Урок русского языка. Мягкий Ь после шипящих в глаголах
Урок по русскому языку для 5 класса « Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов». (На изучение данной темы отводится 2 часа).
1 урок.
Цели урока:
- повторить и закрепить знания учащихся о правописании Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов, полученных в начальной школе;
Формировать у учащихся навык правописания Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов и орфографического анализа.
Задачи:
- обучающие: тренировать учащихся в опознавании орфограммы и способам обозначения этого типа орфограмм; закрепить правило правописания Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов
в практической деятельности учащихся;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограммы; развивать познавательную активность;
- воспитательные: прививать интерес и любовь к русскому языку; воспитывать чувства заботы, внимания, доброты в отношениях с родителями.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, видеоролик, звукозапись песни «Спят усталые игрушки», проектор.
Ход урока.
Орг. момент (2 минута)
Здравствуйте, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.
II. Сообщение темы и цели урока. (3 минуты)
Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Слайд 1
Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих.
– О чем пойдет речь на уроке, как вы думаете? (о правописании мягкого знака после шипящих).
Да, ребята, на сегодняшних уроках (т.к. у нас их два) мы повторяем, и закрепляем правила правописания Ь в конце сущ. и глаголов.
2 слайд.
Цель нашего первого урока: научиться правильно писать Ь в конце существительных, а второго урока – на конце глаголов.
Слайд 3 .
Запишите число, кл. работа и тему сегодняшнего урока, она доске. (3 мин)
III. Повторение и закрепление знаний о правописании Ь после шипящих на конце слов у существительных и глаголов.
1) Фронтальная беседа (4 минуты).
Вспомните, что такое существительное?
Сколько склонений у существительного?
Опираясь на таблицу 3-х склонений имен существительных, скажите какие существительные относятся к 1 скл.? Ко 2-му скл.? К 3-му скл.? (Примеры).
Слайд 4.
Чтобы правильно определить склонение существительного, в какой форме нужно поставить это существительное?
(В Н.ф., И.п., ед.ч.)
2) Работа с учебником. (6 минут)
Ребята, откройте учебники на стр. 33, Упр.76.
Выполнение упражнения на доске (1 ученик) и в тетрадях, опираясь на таблицу и материал, который мы повторили, выделяя орфограмму.
(На доске: Правильно выделяй орфограмму! Камы ш (не 3 скл.), мы шь (3 скл.)
Упр.76 (2). Сверим наш вывод с правилом в учебнике. Прочитайте правило на стр.34 (читают вслух).
- Ребята, кто не разобрался, когда пишем Ь после шипящих на конце имен существительных?
3) Физминутка. (2 минуты) - Сейчас мы отдохнём, но не будем забывать про тему нашего урока. Тихонько встаньте. Если я называю существительное 3 скл. – приседают девочки, 2 скл. – подпрыгивают мальчики. Вот здесь – то я и проверю, как вы усвоили данный материал. Будьте внимательны! Вещь, ключ, дочь, врач, помощь, морж, дочь, брошь, ткач.
4) Показ видеоролика и последующее выполнение задания к нему по цепочке. (10 мин.)
- Назовите и запишите только те существительные, в конце которых пишется Ь. А какие это существительные? (сущ.3 скл.)
(Включаю заново по абзацам видео без звука, дети выбирают слова и записывают их, подчеркнув орфограмму).
5) Творческое задание. Самостоятельно. Слайд 5. (5 минут)
Подберите синонимы, которые оканчиваются на шипящую (какие слова мы называем синонимами?): Доктор (врач)
Родник (ключ)
Друг (товарищ)
Подберите антонимы, которые оканчиваются на шипящую (какие слова мы называем антонимами?) :
День (ночь)
Правда (ложь)
Нищета (роскошь)
6) Проверка творческого задания.
7) Работа с текстом. (7 минут)
А сейчас поработаем с текстом, в котором говорится об одном из жанров устного народного творчества. А о каком – догадайтесь, прослушав эту запись.
(Звучит колыбельная «Спят усталые игрушки…»).
Угадали какой жанр?
Слайд 6 (Ученик читает) Колыбельная – это песня, которой убаюкивают ребёнка. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Слова эти ласковые, певучие. Говорится в них о тишине, покое. И очень много слов с шипящими звуками:
Слайд 7. (читают)
Почему же ты не спишь,
Неспокойный мой малыш..?
