Утверждение административного, внешнего, конкурсного управляющего. Ознакомление кредиторов с документами Представление арбитражного управляющего
УТВЕРЖДЕН
Правлением САМРО
___________________________________________
Председатель Правления САМРО
"Ассоциация антикризисных управляющих»
М.В.Игошин
Порядок отбора и представления Организацией кандидатур своих членов для арбитражного суда
Настоящий порядок регламентирует организацию работы по отбору и представлению кандидатур арбитражных управляющих для арбитражного суда.
1.1. Основные понятия.
Реестр арбитражных управляющих - база данных Организации биографических, трудовых и профессиональных сведений об арбитражных управляющих, отвечающих требованиям ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)».
Комиссия - коллегиальный орган в структуре Организации, ее филиалов и подразделений, уполномоченный на отбор и мотивированное обоснование выдвижения кандидатур арбитражных управляющих.
Протокол - внутренний итоговый мотивированный документ, оформляемый комиссией на определенную кандидатуру арбитражного управляющего, соответствующую требованиям уполномоченного органа и конкурсного кредитора.
Мотивированное заключение - документ-представление, содержащий информацию о кандидатуре арбитражного управляющего с обоснованием его выбора, направляемый в арбитражный суд.
1.2. Отбор кандидатур арбитражных управляющих для назначения в качестве арбитражных управляющих осуществляется комиссией. Состав комиссии состоит из трех членов Организации, с обязательным вхождением не менее одного представителя из Правления Организации или ответственного за ведение реестра арбитражных управляющих сотрудника.
1.3. Состав комиссии, а также ее председательствующий утверждается собранием правления большим количеством голосов от числа присутствующий на собрании. Комиссия в таком составе действует в течение всего срока, на который она была избрана, но не более одного года.
1.4. Комиссия, получив запрос о представлении кандидатуры арбитражного управляющего, обращается к реестру арбитражных управляющих Организации и выдвигает кандидатуру арбитражного управляющего изъявившего согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего.
1.5. Комиссия начинает свою работу с подбора потенциальных кандидатур в строгом соответствии с требованиями, указанными в запросе арбитражного суда.
1.6. К кандидатуре арбитражного управляющего могут предъявляться дополнительные требования, чем предусмотрены в ст.20 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)», а именно:
наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего.
Комиссия, в зависимости от особенностей дела о банкротстве конкретного должника и процедуры, применяемой в деле о его банкротстве, определяет компетентность, добросовестность и независимость арбитражного управляющего в соответствии с пунктами 2-4 статьи 20 и статьи 20.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
1.7.По итогам обсуждения комиссия большинством голосов принимает соответствующее обоснованное решение о рекомендации по выдвижению кандидатуры арбитражного управляющего, соответствующего требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом его профессиональных качеств.
1.8.Комиссия обеспечивает получение предварительного согласия указанной кандидатуры арбитражного управляющего.
1.9. Решение комиссии оформляется протоколом, к которому мотивированное заключение о профессиональных качествах арбитражного управляющего и соответствия его требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, указанным в запросе арбитражного суда.
1.9.1.Протокол представляется председателем комиссии в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику не позднее пяти дней с даты, когда был получен запрос о представлении кандидатуры арбитражного управляющего.
1.10. В случае невозможности определить необходимого кандидата на выдвижение ее руководитель обязан в течение трех дней известить об этом арбитражный суд.
1.11. Организация обязана не препятствовать свободному доступу заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатуры арбитражного управляющего.
Арбитражный управляющий — это ключевая фигура при банкротстве предприятия.
К моменту написания этой статьи Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в дальнейшем «закон о банкротстве») уже 13 лет.
За это время он претерпел 68 редакций с учётом 3-х последних, которые ещё не вступили в силу.
Но для многих людей арбитражный управляющий остаётся загадочной, непонятной фигурой, чуть ли не кем-то, кто пытается «наловить рыбу в мутной воде».
В этой статье кратко даны ответы на вопросы:
- каковы функции арбитражного управляющего?
- Каковы «разновидности» этих участников банкротства предприятия?
- Каковы требования к арбитражным управляющим в России?
- Каков порядок их назначения?
