Установление дипломатических отношений между ссср и францией. Российско-французские отношения
Франция всегда была и остается одним из важнейших европейских партнеров России. Начиная с XVIII века, обстановка в Европе и мире зачастую во многом определялась именно российско-французскими отношениями. Их многовековая история берет свое начало в середине XI века. Тогда дочь Ярослава Мудрого - Анна Киевская, выйдя замуж за Генриха I, стала королевой Франции. После его смерти она осуществляла регентство и управляла страной.
Впервые дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 г. Именно тогда первый русский посол во Франции вручил верительные грамоты, подписанные Петром I. Кульминация сближения России и Франции - двусторонний военно-политический союз, который был оформлен к концу XIX века. Символом дружеских связей стал мост Александра III в Париже через р. Сену, который был заложен императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной в 1896 г.
Новейшая история отношений между странами началась с установлением дипломатических отношений между СССР и Францией 28 октября 1924 г. В этот день премьер-министр Франции Эдуард Эррио от имени Совета министров направил председателю Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) М. И. Калинину телеграмму, в которой говорилось, что французское правительство готово «установить теперь же нормальные дипломатические отношения с Правительством Союза путём взаимного обмена послами». Документы внешней политики СССР, т. 7, с. 515. Французское правительство отмечало, что «отныне невмешательство во внутренние дела станет правилом, регулирующим взаимоотношения между нашими двумя странами». В телеграмме указывалось, что Франция признаёт де-юре правительство СССР «как правительство территорий бывшей Российской империи, где его власть признана населением, и как преемника на этих территориях предшествующих российских правительств» и предлагает обменяться послами. Эррио предложил направить в Париж советскую делегацию для ведения переговоров по общим и специальным экономическим вопросам. В ответной телеграмме на имя Эррио говорилось, что ЦИК СССР «придаёт серьёзнейшее значение устранению всех недоразумений между Союзом ССР и Францией и заключению между ними общего соглашения, которое может послужить прочной основой для дружественных отношений, руководствуясь при этом постоянным стремлением СССР к действительному обеспечению всеобщего мира в интересах трудящихся масс всех стран и к дружбе со всеми народами». 14 ноября 1924 г. Президиум ЦИК СССР назначил полпредом во Франции Л. Б. Красина с оставлением его в должности народного комиссара внешней торговли. Французским послом в СССР был назначен Ж. Эрбетт.
Одним из ярчайших эпизодов советско-французских дружественных связей стало боевое братство в годы Второй мировой войны. Оно проявилось в ходе совместной борьбы с фашизмом как на советско-германском фронте, так и на территории оккупированной Франции. Широко известны подвиги летчиков-добровольцев Свободной Франции из авиаполка "Нормандия-Неман" и мужество воевавших в рядах французского Движения Сопротивления советских граждан, которые бежали из гитлеровского плена. Многие из советских участников Сопротивления и военнопленных погибли и захоронены во Франции (одно из крупнейших захоронений- на кладбище г. Нуайе-Сен-Мартен в департаменте Уаза).
В 1970-е годы ХХ века СССР и Франция стали предвестниками конца «холодной войны» через проводимую в их отношениях друг с другом политику разрядки, согласия и сотрудничества. Они были также инициаторами хельсинкского общеевропейского процесса, приведшего к оформлению СБСЕ (ныне ОБСЕ), способствовали утверждению в Европе общих демократических ценностей.
В 1980-е годы отношения между СССР и Францией были направлены на улучшение международной обстановки, хотя имелись определенны разногласия в некоторых вопросах. Франция, прежде всего, выступала за вывод советских войск из Афганистана.
В 1990-х годах начался новый этап в российско-французских отношениях. Кардинальные изменения на мировой арене в тот период и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем. Этот диалог основан на широком совпадении подходов России и Франции к формированию нового многополюсного миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.
Основополагающий документ, на основе которого выстраиваются отношения между Россией и Францией,- Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.). Он закрепил стремление обеих сторон развивать «новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась и продолжает обогащаться все новыми соглашениями в различных сферах двустороннего взаимодействия.
Цель исследования. Исследовать взаимоотношения СССР (России) и Франции с 1981 по 1995 годы, когда пост президента Франции занимал лидер социалистической партии Франсуа Миттеран.
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать взаимоотношения СССР (России) и Франции в политическом, экономическом и правовом отношениях в отдельные периоды:
· с момента прихода к власти во Франции Франсуа Миттерана и до начала перестройки в СССР(1981-1985 гг.)
· с начала перестройки и до распада СССР(1985-1991 гг.)
· с распада СССР и до ухода с поста президента Ф. Миттерана(1991-1995 гг.)
2. Выявить положительные и отрицательные моменты советско(российско)- французского сотрудничества
Объект исследования. Внешняя политика СССР (России) и Франции в отношении друг друга.
Предмет исследования. Политические и торгово- экономические связи между СССР (Россией) и Францией, особенности взаимоотношений.
Историография вопросов. Курсовая работа опирается на монографию и статью Киры Петровны Зуевой, кандидата исторических наук, которая изучала советско(российско)- французские отношения в разные периоды. В своей монографии «Советско-французские отношения и разрядка международной напряженности» (Москва,1987 г.) К.П. Зуева рассматривает взаимоотношения СССР и Франции с начала президентства Шарля де Голля- с 1958 года и до 1986 года- переизбрание Ф. Миттерана президентом Франции. В ней автор выделяет удачные и неудачные моменты во взаимоотношениях, разногласия по политическим вопросам между странами, торгово- экономические связи. В данной монографии автор рассматривает взаимоотношения между СССР и Францией в контексте разрядки международной напряженности, изучая пользу этого союза на международной арене.
Ещё одна статья этого автора «Эра Миттерана» и после…» опубликована в журнале «Международная жизнь» в 1996 году. В ней автор изучает советско(российско)- французские отношения с 1985 года- начала перестройки в СССР. Выделяет проблемы и разногласия между СССР(Россией) и Францией в период перестройки и распада СССР. Отмечает схожие и отличные позиции в вопросах мировой безопасности.
Некоторые моменты из жизни Ф. Миттерана выделены в учебнике В.П. Смирнова «Франция в XX веке» (2001 г.). В ней автор указывает основные вехи его политической карьеры, подъем к вершинам власти.
Торгово-экономические связи между Россией и Францией в 1990-е годы отражены в статье Э. Д. Малькова «Торгово - экономические отношения России с Францией», опубликованной в журнале «Бюллетень иностранной коммерческой информации» в №49 за 1997 год.
Источниковая база. В курсовой работе были использованы сборники с документами и материалами, посвященные встречам глав государств СССР и Франции. Первая встреча прошла 20 июня 1984 года в Москве, где встретились Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко и президент Франции Ф.Миттеран. Не смотря на различия во взглядах на причины ухудшения мировой обстановки, на этой встрече СССР и Франция испытали общую озабоченность и сошлись в том, что нельзя допускать ее дальнейшего обострения. В октябре 1985 года новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев посетил Париж, где встретился с президентом Франции Ф.Миттераном. Перед поездкой он заявил, что готов к диалогу с Францией, возвращению к разрядке, к поиску решений накопившихся проблем в Европе и мире. Следующая встреча произошла в Москве в июле 1986 года, куда с официальным визитом прибыл Ф.Миттеран. Встреча была оценена положительно с обеих сторон.
