Учимся осознавать свои эмоции. Осознание собственных эмоций
В супермаркетах и интернет магазинах пожалуй можно найти любой, даже очень редкий коньяк, с огромной историей и длинным списком сортов, в него входящих
Эмоциональное сознание
Обычно, мы редко задумываемся об истинных причинах многих наших реакций, действий, поступков, редко задумываемся о том, что за мир нас окружает. И еще реже, почему мы видим мир таким, каким видим. Возможно, если принять во внимание тот факт, что "сколько людей - столько и представлений", наше видение мира, а стало быть, и наши реакции также не являются абсолютно истинными и объективными. Когда-то в древности один знаменитый философ по имени Платон сравнил наш мир с пещерой, а нас с узниками, заключенными в ней. Причем, мы уже рождаемся в этой пещере таким образом, что цепи, сковывающие нас, держат нас спиной к входу и позволяют нам видеть лишь тени на стене перед нами, тени того, что происходит вовне. Следовательно, мы видим лишь отражения, иллюзию, а не саму реальность. Что же является причиной иллюзий?
Вы никогда не задумывались, что наш мир, мир, в котором живет каждый из нас, в каком-то смысле создан нашими же эмоциями? Стоит привести один простой пример: если у нас хорошее настроение, если мы всем довольны, не кажется ли нам, что жизнь "прекрасна и удивительна", а люди вокруг - сама доброта, что все вокруг окрашено в розовые и голубые, радостные тона? В моменты же депрессии, обиды, усталости, не кажется ли нам та же самая жизнь унылой и противной, те же люди - злыми и настроенными против нас, а все вокруг, не видится ли нам серым, грязным, черным, отвратительным? Что поменялось? Наши эмоции!
Давайте попытаемся разобраться в природе и функциях наших эмоций, памятуя, впрочем, о том, что человек ими не ограничивается. Первое, что мы можем заметить, это то, что хотя спектр и оттенки эмоций практически бесконечны, в целом их можно разделить на положительные и отрицательные. Есть вещи, которые вызывают у нас удовольствие и радость, есть те, которые вызывают боль, страх, отвращение... Также, мы можем заметить, что первая реакция на то, что происходит с нами именно эмоциональная. Одним словом, именно благодаря эмоциям мы получаем первое представление о вещах, именно эмоции оценивают их, и во многом определяют наше к ним отношение в дальнейшем. Благодаря эмоциям есть вещи, которые нам "нравятся" и есть вещи, которые нам "не нравятся". Но это еще не все, и это очень важно, - есть вещи, которые для нас, в каком-то смысле не существуют, так как эмоций вообще не вызывают.
В этом мире живут или когда-либо жили миллиарды и миллиарды человеческих существ, среди них есть наши близкие, родные, друзья, просто знакомые, и бесконечная масса тех, кого мы никогда не знали и не узнаем. Все эти люди, великие и мелкие, благородные и низкие, добрые и злые, внешне очень похожи друг на друга. Однако, взглянув на них глазами наших эмоций, мы увидим, что в нашей "пещере" кто-то, кого мы очень боимся или очень любим, окажется гигантом, кто-то менее значимый для нас будет поменьше, остальные же станут вообще практически незаметными, слившись в одну далекую общую массу. Как говорил Владимир Маяковский: "Быть может гвоздь у меня в сапоге страшней, чем вся фантазия у Гете". Можно видеть, что эмоции отражают силу (но не глубину) наших личных связей и взаимоотношений с другими людьми и вещами. Они показывают степень нашей личной заинтересованности, нашего личного участия, нашей личной вовлеченности в то или иное событие. Мы переживаем ту или иную вещь именно благодаря эмоциям, они дают нам непосредственное ощущение жизни, они позволяют нам почувствовать за игрой актера или действием книжного героя реальную жизнь и пережить ее так, как будто это происходит с нами самими. Они вовлекают нас в свой поток, делая нас из отстраненных свидетелей своеобразными "участниками" событий подчас вымышленных, и мы любим или ненавидим, неосознанно следуя замыслу автора. Эмоции связывают наше маленькое "я" с тем, что окружает нас очень тесными, но невидимыми узами симпатии или антипатии. И надо признать, что исходя из этой эмоциональной оценки, сами того не осознавая, мы строим свои представления о мире, о людях, исходя из нее, мы реагируем и поступаем. Вполне понятно, что, будучи сугубо личными и зависящими от множества изменчивых условий и внешних и, особенно, внутренних, мало осознаваемых нами, такие представления и реакции часто оказываются ошибочными. И то, что нам не нравится, мы без особых раздумий называем "плохим", а то, что нравится - "хорошим".
Таким образом, эмоции являются "проводником" сознания, окрашивая и трансформируя реальность подобно кривому зеркалу в комнате смеха, в зависимости от наших предпочтений, настроений, привычек... В обыденной жизни это служит причиной многих ошибок и разочарований, многих поспешных решений и поступков. Проблема в том, что мы не отделяем вещи от их отражений в эмоциях, и в то время как судим и "анализируем" свои неопределенные личные впечатления, считаем, что анализируем объективную реальность. Естественно, вышесказанное нельзя принимать как неизменную данность для любого человека. Как показывает опыт, способность отделять свои эмоции от реальности - это вопрос внутренней зрелости человека, его жизненного опыта, его развития. В целом, можно выделить три этапа развития эмоционального сознания.