- Что такое саморегулируемая организация арбитражных управляющих ?
Функции арбитражного управляющего во время процедур, применяемых при банкротстве
Самой общей, основной задачей арбитражного управляющего является цивилизованное решение проблемы, вызванной несостоятельностью должника.
Во время проведения процедур, применяемых при банкротстве (часть 1 статьи 27 закона «О банкротстве»), арбитражные управляющие осуществляют различные функции. Эти функции зависят от конкретной процедуры.
Наблюдение
На стадии наблюдения арбитражный управляющий имеет статус временного управляющего (статья 2 закона «О банкротстве»). Его обязанности прописаны в части 1 статьи 67 закона «О банкротстве». Если обобщить, то временный управляющий обязан выяснить, есть ли возможность поправить финансовые дела должника, восстановить его платежеспособность.
На стадии финансового оздоровления арбитражный управляющий именуется административным управляющим (статья 2 закона «О банкротстве»). Основная функция арбитражного управляющего на этой стадии — контролирующая. Он:
- ведёт реестр требований кредиторов,
- контролирует выполнение плана финансового оздоровления, графика погашения долга, перечисления средств кредиторам и другое (часть 3 статьи 83 закона «О банкротстве»).
Внешнее управление
Внешний управляющий — арбитражный управляющий, который фактически руководит должником после введения внешнего управления (часть 1 статьи 94 закона «О банкротстве»). Особенность этой процедуры в том, что прежнее руководство должника отстраняется от работы (часть 1 статьи 94 закона «О банкротстве»). Внешний управляющий:
- ведёт бухгалтерский, финансовый, статистический отчёт,
- разрабатывает план внешнего управления,
- ведёт реестр требований кредиторов (часть 2 статьи 99) и другое.
Основная цель этой стадии — восстановить платежеспособность должника.
Если кредиторы принимают решение обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом (часть 3 статьи 118 закона «О банкротстве») и суд удовлетворяет это ходатайство, то открывается конкурсное производство (часть 1 статьи 124 закона «О банкротстве»). Арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего (часть 1 статьи 127 закона «О банкротстве»).
Конкурсный управляющий руководит должником (часть 1 статьи 129 закона «О банкротстве»). В статусе конкурсного управляющего арбитражный управляющий наделён очень широкими полномочиями:
- распоряжаться имуществом должника;
- увольнять работников;
- искать, выявлять и возвращать имущество должника, которое находится у третьих лиц;
- требовать возврата задолженности перед должником и другое (часть 2 статьи 129) и т.д.
Интересно: в статье 2 закона «О банкротстве» прописан также финансовый управляющий, но он участвует в деле о банкротстве физического лица, гражданина. Поэтому финансовый управляющий в этой статье не рассматривается.
Как стать административным управляющим в России
Эти требования установлены статьёй 20 закона «О банкротстве». Требования к арбитражному управляющему следующие:
- он должен быть гражданином Российской Федерации;
- должен быть членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (часть 1 статьи 20 закона «О банкротстве»).
На этом требования к арбитражному управляющему заканчиваются. А вот для того, чтобы стать членом СРО арбитражных управляющих , придётся выполнить ещё несколько условий, а именно:
- иметь высшее образование;
- иметь стаж работы руководителем не менее 1 года;
- стажироваться в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2-х лет;
- сдать теоретический экзамен по специальной программе;
- не иметь дисквалифицирующего наказания за совершение административного правонарушения;
- не иметь судимости за умышленное преступление;
- не быть исключённым из СРО арбитражных управляющих в течение 3-х лет до момента подачи заявления на членство (часть 2 статьи 20);
- заключить договор обязательного страхования ответственности;
- уплачивать установленные СРО взносы, в том числе взносы в компенсационный фонд (часть 3 статьи 20).
Порядок назначения арбитражных управляющих
Этот порядок установлен статьёй 45 закона «О банкротстве».
В Арбитражный суд подаётся заявление о признании должника банкротом. В этом заявлении указывается наименование и адрес СРО, из числа членов которой нужно определить временного управляющего (часть 2 статьи 37 закона «О банкротстве»).