Хронологические и территориальные рамки. Курсовая работа охватывает период в 14 лет- от прихода к власти Ф. Миттерана во Франции- 1981 год, и до его ухода с политической арены- 1995 год. Территориальные рамки охватывают Западную Европу, СССР, США, Ближний Восток.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
В введении представлена актуальность темы курсовой работы- давнейшая дружба русского и французского народа, начиная с XI века страны связывают политические и экономические отношения. По сегодняшний день российско- французское партнерство продолжается и история развития этих отношений вызывает интерес в кругу ученых. Историография представлена работами К.П. Зуевой, которая изучала советско(российско)- французские отношения в период после Второй Мировой войны и до 1990-х годов, которые принесли большую пользу в исследовании данной курсовой работы. Источниковая база курсовой работы представлена документами и материалами, содержащими информацию о визитах глав государств.
В первой главе исследуются отношения Франции и СССР на момент прихода Франсуа Миттерана к власти во Франции. Представлены основные вехи его политической карьеры. Исследуются политические и торгово- экономические связи между странами, отрицательные и положительны моменты первого периода президентства Ф. Миттерана.
Вторая глава повествует о советско- французских взаимоотношениях в период перестройки в СССР. В этот период происходило определенное потепление отношений между странами, участились визиты глав государств, результатом которых было обоюдное согласие на разрядку международной напряженности.
Третья глава раскрывает сущность взаимоотношений новой России и Франции, в ней подводятся итоги президентства Ф. Миттерана, лидера социалистической партии, посвятившего всю жизнь делу возвеличивания Франции.
В заключении подведены итоги, достигнутые в исследовании курсовой работы. Это общие положения во взаимоотношениях СССР(России) и Франции на продолжении с 1981 года по 1995 год, отрицательные и положительные моменты.
Посол СССР в Великобритании И. М. Майский и посланник императорского правительства Абиссинии в Великобритании Белата Айела Габрэ от имени своих правительств обменялись нотами об установлении дипломатических отношений между обеими странами. Ноты предусматривают также обмен посланниками.
Ситуация в Египте
Партия Вафд об англо-египетских отношениях
Обращение было принято на совместной конференции 31 марта – 1 апреля 1940 г. руководства партии Вафд и парламентской фракции вафдистов. В этом обращении нашли свое отражение требования народа Египта, стремящегося к полному освобождению страны от английского колониализма. В условиях угрозы фашистской агрессии не ставился вопрос о немедленном осуществлении всех требований, предъявленных в обращении. Требовалось только принципиальное согласие на удовлетворение первых трех пунктов.
В обмен руководство Вафд обещало содействовать исполнению союзных обязательств Египта согласно договору 1936 г. во время войны. Однако английские круги воспротивились осуществлению новых предложений Вафда. Англия не ответила на обращение, а неофициальным порядком английский посол в Египте указал лидеру Вафда Нахас-паше на несвоевременность такого выступления.
1. Аль-Вафд аль-мысри и вафдистская фракция парламента требуют от имени египетского народа, чтобы союзное британское правительство объявило теперь, что оно, после того как окончится война и будет заключен мир между воюющими странами, выведет с египетских территорий все английские войска... и что их места займут египетские военные силы, с тем чтобы во всех остальных вопросах остался союз между сторонами...
2. При окончательном урегулировании (последствий войны. - Ред.) необходимо, чтобы Египет был участником в нем и чтобы он активно участвовал в мирных переговорах с целью защиты своих интересов и осуществления своих чаяний...
3. После окончания мирных переговоров Англия и Египет должны вступить в переговоры, в которых будут признаны полные права Египта в Судане в интересах всех жителей долины Нила.
4. Что касается чрезвычайного положения, объявленного теперь в Египте на основе требования союзника.., то мы требуем от союзника полного отказа от него и извещения египетского правительства об этом отказе. Известно, что оставление этого положения предоставляет теперешнему правительству возможность использовать его против желания народа...
5. Внутренние дела быстро эволюционируют к кризису общественных и частных финансов, национальное богатство без конца падает. Этому способствуют... военные расходы и гигантские военные потребности. Мы рассматриваем препятствия вывозу хлопка и сбыту других сельскохозяйственных продуктов за границу причиной спада цен на египетский хлопок в лучшем случае до 20 риалов, в то время как он продается на иностранных рынках, например в Швейцарии, по цене не менее 35 риалов за кантар...
Достойно сожаления, что в Египте существуют препятствия для вывоза достаточного количества хлопка в нейтральные страны, так что не разрешен вывоз хлопка в них.., кроме количества, которое было вывезено в прошлом году...
Установление дипломатических отношений между СССР и Египтом
В течение последнего времени заместитель народного комиссара иностранных дел И. М. Майский и премьер-министр и министр иностранных дел Египта Мустафа Нахас-паша от имени своих правительств обменялись сообщениями, в результате которых начиная с 26 августа 1943 года между обеими странами установлены дипломатические отношения.
Достигнутое соглашение предусматривает обмен посланниками в ближайшем будущем.
Ситуация в Сирии и Ливане
Планы Франции в отношении Сирии и Ливана
(Шарль де Голль, «Военные мемуары»)
В связи с подготавливавшимся вступлением войск Англии и Свободной Франции в Сирию и Ливан в начале 1941 г. руководители движения Свободной Франции обратились к виднейшим колониальным деятелям Франции с запросом о будущем Сирин и Ливана. Ниже печатается текст запроса и ответ адмирала Мюзелье.
Докладная записка секретаря Совета обороны империи Рене Кассена генералу Катру, в Каир; вице-адмиралу Мюзелье, в Лондон... 3 марта 1941 года
Генерал де Голль хотел бы знать мнение членов Совета обороны относительно того, какую позицию должна занять Свободная Франция в целях обеспечения безопасности своих коммуникаций, необходимых для ведения военных действий против Германии, в случае если Англия и Турция будут вынуждены оккупировать целиком или частично территорию стран Леванта, находящихся под французским мандатом.
Должны ли мы в подобном случае заявить протест против такого рода действий?
Должны ли мы будем не препятствовать этому, ограничившись письменным заявлением, резервирующим права Франции на эти территории?
Не должны ли мы, скорее всего, от имени Франции присоединиться к выступлению, перед которым, с нашей точки зрения, будут стоять три задачи:
Во-первых, создать в одной из частей Французской империи необходимые условия для возобновления военных действий против общего врага.
В-третьих, помочь нашим союзникам...
Если... англичане решили бы в настоящее время оккупировать эти территории без предварительного согласия Свободной Франции, нужно будет немедленно потребовать, чтобы управление этими территориями осуществлялось Свободной Францией в ожидании, пока победа даст возможность этим странам вновь установить прочные связи с новой Францией, что находится в соответствии с обещаниями англичан в отношении целостности французских владений.
Во всяком случае, уже сейчас желательно выработать план оккупации Сирии в сотрудничестве с англичанами. Эта операция должна автоматически закончиться установлением временного правительства, подчиняющегося главе Свободной Франции и возглавляемого одним из его представителей.
Прежде чем приступить к оккупации, Свободная Франция должна выступить с заявлением о будущем политическом устройстве этих стран. Это заявление должно, с одной стороны, максимально учитывать законные притязания различных народностей Сирии и, с другой - энергично защищать наши права...
