Ведомственный контроль госзаказа. Как проходит ведомственный контроль в закупках Кто может проводить ведомственный контроль по 44 фз
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2013, N 11
На едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru) размещен проект Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок ведомственного контроля). Указанный порядок разработан в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечения их гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. В статье мы рассмотрим основные положения данного документа.
Общие положения
Согласно положениям ст. 100 Закона о контрактной системе <1> государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы (далее - органы ведомственного контроля) осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков.
<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".Порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок устанавливается:
- Правительством РФ - для осуществления ведомственного контроля в сфере закупок федеральными государственными органами (в том числе федеральными органами государственной власти), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами управления государственными внебюджетными фондами;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для осуществления ведомственного контроля в сфере закупок государственными органами субъекта РФ, в том числе органами государственной власти субъекта РФ;
- местной администрацией - для осуществления ведомственного контроля в сфере закупок муниципальными органами.
На основании Порядка ведомственного контроля органы ведомственного контроля должны утвердить ведомственный акт об осуществлении такого контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд за своими подведомственными заказчиками.
Разработанные ведомственные акты должны содержать:
- формы ведомственного контроля;
- методы контроля (проведение инспекцией органа ведомственного контроля проверок тематического и комплексного характера);
- способы проведения контроля (сплошная проверка, выборочная проверка);
- форму отчетности о проведенной процедуре контроля. Отчет представляет собой документ, содержащий информацию об основных итогах проверки, и должен включать следующее:
- сведения о подведомственном заказчике;
- сроки проведения проверки (месяц);
- метод проведения контроля;
- результаты проверки;
- способ проведения контроля.
Кроме того, орган ведомственного контроля вправе дополнить ведомственный акт положениями с учетом своей специфики работы.
Предмет контроля
Предметом ведомственного контроля в сфере закупок является соблюдение заказчиками, подведомственными органам такого контроля, требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о контрактной системе в сфере закупок. При осуществлении контроля орган ведомственного контроля проводит в том числе проверку:
- исполнения подведомственными заказчиками установленных законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок обязанностей по планированию и осуществлению закупок. Напомним, что нормами Закона о контрактной системе предусматривается составление планов-графиков размещения заказов, а с 01.01.2015 и планов закупок (ст. 16 Закона о контрактной системе);
- обоснованности закупок, включая обоснованность объекта закупки, начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При формировании плана закупок, плана-графика бюджетным и казенным учреждениям необходимо осуществлять обоснование закупки, которое заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством РФ;
- соблюдения правил нормирования в сфере закупок. Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым учреждением товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг). Под требованиями к закупаемым товарам, работам, услугам понимаются требования к их количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ;
- соблюдения предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта. Порядок предоставления таких преимуществ установлен в ст. ст. 28, 29 Закона о контрактной системе;
- соблюдения порядка закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Согласно ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 000 000 руб.;
- обоснованности в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использовать иные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных его существенных условий в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;
- соответствия поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг условиям контрактов, достижения целей закупки, а также целевого использования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг;
- соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок;
- соответствия закупаемой продукции ожидаемым результатам федеральных целевых программ, подпрограмм государственных программ РФ, а также ожидаемым результатам реализации основных мероприятий (ведомственных целевых программ) государственных программ в целом, в том числе в части объема закупаемой продукции, соответствия планов-графиков закупок планам реализации и детальным планам-графикам реализации государственных программ, в рамках которых они осуществляются.
Порядок осуществления контроля
Ведомственный контроль будет проводиться путем плановых и внеплановых проверок. Для этого из должностных лиц органа ведомственного контроля создается специальная инспекция, в состав которой должно входить не менее трех человек. Инспекцию возглавляет ее руководитель.
Решения о проведении проверок, утверждении состава инспекции, изменениях ее состава, утверждении и изменении сроков осуществления ведомственного контроля утверждаются приказом руководителя органа ведомственного контроля либо уполномоченным лицом.