Указанная СРО получает определение арбитражного суда о принятии заявления и представляет суду информацию: соответствует кандидатура арбитражного управляющего требованиям или нет. СРО обязана сделать это в течение 9-ти дней (часть 4 статьи 45 закона «О банкротстве»).
Если кандидатура управляющего удовлетворяет установленным требованиям, арбитражный суд утверждает этого кандидата (часть 5 статьи 45 закона «О банкротстве»).
Если в течение 14-ти суток с момента получения определения арбитражного суда СРО не подаст в суд информацию о кандидатуре, суд откладывает рассмотрение вопроса на 30 дней. Заявитель имеет право в течение этого времени обратиться в другую СРО (часть 7 статьи 45 закона «О банкротстве»).
Если же кандидатура управляющего не представлена в течение 3-х месяцев, то арбитражный суд прекращает производство (часть 9 статьи 45 закона «О банкротстве»).
Обратите внимание: порядок назначения арбитражного управляющего описан в общих чертах. Ситуация осложняется, если, например, арбитражному управляющему требуется допуск к государственной тайне.
Требования к СРО арбитражных управляющих
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — это некоммерческая организация (часть 1 статьи 21 закона «О банкротстве»). СРО включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. При этом СРО должна выполнить несколько требований:
- у неё должно быть не менее 100 членов;
- её участники должны в сумме провести не менее, чем 100 процедур банкротств;
- она должна иметь компенсационный фонд;
- должны быть разработаны стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
- она должна иметь органы управления и специализированные органы (часть 2 статьи 21).
Что ещё нужно знать об арбитражном управляющем
В редакции закона «О банкротстве» от 03 декабря 2008 года было требование о том, что арбитражный управляющий обязан иметь регистрацию индивидуального предпринимателя. Однако в редакции закона от 1 января 2014 года этого требования уже не имелось. В настоящее время арбитражный управляющий может не быть индивидуальным предпринимателем.
Законодательство России о банкротстве развивается. К ключевой фигуре этого процесса — арбитражному управляющему — предъявляются всё более серьёзные требования.
Это позитивные изменения, поскольку они отсекают от рынка неквалифицированных лиц. Благодаря строгим требованиям закона «О банкротстве» на рынке услуг арбитражных управляющий остаются честные и достойные профессионалы.
Процессом признания несостоятельности как физических, так и юридических лиц руководит человек, находящийся на посту арбитражного управляющего (распорядителя). Это специалисты, в задачи и обязательства которых включено управление деньгами, а также собственностью предположительного банкрота – физического лица или компании. Также они обязаны регистрировать кредиторов и претензии по задолженностям, создавать аукционную массу и продавать собственность лица, ставшего банкротом. Арбитражного управляющего всегда назначает арбитражный судья. Все распорядители в соответствии со статьей 20 федерального закона «О неплатежеспособности» обязательно обязаны состоять в одной из саморегулируемых организаций. Далее мы разберемся в том, какие есть разновидности арбитражных управляющих и как именно они помогают должникам.
Арбитражный управляющий – кто это такой?
Прежде всего, стоит пояснить, что это понятие обобщенное. И обозначает сразу нескольких специалистов:
- Финансовый управляющий (работает исключительно с физическими лицами);
- Временный;
- Внешний;
- Административный;
- Аукционный.
Все, кроме финансового управляющего, работают только с юридическими лицами. То есть, с делами о неплатежеспособности компаний.
В статье 20 вышеупомянутого закона «О неплатежеспособности» прописаны условия в отношении арбитражных распорядителей. Вкратце, они обязаны:
- Состоять в одной из саморегулируемых организаций;
- Не иметь никаких судимостей;
- Не быть исключенными из саморегулируемой организации в течение трех лет до назначения на должность распорядителя по данному конкретному делу;
- Не меньше двух лет работать на руководящем посту.
Перечень арбитражных распорядителей можно посмотреть на портале Росреестра или же в Едином федеральном реестре данных о несостоятельности. Все указанные ресурсы можно легко найти в интернете.
Финансовый управляющий: неплатежеспособность физических лиц
Вы оказались в ситуации, когда вам пришлось пойти на банкротство?