Ведь вокруг такая тиш..,
Не скребётся даже мыш…
Ну, мой маленький, не плачь!
Завтра мы достанем мяч…
После мы затопим печ..
И ватрушки будем печь!
Беседа по тексту.
- Для чего мама пела ребенку колыбельную?
Какие слова она подбирала, чтобы ребенок уснул? (ласковые, нежные).
Почему детям нравились колыбельные? (потому что в них ребенок чувствовал любовь, заботу, нежность мамы).
– Слайд 7 (с послед. возникновением). Назовите имена существительные с шипящей на конце, в которых вы напишите Ь знак из отрывка колыбельной песни.
Докажите, почему в этих словах нужен Ь после шипящей? (это сущ.3 скл.)
IV . Контроль и оценка знаний (1 минута).
Поработали неплохо, я довольна вами. Оценки за работу на уроке получают…
V . Домашнее задание (1 минута).
- Ребята, т.к. работу по данной теме мы продолжим на следующем уроке, дом. задание будет в конце 2-го урока.
VI . Обобщение и систематизация знаний (1 мин.).
Какое правило мы повторили и закрепили на нашем уроке?
Так, когда же у существительного пишется Ь в конце слова?
Молодцы! Я очень рада, что вы поняли материал и достигли поставленной цели. Работу по теме продолжим на следующем уроке.
Тема урока:
Мягкий знак после шипящих на конце слов. (5 класс)
Цель урока:
1) Научить ориентироваться в написании мягкого знака после шипящих на конце слов на основе классификации частей речи.
2) Развивать логическое мышление.
3) Прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные:
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Определение границы незнания, коррекция собственных задач.
Познавательные:
Выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи.
Регулятивные:
Осознание самого себя как движущей силы учения
Коммуникативные:
Умение работать в парах, эффективно сотрудничать.
Участие в диалоге на уроке.
Ход урока
1.Мотивационная установка на сотрудничество (от лексического значения приставки СО (вместе):
Собеседники - те, кто вместе? (беседуют)
Сотрудники - те, кто вместе? (трудятся)
Будем вместе хорошо трудиться на уроке?
2.Актуализация опорных знаний Зрительный диктант. Слайд №2 (Текст на экране) Орфограммы пропущены
В этот час такая тиш..!
(Не) шурш…т в р…ке камыш…
Ветер свеж, и ты (не)спиш…
Порядок работы
Орфоэпическое чтение учителем
Работа над пропущенными орфограммами - гласными с помощью открывающихся планшетов с гласными буквами (дети показывают нужную букву)
Объяснение других орфограмм
Устное воспроизведение (текст скрыт).
Письмо по памяти.
3. Физминутка
– фономассаж(произносим звуки [ М, Н, В, З,Ж] , проводя по массажным линиям лица. Последнее движение - поколачивание грудины со звуком [Ж].
4. Переход к теме урока от звука [Ж].
- Какой звук вы произнесли последним?
- Дайте характеристику этого звука (согласный, звонкий, твёрдый).
-Что ещё вы знаете об этом звуке? (шипящий).
- Назовите шипящие звуки [Ж], [Ш], [Щ’], [Ч’].
- Какие по твердости – мягкости звуки [Ж] [Ш ]? (всегда твердые, не имеют мягкой пары).
-Какие по твёрдости -мягкости звуки [Ч’] [Щ’]? (всегда мягкие, не имеют твердой пары)
- Можно ли смягчить[ Ж ], [Ш],если написать после букв Ж,Ш мягкий знак?
-Станут ли твердыми [Ч’], [Щ’], если не написать после букв Ч, Щ на конце мягкий знак?
-Почему же иногда пишем ь?
Это традиционное написание(«традо» - передаю) Такое написание нам передали наши предки, и я уверена, что мы будем писать грамотно, чтобы никто не мог нас упрекнуть в неуважении к нашим предкам и нашему языку. Слайд №3 Будем помнить слова Александра Сергеевича Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»
Давайте найдем в тексте написанного зрительного диктанта слова с шипящей на конце, определим, к какой части речи они относятся, и составим таблицу.
5.Составление таблицы
. Слайд №3
Мягкий знак после шипящих на конце слова
Существительное 3 скл Ь
Не 3 скл Не пишем Ь
Краткое прилагательное Вопрос каков? Не пишем Ь
Глагол Всегда Ь
6.Рассказ по готовой таблице с приведением примеров.
