Тренинговые занятия для школьников. Игры-тренинги для самореализации младших школьников
Занятие 1.
1. Знакомство. Упражнение “Покажи свое имя”. Дети по очереди называют свое имя и сопровождают его придуманным движением.
2. Игра “Волшебные шарики”.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и просит согреть его, покатать, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открыть глаза. Посмотреть на шарик и рассказать о чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.
3. Игра “Добрые привидения”
Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев.
Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук “у”.
4. Рисуем настроение.
Цель: выразить свое настроение в рисунке.
При обсуждении рисунков предложить детям отгадать, где какое настроение.
Занятие 2.
1. Упражнение - гештальт
“Я – травинка” - предложить детям представить себя травинкой на ветру. Учить выражать свои чувства.
2. Игра: “Поссорились два петушка”
Под веселую музыку дети двигаются по типу “броуновского движения” и слегка толкаются плечами.
3. Игра: “Сороконожка”
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Несколько детей (5-8 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего “Сороконожка” начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача – не разорвать единую “цепь”, сохранить “Сороконожку” в целости.
4. Совместные настольные игры.
Цель: развивать внимание, способность к сосредоточению, умение взаимодействовать без конфликтов.
Занятие 3.
1. Игра: “Дракон кусает свой хвост”.
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Под веселую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – “голова дракона”, последний – “хвост дракона”. “Голова дракона” пытается поймать “хвост”, а тот уворачивается от нее.
2. Игра: “Мой хороший попугай”
Цель: развитие чувства элепотии, умение работать в группе.
Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости прилетел попугай, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы попугаю понравилось в гостях, и он захотел прилететь к ним снова.
Ведущий предлагает детям игрушку – попугая и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково.
3. Игра: “Кляксы”
Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.
Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть “кляксу” на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы “клякса” отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная “клякса”.
4. Релаксация “На облаке”
Занятие 4.
1. Игра: “Котик”
Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе.
Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:
- Нежится на солнышке,
- Потягивается,
- Умывается,
- Царапает лапками с коготками коврик.
Используется спокойная музыка.
2. Игра: “Брыкание”.
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. На каждый удар ногой ребенок говорит “нет”, увеличивая интенсивность удара.
3. Упражнение: “Возьми себя в руки”.
Цель: научит сдерживать себя.
Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т.е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.
4. Лепим сказку.
Цель: снятие агрессии косвенным образом, развитие и закрепление навыков.
Занятие 5.
1. Игра: “Липучка”.
Цель: снятие мышечного напряжения, сплочение детской группы.
Все дети двигаются, бегают по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: “Я липучка-приставучка. Я хочу тебя поймать”. Каждого пойманного ребенка “Липучки” берут за руку, присоединяя его к своей компании.
Когда все дети станут липучками, они под спокойную музыку танцуют в кругу.
2. Упражнение “Кулачок”.
Цель: осознание эффективных форм поведения, смещение агрессии и мышечная релаксация.
Дать ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку и попросить его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабиться, и на ладошке будет красивая игрушка.
3. Игра: “Разыгрывание ситуаций”.
Цель: освоение эффективных способов поведения и использование их в реальной жизни.
Примеры ситуаций:
Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.
Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка. Пожалей его.
4. Игра: “Комплименты”.
Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми.
Игра начинается со слов: “Мне нравится в тебе…” Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплименты всем остальным. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они в себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.
Ведущий благодарит детей за работу в группе.
Тренинг «уверенность в себе»
для младших школьников
3-4 (-ых) классов.
Подготовила:
Психолог СШ № 26
Л.В. Важничая
Актобе 2014
Цель тренинга:
Задачи:
Сплотить коллектив
Состав участников: 8 человек
Режим работы: 35-40 минут
План проведения:
упражнение «Шар».
Упражнение «проговаривание правил»
упражнение «Имя + на первую букву имени качество ».
упражнение « Узнай новое»;
упражнение «Колобок»;
упражнение «Дыхательная гимнастика»;
упражнение « Ода о себе»;
упражнение «Обратная связь».
упражнение «Благодарю…».
Упражнение «выставка достижений»
Вводная часть:
Ритуал приветствия:
Основная часть:
Заключительная часть:
Ритуал прощания:
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть
Все рассаживаются на места по кругу.
– Здравствуйте! Мы сегодня проведем тренинговое занятие,которое поможет вам быть уверенными в себе.
Цель нашего тренинга – узнать самого себя, улучшить отношение к окружающим, научиться любить себя!
1. Упражнение «Шар» (2 мин)
Цель: включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы. Материалы: воздушный шарик.
Инструкция: Все участники стоят в кругу.
Психолог:
«Сегодня наше занятие мы с вами начнем с игры с воздушным шариком. Предлагаю начать (ведущий держит в руках воздушный шар.)
– Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя.
Итак, начали…
Психолог: Не много расслабились… продолжим наше занятие
2. Проговаривание правил (3 минуты)
Психолог:
- Давайте мы с вами придумаем правила работы в группе
Не выкрикивать с места!
Уметь выслушать!
Не перебивать друг друга!
Быть активным!
Внимательно слушать учителя!
Не отвлекаться!
Быть вежливым!
3. «Знакомство» (3-5 мин)
Психолог:
«Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся.
Для этого я буду передавать вам мячик, а вы будите называть себя. Назовите свое имя + черту своего характера начинающуюся на первую букву вашего имени.
Например: Людмила-Ласковая
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«Узнай новое» (5-7 мин)
А) Скажите как вы представляете уверенного в себе человека?
«я думаю ….»
« мне кажется…»
Обсуждение…
Б) «Закончи предложение…»
- Что мешает быть уверенным?
Обсуждение….
2 . Упражнение «Вхождение в роль» (5-7 мин)
ПСИХОЛОГ: Предлагаю обыграть небольшой отрывок русской народной сказки «Колобок», переделав ее так, чтобы Колобок у вас в первой группе был неуверенным; у второй - уверенным.
Вопросы для обсуждения.
Что чувствуют другие герои сказки, встречая «разных Колобков» - с разным типом поведения?
- какого Колобка (уверенного, неуверенного,) может быстро «съесть» Лиса?
Какой покажется ей особенно «невкусным»?
А какой может смело продолжить свой путь дальше?
Психолог говорит, ребята шаг к уверенности - это всегда маленький шаг к успеху!
Упражнение «дыхательная гимнастика»
(Здоровье сберегающая технология)
ПСИХОЛОГ:
А вы знаете, что в древних китайских трактатах о здоровье говорилось, что каждый звук имеет значение. Звук «ч» снимает тревогу, переживания. Звук «я» стимулирует работу всего организма.
