Урок по русскому языку на тему «Запятая в сложном предложении. Запятая в сложном предложении - урок
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»
Цели: 1) показать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки; 2) развитие устной и письменной речи; расширение словаря; коррекция памяти, логического мышления учащихся на основе упражнений в группировке языкового материала; 3) воспитание интереса и положительного отношения к предмету.
Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, применять правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении, объяснять языковые явления и процессы.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование: компьютер, карточки, учебник
Ход урока:
I . Организационный момент
1. Положительная установка
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы на уроке.
2. Развитие слухового восприятия (за экраном)
- Какое сегодня число?
- Кто сегодня дежурный?
- Какой сейчас урок?
- Сейчас будем проверять домашнее задание. Откройте тетради.
II . Проверка домашнего задания
- Какие трудности были при выполнении домашнего задания?
III . Орфографическая разминка
1. Словарная работа
- Посмотрите на слова и запишите их в точной последовательности:
гимнастика
осанка
снаряд
чемпион
тренер
тренироваться
- Какое слово лишнее? (нужно убрать карточку со словом тренироваться )
- На какие две группы можно разделить слова? (первая группа – слова, относящиеся к 1 склонению, вторая – слова 2 склонения)
2. Работа по карточкам (в карточках даны слова и словосочетания, в которых ранее были допущены ошибки)
- Откройте тетради и выполните задание из карточки
Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки:
(Не)отремонтирова(нн, н), (не)годующий взгляд, (не)вида(нн, н)ая кр..с..та, кваше(нн, н)ая капуста, (дальне)восточный, (не)мог, кого(либо), (сельско)хозяйственный, выр..стали, пятими(лл, л)ионный, (не)напоминало, о син.. шарф.., в тёмн.. пруду
Взаимопроверка
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы по образцу
IV . Повторение пройденного
- Закончите фразы:
Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …
К служебным частям речи относятся …
Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это …
Союзы бывают …
Ответы: (служебные) (предлоги, союзы, частицы) (союз) (простые и составные; сочинительные и подчинительные)
V . Подготовка к изучению новой темы
1. Лингвистическая разминка
- Поразмышляйте над загадкой старинной легенды
- Вот какую роль может сыграть такая крошечная запятая!
Вывод: Знаки препинания выполняют важнейшую функцию в тексте. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.
2. Знакомство с темой урока
- Вы легко узнаете тему урока, если хорошо помните алфавит.
АЗа
О
пред
Д
тая
У
ями
Й
ду
Ч
союз
Щ
ном
Э
пред
Х
в
Ы
слож
Ю
ложе
Ь
ном
М
ми
В
пя
С
ложени
Ж
меж
Л
просты
Я
нии
(Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении)
(Запись темы в тетради)
3. Целеполагание
- Так как в самой формулировке темы заключено правило, то вам легко будет определить цели сегодняшнего урока.
(Определение целей: узнать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки)
VI . Работа по теме урока
1. Анализ предложений (предложения записаны на доске)
- Объясните постановку знаков препинания. Выделите грамматические основы, постройте схемы предложений. Отработайте орфограммы в словах с пропущенными буквами и скобками.
1. Месяц ещё не вст..вал, и только две звёздочки сверкали на (тёмно)син..м своде.
2. Когда туман ра..сеивался порывами ветра, на востоке можно было разл..чить чуть с..невший ровный берег.
3. Погода была тихая, и пруд словно заснул.
4. Со(?)нце на пустынной наб..режной пр..гревало сквозь туман, и всё сияло перед глазами.
5. Если дед ух..дил из дома, бабушка устраивала на кухн.. интереснейшие собрания.
(№ 1 [– = ], и [– =] месяц вставал, и две звезды сверкали
№ 2 (Когда – =), [ = ] когда туман рассеивался, можно было различить
№ 3 [– = ], и [– =] погода была тихая, и пруд заснул
№ 4 [– = ], и [– =] солнце пригревало, и всё сияло
№ 5 (если – =), [– = ] если дед уходил, бабушка устраивала)
Общий вывод:
- Как узнать, простое предложение или сложное? (Выделить основы)
- Что мы наблюдаем во всех этих сложных предложениях с точки зрения пунктуации?