На первом этапе наше сознание воспринимает мир через изменчивую игру ощущений. В это время для человека существует лишь то, что он непосредственно ощущает, чувствует, видит, слышит, осязает... Он подобен животному или младенцу, не способному связать впечатления между собой и создать стабильный образ или картину реальности. Из огромного числа действующих внутренних и внешних факторов, он реагирует на самый сильный, тот, который вытесняет все остальные, становясь своеобразным центром неразвитого инфантильного сознания. Отдельное, индивидуальное "я", то, которое мыслит и принимает решения, на этом этапе отсутствует. Точнее сказать, нет разделения между "я" и "не-я", ребенок не отделяет себя от окружающего мира, данного ему в его ощущениях. Все поступки, реакции - не более чем следствия его ощущений и рефлексов или привычек. Наше "я" на этом этапе сливается с тем, что мы в данный момент переживаем, и именно это одно переживание составляет в данный момент весь наш мир. К сожалению, это состояние далеко не всегда заканчивается с детством, а лишь усложняется, сохраняя свою суть. Стоит вспомнить, как зачастую любая более-менее серьезная проблема становится для нас "концом света", и мы помимо ее уже ничего не воспринимаем, она - центр нашего инфантильного сознания, она - наше "я". Будь то зубная боль или нанесенная кем-то обида, "я" настолько слабо, что не в силах противостоять натиску "чувств". Переход на второй этап происходит достаточно незаметно, бессознательно, когда в ходе своего естественного развития, наше "я" становится более сильным и стабильным.
На втором этапе, когда мы уже научились элементарно отделять себя от собственных ощущений, и наша жизнь перестала быть качанием маятника между эйфорией и депрессией, эмоциональное сознание создает свой маленький мир, в центре которого стоит наше "я". Теперь эмоции выступают единственным связующим звеном между "я" и "не-я". Они отражают наше личное отношение к окружающим нас вещам, наши симпатии и антипатии. Мир, таким образом созданный, очень узок, субъективен и эгоцентричен. В нем мы путаем объективный мир и свои субьективные впечатления. Именно к этому этапу в наибольшей мере относится все то, о чем мы говорили о эмоциях в первой части статьи. На этом этапе в наибольшей мере проявляются все известные механизмы психологической защиты, как, например, вытеснение. Повинуясь заложенному в психике инстинкту, эмоциональное сознание стремится к получению максимального удовольствия в любых возможных и доступных формах. И, одновременно, пытается свести к минимуму все негативные переживания, в том числе вызванные воспоминаниями о прошлых неудачах и проблемах. Оно действует исходя из известного "принципа удовольствия", уводящего нас от реального восприятия жизни. То, что не нравится, просто не воспринимается, отрицается или очень скоро забывается. Зато свои представления и плоды своих же фантазий мы воспринимаем как нечто реальное и осязаемое. И это лишний раз говорит о том, что в нашем, все еще инфантильном сознании объективное и субъективное, внешнее и внутренне практически не разделяются. Сознание и "я" все еще находятся под властью эмоций, мы видим лишь то, что хотим видеть. Простым примером этому подчас являются наши споры, когда мы с пеной у рта доказываем друг другу то, о чем сами ничего не знаем, но просто нам кажется, что это "именно так". Или наши "розовые" иллюзии, когда мы верим, что весь мир изменится, стоит нам только захотеть.
Дальнейший путь требует уже значительных сознательных усилий. Нам необходимо попытаться понять смысл вещей и событий, с нами происходящих, добраться до их сути. Всякий раз, принимая решение, необходимо делать усилия, чтобы остановиться и рассмотреть дело со всех сторон, не ограничиваясь той оценкой, которую диктуют нам эмоции. Необходимо делать усилия, чтобы не считать себя "всегда и во всем правым". Необходимо делать сознательные усилия, чтобы научиться распознавать истинные причины наших эмоций, мыслей, представлений... В целом, необходимо самопознание.
Третий этап можно назвать этапом зрелости. "Принцип удовольствия" заменяется "принципом реальности". Человек в состоянии отделить свое "я" от своих эмоций и чувств, способен возвыситься над ними. Он также способен распознать, где объективный мир, а где его собственные ощущения, мысли, представления. На этом этапе человек подчиняет сознательному контролю свои эмоции, чувства, мысли... Эмоции становятся проводниками гораздо более глубоких состояний души человека. Направляемые в нужное русло, они являются одним из инструментов настоящего творца, способного затрагивать самые глубины сердец других людей. Это умение - наиболее ярко проявляющееся у подлинных, поистине великих поэтов, музыкантов, актеров, ораторов... - делает возможным существование искусства, как способности передавать глубокие идеи, суть и смысл вещей. Вспомним, например Иннокентия Смоктуновского в роли Гамлета. Нам трудно, наверное, это понять - как можно передавать эмоции, не будучи самому ими захваченным. Но представьте себе музыканта, который от волнения и вдохновения не может управлять своими пальцами, или певца со срывающимся от переживаний голосом. Таким образом, на этом этапе эмоции не должны более быть бесконтрольными реакциями, став лишь формой для передачи внутреннего состояния. На первый план нашей жизни, наших действий выходят помимо эмоций другие силы нашей души. Человек преодолевает хаотическое, иррациональное влияние эмоций, пробуждая способность понимать и распознавать суть вещей. Проводником нашего сознания становятся более глубокие и стабильные факторы разума, интуиции и воли.
