Трудовая миграция из стран СНГ в Россию: социально-экономические последствия и регулирование Гаврилов Евгений Викторович. Трудовая миграция в странах снг: формальные преграды - реальные проблемы Как переехать в Россию на ПМЖ
Неблагоприятная экономическая или политическая ситуация в стране заставляет ее жителей искать государства с благоприятными условиями проживания и большими возможностями. Термин миграция, означающий переселение, включает множество видов перемещения граждан, в том числе, не только в Россию, но и из страны.
Количество всех иностранцев, въехавших в страну, подлежит строгому учету. Согласно статистике , с января текущего года по ноябрь миграционная ситуация следующая.
Почти 16,5 миллионов иностранных граждан поставлено на миграционный учет в 2019 году, против 14,5 миллионов учтенных за 2017 год.
Виды миграции
Градация перемещения граждан из одного государства в другое осуществляется по нескольким параметрам:
- С точки зрения окончательности (безвозвратная – ПМЖ, возвратная – ВНЖ и другие виды);
- По времени пребывания (сезонная – туристическая, маятниковая – трудовая вахта и другие регулярные перемещения);
- По направлению (в страну – иммиграция, из страны – эмиграция);
- По степени принуждения (добровольная, принудительная, вынужденная).
Кстати. Миграционная ситуация все время изменяется. В настоящее время в России больше иммигрантов, чем тех, кто покинул ее для поисков лучшей жизни за пределами страны. Но специалисты, в связи с ухудшающейся экономической ситуацией, прогнозируют увеличение эмиграционной волны уже в ближайший год.
Зачем иностранцы едут в РФ
Среди основных целей мигрантов практически все касаются нормализации уровня жизни:
- Личная безопасность и безопасность семьи;
- Медицинское обслуживание в доступной форме;
- Возможность получения образования;
- Наличие работы и средств к существованию;
- Наличие жилья или возможность его приобретения;
- Доступность необходимых для качественного питания продуктов.
Кстати. Уровень развития разных стран различен. Из многих государств за всем этим мигранты едут в Россию. Многие эмигрируют за тем же из России в более успешные государства.
Сегодня прогнозируется некоторый иммиграционный спад, но это лишь в сравнении с насыщенными событиями 2013-2014 годов. По сравнению с 2017, 2016 и 2015 в нынешнем году в РФ иммигрировало большее количество человек.
Мигранты из Узбекистана
Узбекистан уже несколько лет лидирует по количеству мигрантов, отправившихся в Российскую Федерацию. В нынешнем году тенденция продолжается.
Кстати. За три квартала 2018 года из этой республики въехало в федерацию более 3,5 миллионов человек. Из них почти полтора миллиона – с рабочими целями (согласно миграционным карточкам).
Разумеется, не всем удалось найти работу: кто-то вернулся обратно, кого-то выслали из страны за нарушения, но в целом узбекские работники по численности потеснили таджикских и заняли прочные лидирующие позиции.
Мигранты из Таджикистана
Это государство на втором почетном месте по числу покинувших его и отправившихся в Россию граждан. Из 1 745 555 гостей России за три первых квартала года работать приехали почти 800 тысяч человек.
Кстати. Поток таджикских трудовых мигрантов снизился, несмотря даже на объявленную правительством России амнистию «невъездных» граждан этой страны и разрешение им пересечь границу федерации.
Мигранты из Украины
Ранее после узбеков и таджиков тройку лидеров формировали киргизские граждане. Но их начиная с 2013 года потеснила Украина, которая и сегодня находится на третьем месте по числу приехавших в Россию жителей. Правда, из более миллиона прибывших украинцев только 347 272 миграционной целью указали трудоустройство.
Распределение по российской территории
Традиционно больше всего работников стремится в Москву и область, а также в Санкт-Петербург.
Таблица. Территориальное распределение иммигрантов
Кроме центральных областей у иммигрантов популярны:
- Самарская обл.;
- Иркутская;
- Новосибирская;
- Краснодарский край;
- Ханты-Мансийск;
- Татарстан.
Незаконная иммиграция
В октябре этого года мэр Москвы, озвучивая доходы города от легальной трудовой миграции, назвал цифру 16 миллиардов рублей.
Разумеется, нелегальная миграция нежелательна государству, и оно борется с данным явлением строгими карательными мерами.