Вдох через нос и на выдохе произносим звуки «ч» и «я». Упражнение повторяем несколько раз.
Теперь вы стали увереннее! Поверили в успех!
III ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
1.Упражнение «Ода о себе» (3 мин)
Цель: поднятие самооценки и уверенности в себе
ПСИХОЛОГ:
Посмотрите на себя в зеркало. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.
2. Завершение.
Упражнение «обратная связь» (5 мин)
Цель: эмоциональная рефлексия. Подведение итогов тренинга.
Время: (3-5 минут)
Материалы: Не требуются.
ПСИХОЛОГ:
«Наше занятие подходят к концу. Подведем итоги. Каждый из вас может выразить свои чувства, чего он достиг во время нашей совместной работы, что он понял и что он может с этим сделать.
Анализ по вопросам ко всему тренингу (5 мин)
Изменилось ли ваше представление о себе?
Что нового вы узнали о себе?
Какие выводы вы сделали для себя?
Упражнение «Выставка достижений»
Группа делится на команды по 4 человека. Каждая команда – это фирма, производящая ценные человеческие качества.
Командам даётся время обсудить, какие качества производит их фирма. После этого вы решаете, какое из ценных качеств можно представить на выставке достижений. Затем каждая команда оформляет важное качество. Каждая команда рассказывает, какие качества она представляет в своем павильоне
«Доброта спокойствие злость общительность застенчивость умный»
Рефлексия. Проводится обсуждение результатов выставки.
Спасибо за активное участие в занятии.
До свидания! До новых встреч!
Не выкрикивать с места!
Уметь выслушать!
Не перебивать друг друга!
Быть активным!
Внимательно слушать учителя!
Не отвлекаться!
Быть вежливым!
Обращаться к друг другу по имени!
Психологический анализ тренинга:
Тема: «Уверенность в себе»
Участники:
Мусаева Александра
Якубович Руслан
Винс Екатерина
Кожахметова Аружан
Никофорьян Анатолии
Леух Любовь
Самсенова Аяна
Садыков Тамерлан
Цель занятия: Обучение навыкам уверенного поведения, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи.
Задачи:
Жить радостно и ярко воплощать в жизнь свои мечты.
Способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств
Сплотить коллектив
Снять напряжение и чувство тревоги
При проведении тестирования учитывались возрастные особенности и интересы каждого ребёнка, выслушивались предложения детей. При подготовке и во время проведения тренинга учащиеся осуществляли активную деятельность и принимали непосредственное участие. Проведённое занятие способствовало развитию познавательных интересов учащихся, носило характер общественной направленности, игровые формы использовались эффективно. На занятии дети учились находить в себе черты уверенности и уверенного поведения в ситуациях, преодалевать застенчивость.
При проведении занятия учитывались межличностные отношения в классе, для повышения уровня организационного, психологического единства были проведены групповые занятия. Отношения между ребятами были доверительно-дружеские. Настроение во время занятия было радостно-приподнятое.
В целом занятие прошло успешно, удалось снять некоторые барьеры неуверенности. Ребята внимательно выслушивали мнения друг друга, высказывались сами. Вели себя более уверенно.
Цель тренинга была достигнута. В процессе тренинга была снижена неуверенность и застенчивость как в группе, так и у каждого участника в отдельности. Отзывы о тренинге были положительными.
Социально-психологический тренинг: "Я и МЫ"
Описание работы: данная программа будет полезна в первую очередь педагогам-психологам при работе с детьми среднего и старшего школьного возраста (с 4 по 11 класс). Группы формируются на основании принципа гомогенности (дети близкого возраста с близкими запросами). Цель тренинга: формирование навыков межличностного общения, самопознания. Данный тренинг регулярно проводился мной на предыдущем месте работы и показал хорошие результаты, по отзывам детей в нем участвовавших и их педагогов.Цель:
школьников преодолевать психологические барьеры, вызванные недостатком социального опыта, владеть своим эмоциональным состоянием, а также сформировать у них уверенность в себе и своих силах.
Ведущим типом деятельности, по классификации Д.Б. Эльконина, в юношеском возрасте является общение и становление межличностных отношений. Поэтому очень актуальным, на данном этапе развития, для наиболее полной и глубокой реализации жизненного потенциала и гармоничного развития личности является овладение навыками эффективного социального взаимодействия.
Структура тренинга:
Тренинг состоит из пяти занятий в основу организации, которых положены представлениях о механизме групповой динамики.
Каждое из занятий тренинга имеет следующую структуру:
1. Игры и упражнения на сплочение группы: направлены на снятие психологических защитных механизмов и поддержание групповой динамики.
2. Упражнения, направленные на расширение социального опыта.
3. Рефлексия своего состояния и приобретенного опыта.
4. Упражнения, направленные на расширение представлений о себе и организацию обратной связи.
Организация тренинга: данный тренинг рассчитан на 2 занятия включающие по 3 блока продолжительностью по 2 – 2,5 часа каждое (в зависимости от особенностей группы). Занятия должны проводиться в отдельном, теплом помещении, желательно имеющем звукоизоляцию и запирающимся изнутри. Так же желательно, чтобы в данном помещении имелись удобные кресла и свободное пространство для перемещений, что способствовало бы повышению эффективности проведения занятий.
Количественные и качественные характеристики группы: тренинг рассчитан на подростков и юношей в возрасте от 15 лет и старше, желающих расширить свой социальный опыт, обрести чувство уверенности в себе, научиться чувствовать и понимать окружающих.
Оптимальной является группа из 6 – 12 человек. Снижение количества участников тренинга меньше оптимального ведет к замедлению групповой динамики по причине качественного снижения активизирующего опыта в обсуждениях. Увеличение числа членов группы больше оптимального, делает группу неустойчивой из-за снижения возможности контроля, за групповыми процессами со стороны тренера.
Первое занятие «Знакомство и самопрезентация»
Первая частьЗадачи: 1. формирование сплочения группы;
2. выработка групповых правил;
3. мотивирование участников тренинга на работу.
Упражнение 1. «Назови свое имя +визитка»
Цель: знакомство участников тренинга.
«Мы начинаем наше занятие с традиционной процедуры знакомства. Сейчас каждый из вас оформит свою визитку, в ней он укажет свое имя».
Назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени, по кругу.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что тебе больше всего нравится в себе?»
«Трудно ли было находить в себе хорошее качество?»
«Что ты чувствовал, когда называли твое качество другие?».