В соответствии с торжественным обещанием мандат должен быть упразднен и заменен договором о союзе, который ограничит нашу прямую ответственность за управление страной и предоставит нам право разместить сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы в пунктах, откуда мы сможем осуществлять эффективный контроль над территорией всей страны...
Вся Сирия включается в единый таможенный союз, который обеспечит каждому государству справедливое участие в доходах.
Соглашение о сотрудничестве Великобритании и Свободной Франции
На Среднем Востоке
Предлагается текст англо-французского соглашения, которое оформляло признание Англией «особых» политических прав Франции по отношению к Сирии и Ливану. Однако и Франция вынуждена была признать за Англией некоторые права в области ведомства безопасности, а также верховное командование над французскими частями, расположенными в Сирии и Ливане. Это соглашение послужило основой для вмешательства Англии в дела Сирии и Ливана.
Статья 1. Средний Восток представляет собой единый театр военных действий. Наступательные и оборонительные операции союзников на этом театре военных действий должны быть согласованы.
С другой стороны, принимая во внимание особые обязанности Франции по отношению к территории государств Леванта, Свободная Франция решила в данной обстановке использовать французские вооруженные силы Востока, а также сирийские и ливанские части в первую очередь для обороны территории этих государств.
Статья 2. Любой план военных операций, предусматривающий использование французских вооруженных сил совместно с английскими или непосредственно затрагивающий территории государств Леванта, должен вырабатываться совместно английским и французским командованием.
Принимая во внимание, что в настоящее время английские вооруженные силы на Востоке преобладают над французскими вооруженными силами, разработка военных планов и определение задач французских вооруженных сил в общих операциях на Востоке возлагается на английское командование. Английское командование ставит эти задачи свободным французским войскам по уполномочию генерала де Голля. Подобное же уполномочие предоставляется командиру любого соединения, подчиненному командующему английскими войсками на Востоке, если командующий возложит на этого командира руководство проведением операций на территории государств Леванта или если в операции будут использованы свободные французские вооруженные силы...
Статья 3. Английскими и французскими вооруженными силами, действующими в одной зоне военных действий, командует, как правило, английский и французский офицер, в зависимости от того, каких войск больше в данной зоне...
Статья 4. Каковы бы ни были пропорциональные размеры и задания английских и французских вооруженных сил, территориальная администрация (руководство или контроль военных властей над общественными учреждениями, государственная безопасность, жандармерия, полиция, использование местных ресурсов и т. д.) осуществляется в Сирии и Ливане французскими властями...
На неприятельской территории функции территориальной администрации распределяются между английскими и французскими властями пропорционально количеству английских и французских вооруженных сил на различных участках данной территории.
Давно сложилось мнение, что по духовной и общественной жизни Россия и Франция очень близки друг к другу. Французы и россияне с большой симпатией относятся друг к другу. Этому способствуют обширные культурные связи народов двух стран.
Однако были моменты и даже периоды, когда отношения между Францией и Россией портились, не всегда и не все происходящее в одной стране адекватно воспринималось в другой.
Более того, было время, когда наши страны находились в состоянии войны. Тем не менее и в Первую и во Вторую мировые войны наши страны были союзниками.
Если взять внешнеполитические цели Франции в целом за шестидесятилетний период после войны, то они в общем мало изменились. Еще в XIX в. вскоре после позорной для Франции войны с Пруссией и создания Германской империи начались российско-французские пере-
говоры о заключении союза. Спустя 20 лет, в конце 1893 г., союз между Францией и Россией был заключен.
Имея союз с Россией, Франция направила свои усилия на достижения соглашения с Англией. После долгих и упорных переговоров Франции удалось подписать соглашение с Англией в 1904 г. После заключения ряда договоров в Европе появились два блока: Тройственный союз и Антанта. Россия объединилась с Францией и Англией.
Во Вторую мировую войну после долгих колебаний Парижа судьба вновь свела Францию и СССР вместе для борьбы против гитлеровской Германии.
Образ России во Франции не в последнюю очередь формируется довольно узким кругом ученых-специалистов по российским проблемам, французскими СМИ, представителями эмигрантских кругов и журналистов, пишущих о России.
Палитра аналитических оценок, мнений, субъективного отношения к России достаточно широк. В силу этого рассматривать отношения к России Франции необходимо на всех уровнях.
Если взять в целом шестидесятилетний период после Второй мировой войны, внешнеполитические цели Франции остаются неизменными. Хотя определенные изменения, разумеется, произошли. Франция развивалась в сторону модели, близкой к той, которая была создана социал-демократией Северной Европы. Отсюда вызывается необходимость рассматривать внешнюю политику Франции с позиций объединенной Европы, всеобщей глобализации и сотрудничества.
Внешняя политика Франции направлена на продолжение европейского строительства, с тем чтобы гарантировать стабильность и процветание континента; на активную деятельность в рамках международного сообщества с целью содействия укреплению мира, демократии и развитию.
Те же принципы, по нашему мнению, лежат и в основе внешнеполитической линии в отношении России. Франция является одним из ведущих партнеров Российской Федерации на международной арене. Российско-французские отношения имеют богатую историю. Нередко в сложные периоды истории наши страны вместе решали острейшие международные проблемы, достаточно вспомнить времена Второй мировой войны. Вместе мы стояли у истоков общеевропейского мирового прогресса. В последнее время в наших отношениях наблюдались определенные сбои. Под предлогом событий на Северном Кавказе в Париже активизировались те, кто стал ставить под сомнение развитие отношений с Россией, высказываясь за определенную паузу в двусторонних контактах. В адрес России посыпались нравоучения, как ей решать свои внутренние проблемы. Все это не могло не сказаться на общей атмосфере российско-французских отношений, негативно повлиять на контакты в определенных областях.
Что касается экономических связей, то сейчас идет формирование российско-французских торгово-экономических и научно-технических отношений. Общий спад внешнеторгового оборота, вызванный распадом СССР и другими причинами, естественно, затронул и русско-французские деловые связи. Достаточно успешное развитие двусторонних связей в 1980-е годы сменилось заметным снижением товарооборота. В известной мере на это повлияло то, что в середине 1990-х годов на мировом рынке произошло существенное падение цен на энергоносители, составляющие основную часть российского экспорта во Францию. Безусловно, это значительно сократило наши закупки товаров на свободно конвертируемую валюту.
В 1990-1996 гг. Франция занимала третье после США и Великобритании место среди инвесторов в России.
Главными статьями российского экспорта во Францию являются нефть, нефтепродукты и природный газ. Ныне стали появляться возможности для продвижения на французский рынок российской авиатехники, химических товаров, а также потребительских товаров. Этому может и должно способствовать повышение конкурентоспособности товаров российской промышленности.
Основными статьями импорта в Россию из Франции являются: машины, оборудование, продукция черной металлургии, а также сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потребления.
Французские деловые круги проявляют интерес к расширению про-мышленно-экономических и торговых связей с Россией. Однако при этом они видят в нашей стране прежде всего рынок сбыта оборудования, а также излишков сельскохозяйственной продукции, традиционных изделий черной металлургии. Однако французские фирмы на российском рынке значительно уступают в активности представителям Германии, Японии, Италии, Великобритании, США и ряду других стран, так как их предложения часто оказываются не конкурентоспособными с предложениями других западных фирм. Из-за проблем, связанных с платежеспособностью российской стороны, в российско-французской торговле практикуются бартерные сделки.