Ежегодно выписывается штрафов более чем на 7 миллионов рублей. Ужесточаются правила. Нелегалы высылаются из страны. К тому же государство может запретить возвратный въезд нелегалу в течение определенного срока и даже посадить в тюрьму, если вскрывается неоднократное или злостное нарушение миграционной политики.
В 2019 году вступил в силу ряд обновленных законов и правил, незнание которых не освобождает иностранцев от ответственности:
- Повысилась стоимость трудовых патентов (минимум – 2 023 рубля, максимум – 8354 рубля);
- Сократилась почти вдвое квота выдачи РВП;
- На 20% снизилась квота для иностранных работников;
- Стал обязательным полис ДМС;
- Регионы получили разрешение ограничивать прием мигрантов на свое усмотрение;
- Сахалин и Якутия не разрешают чужестранцам работать в охранных ведомствах, на добыче золота, в здравоохранении, образовании;
- В 39 сфер деятельности не принимает мигрантов Новосибирск;
- Повысились штрафы работодателям за несвоевременное заключение контрактов с работниками-иммигрантами.
Все эти меры направлены на легализацию труда иностранцев и их скрупулезный учет.
Эмиграция – куда едут россияне
Наряду с принятием иностранных граждан Россия ежегодно выпускает миллионы жителей, которые совершают миграцию по отношению к государству. Переселение в экономически более развитые, чем Россия, страны – неизбежный процесс.
Ему способствуют:
- Ослабление рубля;
- Увеличение показателя безработицы;
- Снижение уровня жизни в России.
Важно! В отличие от иммиграционного потока, который идет в РФ из ближнего зарубежья и состоит на 80% из неквалифицированных или имеющих низкую квалификацию работников, из России в основном уезжают специалисты средней и высшей квалификации.
Всплеск эмиграционной волны начался после долгого спада в 2013 году в связи с украинским кризисом. Также усилившийся отток эмигрантов аналитики связывают с переизбранием на очередной срок Путина и отсутствием в стране значимых экономических реформ.
Страны, в которые едут россияне:
- Канада;
- Австралия;
- Германия;
- Финляндия;
- Грузия;
- Израиль;
- Великобритания;
- Чехия;
- Норвегия;
- Испания;
- Новая Зеландия;
- Швейцария;
- Турция;
- Корея;
- Эстония.
Все эти страны отличаются стабильностью экономики и широкими возможностями для специалистов реализовать себя профессионально. Также учитывается высокий уровень жизни граждан этих государств и ее качество. Последним, хотя и немаловажным фактором является степень сложности процесса легализации в избранной для эмиграции стране.
Кстати. Если верить статистике, большинство уехавших все же предпочли проживание в странах с равным российскому экономическим уровнем – государствах СНГ.
За предыдущий год уехало из федерации 313 210 человек, 256 480 из них – в СНГ. Это:
- Казахстан;
- Армения;
- Молдова;
- Узбекистан;
- Казахстан;
- Таджикистан.
В остальные страны мира выехало всего 56 730 российских граждан.
Важно! В Российской Федерации, как ни в одной другой стране, развита внутренняя миграция. Когда из дальних округов одни люди едут в центр страны, для престижа, а другие наоборот уезжают в северные округа ради высоких заработков.
Миграционный прогноз
Сегодня наблюдается всплеск оттока граждан из страны и постепенное уменьшение притока мигрантов. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем? Существуют аналитические прогнозы ООН, основанные на статистических данных. Они говорят о том, что такая тенденция сохранится как минимум до 2050 года. Причем отток населения прогнозируется не только для России, но и для всех стран СНГ.
Миграционные процессы неизбежны. В них вовлекается все больше людей. Это не может оцениваться в терминах «хорошо» и «плохо». Каждый человек имеет право выбрать для жизни страну, которая ему нравится. Главное, сделать это легально, не нарушая государственные и миграционные законы.
Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует “опасность колонизации" российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта.
С середины 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина, Узбекистан, Таджикистан и др. (рис. 1.).
Рис. 1.
Одна из самых главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах - ее экономическая выгодность. Прежде всего - низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.
Наиболее актуальная проблема, которая возникла в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 года, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за "прозрачности" российских границ со странами СНГ и либерального иммиграционного законодательства.