7. Работа в парах:
слайд №5 дописать пословицы
Поспешишь –
Без труда
С кем поведёшься,
Шила в мешке
Что посеешь,
8.Чтение стихотворения, иллюстрирующего применение изученного материала (читает подготовленный ученик) слайд№6
Если к слову с шипящей ты задал вопрос:
Это кто? Мышь, камыш или брошь?
Ты, дружок, не спеши,
А сначала склоненье над ним напиши.
Если третье склоненье,
То, отбросив сомненье,
Мягкий знак непременно
Ты в конце напиши!
А не третье склоненье-
Никогда не пиши!
А какая беда нам грозит, если не научимся применять правило? (приходим к выводу, что самая страшная беда - быть безграмотным)
Я уверена, что эта беда нам не грозит. Давайте проверим!
9. Слайд №7- 9
Замените данные слова существительными с основой на шипящий, укажите склонение
Доктор – врач 2 скл
Поддержка –
Неправда –
Родник –
Сила –
Друг –
Безветрие –
10. Получи 5
1 2 3
1. вещ.. глуш.. печёш..
2. помощ.. грач.. круч..
3. брош.. мыш.. бежиш..
4. луч.. дач.. доч..
5. несёш.. печ.. молодёж..
10. Интерактивный тренажёр «Мягкий знак после шипящих в конце слова».
11. Рефлексия.
Ребята, у вас на столах есть картинки: солнышко и облачко.
Это символы (знаки) вашего настроения на уроке и отношения к тому, что и как вы сегодня смогли сделать (большая часть детей выбирает на этом уроке солнышки)
Положите в дневник карточку с домашним заданием.
12. Домашнее задание дается каждому индивидуально.
На карточке слова, например: рыбка, заяц, неправда, шило и т.д. Задание: вспомнить или найти пословицы с этими словами, объяснить написание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Презентация на тему: Написание ь после шипящих на конце слова
Урок русского языка
Тема: Правописание ь после шипящих у глаголов
Цели урока:
1) закрепить умение писать Ь после шипящих в глаголах;
2) систематизировать знания учащихся о правописании Ь в словах разных частей речи после шипящих;
3) развивать внимание, речь, память, логическое мышление детей.
4) развивать умение прислушиваться к другому мнению
Тип урока: урок закрепления первичных знаний
Формы работы: фронтальная, групповая, парная. (Дети сидят в группах по 4 человека)
Ход урока
- Организационный момент.
III. Словарная работа.Сейчас я предлагаю вам расшифровать загаданные слова. Сейчас эти слова представлены в виде цифр. Вы должны их расшифровать. А что значит расшифровать? (Предположения детей) Если у нас возникли разногласия или мы сомневаемся в значении слова, что нам может помочь? (Толковый словарь) Ищем в толковом словаре Ожегова слова «шифр», «расшифровать» и зачитываем. Шифр – система знаков, цифр для секретного письма. Расшифровать – прочитать секретное письмо с помощью шифра, кода. (Парная работа) 1
3012145 – стеречь 39145 – сжечь 87645 – плачь 8764 - плач Что вы можете сказать о двух последних словах? Почему в одном случае на конце слова есть ь, а в другом случае его нет? Во время работы 1 человек работает у доски по индивидуальному заданию. Замени данные словосочетания глаголами начальной формы. Оказывать помощь – Очищать пол от сора – Вести наблюдения – Давать совет- Ничего не говорить- Давать совет – Работа сторожа –
IV. Повторение изученного материала материала. Какую часть речи мы начали недавно изучать? Что вы знаете о глаголе? Давайте вспомним известные нам случаи правописания мягкого знака после шипящих на конце слова. (Дети называют известные им случаи, а учитель вывешивает карточки на доску) Ь пишется Ь не пишется 1. У существительных 3-го склонения 1. У существительных жен. рода 1- 2. У глаголов го склонения во мн. числе в Р.п. . 2. У существительных муж. рода 2- го склонения. 3. У имён прилагательных в краткой форме
V. Определение темы урокаКак вы думаете, чем мы будем на уроке заниматься? (высказывания детей с опорой на таблицу) Сейчас я буду читать вам слова. В каждой группе слов есть одно лишнее. Вы должны найти его и записать в тетрадь. (2 учеников работают у доски, остальные в тетрадях) - дочь, луч, тишь, вещь; - сторож, колюч, могуч, похож; - много встреч, семь задач, упал с крыш, быстрая мышь - шутишь, ешь, чушь, несёшь Проверка выполнения работы с пояснениями.
