В чем заключается героизм тимохина. Капитан тимохин в романе война и мир толстого образ, характеристика сочинение
Лев Толстой ценил героизм солдат и офицеров низшего звена, которым редко доставалась слава и награды. Люди находились в первых рядах сражения, рисковали жизнью, массово гибли, оставаясь не замеченными генералами.
Образ и характеристика Тимохина в романе «Война и мир» отображают общий портрет скромного воина, которому чужд карьеризм.
Внешний вид
Прохор Игнатьевич был опытный пожилой стрелок, несколько неуклюж в силу своего возраста и специфики военного дела. Тимохин чтил субординацию, поэтому вел себя пред генералом робко, держался как школьник перед учителем. Лицо выражало искреннее детское беспокойство по тому поводу, что сейчас обязательно за что-то отругают.Налитые щеки Прохора краснели в минуту доклада, становились алыми. Это могло казаться признаком застенчивости, хотя на самом деле так отражалось на мужчине излишнее потребление вина. Особенно отличался ярко краснотой нос, по которому начальство узнавало капитана издалека.
Солдатская выправка украшала офицера подтянутым животом. Во рту не хватало двух зубов, которые враг выбил прикладом еще под Измаилом. Тимохин любил улыбаться, часто это делал, не стесняясь, показывал свой недостаток.
Характер
Прохор Ильич командовал стрелковой ротой. Кутузов обратил внимание на порядок в роте, отметил капитана, что тот храбрый офицер еще до начала знаменательного Шенграбенского сражения. Командующий помнил стрелка еще с 1790 года, когда штурмовали Измаил. Тимохин дрался с врагами отчаянно и смело. Как настоящий солдат готов был в любой момент отдать свою жизнь за победу в бою.Товарищи считают Прохора добродушным, начальство его хвалит. Когда Пьер Безухов присутствовал на Бородинском поле, то считал более удобным задавать вопросы благосклонному Ильичу, чем озабоченному военными делами Болконскому.
Подвиг роты Тимохина
Отступая в 1805 году на территории Австрии, Кутузов приказал Багратиону задержать противника. Решено было дать бой под деревней Шенграбен. Левое крыло линии русских солдат оказалось самым слабым. Нападение французов получилось несколько неожиданным в силу интриг, имеющих место среди генералов.Выстрелы раздались тогда, когда большинство солдат занимались хозяйственной работой. Образовалась паника, люди побежали в разные стороны, никто не слышал приказа. Болконский с правого крыла мог видеть, как быстро французы заполняют собой опушку леса. Создавалось впечатление, что враг без усилий захватил левое крыло.
Вдруг французы, казалось, без видимой на то причины, развернулись и побежали в свою сторону. Из леса показалась рота капитана Тимохина. Только эта горсть солдат осталась не разрозненной под контролем своего командира, порядок ряда был удержан, а пример капитана поддерживал роту.
\"Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали\".
Это был момент, спасший отход армии. Бегущие солдаты, не слыша за спиной преследовавших их выстрелов и победного крика врага, остановились, опомнились, услышали команду командиров и снова сомкнули линию обороны.
Героизм Тимохина и карьеризм Долохова
Рядом с капитаном в Шенграбенском сражении бежал разжалованный в рядовые за хулиганство Долохов. Федор первый схватил за воротник французского офицера, что давало ему право взять трофеи. В конце сражения Долохов подбежал к командиру полка, схватился за стремя его лошади, прижался всем телом и крикнул:«Ваше превосходительство, вот два трофея, - сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. - Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. - Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. - Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!»
Бородинское сражение
Проком Ильич защищал Москву, командуя батальоном стрелков под руководством князя Болконского. Старого офицера смущали рассуждения Андрея, критиковавшего Кутузова за отступление под Смоленском, его мнения не спрашивали и он молчал, краснея и сопя.Поле битвы Тимохин покинул с раненой ногой, поэтому самостоятельно выехать с Москвы не смог бы. Но бравого воина приняли с остальными офицерами в доме Ростовых. Утром граф Илья Андреевич приказал разгрузить с повозок имущество, чтобы вывезти на них раненных.
Тимохина погрузили на одну телегу с Андреем Болконским, спасая жизнь доблестному капитану. Лев Толстой обращает внимание потомков на то, что сражение выигрывает не генерал, а солдатская масса, которую в бой ведут маленькие по чину, никому не известные офицеры. Чтить память о защитниках Родины есть долг каждого гражданина.