Таблица 1 Сравнительные показатели миграции в регионах России на 2013 год, чел.
Численность мигрирующего населения |
Число убывших |
Миграционный прирост |
Число прибывших |
|
Северо-Западный фед. округ |
||||
Санкт-Петербург |
||||
Ленинградская обл. |
||||
Калининградская обл. |
||||
Республика Карелия |
||||
Новгородская обл. |
||||
Вологодская обл. |
||||
Псковская обл. |
||||
Архангельская обл. |
||||
Мурманская обл. |
||||
Республика Коми |
По уровню миграционного прироста Санкт-Петербург занимает первое место в Северо-Западном Федеральном округе и четвертое место в Российской Федерации после Московской области, Москвы и Краснодарского края.
В России в течение последних лет наблюдается неуклонный рост данного показателя в первую очередь за счет иммигрантов из государств-участников СНГ и сокращения числа выбывших за пределы региона. При этом соотношение миграционного прироста к числу прибывших в среднем по России (0,105), что свидетельствует об определенной интенсивности миграционных процессов.
Межпарламентской Ассамблеи СНГ рекомендательного законодательного акта «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ», в котором были предусмотрены разработка согласованных подходов, сближение национальных законодательств и обеспечение гарантий прав трудящихся-мигрантов в сфере трудовых отношений. Хотя рекомендательный акт так и не был претворен в законодательный, он обозначил более высокий стандарт документов, регулирующих трудовую миграцию, тем самым, способствуя их последующему развитию. Программа действий по развитию СНГ, утвержденная Советом глав правительств 20 июня 2000 года, предусматривала разработку Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств. Подготовка данной Конвенция продвигалась медленно, и только 14 ноября 2008 г. в Кишиневе она была подписана.
Международная миграция рабочей силы в странах снг
Государство поощряет развитие приграничной трудовой миграции, содействует укреплению экономических, научно-технических, культурно-просветительских связей и обмену рабочей силой между сопредельными территориями государств СНГ. Контроль за миграционными процессами на приграничных территориях осуществляется в соответствии с национальным законодательством и межгосударственными соглашениями.
Правовое положение трудящихся-мигрантов определяется законодательством государства трудоустройства с учетом проживания трудящихся-мигрантов на территории государства выезда. разработка и реализация государственной политики в области трудовой миграции осуществляется органами, в чьем ведении находятся данные вопросы, и структурными звеньями на местах с учетом состояния внутреннего рынка труда.
Трудовая миграция в странах снг и защита прав трудящихся-мигрантов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Творческий анализ статьи: Щербакова В. «Трудовая миграция в странах СНГ и защита прав трудящихся-мигрантов» – Общество и экономика, – 2004г. – №11-12 Выполнил: студентка II курса группы СЦ-06-1 Жукова В.Е. Проверил: Коломоиц Юрий Иванович Днепропетровск 2008г.
Данная статья посвящена именно трудовой миграции. Вся история человеческого развития связана с процессом миграции. С давних пор люди расселялись по всей земле в поисках лучшей доли.
Можно говорить даже о том, что существовали целые кочевые народы, которые являлись потенциальными мигрантами в древние времена. Также можно говорить о том, что такие страны как США, Канада, Австралия возникли благодаря миграции.
И по сей день, эти страны являются очагом привлечения мигрантов. В 2000 году почти 175 млн.
Соответствующие органы могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося мигранта в государство выезда в случаях нарушения им законодательства. Работодатель также обязан расторгнуть трудовой договор по требованию соответствующего органа в случае нарушения трудящимся-мигрантом действующего законодательства.
Соответствующие медицинские службы могут в случае необходимости удостоверить как в момент отъезда, так и по приезде состояние здоровья трудящихся-мигрантов и членов их семей. Государство трудоустройства может потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в государства выезда в случаях нарушения им законодательства государства трудоустройства.
Миграция рабочей силы в странах снг и ее основные особенности
Термин «государство трудоустройства» означает государство, в котором трудящийся-мигрант будет заниматься, занимается или занимался оплачиваемой трудовой деятельностью. Термин «члены семьи» означает лицо, состоящее в браке с трудящимся-мигрантом, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Трудовой миграцией признается: выезд граждан за границу для получения оплачиваемой работы по договору (контракту); въезд граждан другого государств для получения оплачиваемой работы на территорию государства, гражданами которого они не являются; приграничная (маятниковая) трудовая миграция трудящихся-мигрантов сопредельных территорий в целях получения оплачиваемой работы на территории другого государства с учетом проживания на территории государства выезда.
