В 16 веке стремление выйти. Иван IV Грозный
XVI век - век подъема общественно-политической мысли, отразившейся в публицистических сочинениях. Но мы чаще всего знаем их - если знаем - только в поздних копиях. До сих пор вообще не найдено ни одного автографа Ивана Грозного, а ведь современники писали, что он «в науке книжного поучения доволен и многоречив зело»!
Россия XVI века! Как часто мы невольно пытаемся подменить эти слова другими: «Россия Ивана Грозного». Фигура грозного царя, полвека занимавшего трон, как бы заслонила собой русское общество XVI века. Даже книги о России XVI века часто назывались просто «Иван Грозный», хотя были посвящены не биографии первого русского царя, а истории России в целом.
Насыщенная драматическими событиями жизнь Ивана интересовала многих историков. Карамзин писал в 1814 году о своей работе над «Историей государства Российского»: «Оканчиваю Василья Ивановича и мысленно смотрю на Грозного. Какой славный характер для исторической живописи! Жаль, если выдам историю без сего любопытного царствования! Тогда она будет как павлин без хвоста». Сам Иван - загадочная фигура. Государь, столь много сделавший для укрепления централизованного государства, для возвеличения России на международной арене, покровитель книгопечатания и сам писатель, он своими же руками разрушил содеянное, преследовал тех, таланту и уму которых обязан был государственными преобразованиями и победами над врагом.
Историк XVIII века Щербатов писал не без растерянности: «Иван IV толь в разных видах представляется, что часто не единым человеком является». А в произведениях искусства, посвященных Грозному, видно откровенное стремление показать нечто из ряда вон выходящее: царь - виновник гибели своей дочери (в опере Римского-Корсакова «Псковитянка» по драме Мея), царь у трупа убитого им сына (в картине Ренина), царь, читающий отходную молитву у гроба жены и тут же разоблачающий государственную измену (в драме А. Н. Толстого). И в научных трудах, и в произведениях искусства как бы продолжается полемика Ивана Грозного и боярина Курбского, бежавшего от царского гнева в Польшу и присылавшего царю обличительные послания, а затем написавшего памфлет «История о великом князе Московском». Иван IV отвечал неистовыми «кусательными словесами» - посланием, в котором сформулированы были основные положения идеологии «самодержавства». Спор естествен, и упорство, даже ожесточенность его понятны - но не отодвинуло ли это от нас другие, более важные загадки, более значительные проблемы истории русского XVI века?! Советские ученые в последние десятилетия много сделали для выявления этих проблем.
Ведь XVI век - время необычного расширения государства. В XVI веке слово «Россия», «российский», появившееся еще в конце предшествовавшего столетия, завоевывает место в официальных документах, употребляется в царском титуле. Постепенно «русский», как уточнил академик М. Н. Тихомиров, становится определением народности, «российский» означает принадлежность государству. Было ли это государство уже на рубеже XV–XVI веков централизованным или централизация - длительный процесс, отнюдь не завершающийся объединением русских земель в конце XV века? Мы знаем, что «классовая борьба, борьба эксплуатируемой части народа против эксплуататорской лежит в основе политических преобразований и в конечном счете решает судьбу таких преобразований». Нам хорошо известны эти положения, сформулированные в ленинских трудах. Но они известны нам - людям XX века, обогащенным творческим опытом марксизма. В XVI же столетии историю сводили к истории государей и государства, в официальных летописях факты массовой борьбы затушевывались, замалчивались, самостоятельную роль действий народных масс попросту не признавали. Как же выявить, обобщить данные о народном недовольстве? Сколько было народных восстаний? Каков их размах и особенности? Каковы их последствия?
XVI столетие как бы порубежное. Это и средневековье, но и преддверие нового периода. Реформы Избранной рады (кружок приближенных царя Ивана, фактически бывший одно время правительством) определили на много десятилетий вперед внутреннюю политику, а победы середины века над татарскими ханствами и успешное начало войны за Прибалтику - внешнюю политику великой державы.
Для XVI века несомненны подъем ремесла, выделение особо тонких и сложных ремесленных профессий, развитие местных рынков, рост городов, вовлечение в рыночные связи деревни. Но можно ли это считать признаком уже капиталистических отношений?
В XVI веке на Руси немало еретиков, которые жестоко преследуются. В XVI веке отдельные передовые мыслители обнаруживают знакомство с зарубежной гуманистической мыслью, высказывают суждения, отличные от официальных догм. Но можно ли говорить о развитии гуманизма как определенного идейного направления общественной мысли в России той поры? Созрели ли для его интенсивного развития социально-экономические условия? Ведь гуманизму сопутствует рост буржуазных отношений, а есть ли серьезные основания видеть их в России XVI века?
XVI век - век подъема общественно-политической мысли, отразившейся в публицистических сочинениях. Но мы чаще всего знаем их - если знаем - только в поздних копиях. До сих пор вообще не найдено ни одного автографа Ивана Грозного, а ведь современники писали, что он «в науке книжного поучения доволен и многоречив зело»! В XVII же веке не стеснялись поновлять текст при переписывании, вносить свое толкование, устранять непонятное и неприятное - недаром в академических изданиях эти сочинения публикуются с обильными, иногда взаимоисключающими друг друга по смыслу разночтениями! О сочинениях дворянского идеолога Пересветова до сих пор спорят: что это - проникновенный проект смелого политического мыслителя, сумевшего в 1549 году до деталей предвосхитить важнейшие реформы и внешнеполитические мероприятия царствования Грозного, или же позднейшая попытка оправдать и объяснить содеянное, прикрывшись именем малоизвестного челобитчика?
Историк Ключевский утверждал: «Торжество исторической критики - из того, что говорят люди известного времени, подслушать то, о чем они умалчивали». Но что делать, если они зачастую просто не говорят? Народ безмолвствует для историка в буквальном смысле слова - грамотой владели все-таки недостаточно, да и писать о каждодневном, обычном не было интереса, а выражать письменно недовольство существующим строем редко кто решался.
О феодальном хозяйстве мы узнаем в основном из монастырской документации - не уцелело ни одного архива светского феодала. О жизни крестьян судим преимущественно по документам о так называемых черносошных (то есть незакрепощенных) крестьянах, да еще из северных районов страны, а ведь большинство-то крестьян жили и центральных районах, и большинство это было в той или иной степени закрепощено! В результате мы слабо представляем жизнь трудящихся горожан (посадского населения) и крестьян, мало знаем о том, в чем на практике выражалась барщина (сколько дней в неделю крестьянин работал на земле феодала, кому принадлежали скот и орудия труда, которыми обрабатывалась земля феодала, чему равнялась собственно крестьянская запашка, сколько именно денег платил крестьянин феодалу). Широко цитируемые слова тогдашних публицистов: «ратаеве (крестьяне) же мучими сребра ради» - верное, но не конкретное свидетельство тяжести угнетения.
И мудрено ли, что до нас дошло так мало документов! Стоит вспомнить хотя бы, сколько раз горела Москва и в XVI и в XVII веках... Вот и приходится говорить о загадках, загадках «личных», связанных с судьбой видных людей того времени, и о загадках общественной жизни.
Тайны последних государей из рода Ивана Калиты
Много неясного, таинственного даже в биографии последних Рюриковичей на московском престоле.
Мы очень неясно представляем себе образ Василия III, как бы отодвинутого с большой исторической арены, затененного громкими деяниями его отца и сына - Ивана III и Ивана IV. А ведь наблюдательный иностранец, образованный гуманист - посол германского императора Герберштейн утверждал, что Василий достиг власти большей, чем кто-либо из современных ему государей. В годы его правления (1505–1533) в состав Российского государства окончательно вошли Рязанское великое княжество, Псковская земля. Это годы большого каменного строительства (именно тогда был завершен основной ансамбль Московского Кремля), годы подъема переводческой деятельности (приглашен был в Москву знаменитый мыслитель и ученый, знаток древних языков Максим Грек) и политической публицистики. Увы, времени правления Василия III не посвящено до сих пор ни одной серьезной монографии, и, быть может, мы просто по привычке рассматриваем это время, как сумеречный промежуток между двумя яркими царствованиями?! Каков он был, Василий III? Кого он более напоминал - своего мудрого, осмотрительного и жесткого отца, которого Маркс метко охарактеризовал как «великого макиавеллиста»? Или же темпераментного, увлекающегося, неистового и безудержного в гневе сына - первого русского царя Ивана Грозного?