Физминутка
Комплекс упражнений В.Ф.Базарного (сидя или стоя)
VII . Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Чтение правила
- Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода, обратимся к учебнику на стр. 151. Какое правило предлагают нам авторы учебника? (Чтение теоретических сведений)
2. Упр. 364 (1, 2, 5) – комментированное письмо, составление схем на доске.
(№ 1 [= –], и [= и – ] светился снег, и чернели тропы
- Какой союз соединяет предложения?
- Что соединяет союз и ?
№ 2 [– = ], и [= –] месяц светил, и видна была травинка
№ 5 [– = и =] дверь хлопала и открывалась [= –], и [= –] входили люди, и врывался пар)
Вывод: Сочинительный союз и связывает однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложносочинённого предложения.
3. Упр. 365 (1-3) – самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой по образцу
- Какие союзы связывают предложения?
- Что связывают союзы?
Вывод: Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчинённым.
VIII . Подведение итогов урока
- Чему мы учились в течение урока?
(- видеть структуру сложных предложений;
Определять границы простых предложений в составе сложного;
Правильно расставлять знаки препинания;
Видеть орфограммы в словах.)
- С помощью чего присоединяются простые предложения, входящие в состав ССП и СПП? (С помощью сочинительных и подчинительных союзов)
- Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? (Разделяются запятой)
- Сформулируйте правило постановки запятой в сложном союзном предложении.
(Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая)
Рефлексия
Оценивание
- Какую отметку вы себе поставили бы?
- Как себя оценивает …
Домашнее задание
§ 61
Упр. 366 или 367 (по выбору)
Тема: «Запятая в сложном предложении» Тип урока: Цель: - Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер. Для парной работы: карточки с алгоритмом; Для индивидуальной работы: - учебник «Русский язык»; - тесты разноуровневые.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка: «Запятая в сложном предложении»»
Р У С С К И Й Я З Ы К
Тема: «Запятая в сложном предложении»
Тип урока: повторение и закрепление изученного.
Цель:
- развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;
Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;
Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;
Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;
Совершенствовать коммуникативные навыки;
Развивать творческое мышление;
Совершенствовать навыки сотрудничества.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Для парной работы : карточки с алгоритмом;
Для индивидуальной работы:
Учебник «Русский язык»;
Тесты разноуровневые.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний. (Организационный момент). Этап 1. Определение основного вопроса урока. | Сегодня такой хороший день. Я рада быть сегодня с вами. Давайте поприветствуем всех присутствующих. И подарим им свои улыбки. Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка? (после ответов детей открывается запись на экране) Интересный Познавательный Развивающий Результативный Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики? (после ответов – запись на экране) Активные Думающие Работоспособные Внимательные Дисциплинированные Настройте себя положительно на урок. 1. Определяем основной вопрос урока. Посмотрите на доску. Запишите отгадку в столбик. Он любитель грызть морковку, С виду он как рыжий мяч, (Апельсин) На коробку я похож, (Пенал) В саду на дереве растёт Посмотрите на меня - Жарким солнышком согрет, В шкурку, как в броню, одет. Удивит собою нас Толстокожий... (Ананас) Если он на дне лежит, (Якорь) Посмотрите на первые буквы каждого слова, какое ключевое слово нашего урока получилось по вертикали? (Запятая) Скажите, в каких случаях ставится запятая в сложном предложении? Сформулируйте основной вопрос урока. «Какова роль запятой в сложных предложениях?» | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3 . Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II . Формулирование проблемы. Этап 2. Вспоминаем изученное. | Посмотрите на доску Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой. Их лица светились счастьем и гордостью. О каком важном событии здесь идёт речь? До 79 -ой годовщины Победы в ВОВ осталось совсем немного. Кто знает, когда началась ВОВ? Молодцы, ребята! Очень важно знать и всегда помнить историю своей страны! Какие это предложения по структуре: простые или сложные? Докажите, что это простые предложения. Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное. Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой, и их лица светились счастьем и гордостью. Докажите, что получилось сложное предложение. Подчеркните грамматические основы, выделите союз. А как на письме можно разделять части сложного предложения? Части сложного предложения разделяются запятой. Как вы думаете, какие знания мы будем закреплять на этом уроке? (Роль запятой в сложном предложении) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. |