Трудовая миграция снг
Вместе с тем не следует идеализировать последствия трудовой миграции, которая имеет ряд негативных аспектов: рост теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, трансформация этнического состава населения, формирование этнических анклавов, рост межнациональной напряженности. Нежелательной тенденцией можно считать формирование обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку («этнических анклавов»).
Важно
Это затрудняет, а порой делает невозможной интеграцию мигрантов в общество. Статистические данные показывают, что в целом страны СНГ по состоянию на 2011 год представляют собой зону социального неблагополучия.Международная трудовая миграция.Проблемы.
Трудовая миграция стран снг
Некоторые профцентры одобряют меры правительств по ограничению их доступа в страну, и это особенно касается «новых мигрантов» с Востока, другие – выступают за приём мигрантов «на основе потребностей страны в рабочей силе», третьи – за возможно полную свободу их приезда и представление им максимального равноправия в области оплаты и условий труда. Исходя из современного устройства развитых стран мы понимаем, что третий вариант наименее оптимальный, так как мы знаем, что помимо предложений работодателей, готовых взять на работу мигранта, и интересов государства есть также и отношение к мигрантам местного населения. Мы понимаем, что при большом количестве иммигрантов возникнет большая конкуренция на рынке труда, а так как мигранты готовы работать за меньшую плату и в худших условиях работодателям выгоднее взять на работу именно мигрантов.
Трудовая миграция в снг тенденции и проблемы регулирования
Государства предпочли вести двусторонние переговоры или подписывать соглашения в более узких рамках Такое соглашение имеется в ЕврАзЭС и есть ряд двусторонних договоров, которые предусматривают безвизовое перемещение граждан. В государствах стали принимать миграционное законодательство, нормы которого не соответствовали ряду положений ранее заключенных соглашений по СНГ.
Но практика показывает иное. В утверждаемых правительствами государств Содружества квотах не выделяется численность для трудящихся-мигрантов из стран СНГ. Ив Казахстане, например, в общей численности иностранных трудящихся до 90% являются гражданами стран «дальнего зарубежья», Киргизии - более 70% и в Украине? 63%.
Чего ждать от миграции? Большая часть трудовых мигрантов даже в условиях кризиса предпочитает оставаться на территории России.
Трудовая миграция из стран снг в россию
Внимание
Возмещение ущерба, причиненного здоровью трудящегося-мигранта вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей, а также вследствие наступления смерти потерпевшего производится государством, законодательство которого распространялось на трудящегося-мигранта в момент получения увечья или иного повреждения здоровья. Государство трудоустройства несет ответственность за перевод причитающихся сумм за причиненный ущерб здоровью по месту постоянного жительства трудящегося-мигранта.
В случае смерти работника работодатель (наниматель) организует и несет все затраты, связанные с перевозкой тела и личных вещей умершего на территорию государства выезда. Наниматель (работодатель) информирует об этом дипломатическое или консульское учреждение государства выезда с представлением материалов по факту смерти.
Но если характеризовать ситуацию в Украине можно сказать, что иммигранты, которые приезжают на заработки в нашу страну, едут из менее развитых стран и направлены на выполнение работ вторичного рынка труда (строительство, промышленность, транспорт, сельское хозяйство). Но если даже легальные иммигранты живут и работают в трудных условиях, то, что говорить про нелегальную миграцию. Широкое использование нелегалов приводит к тому, что цивилизованного рынка труда нет. Есть «чёрный нал», уход от налогов, работодатели, сбивающие цену рабочей силы, полное бесправие в области охраны труда, отсутствие трудовых контрактов, документов, медицинских страховок. Уместно говорить о том, что нелегалы терпят угнетение не только со стороны местного населения и работодателя, но также они терпят постоянные поборы и вымогательства со стороны правоохранительных органов. Но, всё же, нелегалы терпят.