Впрочем, был ли Иван Грозный законным наследником и сыном Василия? Рождение Ивана сопровождали странная молва, двусмысленные намеки, мрачные предсказания... Василий III, «заради бесчадия», во имя продолжения рода, через двадцать лет после свадьбы задумал развестись - в нарушение церковных правил - со своей женой Соломонией. Великая княгиня долго и энергично сопротивлялась намеренно мужа, обвиняя его самого в своем бесплодии. Но ее силой постригли в монахини и отослали в Покровский монастырь в Суздале. А великий князь вскоре, в январе 1526 года, женился на дочери литовского выходца, юной княжне Елене Глинской и даже, отступив от старинных обычаев, сбрил ради молодой жены бороду. Однако первый ребенок от этого брака, будущий царь Иван родился лишь 25 августа 1530 года. Второй сын, Юрий, до конца дней своих оставшийся полудегенератом, родился еще через два года. Четыре года продолжались частые «езды» великокняжеской четы по монастырям - можно полагать, что Василий III молился о чадородии. А в Москве тем временем поползли слухи, будто Соломония, постриженная под именем Софии, стала матерью. Срочно нарядили следствие; мать объявила о смерти младенца, которого и похоронили в монастыре. Но мальчика якобы спасли «верные люди» и, уже по другим преданиям, он стал знаменитым разбойником Кудеяром (клады которого еще недавно разыскивали близ Жигулей). Предание о рождении мальчика, казавшееся, как пишет историк Н. Н. Воронин, занятной выдумкой, нашло неожиданно археологическое подтверждение. В 1934 году в Покровском монастыре подле гробницы Соломонии обнаружили надгробие XVI века, под которым в небольшой деревянной колоде находился полуистлевший сверток тряпья - искусно сделанная кукла, одетая в шелковую рубашечку, и шитый жемчугом свивальник (вещи эти сейчас можно видеть в Суздальском музее). Недаром, видно, царь Иван затребовал через 40 лет материалы следственного дела о неплодии Соломонии из царского архива.
Ответом на позднюю женитьбу Василия III были предсказания, что сын от незаконного брака станет государем-мучителем. Писали об этом и позднее, в годы опричнины: «И родилась в законопреступлении и в сладострастии лютость». А когда после смерти Василии III Елена стала регентшей при трехлетнем сыне, поползли слухи уже о том, что мать Ивана IV давно была в интимной связи с боярином, князем Иваном Федоровичем Овчиной-Телепневым-Оболенским, теперь сделавшимся фактически ее соправителем. Этого боярина уморили тотчас же после кончины Елены в 1538 году (тоже - по некоторым известим - умершей не своей смертью, а от отравы). И случайно ли, что молодой Иван в январе 1547 года жестоко расправился с сыном этого боярина - велел посадить его на кол, а двоюродному брату его отсечь голову на льду Москвы-реки?! Не отделывался ли государь от людей, слишком много знавших об опасных подробностях придворной жизни?
Братоубийства, клятвопреступления, жестокие казни сопутствовали деятельности едва ли не большинства средневековых государей (вспомним хоти бы Англию XIV- XVI веков, если даже не по учебнику, то по знаменитым шекспировским драмам-хроникам времен Ричардов и Генрихов!). Макиавелли, ставивший превыше всего «государственный интерес», четко сформулировал в начале XVI века положение, что «государю необходимо пользоваться приемами и зверя и человека». Но масштабы кровавых дел первого русского царя поразили воображение и современников и потомков. Казни Грозного, «лютость» его, вошедшая в легенду, что это - обычное явление кануна абсолютизма, своеобразная историческая закономерность? Или же следствие болезненной подозрительности достигшего бесконтрольной власти царя-садиста? Смеем ли мы, оценивая деятельность Грозного, отказаться от прочно усвоенных нами моральных представлений, предать забвению мысль, так ясно выраженную Пушкиным: гении и злодейство несовместны?
Историк Р. Ю. Виппер писал: «Если бы Иван IV умер в 1566 году в момент своих величайших успехов на западном фронте, своего приготовления к окончательному завоеванию Ливонии, историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, создателя крупнейшей в мире державы, подобного Александру Македонскому. Вина утраты покоренного им Прибалтийского края пала бы тогда на его преемников: ведь и Александра только преждевременная смерть избавила от прямой встречи с распадением созданной им империи. В случае такого раннего конца на 36-м году жизни Иван IV остался бы в исторической традиции окруженным славой замечательного реформатора, организатора военно-служилого класса, основателя административной централизации Московской державы. Его пороки, его казни были бы ему прощены так же, как потомство простило Александру Македонскому его развращенность и его злодеяния».
Жизнь Грозного-царя была трагедией, он и мучил других, и мучился сам, терзался от страха, одиночества, от угрызений совести, от сознания невозможности осуществить задуманное и непоправимости совершенных им ошибок...
Трагической была судьба и сыновей царя. Старший сын, Дмитрий, утонул в младенчестве, выпал из рук няньки во время переправы через реку. Родившийся вслед за ним Иван (характером, видимо, схожий с отцом) был убит Грозным в 1581 году, об этом напоминает знаменитая картина Репина. Убит случайно, царь забылся в гневе, или же намеренно? Современники по-разному объясняли это убийство. Одни полагали, что царевич желал встать во главе армии, оборонявшей Псков от войск польского короля Стефана Батория, и укорял царя в трусости. Царь же думал о мире и боялся доверять войско опасному наследнику. По словам других, Грозный требовал, чтобы царевич развелся с приглянувшейся свекру третьей женой.
Третий сын, Федор, неожиданно достигнув престола, старался отстраняться от государственных дел. Царь Федор «о мирских же ни о чем попечения не имея, токмо о душевном спасении». Но в годы, когда он был царем (1584-1598), издаются указы о закрепощении крестьян, объединяются в казачьих колониях на южных окраинах страны беглые, пытаясь противопоставить себя централизованному государству, лелея наивную мечту о мужицком царстве во главе с «хорошим» царем», воздвигаются города-крепости в Поволжье и близ южных и западных границ, начинается хозяйственное освоение зауральских земель. А мы царя Федора Ивановича по-прежнему больше представляем по драме А. К. Толстого, чем по современным ему историческим источникам. Неспособен был царь Федор к правительственной деятельности, слаб разумом? Или же, напротив, был достаточно умен, чтобы испугаться власти? Чем объяснить, что этот богобоязненный царь не успел принять перед смертью, согласно обычаю, схиму и похоронен в царском облачении в отличие от своего отца, положенного в гроб в монашеском одеянии (так умирающий Иван Грозный надеялся искупить свои грехи)? Своею ли смертью умер Федор?
Наконец, младший сын - тоже Дмитрий (от последней, седьмой жены Ивана Марии Нагой) погиб в Угличе в 1591 году. Погиб в девятилетнем возрасте при странных обстоятельствах. То ли напоролся сам на нож во время игры либо приступа падучей, то ли был убит? Если убит, то кем и почему? По наущению ли Годунова, стремившегося достигнуть престола? Или, напротив, тех, кто хотел помешать Годунову в его намерениях, распространяя версию о правителе-убийце и расчищая себе путь к власти? Да и был ли убит именно Дмитрий или же и он спасся, подобно сыну Соломонии, и оказался затем игрушкой зарубежных и отечественных политических авантюристов? Все это занимает отнюдь не только мастеров художественной литературы, но и историков!
Было ли злом местничество?
Этот вопрос задавал еще Александр Сергеевич Пушкин.
Местничество! Слово прочно вошло в наш разговорный язык. Кто не знает, что местничать - значит противопоставить узкоэгоистические интересы общим, частные - государственным? Но в XVI–XVII веках местничество регулировало служебные отношения между членами служилых фамилий при дворе, на военной и административной службе, было чертой политической организации русского общества.