Плановые проверки. Они осуществляются на основании плана проверок, утверждаемого руководителем инспекции. При этом план проверок должен содержать следующие сведения:
- наименование органа ведомственного контроля инспекции, осуществляющей проверку;
- наименование, ИНН, адрес местонахождения подведомственного заказчика, в отношении которого принято решение о проведении проверки;
- месяц начала проверки.
Утвержденный руководителем инспекции план проверок размещается на официальном сайте органа ведомственного контроля, осуществляющего ведомственный контроль в сфере закупок, в Интернете не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения.
Результаты проверки оформляются отчетом в сроки, установленные приказом о проведении проверки. Отчет о проверке подписывается всеми членами инспекции. Необходимо отметить, что решение и предписание инспекции по результатам проведения проверки (при их наличии) являются неотъемлемой частью отчета.
Отчет о проверке состоит из нескольких частей.
Вводная
- наименование органа ведомственного контроля, осуществляющего ведомственный контроль в сфере закупок;
- номер, дату и место составления акта;
- дату и номер приказа о проведении проверки;
- основания, цели и сроки осуществления плановой проверки;
- период проведения проверки;
- фамилии, имена, отчества (при наличии), наименования должностей членов инспекции, проводивших проверку;
- наименование, адрес местонахождения подведомственного заказчика, в отношении закупок которого принято решение о проведении проверки, или наименование, адрес местонахождения лиц - подведомственных заказчиков, осуществляющих в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд функцию по осуществлению закупок для нужд органа ведомственного контроля и (или) уполномоченного органа.
В мотивировочной части акта проверки должны быть указаны:
- обстоятельства, установленные при проведении проверки и обосновывающие выводы инспекции;
- нормы законодательства, которыми руководствовалась инспекция при принятии решения;
- сведения о нарушении требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, оценка этих нарушений.
Резолютивная часть акта проверки должна содержать:
- выводы инспекции о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд со ссылками на конкретные нормы законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нарушение которых было установлено в результате проверки;
- выводы инспекции о необходимости привлечения лиц к дисциплинарной ответственности, о целесообразности передачи вопросов о возбуждении дела об административном правонарушении, применении других мер по устранению нарушений, в том числе об обращении с иском в суд, передаче материалов в правоохранительные органы и т.д.;
- сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 19 Порядка ведомственного контроля в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подписания отчета о проверке его копия с сопроводительным письмом за подписью руководителя инспекции либо его заместителя направляется лицам, в отношении которых проведена проверка. Они в течение 10 рабочих дней со дня получения копии отчета о проверке вправе представить в инспекцию (руководителю инспекции) письменные возражения по фактам, изложенным в отчете, которые приобщаются к материалам проверки.
Результаты проверок должны быть размещены не позднее одного рабочего дня со дня их утверждения на официальном сайте органа ведомственного контроля, осуществляющего такой контроль в сфере закупок, в Интернете. Материалы проверки хранятся инспекцией не менее чем три года.
Необходимо отметить, что несоблюдение инспекцией, членами инспекции положений Порядка ведомственного контроля влечет недействительность принятых инспекцией решений, выданных предписаний.
Внеплановые проверки. Основаниями для их проведения являются:
- истечение срока исполнения подведомственным заказчиком ранее выданного предписания об устранении нарушения;
- распоряжение руководителя органа ведомственного контроля, изданное в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов;
- поступление в инспекцию органа ведомственного контроля информации, содержащей признаки административного правонарушения, о нарушении подведомственным заказчиком обязательных требований в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Руководитель инспекции при наличии вышеуказанных оснований направляет руководителю органа ведомственного контроля служебную записку с приложением копий документов, содержащих сведения, являющиеся основанием для принятия решения. При получении такой служебной записки руководитель органа ведомственного контроля принимает решение о целесообразности проверки. Ее результаты оформляются в том же порядке, что и итоги плановых проверок.
редактор журнала
"Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных)
В этом материале вы узнаете: что такое ведомственная проверка при закупках по 44-ФЗ, как часто проводятся такие проверки и почему не всегда министерства ограничиваются документарным контролем.