III . Открытие новых знаний. Этап 3. Определение темы и цели урока. | Сформулируйте тему нашего урока. (Запятая в сложном предложении) Чему должны научиться? (Мы должны закрепить знания о написании запятой в сложном предложении; закрепить умения составлять схемы простых и сложных предложений). | |
IV . Развитие умений. Этап 4. Применение знаний. | ФИЗМИНУТКА Итак, сегодня на уроке мы будем закреплять знания о постановке знаков препинания в сложных предложениях. Прочитайте предложение, поставьте знаки препинания и составьте алгоритм ваших действий при постановке знаков препинания в сложном предложении. А того, чтобы вы правильно выполнили это задание, дополните алгоритм недостающими словами. Советские войны мужественно защищали свою Родину и мы помним их героические подвиги. «Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении» Найди и подчеркни………. Определи количество………. Найди………, который связывает части сложного предложения. На границе частей сложного предложения перед союзом поставь…… Проверьте правильность постановки знака препинания в предложении. Советские войны мужественно защищали свою Родину, и мы помним их героические подвиги. - Объясните пошагово свои действия при постановке знака препинания. Для чего нужна запятая в этом предложении? Проверьте алгоритм. Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении» 1.Найди и подчеркни грамматическую основу предложения. 2.Определи количество частей в данном предложении. 3.Найди союз, который связывает части сложного предложения. 4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую. Работа по учебнику. Откройте учебники, на стр. 178 упр. 452. – выполняется по заданию. Солнце село за горизонт, спустились сумерки. Мы скользим на лодке по глади озера, и только плеск весел нарушает тишину. Мы осторожно проплыли мимо белых лилий, а они даже не шевельнулись. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Р азвиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3 . Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
V . Рефлексия. | Вот и подошёл к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните всё, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали. – Какой был основной вопрос урока? (роль запятой в сложном предложении) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? Выберите мордашки, а выбор будет зависеть от того, насколько вы остались довольны своей работой на уроке. Я работал хорошо, все понял, очень старался. - В следующий раз я постараюсь быть активнее. - Мне было трудно, я многое не понял. Покажите ваши выбранные мордашки. Спасибо вам всем за работу. | |
VI . Домашнее задание. | Творческое домашнее задание - составьте текст поздравления для ветеранов, используя сложные предложения. |
Информационно-технологическая карта урока.
Тема урока: « Запятая в сложном предложении ».
Тип урока: повторение и закрепление изученного.
Цель урока:
- развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;
Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;
Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;
Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;
Совершенствовать коммуникативные навыки;
Развивать творческое мышление;
Совершенствовать навыки сотрудничества.
Формы организации деятельности на уроке:
Фронтальная,
Индивидуальная.
Структура урока:
Актуализация знаний. Организационный момент. (Этап 1. Определение основного вопроса урока)
II . Формулирование проблемы. (Этап 2. Вспоминаем изученное)
Открытие новых знаний. (Этап 3. Определение темы и цели урока)
Физминутка
V . Развитие умений. (Этап 4. Применение знаний)
VI . Рефлексия.
VII . Домашнее задание.
Методы:
Словесные;
Наглядные;
Практические;
Самостоятельная работа учащихся;
Работа под руководством учителя.
Оборудование:
· мел (маркер), классная доска;
· экран, проектор, компьютер;
· мультимедийная презентация урока;
· раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы, карты самооценки.
Предполагаемый результат:
Усвоить алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении;
Приобретение умений и навыков различия простого предложения от сложного;
Усвоить алгоритм постороения схемы сложного предложения;
Мотивация к изучению русского языка.