Само название это произошло от обычая считаться «местами» на службе и за столом, а «место» зависело от «отечества», «отеческой чести», слагавшейся из двух элементов - родословной (то есть происхождения) и служебной карьеры самого служилого человека и его предков и родственников. Служилому человеку надлежало «знать себе меру» и следить за тем, чтобы «чести» его не было «порухи», высчитывая, ниже кого ему служить «вместо», кто ему «в версту», то есть «ровня», и кому «в отечестве» с ним недоставало мест. Расчет этот производился по прежним записанным «случаям», и каждая местническая «находка» повышала всех родичей служилого человека, а каждая «потерька» понижала их всех на местнической лестнице. Недовольные назначением «били челом государю о местах», «искали отечество», просили дать им «оборонь». Именно об этом-то писал Пушкин в отрывке из сатирической поэмы «Родословная моего героя»:
«Гордыней славился боярской;
За спор то с тем он, то с другим.
С большим бесчестьем выводим
Бывал из-за трапезы царской,
Но снова шел под царский гнев
И умер, Сицких пересев».
Мимо местничества историки пройти не могли, - слишком бросается это явление в глаза при знакомстве с историей России XVI–XVII столетий! - но судили о местничестве, как правило, лишь на основании немногих уцелевших фактов местнической документации или даже произвольно выбранных примеров. Распространилось представление о местничестве, закрепленное авторитетом Ключевского, как о «роковой наследственной расстановке» служилых людей, когда «должностное положение каждого было предопределено, не завоевывалось, не заслуживалось, а наследовалось». И на местничество XVI века, когда у власти стояла потомственная аристократия, переносили представления конца XVII века, когда многие знатные роды уже «без остатка миновалися». Местничество оценивали как сугубо отрицательное явление, всегда мешавшее централизации государства. Но тогда почему же с ним серьезно не боролись ни Иван III, ни Иван IV?
Да потому что для них местничество было не столько врагом, сколько орудием. Местничество помогало ослабить, разобщить аристократию: того, чего для ослабления боярства не сумели совершить «перебором людишек» и казнями времен опричнины, добивались с помощью местнической арифметики. Для местничества характерно было не родовое, а служебно-родовое старшинство - знатное происхождение обязательно должно было сочетаться с заслугами предков: фамилии, даже знатнейшие, представители которых долго не получали служебных назначений или «жили в опалах», оказывались «в закоснении». Измена, «мятеж», служебная «потерька» одного члена рода «мяли в отечестве» весь род и заставляли самих княжат сдерживать друг друга. Служба признавалась ценнее «породы». Действовали по пословице «Чей род любится, тот род и высится». А «любился»-то род государем!
Не вопреки местничеству, а благодаря ему поднялись такие люди, как Алексей Адашев и Борис Годунов. Вспомним, что «местинки» - даже самые заслуженные и родовитые - униженно называли себя в челобитьях царю холопами: «В своих холопех государь волен как которого пожалует», «В том волен бог да государь; кого велика да мала учинит».
Не происходит ли в умах историков невольное смещение старины и новизны? Не привносят ли они понятия о чести и достоинстве, пришедшие к нам с «Веком просвещения» в представления современников опричнины?
Местничество было не только обороной аристократии от центральной власти, как полагал В. О. Ключевский, но в XVI веке в еще большей мере обороной самодержавной центральной власти от сильной тогда аристократии. Оно способствовало утверждению абсолютизма и стало не нужно абсолютизму утвердившемуся.
В XVII веке местничество устарело не только с точки зрения центральной власти. Местами стали тягаться даже рядовые служилые люди, даже дьяки, и для аристократии оно стало унизительным и тягостным. Не случайно одним из инициаторов отмены местничества выступил знатнейший боярин князь Василий Васильевич Голицын, так хорошо запомнившийся нам всем по роману А. Толстого «Петр Первый».
История местничества по существу ждет еще исследователя.
Против Ивашек и Матфеек
Еще в детстве мы узнаем, что в декабре 1564 года Иван Грозный внезапно покинул Москву, направившись «неведомо куда» вместе с семьей и большой свитой. А через месяц из Александровской слободы (в сотне верст к северу от Москвы) пришли две царские грамоты. Одна - митрополиту, другая - купцам и «всему православному христианству града Москвы». В первой из них «писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей».
К царю в ответ отправилась делегация, а затем и множество народа, чтобы молить царя вернуться к власти.
Иван снизошел на просьбы с условием, что будет отныне править «яко же годно ему государю». (И тут поневоле вспомнишь одну из знаменитейших сцен знаменитой картины С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный»: по снегу тянется к царской резиденции темная цепь москвичей, а в оконнице над ними - хищный профиль царя.)
Все эти сведения взяты из вполне официальных источников того времени. Но... так ли все это было?
Начнем с того, что возбужденная и напуганная отъездом царя толпа просто не могла проникнуть в Александровскую слободу: Иван заперся там, как в военном лагере, и стража далеко не сразу допустила к нему даже двух священнослужителей высшего сана.
И обращался царь со своим посланием тоже не ко всему «православному христианству». Как раз накануне введения опричнины был создан земский собор - он-то и был, видимо, адресатом послания.
Внезапный отъезд? Но царь перед тем две недели объезжал московские монастыри и церкви, отбирая ценности. Заранее были составлены списки людей, которых царь брал с собой.
Ну, а зачем понадобился Грозному сам этот отъезд? Очень долго его объясняли опасностью со стороны боярства. Только ли? 1564 год - год неурожая и пожаров, год тяжелейших военных неудач, год сговора против царя крымского хана с польским королем. Царский полководец князь Курбский бежит за рубеж. Бояре запротестовали (правда, робко) против начавшихся казней, и не ожидавший этого Грозный должен был временно смириться. В этом году Иван много думает о смерти и выделяет для своей могилы особый придел в Архангельском соборе. Роспись придела, как установил историк Е. С. Сизов, аллегорически передает биографию Грозного с напором на его «обиды» от бояр. И сразу же напрашиваются параллели между этой росписью и гневным ответным посланием Ивана князю Курбскому.
Словом, мысль об опричнине вызревала достаточно долго, хотя становится все яснее, что не только Грозный определял ход событий - он сам был напуган их социальным накалом. Была ли опричнина нужна? Служила ли она прогрессу? Чтобы это решить, нужно выяснить, против кого она была направлена.
Что за вопрос! Конечно, против мятежного боярства - феодальной аристократии - это ведь как будто ясно...
Но тогда почему в годы опричнины гибнут злейшие враги этой аристократии - дьяческая верхушка, фактически управлявшая всеми приказами? А ведь эти «худородные писари» никак не могли защищать боярство.
Знать сильно пострадала, но верхушка как раз уцелела; сохранились и самые знатные Рюриковичи - князья Шуйские и самые знатные Гедиминовичи (потомки литовского великого князя) - князья Мстиславские и Вольские.
Опричнина была противопоставлением боярству служилого дворянства? Но в опричниках оказалось много весьма знатных лиц, а под опалу попало огромное количество дворян.
Сильно пострадали от опричнины монастыри. Но вряд ли это было, так сказать, запланировано: в первые ее годы монастыри получили от опричнины прямую выгоду.
Сподвижники Ивана и сам он приложили немало усилий, чтобы приукрасить в летописях опричнину и показать, что она будто бы пользовалась широкой поддержкой. И многие загадки, связанные с нею, обязаны своим существованием прямой фальсификации. Другие - результат неполноты документов. Третьи - быть может, объясняются неумением людей XX века проникнуть в дух XVI столетия. Но кроме этих загадок, у нас есть и факты.
«...Ивашка опричные замучили, а скотину его присекли, а животы (имущество) пограбели, а дети его сбежали... В тое же деревни лук (единица обложения) пуст Матфика Пахомова, Матфика опришные убили, а скотину присекли, животы пограбели, а дети его сбежали безвестно... В тое же деревни...» и так далее. Это - из официально-бесстрастного перечня объектов, подлежащих налогообложению, - описи новгородских земель вскоре после разгрома их опричниками. На Кольском полуострове после опричника Басарги «запустели дворы и места дворовые пустые и варницы и всякие угодья».
В шестидесятых годах XVI века дорога от Ярославля до Вологды шла среди богатых селений; через двадцать лет придорожные селения были пусты.
Обезлюдели московский центр и северо-запад России. А уж Ивашки да Матфейки никак не могли быть замешаны в заговорах знати.