Под контроль при закупках в рамках 44-ФЗ попадают все: заказчики, контрактный управляющий и вся контрактная служба, комиссия по закупкам и ее члены, операторы электронных торговых площадок, а также уполномоченные учреждения и специализированные организации (ч. 2 ст. 99 Закона №44-ФЗ).
Помимо контрольных органов, соблюдение порядка планирования и проведения закупок подведомственными заказчиками проверяют вышестоящие организации. Это и есть ведомственный контроль .
Ведомственный контроль в сфере закупок
Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками госорганов, «Росатома», «Роскосмоса», органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов.
Правила проведения ведомственного контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 года № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Здесь прописаны общие требования к проведению ведомственных проверок.
Кроме того, каждое из профильных министерств и ведомств утвердили и ввели еще собственные регламенты контроля в сфере закупок для госнужд. Регламенты проведения проверок утверждены, к примеру, в Минкомсвязи, Минобрнауки, Минприроды и Минкультуры, Росавиации, Росстате, Роспотребнадзоре, в Минздраве и МЧС.
Утвержденные ведомствами регламенты контроля содержат детальное описание каждого этапа проверки, их последовательности и сроков. Также в регламентах прописан состав проверяющих комиссий, число членов комиссий и требования к ним, их права и полномочия, а также требования к оформлению результатов и отчетов.
Общие правила и механизмы ведомственного контроля
Ведомственный контроль осуществляется в отношении не исполнителя, а подведомственного заказчика и его контрактной службы. Проверки проводятся по части соблюдения с их стороны норм 44-ФЗ. В частности, проверяется соблюдение прописанных в законе ограничений и запретов, правил обоснования закупок и их обоснованности, а также верность определения начальной цены контракта.
Документарные и выездные проверки при ведомственном контроле
Сотрудники ведомств могут проводить как документарные, так и выездные проверки, но только по приказу главы ведомства. При этом они обязаны заранее уведомить заказчика о планируемой проверке. Как правило, случаи проведения выездных проверок перечисляются в регламентах ведомственного контроля.
В качестве примера рассмотрим Регламент ведомственного контроля Минобрнауки РФ. Согласно документу, выездные проверки министерство проводит при контроле соответствия поставленного товара (выполненной работы или оказанной услуги) условиям контракта.
Выездной контроль министерство проводит также тогда, когда проверяемые данные являются гостайной. Также выездную проверку Минобрнауки проводит по поручению министра или уполномоченного им должностного лица. Во всех других случаях министерство ограничивается проверками документов.
Отметим, что согласно постановлению Правительства РФ №89 , при выездных мероприятиях заказчик обязан позволить проверяющим доступ на территорию своей компании. Фото-, видеосъемка, копирование документов в отдельных случаях также разрешается. А если у проверяющих возникнут вопросы, заказчик по почте или устно обязан предоставить все пояснения.
Как долго длится ведомственная проверка по 44-ФЗ
В ПП РФ №89 четко прописаны и сроки проведения ведомственного контроля – не дольше 15 дней . Срок проверки можно продлить еще максимум на 15 дней, но только один раз и по решению главы ведомства.
По итогам ведомственной проверки составляется итоговый акт, где фиксируются все нарушения, выявленные в ходе проверки. Кстати, о выявленных правонарушениях проверяющие должны сообщить в соответствующие органы – в Прокуратуру или ФАС.
Материалы по результатам такой проверки должны храниться в соответствующем ведомстве или министерстве не менее трех лет.
Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»
Осуществление ведомственного контроля в сфере закупок предполагает действие одного из механизмов надзора в сфере закупок. Этот механизм направлен, в первую очередь, на повышение эффективности торговой процедуры. Также стоит отметить, что данный процесс полезен и в целях снижения нарушений в области проведения тендеров. Предметом этого процесса является как стадия планирования, так и стадия непосредственного осуществления торгов.
