В чем смысл эпилога романа достоевского преступление и наказание. Роль эпилога в романе Ф
На уроке-практикуме можно обсудить с учащимися ключевые проблемы эпилога романа.
Примерный план анализа эпизода
Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое | Эпизод как часть произведения, звено в общей цепи событий | ||
1. Сюжет эпизода | 1. Место эпизода в сюжете и композиции произведения | ||
2. Речевой строй эпизода | 2. Герои эпизода в системе образов произведения | ||
Диалог | Повествование | Описание | |
основной конфликт | события и их динамика | что и как описано (портрет, пейзаж, интерьер) | |
речевые характеристики | герои, их поступки | чьими глазами дано описание | |
авторские ремарки | взаимосвязь героев и событий; причинно-следственные связи | способы описания состояния | |
подтекст | пространственно-временные связи | роль художественных деталей | |
3. Функция эпизода: характерологическая, психологическая, оценочная | 3. Отражение в эпизоде особенностей жанра, творческого метода, литературного направления | ||
4. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде | 4. Связь проблемы эпизода с общей проблематикой произведения | ||
5. Эмоциональный пафос эпизода | 5. Конфликт эпизода в связи со спецификой конфликта всего произведения | ||
6. Мастерство писателя, особенности писательского стиля | 6. Развитие в эпизоде темы и идеи произведения. Выражение позиции автора, его идейно-эстетических взглядов | ||
Место эпизода в контексте творчества писателя |
|||
Место эпизода в русской и мировой литературе и культуре |
Для обсуждения ключевых проблем эпилога классу предлагается система вопросов.
Основные вопросы урока
1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
2. В чем выражалась его болезнь?
3. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
4. Как складываются его отношения с окружающими?
5. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?
6. Что для него страшнее каторги?
7. Почему он не раскаялся в своем преступлении?
8. Почему каторжники полюбили Соню?
9. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграли болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?
10. Что помогло возродиться Раскольникову?
11. Как Раскольников помог Соне?
Итог урока. Роль эпилога очень важна в романе, так как это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории. Это воплощение Достоевским библейской темы смирения - «Смирись, гордый человек!». Это воплощение главной идеи романа - только любовь к ближнему способна победить зло.
Уроки 137-138. «Общий дух романа... - это тайна автора »
Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». Полифонизм романа. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“». Подготовка к домашнему сочинению.
На сдвоенном уроке целесообразно организовать семинарское занятие, на котором будут рассмотрены следующие проблемы:
1. Споры вокруг романа «Преступление и наказание».
2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“».
3. Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».
4. Полифонизм романа.
Для подготовки к семинару учащимся в качестве опережающего домашнего задания предлагаются блоки вопросов.
Споры вокруг романа «Преступление и наказание»
Почему разгорелись споры вокруг романа «Преступление и наказание»?
Как повлияло время написания романа на такое отношение к нему?
Какие точки зрения высказывались, как в них оценивался роман?
Что не устраивало в героях романа и его проблемах революционных демократов, что не нравилось сторонникам либеральных взглядов?
Какие позиции ближе всего вам?
Выводы. Роман «Преступление и наказание» появился в печати в 1866 г. Это был год выстрела Д. Каракозова в Александра II. Следствием террора стало ужесточение правительственной политики, начались аресты, преследования писателей и журналов, усилились цензурные требования. В частности, в 1866 г. были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово». Главным в России этого периода был вопрос о возможных путях развития, каждый предлагал свой: и западники, и славянофилы, и либералы, и революционные демократы, и многие другие. В основе всех направлений лежали идеи, людьми двигали идеи, поэтому Достоевский и поднимает вопрос об идее, подчинившей себе человека.
Роман и его герои оценивались по-разному. Сторонники революционных преобразований отказывались от Раскольникова. Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь», рассматривая героя с материалистических позиций, писал: «Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей». Противники нигилистических взглядов, например Н. Н. Страхов, видят в Раскольникове страдающего человека. В. В. Розанов оценивает роман и героев с философско-религиозных позиций.