На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. I. ч. 2, гл. XX.)
Роман – эпопея «Война и мир» - вершинное произведение Л.Н. Толстого, великого русского прозаика. Оно потрясает
читателя реалистичностью, мастерским раскрытием образов главных героев, их характеров, точностью описания исторических
событий.
Все это достигнуто благодаря нескольким эпизодам, являющимися ключевыми в романе. Отрывок, в котором повествуется о
событиях на батарее Тушина во время Шенугабенского сражения, является одним из них. Эта глава отличается глубиной
переживаний героев и поставленных автором проблем.
Центральное место в эпизоде занимает описание боя, настроения и действий солдат и офицеров. Писатель, на протяжении
всего романа выражает мысль о том, что ничто так не влияет на результат сражения, как настроения солдат –
непосредственных участников боя. Если их охватывает страх и они не верят в победу, то поражение неминуемо. Таково мнение
Толстого.
Убедиться в данной теории помогает читателю этот эпизод. В начале отрывка мы видим солдат, спасающихся бегством, и
понимаем, что сражение будет проиграно.
Великолепно раскрыто настроение солдат, которых поглотил ужас. Они бегут с поля боя, не замечая своего командира, чей
голос им еще недавно казался грозным. Теперь же он не производил никакого действия, и офицер уже не мог вернуть войско
обратно.
Нельзя не отметить и поведение полкового командира в этом сражении. Когда он узнал, что его полк был застигнут
врасплох, он был поражен мыслью, что после его смогут обвинить в поражении. С этим офицер никак не мог смириться, ведь
он верой и правдой более двадцати лет служил на благо Родины. Генерал совершает выдающийся поступок: под градом пуль
скачет к полку, чтобы исправить допущенные ошибки. Руководит им не желание победить и даже не жажда славы, которая была
у всех офицеров, а страх за себя и за свою карьеру. И я думаю, что именно поэтому у него не получается убедить солдат
вернуться и отражать атаки французов.
Но не все были такими. Это подтверждает рота Тимохина, удержавшаяся в лесу, которая с «безумною и пьяную
решительностью» бросились на врага. Этот отряд автор противопоставляет отступающему полку и показывает, что многое в
битве зависит от настроения солдат, ведь рота смогла сделать то, что не удалось целому полку.
Толстой уделяет внимание и некоторым отдельным личностям. Так, в этом эпизоде мы видим Долохова, участвующего в бою.
Если в личной жизни он некто иной, как бретер и повеса, ведущий праздный образ жизни, то в сражении Долохов показывает
себя храбрым солдатом, полным отваги и мужества.
Но автор указывает и на слабые стороны персонажа, одной из которых является карьеризм. Долохов сражается не ради
победы и защиты родины, а ради славы. Его цель – продвинутся по службе, поэтому, захватив трофеи, он спешит показать их
начальству и просит об этом запомнить.
Совсем другим предстает перед нами отряд Тушина. Солдаты на батарее не думают о почестях, они лишь выполняют свой
долг, не замечая всеобщего отступления. И настоящий героизм во время сражения виден именно здесь. Артиллеристы не видят
даже того, что у батареи нет прикрытия и их могут захватить в любой момент. Солдаты обходятся без командования, потому
что знают, что и как им делать, а Тушин сам всегда находится у пушек и участвует в бою наравне с остальными.
Если сравнить полк, бежавший с поля боя, и батарею, то мы увидим, что Тушина и других бойцов не брал страх, они
сражались отчаянно, сумели поджечь Шенугабен и отбить нападающих на батарею французов. Через это писатель раскрывает
образы солдат, показывая не столько их портреты, сколько качество и недюжинные способности, а именно отвагу, доблесть,
решительность и умение выстоять в трудной ситуации. Это и помогло им оказывать сопротивление французскому войску.
Но Толстой не обходит стороной и душевные качества героев, подробно описывая их на примере Тушина. Автор указывает,
что командир батареи делает все то, что должен был делать лучший офицер, но в то же время «он находился в состоянии,
похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека».
