании информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в информационной системе. Такой информацией являются сведения о начислениях, размещенные в системе, а также содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенная в информационной системе, должна соответствовать сведениям, содержащимся в платежном документе, представленном потребителю. При несоответствии этих сведений достоверной считается информация, размещенная в информационной системе (ч. 2.3 ст. 155 ЖК РФ).
Способы внесения платы за коммунальные услуги
В настоящее время существует множество способов оплаты потребителем жилого помещения и коммунальных услуг. Так, в частности, потребитель по своему выбору вправе (п. 65 Правил N 354):
1) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в выбранных им банках, или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет, через информационно-платежные терминалы, банкоматы, депозиторы, с помощью мобильного телефона, с использованием систем электронных платежей, долгосрочных поручений о списании денежных средств, в соответствии с которыми банк ежемесячно перечисляет со счета клиента оговоренные платежи, и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ. Подтверждающие оплату документы должны храниться в течение не менее трех лет со дня оплаты;
2) поручать внесение платы за коммунальные услуги другим лицам;
3) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период (месяц) частями, не нарушая при этом установленный срок внесения такой платы;
4) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Кроме того, потребитель вправе воспользоваться рассрочкой, которую исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить ему, если размер платы за коммунальную услугу в каком-либо месяце превысит более чем на 25% размер платы, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года.
Рассрочка предоставляется на условиях внесения платы равными долями в течение 12 месяцев и взимания за это процентов в размере не выше, чем увеличенный на 3% размер ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предоставления рассрочки.
При этом проценты за предоставляемую рассрочку не начисляются или начисляются в меньшем размере, если за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы РФ исполнителю коммунальных услуг предоставляется компенсация средств, недополученных в виде процентов за предоставление рассрочки (п. п. 72 — Правил N 354).
Подготовлено на основе материала
ООО «Институт Управления ЖКХ»
ЖКХ / Тарифы на ЖКХ
Квартплата в Москве растет с каждым годом, оплата коммунальных услуг ложится тяжелым бременем на жителей столицы. Можно ли получить коммунальную субсидию? Можно. Городские власти пытаются смягчить финансовую нагрузку на семейный бюджет малообеспеченных москвичей. Субсидии частично покрывает коммунальные расходы. Кто может рассчитывать на такую помощь, куда обращаться и как оформить субсидию? Мы собрали ответы на эти вопросы.
Коммунальные субсидии: какими документами регулируется предоставление
Выплата субсидии регулируется статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. А также Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 « О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Жителям города Москвы предоставляется субсидия в соответствии с постановлением правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. № 710-ПП.
Согласно постановлению правительства Москвы от 07.10.2003г. № 835 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются москвичам Государственным казенным учреждением города Москвы « Городской центр жилищных субсидий» (ГКУ « ГЦЖС») строго в соответствии с действующим законодательством.
Коммунальные субсидии: кому положены?
Субсидия предоставляется:
- пользователям жилого помещения в государственном жилищном фонде;
- нанимателям жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
- членам жилищного или жилищно-строительного кооператива;
- собственникам жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Коммунальные субсидии: кто является пользователем жилого помещения?
К пользователям жилого помещения в государственном жилищном фонде относятся:
- наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма (коммерческого) или договору найма специализированного жилого помещения и/или члены его семьи;
- ссудополучатель по договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан и члены его семьи;
- бывший член семьи нанимателя или ссудополучателя по договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан, если он продолжает проживать в данном помещении.
Коммунальные субсидии для семей военнослужащих
Если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ, либо осуждены к лишению свободы, признаны безвестно отсутствующими, умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что они продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.
Если такой член семьи заявителя, зарегистрированный по месту постоянного жительства, временно не проживает, возможно назначение субсидии с его учетом.
Коммунальные субсидии: размер платы
Размер платы за услуги ЖКХ в разных регионах составляет от 10% до 22% от совокупного ежемесячного дохода семьи, но не должен превышать порог в 22%. Власти Москвы предоставляют субсидию на оплату услуг ЖКХ тем семьям, у которых расходы на коммунальные платежи составляют более 10% от совокупного дохода семьи.
Коммунальные субсидии: как получить?