Споры вокруг романа «Преступление и наказание», продолжающиеся до сих пор, свидетельствуют о его сложности и неоднозначности.
2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“».
Как вы понимаете слова Н. Н. Страхова: «Это не смех над молодым поколением, не укоры и обвинения, это - плач над ним»?
Почему так часто в статье встречается слово «несчастный», в чем, по мнению Страхова, заключается несчастье Раскольникова? Прокомментируйте такие слова: «Несчастный убийца-теоретик, этот честный убийца... выходит тысячекратно несчастнее простых убийц».
Называя идейного преступника нигилистом, тем самым связывая его с тургеневским Базаровым, автор видит различия этих двух героев. В чем оно?
Как оценивается в статье гуманизм Достоевского? Прокомментируйте фразу из статьи: «...представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах».
Подтвердите фактами из романа правильность утверждения Страхова: «Показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью, - такова была задача романа».
Как показано противостояние человека, исполненного жажды жизни, и среды, «в которой все помутилось»?
Какую роль в поступках героя играет теория? Как связывается она с убийством?
Что такое «взгляды просвещенного деспотизма»?
Как в статье трактуется идея «горя от ума»?
Почему Страхов называет Раскольникова «истинно русским человеком», говоря о его преступлении?
Выводы. Критик Страхов в романе «Преступление и наказание» отмечает сострадание автора своему герою, так как тот несчастен. «Я себя убил» - приводятся в статье слова Раскольникова. Сам убийца, по мнению автора статьи, страдает от содеянного. Гуманизм Достоевского в том, что он видит человека в преступнике и глубоко переживает за него. В статье обвиняется среда, способствующая рождению безумной теории, которая затем подталкивает к убийству, и люди, разрешающие себе все средства, считая своей целью благо человечества. Страхов так определил основную тему романа «Преступление и наказание»: «Глубочайшее извращение нравственного понимания и затем возвращение души к истинно человеческим чувствам и понятиям».
Роман Достоевского «Преступление и наказание» – одно из важнейших произведений мировой литературы, книга великой скорби. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды – основная идея романа.
Главный герой – студент-юрист Раскольников - убивает богатую ростовщицу. Убивает во имя социальной справедливости. Он хочет взять ее деньги, нажитые на преступлении, закончить образование, помочь нищим и обездоленным. За одну жизнь – сотни спасенных жизней! Но дело не только в этом. Своим преступлением герой Достоевского стремился выбиться в Наполеоны, над которыми невластны нравственные законы.
Раскольников в начале романа не считает убийство «вредной» старушонки преступлением. Жизнь старухи для него значит не более, чем жизнь вши. Эта исходная позиция героя, в дальнейшем «управляемая» автором. Жизнь человека бесценна – вот кредо Достоевского.
В финале романа мы узнаем, что Раскольников начинает раскаиваться в своем поступке. Мы видим, что Родион - не просто убийца, а жертва собственных теорий.
Итак, что же происходит в эпилоге романа «Преступление и наказание»?
Сибирь. Острог. В результате всех смягчающих обстоятельств (болезнь, не воспользовался деньгами, явка с повинной, а также то, что когда-то Родион спас двоих детей во время пожара, на свои деньги почти год содержал больного сокурсника) Раскольникова приговорили всего к восьми годам каторги.
За Родионом в Сибирь приезжает Соня. По праздникам она у ворот острога видится с Раскольниковым. Главный герой болен, но ни страдания, ни тяжелая работа не сломили его. Пока еще он не раскаивается в своем преступлении. Только в одном герой считает себя виновным – в том, что не выдержал, пришел к следователю с повинной. Раскольников страдал, что не убил себя, как Свидригайлов. В остроге все преступники очень дорожили своей жизнью, что удивляло Родиона.
Героя никто не любил, скорее, наоборот, - ненавидели. Одни говорили: «Ты барин! Тебе ли было с топором ходить!» Другие: «Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! Убить тебя надо!», хотя сами были во много раз преступнее его. Зато все любили Соню, хотя она и не старалась никому понравиться.