Тушин видел все не так, как происходило на самом деле, перед его глазами стоял «фантастический мир», которым он
наслаждался. Все в его воображении было по другому: неприятельские пушки он представлял себе трубками, из которых кто-то
выпускал дым. Сам себя он видел сильным, высоким мужчиной, кидавшим французам ядра. Вообще говоря, Тушин во всем
старался увидеть что-то хорошее, не поддавался страху, который должно было вызвать все происходящее вокруг. Раскрывая
натуру командира батареи, мы отмечаем в нем глубину мысли, потрясающую выдержку и мужество. Поэтому Толстой сравнивает
Тушина с другим героем эпизода – штаб-офицером, которого я бы назвал трусом, он передает указание об отступлении и
ничего не делает для того, чтобы помочь переместить батарею в безопасное место. Когда же над ним пролетает два ядра, он
повторяет приказ и скачет прочь.
По-моему, с помощью этой сцены автор хотел выразить мысль, что во время сражения вся ответственность лежит на плечах
простых солдат, только от них зависит исход боя, а планы военоначальников редко осуществляются, ведь все может изменить
одно только настроение в первых рядах армии. В эпизоде о Шенугабенском сражении писатель доказал это.
После отъезда штаб-капитана приезжает адъютант с тем же приказанием – отступить. Это был князь Андрей, которого
удивляет положение на батарее. Первое, что он заметил, была лошадь, из ноги которой лилась кровь; увидел он и убитых
людей. Я уверен, что все это вызвало у него чувство жалости и скорби по погибшим. Болконского охватывает страх. Но мысль
об этом поднимает его: «Я не могу бояться», - говорит он себе.
Князь Андрей передал приказание, но остался у пушек, чтобы самому проследить за его исполнением. Он помог снять
орудия и перевезти их. В этом показана ответственность Болконского, его готовность помочь, а также сила духа, ведь он
сумел побороть в себе чувство страха. Эпизод заканчивается прощанием князя Андрея с Тушиным. Командир батареи не может
сдержать своих чувств, на глазах его слезы. Он понимает, что сражение проиграно, но, по моему мнению, в то же время он
рад встречи с Болконским, понимая, насколько он отличается от остальных штабных офицеров.
Таким образом, в эпизоде «На батарее Тушина» раскрыты образы нескольких персонажей, в том числе Андрея Болконского,
одного из главных героев романа. Показаны их чувства и переживания, черты характера. Толстой мастерски описывает
сражение, которое испытывает героев произведения и заставляет их проявлять все необходимые в бою качества. Именно
поэтому этот отрывок является одним из ключевых в романе, и он действительно заслуживает внимания читателя.
Эпизод «Тимохин и Долохов во время Шенграбенского сражения» повествует о том, как русские войска во время одного из ключевых сражений в войне 1805 года, под давлением французов, начали паническое отступление. Вопреки всем командам начальства, солдаты бежали, каждый спасая свою жизнь: «- Обошли! Отрезали! Пропали! - кричали голоса бегущих».
В рядах войск началась настоящая паника, и казалось, что никто и ничто не сможет восстановить порядок, заставить русских сражаться. В момент животного страха пали все авторитеты – приказы военного руководства ничего уже не значили.
Однако произошло практически чудо – одна рота все-таки сохранила свою организованность и уважение к командиру. Это была рота Тимохина. Этот маленький «красноносый капитан» сумел сдержать своих солдат, направить их помыслы в нужное ему русло. Именно поэтому его рота произвела перелом в битве: «Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены».
Как же вел себя сам Тимохин во время атаки? Он с такой решительностью и даже отчаянностью набросился на французов (с одной шпажкой, подчеркивает Толстой), что те «не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Мы понимаем, что в этот момент Тимохин «ставил на карту все» - цель его жизни заключалась сейчас в том, чтобы заставить французов бежать или …умереть самому. И это почувствовал противник, застигнутый врасплох.
Тимохин, по мнению Толстого, истинная русская натура, шальная, удалая, отчаянная, однако и бескорыстно-героическая, способная на подвиг во имя общего блага.
Не таков Долохов, который, в противовес Тимохину, прежде всего думает о личной славе. Он тоже герой – бежал в атаку рядом со своим командиром, «в упор убил одного француза». Однако, подчеркивает Толстой, и «первый взял за воротник сдавшегося офицера», чтобы все видели, что это сделал именно он.
Больше того, Долохов почитал нужным подойти к полковому командиру и «отчитаться» перед ним в своих заслугах: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!»
С одной стороны, этого героя можно понять: он, дворянин и офицер, за «провинности» был разжалован в простые солдаты. А заслуги, замеченные командованием, могли вернуть ему офицерское звание. Но, в то же время, мы понимаем, что в ответственный момент боя поведение Долохова крайне неуместно и эгоистично. Особенно это заметно по сравнению с геройским и, что самое важное, бескорыстным поведением капитана Тимохина.