Сказал свое слово об опричниках и народ: в двадцатом уже веке опричниками называли царских карателей.
Если опричнина и способствовала централизации страны, то какой ценой!
И, видимо, по крайней мере на одну из связанных с опричниной загадок можно ответить четко: она принесла России прежде всего вред.
Сигурд Шмидт
Источник «ЗС» № 10/1969
Россия стремилась выйти к Балтике ещё при Иване III. При нём в начале XVI века Ивангород стал главным русским портом, через который осуществлялась морская торговля с Западной Европой. О том, какие события разворачивались вокруг торговли в Ивангороде в XVI веке, читайте в это статье. Текст взят из его книги "История торговли и таможенного дела в России IX-XVII вв.".
Главным русским портом, через который осуществлялась морская торговля с Западной Европой, сделался Ивангород. С целью привлечения иностранных и русских купцов Иван III распорядился установить здесь весы для взвешивания соли и воска. Этого оказалось достаточно, чтобы к правому берегу Наровы уже в начале XVI в. зачастили скандинавские купцы - датчане и шведы. После нормализации политических отношений с Ганзой (1514), регулярными стали торговые связи Ивангорода с Ревелем и Любеком, в 20 - 30-е годы - с Нидерландами. Таким образом, укрепилась роль Ивангорода как перевалочной базы в русско-западноевропейской торговле. Русские купцы, направляясь в Ливонию, должны были сначала посетить Ивангород, чтобы получить разрешение на торговлю с Нарвой, а тем, кто хотел отправиться дальше в Ревель (морским путем), должен был отчаливать от пристани Ивангорода, не делая остановки в Нарве. При этом среди отпускных товаров по-прежнему преобладали воск, лен, конопля, рыбий жир, ворвань, меха , сало и др. Среди привозных - первое место занимали оружие и цветные металлы, золото и серебро в виде слитков и монеты, сера, квасцы . Хотя ввоз цветных и благородных металлов заметно увеличился в 20 - 30-е годы, тем не менее он не покрывал потребностей внутреннего рынка России .
Своеобразную роль в торговле с Западом играло село Наровское, расположенное в устье Наровы при впадении в нее р.Росонь. Его жители (в конце XV в. в селе насчитывалось 62 двора) занимались не только рыболовством и земледелием, но также держали постоялые дворы для торговых людей, несли лоцманскую службу, встречая и провожая купеческие суда. Тесно связанное с Ивангородом, село Наровское в первой половине XVI в. фактически являлось морскими воротами России .
Стремясь утвердиться на берегах Балтийского моря, в 1557 г. в устье Наровы на низменном правом берегу реки был построен морской порт, затем на первый план выдвинулась задача завоевания ливонских гаваней. В самом начале Ливонской войны русские войска захватили Нарву, которая на время стала морскими воротами России на Западе. Стремясь создать исключительные условия для «нарвского мореплавания», Иван IV «предоставил купечеству Нарвы самые широкие привилегии: право самоуправления, вероисповедания, право на беспошлинную закупку основных товаров на рынках России» .
Появление в Нарвской пристани кораблей из отдаленных государств Западной Европы грозило ганзейским городам большими потерями. Поэтому переход города в руки Ивана IV тщательно скрывался последними. Англичане, имевшие к тому времени продолжительную связь с Ригой и Ревелем, до 1560 г. ничего не знали о нарвской торговле. В 1560 г. корабли Московской компании впервые посетили Нарву, «и с тех пор начались постоянные сношения англичан через этот порт с важнейшими торговыми городами Московского государства, которые ссужали приходившие к Нарве корабли своими товарами. Какие выгоды получала компания от этой торговли, можно заключить по известию о торговой поездке агента ее Гудсона, который в 1567 г. приплыл в Нарву с товарами на 11 000 фунт. стерл.; товары эти состояли из сукна, каразеи и соли; при продаже их компания получила40 % прибыли» . Достаточно активно торговали в Нарве подданные французского короля: нормандцы (особенно руанцы), бретонцы, ла рошельцы, парижане и орлеанцы, приходившие за воском, кожами, салом, льном, пенькой и другими товарами .
Препятствуя морской торговле России, ревельские пираты задерживали и захватывали торговые суда, направлявшиеся к Нарве. Поскольку ущерб от этих нападений был значительным, московские воеводы нередко обращались к ревельскому рату, жалуясь на убытки, которые несла от тех действий нарвская торговля . Не меньшую опасность представляли и разбойные нападения шведских и польских пиратов. Опасаясь военного усиления Москвы с помощью Англии, польский король всеми силами внушал английской королеве мысль о предосудительности торговли с Иваном IV и угрожал захватывать корабли, направлявшиеся в Нарву . Зная об этом, Гудсон тем не менее убеждал правление компании прислать в Нарву весной 1570 г. 13 кораблей за русскими товарами, предварительно вооружив их огнестрельным оружием. Действительно, английские суда встретили 6 кораблей польских каперов и сразились с ними: один неприятельский корабль ушел, другой был сожжен, «остальные 4 были приведены в Нарву и 82 человека пленных выданы были московскому воеводе» . Захват шведами Нарвы в 1581 г. фактически нарушил сложившиеся к тому времени торговые связи по Балтийскому морю. Особенно сильно это ударило по интересам Франции, побудив ее искать сношений с Россией северным морским путем .
После заключения Тявзинского мирного договора со Швецией (1595), часть южного побережья Финского залива с городами Ям, Копорье, Ивангород, отвоеванными у Швеции еще в 1590 г., а также Орешек, Корела и Невское устье перешли к России. По условиям «вечного мира», купцам из других государств запрещалось приставать к русскому берегу Финского залива, в устьях рек Луга и Нева, а также «искати пристаней...по иным рекам и местом». Они получили право свободно приезжать для торговли только в Выборг и Ревель (Колывань). В Нарве (Ругодиве) могли торговать только шведские и русские подданные и лишь по специальному разрешению шведских властей - купцы других европейских стран. В Ивангороде торговля русских с подданными шведского короля и купцами из других стран запрещалась вообще. Русские купцы также получили возможность «без задержанья ездить во все места в Свейскую, в Финскую и в Чюхонскую землю [Эстляндию. - М.Ш.], где сами захотят ехати, торговати и промышляти тем обычаем, как изстари бывало». Одновременно предусматривалась свободная торговля шведских купцов в России. Другие европейцы могли свободно приезжать в Россию лишь с «узорочными» товарами, годными «его царского величества к казне», но и те товары они должны были обязательно «объявлять и записывать» в Ревеле или в Выборге. Таким образом, Швеции фактически удалось установить на Балтике монополию в торговом посредничестве между Россией и странами Западной Европы .
32. Хорошкевич А.Л. Русское государство. . С. 40 - 43, 61 - 62; Чепик Г.С. Часовой Принаровья. Краткий исторический очерк. СПб., 1996. С. 8 - 10.
33. Косточкин В.В. Русские военно-оборонительные сооружения XVI века у устья реки Наровы // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. М., 1953. № 52. С. 26; Казакова НА. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения. С. 304.
34. Скрынников Р.Г. История Российская. IX - XVII вв. М., 1997. С. 286.
35. Ключевский В.О. Сказания иностранцев. . С. 223 - 224. Англичане привозили в Нарву и военные товары, которых правительство королевы Елизаветы не дозволяло вывозить из своей страны «ни к какому иному государю на свете» (Толстой Ю. Первые сорок лет сношений между Россией и Англией. СПб., 1875. Приложение № 33. С. 138)
36. Жордания Г. Очерки из истории франко-русских отношений XV и первой половины XVII вв. Тбилиси, 1959. С. 5 - 6
37. Кордт В.А. Очерк сношений Московского государства с Республикой Соединенных Нидерландов по 1631 г. // Сборник РИО. 1902. Т. 116. С. 15 - 16.
38. Гомель И. Англичане в России в XVI - XVII столетиях. СПб., 1865. С. 83 - 84; Толстой Ю. Первые сорок лет... Приложения № 9. С. 31 - 32; № 13. С. 32 - 33.
39. Толстой Ю. Первые сорок лет... Приложение № 33. С. 138; Ключевский В.О. Сказания иностранцев... С. 224; Гомель И. Англичане в России... 43, 54, 105.