И в завершение можно добавить, что, как показывает опыт, элементы всех трех этапов переплетаются между собой. Как бы ни был человек противоречив внутренне, тем не менее, он представляет собой достаточно целостную систему, где все взаимосвязано. Развитие сознания - это непрерывный процесс, не имеющий четких и однозначных границ. В нем участвуют множество факторов и сил, как внешних, так и внутренних, но лишь малая часть из них доступна наблюдению.
Этот путь поиска зрелости требует недюжинных сознательных усилий. Это путь самовоспитания, и в каком-то смысле он неизбежен для каждого человека. Остается открытым лишь вопрос времени и желания.
Илья Барабаш
URL ресурса: [email protected]
Практически каждая современная модель эмоционального интеллекта включает в себя навык, связанный с осознанием эмоций («эмоциональное самосознание» у Д.Гоулмана, «самоанализ» - у Р. Бар-Она, «понимание эмоций» у Дж. Майера и П. Сэловея). С одной стороны, очевидно, что такой навык необходим: если нет осознанности, то непонятно, о чем вообще может идти речь в дальнейшем, какие действия можно совершать с тем, что не осознается? Можно ли это анализировать или управлять этим? Вероятнее всего, нет. И это настолько очевидно, что зачастую многие авторы, описывающие данный феномен, вскользь упомянув о нем, быстро переходят к дальнейшему развитию темы.
Так, например, наиболее известный популяризатор этого понятия Д. Гоулман так подходит к определению этого навыка: «Эмоциональное самосознание. Лидеры с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему чутью картину в целом. Лидеры, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал» . А далее Гоулман развивает тему, переходя к таким «составляющим» эмоционального интеллекта как воля к победе, адаптивность, открытость и т.д.
Общее описание с большим количеством красивых слов, к сожалению, дает мало представления о том, как применять и нарабатывать этот навык на практике. Та же ситуация происходит с большим количеством публикаций и тренингов по теме: темы осознания касаются вскользь, после чего сразу переходят к навыкам управления эмоциями.
Которые почему-то потом не работают…
Из-за чего навыку осознания эмоций уделяется так мало внимания?
Во-первых, людям, которые хотят развивать свой эмоциональный интеллект, естественно, гораздо интереснее навык управления своими эмоциями. Осознание эмоций само по себе значительно менее интересно и привлекательно, ведь хочется же сразу управлять!
Во-вторых, про осознание эмоций достаточно сложно писать и рассказывать. Действительно, а о чем там, собственно, говорить? Особенно если мы находимся в бизнес-контексте. Собственно, в основном навык осознания своих эмоций заключается в том, чтобы быть способным в любой момент времени определить, какую эмоцию я сейчас чувствую. Это выглядит очень легко и просто… но от знания до навыка в этом случае лежит огромная пропасть.
Что это означает в случае с навыком осознания своих эмоций? С точки зрения знаний он выглядит очень простым и доступным, но на практике большинство не людей не могут определить, что они чувствуют в конкретный момент времени. Попробуйте определить прямо сейчас, что вы чувствуете… И обратите внимание, как это непросто сделать.
Причин, по которым это происходит, большое количество, и главная из них - нас никто и никогда не учил это делать. Более того, традиционно большинство людей всю сознательную жизнь приучали к тому, чтобы прятать, скрывать, контролировать, подавлять свои эмоции. А вместо этого - думать. И мы все время думаем, думаем, думаем… Сколько вам лет сейчас? И представьте, практически все это время вас отучали понимать, что вы чувствуете. Если несколько людей попросить определить, что они чувствуют, они расскажут вам про то, что они думают, скажут, что им хочется спать или есть, что они чувствуют себя «нормально»… и лишь считанные единицы произнесут слова, действительно имеющие отношение к эмоциональной лексике: «волнуюсь», «радуюсь», «немного сержусь». Если понять, сколько лет у нас ушло, чтобы научиться прямо противоположным вещам, становится немного понятнее, почему понимать свое собственное эмоциональное состояние взрослым, умным, образованным людям оказывается так невероятно сложно!
На самом деле, нам только кажется, что мы не умеем или нам сложно управлять своими эмоциями. Управлять как раз не так сложно, и каждый знает огромное количество способов, как это сделать. Проблема в том, чтобы использовать этот способ в нужный момент - а это значит, осознать эмоцию и понять, что с ней уже необходимо что-то сделать. И именно потому, что мы не умеем осознавать эмоции, мы не умеем и ими управлять. Простой пример: случалось ли вам, общаясь с достаточно раздраженным человеком, сказать нечто вроде «Ты не мог бы говорить со мной поспокойнее?» или «Что ты так злишься?». Что мы чаще всего слышим в ответ? «Да я спокоен!», «Я совершенно не злюсь!». Человек в таком состоянии не может ничего сделать со своим раздражением, потому что он просто не понимает, что оно у него есть! Ему и в голову не придет как-нибудь поуправлять своими эмоциями, потому что он искренне уверен, что он «спокоен». И только потом, пару дней спустя, может быть, он скажет: «Извини, что-то я погорячился». То есть осознает свое состояние «задним числом». А может быть, даже и пару дней спустя так и не поймет, в каком состоянии он на самом деле находился.