Упражнение 2. «Мои цели»
Цель: выявить ожидания от тренинга у участников группы, сформировать осознанное отношение к занятиям.
Материал: ватман, маркер, листья (зеленые и красные)
Ведущий рассказывает о целях и задачах тренинга.
Участникам раздаются листки из цветной бумаги (зеленого цвета) на которых предлагается написать то, что они хотят получить от занятий. Затем листья с помощью скотча приклеиваются на заранее приготовленный ватман с изображением дерева.
Каждый из участников называет свои ожидания и приклеивает листочек к ватману. Предполагается ответить на следующие вопросы: "Что я хочу получить от тренинга?"; "Что я готов для этого сделать?". "Как мне группа может помочь в этом?".
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Для чего необходимо конкретизировать цели и ожидания от тренинга?»
«Трудно ли было охарактеризовать свои ожидания от тренинга?»
«Какой полезный опыт я извлек из этого упражнения?»
Упражнение 3. «Снежный ком»
Цель: Знакомство
Первый участник называет свое имя и увлечение, следующий повторяет все, что сказал первый и добавляет свое имя и увлечение, третий повторяет все, что было до него сказано и добавляет свое и так до тех пор пока все участники не назовут свои имена и увлечения.
Упражнение 4. «Правила жизни в группе»
Цель: формировать правила взаимодействия в группе на основании личного опыта участников.
I. Ведущий читает вопросы. Участники думают: могли бы они ответить на эти вопросы в группе?
Вопросы:
Что мне в себе не нравиться?
Что нужно сделать, чтобы у меня появилось много друзей?
Что такое счастье и счастлив ли я?
Хороший ли я человек или неочень?
II. Группа разбивается на микрогруппы по следующей шкале безопастности:
Я бы не хотел отвечать на вопросы в группе Я мог бы ответить на некоторые вопросы Я бы мог ответить на все вопросы в группе
Может получиться 2 или 3 группы (5 минут).
III. Ведущий предлагает обсудить в группах и записать на листке ответы на следующие вопросы:
Что делают или говорят вокруг тебя люди, что мешает тебе говорить о своих переживаниях;
Что делают вокруг тебя люди, что помогает тебе говорить о своих переживаниях?
IY. По одному участнику из группы зачитывают ответы, можно записать их на доске (15 минут).
V. Ведущий предлагает создать некоторые общие правила, выполнение которых дало бы возможность свободно общаться, разговаривать о своих чувствах (10 минут).
Предлагаемые правила:
Искренность (говори искренни или молчи);
Конфиденциальность (не рассказывать об опыте других участников группы);
Не оценивать участников;
Поддержка от группы и др.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что тебе лично мешает откровенно говорить или открыто делать что-то в группе?»
«Нужны ли тебе правила группы?»
«Какое правило ты считаешь самым справедливым?»
«Какое правило ты ввел бы дополнительно?»
Упражнение 5. «Поделись радостью»
Цель: научиться устанавливать контакт
Нужно подойти к максимально большему количеству людей со словами «раздели мою радость со мной» и установить контакт на 4 уровнях:
Эмоциональном
Глаз
Прикосновения
Вербальном
ОБСУЖДЕНИЕ:
«что больше понравилось, когда подходишь ты или подходят к тебе? »
«Какие встретились сложности»
«Что получилось лучше всего»
Упражнение 6. «Корреспондент»
Цель: знакомство и сплочение группы
Игра проводится в два этапа: на первом этапе ("интервью") участники делятся на пары и в течение трех минут беседуют на тему "мои интересы и увлечения". После того, как время первого этапа истечет, начинается второй этап ("заметка"). Один из участника пары должен как можно лучше и интереснее представить второго игрока группе.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что было сложнее сделать выяснить какие-либо сведения о человеке или рассказать о нем группе?»
«Что вызвало большее волнение: когда рассказывали о вас или вы рассказывали о ком-то?»
«Какой полезный опыт можно извлечь из этого упражнения?»
Упражнение 7. «Огонек» (с комплиментами)
Материал: коробка спичек
Группа, включая тренера, усаживается в тесный круг. Тренер зажигает спичку и передает ее по кругу. Тот, у кого в руках спичка погаснет, делает себе комплимент. Далее зажигает спичку и передает следующим участникам. Затем задача усложняется: у кого погаснет спичка – тому участники тренинга говорят три комплимента.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что чувствовали?»
«Что было приятнее говорить или получать комплименты?»
Упражнение 8 «Никто не знает»
Цель: формирование навыка самопрезентации
Ведущий: «Сейчас мы будем по очереди завершать фразу: «Все знают что я…»
Второй круг: «Никто из вас не знает что я…» (что у меня…)
Третий круг: «На самом деле я…»
ОБСУЖДЕНИЕ:
- "Легко ли было рассказывать о своих секретах?"
Упражнение 9 «Подарок»
Цель: сплочение группы.
Ведущий: « Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его соседу справа.
ОБСУЖДЕНИЕ:
- "Сложно ли было понимать другого без слов?";
- "Что помогало \ мешало понять другого?"
- "Что полезного можно извлечь из этого упражнения?"
Упражнение 10 «Обратная связь по блоку»
Вторая часть
Цель: продолжить знакомство, отработать и закрепить достигнутые на вводном занятии навыки и состояния.
Упражнение 1 «Пожелание»
Цель: Выявить настрой участников на занятие; разогрев группы.
Материал: мяч
Ведущий: «Давайте начнем нашу работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодняшний день».
Упражнение 2 «Сказка на новый лад»
Цель: развитие умения отслеживать и поддерживать логическую нить при общении.
Ведущий: "Сейчас нам нужно придумать продолжение какой-либо из известных сказок, или сочинить новую сказку. Делать мы это будем следующим образом: я говорю первое предложение, и каждый дополняет по предложению так, чтобы получился законченный рассказ".
ОБСУЖДЕНИЕ:
- "Как вы думаете, что дает данное упражнение?"
«Что было интереснее слушать других или придумывать самому?»
Упражнение 3. «Зеркало»
Цель: развитие психологического контакта
Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого – в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением».
Упражнение 4. «Мое имя – мой характер»
Цель: закрепление навыка самопрезентации
Материал: бумага, ручки
Ведущий: «Напишите на листке бумаги свое имя. Распишите ваши положительные качества на первые буквы вашего имени
ОБСУЖДЕНИЕ:
- Что понравилось в этом упражнении?
- Что было трудно сделать в этом упражнении?
- Что почувствовали?
Упражнение 5. «Какой Я?»