В бреду Раскольникову чудилось, что весь мир должен погибнуть из-за болезни. Ему мерещилось, будто есть микроб, точнее духи, одаренные умом и волей, которые вселяются в людей, делая их бесноватыми и сумасшедшими, но зараженные считают себя умными и неколебимыми в истине. Люди заражаются, начинают убивать друг друга, пожирать…
Как-то утром Раскольников идет на «работы», видит дальний берег реки, где «была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его». К герою приходит Соня. Раскольников бросается к ее ногам, плачет. Он понимает, что бесконечно любит ее.
Раскольникову оставалось еще семь лет каторги, но он чувствовал, что воскрес! Непонятно, почему, но отношение каторжников к герою изменилось. Раскольников понимает, что «наступила жизнь», под подушкой у него лежит Евангелие.
Так заканчивается роман Достоевского. Основную мысль, которую автор проводит в финале – возрождение человека через веру в Христа.
Достоевский оставляет своему герою возможность искупления и воскрешения с помощью веры. В судьбе Раскольникова велика роль страдалицы Сони Мармеладовой, помогающей ему очиститься от скверны силой христианской любви. Русское сердце Раскольникова тянется к светлому, духовному, преодолевает зло. То человеческое, что было в герое (содержал почти год на свои средства больного товарища-студента, спас из огня двоих детей, помогает, отдавая последние деньги на похороны, вдове Мармеладова и т.д.), способствует скорейшему воскрешению Раскольникова. Герой понимает, что путь, на который он встал, неверен, но считает, что «теория здесь ни при чем», просто «я такая же вошь, как и все».
Воскрешает Раскольникова к новой жизни Соня. В ее образе особенно ярко воплотилась идея Достоевского о «грязи физической» и «грязи нравственной». Несмотря на то, что Соня жила в «физической грязи», вынуждена была торговать своим телом, она нравственно чиста. Страдания только укрепили ее душу. Теории Раскольникова противопоставляется христианская идея искупления своих и чужих грехов страданием. Именно когда для Раскольникова открывается мир христианских духовных ценностей, он окончательно воскресает к жизни.
Счастье Родиона Раскольникова заключается, конечно же, в том, что он встретил Сонечку, способную понять его и принять таким, какой он есть. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека.
Прочитав «Преступление и наказание», я лишний раз убедилась в том, что Достоевский – тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого.
"Преступление и наказание"
Чтение романа Достоевского «Преступление и наказание» - процесс очень напряженный, требующий постоянной работы мысли. По мере развития событий повествование о судьбе студента Родиона Раскольникова обретает философский смысл. Описание мироощущения человека, совершившего преступление, раскрытие глубин его подсознания, переплетение жизненного пути Раскольникова с судьбами других людей - все это заставляет читать книгу на одном дыхании. Однако, после того как Порфирий окончательно «уличает» Раскольникова и тот признается в убийстве, жгучий интерес к роману как-то теряется, и эпилог прочитывается по инерции, второпях. Но если остановиться и вдуматься, понимаешь, что без эпилога роман до конца непознаваем, и даже может быть понят искаженно.
«чистосердечное раскаяние». Его признание, прежде всего, основано на физической невозможности вынести внутреннюю борьбу, на предельном истощении всех сил, а еще «из выгоды, как предлагал этот... Порфирий». Это похоже на новое преступление: Раскольников раскаялся в том, что признался. Пропасть между ним и другими людьми расширилась и сделалась непроходимой: «Его даже стали под конец ненавидеть - почему? Он не знал этого».
разумеется, его статьи и не знавшие его теории о «двух разрядах», - инстинктивно чувствовали, что себя-то он и на каторге относит к «высшему» разряду, а их, в том числе и Соню, к низшему. За это и убить хотели.
Но все изменилось, когда он молча отрекся от своей «проклятой мечты», когда Соня «поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее... Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого...».