В области научно-технических связей в целях углубления двустороннего взаимодействия французской стороне были сделаны конкретные предложения по проведению совместных научных исследований с доведением их до промышленного внедрения в области биоинженерии, передан перечень предложений по ряду позиций российской конкурентоспособной научно-технической продукции в таких секторах, как машиностроение, приборостроение, новые материалы, электротехника, медицина, сельское хозяйство.
Надо сказать, что французская сторона проявляет заинтересованность в рассмотрении вопросов об участии России в решении назрев-
ших проблем международной валютной и торговой систем. Это помогает развивать сотрудничество российских организаций и предприятий с западными фирмами.
К концу 1990-х годов в отношениях двух стран появились тревожные тенденции. С одной стороны, они связаны с кризисом, переживаемым нашей страной в экономической, политической и социальной областях. С другой - во Франции очень болезненно были приняты сообщения о военных действиях в Чечне. Чечня портила отношения между Парижем и Москвой довольно долго. Если во время первой чеченской войны президент Жак Ширак для иллюстрации всей исторической сложности российско-чеченских связей не уставал цитировать «злой чечен ползет на берег...», то позднее обвинял Россию в нарушениях прав человека.
Однако положение вещей изменилось. В России сменился президент. Был снят арест на парусник «Седов» и на счета российского посольства и торгового представительства во Франции. В то же время тон французской прессы в отношении России доброжелательным назвать нельзя. Война в Югославии также не улучшила взаимопонимание. Отношения между двумя традиционными союзниками не налаживались. В известной степени это было связано с французской политикой: сосуществование правого президента и левого правительства. Французское общественное мнение традиционно левое, и важную роль в его формировании играют левые радикалы, многие из которых не могли простить России отказа от идей «социализма с человеческим лицом». Конфликтное положение, не имеющее действительных реальных причин, длиться долго не может.
В Министерстве иностранных дел Франции высказывали точку зрения, что отношения между двумя странами не должны зависеть от отдельных конфликтных случаев. Такого же мнения придерживались и работающие с Россией французские бизнесмены. Что касается товарооборота, то, несмотря на напряженность дипломатических отношений, его объемы продолжали расти. В конце XX в. сумма товарооборота достигла 40-45 млрд франков. Тем не менее после нескольких лет быстрого роста продаж французских товаров в России в 1999 г. произошло снижение на 22,8%. В результате Россия оказалась на 31-м месте в списке покупателей товаров у Франции.
Что касается импорта (энергетические ресурсы и полуфабрикаты), то он остался на прежнем уровне. В результате его торговый дефицит усугубился, но тем не менее наша доля Франции на российском рынке возрастает.
Французские инвестиции в Россию медленно, но все же имеют тенденцию к увеличению. Они прежде всего направляются в отрасль товаров народного потребления, энергетической промышленности, а также в регионы.
Крупнейшими инвесторами являются среди прочих такие компании, как «Рено», «Тоталь-Фина» и «Данон». Здесь Франция находится на 5-м месте после США, Великобритании, Германии и Австрии.
Сегодня партнерские отношения, традиционно существующие между Россией и Францией, выражаются в следующем: постоянные двусторонние встречи между главами государств, правительств и министрами иностранных дел, заседания Комиссии премьер-министров, занимающейся продвижением и арбитражем нашего сотрудничества и наших экономических проектов. Комиссия была создана в 1996 г. и созывалась уже несколько раз. В ее состав входят две группы: Совет по вопросам экономики, финансов, промышленности и торговли и Комитет по вопросам агропромышленное™.
Тесно сотрудничают парламенты двух наших стран: Национальное собрание Франции и Государственная Дума, с одной стороны, и французский Сенат и российский Совет Федерации - с другой, связаны между собой партнерскими отношениями.
Существуют практические сдвиги. Так, организация экономического сотрудничества и развития подняла рейтинг России с седьмого до шестого уровня риска. Это может повлечь и изменения в позиции французской организации страхования внешнеторговых операций КОФАС. После кризиса 1998 г. КОФАС гарантии на операции с Россией не дает вообще, хотя другие страны ЕС от последствий августовского кризиса уже отошли. Франция же, как всегда, проявляет здесь осторожность. Что в некоторых случаях может быть оправданно, но в качестве основополагающего принципа может дать далекие от желаемых результаты.
Партнерские отношения в промышленности связывают предприятия в области высоких технологий, в частности в области авиационной промышленности (учебный самолет МИГ AT - результат сотрудничества между МИГ, СНЕКМА и СЕКСТАНТ), космоса (ракетоноситель СОЮЗ, продажу которого взяла на себя франко-российская компания СТАРСЕМ, АЛКАТЕЛЬ) и нефтяной промышленности (ТЕКНИП).
Сотрудничество в сфере финансов: помощь, которую Франция оказывает России, составляет миллиарды франков.
Содействие Министерства иностранных дел Франции в области культуры, науки и техники выражается в серьезном финансировании, из которого 14 млн франков приходится на долю культурного и языкового сотрудничества, all млн - на долю сотрудничества в технической области.
Основные двусторонние соглашения:
Договор между Францией и Россией, протокол о сотрудничестве между министерствами иностранных дел;
Соглашение о сотрудничестве в области обороны;
Декларация об утверждении Комиссии премьер-министров;
Соглашение об энергетических ресурсах (включая ядерную энергию, используемую в мирных целях), о защите окружающей среды и информатике;
Финансовый протокол и соглашение об инвестициях в нефтяную промышленность;
Соглашение об устранении двойного налогообложения доходов, соглашение о сотрудничестве в области космоса;
Соглашение о российских займах;
Таможенное соглашение;
Франко-германо-российское соглашение об использовании в мирных целях военного плутония;
Декларация о намерениях в области подготовки кадров для российского государственного и частного секторов.
В эпоху объединения Европы и всеобщей глобализации Россия как европейская держава уделяет большое внимание как многосторонним отношениям, так и двусторонним отношениям с Францией, которая всегда являлась нашим партером.
На наш взгляд, несмотря на все разногласия, две страны стремятся идти друг другу на уступки. Постоянно ведутся переговоры, создаются разные комиссии, разрабатываются различные соглашения, существует культурный обмен. Это и служит основой для дальнейшего развития отношений между Францией и Россией.
Европа все дальше движется по пути интеграции. Государства, входящие в Европейский союз, вынуждены отказываться от части своего суверенитета во многих областях. Это все больше касается и сферы внешней политики. Любая страна ЕС вынуждена, волей-неволей, приспосабливать свои внешнеполитические ориентиры к общей внешнеполитической концепции Союза, порой достаточно серьезно корректировать свою линию поведения на международной арене. Хорошей иллюстрацией данного явления может служить развитие российско-французских отношений в период председательствования Франции в ЕС.
Сотрудничество и деятельность в области культуры, проводимые посольством Франции, затрагивают следующие области:
1. Техническое сотрудничество, основываясь на стремлении способствовать установлению правового государства и укреплению социально-экономических реформ в России, концентрируется вокруг организации органов государственной власти, правовой и юридической реформы, содействия в профессиональной подготовке, специализированного сотрудничества.
2. Поддержка высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, французских и российских институтов для развития на
учных обменов между лабораториями, профессиональной подготовки в области точных наук, информации о французском и европейском финансировании в области научных исследований.
3. Деятельность в области культуры осуществляется в проведении культурных мероприятий в Москве и на всей территории России, совместных творческих постановок, содействии в изучении французского языка, экспорте французских аудиовизуальных программ.