Допустим, нам удалось убедить вас в том, что наработка навыка осознания эмоций действительно очень важна и ей стоит уделить свое время. Дальше с вами столкнемся с еще несколькими трудностями, например, такими как недостаток слов. Вспомните прямо сейчас слова, которые обозначают эмоции. Сколько слов удалось вспомнить? Пять? Десять? Это уже хороший результат, но по-прежнему недостаточный для того, чтобы осознавать весь спектр ваших эмоциональных состояний. Следующая проблема: это внутренние запреты на те или иные эмоции. Считаете ли вы, например, что злиться на другого человека нехорошо или неправильно? Тогда вам окажется очень сложно осознать свое раздражение…
И если несмотря на все предстоящие трудности, вы все же решились нарабатывать навык осознания своих эмоций, перед нами встает следующий вопрос: как подходить к наработке этого навыка? Само слово «осознание» у многих вызывает ассоциации с йогой или восточными учениями, личностными практиками и часами глубокого погружения в себя. Где современному работающему человеку найти на это время? Да и этим практикам еще тоже надо научиться! Да так я больше вообще ничем не буду заниматься, только осознавать, что там у меня изменилось в левой пятке! Такой поток мыслей и ассоциаций часто отбивает у людей бизнеса всякую охоту заниматься осознанием эмоций… «Давайте мы сразу как-нибудь к управлению перейдем, а?.. Ну пожа-алуйста…»
Стоп-стоп-стоп! А кто говорил про практики и йогу? Мы с глубоким уважением относимся и к тому, и к другому. Людям, которые уделяют этому время, зачастую действительно проще осознавать свое эмоциональное состояние. При этом совсем не обязательно уделять этому часы. Ведь что такое навык осознания своих эмоций? В первую очередь, это просто умение ответить на вопрос: «Что я чувствую сейчас?». Помните, мы попросили вас в какой-то момент осознать, что вы сейчас чувствуете? Если вы это сделали, вспомните, сколько времени у вас это заняло? Минуту максимум, а скорее несколько секунд. С другой стороны, мы ведь часть статьи посвятили объяснению того, что сделать это совсем непросто…
Для того, чтобы нарабатывать навык осознания своих эмоций, действительно нет необходимости изучать какие-то специальные практики или технологии. Однако первое время крайне желательно, чтобы вам в этом помогал другой человек. Во-первых, он задаст вам тот самый вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь?» Сами себе этот вопрос мы чаще всего задать забываем. В крайнем случае, поставьте себе напоминалки в телефон или компьютер, чтобы хотя бы три раза в день вы вспомнили о том, что вам пора осознать, что вы чувствуете. Во-вторых, этот же человек сможет дать вам обратную связь. Например, если вы находитесь как раз в том состоянии, когда вам кажется, что вы совершенно спокойны, а ваши сотрудники уже тихо прячутся по углам… Кстати, это реальный пример из нашей практики, когда один из руководителей, проходивших у нас обучение, сказал: «Вы знаете, теперь я понял, почему я вхожу в офис вроде такой весь дружелюбный, а все мои сотрудники жмутся к стенкам…».
Ну и наконец, этот человек заставит вас продержаться минимум три недели, чтобы навык начал реально нарабатываться… потому что в противном случае велика вероятность того, что через несколько дней вам эта деятельность сильно надоест. Напоминалки начнут раздражать и все чаще в голову будет закрадываться мысль: «Ну зачем мне все это?»
Да, нарабатывать навык осознания своих эмоций - это достаточно долгий и нудный процесс. В то же время вспомните, как вы учились водить машину, играть на пианино, плавать, кататься на лыжах, выступать публично… Наработка любого навыка начинается с простых и достаточно скучных действий. Но только если вы научитесь выполнять эти действия хорошо, через какое-то время вся деятельность целиком будет получаться у вас легко и красиво. Так же происходит и с навыками эмоционального интеллекта: осознание - нелегкий процесс, но именно те, кому удалось хорошо наработать этот навык, потом легче могут управлять и своими эмоциями, и эмоциями других людей. Выбор за вами.
1. Дэниэл Гоулман, Р. Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М, Альпина Бизнес Букс, 2005. С.266—269
Почему так важно осознавать эмоции, которые нас обуревают, и в чем опасность полного слияния с собственными чувствами? Как пограничное расщепление и ненависть к объекту, вызывающему боль, уничтожает в нашем сознании все его хорошие качества и тем самым разрушает привязанность? В чем отличия западного и восточного подходов в работе с негативными переживаниями и какие ресурсы сознания нужно задействовать, чтобы научиться эмоциональной регуляции? Разбираемся вместе с практикующим врачом-психотерапевтом Максимом Пестовым.