Этап урока | Дидактическая цель | Методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности. | Создание рабочей обстановки, необходимой для активной работы на уроке | Педагогика сотрудничества. Психологические приемы: | Установочная беседа | Слушают учителя, психологический |
Актуализация знаний учащихся. Цель: – организовать актуализацию умений ставить запятую в сложном предложении. | Заинтересовать ребят предстоящей работой, пробудить активность. | Словесный метод, наглядный метод. | Фронтальная беседа, познавательная игра. | Фронтальная работа, решение заданий. |
Формулирование проблемы. Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога. | Создание проблемной ситуации. | Поисково – исследовательский метод | Фронтальная беседа | Поиск путей решения проблемной ситуации. |
3.Открытие новых знаний. Цель: – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога. | Сформировать познавательные мотивы. Организовать деятельность по отработке умений и навыков изученного материала. | Практический метод, словесный метод, метод стимулирования интереса к учению, наглядный метод. | Познавательный рассказ. | Выполнение упражнений, фронтальная проверка. Самостоятельная работа, взаимопроверка. Фронтальная работа. |
4. Физкультминутка | Предупредить утомление детей | Выполнение упражнений. | Выполнение упражнений. |
|
Развитие умений. Цели: – организовать применение нового знания; – организоватьвыполнениесамостоятельной работы; – организовать фронтальную проверку, самопроверку; – организовать самооценку по критериям | Организовать деятельность по применению новых знаний. | Практический метод, словесный метод, метод стимулирования интереса к учению, наглядный метод. | Задание на развитие логики | Самостоятельная работа, взаимопроверка. Индивидуальная дифференцированная работа, фронтальная проверка. Выполняют упражнения, с фронтальной проверкой. Самостоятельная работа с самопроверкой. Фронтальная работа. |
Рефлексия. Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Формирование самооценки учебной деятельности | Словесный метод, наглядный метод. | Консультация по использованию карточек рефлексии. | Самооценка своей деятельности на уроке |
Домашнее задание Цель: – организовать выполнение д/з. | Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД ). | Организует инструктаж по заданиям упражнения. | Читают задание, слушают инструктаж |
Тема урока: Запятая в сложном предложении
Цель: Способствовать формированию правильной устной речи учащихся через использование коммуникативно - деятельностных методов и приёмов, способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах
Формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения, соединённых союзами: и, а, но.
Развитие синтаксических и пунктуационных умений.
Ход урока
1.Организационный момент
Тихо сели. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Эпиграфом к нашему уроку я подобрала слова Л. Н. Толстого. « Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»
Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.
2. Минутка чистописания
3. Постановка проблемы
И, НО,А, ПО
Исключите лишнее слово. Свой ответ аргументируйте.
Прочитайте пословицу.
Лето собирает зима подъедает.
Как вы понимаете эту пословицу?
Слова с какими орфограммами в ней встретились?
Объясните правописание этих слов.
Как можно подчеркнуть противопоставление в этой пословице? Какой союз можно использовать?
Лето собирает, а зима подъедает.
Запишите это предложение.
Разберите по составу слово собирает
Разберите как часть речи слово зима
Сколько звуков и букв в слове подъедает?
В пословице встретилось слово, которое является служебной частью речи Назовите его. Что оно соединяет?
Назовите грамматические основы предложений.
Нужна ли запятая в сложном предложении с союзом а?
Какие ещё союзы соединяют части сложного предложения? (и, но)
Работа с книгой
Упражнение№72
Посмотрите, как оформлены предложения в рассказе М. Пришвина.
Сравните предложения в обеих колонках.
В чём разница?
Понаблюдайте, как поставлены запятые в сложных предложениях?
Чем это объясняется?
(Ученики читают по 2 предложения, одно из левого, другое из правого столбика. Сравнивают оба предложения, доказывают,что состоят из 2-х частей, в левой части, соединенны союзом(а, но, и), а в правом- без союза. Запятая ставится в любом случае)
Исходя из наших рассуждений, сформулируйте тему нашего урока.(Ответы детей)
Запишите тему урока.
Определите цель урока (Ответы детей)
Работа над новым материалом
С помощью чего соединяются части сложного предложения?
Какую роль в сложном предложении играют союзы (и, но, а)?
Попробуйте, самостоятельно сформулировать правило постановки запятой в сложном предложении с союзаи.
Подумайте, зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?
Работая в парах, составьте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложных предложениях.»
1.Найди и подчеркни …………………………..
2.Определи количество……………………………
3.Выдели…………………………………………………
4.На границе частей………………………………………
Что у вас получилось? _Сравните свой алгоритм с авторским
на странице 160
Физминутка
Работа по карточкам
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания.
1.Наука в лес не ведёт а из лесу выводит.
2.Мир освещается солнцем человек освещается знаниями.
3. Учёный водит а неучёный следом ходит.
Что объединяет эти пословицы?
Как понимаете их смысл?
Итог урока
Рефлексия
Какими словами вы бы описали своё состояние после уроа
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»
Ах,как я устал от этой суеты….
Домашнее задание стр.80 №3
1. Общие положения
1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.
1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.
1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:
Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;
Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;
Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;
Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;
Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;
Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.
2. Цели обработки персональных данных
2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.