Обращаться за госпомощью надо в отдел жилищных субсидий своего района.
Заявителем может быть любой из членов семьи, соответствующий требованиям Правил предоставления субсидии.
Субсидия предоставляется только по месту постоянного жительства (регистрации).
Если человек пользуется несколькими жилыми помещениями по указанным основаниям, тогда он может претендовать на субсидию для оплаты того жилья, в котором зарегистрирован по месту постоянного жительства. Никаких справок о том, что жилье, на которое оформляется субсидия, является единственным, предоставлять не надо.
Для получения субсидии нужно представить в районный отдел центра жилищных субсидий заявление с приложением полного комплекта необходимых документов. В их числе должны быть документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии, а также документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.
Коммунальные субсидии в Москве: полный список документов
1. Для семей, состоящих только из неработающих пенсионеров
1.1. При оплате по единому платежному документу (ЕПД) через ГКУ ИС (ЕИРЦ):
- паспорт (а);
- реквизиты банка и номер банковского счета (или социальной карты москвича), для перечисления субсидии.
1.2. При оплате по квитанции ТСЖ, ЖСК:
- паспорт (а);
- реквизиты банка и номер банковского счета (или социальной карты москвича) для перечисления субсидии.
В случае непредставления ТСЖ, ЖСК необходимых сведений о заявителе, кроме вышеперечисленных, дополнительно представляются:
- документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
- документ, подтверждающий совместное проживание с заявителем членов его семьи (единый жилищный документ).
2. При оплате по единому платежному документу (ЕПД) через ГУ ИС (ЕИРЦ) (кроме семей, состоящих из неработающих пенсионеров):
- справки о доходах членов семьи за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за субсидией.
3. При оплате по квитанции ТСЖ, ЖСК и другим управляющим компаниям (кроме семей, состоящих из неработающих пенсионеров):
- паспорта членов семьи (для детей в возрасте до 14 лет – свидетельство о рождении со специальной отметкой (штампом) или вкладышем, подтверждающим гражданство Российской Федерации);
- реквизиты банка и номер банковского счета (или социальной карты москвича) для перечисления субсидии;
- документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (свидетельство о праве собственности на жилое помещение, договор найма жилого помещения, акт о приватизации жилого помещения и др.);
- справки о доходах членов семьи за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за субсидией;
- документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Есть задолженность по коммунальным платежам? Субсидия не предоставляется
Субсидия предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при наличии оформленных соглашений по ее погашению.
Коммунальные субсидии: в каких случаях выплаты приостанавливаются?
В случае неоплаты получателем субсидии текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги в течение 2-х месяцев предоставление субсидии может быть приостановлено. На погашение долга дается месяц. Если в течение этого срока задолженность не погашена или не согласованы сроки ее погашения с управляющей организацией (или с ГКУ Инженерная служба района), предоставление субсидии прекращается.
Выплата субсидии прекращается также, если:
- субсидент поменял место постоянного жительства;
- в семье произошли изменение ее состава или основания проживания, или увеличение доходов, не дающее право на получение субсидии;
- получатель субсидии сообщил недостоверные данные о себе;
Коммунальные субсидии – расчет количества проживающих
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих (зарегистрированных) членов их семей. Расчет субсидии производится раздельно для граждан, проживающих в коммунальной квартире и являющихся членами разных семей по самостоятельным основаниям.
Коммунальные субсидии: как подтвердить свою долю?
Граждане могут представлять в районный отдел субсидий любой документ, подтверждающий величину их доли расходов на оплату жилого помещения. Это могут быть:
- справка о выделении платежей за жилищно-коммунальные услуги;
- судебное решение;
- соглашение граждан, если эта оплата вносится по одному платежному документу.
Коммунальные субсидии. С доставкой на дом и без
Субсидия предоставляется на 6 месяцев при наличии всех необходимых документов:
- с 1-го числа текущего месяца при обращении заявителя до 15-го числа месяца;
- с 1-го числа следующего месяца при обращении с 16-го числа месяца.
Денежные средства перечисляются непосредственно гражданам на счета, открытые ими в любых банках Москвы.