4. В области административного сотрудничества двух стран, во-первых, на уровне правительственных центральных структур для повышения квалификации чиновников высшего звена и для совместного изучения возможностей модернизации государственной службы и, во-вторых, на уровне органов местного самоуправления для обеспечения французского присутствия в провинции.
5. В юридическом и судебном сотрудничестве принимают участие все без исключения российские участники реформы: Министерство юстиции, Администрация Президента, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также Генеральная прокуратура. Деятельность в российских регионах отмечена установлением побратимства между судебными учреждениями обеих стран.
Для помощи в области профессиональной подготовки создаются десятки программ по подготовке кадров (начальной и повышению квалификации), осуществляемых в рамках отношений партнерства между российскими и французскими учреждениями. Открытие франкоязычных отделений на местах должно позволить в перспективе через постепенную интеграцию в университетское пространство способствовать передаче методики подготовки специалистов, оказывать содействие в проведении научных изысканий в области реформы содержания судебного процесса, а также помогать в развитии принципа студенческой мобильности в контексте открытия переводов кредитов для стран европейского сообщества.
Наконец, франко-российское сотрудничество оказывает поддержку в развитии консультативно-методической деятельности в специальных секторах. К ним относятся проекты в области ядерной промышленности (составление технико-экономического обоснования системы уничтожения ядерных отходов), водоснабжения (лаборатория по контролю качества), сельского хозяйства (защита прав селекционеров и сертификация семян), транспорта (юридическая поддержка введения дорожной пошлины), здравоохранения (управление больниц, борьба с инфекционными болезнями, сертификация лекарств).
Наука и технологии.
Франция и сегодня занимает одно из первы мест в теории математики, астрофизике, биологии, медицине, генетике, физике (Шарпак, де Женн, Неэль). За последние девяносто лет французское народное сообщество получило 26 Нобелевских премий.
В бюджете Франции расходы на научные исследования составляют 2,22% от валового национального продукта (ВНП), что позволяет поставить ее на четвертое место в мире после США, Японии и Германии. Государство финансирует 46% всех научных исследований (по данным на 1998 г.).
Исследования в области прикладных наук находятся в ведении отделов науки и развития крупных промышленных предприятий или частных структур, к которым они относятся. Основные области прикладных исследований: электроника, аэрокосмическая область, химия, фармакология и строительство автомобилей.
В структуру каждого дня посольства Франции за рубежом входит Отдел по сотрудничеству и культуры, во главе которого стоит советник по сотрудничеству. Задачей отдела является координация на уровне конкретной страны внешней культурной деятельности во всем ее разнообразии: культурное и творческое сотрудничество, сотрудничество в области языка и образования, политика в области книг, аудиовизуальное и научно-техническое сотрудничество.
Президенты России и Франции считают, что процесс «некоторого охлаждения» в отношениях двух стран преодолен. Отвечая на вопросы журналистов на совместной с Жаком Шираком пресс-конференции, Владимир Путин, в частности, сказал: «Хочу отметить, что беседы с президентом Франции прошли в откровенной и дружественной обстановке. Мы постарались придать этим отношениям привилегированный характер, вдохнуть в них новое дыхание».
Владимир Путин также заявил, что во время переговоров с Шираком обсуждались вопросы, связанные с семьей Маши Захаровой. Речь идет о девочке, отец которой - француз, а мать - русская, и девочку не отдают матери. По словам Путина, президент Франции воспринял сложность проблемы, когда ребенку не разрешают говорить на родном языке, препятствуют в выборе религии. Президент России выразил надежду на поддержку в решении этой сложной гуманитарной проблемы со стороны главы Франции.
Жак Ширак, в свою очередь, заметил, что Маша - «французская гражданка». Он сказал, что «с огромным вниманием выслушал президента России, который в течение долгого времени говорил на эту тему». «Но у нас правовое государство и только суд может принять соответствующее решение», - подчеркнул Ширак.
Касаясь подходов двух стран к судьбе Договора по ПРО, президенты заявили о сходстве российской и французской позиций. Жак Ширак еще раз отметил, что этот документ, по его мнению, не следует пересматривать. Он сказал, что отдает должное позиции Билла Клинтона, который высказался за то, чтобы отложить на будущее проблему Договора по ПРО.
Путин и Ширак сообщили, что они говорили о координации усилий по урегулированию на Ближнем Востоке, Балканах и в Ираке. Также президент Франции заявил о готовности своей страны максимально способствовать успешному ходу экономических и политических реформ в России: «Мы подтвердили господину Путину, что мы в его полном распоряжении».
Наши отношения с Францией занимают сегодня особое положение на фоне активных усилий России, развернутых по основным параметрам международной политики, и развиваются поступательно, играя роль весомого фактора укрепления безопасности и стабильности в Европе и мире.
Как и XX в., так и XXI в. начинается под знаком российско-французского согласия. Именно эти отношения вошли в ряд главных внешнеполитических приоритетов России. Этот выбор был закономерным. История тесно связывала судьбы наших народов. Дважды в XX в. мы были не просто союзниками, но даже товарищами по оружию. Тесное переплетение культур России и Франции, давние традиции взаимного общения и симпатии народов двух стран, близость их геополитических интересов составляют прочный фундамент российско-французских связей. За несколько последних десятилетий они стали более многогранными и динамичными. Обе стороны проявляли к ним внимание и бережное отношение независимо от расклада внутриполитических сил, находившихся у власти. Убедительное свидетельство тому - установившийся между Россией и Францией на всех уровнях активный и доверительный политический диалог и в прошедшие пять-семь лет реальное взаимодействие двух стран, прежде всего в вопросах урегулирования региональных конфликтов. Достигнутый высокий уровень российско-французских отношений - результат сложения целого ряда факторов. Сам факт, что сегодня связи двух стран одними из первых в Европе получили характеристику привилегированного партнерства, свидетельствует о большом пути, пройденном вместе Россией и Францией к началу третьего тысячелетия. Прежде всего следует отдать должное долгой и кропотливой работе многих поколений российских дипломатов и политиков. Еще во времена СССР, несмотря на жесткое блоковое противостояние, разворачивались усилия по вовлечению наших партнеров в Европе в активную дискуссию по проблемам строительства новой архитектуры европейской безопасности. Среди дипломатов видную роль сыграли А. Ковалев, Ю. Дубинин, А. Адамишин, а в Париже работали такие послы, как С. Червоненко и Ю. Воронцов. В контактах с Францией был задействован мощный взаимный интеллектуальный потенциал. Некоторые крупные инициативы в Европе родились в результате российско-французских «мозговых атак». Например, сама идея Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе первоначально возникла как совместная инициатива Москвы и Парижа.
Начавшиеся в 1990-х годах грандиозные перемены в Европе и мире подтолкнули Россию и Францию к глубокому переосмыслению своей роли как постоянных членов СБ ООН, ответственных за судьбы международного мира и наделенных статусом ядерных держав. Российская Федерация, став в декабре 1991 г. правопреемницей СССР и унаследовав всесторонне развитый комплекс отношений с США и Западной Европой, в частности с Францией, заметно активизировала внешнеполитическую деятельность на европейском направлении.