Спустя год после начала острой фазы мирового экономического кризиса «Международная кризисная группа» (MKT) решила оценить его последствия для государств Центральной Азии — Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, значительную часть ВВП которых составляют денежные переводы трудовых мигрантов. Выводы проведенного МКГ исследования гласят, что, несмотря на апокалипсические прогнозы ряда аналитиков, худшего для стран региона сценария развития событий пока удалось избежать. Однако опасность дестабилизации внутриполитической ситуации, возникшая в связи с сокращением денежных переводов трудовых мигрантов и резким ухудшением социально-экономического положения, продолжает сохраняться.
Рязанцев с.в трудовая миграция в странах снг
Более того, массовое привлечение мигрантов будет препятствовать инновационному и промышленному развитию экономики, так как наличие избыточной дешевой рабочей силы лишает предприятия стимулов к повышению производительности труда и внедрению новых технологий, консервируя тем самым технологическую отсталость. Большие сомнения вызывает и то обстоятельство, что России в ближайшем будущем вообще потребуется то количество рабочих рук, которое было занято в докризисной экономике. Прежняя модель экономического роста во многом была основана на сверхдоходах от нефтегазового экспорта, повлекших за собой разбухание потребительского рынка, и, соответственно, увеличение занятости в торговле и сфере услуг. Теперь же этот сектор естественным образом сжался. Сокращение персонала происходит и на промышленных предприятиях, во многом сохранявших старую, советскую кадровую структуру.
В международном праве базовым понятием является термин «мигрант». Понятие «мигрант» также содержится в определении Экономического суда СНГ, согласно которому оно является родовым и включает в себя все категории лиц, осуществляющих пространственные перемещения, вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов в рамках СНГ также содержит понятие «мигрант», однако касается лишь одной из категорий, а именно трудящихся-мигрантов, временно выезжающих из государства постоянного места жительства для устройства на работу.
Российская Федерация приложила много усилий для формирования договорно-правовой базы в рамках государств - участников СНГ (как на многосторонней, так и на двусторонней основе). Исходя из определяющего значения института гражданства в регулировании прав и свобод человека и гражданина Российская Федерация заключила с большинством государств Содружества договоры о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих в соответствующих странах. Это - двусторонние договоры с Арменией (1997 г.), Казахстаном (1995 г.), о равных правах граждан с Беларусью (1998 г.) либо многосторонние как, например, с республиками Беларусь, Казахстан, Киргизия (1998 г.). Подписаны такие важные договоры, как: Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (1993 г.); Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.); Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (1993 г.); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.). Однако для ряда государств указанные документы до последнего времени не вступили в силу, поскольку не были ими ратифицированы.
До выхода 5 декабря 2000 года из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников (Бишкек, 1992 г.) Россия заключила со всеми странами СНГ многосторонние и двусторонние соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан. Ограничения на передвижение введены только с Грузией и Туркменистаном.
В целом в рамках СНГ на двусторонней основе заключено более 100 соглашений, регулирующих сотрудничество в сфере социально-трудовых отношений, культуры, науки, образования, миграции и т.д.
Однако обширная нормативно-правовая база, созданная в рамках Содружества, к сожалению, остается сугубо декларативной. Практически все новые независимые государства являются участниками пактов о правах человека, Международной конвенции о ликвидации всех видов расовой дискриминации и других международных соглашений, возлагающих на них существенные юридические обязательства. Значительная часть этих государств признала обязательную силу решений Европейского суда по правам человека. Однако большинство государств - участников СНГ уклоняется от ратификации соглашений, принятых в рамках Содружества (например, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, принятой в 1995 году, а также Конвенции СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, принятой в 1994 году). До сих пор не начала работу Комиссия по правам человека СНГ, Положение о которой было утверждено решением Совета глав государств Содружества еще в 1993 году. В целях содействия в решении проблем вынужденной миграции и формирования единого для государств СНГ правового поля главами государств - участников СНГ в 1993 году было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашение стало основой для унифицированного определения статуса беженца и вынужденного переселенца на территории стран Содружества. Однако в силу ряда причин, в первую очередь экономического характера, данное соглашение так и не было реализовано в полном объеме.
Сегодня перед странами СНГ остро стоит необходимость совершенствования и гармонизации их законодательства в области миграции. Основное внимание при этом уделяется двум направлениям сотрудничества: совместным действиям по борьбе с незаконной миграцией и созданию условия для свободного перемещения рабочей силы.