Про феноменологию осознанности написано масса текстов, мы сегодня сделаем акценты на ее терапевтических функциях и попробуем разобраться, почему одной осознанности недостаточно для достижения ментального благополучия.
Вообще в гештальт-терапии осознавание является одним из главных механизмов усложнения психики. Для чего оно вообще нужно? Ответ очень простой – для того, чтобы иметь возможность регулировать свою эмоциональную жизнь. Есть два полюса ее протекания: когда субъект слит со своими чувствами и полностью захвачен ими, вплоть до аффективного сужения сознания и пограничного расщепления, и когда он способен эмоционально реагировать, сохраняя при этом возможность не только быть в процессе, но и наблюдать за ним. Осознавание позволяет не только участвовать в чем-то, но и видеть то, как это устроено. Осознавая, я помещаю себя в центр происходящего, а не остаюсь болтаться на периферии. Если воспользоваться метафорой, ум без осознавания подобен лошади, которая несется вскачь. Осознавание в таком смысле помогает вспомнить, что я нахожусь на лошади. После этого обнаружения мы можем ей управлять вместо того, чтобы зависеть от ее настроения.
Читайте другой материал автора:
Осознавание является отправным пунктом, с которого начинается эмоциональная регуляция. С одной стороны, оно запускает процесс, который разворачивается во времени, и за развитием которого мы можем наблюдать, а с другой - само по себе нуждается в некотором поддерживающем фундаменте.
Часто бывает так, что даже понимая необходимость осознавания, мы спохватываемся о нем далеко не сразу. Например, сокрушаемся, что, обладая нужными навыками, не имели возможности ими воспользоваться. Вот именно для этого к осознаванию необходимо присовокупить такую способность как памятование , у которой очень много коннотаций в западном подходе осмысления психической деятельности. Например, существует термин Mindfullness, который лучше переводить именно таким образом, а не считать его синонимом Awareness. Памятование позволяет в нужный момент включать осознавание. В этом значении оно соответствует концепции о наблюдающем Эго .
К ещё одной способности, необходимой для функционирования осознавания, относится развитие внимания или сосредоточенности. Важно не просто что-то там понимать, но и сохранять осознавание на протяжении достаточного количества времени. С точки зрения здравого смысла, контакт с неприятными переживаниями вызывает естественную интенцию скорейшим образом это прекратить. В восточной традиции этому желанию противопоставляется способность наблюдать эмоциональные реакции как объекты своего ума, сохраняя невовлеченность в эти процессы. В западной традиции возможность психической переработки неприятных переживаний определяется как неспецифическая сила Эго . Соответственно, внимание развивается по линиям ясности и стабильности и тем самым придает осознаванию необходимую направленность и устойчивость.
Итак, мы коротко описали «левую и правую руки» осознавания . Теперь посмотрим, что из этого вытекает. В процессуальном отношении осознавание позволяет вернуть опыту присущую ему целостность. Когда мы говорим про осознанность, то чаще всего имеем в виду обращение своего внимания к телесным компонентам эмоций. Психотерапевты иногда называют это заземлением — когда наблюдение телесных ощущений помогает снизить захваченность эмоциями. Это происходит в том числе и потому, что осознавание приводит к замедлению и тем самым увеличивает точность и снижает интенсивность переживаний. Это первый этап, обнаружение себя в точке, с которой начинается путь.
Следующий этап, который логично вытекает из предыдущего, называется символизацией или процессом придания смыслов. Очень важно иметь возможность поместить свои переживания в какой-то контекст, поскольку эмоционально сложная ситуация является частью остальной жизни. Часто аффект возникает тогда, когда переживание оказывается подвешенным в воздухе и изолированным от фоновых чувств. Например, переживание злости может быть особенно трудно переносимым, если нельзя получить доступ к другим эмоциям, которые также присутствуют в этих отношениях. Такая аффективная реакция называется пограничное расщепление , когда ненависть к «плохому» объекту уничтожает его хорошие качества и тем самым разрушает привязанность.
Читайте также:
Также следует помнить, что эмоции являются контактным феноменом, а это значит, что одного только осознавания недостаточно: важно связать эмоцию с потребностью и с объектом, который мог бы ее удовлетворить. Когда эмоции остаются «индивидуальным» процессом, с которым субъект пытается совладать самостоятельно и не «разворачивает» их в контакт, то мы наблюдаем остановку переживания. Крайним проявлением этого процесса оказывается наступление состояния психической травмы. Соответственно, задачей эмоциональной регуляции является возвращение чувствительности при психической анестезии, а не поддержка избегания контакта с отрицательными эмоциями.
Осознавание контекста позволяет совершить переход к третьему этапу эмоциональной регуляции, который мы условно назовем процессуальным мышлением . Под этим я понимаю способность наблюдать сложную эмоцию в измерениях прошлого (контекст совместной истории) и будущего (потенциал ее развития). Если этого не происходит, то переживание прерванного опыта, в которых кажется, что отношения рушатся, или жизнь разделилась на до и после, сильно способствует развитию аффекта, который затопляет сознание и находит себе выход в отреагировании. А этот способ не приводит к приращению опыта, скорее наоборот, препятствует психической переработке.