40. Жордания Г. Очерки из истории... С. 7 - 10.
41. Шаскольский И. П. Столбовский мир 1617 г. и торговые отношения России со Шведским государством. М.; Л., 1964. С. 25 - 27, 213 - 214; Флоря Б.Н. Русско-польские отношения... С. 61. Тявзинский мирный договор не был ратифицирован русской стороной вплоть до заключения в 1609 г. в Выборге нового соглашения между Россией и Швецией.
I вариант
Часть 1.
А1. Организатором монгольского похода на Русь был:
а) Батый;
б) Чингисхан;
в) Угедей;
г) Джучи.
А2. Первое столкновение русских с монголо-татарами произошло в районе реки:
а) Оки;
б) Угры;
в) Вожи;
г) Калки.
А3. Ранее других началось правление:
а) Василия II;
б) Ивана Калиты;
в) Даниила Александровича;
г) Александра Невского.
А4. Усиление Москвы связано с:
а) прекращением княжеских усобиц;
б) прекращением набегов Золотой Орды;
в) заключением Флорентийской унии;
г) дальновидной политикой московских князей.
А5. Феодальная война второй четверти XV в. завершилась:
а) набегом Тохтамыша;
б) свержением монголо-татарского ига;
в) присоединением к Москве Новгорода;
г) укреплением власти князя.
Один московский князь, собрав свои силы, решился дать отпор Мамаю и притом не на своем рубеже, а в диком поле, где он заслонил собой не один свой удел, а всю Русь.
а) об Иване Калите;
б) об Александре Невском;
в) о Дмитрии Донском;
г) о Василии II .
А7. Какое событие произошло раньше всех других?
а) стояние на р. Угре;
б) битва на р. Калке;
в) поход Батыя на Киев;
г) Невская битва.
А8. Кого в Золотой Орде называли баскаками?
а) дипломатов;
б) доверенных лиц хана;
в) предводителей отрядов;
г) сборщиков дани с русских земель.
А9. В каком году произошла Невская битва?
а) 1238 г.;
б) 1242 г.;
в) 1240 г.;
г) 1239 г.
А10. В решающий момент Куликовской битвы в бой вступил засадный полк под командованием:
а) князя Владимира Андреевича и воеводы Дмитрия Боброка;
б) князя Михаила Тверского и Бориса Городецкого;
в) самого Дмитрия Донского;
г) серпуховского князя Владимира Андреевича.
А11. Рассмотрите карту и ответьте на вопрос.
На карте изображены события:
а) стояния на реке Угре;
б) Ледового побоища;
в) Невской битвы;
г) Куликовской битвы.
А12. В битве на реке Калке вместе с русскими против монголо-татар сражались:
а) половцы;
б) печенеги;
в) хазары;
г) касоги.
А13. Дисциплина в монгольском войске держалась:
а) на патриотизме;
б) на сознательности;
в) на преданности хану;
г) на страхе и кровнородственных отношениях в каждом десятке.
А14. Герб с двуглавым орлом в качестве официального символа появился в России:
а) при Дмитрии Донском;
б) при Иване Калите;
в) при Иване IV ;
г) при Иване III .
А15. Последний крупный поход на Русь совершил хан:
а) Ахмат;
б) Тохтамыш;
в) Тамерлан;
г) Кучум.
А16. В каком году было «стояние на реке Угре»?
а) 1470 г;
б) 1478 г;
в) 1480 г;
г) 1380 г.
А17. Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите имя князя, о котором говорится в отрывке.
«Он был первым среди русских князей XIV века, кто открыто стал на службу хану, взяв на себя не только сбор денег с покоренного русского населения, но и осуществления карательных мер против него в случае антиордынских восстаний, как это было в Твери в 1327 году. … В результате князь стал Владимирским, сумел превратить Московское княжество в одно из самых богатых на Руси».
а) Юрий Долгорукий;
б) Александр Невский;
в) Иван Калита;
г) Иван III .
А18. Что из названного относится к результатам похода князя Ивана III на великий Новгород в 1478 году?
а) предоставление новгородскому купечеству особых льгот;
б) ограничение полномочий новгородского вече;
в) получение московским князем в свое распоряжение больших земельных владений;
г) передача большей части Новгородских земель Великому княжеству Литовскому.
а) Филарет;
б) Гермоген;
в) Иов;
г) Филофей.
А20. С именем Андрея Рублева связана(о):
а) возрождение московского летописания;
б) строительство церкви Покрова на Нерли;
в) роспись Успенского собора во Владимире;
г) строительство белокаменного Кремля в Москве.
А21. Годы правления Ивана IV :
а) 1533-1538 гг.
б)1533-1584 гг.
в) 1565-1572 гг.
г) 1558-1582 гг.
А22. Целью опричнины было:
а) создание сословно – представительной монархии;
б) ослабление позиций аристократии;
в) установление патриаршества;
г) проведение реформ.
А23. Стремление выйти к берегам Балтийского моря заставило Ивана IV :
а) основать Архангельск;
б) создать морской флот;
в) начать Ливонскую войну;
г) организовать поход Ермака в Сибирь.
А24. С именем Ивана Федорова связано:
а) издание «Апостола»;
б) создание глаголицы;
в) создание Домостроя;
г) строительство церкви Вознесения в селе Коломенском.
А25. Что явилось следствием деятельности Стоглавого собора?
а) была распущена Избранная рада;
б) были введены единые церковные обряды;
в) были открыты церковные школы во всех городах России;
г) был издан новый «Судебник»
Часть 2.
В1. Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их деятельностью.
Ответ: В2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.захват монголо-татарами Киева;
Невская битва;
присоединение Твери к Московскому княжеству;
битва на реке Калке;
принятие Судебника;
восстание против татар в Твери.
Ответ:
В3. Укажите события, связанные с деятельностью Василия II .
пленение ханом Улу-Мухаммедом;
заключение союза с Дмитрием Шемякой;
строительство деревянного Московского Кремля;
провозглашение автокефалии РПЦ;
присоединение к Москве Коломны.
Ответ: _________________
В4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к истории Русской православной церкви.
Митрополит, монастырь, игумен, полюдье, епископ, крещение.
Найдите и запишите «лишний» термин.
Ответ: ______________________________ .
В5. Установите соответствия между понятием и определением. Одному элементу левого столбца соответствует один элемент правого.
А) кормлениеБ) местничество
В) опричнина
1) порядок занятия должностей по знатности происхождения;
2) содержание должностных лиц за счет местного населения;
3) плата крестьян своему феодалу;
4) система чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV .
Ответ:
В6. Какие две даты связаны с развитием законодательства на Руси? Укажите два верных ответа. Запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1471 г.
1478 г.
1480 г.
1497 г.
1550 г.
Ответ: __________
Ответ:Часть 3.
Из сочинения историка Н.М. Карамзина.
«… Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории… Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе.
Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности… хотя ничто не делается вдруг; хотя достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Темного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иване III как бы вышла из сумрака теней…
Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды… сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом… силою и хитростью восстанавливая свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня… Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские…
Что оставил миру Александр Македонский? – Славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном».
С1. Укажите хронологические рамки периода правления Ивана III . Почему Россия около трех веков находилась вне круга европейской политичкской деятельности?
С2. С какими двумя важнейшими процессами в истории российской государственности совпало княжение Ивана III ?
С3. Какие события имел в виду историк, говоря о сокрушении «вольности новгородской» и гибели «царства Батыева»? Назовите не менее двух событий.
С4. Назовите не менее трех причин побед монголо-татар над русскими дружинами в XIII в. Приведите не менее трех названий городов, раззоренных в период нашествия Батыя на Русь.
Главной целью опричнины была борьба Ивана Грозного с крупным боярством – противником централизации государства.
С6. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них одного и выполните задания.
1) Владимир Мономах;
2) Ярослав Мудрый;
3) Иван IV Грозный.
Контрольное тестирование по истории России
II вариант
Часть 1.
А1.Первый из разрушенных монголами городов был город:
а) Рязань;
б) Козельск;
в) Владимир;
г) Торжок.
А2. Система экономического и политического господства над русскими землями правителей Золотой Орды называется:
а) иго;
б) вассалитет;
в) рента;
г) ярмо.