Важным направлением сотрудничества государств - участников СНГ является сотрудничество по вопросам борьбы с незаконной миграцией. В качестве противодействия незаконной миграции во всех государствах СНГ принимаются соответствующие нормативные правовые акты; принят ряд двусторонних и многосторонних договоров, регулирующих вопросы сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией.
Сложность здесь состоит в несогласованности национальных законодательств стран Содружества, регулирующих вопросы въезда, выезда и пребывания с этих странах иностранных граждан и лиц без гражданства. В этой связи вопросам сближения иммиграционного законодательства стран СНГ уделяется повышенное внимание. Одним из первых базовых актов в области совместного противодействия незаконной миграции явилось Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г. Соглашением предусматривается осуществление иммиграционного контроля, учет иностранных граждан, незаконно прибывающих на территорию сторон и т.д. Действенность данного Соглашения существенно снижается неприсоединением к нему Грузии, Туркменистана и Узбекистана.
В рамках СНГ уделяется большое внимание проблеме создания условий для свободного перемещения рабочей силы. В частности, такие меры были предусмотрены Программой действий по развитию СНГ на период до 2005 г. (принятой в Москве 20 июня 2000 г., с изменениями от 16 марта 2001 г.), включая разработку Конвенции государств - участников СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов; модельного Трудового кодекса; Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы.
Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), заключенное 19 сентября 2003 года (Ялта), также в качестве одного из основных принципов функционирования ЕЭС отмечает свободное движение рабочей силы. Под этим понимается обеспечение беспрепятственного перемещения граждан государств-участников в рамках ЕЭП и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран.
В СНГ зафиксированы разные миграционные модели: а) в основном отдающие (Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Молдавия, Армения); б) в основном принимающие (Россия, Казахстан, Украина, Белоруссия);
в) транзитные (почти все государства СНГ). Движение населения в социально-географических и социокультурных параметрах СНГ приобретает признаки МС. Можно выделить факторы, в настоящее время усиливающие неравновесность и дополняемость и ведущие к формированию МС и системной миграционной политики:
Взаимная заинтересованность государств СНГ. Существует постоянный спрос на труд мигрантов из социумов, обладающих «отдающим» потенциалом. Происходит систематический обмен: а) рабочей силы различной квалификации - на развитие и стабилизацию экономик и социальных систем;
б) приема переселенцев - на оптимизацию демографического состава обществ;
в) притока туристов - на репрезентацию территориальных и культурных особенностей. Взаимные выгоды возможны и для принимающих государств, и для государств исхода, и мигрантов, что было отмечено на Всемирном конгрессе по народонаселению и развитию в Каире в1994 г. Так, неравновесность и дополняемость обществ в СНГ позволили смягчить последствия процессов 1980-1990-х гг.
Влияние исторических связей. Международное движение населения быстрее приобретает системный характер при наличии исторически сложившихся связей народов. Миграция из Европы в США опиралась на устойчивость, интенсивность связей в англосаксонской колониальной системе. МС в СНГ (с Россией в качестве «ядра») формировалась благодаря бывшим структурам СССР (единые рынок труда, гражданство, система образования, язык).
В настоящее время в связи с глобализацией всех процессов, в том числе и миграционных - созданием безвизовых зон, увеличением масштабов нелегальной миграции, ростом международного трудового обмена, миграционная политика государств должна становиться одним из главных направлений государственной политики России. Так же и правовое регулирование отношений в области миграции должно адекватно отвечать на вызовы современности. Безусловно, миграционная политика России должна проводиться в комплексе интеграции с политикой других стран СНГ.
Впервые Россия столкнулась с проблемами массовой миграции после распада СССР. В начале 1990-х гг. миграционные потоки формировались в противоположных направлениях: российские граждане покидали страну, а из ближнего зарубежья прибывали жители стран СНГ и Балтии, среди которых были лица, имеющие статус гражданина Советского Союза, а также те, кто гражданства вовсе не имел. По данным МВД с 1991 г. в Россию прибыло около 7 млн мигрантов и вынужденных переселенцев, т.е. тех, кто получил разрешение на въезд на постоянное место жительства. Причинами активизации миграционных потоков явились, во-первых, преследования русскоязычного населения в странах исхода, а во-вторых, более привлекательные экономические условия в РФ.