Осознание эмоций
Способы управления эмоциями и чувствами
Управление эмоциями и чувствами в первую очередь предполагает их осознание и контроль за формой проявления. В межличностном общении речь идет как о контроле за собственными переживаниями, так и о способности распознавать, верно интерпретировать и воздействовать на переживания партнеров по общению.
Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду, что:
1) некоторое состояние зафиксировано у человека настолько отчетливо, что появляется возможность управления и контроля за этим состоянием;
2) человек способен выразить это состояние в знаковой форме.
1) отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; 2) способность выразить это состояние в знаковой форме.
При этом степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он переживает нечто и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить).
Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен знание о своем состоянии выразить в словесных (вербальных) категориях («Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем»). Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, то есть:
- способность предвидеть их развитие;
- понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.
Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом, а позднее подтвержденных многочисленными экспериментальными исследованиям, заключается в том, что эмоциональные процессы осознаются не полностью и не всегда. Не осознаются, прежде всего, те процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве. Поэтому многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека. Не осознаются и ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется наиболее тесная связь. Пока чувства формируются, существует высокая степень осознания: различные черты новых товарищей или соперников замечаются и обдумываются. Но по мере того как взаимоотношения устанавливаются, осознание соответственно уменьшается, пока происходящее не начинает восприниматься как само собой разумеющееся.
Основной показатель зрелой нормальной эмоции – ее произвольный характер. Произвольность при этом понимается как возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.
Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, измененной или подавленной реакции – все это результат формирования произвольности. Эмоция приобретает произвольность не напрямую, а посредством знаково-символических операций, к которым относятся вербализация и владение предметной областью эмоций.
Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в изначально не дифференцированной массе переживаний некоторые специфические переживания, связанные, например, с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Этот процесс осуществляется при активном содействии других людей, приобретая тем самым сугубо социальный характер.
Общаясь с ребенком, мать проводит его через такие этапы, как дифференциация своих и чужих чувств, их название, установление связи с предметом, обучение формам выражения. Ребенок учится не только узнавать, например, что эмоция, которую он переживает, называется злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он злится, какие у него возникают при этом мысли и образы и т. д.
ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Вопрос о месте социальных факторов в формировании и проявлении эмоций давно и серьезно изучается психологами. Если Ч. Дарвин в своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) утверждал, что мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных, то последующие исследования показали, что идея Дарвина верна лишь отчасти. Социальные детерминанты также играют существенную роль в эмоциональном поведении людей.
К числу наиболее известных экспериментов, подтвердивших этот вывод, относятся эксперименты Лэндиса, которые проводились в 20-е годы XX в. (результаты были опубликованы в 1924 г.). Это были довольно жестокие эксперименты. Так, для того чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; или испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока и т. д. Таким образом Лэндису удавалось вызывать подлинные эмоции. На протяжении всего эксперимента испытуемых фотографировали, причем основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии с помощью фотографий измерять смещения, происходившие при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц. Вопреки ожиданиям, оказалось невозможным выявить мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: человек закрывал или широко раскрывал глаза, морщил лоб, открывал рот и т. д. Далее Лэндис провел дополнительные опыты с некоторыми испытуемыми, которым предлагалось изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (отвращение, страх и т. д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.
Таким образом, эксперименты Лэндиса указывают на необходимость различать общепринятую, конвенциональную мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное, непроизвольное проявление эмоций (По: Рейковский, 1979).
Важным моментом в осознании собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие их в данной культуре. Затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием. Например, запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении любых проявлений сексуальности, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, особенно на рубеже XIX и XX вв. Не удивительно, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью.
Другой пример отрицательно подкрепляемой эмоции – эмоция страха у мужчин. Если «настоящий мужчина» не должен бояться, то проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки.
Вопрос повышения личной эффективности всегда является актуальным. В этот раз давайте исследуем методы увеличения личной эффективности через призму эмоционального интеллекта и умение работать со своими эмоциями .
На самом деле рассуждений на эту тему и определений личной эффективности множество. При таком многообразии определений и подходов все они так или иначе основаны, во-первых, на осознании своих личных жизненных целей, создании осознанного видения своего будущего, и, во-вторых, призывают к осознанному действию в направлении реализации этих самых целей.
Вообще идея осознания и осознанного подхода в любых диалогах о личной эффективности есть и будет центральной, что и логично, и пугающе одновременно.
Возможно ли всегда и везде на 100% осознанно действовать?
Вопрос о стопроцентном осознании каждого действия останется открытым еще долгое время. Убеждена, что идеальный результат не достижим, и нет необходимости его достигать. Осознанный процесс - это процесс, который находится все время под контролем. Исходя из этой идеи, вряд ли кто стремится все время держать на контроле абсолютно все действия и процессы, например - свое дыхание, перемещение ног при ходьбе, или процесс катания на карусели. При этом ключ к личной эффективности именно в повышении осознанности не во всех, но в нужных процессах. И первая задача - это как раз определить области осознанности.