Цели обработки персональных данных:
Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;
Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;
Хранение результатов обучения;
Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;
3. Правила обработки персональных данных
3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»
3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:
Расовая принадлежность;
Политические взгляды;
Философские убеждения;
О состоянии здоровья;
Состояние интимной жизни;
Национальная принадлежность;
Религиозные убеждения.
3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).
3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).
3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.
3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.
3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.
4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных
4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;
Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);
Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).
4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.
4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.
4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.
Тема : Запятая в сложном предложении.
Планируемые предметные результаты:
Ставить запятые в сложном предложении с союзами; отличать простые предложения от сложных; составлять схемы простых и сложных предложений; распознавать однородные члены предложения; выполнять синтаксический разбор предложений изученных видов.
Универсальные учебные действия:
Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Личностные результаты:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Ход урока :
Организационный момент.(слайд 1)
Прозвенел звонок, начался урок.
Каким бы вы хотели видеть наш урок. (слайд 2)
Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
Какими должны быть на уроке ученики? (слайд 2)
Сможете стать такими?
2. Словарная работа (слайд 3)
Заполните кроссворд словарными словами.
Запишите их через запятую, подчеркните непроверяемую букву безударного гласного в корне слова. (к о лено, к о рова, к о пыто, к о стёр, к о лесо )
Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте написание слов.
Запишите по 3 однокоренных слова:
1 вариант – с корнем – колен – (колено, наколенник, поколение)
2 вариант – с корнем – колес – (колесо, трёхколёсный, колесить)
Выделите корень в словах. Проверим.
Давайте составим простое предложение со словом колесо. (В машине пробилось колесо). Запишите.
Выполните синтаксический разбор предложения. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
Найдите грамматическую основу предложения. Выделите её. Какими частями речи они выражены. (сущ., глаг.) Составьте схему предложения(д)
А теперь я предлагаю вам составить с этим же словом, предложение сложное. (У нас пробилось колесо, но мы всё равно доехали до дачи)
Синтаксический разбор (повеств., невоскл., сложн., распр.) Грамматическая основа. Схема. (д)
Как же отличить простое предложение от сложного? (в простом - 1 грамматическая основа, а в сложном 2 и более (слайд 5)
3. Формулирование темы и цели урока.
Ключевые слова : сложное предложение; союзы и, а, но; запятая (слайд 6)
Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение» (знаки препинания в сложном предложении, отличие от простого, перед одиночным союзом и запятая ставится)
Дополните этот ряд ключевых слов (простое предложение, однородные члены, отсутствие занятой)
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё изученное о простом и сложном предложении. (слайд 7)
4. Обобщение и систематизация умений и навыков.
Составьте предложения.
Какие предложения у вас получились? Запишите их. Составьте схемы предложения. Какие это предложения? (простое и сложное) (слайд 8,9)
И в одном и в другом предложении есть союз и. Какова же роль союзов в предложении? (соединяют части предложения или однородные члены)
Какие ещё союзы вы знаете? (и, а, но)
Давайте соединим вид предложения с нужными союзами. (слайд 10)
Попробуйте составить для себя схему-подсказку, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном. (2 уч – д) Проверим.
Почему мы так обозначали сложное предложение? (оно состоит из частей) - Что происходит с частями в сложном предложении? (они соединяются и разделяются)
Дополните эти слова нужной информацией, чтобы получилась схема о простом и сложном предложении. (слайд 11)
Физминутка (слайд 12)
Упр. 79 (разбор, самостоятельная работа)
Откройте Рабочие тетради на странице 18. Найдите задание 6.
Прочитайте про себя задание. Что нужно сделать?
Схема какого предложения здесь представлена? (сложная, состоящая из 3 частей)
Как соединены части этого предложения?
Подберите, какое предложение подойдет к этой схеме. Поработайте в парах. Вспомните правила. (слайд 13)
Итак, какое предложение подходит? (3) Докажите, что именно это предложение подходит.
Письмо (слайд 14)
Объясните постановку знаков препинания. Нарисуйте схему предложения. ([ = - ,=] ,[ = -] , и [ = -] .) (д)
Разберите по составу имена прилагательные.
5. Итог урока.
Найдите ошибки в схеме. Объясните их. (слайд 15)
Вот и кончился урок, он пошёл, наверно впрок! (слайд 16)
6. Домашнее задание.
С.79-80 упр. 4, Р.т.т.3 з.10