Вам интересна информация о финансовом распорядителе, какие к нему предъявляются требования и условия, а также, на что именно он способен? Вас интересуют размеры оплаты услуг арбитражного управляющего в случае с несостоятельностью физических лиц? Здесь вы без труда сможете найти ответы на все эти вопросы.
Куда обращаться за помощью к арбитражному управляющему
Финансовый управляющий – это арбитражный распорядитель, но действует он исключительно в интересах физических лиц.
Первостепенно следует отметить, что участие в деле этого специалиста является обязательным. В отличии, скажем, от того же адвоката. Итак, где же его искать?
Поначалу должнику нужно указать в заявлении любую СРО АУ, которая располагается в его городе. После этого арбитражный судья выбирает из ее состава конкретного финансового управляющего, который и будет заниматься делом должника.
Основные условия для финансового распорядителя при деле о несостоятельности юридических лиц практически не отличаются от условий для специалиста по делам лиц юридических. Он должен:
- Быть посредником между арбитражным судьей, задолжником и кредиторами;
- Быть абсолютно незаинтересованным в итогах дела;
- Быть независимым как от кредиторов, так и от задолжника;
- Не иметь судимостей;
- Состоять в одной из саморегулируемых организаций (и только в одной!).
В деле о несостоятельности физических лиц финансовый управляющий имеет следующие обязательства:
- Определять собственность гражданина-задолжника;
- Проводить финансовый анализ;
- Публиковать информацию о задолжнике и осуществляемом деле в ЕФРСБ, а также издании «Коммерсантъ»;
- Анализировать планы реорганизации задолженностей;
- Подавать в суд исковые заявления о признании договоров задолжника недействительными (если имеются такие договора и основания, чтобы их оспорить);
- Согласовывать с задолжником и кредиторами деятельность касательно описанной собственности;
- Проводить кредиторские собрания;
- Полностью взять под контроль денежное положение физического лица.
Процесс признания неплатежеспособности физического лица немного отличается от признания несостоятельности лица юридического. В основном, речь идет о конкретном порядке, касающемся принятия решений судьей, в том случае, если физическое лицо подаст заявление о банкротстве.
Первым делом, арбитражный судья принимает решение о том, настолько основательным является сам по себе иск физлица о неплатежеспособности. Основной критерий это неоплата по кредиту на протяжении девяноста дней и задолженность от 500 тыс. руб. После устанавливается, какую же из процедур вводить по отношению к должнику: реструктуризацию задолженности либо продажу собственности. В первом случае у должника должна быть официальная хорошо оплачиваемая работа, во втором – имеется ввиду низкий уровень дохода или его полное отсутствие.
Если судья решил реструктуризировать задолженность, управляющий должен следить за выполнением утвержденного арбитражным судьей плана реструктуризации.
Если физлицо было признано банкротом, должна быть составлена аукционная масса, и собственность задолжника распродается в счет погашения долга. Остаток задолженности списывается.
Арбитражный управляющий: несостоятельность юридических лиц
В случае с компаниями также может быть начат процесс банкротства. Но здесь имеются некоторые отличия. Первой, если есть основания, судья начинает стадию наблюдения. По ее завершению, есть несколько вариантов развития событий:
- Финансовое оздоровление;
- Стадия внешнего управления;
- Аукционное производство.
Для каждой из этих стадий судья назначает соответственного арбитражного распорядителя:
Временный – ведет наблюдение, проводит финансовый анализ компании, участвует в судебных заседаниях и т.д.;
Административный – должен отслеживать график погашения долгов предприятия, назначается при финансовой реорганизации;
Внешний – фактически, становится условным руководителем компании. В том числе несет полную финансовую ответственность за нее. Должен вывести компанию из криза;
Аукционный – его задача: сформировать аукционную массу и распродать собственность задолжника. И в дальнейшем, при помощи полученных денег, рассчитаться с кредиторами в порядке очередности, после чего – закрыть компанию.
Антикризисное управление компанией
Антикризисное контролирование компании – это основная процедура, назначаемая в случае угрозы признания юридического субъекта несостоятельным.
Основная задача антикризисного контролирования в необходимости проведения реорганизации компании с частичным или же полным удовлетворением требований кредиторов.