Для повышения своей личной эффективности человеку необходимо, во-первых, определиться с личными целями, затем со способами их достижения и с необходимыми ресурсами (знание, время, деньги и т.д.), и только после этого выбрать и совершить (а если цель глобальная, то совершать на протяженном отрезке времени) необходимые осознанные действия, направленные на достижение цели.
Какие сложности возникают на каждом из этих этапов, как повысить осознанность для эффективного прохождения всех этапов?
Для того чтобы получить ответ, выясним три ключевых вопроса:
- Что мешает осознанным действиям?
- Что помогает осознавать?
- И основной вопрос: что делать для развития осознанности?
Итак, по порядку.
Что может помешать процессу осознания личных целей?
Одно время ко мне на консультации приходил молодой человек, который никак не мог решить задачу, как лучше построить свой бизнес. На протяжении нескольких наших встреч он настойчиво повторял, что то мероприятие, которое он планировал и готовил для пиара своей компании, не принесет нужных результатов, что сотрудники плохо собирают информацию, отвратительно обзванивают и еще хуже верят в результат, что скорей всего они просто не хотят, чтобы мероприятие прошло успешно и бизнес развивался.
На мой вопрос, а в какой результат верит он сам, клиент удивился и тут же рассеянно ответил, что такой вопрос себе даже не задавал. Так же, как и не задавал себе вопрос, почему и для чего вообще он сейчас делает то, что делает. Не было ответа и на вопрос, не как он будет делать бизнес, а какой он будет делать бизнес!
Позже мы выяснили, что сама идея делать именно этот бизнес была вовсе не его, а скорее - некоторое ожидание ближайшего окружения, и что вообще-то сделать бизнес для мужчины - это просто «очень круто», а дальше от страха, что уже пора (время-то идет), бизнес начали выстраивать исходя из тех ресурсов, что уже были. Но сам бизнес не приносил удовольствия, не заражал энергией и где-то подспудно, как говорится, «душа стремилась к другому». И действительно, после долгих, в чем-то трудных размышлений и осознаний, удалось определить направление желаемого развития, ту область деятельности, в которой хотелось достигать успеха. На тот момент необходимые ресурсы для создания уже нового бизнеса были не в зоне ближайшего доступа, и для того, чтобы решиться на новый путь, для начала пришлось проработать страхи и сомнения по поводу возможности получения этих ресурсов. Молодой человек начал долгую и трудную работу по поиску и привлечению ресурсов: он пошел учиться, нашел и привлек партнера, сейчас набирает новую команду, теперь уже понимая, что будет им говорить, что от них требовать и во что верить - потому как четко определил результат и действительно хочет его достичь. Результат, который манит и заражает энергией, свой личный результат - он делает СВОЕ дело.
При всей поэтичности данного примера, ситуация, к сожалению, частая: из-за страха, что ничего не получится или не успеется, или из идеи «просто уже пора, надо бы» люди начинают делать «уже хоть что-нибудь», и на это «что-нибудь» иногда уходят годы и даже десятилетия.
Что помешало в данном примере осознать свою цель и осознанно выбрать ресурсы? Безусловно, некоторые внутренние установки, эмоциональное состояние (страх, неуверенность) и, как следствие, отсутствие своей цели.
Стереотипы, установки, которые влекут сильные и неосознаваемые эмоции, часто начинают руководить нашими действиями, «пряча» и «скрывая» истинные мотивы и желания, т. к. «вытаскивать» их страшно и иногда мучительно. У кого-то может возникнуть вопрос: «А что же мешает, если цель определена, проверена и осознанна?». И все равно что-то мешает - время идет, а движение в направлении цели происходит медленно и сложно.
Тогда имеет смысл анализировать действия - насколько они осознаны?
Например, популярный вопрос руководителей и собственников бизнеса, - как начать делегировать свои обязанности и полномочия? - чаще всего трудно разрешим не на уровне развития компетенции, а на эмоциональном уровне.
Чаще всего на уровне логики руководители принимают решение делегировать часть своих задач, для того чтобы высвободить время и силы для стратегически важных вопросов, для задач собственного развития, которые в конечном итоге будут влиять на развитие бизнеса и дадут большие результаты, нежели оперативное управление, внимательный контроль и т.д.
Но когда дело доходит до постановки задачи, находятся причины не доверять, сомневаться в компетентности сотрудника, по привычке делать все самому, забывая про другие свои важные задачи, цели, планы. На тренингах и консультациях часто можно услышать фразы: «некому поручить», «я ему дольше объяснять буду», «они не понимают специфики», «ну это же мое» и т. д.
На первый взгляд отказ от делегирования - это осознанное действие. При этом то, что влияет на принятие решения об этом - чаще всего неосознанные эмоции.
Когда мы говорим об осознанном действии, мы говорим о действии, которое я выбираю как средство достижения определенной цели. Принятие решения о действии, которое сейчас необходимо совершить, часто очень быстрый процесс, происходящий у нас в мозгу, и не всегда определен логикой. Иногда это импульсивное решение, продиктованное нашим организмом (защитной реакцией; «инстинктом справедливости», который не имеет логических обоснований, а является зачастую величиной субъективной). Подробнее этот механизм можно изучить в трудах нейроэкономики. И чтобы не вносить сложность в наш диалог, просто возьмем лишь вывод: часто на принятие сиюминутных решений о том, как действовать, влияют неосознанные эмоции. Именно они чаще всего и провоцируют неосознанные действия, цели которых если и определены, то не осознаваемы человеком.