Современные тенденции формирования миграционных потоков в РФ приведены на рис. 3.7.
Численность мигрантов из СНГ сократилась за указанный пе-РИод в 3 раза, сегодня основные миграционные потоки формируют граждане Казахстана, Узбекистана и Украины. К 2007 г. численность выбытий сократилась в 4 раза по сравнению с 1997 г. Тем не менее отмеченный к началу 2008 г. миграционный прирост в 240 тыс. чел. позволил отчасти компенсировать естественную убыль населения, составившую 470 тыс. чел.
Следует заметить, что приведенные данные характеризуют т °лько официально регистрируемую миграцию. Основной комп-
700 000 600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 |
Прибывшие в Рф из стран СНГ
Выбывшие из Рф в страны СНГ
1997 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Рис. 3.7. Динамика миграционных процессов внутри СНГ
леке проблем межгосударственного регулирования перемещений обусловлен нелегальной миграцией из стран СНГ в РФ, которая по оценкам экспертов составляет от 1 до 4 млн человек в год. Отсутствие опыта регулирования массовых миграционных процессов, ограниченность законодательных норм, неразвитость государственных институтов, отвечающих за разработку и реализацию механизмов управления миграцией населения, привели к тому, что в нашу страну беспрепятственно устремился поток иммигрантов. Этому способствовало существование безвизового режима въезда и выезда, отсутствие межправительственных соглашений в области миграции населения, «прозрачность» границ РФ.
Нелегальная миграция, по сути, является крайне противоречивым явлением. С одной стороны, в ней заинтересованы работодатели, получающие выгоду от нелегального использования рабочей силы, - не нужно платить налоги, делать взносы в фонд социального страхования, заботиться о безопасности труда работников-мигрантов и т.д. Сами работники часто соглашаются на любые условия труда, поскольку в своей стране не имеют возможности трудоустроиться вообще, и, кроме того, заработки в РФ, даже при том условии, что мигрант будет получать меньше, чем коренной житель, выше, чем на родине. Активное развитие строительства, сферы коммунальных и бытовых услуг, других отраслей малого бизнеса в последние годы в значительной сте-
пени обеспечивалось за счет привлечения нелегальных мигрантов, что позволило предпринимателям покрыть потребность в трудовых ресурсах. С другой стороны, распространение нелегальной миграции породило целый комплекс проблем, требующих скорейшего разрешения. Во-первых, уклонение от налоговых выплат приводит к сокращению поступлений в федеральный и региональные бюджеты. Во-вторых, формирование теневого рынка труда приводит к развитию дисбаланса на региональном рынке труда, в частности, установление ставок заработной платы происходит в искаженном виде, деформируется конъюнктура рынка труда как следствие избыточного спроса на дешевую рабочую силу, усиливается конкуренция между наемными работниками - гражданами страны и работниками - нелегальными мигрантами. В-третьих, это целый комплекс социальных проблем: отсутствие доступа к системе здравоохранения и социального обеспечения для нелегальных мигрантов, условия их занятости (оплата, организация труда и отдыха, бытовые условия, социальные гарантии) не регулируются законодательством; рост коррупции среди должностных лиц; нелегальные мигранты нередко бывают вовлечены в криминальную деятельность и др.
Необходимость неотложного решения проблем нелегальной миграции обусловлена интересами социально-экономического развития РФ, нарастанием напряженности в обществе, распространением ненависти и нетерпимости по отношению к мигрантам со стороны коренного населения, утратой доверия к государственным институтам власти.
Государственная миграционная политика
Миграционную политику определяет Правительство РФ, а за ее реализацию отвечает Федеральная миграционная служба (ФМС), находящаяся в структуре Министерства внутренних дел с 2002 г.
Формирование миграционной политики Российской Федерации началось в 1990-е гг. В этот период были приняты законы, Регулирующие миграционные процессы, сформированы соответствующие ведомства. Отличительной особенностью проводимой в то время миграционной политики была ее направленность на Применение ограничительных мер: порядок регистрации иммигрантов, получения вида на жительство и разрешения на работу, Условия выдворения иммигранта из страны.