Цель: оценить взгляд на себя со стороны
I.Заполняется анкета:
Я хочу быть________________ (3-5 черт характера)
Я не хочу быть_____________
Читаются анкеты в кругу (15 минут). Затем участники по желанию объединяются в пары. Работа в парах.
А. Используя анкету, поставить около черт характера баллы от 1 до 10 – сколько по вашему мнению, в вас уже есть этой черты.
Б. Поменяться анкетами и поставить партнеру, сколько, по вашему мнению в нем есть тех черт, которые он поставил в своей анкете.
Проанализировать свои собственные анкеты, где баллы совпадают, где есть разница. Можно в кругу кто захочет рассказать о своем состоянии.
II. Используя анкеты написать о себе 5-7 фраз. Последняя фраза будет: «Основная черта характера, которой я горжусь, - это….». (для позитивного отношения к своим чертам характера).
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Трудно ли говорить о себе?»
«Что мы имеем в виду когда называем человека «хорошим» или «плохим»?»
Упражнение 6. «Рисунок себя»
Цель: формирование навыков самопрезентации
Ведущий: «Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Но только один фрагмент рисунка. Далее передайте рисунок соседу справа. Он должен дорисовать еще один фрагмент и т.д. Таким образом, вы получите свой портрет глазами группы».
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Насколько соответствует ваше представление о себе представлению группы?»
«Какие чувства вызвало у вас данное упражнение?»
«Что нового вы узнали из этого упражнения?»
Упражнение 7. «Суд: Самопрезентация: за и против»
Цель: формирование осознанного отношения к самопрезентации
1. Выбираются три победителя в игре «камень, ножницы, бумага». Они будут судьями.
2. Судьи игрой «пусто – густо» делят остальных членов на 2 подгруппы. Принцип: «пусто» – обвинители, «густо» – защитники.
3. Каждая сторона в течении 5 минут готовит речь и вопросы противнику цель отстоять свою позицию.
4. Проводится турнир между противниками.
5. Судьи выносят приговор.
Упражнение 8 «Обратная связь по блоку»
Цель: поддержание групповой традиции.
Ведущий: «Сейчас мы обсудим опыт, полученный в данном блоке».
- Что вам запомнилось (понравилось) в данном блоке?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило в данном блоке
- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.
Третья часть
Цель: отработка и закрепление достигнутых на предыдущих занятиях навыков и состояний
Упражнение 1. «Импульс»
Цель: сплочение и разогрев группы.
Участники садятся в круг. Правую руку ладонью вверх кладут на левое колено участнику справа, а свою левую руку ладонью вниз кладут на ладонь соседа. Необходимо хлопнуть по ладони соседа, как только почувствуешь хлопок по своей ладони.
Обсуждение:
-"Что полезного можно извлечь из этого упражнения?"
Упражнение 2. «Я очень хороший, мы очень хорошие»
Цель: формирование уверенности в себе, сплочение группы
Один из участников (а затем все остальные) выходит в центр круга и произносит по очереди слова: «я» «очень» «хороший» сначала шепотом, потом громко, затем очень громко. Участники расширяют круг и, держась за вытянутые руки, повторяют то же самое только вместе говоря вместо "я" "мы" «очень» «хорошие».
Упражнение 3 «Скульптура»
Цель: сплочение группы
Ведущий выбирает трех добровольцев. Первый – скульптор; второй –глина; третий – критик. Суть игры: критик выходит за дверь, а скульптор должен придумать и изобразить из глины любой предмет, например статую свободы, черепаху и т.д. После того, как скульптура будет готова, приглашают критика, который должен угадать что получилось.
Упражнение 4. «Доверительное падение»
Цель: снятие механизмов психологической защиты, формирование доверия к группе.
Ведущий: «Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный, так как дети, которые стоят в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Кто из вас хотел бы первым встать посередине? Все остальные поднимите руки на уровне груди. Когда ….. падает в вашу сторону, вы должны его понять и осторожно вернуть в исходное положение.
ОБСУЖДЕНИЕ:
- как ты себя чувствовал в центре круга?
- Доверял ли товарищам?
Упражнение 5. «Кинофестиваль»
Группа делится на зрителей и актеров, а актеры на подгруппы по 3 человека. Каждая группа вытягивает листок с заданием подготовить (10мин) и продемонстрировать (5мин) сценку следующих жанров:
Боевик
Кинокомедию
Мелодраму
Ужасы
Зрители голосуют, какой фильм им больше понравился. Победители получают приз зрительских симпатий.
Потом зрители становятся актерами, актеры зрителями.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Кем больше понравилось быть, актером или зрителем?»
«что дает это упражнение?»
Упражнение 6. «Глаза в глаза»
Цель: получение обратной связи по само презентации
По принципу «горячего стула» двое напротив друг друга.
Упражнение 7. «Прощание»
Цель: поддержание групповой традиции.
Ведущий: «Сейчас у вас есть время попрощаться. Подойдите друг к другу и пожелайте что-нибудь приятное, подержитесь за руки, посмотрите в глаза».
ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.
Второе занятие «Сплочение и взаимодействие»
Первая частьЦель: продолжение работы направленной на сплочение и повышение степени взаимодействия в группе
Упражнение 1 «Приветствие»
Цель: поддержание групповой традиции
Ведущий: «Нашу работу на первом занятии мы начали со знакомства и обмена приветствиями, теперь эта процедура станет для нас традицией и будет открывать все наши занятия».
Упражнение 2 Волшебная палочка
Цель: разогрев и сплочение группы
Участники движутся по кругу и ведущий дает задание: "У меня в руках волшебная палочка и я хочу, чтоб мы превратились в стадо бегемотов". После того как участники проиграли один круг, ведущий передает палочку следующему и т.д.
Упражнение 3 «Отгадай прикосновение»
Цель: создание доверительной атмосферы.
Участник закрывает глаза и отворачивается. Он должен отгадать, кто к нему подходит и каким-либо образом прикасается.
Упражнение 4 «Выбор»
Цель: определение взаимных предпочтений в группе
Участники рассаживаются в круг. По команде ведущего, каждый из них должен указать пальцем на одного из своих товарищей по группе – допустим, на того, с кем он хотел бы составить пару в какой-то другой игре. Цель играющих – добиться в одной из попыток такого выбора, при котором группа распалась бы на пары взаимно выбравших друг друга участников.
Упражнение 5 «Рефлексия»
Цель: возможность поставить себя на место другого
Ведущий: «Разбейтесь на пары. По моему сигналу начинайте по слогам произносить какое-либо слово. Например, СА-МО… третьим слогом может быть –КАТ-, -ЛЕТ-. Задача одного из участников – подстраиваться под партнера, т.е. добиваться совпадения своего третьего слога с его третьим слогом. Задача другого участника – уходить от подстройки, добиваться несовпадения. Произносить третий слог вы должны одновременно».