Весь роман перенасыщен шумом. Гудящие улицы, скандал на поминках, сумасшедшая Катерина Ивановна в толпе, истошные, оглушительные крики Раскольникова, даже тогда, когда он не говорит, а лишь думает про себя. Кроме того, сны с гулом споров, с резней, с пожаром, набатом. И вдруг на последней странице абсолютно молчаливая сцена: «что-то как бы подхватило» Раскольникова и бросило к ногам Сони. «Они хотели было говорить, но не могли».
Молчаливое коленопреклонение Раскольникова заставляет вспомнить пушкинского «Пророка»: И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый...
«дико» произнес: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Соотнесение этой фразы с законами раскольниковской «арифметики» может означать, что и Соню, подобно Лизавете или Миколке, можно принести в жертву «всему человечеству». Не так уж трудно воскликнуть «вечная Сонечка!», но намного труднее исключить ее из «низшего» разряда, и вообще отказаться от всяких разрядов. Прежнее коленопреклонение - это символ боли, замутненной «трихнинами». «Не тебе, а всему страданию...» - слова эти произносил язык еще «грешный», «празднословный» и «лукавый». Но в молчаливом финальном коленопреклонении звучит уже совсем другой мотив. «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе,., отвечали ласково».
«Это человек-то вошь!.. Убивать то право имеете?». Она не спорит с ним, не разоблачает его. она просто его не понимает. И это непонимание оказывается сильнее всякой «казуистики».
«облитой солнцем необозримой степи». Ведь в начале романа Раскольников, готовый «переступить черту», думает: неужели и тогда солнце будет светить? Земной мир без солнца для него все-таки немыслим. Но после совершенного убийства солнце, как ни палит, а как будто погасло, как будто все, что потом происходит с Раскольниковым, происходит в тумане, в кромешной тьме. И Порфирий говорит Родиону: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».
«Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью...», - эта заключительная фраза оставляет финал открытым, давая шанс на спасение души как Раскольникову, так и ему подобным.
Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Ф.М.Достоевского. Его тема:
«Их воскресила любовь…»
(Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе)
(Работаем, как обычно: в тетрадь записываем эпиграфы, важные цитаты, фиксируем интересные мысли. К концу урока готовимся сделать выводы из того, о чем мы с вами сегодня говорили и для работы над какими темами сочинений по роману мы используем этот материал)
Так совпало, что этот урок у нас проходит на Пасхальной неделе, и воскрешение человека в Раскольникове происходит на «второй неделе после Святой».
В эпилоге мы читаем: «Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные весенние дни(…) Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку (…)Вдруг подле него очутилась Соня. (…) Они были одни, их никто не видел.(…) Как это случилось. Он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватила его и как бы бросило к ее ногам. (…)…в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла и для нее уже не было сомнения. Что он любит, что он бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…(…) Они оба были бледны и худы; но в этих худых и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
Впереди у них еще трудный путь, «новая жизнь не даром же ему достается. Что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…» Но главное для героев случилось. Раскольников достает из-под подушки Евангелие, то самое, Елизаветино, которое принесла ему Соня. Оно полтора года пролежало там, а Раскольников ни разу не открыл.
Цель урока – осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.
Урок сложный, проблемы философские. Урок-беседа, урок-размышление. Приглашаю всех присутствующих тоже принять живое участие в нашем уроке.
(Мы все по-разному можем относиться к понятию веры, религии, но мы сегодня на уроке говорим о Достоевском, самом ярком выразителе христианства в литературе, о глубоко верующем человеке. Мы знаем, насколько сложна была жизнь писателя, и от всех отчаянных поступков его спасала религия. Единственная книга, которую было разрешено читать на каторге, - это Евангелие. Христианство оставило глубокий след в русской культуре, литературе. С этим бессмысленно спорить. Оно дало не только письменность, но и словесность. Первые книги – псалтыри. По ним учились не только читать, они прививали нравственные ценности. Через всю русскую литературу осью проходит христианская тема.)
Итак, вернемся к роману.
Почему Федор Михайлович определяет именно такие временнее рамки для эпилога романа?