А3. В мае 1238 года хан Батый приказал стереть с лица земли и назвал «злым городом»:
а) Владимир;
б) Суздаль;
в) Козельск;
г) Торжок.
а) открытием месторождений золота;
б) поддержкой московских князей церковью;
в) оживлением торговли по пути «из варяг в греки»;
г) участие москвичей в карательных походах ордынцев.
А5. В феодальной войне между московскими князьями РПЦ:
а) заняла выжидательную позицию;
б) встала на сторону Василия II ;
в) поддержала Дмитрия Шемяку;
г) отправила в Москву Сергия Радонежского с целью примирения князей.
А6. О ком идет речь в отрывке из документа?
Не раз побитый, ограбленный и заточенный, наконец, ослепленный, он, однако, вышел из 19-летней борьбы с приобретениями, которые далеко оставили за собою все, что заработали продолжительными усилиями его отец и дед.
а) о Данииле Александровиче;
б) о Дмитрии Донском;
в) об Иване Калите;
г) о Василии II .
А7. Позднее других событий произошло:
а) Куликовское сражение;
б) правление Даниила Александровича;
в) выступление Дмитрия Шемяки против Василия II ;
г) получение впервые московским князем ярлыка на великое княжение Владимирское.
А8. Ярлыками в Золотой Орде называли:
а) товарный знак;
б) клеймо;
в) кличка;
г) грамота на право княжения.
А9. К какому году относится Куликовская битва?
а)1345 г.;
б) 1389 г.;
в) 1380 г.;
г) 1480 г.
А10. Что из названного было следствием военных побед князя Александра Невского?
а) укрепление Владимиро-Суздальской Руси;
б) распад Тевтонского ордена;
в) ухудшение взаимоотношений с Ордой;
г) предотвращение захвата крестоносцами русских земель.
А11. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопрос. Какие события периода монголо-татарского нашествия здесь изображены?
а) объезд монгольским ханом русских владений;
б) сбор дани в государственную казну;
в) сборщик дани с русских земель – баскак;
г) закрепощение крестьян.
А12. Отказ Батыя от завоевания Западной Европы был вызван:
а) организацией крестового похода против Батыя;
б) отсутствием у монголов стенобитного оружия;
в) героическим сопротивлением русского народа;
г) смертью в Золотой Орде Чингисхана.
А13. Монголо – татарское нашествие привело к:
а) упадку хозяйства и культуры;
б) прекращению раздробленности;
в) пересечению династии Рюриковичей;
г) оккупации русских земель монголо-татарами.
А14.Поход Ивана III на Тверь в 1485 году привел к:
а) возобновлению феодальных усобиц;
в) конфликту московского князя с митрополитом;
г) присоединению Твери к Московскому княжеству.
А15.В Ледовом побоище новгородские войска встретились с:
а) немцами;
б) половцами;
в) шведами;
г) монголо-татарами.
А16. К какому году относится битва на Чудском озере?
а) 1380 г.;
б) 1240 г.;
в) 1242 г.;
г) 1480 г.
А17. Прочтите отрывок из сочинения Д.С. Лихачева и укажите, о каком правителе идет речь.
«За время своего княжения(он) в три с половиной раза расширил пределы Русского государства. Он присоединил к Москве Новгород и Тверь – две наиболее крупные русские области, еще не вошедшие в состав Московского государства… Наконец после знаменитого «стояния» двух войск на Угре, без битвы, благодаря дальновидности и упорству своей политики, перестоял хана Ахмата… прорвав тем самым последние остатки зависимости русских княжеств от Орды».
а) Иване III ;
б) Дмитрии Донском;
в) Василии II ;
г) Василии III .
А18. Издание Судебника Иваном III свидетельствовало:
а) о росте преступности в стране;
б) о кризисе центральной власти;
в) об усилении центральной власти;
г) о завершении процесса закрепощения крестьян.
А19. Литературные описания жизни христианских святых или князей на Руси получили названия:
а) слово;
б) летопись;
в) житие;
г) хождение.
а) Феофан Грек;
б) Андрей Рублев;
в) Симон Ушаков;
г) Дионисий.
А 21. Целью реформ Ивана IV и Избранной рады было:
а) ослабление дворянства;
б) установление самодержавия;
в) усиление позиций удельных князей;
г) укрепление государственного аппарата.
А 22. Стремление полностью овладеть Волжским торговым путем заставило Ивана IV :
а) создать морской флот;
б) начать Ливонскую войну;
в) предпринять Казанский поход;
г) создать линию оборонительных укреплений.
А 23. Приказы - это:
а) органы центрального управления в России в XVI - начале X VIII в.;
б) выборные органы, осуществлявшие управление на местах;
в) государственные канцелярии;
г) органы, управляющие личными землями великокняжеской семьи.
А 24. Первый Земский собор состоялся в:
а) 1547 г. б) 1549 г. в) 1551 г. г) 1556 г.
А 25. Одно из главных культурных событий XVI века:
а) начало книгопечатания;
б) создание школ для девочек;
в) возникновение московско-новгородской ереси;
г) введение всеобщего начального образования.
Часть 2.
В 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
взятие русскими войсками Казани;
учреждение опричнины;
начало Ливонской войны;
денежная реформа Елены Глинской;
венчание Ивана IV на царство.
Ответ:
В 2. Выберите из списка три черты, которые были характерны для Золотой Орды, и запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.
активная торговля по Волжскому пути;
получение дани с завоеванных народов;
введение крепостного права в скотоводческих общинах;
отказ от торговли с другими странами;
преобладание кочевого скотоводства;
преобладание оседлого земледелия.
Ответ:
В 3. Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их деятельностью.
В 4. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
Правление Дмитрия Донского в Москве;
Ледовое побоище;
Получение Иваном Калитой ярлыка на Владимирское княжение;
Присоединение Новгорода к Москве;
Стояние на реке Угре;
Принятие Судебника Иваном III.
Ответ:
В5. В чем состояло значение деятельности Ивана Калиты?
Укажите цифры, соответствующие верным ответам.
Основание Москвы;
Победа над Тохтамышем;
Избавление Московского княжества от набегов татар;
Превращение Москвы в религиозный центр Руси.
Ответ: ____________
В6. Напишите пропущенное понятие (термин).
Государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти называется ________.
В7. Установите соответствие между событиями и датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ:Часть 3.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3.
Из книги «Мир истории» академика Б.А. Рыбакова.
«Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нем былины как о победителе грозного половецкого хана Тугоркана – «Тугарина Змеевича», и из-за одинаковости имен двух Владимиров влил эти былины в старый цикл киевского эпоса Владимира I …
Неудивительно, что в конце XV века московским историкам заметнее всего в родном прошлом была фигура Мономаха, с именем которого они связывали легенду о царских регалиях, будто бы полученных Владимиром от императора Византии…
Неудивительно, что в мрачные годы усобиц русские люди искали утешения в своем величественном прошлом; их взгляды обращались к эпохе Владимира Мономаха. «Слово о погибели Русской земли», написанное накануне татаро-монгольского нашествия, идеализирует Киевскую Русь, воспевает Владимира Мономаха и его эпоху…
Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в своей политической борьбе использовать не только меч рыцаря, но и перо писателя».
С1. Укажите хронологические рамки великого княжения Владимира Мономаха. Какие царские регалии, будто бы им полученные, имел ввиду историк?
С2. Как вы понимаете утверждение, что великий князь в политической борьбе использовал «не только меч рыцаря, но и перо писателя»? приведите не менее двух положений.
С3. Почему «Слово о погибели Русской земли» воспевает Владимира Мономаха? Назовите не менее трех заслуг великого князя.
С4. Назовите не менее трех последствий монгольского нашествия на Русь в XIII в. приведите не менее трех примеров форм зависимости Руси от Золотой Орды.
С5. Существует следующая точка зрения на сущность опричной политики Ивана Грозного: Опричная политика была направлена на утверждение личной власти царя, установление неограниченного самодержавия.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента опровергающих ее. Укажите, какие из приведенных вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие – опровергают ее.
С6. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них одного и выполните задания.
Владимир Красное Солнышко;
Ярослав Мудрый;
Александр Невский.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности (внутренняя и внешняя политика) и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.