Все итоги процесса признания несостоятельности задолжника полностью зависят от опытности и квалифицированности арбитражного управляющего. Вот почему в этом должны быть заинтересованы как должники, так и кредиторы.
Что делает арбитражный распорядитель на стадии антикризисного контролирования:
- Проводит общий анализ текущей ситуации и обнаружение причин, приведших к банкротству;
- Составляет перечень ресурсов, имеющихся у предприятия в данный момент;
- Ведет поиск убыточных составляющих несостоятельной компании;
- Создает эффективную стратегию для вывода компании из криза, а также возвращает незаконно выведенную или переданную собственность;
- Ведет переговоры с кредиторами по вопросам отсрочки выплат либо реструктуризации задолженности;
- Участвует в судебных заседаниях и аукционах.
Вся эта деятельность, в общем и целом, позволяет компании выйти из кризиса и вернуть статус платежеспособной организации.
Гонорар для арбитражного управляющего
Наиболее часто будущие клиенты задают вопрос о том, сколько же стоят услуги арбитражного распорядителя в каждом из конкретных случаев.
Положения об оплате услуг арбитражного управляющего прописаны в статье 20 федерального закона «О неплатежеспособности».
Разобраться несложно. В случае с банкротством физических лиц размер оплаты составит 25 тыс. руб. за одну процедуру. Что касается юридических лиц, уровень оплаты для каждого их управляющих составит:
- Для временного – 30 тыс. руб./мес.
- Для внешнего – 45 тыс. руб./мес.
- Для административного – 15 тыс. руб./мес.
- Для аукционного – 30 тыс. руб./мес.
Как вы уже могли понять, в случае с банкротством физического лица, финансовый управляющий имеет огромное значение. Ни о чем не волнуйтесь, а просто обратитесь к нам за помощью, и мы обязательно поможем вам избавиться от всех задолженностей!
Статья 127. Конкурсный управляющий. 1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, и размер вознаграждения конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
2. Конкурсный управляющий действует до
даты завершения конкурсного
производства.
Комментарий к статье 127
1. При принятии решения о признании
должника банкротом и открытии конкурсного
производства арбитражный суд назначает
конкурсного управляющего. Одна из основных
фигур в конкурсном производстве -
конкурсный управляющий, поскольку в
соответствии с п. 2 ст. 126 Закона о
банкротстве с даты принятия арбитражным
судом решения о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного
производства органы управления должника
отстраняются от выполнения практически
всех своих функций. Он выполняет функции по
управлению и распоряжению имуществом
должника и к нему переходят права и
обязанности руководителя и иных органов
должника, а также собственника имущества
должника - унитарного предприятия в
пределах, в порядке и на условиях, которые
установлены Законом.
Конкурсный
управляющий назначается в порядке,
предусмотренном ст. 45 Закона. В
соответствии с данной статьей после
получения запроса о представлении
кандидатур арбитражного управляющего
заявленная саморегулируемая организация
составляет список своих членов, изъявивших
согласие быть утвержденными арбитражным
судом в качестве арбитражного управляющего
и в наибольшей степени удовлетворяющих
требованиям к кандидатуре арбитражного
управляющего, содержащимся в указанном
запросе (далее - список кандидатур). В списке
кандидатур должны быть указаны три
кандидатуры, расположенные в порядке
уменьшения их соответствия требованиям к
кандидатуре арбитражного управляющего,
содержащимся в запросе, а при равном
соответствии этим требованиям - с учетом их
профессиональных качеств.
В случае
получения не содержащего требований к
кандидатуре арбитражных управляющих
запроса о представлении кандидатур
арбитражных управляющих заявленная
саморегулируемая организация проводит
отбор кандидатур арбитражных управляющих
из числа своих членов, изъявивших согласие
быть утвержденными арбитражным судом в
качестве арбитражного управляющего. В
списке кандидатур должны быть указаны три
кандидатуры в порядке снижения уровня их
профессиональных качеств.
Заявленная
саморегулируемая организация обязана
обеспечить свободный доступ
заинтересованных лиц к проведению
процедуры отбора кандидатур арбитражных
управляющих.
Решение о включении
арбитражных управляющих в список
кандидатур принимается заявленной
саморегулируемой организацией на
коллегиальной основе.