Итак, основной помехой для осознания целей и осознанных действий являются возможные неосознанные стереотипы и эмоции.
Что помогает осознавать эмоции?
Мы определили: чтобы действовать осознанно и быть эффективным - важно осознавать эмоции (при постановке целей, при выборе методов достижения и при принятии решений о необходимом действии).
Итак, что помогает осознавать эмоции:
1. Признание наличия эмоций
Первое, что поможет работать над осознанием эмоций - это принятие самой идеи о том, что они есть, и о том, что они влияют на наше поведение.
С природой спорить тяжело, при этом многие пытаются утверждать, что эмоции - дело лишнее, особенно в бизнесе, а потому их лучше оставлять вне. Прежде всего это утверждение свойственно людям потому, что часто эмоции ассоциируются с чем-то неуправляемым, мешающим, сложным и т. д.
Вот задумайтесь, что в первую очередь придет на ум, если вас попросят представить эмоционального человека? Скорей всего, это прилагательные: нервный, истеричный, некомпетентный и т. д. Да, люди, активно проявляющие свои эмоции вовне (по разным причинам, чаще всего это связано с неумением управлять ими), вызывают опасения, а страх стать таким же заставляет людей вообще отказаться от мысли, что эмоции необходимо учитывать в деловой жизни.Для людей деловых, а особенно когда мы заводим речь об личной эффективности, эта идея кажется во многом сомнительной.
Однако эмоции - это неотъемлемая часть нашей жизни. Так уж устроен наш организм, что способен испытывать эмоции. Мало того, способность испытывать эмоции - это важнейшая функция организма, прежде всего отвечающая за сохранность организма. Если организм не способен, например, испытать эмоцию страха, то в опасной ситуации он скорей всего просто погибнет, т. к. для того чтобы спастись, нужен выброс адреналина в кровь, т. е. организму необходимо реагировать. Если дать простое определение, то эмоция - это реакция организма на окружающие события.
При этом, если вспомнить примеры, которые рассматривали, мы выяснили, что чаще всего осознанно действовать мешают именно неосознанные эмоции, а потому отказаться от идеи, что они есть, и никак их не учитывать, значит так и оставить эмоции в неосознанной области, т. е. отказаться от задачи повышения личной эффективности.
2. Идентификация (определение) эмоций
Для того чтобы научиться осознавать свои эмоции, необходимо научиться их определять, т. е. называть свои эмоции словами. Одним из важнейших инструментов осознания, помимо мозга (аппарата нашего мышления), является слово. Все предметы, явления, события в этом мире мы называем какими-либо словами. Когда речь заходит про эмоции, какая классификация прежде всего приходит на ум? В 95% случаев люди отвечают: положительные и отрицательные. Но для определения способа работы с эмоцией (т. е. управления) недостаточно такого бинарного деления. Нужен более широкий словарь. Поэтому для осознания эмоций имеет смысл определить некоторый словарь эмоций.
3. Наработка навыка осознания своих эмоций
Чтобы научиться осознавать свои эмоции, важно выработать привычку анализировать свое эмоциональное состояние и его влияние на действия.
Что делать для развития осознанности?
Навык осознания своих эмоций - не только один из базовых навыков эмоциональной компетентности (в понятие «эмоциональная компетентность» входят четыре навыка: умения осознавать свои эмоции и осознавать эмоции других людей; умения управлять своими эмоциями и управлять эмоциями других людей), но и первичный.
Трудно научиться управлять своими эмоциями, если я их не осознаю, и еще труднее научиться осознанно управлять эмоциями других людей, если я еще не управляю своими эмоциями. Кроме того, осознание своих эмоций - это очень трудный навык, во-первых, потому что сложно подбирать слова, во-вторых, потому что нет привычки это делать.
Когда мы работаем над развитием этого навыка на тренингах и в программах развития управленческих навыков, мы используем и рекомендуем для самостоятельной тренировки несколько приемов:
- Задавать себе вопрос «Что я сейчас чувствую?» или «Какую эмоцию я сейчас испытываю?». Ответ помогает сформировать привычку осознавать (для того, чтобы осознать, необходимо назвать слово, причем четко обозначающее название эмоции, слова «нормально», «хорошо» и т. д. не являются названиями эмоций) и анализировать эмоции;
- Для того чтобы первое время помнить, что необходимо задавать себе этот вопрос, можно завести напоминание в телефоне, чтобы несколько раз в день сигнал напоминал вам о необходимости проанализировать свои эмоции;
- Можно вести дневник наблюдений, например, вечером вспоминать события дня и эмоции, с ними связанные.
Таким образом, ряд несложных, и при этом, что очень важно, ежедневных действий, поможет вам развить навык осознания эмоций. Я уверена: начав осознавать свои эмоции и анализировать их влияние на ваши действия, вы сделаете ряд интересных открытий.