Упражнение 6 «Узкий мост»
Цель: отработка взаимодействий в группе
Ведущий чертит линию. Это мост. Выбираются два участника, которые идут с разных сторон моста. На середине они встречаются. Задачей каждого является дойти до конца моста.
Обращается внимание на то, как они пройдут мост. Сумеют ли вежливо разойтись или один столкнет другого.
Упражнение 7 «Разведчик»
Цель: развитие социальной перцепции
Ведущий: «Чтобы понять другого человека и предугадать его замысел, нужно уметь наблюдать. Ведь человек говорит не только языком – глазами, лицом, всем телом. Необходимо научиться читать эти проявления».
Выбирается один участник – разведчик. Ведущий произносит команду «замерли» и вся группа неподвижно застывает. Разведчик старается запомнить позы всех участников. Затем он выходит из комнаты. В это время участники делают несколько изменений в позе. Задача разведчика – обнаружить все перемены.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что понравилось?»
«Что полезного можно извлечь из этого упражнения?»
Упражнение 8. «Обратная связь по блоку»
Цель: поддержание групповой традиции.
- Что вам запомнилось (понравилось) В данном блоке?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило
- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.
Вторая часть
Цель: продолжение работы направленной на сплочение и повышение степени взаимодействия в группе.
Упражнение 1. «Букет»
Цель: разогрев группы
Ведущий стоит в центре круга сидящих на стульях участников. Участники группы выбирают себе цветок из трех предложенных ведущим или участниками, например, роза ландыш и пион. По команде водящего меняются местами те участники, чей цветок он назвал, а по команде "букет" меняются местами все участники. Водящий должен успеть сесть на место одного из участников, который становиться следующим водящим.
Упражнение 2. «Огонек»
Цель: расширение информации о членах группы, формирование групповой сплоченности
Материал: коробок спичек
Группа, включая тренера, рассаживается в тесный круг. Тренер зажигает спичку и передает ее по кругу. У кого в руках спичка погаснет, члены группы задают любые три вопроса. Отвечающий на вопросы снова зажигает спичку и передает ее по кругу.
Упражнение 3. «Гомеостат»
Цель: выявление взаимоотношений между участниками.
Ведущий: «Сожмите правую руку в кулак, и по моей команде все выбрасывают пальцы. Вы должны стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и тоже число, при этом не договариваясь».
Упражнение 4. «Слепой и поводырь»
Ведущий: «Сейчас вам необходимо разделится на пары. Один из вас пусть закроет глаза, а другой водит его по комнате, так чтобы не столкнуться с другими парами и препятствиями. Поменяйтесь ролями».
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Как ты чувствовал себя, когда был слепым?»
«Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?»
«Было ли желание полностью довериться партнеру?»
«Когда тебе было лучше: когда ты вел или тебя?»
Упражнение 5. «Контакт»
Цель: отработка навыка кинестетического воздействия
Участники распределяются на пары: один ведущий - другой ведомый. Ведомый закрывает глаза, а ведущий ведет его. Контакт между ними поддерживается через ручку, которая свободно упирается в открытые ладони игроков. Через минуту они меняются ролями.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Какая роль для вас была сложнее ведущего или ведомого?»
«Насколько удачно удавалось поддерживать контакт?»
Упражнение 6 «Ассоциации»
Цель: сплочение коллектива
Один из участников выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадывают. Водящий возвращается, и его задача – угадать этого человека с помощью наводящих вопросов. Например, «если бы это был цветок (животное, погода, мебель) то какой…»
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Трудно ли было подбирать ассоциацию?»
«Что помогло отгадать?»
Упражнение 7. «Испорченный телефон»
Цель: развитие внимания к тому, как мы слушаем друг друга.
Участники сидят полукругом, Ведущий первому игроку говорит шепотом на ухо то пожелание, которое он хотел бы услышать сегодня. После этого он пересаживается в конец ряда. Пожелание шепотом передается до конца ряда, пока его не скажет последний человек в ряду. Первый игрок становится ведущим и все повторяется снова, до тех пор пока каждый из игроков не пересядет в конец ряда.
Упражнение 8. «Невербальный телефон»
Цель: выявить особенности невербального языка.
Как «глухой» только общение жестами.
Упражнение 9. «Анабиоз»
Цель: научиться распознавать и удовлетворять скрытые потребности собеседника
Ведущий: наверное, каждому знакомо чувство отчуждения встающее между двумя людьми: партнеры перестают чувствовать и понимать друг друга. Вероятно, знакомо и противоположное ощущение: между людьми возникает абсолютное взаимопонимание. Прелагаемое упражнение позволяет решить задачу перехода от отчуждения к контакту.
Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности – с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на которую отводится одна минута, - вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматор» не имеет права не прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с каким-либо словами. Все чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима. Признаками успешной работы можно считать смех, улыбку и др.
Часть третья
Упражнение 1. «доверительное падение» (сложное)Цель: Разогрев группы
Выполняется как обычное, но участники падают с небольшого возвышения.
Упражнение 2. «Надстройки»
Цель: знакомство с разными видами общения в игровой форме.
В театральном искусстве выделяют 3 надстройки:
Сверху – все поза человека говорит о том, что он презирает окружающих, смотрит свысока, плечи расправлены;
Снизу – он презираем, его не зачто любить, окружающие лучше, умнее его, - так думает человек с этой надстройки;
Наравне – не натянутые, товарищеские отношения с товарищами.
Походить по залу, меняя позы.
Делимся на пары, обратитесь к собеседнику с просьбой о чем-либо используя надстройку сверху, затем снизу, наконец, на равнее. Поменяйтесь ролями.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Какой тип надстройки для вас был удобнее?»
«Какой вид настройки был наименее удобен?»
«Как полученные знания можно использовать в жизни?»
Упражнение 3. «Подари мне цветок»
Цель: повышение интереса к возможностям разговора
Участники рассаживаются в общем кругу. Желающий берет цветок, все по очереди просят подарить этот цветок именно ему. Цветок дариться тому, чья просьба больше понравилась. Причем человек объясняет почему он предпочел именно эту просьбу (10минут).
Упражнение 4. «Караул»
Цель: знакомство с этапами разговора
Участники встают в общей круг, каждый поворачивается к своему правому соседу. Задание для каждого: привлечь внимание этого человека (5 минут).