Заявленная
саморегулируемая организация не позднее
чем через пять дней с даты получения
запроса о представлении кандидатур
арбитражного управляющего, содержащего
требования к кандидатуре арбитражных
управляющих, направляет список кандидатур,
содержащий сведения о профессиональных
качествах арбитражных управляющих и
мотивированное заключение об их
соответствии требованиям к кандидатуре
арбитражного управляющего, в арбитражный
суд, заявителю (собранию кредиторов или
представителю собрания кредиторов) и
должнику.
Должник и заявитель
(представитель собрания кредиторов) вправе
отвести по одной кандидатуре из
арбитражных управляющих, указанных в
списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура
утверждается арбитражным судом, за
исключением случаев выявления нарушений
процедуры отбора или несоответствия
отобранной кандидатуры требованиям ст. 20
Закона о банкротстве.
В случае если
должник и (или) заявитель (представитель
собрания кредиторов) не воспользовались
правом отвода, арбитражный суд назначает
кандидатуру, занимающую более высокую
позицию в списке кандидатур,
представленном заявленной
саморегулируемой организацией.
В
случае непредставления арбитражному суду
заявленной саморегулируемой организацией
списка кандидатур в пятидневный срок
арбитражный суд обращается в регулирующий
орган, который обязан в течение семи дней с
даты получения обращения арбитражного суда
обеспечить представление списка
кандидатур другими саморегулируемыми
организациями из числа включенных в единый
государственный реестр саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих.
Вместе с тем в течение года со дня
вступления в силу Закона о банкротстве
утверждение кандидатуры арбитражного
управляющего, в частности конкурсного
управляющего, осуществляется в порядке,
установленном ст. ст. 15 и 45 Закона о
банкротстве, или собрание кредиторов может
определить и представить арбитражному суду
три кандидатуры арбитражных управляющих.
Должник при этом вправе заявить отвод одной
из представленных кандидатур, а
регулирующий орган - исключительно
мотивированный отвод одной или нескольким
кандидатурам в случае их несоответствия
требованиям п. 4 ст. 231 Закона о банкротстве.
В тех случаях, когда руководитель должника
отстранен от должности, право на отвод
одной из кандидатур арбитражного
управляющего реализуется представителем
учредителей (участников) должника либо
представителем собственника имущества
должника - унитарного предприятия, а не
соответствующим арбитражным управляющим.
Арбитражный суд утвердит ту кандидатуру
арбитражного управляющего, в отношении
которой не заявлен отвод. В случае замены
арбитражного управляющего по делам,
производство по которым возбуждено до
вступления в силу Закона о банкротстве,
назначение нового арбитражного
управляющего должно производиться также в
изложенном выше порядке. Определение о
назначении конкурсного управляющего
подлежит немедленному исполнению и может
быть обжаловано в порядке, установленном ч.
3 ст. 223 АПК РФ.
По Закону о банкротстве
1998 г. арбитражный суд по ходатайству
конкурсного управляющего, одобренному
собранием кредиторов или комитетом
кредиторов, был вправе назначить
нескольких конкурсных управляющих. Закон о
банкротстве теперь не предусматривает
такой возможности, хотя необходимость в
назначении нескольких конкурсных
управляющих может возникнуть, в частности,
в случаях нахождения части имущества
должника за границей, расположения
имущества должника в разных регионах
страны, длительной болезни управляющего.
2. Вознаграждение конкурсному
управляющему за осуществление им своих
полномочий устанавливается в соответствии
со ст. 26 Закона. Практика показала, что
размер вознаграждения управляющего, как
правило, равняется размеру заработной
платы руководителя организации-должника.
Вместе с тем размер вознаграждения
конкурсного управляющего, конечно, зависит
от целого ряда факторов, в частности, от
сложности и масштабности предстоящей
работы, месторасположения должника,
наличия имущества у должника. Размер
вознаграждения конкурсному управляющему
устанавливается в рублях в твердой сумме и
утверждается арбитражным судом. При этом
арбитражный суд оценивает обоснованность
размера вознаграждения. Поскольку размер
указанного вознаграждения утверждается
арбитражным судом, представляется
возможным уменьшение арбитражным судом
данного вознаграждения при его
несоразмерности, в частности, всему
имуществу должника, но до 10 тыс. рублей.