В январе 1992 г. в Париж прибыл первый посол России Ю. Рыжаков. Во время официального визита Президента России Б. Ельцина во Францию был подписан договор, подтвердивший стремление Франции развивать с Россией «новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». В договоре речь шла о регулярных консультациях между двумя странами и о двусторонних контактах в чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу миру. Там же был закреплен принцип систематического политического диалога на высшем уровне - «по меньшей мере один раз в год, а также всякий раз, когда в этом будет возникать необходимость, в частности путем осуществления неофициальных рабочих контактов». Одновременно договор зафиксировал договоренность о том, что министры иностранных дел проводят консультации «по мере необходимости и не менее двух раз в год».
В результате подписания договора тесное сотрудничество между внешнеполитическими ведомствами обеих стран получило новый дополнительный импульс. Если договор, действие которого после 2002 г. автоматически продлевается еще на каждые последующие 5 лет, служит центральной правовой базой углубления российско-французского партнерства, то основными механизмами его реализации являются Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств - координатор всего комплекса двусторонних отношений (создана в январе 1996 г.) и подчиненный комиссии Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам как ее основная рабочая структура, а также Комитет по научному и технологическому сотрудничеству и Агропромышленный комитет. Большая российско-французская межпарламентская комиссия занимается развитием и взаимодействием между Государственной Думой и Национальным собранием Франции. Можно отметить, что такого совместного органа в политических отношениях у Франции нет ни с одной другой страной, кроме Канады. На французском направлении российской внешней политики сложились прочная правовая основа и добротный механизм развития взаимовыгодного двустороннего сотрудничества с одним из ведущих государств Запада, отвечающие задаче всестороннего укрепления ее международных позиций. Россия и Франция заинтересованы повышать эффективность двустороннего диалога в духе
привилегированного партнерства. В этом отношении большую роль играют президенты двух стран, между которыми установились тесные, дружеские, теплые взаимоотношения. Их встречи проходят достаточно регулярно. Личные контакты руководителей двух стран дополняются регулярными телефонными разговорами по актуальным вопросам международной политики и двусторонних отношений.
На встречах президента Путина и президента Ширака обсуждаются всесторонние вопросы французско-российских отношений и вопросы, связанные с укреплением мира в Европы и в других регионах. Идя навстречу друг другу, Россия вернула Франции около 950 тыс. архивных материалов, вывезенных в конце Второй мировой войны. Франция, со своей стороны, вернула России 255 дел из фондов русской эмиграции и выделила деньги на содержание этих архивов.
В феврале 2003 г. во время визита Путина в Париж в 30 километрах от французской столицы, в усадьбе Шато де Форж был в торжественной обстановке открыт Центр русской культуры.
Во время пребывания в Москве в октябре 2003 г. премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен заявил о желании Франции развивать взаимовыгодные отношения с Россией на государственном, региональном уровнях и на уровне частных предприятий. Французский премьер высказался также в пользу французских инвестиций в экономику России, за совместные исследования по аэронавтике и космическим исследованиям.
Успешное развитие в последние годы российско-французских отношений дает основание предположить, что Франция может стать стратегическим партнером России несмотря на объективные различия в социально-экономическом и международном положении двух государств. В то же время, развивая свои отношения с Францией, Россия не может не учитывать, что Франция, которая хотя и является членом НАТО, но в 1966 г. вышла из интегрированной военной организации альянса и пока не собирается туда возвращаться. Нельзя не учитывать и то, что у Франции, несомненно, существуют разного рода мнения относительно того, насколько далеко стоит заходить в стратегическом партнерстве с нашей страной, переживающей сейчас кризис. Есть и такие, которые считают необходимым выждать время, пока в России не стабилизируется экономическое и политическое положение.
И все же, по нашему мнению, реальная перспектива приведет к конструктивному взаимодействию России и Франции. Об этом свидетельствует и позиция Парижа в отношении новой архитектуры безопасности с акцентом на системообразующую роль ОБСЕ, и подходы Парижа к пересмотру стратегической концепции НАТО, через которую США пытаются расширить компетенцию и зону ответственности альянса. Нам импонирует достаточно решительное выступление французского руко
водства за реформу НАТО с учетом интересов России. Франция внесла заметный вклад в разработку Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и НАТО, который был подписан в Париже в 1997 г. В 1999 г. французский министр обороны А. Ришар обратил внимание западноевропейцев на «статус России в качестве главного партнера для обеспечения безопасности и стабильности на континенте».
Солидарный опыт российско-французского взаимодействия накоплен в первую очередь в области урегулирования международных конфликтов и кризисных ситуаций. Обе стороны внимательно рассматривали обстановку вокруг Ирака, констатируя близость, а в ряде случаев полное совпадение взглядов по сложившемуся в регионе положению после предпринятой США и Великобританией силовой акции. Москва и Париж договорились сделать все, чтобы найти пути решения вопроса только через ООН. Большое взаимопонимание существует между Россией и Францией по вопросу о создании палестинского государства. Не менее важной сферой взаимодействия является совместное участие в урегулировании конфликтов на территории бывшего СССР, в частности карабахского и грузино-абхазского. Франция вместе с Россией действует в качестве сопредседателя группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, а также председательствует в «Группе друзей генерального секретаря ООН по Грузии». Позиции Франции и России во многом совпадают и по иракской проблеме. И Россия и Франция решительно осудили методы американской администрации, приведшие к большим жертвам, и потребовали усиления роли Совета Безопасности.
Благодаря поддержке Франции и ряда других государств Россия была принята в Совет Европы, Парижский клуб, стала участницей «восьмерки». Надо отметить и конструктивную позицию Франции, когда речь идет о наших непростых отношениях с МВФ.
Механизмы партнерства с Францией разнообразны, среди них - российско-франко-германский диалог в рамках «большой европейской тройки». Россия заинтересована в сохранении и углублении этого уникального диалога. Одной из тем, по которой у нас с Францией расширяется диалог под углом зрения стратегических интересов обеих сторон, являются отношения Россия - Европейский союз. Россия хотела бы с помощью французских партнеров активно развивать не только экономические отношения с ЕС. Для нас не менее важен политический диалог с ЕС, включая обсуждение проблематики военно-политического сотрудничества.
Нельзя пройти мимо контактов между Россией и Францией по военной линии. Начался полезный обмен мнениями по концепциям обороны и об организации вооруженных сил, включая их ядерный компонент. Одним из таких примеров может служить Франко-российский
проект по переработке ядерного топлива. Речь идет о повторном использовании в ядерных реакторах России плутония, полученного при ликвидации ядерного оружия бывшего СССР. Эта идея завоевывает все большее признание. Именно она является основой Российско-французского проекта ИИДА-МОКС. Франция совместно с Россией проводит работу по уничтожению части ядерных вооружений бывшего Советского Союза.
И наконец необходимо отметить все возрастающий интерес у россиян к Франции, ее языку и культуре. Два века - XVIII и XIX - литературных влияний и взаимообогащающего культурного обмена между Россией и Францией оставили яркие следы. Надо сказать, что и сейчас культурное взаимодействие между Россией и Францией поставлено на широкую ногу. Фестиваль «Дни России», прошедший недавно в Париже, был с интересом встречен французскими зрителями, заново встретившимися с уже известными им звездами российской сцены и открывшими для себя новые имена.
Подводя итог развитию многогранного сотрудничества между Россией и Францией, можно предположить, что наши отношения идут по восходящей линии. Анализ этих отношений за последние годы дает нам основание делать вывод, что Франция и Россия заинтересованы в дальнейшем сближении в деле осуществления мер, направленных на укрепление мира и международной безопасности, на поддержку друг друга по многим вопросам современной жизни.