В XVI в. стремление выйти к берегам Балтийского моря заставило Ивана IV начать ЛИВОНСКУЮ войну.
Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством русского художника XIV–XV вв., автора знаменитой «Троицы» ...Андрея Рублева
Правительство, образованное в 1610 г. после свержения царя Василия Шуйского, историки называют …Семибоярщиной
Последствием церковных реформ патриарха Никона в XVII в. в России стал Церковный раскол
Совет Экономической Взаимопомощи был создан в 1949 г.
К внешнеполитическим событиям 1930-х гг. относится …Принятие в Лигу нАций
Подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения общества на все более высокий уровень развития, называется …эволюционным
«Былое и думы» А.И. Герцена можно отнести к историческим источникам …Личного происхождения
Воспитательная
К кружку западников относились …Грановский,Кавелин
Губернская реформа была осуществлена Екатериной II в 1775 г.
Для российской экономики в 1890-е гг. были характерны высокие темпы роста …промышленности
Одной из причин первой российской революции стала …нерешенность аграрного вопроса
миротворец
С судебной реформой 1864 г. связано понятие …присяжные заседатели
Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии был издан январь 1918 г.
Первая советская Конституция была принята в июле 1918 г.
Наступательная операция Юго-Западного фронта русской армии под командованием генерала А.А. Брусилова началась в мае 1916 г.
Самой многочисленной политической партией в России осенью 1917 г. были …эсеры
Согласно летописи киевский князь Игорь был убит в 945 г. в землях …древлян
Одним из составителей «Повести временных лет» считается …Нестор
Дань, которую платили русские земли монголо-татарским ханам, называлась …ордынским выходом
союз спасения
Жалованная грамота городам была издана Екатериной II в 1785 г.
В 1957 году министром иностранных дел СССР был назначен …Громыко
Главой советского правительства после смерти И.В. Сталина стал …Маленков
Е.Т.Гайдара на посту главы российского правительства в декабре 1992 г. сменил Черномырдин
В период нэпа в стране была отменена …всеобщая трудовая повинность
К событиям внешней политики СССР 1920-х гг. относится …подписание Рапалльского договора
На Ялтинской конференции было принято решение о(об) …вступления СССР в войну против Японии
Одной из функций исторического знания является …познавательная
Одним из методов исторического познания является …проблемно-хронологический
К событиям первой российской революции относится...всероссийская октябрьская политическая стачка
Политические взгляды Николая II сформировались под влиянием …Победоносцева
Император Александр III правил в 1881-1894 гг.
баскаки
С именем Ивана Даниловича Калиты связано начало возвышения в Северо-Восточной Руси МОСКОВСКОГО княжества.
Первым письменным сводом законов Киевской Руси является …Русская Правда
Изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты, крепящихся на слое цемента или мастики, называется …мозаикой
В 1598 г. царская династия Рюриковичей прекратиласьсо смертью …Федора Ивановича
Порядок распределения служебных мест в зависимости от происхождения и служебного положения предков назывался …местничеством
Служилые люди, составлявшие постоянное войско в XVI в., назывались …стрельцы
Николай II подписал Манифест от отречении от престола в марте 1917 г.
Первой конной армией в Гражданскую войну командовал …Буденный
Должность наркома просвещения в первом советском правительстве занял …Луначарский
Одним из наиболее удачных шагов правительства Николая I стала денежная реформа, проведенная министром финансов …Канкриным
После подписания в 1783 г. Георгиевского трактата Россия приняла под свое покровительство …Восточную Грузию
В 1708 г. Россия была разделена на 8 губерний.
С июля по октябрь 1917 г. Временное правительство возглавлял …Керенский
Поводом к объявлению политики «красного террора» послужил(-о) …покушение на Ленина
К правлению Александра III относится появление …фабричного законодательства
К началу XX в. относится понятие …"ЗУБАТОВЩИНА"
Выражение «кровавое воскресенье» относится к событиям января 1905 г.
Научная дисциплина, изучающая историю исторической науки, называется …историография
Определяющим фактором в развитии общества в соответствии с марксистской теорией является …способ производства материальных благ
В древнерусской литературе описание жизни и деяний христианских святых называли...житием
Поэтическое произведение древнерусской литературы конца XIV – начала XV вв., посвященное Куликовской битве, называется …"Задощиной "
Кафедральным собором Киевского митрополита в XI–XIII вв. был СОФИЙСКИЙ собор.
Русь вступила в полосу политической раздробленности в XII в.
К мероприятиям новой экономической политики относится введение …оплата труда в денежной форме
Советскую делегацию на Генуэзской конференции возглавлял …Чичерин
Разработкой четвертого пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР руководил …Вознесенский
В ходе Курской битвы был осуществлен …окончательный переход военной инициативы в руки советского командования
Окончание монголо-татарского ига на Руси ознаменовало(а) …стояние на Угре
Русско-польская война (1654 –1667) завершилась …присоединением к России левобережной Украины
Одним из организаторов второго народного ополчения в 1611 г. был …Кузьма Минин
Конституция СССР была принята в 1977 г.
Одним из политических последствий «оттепели» стала(-о) …массовая реабилитация жертв репрессий
В 1996 г.Россия вошла в состав …Совета Европы
Битва на реке Калке состоялась в 1223 году.
Победа русского войска под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича в 1380 г. на Куликовом поле привела к …росту национального самосознания
В течение двух лет (1764–1765) Екатерина II работала над составлением НАКАЗА для депутатов Уложенной комиссии.
В 1707 г. на Дону началось восстание под предводительством …Кондратия Булавина
Священный союз в составе России, Австрии и Пруссии был образован в 1815 г.
Промышленный переворот в России начался в 1930-1940 гг.
Решение о переходе к нэпу было принято на X съезде РКП(б).
План контрнаступления советских войск под Сталинградом имел условное название …"Уран"
Вооруженное столкновение армий СССР и Японии у р. Халхин-Гол произошло в 1939 г.
С овет Э кономической В заимопомощи был создан в 1949 г.
Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии был издан в январе 1918 г.
Последствием разгрома корниловского мятежа стал(-о) …рост влияния большевиков
Окончательное оформление Антанты произошло в 1907 г.
Окончание первой российской революции связано с событиями июнь 1907 г.
Заговорщическое направление в революционном народничестве 1870-х гг. представлял …Ткачев
Для российской экономики в 1890-е гг. были характерны высокие темпы роста промышленности
«Юности честное зерцало» является ценным источником по истории России XVIII в .
В 1670 г. началось крупнейшее народное выступление под руководством …C .Разина
Группа советников Ивана IV, неформальный кружок реформаторов в начальный период его правления назывался …ИЗБРАННАЯ РАДА
Александр III вошел в историю как …МИРОТВОРЕЦ
Революционная организация «Народная воля» была образована в 1879г.
Расцвет Киевской Руси произошел в правление …Ярослава Мудрого
Формой государственного устройства в годы царствования Михаила Федоровича была сосоловно-представительная монархия монархия.
В XVII в. в российской экономике впервые появляется мануфактурное производство.
В феврале 1816 г. в Петербурге возникло тайное общество будущих декабристов …Союз Спасения
Строительство города Санкт-Петербурга было начато в мае 1703 г.
Кульминацией процесса «разрядки международной напряженности» в 1970-е гг. стало …совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
Главным показателем работы промышленных предприятий в соответствии с реформой 1965 г. стал объем реализуемой продукции
Первая советская Конституция была принята в июль 1918 г.
С лозунгом «превращения империалистической войны в гражданскую» во время Первой мировой войны выступали …большевики
После возвращения из эмиграции в 1917 г. в своих «Апрельских тезисах» поставил задачу осуществления социалистической революции …Ленин
Одной из функций исторического знания является …практически-политическая
Научная дисциплина, которая изучает теорию исторического познания, называется …методология
Карточная система после войны была отменена в1947 г.
С докладом «О культе личности и его последствиях» на ХХ съезде КПСС выступил …Хрущев
Представители ханов Золотой Орды на Руси назывались …баскаками
В феврале 1613 г. Земский собор избрал новым русским царем …Михаила Романова
Первый Земский собо р в Русском государстве был созван в 1549 г.