Порядок ведомственного контроля в сфере закупок по 44-ФЗ
Итак, данная процедура осуществляется в соответствии со ст. 100 закона № 44-ФЗ . На основании этой статьи принято Постановление Правительства РФ № 89 (от 10.02.2014), в котором закреплен порядок проведения наблюдения в сфере торгов для федеральных нужд. Мероприятия по торгам на федеральные нужды осуществляют:
- органы власти федерального уровня;
- госкорпорация «Росатом» ;
- государственные внебюджетные фонды.
Форма осуществления подобного рода процесса может быть как выездная, так и документарная. О проведении мероприятия направляется уведомление в адрес проверяемого лица. Срок проведения процедуры составляет не более чем 15 календарных дней (может быт продлен, но не более чем на 15 календарных дней). Результатом проверки является акт по ведомственному контролю в сфере закупок, который отражает наличие (отсутствие) нарушений.
Скачать пример акта ведомственного контроля
В случае наличия нарушений орган, проводящий проверку, разрабатывает и утверждает план исправления выявленных нарушений.
Если же проверяемыми лицами выявлены нарушения, которые содержат признаки административного нарушения в соответствии с нормами КоАП РФ, то материалы направляются в орган государственной власти, уполномоченный на возбуждение дела об административном правонарушении в области закупок.
Аналогично проходят проверки в сфере закупок регионального характера. То есть субъектом РФ разрабатывается и утверждается порядок осуществления проверки, а также определяются органы власти, наделяемые полномочиями по проведению подобных процедур. Ведомственный контроль в сфере муниципальных закупок проводится аналогично региональному.
Порядок осуществления ведомственного контроля 223-ФЗ
Итак, ведомственный контроль по 223-ФЗ осуществляется на основании ст. 6.1 закона № 223-ФЗ.
Как и в рамках ФЗ № 44, проверка закупочной деятельности по 223-ФЗ осуществляется исходя из деления уровней на федеральный, региональный и местный (муниципальный). Таким образом, на каждом уровне органами власти принимается соответствующий акт, регламентирующий осуществление такого рода мероприятий.
с 20.11.2018 вступило в силу постановление правительства № 1335 от 08.11.2018. Оно утвердило правила проведения ведомственного контроля, а так же обязало ФОИВ до 01.01.2019 разработать регламент контрольных мероприятий.
Контрольный орган в сфере закупок , его функции, полномочия, цели и субъекты, за которыми ведется контроль, четко определяются действующим законодательством. О том, какими нормативно-правовыми актами регулируются перечисленные вопросы, какие органы являются контролирующими и кто еще может контролировать тендерные процедуры, расскажем в статье далее.
Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона
Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов. Самым информативным в части контроля процедуры торгов является закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). Этот правовой источник раскрывает всю схему контрольных органов, их функции, полномочия, а также обозначает контролируемых субъектов и другие моменты данной проблемы.
Однако назначение конкретного органа в качестве курирующего звена производится в каждом случае соответствующими подзаконными актами. При этом закон № 44-ФЗ выделяет несколько ступеней контроля. Он определяет, что курирующую деятельность могут вести не только властные органы, но и общественные институты или даже обычные граждане. Рассмотрим все эти нюансы подробнее…
Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)
Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.
- На федеральном уровне контроль осуществляют:
- Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2013 № 728);
- Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
- органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
- На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
- Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.
Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный
Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:
- Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
- Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
- Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).
Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.
Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).
Последний способ контроля проводится:
- общественными объединениями;
- гражданами без какого-либо статуса;
- объединениями юридических лиц.
Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:
- делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
- подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
- подавать заявления в суд.
Таким образом, органов, контролирующих проведение тендеров, достаточно много. Самым главным, постоянным и универсальным ведомством в этой системе можно назвать Федеральную антимонопольную службу РФ. Кроме того, участники торгов могут обращаться и к общественному контролю. Общественные объединения и граждане обладают широким спектром прав — вплоть до обращения в судебные органы за защитой интересов другого лица или нескольких заявителей. Такие возможности даны общественности в том числе с целью недопущения коррупции при проведении торгов.
Закон о контрактной системе предусматривает сразу несколько видов контроля со стороны различных органов. Обилие контрольных функций и полномочий вызывает немало негативных отзывов со стороны участников контрактной системы и с ними сложно не согласиться – постоянные проверки существенно осложняют, а нередко и мешают нормальному рабочему процессу.