Франция всегда была и остается одним из важнейших европейских партнеров России. Начиная с XVIII века, обстановка в Европе и мире зачастую во многом определялась именно российско-французскими отношениями. Их многовековая история берет свое начало в середине XI века. Тогда дочь Ярослава Мудрого - Анна Киевская, выйдя замуж за Генриха I, стала королевой Франции. После его смерти она осуществляла регентство и управляла страной.
Впервые дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 г. Именно тогда первый русский посол во Франции вручил верительные грамоты, подписанные Петром I. Кульминация сближения России и Франции - двусторонний военно-политический союз, который был оформлен к концу XIX века. Символом дружеских связей стал мост Александра III в Париже через р. Сену, который был заложен в 1896 г. императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной.
Новейшая история отношений между нашими странами началась с установлением дипломатических отношений между СССР и Францией 28 октября 1924 г.
Одним из ярчайших эпизодов российско-французских дружественных связей стало боевое братство в годы Второй мировой войны. Оно проявилось в ходе совместной борьбы с фашизмом как на советско-германском фронте, так и на территории оккупированной Франции. Широко известны подвиги летчиков-добровольцев Свободной Франции из авиаполка "Нормандия-Неман" и мужество воевавших в рядах французского Движения Сопротивления советских граждан, которые бежали из гитлеровского плена. Многие из советских участников Сопротивления и военнопленных погибли и захоронены во Франции (одно из крупнейших захоронений - на кладбище г. Нуайе-Сен-Мартен в департаменте Уаза).
В 70-е годы ХХ века Россия и Франция стали предвестниками конца "холодной войны" через проводимую в их отношениях друг с другом политику разрядки, согласия и сотрудничества. Они были также инициаторами хельсинкского общеевропейского процесса, приведшего к оформлению СБСЕ (ныне ОБСЕ), способствовали утверждению в Европе общих демократических ценностей.
В 90-х годах начался новый этап в российско-французских отношениях. Кардинальные изменения на мировой арене в тот период и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем. Этот диалог, как тогда, так и сейчас, основан на широком совпадении подходов наших стран к формированию нового многополюсного миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.
Основополагающий документ, на основе которого выстраиваются отношения между Россией и Францией, - Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.). Он закрепил стремление обеих сторон развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась и продолжает обогащаться все новыми соглашениями в различных сферах двустороннего взаимодействия.
В 2010 г. в России прошел Год Франции, во Франции - Год России. Обмен национальными годами - крупнейшее, знаковое событие для всего комплекса двусторонних российско-французских отношений. Оно призвано придать более динамичный характер связям между нашими странами абсолютно во всех областях - политики, экономики, образования, науки и культуры, творческой деятельности и инноваций, туризма, массовых коммуникаций, спорта и т.д. Патронат и политическое руководство "Перекрестных годов" осуществлялось непосредственно на самом высоком уровне - президентами России и Франции. Официальное открытие Года России во Франции состоялось в Париже в присутствии Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в марте 2010 г. Одно из крупнейших мероприятий Года - Российская национальная выставка - была торжественно открыта в Париже Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным 11 июня 2010 г.
Российско-французские политические контакты отличаются насыщенностью и атмосферой взаимного доверия. Проводимые в последние годы на регулярной основе контакты глав государств и правительств создали условия для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений.
Двусторонний политический диалог и сотрудничество получили новый импульс в результате государственного визита во Францию Президента Российской Федерации Д.А.Медведева 1-2 марта 2010 г. и его встречи с Президентом Н.Саркози. Президент Франции встречался также с Д.А.Медведевым на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2010 г., куда Франция была приглашена в качестве почетного гостя. Контакты между главами государств были продолжены в ходе трехсторонней российско-франко-германской встречи на высшем уровне в Довиле (во Франции) 18-19 октября 2010 г. Дальнейшему обогащению политического диалога и наращиванию сотрудничества в экономической сфере способствовал рабочий визит в Париж Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина 10-11 июня 2010 г.
С 1996 г. действует Российско-французская межправительственная комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. В ее рамках ежегодно, поочередно в Москве и Париже, проходят встречи Председателя Правительства России и Премьер-министра Франции, которые определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. В течение последних десяти лет заседания Комиссии проводятся в форме "межправительственного семинара" с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств.
Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые регулярно встречаются поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов. Так, в июне 2010 г. состоялся рабочий визит во Францию Министра иностранных дел России С.В.Лаврова. Между МИДами двух стран регулярно проводятся консультации по широкому спектру внешнеполитических проблем.
Поступательно развивается одно из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества - противодействие новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). С 2002 г. успешно действует созданный по решению тогдашних президентов В.В.Путина и Ж.Ширака российско-французский Совет сотрудничества по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. В сентябре 2010 г. в Париже состоялось его девятое заседание. Продуктивно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов России и Франции (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).
Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Французское руководство выступает за наращивание партнерства между Россией и Евросоюзом, поддерживает линию на интеграцию России в мировую экономику, проводимые в нашей стране политические и социально-экономические преобразования. Осуществляется сотрудничество в проведении государственных, административных реформ.
Межпарламентское сотрудничество выражается в активном делегационном обмене на уровне парламентских комитетов и комиссий, в контактах между руководителями палат. Действенным инструментом его развития служит Большая российско-французская межпарламентская комиссия, созданная в 1995 г. и возглавляемая Председателями нижних палат парламентов России и Франции. Юбилейное (пятнадцатое) заседание Комиссии под председательством Первого заместителя Председателя Госдумы О.В.Морозова и руководителя Национального Собрания Франции Б.Аккуайе состоялось в Москве в июне 2010 г. Председатель Совета Федерации С.М.Миронов встречался с Председателем Сената Франции Ж.Ларше в 2010 г. дважды - на очередном заседании Ассоциации европейских сенатов в Риме в апреле, а также в октябре в Бремене в рамках мероприятий по случаю 20-летия объединения Германии.
Важную инициативную роль играют двусторонние группы дружбы в обеих палатах Федерального Собрания России, в Сенате и Национальном собрании Франции. В июне 2010 г. в Париже и Бордо с визитом побывала делегация группы дружбы Совета Федерации во главе с ее руководителем Л.Б.Нарусовой, а в сентябре 2010 г. Москву и ряд других российских городов посетила делегация группы дружбы Сената Франции во главе с ее председателем П.Желяром.
Важная составляющая экономических и культурных связей - сотрудничество на межрегиональном уровне. Между субъектами Российской Федерации и регионами Франции действуют около 20 договоренностей о сотрудничестве. Примеры активных прямых связей - сотрудничество между Парижем и Москвой, Бордо и Санкт-Петербургом, Орловской областью и регионом Шампань-Арденны, Нижегородской областью и регионом Юг-Пиренеи, Новгородской областью и Эльзасом. Эльзас и Татарстан имеют свои представительства соответственно в Москве и Париже. Под эгидой и при участии верхних палат парламентов проводятся двусторонние встречи, семинары, в ходе которых определяются наиболее эффективные направления децентрализованного сотрудничества.
Расширилось участие гражданских обществ в развитии российско-французских отношений. Активную роль на этом важном направлении играет созданная в 2004 г. по инициативе Президентов наших стран Ассоциация "Российско-французский диалог". Во Франции и России действуют общественные ассоциации дружбы и взаимопонимания между народами наших стран.