Упражнение 5 «Разожми кулак»
Цель: учет позиции собеседника в сложной ситуации (проводится в парах).
Один сжимает кулак, другой старается разжать его (руки и пальцы не ломать!), затем партнеры меняются ролями.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Учитывалось ли позиция и желание партнера при выполнении упражнения?»
«Использовались ли не силовые методы – просьбы, уговоры, хитрость».
«Какой вывод можно сделать из этого упражнения?».
Упражнение 6. «Нахал» (ролевая игра).
Цель: осознание поведения в ситуации отстаивания собственных интересов.
Группа делится на две команды: активные и наблюдатели. Для активных ситуация в магазине. Роли – «продавец», «нахал», «очередь». Затем группа меняется местами.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Какие эмоции, чувства испытывали?»
«Что такое собственные интересы, и для чего их необходимо отстаивать?»
«Поведение кого из актеров вам больше всего понравилось и почему?».
Упражнение 7. «Активное слушание»
Цель: Овладеть навыками активного слушания
I. Участники сидят парами. Один человек рассказывает что-нибудь (2минуты), другой слушает его очень внимательно (1мин), а затем по знаку ведущего не слушает его. Партнеры меняются ролями затем обсуждают это упражнение.
II. В общем кругу участники показывают плохое и хорошие слушание. Общее обсуждение увиденного и своего опыта в парах. Обратить внимание участников тренинга, что режим активного слушания имеет следующие признаки: к вам подходит человек, он взволнован, у него что-то случилось он хочет рассказать вам, а вы хотите его выслушать.
III. Алгоритм записывается ведущем на доске, а участниками в тетрадях
Активное слушание Что мешает вашему собеседнику говорить
Сидеть напротив
Смотреть на собеседника
Поддакивать «угу», «да-да».
Прямой повтор слов, эхо
Уточнение деталий
Заниматься посторонним делом
Пристально смотреть в глаза
Употреблять следующие фразы: «Это у тебя от того…»
«А у меня тоже было…»
«Не переживай»
«Врешь ты все..»
«Ну и что из этого..»
«Я бы на твоем месте..»
«Давай рассуждать логически..»
Упражнение 7. «Секретный алгоритм отказов»
Цель: отработка навыков говорить «нет».
I. Участники парами расходятся по залу, договариваются о том, какая у них будет ситуация, желательно из реальной жизни (может быть, когда-то у них были проблемы чтобы отказать кому-то).
II. Один человек уговаривает другого, а тому надо отказаться. Затем они меняются ролями и обсуждают свой опыт.
III. На общем кругу два человека показывают всем свою сценку (сценку можно обсудить).
IV. Ведущий интригует участников секретным алгоритмом отказов, а затем разбирает его вместе с участниками (30минут).
ТВЕРДЫЕ ОСНОВАНИЯ
Действительно ли тебе нужно отказаться или ты кокетничаешь
Да, надо нет, может, меня уговорят
Создай себе пространство этот алгоритм тебе не подходит
(например, не сиди, если тот, кто тебя
уговаривает, стоит) и помни, ты
Имеешь право отказаться
ЯДЕРНОЕ ПОСЛАНИЕ
«Я не могу это сделать, потому что…
ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА»
ПОМОГИ ТОМУ, КОМУ ОТКАЗЫВАЕШЬ,
Ведь ему сложнее, чем тебе!
«не обижайся, я правда не могу..»
Важный секрет и вся сложность отказа состоит как раз в том, чтобы найти именно главную причины отказа, т. к. если причина придумана, это легко проверить, если это не ряд главных причин, их легко разбить.
V. Те два человека, которые показывали сценку всему кругу, повторяют её, используя алгоритм и помощь ведущего группы.
VI. Группа повторяет свои сценки, используя алгоритм.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Насколько увереннее стало поведение?»
«Удалось ли найти главную причину?»
«Что нового нашли для себя?»
Упражнение 8. «Ролевая карусель»
Цель: навыки начинать, поддерживать и завершать разговор.
Участники сидят, образуя два круга, лицом друг к другу. Ведущий читает ситуацию и задание: начать разговор и вести его в течении 1 минуты. Прослушав ситуацию, внешний круг начинает разговор, а внутренний поддерживает его. Затем внешний круг перемещается на одно место вправо. Ситуация та же, но теперь разговор начинает внутренний круг, а внешний его поддерживает. Внутренний круг перемещается на одно место влево. Ведущий читает вторую ситуацию и т.д. (20 мин).
Ситуации:
1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но очень долго не видели, вы рады этой встречи.
2. Перед вами не знакомый человек, познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учиться и т.д.
3. Перед вами маленький ребенок, он испугался чего-то, и вот-вот расплачется, успокойте его.
4. Вас сильно толкнули в автобусе, вы оглянулись и увидели пожилого человека.
5. перед вами неприятный человек, но вы в гостях у вашего общего друга, и в разговоре вам надо сохранить приличие.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Какие у вас возникали ощущения?»
«Какие возникали трудности?»
«Что давалось легко?»
«Что сложно?»
Упражнение 9. "Титаник"
Цель: завершение занятий в группе
Группа делиться на две подгруппы: одна –отъезжающие, другая – провожающие. Участников просят представить что они находятся в порту и через пару минут они поднимутся на борт корабля и они отправятся в путешествие. Них есть время попрощаться, а на борту написано "ТИТАНИК"
ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
- Что вам запомнилось (понравилось) на сегодняшнем занятии?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило на занятии
Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.
Залина Айларова
Мини-тренинг для детей младшего школьного возраста «Рука помощи»
Мини тренинг "Рука помощи "
Участники : дети младшего школьного возраста
Цель : развивать чувство принадлежности к группе. Снятие напряжения, уметь рассказывать о себе.
Оборудование для занятия :
Ватман, ручки, фломастеры, бумага для записей, мешок, микрофон;
разные игрушки, магнитофон.
Структура занятия
I. Организационный часть :
1. Приветствие 5 мин.
2. Правила работы в группе 3 мин.
II. Основная часть.
1. Упражнение «Доброе утро» 15 мин.
2. Упражнение «Три лица» 15мин.
3. Упражнение «Быстрые превращения» 15 мин.
4. Упражнение. «Корова» 30 мин.
5. Упражнение «Змейка» 10 мин.
6. Упражнение «Истории из мешка» 30 мин.
III.Рефлексия
9. Упражнение. «Раскрасить любовью» 10мин.
2. Упражнение «Доброе утро» .