Денежная помощь может быть с доставкой на дом через организации связи гражданам, которые по состоянию здоровья не имеют возможности открывать банковские счета и пользоваться ими. К ним относятся:
– инвалиды первой группы, престарелые, нуждающиеся в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения, а также лица, достигшие 80 лет.
По истечении шести месяцев после того, как предоставлена субсидия, необходимо снова подтвердить свое право на социальную помощь.
Единственные, кому не требуется переоформлять субсидию каждые полгода, – это одиноко проживающие пенсионеры, а также семьи пенсионеров, у которых нет других доходов, кроме пенсии. ГЦЖС пересчитает субсидию в автоматическом режиме.
Граждане могут самостоятельно распоряжаться перечисленными на их счета денежными средст-вами, оплачивая при этом жилое помещение и коммунальные услуги в полном объеме. Информация о размере субсидии ежемесячно указывается в расчетном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Коммунальные субсидии в Москве: три стандарта расчета
Право москвичей на субсидию определяется в соответствии со стандартами Москвы. Размер субсидии высчитывается по специальной формуле, в которой учитываются: количество проживающих, прожиточный минимум семьи, стандарт стоимости услуг и совокупный доход заявителя, но в упрощенном виде он должен покрыть разницу между предельно допустимой долей расходов граждан и итоговым счетом в платежной квитанции.
Коммунальные субсидии. Стандарт 1. Метраж
1. Для расчета субсидии используется стандарт нормативной площади жилого помещения (утвержден Законом города Москвы от 1 ноября 2006г. № 54 « О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»).
Субсидию дадут только на оплату жилья, площадь которого не больше принятой в Москве социальной нормы.
Размер стандарта нормативной площади жилого помещения
1 чел. – 33 кв. м общей площади
2 чел. – 42 кв. м общей площади
3 и более чел. – 18 кв. м общей площади на каждого члена семьи
Например, если одинокая пенсионерка проживает на 60 « квадратах», то субсидию получит только на 33 метра, а за « излишки» жилплощади ей придется платить полностью – 100 процентов.
Коммунальные субсидии. Стандарт 2. Стоимость жилищно-коммунальных услуг
Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг (размер стандарта утвержден постановлением правительства Москвы от 28 декабря 2011 г. № 645-ПП « Об утверждении размеров стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2012 год»).
- для одиноко проживающих граждан – 2 403,94 руб.
- на одного члена семьи, состоящей из 2-х человек – 1 945,27 руб.
- на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек – 1 835,62 руб.
Коммунальные субсидии. Стандарт 3. Максимум расходов на квартплату
При расчете субсидии используется так называемый стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (утвержден Законом города Москвы от 1 ноября 2006г. № 54 « О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг)
Среднедушевой доход в месяц | Размер стандарта |
до 800 руб. | 0% |
800–2000 руб. | 3% |
2000–2500 руб. | 6% |
свыше 2500 руб. | 10% |
Из этих цифр следует: полностью освободят вас от квартплаты или частично. Например, если ежемесячный среднедушевой доход семьи меньше 800 руб., то семья ничего не платит (в пределах нормативов жилплощади). При доходе от 800 руб. до 2000 руб. – не более 3% и т.д.
Напомним: в Москве предельной планкой является 10% от совокупного дохода семьи. Если вы принесли счет за квартиру, где сумма платежей, рассчитанная в пределах нормативов, превышает десятую часть всех доходов, то может претендовать на субсидию ЖКХ.
Например, одинокая пенсионерка, получающая пенсию 13 тыс. руб. и проживающая в стандартной однокомнатной квартире, должна заплатить больше 2 тыс. руб. Чтобы вычислить положенную ей субсидию, надо от 2403,94 руб. (нынешний стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для одинокого человека) отнять 1300 руб. (10 % от совокупного дохода), субсидия – 1103 руб. 94 коп.
Определить, положена ли вам помощь города на оплату коммунальных услуг или нет, можно также с помощью простых расчетов. Если после сложения всех источников дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие по безработице и т. д. за последние полгода) ежемесячный совокупный доход окажется ниже указанного в таблице для семьи вашего состава, тогда вы вправе претендовать на субсидию.