Таким образом, в данном эпизоде мы наблюдаем противопоставление двух «боевых героев», двух типов поведения – истинно героического, бескорыстного (Тимохин) и ложно героического, эгоистического (Долохов). .
Апр 12 2010
Тушин в бою нисколько не меняется: он по-прежнему склонен размышлять, движения его неловки, он вздрагивает от звуков выстрелов, но здесь его мысли приобретают другой характер. Он уже не думает о смерти: «мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Но «у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту». Французские пушки представляются ему трубками, снаряды - мячиками, французы - муравьями; свою большую пушку он называет Матвеевной, а самого себя он видит «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».
Так что же такое героизм и что это значит: мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый , только воображающий себя сильным мужчиной? прошел осаду Севастополя и знал . Он знал: те лгут, кто говорит, что ничего не боится. Боятся все, но не все умеют победить свой страх, а мужество в том и заключается, чтобы, вздрагивая от выстрелов, не бежать оттуда, где опасно, но делать свое дело. Всегда очень обидно читать, как накидывается на Тушина штаб-офицер, добравшийся, наконец, до него с приказом отступать: «Что вы, с ума сошли?…» Не потому обидно, что он кричит на Тушина, а потому, что Тушин пугается его и не может победить этого своего страха.
- «- Ну, за что они меня?.. - думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
- - Я… ничего… - проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. - Я-»
К счастью, в это время близко пролетело! ядро штаб-офицер поворотил лошадь и поскакал; прочь, а вместо него приехал . «Он передал приказание и не уехал с батареи». Тушин вздрагивает от выстрелов - и делает свое дело. Князь Андрей тоже «почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», - подумал он и медленно слез с лошади между орудиями». Они очень разные, Тушин и князь Болконский. В мирной жизни между ними нет ничего общего, и гордый князь, может быть, не снизошел бы до разговора с артиллерийским капитаном, да и негде было бы им встретиться. Но здесь, сведенные вместе , они молча делают свое дело: «Оба были так заняты, что, казалось, и не видели друг друга». Здесь они похожи тем главным, чего требует от человека, осознанной князем Андреем и не осознанной Тушиным мыслью: «Я не могу бояться», умением победить свой страх.
И Тушин чувствует это единство. Когда все кончилось и князь Андрей протянул ему руку, Тушин говорит те же слова, какие сказал бы своему фельдфебелю Захарченко.
«- До свидания, голубчик, - сказал Тушин, - милая душа! прощайте, голубчик, - сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза». Слезы эти понятны. Кончился взлет страшного напряжения, кончился его Тулон, больше не нужно быть героем, и он опять превратился в маленького робкого человека. Таким он и стоит перед Багратионом в тесной избе, где собралось все начальство; на бедного капитана устремлено столько глаз - немудрено, что он споткнулся о древко взятого сегодня французского знамени и вызвал смех, причем «громче всех слышался голос Жеркова». Читать эту сцену горько, и стыдно, и страшно: почему же так? Почему трус Жерков сидит здесь и смеется громче всех, а герой Тушин, дрожа, стоит перед Багратионом, едва имея силы выговорить: «Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство».
Невольно вспоминается еще один герой Шенграбенско-го сражения, знакомый нам со смотра в Браунау. Здесь он появился в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали…
«Все казалось потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». (Курсив мой. - Н. Д.)
Только благодаря Тимохину русские имели время опомниться: «Бегущие возвратились, батальоны собрались…»
Так вел себя в бою тот самый Тимохин, который на смотре в Браунау «все больше и больше прижимал свои два пальца к козырьку, как будто в одном этом прижимании он видея теперь свое спасение».
Так что же такое мужество, если храбрец, которого еще е Измаила запомнил Кутузов, оставаясь храбрецом в бою, вытягивается перед начальством, дрожа от страха, и капитан Тушин, не думавший об опасности под вражескими ядрами, теряет дар речи, стоя перед Багратионом?