Российско-французские отношения - важный фактор европейской и мировой политики, который способствует стабильности в Европе и во всем мире. В основе отношений между Россией и Францией - общность позиций по ключевым проблемам европейского и мирового развития, приверженность многосторонности, согласованные действия в интересах укрепления международной безопасности при центральной роли ООН. Расширяется диапазон и повышается интенсивность связей в самых различных областях двустороннего сотрудничества. Сходство интересов, накопленный опыт полезного взаимодействия в международных делах, вековые традиции дружбы и взаимной симпатии народов России и Франции - все это предопределяет широкие перспективы развития российско-французского партнерства.
Недолго союзники праздновали победу над гитлеровской Германией. Вскоре после окончания войны их разделил железный занавес. Демократический и «прогрессивный» Запад видел новую угрозу в лице «тоталитарного» коммунистического режима СССР.
В ожидании перемен
По итогам Второй мировой войны СССР окончательно вошел в число сверхдержав. Наша страна имела высокий международный статус, который подчеркивался членством в Совбезе ООН и правом вето. Единственным конкурентом Советского Союза на международной политической арене выступала другая сверхдержава – Соединенные Штаты Америки. Неразрешимые идеологические противоречия между двумя мировыми лидерами не позволяли надеяться на устойчивые отношения.
Для многих политических элит Запада радикальные перемены, произошедшие в Восточной Европе и некоторых странах Азиатского региона, стали настоящим шоком. Мир оказался разделен на два лагеря: демократический и социалистический. Лидеры двух идеологических систем США и СССР в первые послевоенные годы еще не понимали пределов терпимости друг друга, а поэтому заняли выжидательную позицию.
Гарри Трумэн, сменивший на посту американского президента Франклина Рузвельта, выступал за жесткое противостояние СССР и коммунистическим силам. Практически с первых дней президентства новый глава Белого дома приступил к пересмотру союзнических отношений с СССР – одного из основополагающий элементов политики Рузвельта. Для Трумэна принципиальным было вмешательство в послевоенное устройство стран Восточной Европы без учета интересов СССР, и если потребуется, то с позиции силы.
Запад действует
Первым затишье нарушил британский премьер Уинстон Черчилль, который дал задание начальникам штабов оценить перспективы военного вторжения в СССР. План операции «Немыслимое», запланированной на 1 июля 1945 года, предусматривал молниеносное нападение на СССР с целью смещения коммунистического правительства. Однако британские военные посчитали такую операцию невозможной.
Очень скоро Запад обзавелся более эффективным средством давления на СССР. 24 июля 1945 года во время заседания на Потсдамской конференции Трумэн намекнул Сталину о создании американцами атомной бомбы. «Я непринужденно заметил Сталину, что мы имеем новое оружие необычайной разрушительной силы», – вспоминал Трумэн. Американский президент посчитал, что Сталин не проявил особого интереса к этому сообщению. Однако советский лидер все понял и вскоре дал распоряжение Курчатову укорить разработки собственного ядерного оружия.
В апреле 1948 года в силу вступил план, разработанный госсекретарем США Джорджем Маршаллом, который на определенных условиях предполагал восстановление экономики европейских стран. Однако помимо помощи «план Маршалла» предусматривал постепенное вытеснение коммунистов из властных структур Европы. Бывший вице-президент США Генри Уоллес осудил «план Маршалла», назвав его инструментом холодной войны против России.
Коммунистическая угроза
Сразу после войны в Восточной Европе при активном содействии Советского Союза начал формироваться новый политизированный блок стран социалистического содружества: в Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше, Югославии и Чехословакии к власти пришли левые силы. Более того, коммунистическое движение набрало популярность и в ряде государств Западной Европы – Италии, Франции, Германии, Швеции.
Во Франции, как никогда, была высока вероятность прихода коммунистов к власти. Это вызывало недовольство даже в рядах европейских политиков, симпатизировавших СССР. Лидер французского Сопротивления во время войны генерал де Голль прямо называл коммунистов «сепаратистами», а генеральный секретарь Французской секции Рабочего интернационала Ги Молле заявил депутатам-коммунистам в Национальном собрании: «Вы не слева и не справа, вы – с Востока».
Правительства Англии и США открыто обвиняли Сталина в попытке коммунистического переворота в Греции и Турции. Под предлогом ликвидации коммунистической угрозы со стороны СССР для оказания помощи Греции и Турции предусматривалось выделение 400 млн. долларов.
Страны западного блока и социалистического лагеря встали на путь идеологической войны. Камнем преткновения продолжала оставаться Германия, которую бывшие союзники, несмотря на возражение СССР, предлагали поделить. Тогда Советский Союз неожиданно поддержал президент Франции Венсан Ориоль. «Я нахожу абсурдной и опасной эту идею разделить Германию на две части и использовать ее как орудие против Советов», – заявлял он. Впрочем, от разделения Германии в 1949 году на социалистическую ГДР и капиталистическую ФРГ это не спасло.
Холодная война
Речь Черчилля, которую он произнес в марте 1946 года в американском Фултоне в присутствии Трумэна, можно назвать точкой отсчета холодной войны. Несмотря на лестные слова в адрес Сталина, сказанные несколько месяцев назад, британский премьер обвинял СССР в создании железного занавеса, «тирании» и «экспансионистских тенденциях», а коммунистические партии капиталистических стран назвал «пятой колонной» Советского Союза.
Разногласия между СССР и Западом все сильнее втягивали противоборствующие лагеря в затяжное идеологическое противостояние, которое в любой момент грозило вылиться в настоящую войну. Создание в 1949 году военно-политического блока НАТО приблизило вероятность открытого столкновения.
8 сентября 1953 года новый президент США Дуайт Эйзенхауэр писал государственному секретарю Даллесу по поводу советской проблемы: «В нынешних обстоятельствах мы должны были бы рассмотреть, не является ли нашей обязанностью перед грядущими поколениями начать войну в благоприятный, избранный нами момент».
Теме не менее именно в период президентства Эйзенхауэра США несколько смягчили свое отношение к СССР. Американский лидер не раз раз выступал инициатором совместных переговоров, стороны существенно сблизились в своих позициях по германской проблеме, договорились о сокращении ядерного оружия. Однако после того как в мае 1960 года над Свердловском был сбит американский самолет-разведчик, все контакты прекратились.
Культ личности
В феврале 1956 года Хрущев выступил на XX съезде КПСС с осуждением культа личности Сталина. Это событие неожиданно для советского правительства ударило по репутации Коммунистической партии. Критика в адрес СССР посыпалась со всех сторон. Так, шведская Компартия обвинила СССР в том, что, скрывая информацию от иностранных коммунистов, ЦК КПСС «щедро делится ею с буржуазными журналистами».
Во многих компартиях мира создавались группировки в зависимости от отношения к докладу Хрущева. Чаще всего оно было негативным. Одни говорили, что историческая правда была искажена, другие считали доклад преждевременным, а третьи и вовсе разочаровывались в коммунистических идеях. В конце июня 1956 года в Познани прошла демонстрация, участники которой несли лозунги: «Свободы!», «Хлеба!», «Бога!», «Долой коммунизм!»
5 июня 1956 года на резонансное событие отреагировала американская газета «Нью-Йорк таймс», опубликовав полный текст доклада Хрущева. Историки полагают, что материал выступления главы СССР попал на Запад через польских коммунистов.