« Пасха новозаветная – высочайший и вместе с тем древнейший христианский праздник – Воскресение Христово. В событиях крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Во всех песнях святой Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении чрез Него от греха… В течение семи дней праздника целодневный красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи» .
« Библейская энциклопедия » (554 – 555 с.).
От какого же греха избавляется Родион Раскольников?
Что же сделал с собою Раскольников, совершив этот грех? (« Что вы это над собой сделали?» - Соня Мармеладова)
Раскольников. Обратите внимание на семантику слова. Как вы думаете, с каким значением связано это слово?
Расколоть – 2. Расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-нибудь среду.
Колоть – 1. Касаться чем-нибудь острым, причиняя боль. 2) Ранить или убивать чем-нибудь острым.
(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)
Дьявол – гр. «раздвоение»;
Грех – гр. «повреждение души».
Из того, о чем мы уже говорили на уроке, и, опираясь на толкование этих слов, какой вывод можно сделать?
(Вспомните, как и чем убивает Раскольников, – обухом, острие направлено против себя.)
Эпиграф:
Путь к свету лежит через тьму. Величие Достоевского было в том, что он показал, как во тьме возгорается свет. Н.А.Бердяев
Подчеркните ключевые слова, объясните свой выбор. Как они связаны с темой нашего урока?
Какой свет возгорается в этом произведении? (Божий)
Об этом и пойдет речь сегодня на нашем уроке.
В каких эпизодах романа появляется свет? Процитируйте.
«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедших за чтением вечной книги». (4-4)
«…и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг поступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего».
С каким образом романа связано это появление света?
Где же чудо, которое может спасти Раскольникова?
Найдите описание Сонечки (с.111, 2-7; 3-4;)
Какие эпитеты использует автор для создания образа Сонечки? Выпишите на доску. (скромная, глаза ясные, голубые, девочка,ребенок, худенькая, маленькая, прозрачная, кроткие голубые глаза, «юродивая»,болезненная, вечная).
Кроткий – незлобивый, незлобный, безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный.
Словарь синонимов (с. 162).
Юродивый – 1. Чудаковатый. Помешанный (разг.)
2. Безумец обладающий даром прорицания.
(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)
«.. приниженное существо до того уж принижено».
«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»
«Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!..»
Как же такой слабый человек может спасти другого?
Где мы видим Сонечку сильной? (Чтение про воскрешение Лазаря) с. 199 (4-4) Зачитайте.
В чем же ее сила?
Почему Раскольников идет к Сонечке (он еще не понимает, в чем ее сила), ведь она, по его теории, «тварь дрожащая»? Найдите доказательства своего ответа в тексте.
(1) она « тоже переступила » (а Свидригайлов?);
Значит, они одинаковые?
Докажите примерами из текста.(4-4.5-4)
«Что ж бы я без Бога-то была?»
«Это человек-то вошь!»
«От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!»
«Убивать? Убивать-то право имеете?»
«Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».
«Страдание принять и искупить себя им».
«А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?»
Дуня: «К ней, к Соне, к первой пришел он со своею исповедью; в ней искал он человека, когда ему понадобился человек…»
Итак, человека спасает человек. А когда один человек становится спасением для другого?
« Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому . Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.
Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать. А значит, полюбить. Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования . Любить – значит увидеть другого человека и сказать: «Для меня он драгоценнее меня самого… К тому и должны вести все наши встречи…».
Антоний Сурожский. Из книги « О встрече»
Раскольников нашел, к кому можно пойти, кто его встретит, увидит, услышит, полюбит. (Многие герои произносили слова: «…когда пойти некуда» )
Какую вечную книгу, какой эпизод из нее читают герои? Почему воскресение Лазаря? (надежда на чудо собственного нравственного спасения) (4-4)
Эпиграфы:
Единственный суд – моя совесть, то есть сидящий во мне Бог. Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Ф.М.Достоевский
Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.М.Достоевский
Подчеркните ключевые слова.
Как вы понимаете эти эпиграфы? Свяжите их с произведением.