VI. Физминутка
VII. Работа в группах. Откройте учебник на с. 97 упр.3 Прочитайте задание. Что мы должны сделать? (распределить слова на группы) Известно ли нам на какие группы нужно разделить слова? Предложите на сколько групп мы будем делить слова и какие это будут группы. (5 групп 1. Существ 3-го склонения 2. Существ жен. рода 1- го склонения во мн. числе в Р.п. 3. Глаголы 4. Существ муж. рода 2 - го склонения. 5. Прилагат. в краткой форме Каждая группа ребят выписывает слова одной группы)
Одна группа выполняет другое задание Вставьте пропущенные слова. Ведро дало …, и вода стала … Надо растопить …, чтобы пирог … Шила в мешке не … Семь раз отмерь, один …
Проверка выполнения работы VIII. Подведение итогов урока- Чем мы занимались на уроке? Что вам понравилось? Что было трудно? Выставление отметок. Спасибо за работу.
Список используемых материалов 1 Учебник «Русский язык 4 класс»С. В. Иванов и др. – М.: Вентана-Граф, 2010 2 «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, «Оникс», 2000 3 «Справочное пособие по русскому языку» О. В. Узорова, Е. А. Шведова. – ЗАО «Премьера», 2010
Ольга Яворская
Конспект урока в третьем классе «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих»
Русский язык
Дата «___» ___ ___ г Класс 3- «Б»
(2 четверть)
Урок 44
Тема урока : Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих
Цель урока :
1. Знакомить учащихся с особенностями написания .
2. Обобщать знания учащихся о функциях мягкого знака, как показателя мягкости согласных, разделительного мягкого знака для подтверждения женского рода имён существительных .
Тип урока : урок усвоения новых знаний;
Методы преподавания : информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___
Методы учения : исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___
Оборудование, наглядность, ТСО
Этапы и структура урока .
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока )
2. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают слова с шипящим на конце .
Во время проверки дом. Задания 5 уч-ся получают карточки и работают по ним
3. Чистописание вещь, чертёж
Слого-звуковой анализ слов : вещь, чертёж.
К каким родам относятся эти два слова?
Какими звуками заканчиваются эти слова?
Что мы знаем об этих звуках? Как их называют или что у них общего?
Какие шипящие звуки вы знаете ?
4. Сообщение темы урока .
Мы начинаем изучать написание имён существительных , у которых основа заканчивается на шипящий звук .
5. Постановка учебной задачи.
На что ещё обратили внимание при анализе слов вещь и чертёж! (Заканчиваются на шипящий звук , но в одном случае есть мягкий знак, а во втором его на конце слова нет .)
Почему это происходит вы узнаете, выполнив упр. 247. (Устно выполнить все задания к упражнению) .
Что нового узнали о написании имён существительных женского рода ? (Если основа имён существительных женского рода заканчивается шипящим звуком , то после него пишется мягкий знак. Имена существительные мужского рода , оканчивающиеся шипящим звуком , пишутся без мягкого знака.)
6. Наблюдение над особенностями существительных с шипящим звуком на конце слова
Упр. 248- комментированное письмо.
Упр. 249- комментированное письмо.
Упр. 251- комментированное письмо.
Упр. 253- устно
Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился. (Смерч)
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок. (Ключ)
В небе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (Печь)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (Мышь)
Подходить к дому стала,
С неба солнце украла. (Ночь)
Физкультминутка
7. Зрительный диктант.
Упр. 250 стр. 111.
8. Самостоятельная работа творческого х-ра.
Упр. 254. Проверка – фронтально.
9. Итог урока .
Что нового узнали на уроке ?
В каких случаях пишется мягкий знак после шипящих ?
У кого из вас вызывает затруднение написание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных , стоящих в начальной форме?
Задайте друг другу вопросы о существительных с шипящим звуком на конце слова .
Домашнее задание.
Рефлексия
Публикации по теме:
Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Род имен существительных» Данный урок разработан для учащихся 2 классов. Цель урока: дать понятие о категории имен существительных. Урок построен на основе применения.