Вместе с тем, контрольные полномочия позволяют выстроить структуру межведомственного взаимодействия, способную повысить эффективность и качество контрактной системы на том или ином уровне.
Мы вновь сталкиваемся с тем случаем, когда в руки специалистов вложили инструмент, но как они им распорядятся – зависит от них самих.
Что такое ведомственный контроль в сфере закупок?
Ведомственный контроль в сфере закупок – это один из видов контроля, предусмотренных Законом № . Его основным отличием является то, что осуществляют его по отношению к заказчику не контрольные органы, а вышестоящие организации.
Предметом ведомственного контроля являются этапы:
- планирования;
- осуществления закупок.
Зачем нужен ведомственный контроль?
Как уже было сказано, ведомственный контроль – это один из механизмов контрактной системы. В неумелых руках он будет как минимум бесполезен, а в худшем случае - затруднять выполнение и без того сложной работы контрактных управляющих. Иными словами, эффективность, а точнее «полезность» ведомственного контроля в этом случае будет крайне мала.
Совершенно иначе обстоят дела в том случае, когда между вышестоящей организацией и подведомственным ей заказчиком выстроена устойчивая вертикаль взаимодействия, благодаря которой осуществляется курирование, консультирование, возможно даже обучение и помощь в разрешении возникающих вопросов.
Ведомственный контроль в этом случае становится той призмой, благодаря которой вышестоящая организация осуществляет мониторинг закупочной деятельности подведомственного учреждения. Это позволяет выявлять проблемные вопросы, пробелы в знаниях, нарушения и ошибки на самом раннем этапе.
Таким образом, суть ведомственного контроля сводится не столько к выявлению нарушений и последующему наказанию, сколько к предупреждению и скорейшему устранению потенциальных нарушений.
Следствием такого подхода в перспективе явится целый ряд факторов:
- постоянный контроль и курирование закупочной деятельности заказчика со стороны вышестоящей организации;
- повышение эффективности закупочной деятельности и реализации норм законодательства о контрактной системе;
- снижение количества нарушений.
Разумеется, все это возможно исключительно при выполнении двух важных условий:
- Наличия в вышестоящей организации компетентных сотрудников, обладающих высоким уровнем профессионализма в сфере закупок.
- Наличия отлаженной системы тесного взаимодействия между заказчиком и вышестоящей организацией.
Как осуществляется ведомственный контроль?
Практика ведомственного контроля основывается на общих принципах осуществления контроля в сфере контрактной системы и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 г. № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Помимо данного документа вышестоящие организации утверждают собственные регламенты и порядки осуществления ведомственного контроля в сфере закупок.
При разработке собственных регламентов учреждения детально описывают виды и этапы проводимых ими контрольных мероприятий, их порядок, сроки, права и обязанности сторон и прочие детали.
Когда дело доходит до практики, многие сталкиваются с тем, что представители вышестоящей организации попросту не знают, что именно и как они должны проверять. Данная проблема решается довольно просто:
- вы не первые и уж точно не единственные, кто сталкивается с этими трудностями – найдите и возьмите за основу чей-нибудь готовый и наиболее подходящий порядок, изучите его;
- свяжитесь с коллегами из других ведомств, вышестоящих организаций или даже соседних населенных пунктов – не бойтесь общаться и консультироваться, это гораздо проще, чем самостоятельно «изобретать велосипед»;
- откройте Закон № 44-ФЗ и выпишите на лист обязанности заказчика – это именно то, что вам нужно проверить, - затем подумайте, как это сделать и какие документы вам для этого понадобятся;
- определите рамки своих полномочий – вы должны проверить все то, что предписывает Закон № 44-ФЗ и не выходит за рамки ваших полномочий.
Заключение
Ведомственный контроль – это крайне полезная вещь при наличии в вышестоящей организации специалистов, обладающих необходимым уровнем знаний. Вместе с тем, многое зависит от того, какую позицию займет вышестоящее учреждение по отношению к своим подведомственным заказчикам.