В последние годы главной целью миграционной политики была борьба с нелегальной миграцией: начала действовать систе-
ма квот на трудоустройство иммигрантов, рассчитываемых исходя из потребностей региональных рынков труда; были приняты законы, усиливающие ответственность работодателей за использование труда нелегальных мигрантов; принят закон «О правовом положении иностранных граждан», устанавливающий порядок легализации мигрантов.
Основы миграционной политики устанавливаются Конституцией РФ и Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Содержание и меры реализации миграционной политики раскрываются в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г., № 256-р), Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
Углубление демографического кризиса, создающего препятствия на пути экономического развития России, обусловило необходимость разработки целостной концепции миграционной политики РФ, определяющей механизмы рационального размещения населения на территории страны, а также привлечения и использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов.
В последние годы привлекли особое внимание проблемы внешней миграции, так как только иммиграция дает возможность быстрой стабилизации численности трудовых ресурсов. Количество въехавших в Россию на постоянное место Жительства превышает численность выехавших за ее пределы, однако миграционный прирост не компенсирует естественную убыль населения, превысившую 8 млн чел. По различным оценкам для поддержания численности населения на необходимом уровне требуется от 700 тыс. до 1 млн иммигрантов в год. Однако, как было показано ранее, значительный приток мигрантов сопровождается развитием проблем на рынке труда, в сфере занятости населения, нарастанием социальной напряженности. В то же время необходима разработка инструментов и механизмов стимулирования внутренней миграции. Поэтому в Концепции демографического развития Российской Федерации выделены следующие направления регулирования миграционных процессов:
Создание действенного механизма миграционного замеще
ния естественной убыли населения РФ;
Повышение эффективности миграционных потоков путем
достижения соответствия их объемов, направлений и со-
става перспективам социально-экономического развития РФ;
Обеспечение интеграции мигрантов в российский социум
и формирование толерантности к мигрантам.
В области миграции и переселения определены следующие приоритеты и направления:
Привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан госу
дарств-участников СНГ, на основе проведения селективной
миграционной политики;
Создание условий для сокращения эмиграционного оттока,
ведущего к сокращению научно-технического, интеллекту
ального и творческого потенциала населения Российской
Федерации;
Обеспечение легализации миграции в Российскую Федера
цию путем применения соответствующих правовых, орга
низационных, финансовых и прочих механизмов;
Создание системы эффективной защиты законодательно за
крепленных прав вынужденных мигрантов на территории
Российской Федерации.
Для решения этих задач предполагается разработка:
Механизмов привлечения иммигрантов, находящихся в ре
продуктивном возрасте, имеющих высокий квалификацион
ный уровень в профессиях, представляющих приоритетный
интерес для социально-экономического развития России;
Системы приоритетной поддержки в России высококвали
фицированных специалистов ведущих отраслей, а также
более полное использование потенциала учебной иммигра
ции для восполнения потерь, вызванных оттоком молодых
специалистов в развитые страны;
Активной региональной экономической политики, направ
ленной на сохранение численности населения в важных
в геополитическом отношении регионах РФ, что позволит
расширить привлечение рабочей силы из других районов
страны на временной, ротационной основе;
Подходов к обеспечению возможностей возвращения в Рос
сийскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за гра-
1 Во многих зарубежных странах, таких как Австралия, США, Канада, Финляндия и др., действует система балльной оценки трудовых мигрантов, Проводимой по критериям возраста, образования, квалификации, стажа работы по специальности, знания языка. Важная роль отводится также бизнес- и Ммиграции для владельцев бизнеса и инвесторов.
ницу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь, высококвалифицированных специалистов и предпринимателей, включая предоставление им условий безопасности, жилья, места работы и пр.;
Мер, направленных на повышение территориальной мо
бильности рабочей силы, а также механизмов поддержа
ния жизнедеятельности и экономического развития особо
кризисных регионов и районов Крайнего Севера;
Действенных экономических стимулов для переселенцев,
включая регионально-дифференцированные меры, направ
ленные на перераспределение иммиграционных потоков в
регионы, испытывающие наиболее острую нехватку насе
ления и трудовых ресурсов.
Очевидно, что миграционная политика должна быть согласована с другими направлениями политики государства, в особенности с социальной политикой, политикой в области занятости и трудовых отношений, политикой в сфере общественной безопасности, а также внешней политикой государства.