Мужество разнообразно. И есть немало людей, безудержно храбрьга в бою, теряющих свою храбрость в будничной жизни. Их поведение не всегда можно назвать трусостью; тут другое. На поле боя человек знает, как он должен себя вести и что от него требуется. В обычной жизни случается иное” именно то, что человек должен сделать, повинуясь своей совести, может вызвать недовольство других людей. Вот чье мужество в бою и в штабе одинаково - это князь Андрей. Он и здесь может приказать себе: «Я не могу бояться»; он одно знает: как отступить в бою, так и промолчать перед начальством - значит унизить свое человеческое достоинство, потому и заступается за Тушина.
«- Вот спасибо, выручил, голубчик, - сказал ему Тушин», и князю Андрею стало грустно и тяжело, как грустно и тяжело было нам читать о вызове Тушина к Багратиону.
Мы еще раз встретимся с Тушиным в госпитале, где он выйдет нам навстречу с пустым рукавом, потому что потеряет руку в одной из следующих битв. Больше мы уже не увидим его на страницах романа, но навсегда запомним то, чему он научил нас: если хочешь стать храбрым, задача не в том, чтобы не бояться. Нужно только знать: бояться стыдно, на это я не имею права; я должен преодолеть свой страх, я не могу поступить иначе. Вот эта невозможность поступить иначе и называется мужеством.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Характеристика образа капитана Тушина в романе «Война и мир» . Литературные сочинения!Кто же настоящие герои?
Изображая войну, Толстой следует принципам, которые выработал в пору "Севастопольских рассказов": он показывает не скачущих воинов и их полководцев, не парад, не блеск побед, а военные будни, рядовых солдат, их тяжелый повседневный труд. Он раскрывает внутренний мир обыкновенного человека, привлекающего своей душевной красотой. Писатель утверждает, что от воли и усилий массы таких вот простых, обыкновенных людей зависит исход исторических событий. Вспомним главы, посвящённые Шенграбенскому сражению. Перед нами пехотные полки, расстроенные под влиянием страшного слова "отрезали". "Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешалось в пользу страха". Но тут на выручку приходит скромный, независимый Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление ротного, увлёкшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. "Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажной, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали".
Писатель показывает героизм человека, которого никто не считает героем, который и сам меньше всего думает о своём героизме. Но недаром Кутузов запомнил Тимохина и назвал его во время смотра в Барбанау "измайловским товарищем", "храбрым офицером". И, наверное, не в первый раз совершил истинно героический поступок скромный офицер. После этой сцены мы попадаем на батарею Тушина. Действуя по собственной инициативе, забытый начальством и оставшийся без прикрытия, Тушин со своими артиллеристами решает исход сражения, сам того не зная. В разгар боя и Тушин, и солдаты возбуждены, веселы, необыкновенно деятельны. Их чувства едины. "Солдаты… все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира". А он обращается с ними не как начальник, а как добрый друг. Своего любимого солдата он называет "дядей", любуется каждым его движением, к фейерверку обращается ласково: "голубчик", советуется с фельдфебелем Захарченко, к которому испытывает уважение. В каждом слове Тушина звучит простота и необыкновенная доброта. "Милая душа! Прощайте, голубчик", - говорит он Андрею. Толстой неоднократно подчёркивает, что в облике Тушина нет ничего военного и тем более воинственного. Вспомним, как отдают честь начальству он и Жернов. "Тушин, с его слабыми, робкими и неловкими движениями, делает это совсем не так, как салютуют военные". Жернов же салютует "бабно, не отнимая руки от фуражки". Но в бою Жернов струсил, а Тушин показал себя настоящим воином. Недаром в том фантастическом мире, который под влиянием крайнего напряжения душевных сил сложился в его голове, "сам он себе представлялся огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра". Внешне Тушин совсем иной, но такова сила его духа. Разные голоса, разные жизни, интересы, судьбы. Кончился бой и люди также, как и Тимохин, как и Тушин геройски сражавшиеся с врагом вернулись к военным будням.
Но вот от солдатских костров писатель ведёт нас в избу, где собрались генералы. Здесь разговоры другие. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивая свою роль в сражении. В глазах этих самодовольных людей жалко выглядит фигурка Тушина, - истинного героя дня. Героизм и трусость, простота и тщеславие противоречиво переплелись в помыслах и поступках участников сражения под Шенграбеном. Но мы не можем не видеть, что решающей силой в сражении явились единство и одушевление тысяч рядовых воинов, не думающих о славе и награде. И можно прийти к мысли, что на войне, как и вообще в истории человечества, деятельность людских масс, связанных единством чувств и стремлений определяет ход событий.