Цели : Используемый в игре микрофон поможет начать занятия нетрадиционным, особым, образом, укрепляющим чувство собственного достоинства участников. Каждый участник получает возможность поприветствовать своих одноклассников и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение. Это чрезвычайно эффективный ритуал, он пробуждает у участников интерес, стимулирует их готовность прислушиваться друг к другу и, самое главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания.
Инструкция : Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем нам : «Доброе утро» и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать нам также, каков у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома.
Может случиться, что некоторые из детей не захотят ничего гово-рить. Не настаивайте. Когда Вы будете проводить этот ритуал впервые, начните говорить в микрофон сами, а затем передайте его кому-нибудь из детей .
Микрофон можно использовать в самых разных ситуациях : когда кто-нибудь из детей дает инструкцию классу, поет песню, рассказывает что-нибудь смешное или интересное.
3. Упражнение «Три лица» .
Цели : Все любят сюрпризы. Игра "Три лица" дарит участникам сюрприз и, кроме того, позволяет им задействовать свою интуицию и любовь к подражанию. Задание состоит в том, чтобы без слов достичь сов-падения выражений лица. Если это удается, участники начинают гордиться и спрашивают себя, как это вообще у них могло получиться. Можно предлагать эту игру перед началом различных занятий, особенно в том случае, если при их проведении будут необходимы сотрудничество и интуиция.
Инструкция : Я покажу вам сейчас три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы мне подражали.
Сначала я покажу вам печальное лицо. Вспомните, как выглядит грустный человек. А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жесты нам лучше всего делать руками , чтобы выразить печаль?
Сейчас я покажу вам свирепое лицо. Все представили, как это вы-глядит? Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки.
Третье лицо - счастливое. Для этого давайте все широко улыбнемся и прижмем руку к сердцу.
Вы поняли, как выглядят эти три лица? Давайте попробуем еще раз : печальное, свирепое и счастливое.
Теперь разделитесь на пары и встаньте со своим партнером спиной к спине. Давайте еще раз повторим все три выражения лица. Сделаем все по очереди печальное лицо, свирепое, а потом счастливое. Теперь вы сами будете выбирать одно из трех лиц. Когда я сейчас досчитаю до трех, вам надо будет быстро повернуться к партнеру и показать ему выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы, не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер. Готовы? Раз, два, три. Покажите свое лицо партнеру. Какая пара выбрала одно и тоже лицо?
Дайте детям возможность еще немного потренироваться самим. За-тем объедините пары в четверки. Каждая пара в четверке должна шепотом договориться, какое выражение лица она хочет показать другой паре. Потом пары становятся спиной друг к другу, и Вы снова даете команду. Увеличивайте количество человек в группе до тех пор, пока весь класс разобьется на две больших команды.
Можно дополнять предлагаемые выражения лица соответствующими звуками и жестами. Это дает всем больше свободы в игре и делает ее еще увлекательнее.
4. Упражнение «Быстрые превращения» .
Цели : Здесь мы используем метод креативного движения, благодаря которому участники смогут получить возможность для выражения своих фантазий, в качестве творческой паузы, например, после длительной "сидячей" работы.
Инструкция : Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить. (Включите музыку и остановите ее примерно через одну минуту.)
Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. (Снова включите музыку на 30 секунд.)
Теперь все - роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы. (Снова поставьте музыку на 30 секунд.)
Другие превращения : грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся ма-некен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.
5. Упражнение «Корова» .
Участники делятся на две команды по 3-4 человека. Их задача : быстрее и лучше нарисовать рисунок на заданную тему. Можно обсудить, договориться, но выходить рисовать по одному
6. Упражнение «Змейка» .
Участники строятся друг за другом. Первый голова змеи, последний – хвост. Голова змеи выполняет разные движения. Хвост повторяет. Задача не растерять хвост.
7. Упражнение «Истории из мешка»
Инструкция : Я принесла вам большой мешок, в котором множество разных вещей. Каждый из вас может один раз засунуть туда руку и что-нибудь достать.
Теперь разойдитесь по двое и придумайте историю, в которой были бы задействованы оба ваших предмета. У вас пять минут времени. После этого каждая пара расскажет нам свою историю.
Когда Вы будете повторять эту игру можно попросить участников не только рассказать, но и разыграть их историю.
Анализ упражнения :
Нравится ли тебе играть с другими детьми?
Интересный ли предмет ты выловил из "волшебного мешка"
8. Упражнение «Раскрасить любовью» .
Цели : Чтобы действительно хорошо ладить с людьми, нам необходимо ощущать их любовь и поддержку. Иначе в критических ситуациях мы теряем самообладание и не можем сдержать раздражения.
Эта игра замечательна тем, что она создает в группе обстановку взаимной любви, а также закладывает основы устойчивых дружеских от-ношений между детьми. Мы советуем вам почаще повторять эту игру, ка-ждый раз с новыми партнерами. Хотя, конечно, это не единственная процедура, помогающая создать в классе атмосферу общности и дружелюбия.
Здесь предлагается вариант игры, при котором дети сотрудничают друг с другом в парах.
Инструкция : Как вы показываете другим людям, что вы их любите? Каким образом вы сами понимаете, что другой человек вас любит?
Сейчас разделитесь, пожалуйста, на пары. Теперь вытяните руки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. (Вы сами тоже вытяните руки вперед.) Какой цвет вы для себя выберете? Я хочу, чтобы вы показали сейчас друг другу, как сильно вы друг друга любите. Для этого вы сейчас "раскрасите" друг друга цветами любви, нежности, добра, ласки. Я покажу вам сейчас, как это можно сделать.
Вы подходите по очереди к нескольким участникам и начинаете их "раскрашивать" - легкими круговыми движениями рук скользите сверху вниз по голове, плечам, рукам , туловищу, ногам. Таким образом, вы как бы растапливаете льдинки недоверия. Скажите также каждому участнику, какой цвет Вы для него выбрали.
Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
Сначала приготовьте свои ладошки для "раскрашивания": потрите их друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладони становятся все теплее и теплее. Пока вы трете ладошки, подумайте о том, как много любви в вашем сердце. (15 секунд.)
Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они. Теплые? Слегка покалывают? Они наполнены энергией? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их. (5 секунд.)
Ощутите эту любовь в своих ладонях (5 секунд., и почувствуйте, как ладони «окрашиваются» цветом любви, добра, нежности. (5 секунд.)
А теперь откройте глаза и начните раскрашивать друг - друга по очереди.