К началу XX в. Россия вышла на первое место в мире по …темпам промышленного роста
Созданное в 1826 г. III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии возглавил …Бенкендорф
Одним из важнейших произведений русской историографии второй четверти XVIII в. стала «История Российская», написанная Татищевым
Глеб Владимирович Носовский, Анатолий Тимофеевич Фоменко Русь и Рим. Мятеж реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? События русской истории XV–XVI веков на страницах книги Иудифь 1. Краткое содержание книги Иудифь и параллелизм с русской историей
Назовем основные события, о которых рассказано в книге.
1. Ассирийский царь Навуходоносор, правящий в Ниневии, идет войной против царя Арфаксада и наносит ему поражение в битве. Это похоже на гражданскую войну.
2. При этом царь Навуходоносор гневается на своих бывших западных союзников, которые перестают бояться его, начинают считать себя равными ему и проявляют признаки самостоятельности.
3. Навуходоносор замышляет грандиозный военный поход на Запад, чтобы усмирить гордыню западных царей и заново подчинить западные земли власти Ассирии.
4. Начальником ассирийской армии назначается полководец Олоферн. Сначала предполагается покорить страну и город Ветилую. Ассирийцы вторгаются во владения Ветилуи.
5. Богатая вдова, иудейка Иудифь, решает избавить свою страну от вражеского нашествия. Она проникает в лагерь Олоферна, хитростью добивается доверия и обольщает его. Оставшись с полководцем наедине, убивает Олоферна, отрубив мечом ему голову (рис. 1).
Рис. 1. Кристофано Аллори, «Юдифь с головой Олоферна». 1619–1620 годы. Картинная галерея Уффици, Флоренция
6. Ассирийское войско деморализовано и обращается в бегство. Израильтяне нападают на ассирийцев, гонят их до Дамаска, громят и грабят.
Поскольку события происходят при ассирийском царе Навуходоносоре, то мы сразу можем высказать мысль, что в книге Иудифь описаны события русской и европейской истории XV–XVI веков. По-видимому, речь идет об эпохе русского царя Ивана IV Грозного (XVI век) или его отражения – Ивана III Грозного (XV век). Он уже отождествился у нас с ассирийским царем Навуходоносором. Как мы дальше увидим, эта гипотеза подтверждается. Кроме того, в истории Иудифи явственно проступают черты уже хорошо знакомой нам истории Есфири: жена-иноземка (иудейка) получает доступ ко двору «персидского» царя, становится его женой или «интимно приближенной особой». В результате чего трагически погибает сын или ближайший родственник-соправитель царя. Затем следует погром «персов» иудеями. По-видимому, в современном библейском каноне книга Иудифь не случайно помещена рядом с книгой Есфирь (Есфирь поставлена сразу после Иудифи). Перейдем к более подробному анализу параллелизма.
1а. Война ассирийского царя Навуходоносора с царем Арфаксадом.
Ассирийский царь Навуходоносор царствует «над Ассириянами в великом городе Ниневии, – во дни Арфаксада, который царствовал над Мидянами в Екбатанах» (Иудифь 1:1). Ранее ассирийский царь Навуходоносор частично отождествился у нас с русским царем Иваном IV Грозным (XVI век) или с его отражением – Иваном III Грозным (XV век). Библейская Ниневия, город великий, наложился на Новгород Великий = Ярославль. Имя царя Арфаксада или Арта-Ксада, вероятно, происходит от Орда = Арта и (может быть) от имени города Казань или КЗН, которое в искаженном виде представлено как КЗД. В то же время в Библии говорится, что Арта-Ксад правит в Екбатане. Не исключено, что Екбатан, или КБТН, или ГБТН, или ГПТН, – это искажение знаменитого названия ГИПТ, то есть Египет. На это мы указывали в разделе, посвященном походу Моисея. Но поскольку библейский Египет, описанный в Пятикнижии, – это, по-видимому, Русь-Орда, то и здесь мы не выходим за рамки русско-ордынской истории.
Итак, книга Иудифь, вероятно, говорит о двух царях – ассирийском (то есть русском) и ордынском (казацком русском). Другими словами, речь идет о двух соседних правителях внутри Великой Империи. При этом Навуходоносор (Иван Грозный) представлен как «главный царь», а Арта-Ксад – тоже царь, но «ниже рангом».
Затем Навуходоносор (Иван Грозный?) напал на Арта-Ксада (Орда-Казань?), «одолел его в сражении и обратил в бегство все войско Арфаксада… и овладел городами его, дошел до Екбатана (до Египта-Руси – Авт. ), занял укрепления, опустошил улицы города и красоту его обратил в позор… Потом пошел назад со своими в Ниневию… там он отдыхал, и пировал с войском своим» (Иудифь 1:13–16).
1б. Война и взятие Казани Иваном III Грозным и Иваном IV Грозным.
По-видимому, здесь Библия описывает известный поход Ивана IV Грозного на Казань (1552) или же взятие Казани (1469) его дубликатом Иваном III Грозным. Напомним, что взятие Казани считается одним из главных событий эпохи русского «Грозного царя». Поэтому неудивительно, что это крупное событие включено в Библию.
2а. Попытка западных царей «отложиться» от ассирийского царя Навуходоносора. Его гнев.
С походом Навуходоносора против Арта-Ксада связано следующее важное событие. Многие из его бывших союзников и наместников не только отказались участвовать в войне с Арта-Ксадом, но и стали проявлять признаки самостоятельности, заявляя, что Навуходоносор – не самый главный царь в мире, а всего лишь «один из них». Вот что говорит об этом книга Иудифь.
«И послал Навуходоносор, царь Ассирийский, ко всем живущим в Персии (то есть на Руси? – Авт. ) и ко всем живущим на Западе (то есть живущим в Западной Европе? – Авт. ) и Антиливане (?), и ко всем живущим на передней стороне приморья» (Иудифь 1:7-10). И далее следует подробное перечисление других народов, которым Навуходоносор повелевал отправиться вместе с ним на войну. Сам этот список показывает, что речь идет об огромных территориях, среди которых в первую очередь названы западные народы и цари. В нашей реконструкции это – Западная Европа XV–XVI веков.
Но бывшие подчиненные и союзники осмелели и начинают проявлять строптивость. Библия: «Но все обитавшие во всей этой земле презрели слово Ассирийского царя Навуходоносора и не собрались к нему на войну, потому что не боялись его, но он был для них, как один из них: они отослали от себя его послов ни с чем, в бесчестии. Навуходоносор весьма разгневался на всю эту землю и поклялся престолом и царством своим отомстить всем пределам… и мечом своим умертвить всех» (Иудифь 1:11–12).
2б. Стремление Западной Европы в XVI веке выйти из-под влияния Руси-Орды.
По-видимому, в приведенном отрывке описана политическая обстановка XVI века в «Монгольской» Империи, в ее западноевропейских областях. В это время, согласно нашей реконструкции, Западная Европа стремится отколоться от Руси-Орды и «сбросить иго». Местная знать и имперские наместники начинают проявлять самостоятельность. Это – знаменитая эпоха Реформации в Западной Европе, когда под религиозной оболочкой развернулась политическая борьба за независимость. Энциклопедия «Христианство» сообщает, например, следующий факт, показывающий, насколько точным является ветхозаветное описание событий XVI века в Европе: «В 1552 году князья (протестантские – Авт. ) обнародовали манифест, объявляя, что они берутся за оружие для освобождения Германии от скотского рабства». Но 1552 год – это год покорения Казани Иваном IV Грозным. То есть уже описанной нами выше библейской войны с царем Арта-Ксадом. Ветхий Завет совершенно точно отражает события XVI века: в том же году, когда Грозный берет Казань, протестантские князья заявляют о своем стремлении «сбросить скотское иго».
Отметим, что «протестантские князья» означает здесь «непослушные князья», поскольку «протест» означал на самом деле неповиновение императору. А скотами в Средние века называли скифов. Отсюда происходит название «скоты», то есть шотландцы. А потому «скотское рабство» – это просто «скифское рабство», то есть власть Империи. От которой хотели избавиться.
Царь Руси-Орды Иван IV Грозный, естественно, обеспокоен и готовит военный поход на Запад для усмирения взбунтовавшейся Европы. Этот замысел поверг в ужас всю Германию.