С 1 сентября 2012 года « потолок» максимального дохода, дающий право на получение субсидии повысился. Теперь он составляет:
Состав семьи (чел.) | Максимальный совокупный (ежемесячный) доход семьи в руб. не выше: |
1 | 24 039,40 |
2 | 38 905,40 |
3 | 55 068,60 |
4 | 73 424,80 |
5 | 91 781,00 |
6 | 110 137,20 |
7 | 128 493,40 |
8 | 146 849,60 |
9 | 165 205,80 |
10 | 183 562,00 |
Коммунальные субсидии: как рассчитывается совокупный доход
При исчислении совокупного дохода семьи учитываются доходы граждан, которые являются по отношению к заявителю или членам его семьи супругом (супругой), родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Основным юридическим фактом, порождающим взаимные права и обязанности супругов, является государственная регистрация заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (пункт 2 статьи 10 Семейного кодекса Российской Федерации), а не факт их совместного проживания.
В соответствии с пунктом 4 Правил, субсидия предоставляется гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. В случае, если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документ, подтверждающий их затраты по оплате за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги. Таким может быть документ, выданный управляющей организацией, заверенный печатью и подписью ответственного лица, или соглашение об участии в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, заключенное между членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст.69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма необходимо относить проживающих совместно с ним его супруга (супругу), а также детей и родителей данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Коммунальные субсидии. Как доказать, что нет доходов?
Если кто-либо из совершеннолетних членов семьи не может представить документ о доходах, то необходимо представить документ, подтверждающий их отсутствие. Это могут быть:
1) справка об отсутствии стипендии – для граждан, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения;
2) справка об обучении в общеобразовательных учебных учреждениях начального и среднего образования для граждан от 16-ти до 18-ти лет;
3) для граждан, имеющих статус безработных, – документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других видов выплат безработным;
4) документ, подтверждающий принадлежность граждан к следующим категориям лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства:
- дети дошкольного и школьного возраста до 16 лет (свидетельство о рождении/паспорт);
- лица, содержащиеся под стражей на период предварительного следствия или судебного разбирательства;
- лица, находящиеся на длительном стационарном лечении (на период такого лечения);
- лица, находящиеся в розыске на период до признания их в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими;
- один из родителей, который осуществляет уход за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. При этом не получает ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет и ежемесячной компенсационной выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;
- неработающие женщины, состоящие на учете в медицинских учреждениях по беременности;
- один из родителей, осуществляющий уход, который необходим по заключению лечебных учреждений его несовершеннолетнему ребенку;
- один из родителей в семье с 3-мя и более детьми в возрасте до 16 лет, а также старше 16 лет, если они являются учащимися общеобразовательных школ (учащиеся образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, – 18 лет);
- студенты заочных и вечерних отделений учебных заведений при дневной форме обучения, не представившие справки о доходах.
Коммунальная субсидия – величина непостоянная
Размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не может быть постоянным по ряду причин. Со временем эта сумма может как увеличиваться, так и уменьшаться, так как размер субсидии напрямую зависит от совокупного дохода семьи, ее количественного состава и других условий.
Зависимость эта прямо пропорциональна: чем выше совокупный доход семьи, тем меньше субсидия, и наоборот – чем ниже доход, тем больше субсидия.
Например, при изменении страховой или базовой части трудовой пенсии в сторону повышения увеличивается и совокупный доход семьи, а это приводит к уменьшению размера субсидии при переоформлении.
Коммунальные субсидии: полезная информация
По вопросам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг обращайтесь по телефону « горячей линии» ГЦЖС Москвы: (495 ) 530-20-81 (круглосуточный многоканальный).
Отделы жилищных субсидий в районах работают по такому графику:
- пн., вт., чт.: 9.00 – 18.00 (прием граждан: 9.30 – 17.30),
- ср.: 9.00 – 20.00 (прием граждан: 9.30 – 19.30),
- пт.: 9.00 – 16.45 (прием граждан: 9.30 – 16.00).
- Перерыв: 13.00 – 13.45.
- Суббота, воскресенье – выходные.
Первый рабочий день после 15 числа каждого месяца – не приемный день (проводится технологическая обработка информации).
Кроме того, обратиться за предоставлением субсидии можно и через интернет-портал госуслуг города Москвы: www.pgu.mos.ru .
Материалы предоставлены пресс-службой Городского центра жилищных субсидий.