Конкурсный управляющий получает
вознаграждение за каждый месяц
осуществления им своих полномочий, причем
размер ежемесячного вознаграждения
определяется собранием кредиторов с
последующим утверждением арбитражным
судом, если иное не установлено Законом о
банкротстве, и оно должно составлять не
менее 10 тыс. рублей. Размер вознаграждения
конкурсного управляющего при банкротстве
отсутствующего должника определяется
Правительством Российской Федерации (п. 2
ст. 227 Закона). В случае отстранения
арбитражного управляющего в связи с
неисполнением или ненадлежащим
исполнением возложенных на него
обязанностей вознаграждение может не
выплачиваться. Указанное вознаграждение
выплачивается за счет имущества должника,
если иное не предусмотрено Законом о
банкротстве, собранием кредиторов или
соглашением кредиторов.
3. Конкурсный
управляющий осуществляет свои функции до
момента завершения конкурсного
производства, т.е. до даты внесения записи о
ликвидации должника в единый
государственный реестр юридических лиц.
Порядок утверждения арбитражного управляющего
Утверждение временного управляющего
В заявлении о признании должника банкротом, независимо от кого обращается с таким заявлением: должник, конкурсный кредитор или уполномоченный орган, - указывается саморегулируемая организация арбитражных управляющих.
Согласно п. 3 ст. 42 Закона о банкротстве в определении о принятии заявления о признании должника банкротом арбитражный суд указывает СРО, определенную лицом, подавшим заявление, из числа членов которой будет утвержден временный управляющий.
Определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в СРО. Это определение для СРО будет являться запросом о представлении кандидатур арбитражного управляющего. Арбитражный суд также может составить запрос как отдельный документ, содержащий в себе просьбу о представлении кандидатур временного управляющего, соответствующего требованиям Закона о банкротстве, предъявляемым к арбитражным управляющим, и дополнительным требованиям, указанным в заявлении о признании должника банкротом. Такой запрос арбитражный суд направляет в СРО с приложением определения, так как обязанность арбитражного суда направить определение о принятии заявления о признании должника банкротом в заявленную СРО установлена п. 4 ст. 42 Закона о банкротстве.
После получения запроса о представлении кандидатур временного управляющего СРО составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве временного управляющего для проведения процедуры наблюдения в отношении конкретного должника. В списке должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке снижения уровня их профессиональных качеств.
Уровень профессиональных качеств кандидатур арбитражного управляющего СРО определяют самостоятельно.
Не позднее чем через пять дней с момента поступления запроса СРО направляет список кандидатур в арбитражный суд, заявителю и должнику.
Вопрос о назначении арбитражного управляющего решается арбитражным судом в заседании по рассмотрению обоснованности требований заявителя к должнику, дата которого назначается арбитражным судом в определении о принятии заявления о признании должника банкротом. Если заявление подано самим должником, то арбитражный суд в определении о принятии заявления и введении наблюдения указывает дату проведения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении временного управляющего.
В соответствующем судебном заседании должник и заявитель вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Обосновывать решение об отводе, указывать и пояснять причины заявленного отвода лица, обладающие правом отвода, не обязаны. Оставшаяся после отводов кандидатура утверждается арбитражным судом.
В случае если лица, имеющие право отвода, не воспользовались этим правом, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.
Непредставление СРО арбитражному суду списка кандидатур в течение пяти дней с даты получения запроса о представлении кандидатур влечет за собой обращение арбитражного суда в регулирующий орган, который направляет запрос в другую СРО .
Утверждение административного, внешнего, конкурсного управляющего
Утверждение административного, внешнего, конкурсного управляющего производится арбитражным судом по тем же правилам, что и назначение временного управляющего, то есть в соответствии с требованиями ст. 45 Закона о банкротстве. Единственным отличием от порядка назначения временного управляющего является то, что СРО выбирается собранием кредиторов, а не определяется заявителем по делу о банкротстве. Кроме того, правом отвода будут обладать не должник и заявитель, а должник и представитель собрания кредиторов .