Обращаясь к Евангелию, Раскольников пытается избавиться от «ужаса», он уже заблудился, но пока не до «самого безнравственного». Вспомните Свидригайлова. В нем не было Бога, да и совести. Что-то, похожее на совесть, стало пробиваться в нем в конце жизни, но было уже поздно. Он заблудился до «самого безнравственного». У Раскольникова еще есть шанс. Почему мы считаем, что Раскольников может спастись?
Что же привело Раскольникова к греху? (Поставил себя над людьми, попытался отнести себя к «избранным»). Он понимает, что это великий грех? Раскольников считает, что его идея верна. И история это подтверждает. Мучается же он от того, что « не вынес своего шага », и поэтому « Я не имел права разрешить себе этот шаг».
Как к нему относятся каторжане? Зачитайте выдержки из текста.
«Его же самого не любили и избегали все», «Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь!»,
А как они относятся к Соне?
«…все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная. Болезная!»
Как вы понимаете слово « болезная »? (Взявшая чужую боль на себя).
В отличие от Раскольникова, который употребляет в основном одно местоимение Я, т.к. видит в себе центр и цель существования, Соня – они, она, ты …. («А с ними-то что будет…»,)
О какой же любви идет речь в романе? Какая это любовь?
Это та любовь, о которой сказано в Библии, в Новом завете:
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Новый Завет. 1 Послание кор. 13.4 – 8,13.
И мы опять возвращаемся к теории Раскольникова. До последних страниц герой верен своим идеям, сложно Сонечке спасти его душу, медленно, очень медленно происходит воскресение Раскольникова.
Какой эпизод романа подтверждает бесчеловечность этой идей, подтачивает убеждения Раскольникова?(СОН) Выразительно прочитайте.
Кто такие или что такое трихины?
Какие мысли у вас возникли?
Послушайте стихотворение поэта 20 века.
О чем это стихотворение?
Какие цитаты из Достоевского в нем использованы?
1917г М. А Волошин
Трихины
«Появились новые трихины…»
Ф.Достоевский
Исполнилось пророчество: трихины
В тела и дух вселяются людей.
И каждый мнит, что нет его правей.
Ремесла, земледелия, машины
Оставлены. Народы, племена
Безумствуют, кричат, идут полками,
Но армии себя терзают сами,
Казнят и жгут: мор, голод и война.
Ваятель душ, воззвавший к жизни племя
Страстных глубин, провидел наше время:
Пророчественною тоской объят,
Ты говорил, томимый нашей жаждой,
Что мир спасется красотой, что каждый
За всех, во всем, пред всеми виноват.
У Гитлера в кабинете на столе стоял портрет Достоевского. Почему? Гитлер не увидел самого главного – к чему приводит такая теория. Чем закончил Гитлер, вы знаете. Гитлер опирался на теорию философа Ницше, разделившего человечество на людей высшей расы (истинные арийцы) и всех остальных. Ницше закончил свою жизнь в сумасшедшем доме, забыв даже свое имя.
Актуально ли то, о чем говорит Достоевский в наше время?
К сожалению, история, как видим, людей не учит. По-прежнему люди, «зараженные трихинами», ставят себя наравне с Богом, считая, что им, «избранным», позволено решать судьбы людей, решать, кому жить, а кому умирать.
Ч.Айтматов: «В сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечеству и гуманизму».
Любовь, самопожертвование Сонечки спасли Раскольникова, выжгли из его тела трихины. Человека спасает другой человек. Но много проблем в романе так и остаются нерешенными. Хватит ли на всех любви «вечной Сонечки»? Кто спасет погибающий от безумия мир? Всегда ли находит Бог человека и как быть, если человек не находит его? - эти философские вопросы Достоевский оставил решать нам.
Какие выводы мы сделаем из этого урока?
1. Человек неприкосновенен. Он носитель лика Божьего. И каким бы он ни был – это «божья тварь». Никому не дано право распоряжаться жизнью другого человека.
2. Человека спасает другой человек.
3. Это спасение происходит через любовь. Но эта любовь должна быть истинной, терпеливой, жертвенной («не вздохи на скамейке», «не любовь в горизонтальном положении»).
При работе над какими темами сочинений вы можете использовать материал этого урока?
(Темы сочинений предложены учащимся на первом уроке по изучению творчества Ф.М.Достоевского)
- «Их воскресила любовь»
- Христианские образы и мотивы в художественном мире романа
- Теория идеи Раскольникова и ее крах
- Образ Петербурга в романе
- Автор и герой в романе
- Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа
- Как развенчивается в романе теория Раскольникова
- Социальные и философские истоки теорий Раскольникова
- Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика
- О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»
- «Правда» Сони Мармеладовой
- О каком наказании идет речь в романе?
- Смысл названия романа «Преступление и наказание»
Использованная литература:
1. Н.В.Егорова. И.В.Золотарева. Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М., «ВАКО», 2007.
2. Лекция «Поэтика художественного текста». Доцент кафедры культуро-гуманитарного образования ПАПО Граблина Н.В., г. Москва
« Всякий человек друг другу есть ближний : разумный - невежде, молодой и здоровый – старому, здоровый - немощному, сильный - беззаступному, свободный -заключенному в темнице, имеющий дом - странному должен быть».
«Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (с. 480)
«… взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, - так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата , так ему обрадоваться, как бы своему наилучшему другу , с которым несколько лет не видались и который вдруг неожиданно к нам приехал … День этот есть тот святой день, в который празднуется святое, небесное своё братство всё человечество до единого, не исключив из него ни одного человека». Н.В.Гоголь Из статьи «Светлое Воскресение»
« В истинно христианском браке любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подаёт силы к постепенному достижению такого идеального союза».
Феофан Затворник
Почему Ф.М. Достоевский считал эпилог «Преступления и наказания» Почему Ф.М. Достоевский считал эпилог «Преступления и наказания» главной частью своего романа?
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №5 г. Вязьмы
«Преступление и наказание». Эпилог. Художник И. Глазунов 1. Эпилог романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» не связан непосредственно с основным действием романа, но играет важную роль в идейном замысле произведения. 2. Почему Достоевский считал эпилог главной частью своего романа?
2.1. В эпилоге с новой силой звучит мотив жертвенности - один из основных мотив произведения. У Достоевского появляется возможность еще раз обратить наше внимание на глубину и красоту образа Сони Мармеладовой.
Соня. Художник Э. Неизвестный
Художник Ю. Гершкович Именно через Соню мы узнаем о состоянии и поведении Раскольникова на каторге, о его замкнутости, презрении к окружающим. Писатель показывает и отношение каторжников к Соне. Она снизошла до них, и они отвечают ей искренней любовью и привязанностью: «Мать ты наша нежная, болезная! – говорили эти грубые, клейменые каторжные». Раскольников. Художник Э. Неизвестный 2.2. Во второй части эпилога Достоевский раскрывает перед нами изменившийся внутренний мир Раскольникова. . Его состояние характеризуют следующие выражения: «бесконечное счастье», «бесконечный источник жизни», «бесконечной любовью искупит теперь он все ее страдания». «Очищение через страдание» Художник Э. Неизвестный . 2.3. Во второй части эпилога снова ярко звучит христианская тема. Здесь вновь перед нами Евангелие и воскресение Лазаря. «Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря».3. Вывод. Эпилог подводит итог всему произведению, и главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. После нравственного падения происходит возрождение, к которому герой приходит благодаря вере в Бога.
«Вера-отчаянье»
«Мысль-возмездие»
«Груз убитых»
ХудожникЭ.Неизвестный
Словарь литературных терминов
мотив - второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную.
эпилог- (от греч. epilogos - послесловие) - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.
идея художественного произведения– это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.
Список используемых источников
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/
https://perova3.jimdo.com/иллюстраторы/э-неизвестный-иллюстрации-к-преступлению-на-наказанию/ http://ilibrary.ru/text/69/p.41/index.html http://www.panpress.ru/node/58 https://www.livelib.ru/selection/312409-illyustratsii-is-glazunova http://enc-dic.com/litved/Jepilog-320/ http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/ideya-