Положите руки сверху на голову вашего партнера. Если вы действительно «окрашиваете» его любовью, пошлите ему ласковые и нежные мысли. Представьте себе, что вы полностью покрываете его выбранным вами цветом любви и добра. Начните с головы и постепенно спускайтесь ниже. «Окрашивайте» уши, потом щеки, затылок. Через плечи опускайтесь по рукам к ладоням . Наконец, от бедер по ногам переходите к коленям и ступням. (30 - 60 секунд. Регулируя необходимую интенсивность, более старшим детям эту инструкцию можно давать медленнее, чтобы весь процесс длился 2-3 минуты.)
Теперь поменяйтесь ролями. (Повторите, пожалуйста, всю инструкцию заново.) Теперь у вас есть несколько минут, чтобы обсудить друг с другом ваши ощущения.
Анализ упражнения :
Что ты чувствовал, когда "окрашивали" тебя?
Что ты чувствовал, когда "окрашивал" своего партнера?
Видел ли ты тот цвет, в который тебя "окрашивал" твой партнер?
Испытывал ли ты какие-нибудь ощущения в ладонях, когда "окрашивал" своего партнера?
Какие нежные и ласковые мысли ты посылал своему партнеру?
Что было для тебя трудно в этой игре?
Заключительная часть. Обсуждение, обмен впечатлениями.
Кто во что горазд
Эта игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Она научит серьезно и ответственно относиться к роли лидера.
Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.
«Мы пойдем гулять»
Игра, предназначенная для дошкольников и младших школьников, научит ребят убеждать других, а не навязывать собственное мнение.
Ведущий говорит: «Мы идем гулять в лес. Пусть каждый скажет своему соседу справа, что ему нужно взять с собой, и объяснит, почему именно эта вещь понадобится на лесной прогулке».
Когда играющие по очереди поговорят с соседом, ведущий объявляет, кого он возьмет на прогулку, а кого нет. Делает он это так: если играющий просто сообщает соседу, что нужно взять, но не может подробно объяснить причину, его на прогулку не берут.
Если же играющий старается убедить соседа в необходимости захватить тот или иной предмет и придумывает невероятные причины, приводит различные доводы, его непременно надо взять.
Лучше, если в то время, когда двое разговаривают, остальные будут их слушать и делать для себя выводы. Тогда тем, кого не взяли на прогулку, легче впоследствии исправиться.
«Военные действия»
Игра рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Ребята делятся на две команды. В каждой должен быть «полководец», остальные – «воины». «Полководец» разрабатывает план «военных действий», а остальные должны ему подчиняться. Задача «полководца» – постараться так организовать свое «воинство», чтобы все члены команды четко выполняли его приказания. Он должен придумывать различные способы «нападения» на другую команду, достаточно интересные, и саму игру организовать весело и увлекательно. Если «полководец» не может повести за собой «воинов», его немедленно переизбирают. Обладателем лучших лидерских качеств в конце игры можно признать того «полководца», чья команда победила.
«Капитан»
Игра
В начале игры выбирается ведущий – «капитан». Остальные игроки делятся на две команды. Первая команда – «матросы», а вторая – «пираты». «Капитан» отдает различные приказания, а «матросы» должны их выполнять, но только в том случае, если приказания четкие и ясные. Когда на «матросов» нападают «пираты», «капитан» должен продумать план «боя». В конце игры каждый из игроков дает свою оценку действиям «капитана» по пятибалльной системе.
Игра продолжается, но уже с другим «капитаном». Когда каждый попробует себя в роли «капитана», подводятся итоги. Победителем станет участник, набравший больше очков.
«На обидчивых воду возят»
Для детей младшего школьного возраста.
Игроки делятся на две команды. Члены первой будут «обидчивыми», а участники второй команды, наоборот, будут пытаться переубедить «обидчивых». Сначала выступает первая команда. Ее члены могут разыграть сценку или рассказать историю из собственной жизни – относительно того, как их кто-то когда-то сильно обидел. Или можно рассказать, как сам игрок невольно или специально обидел кого-то.
Члены второй команды должны внимательно прослушать рассказ или посмотреть «сценку» – театрализованное представление. После этого они должны подробно обсудить обрисованную ситуацию и сказать свое мнение. Они могут сказать, почему нельзя было обижаться в данном случае. Или наоборот, можно сказать, какие меры нужно было принять.
Ведущий внимательно наблюдает за игрой и действиями всех ребят. Затем наиболее убедительные и активные игроки второй команды получают заработанные очки. Потом команды меняются ролями. Члены второй команды становятся «обидчивыми», а первая команда, наоборот, пытается их переубедить. Игра продолжается. В конце ведущий подводит итоги.
Победителями считаются те, кто получил больше очков. Именно эти ребята могут считать себя самыми сознательными и сдержанными в проявлении различных эмоций, в том числе и обиды.
Поиск «клада»
Для детей младшего школьного возраста.
Ведущий берет какую-то маленькую вещь и прячет ее в комнате. Все игроки, кроме одного, должны знать, куда он спрятал этот предмет. Смысл игры – один из ребят находится в неведении относительно местонахождения предмета. Его задача – отыскать эту вещь.
Когда он приступает к поискам, ведущий и остальные игроки начинают намеками и подсказками говорить ему, где находится предмет. Ищущий по ходу поисков обязательно проявит какие-то эмоции, например нетерпение, радость, обиду и т. д. Задача ведущего – следить за этими эмоциями, а потом оценить по балльной системе. Чем меньше эмоций проявил игрок, тем больше баллов он получит. И, соответственно, наоборот, чем более эмоционален был играющий, тем меньше баллов он получает.
Чтобы у игрока было больше поводов проявить свои эмоции, можно сначала намеками отправить его в поиск в одном направлении, а когда поиск затянется – дать ему понять, что направление выбрано неверно. Соответственно, игрок рано или поздно проявит раздражение, злость или обиду на тех, кто так долго «водит его за нос». Это и будет своеобразной проверкой его умения сдерживать свои эмоции.
Такую «проверку» должен пройти каждый игрок. Разумеется, предмет, который следует найти, нужно каждый раз прятать в разные места. Игра продвигается точно таким же образом: один ищет спрятанный предмет, а другие дают ему направления. Каждый в результате игры набирает определенное количество очков. В конце игры подводятся итоги. Победителем становится тот, у кого очков больше.
Сюрприз
Для детей младшего школьного возраста.
К игре желательно подготовиться заранее: сделать небольшие подарки-сюрпризы, завернуть их в красивую обертку. Вложите, например, несколько коробочек одна в другую, наподобие матрешки, и красиво заверните.
Ведущий вызывает кого-то из играющих и торжественно вручает ему подарок. Игрок начинает развертывать этот подарок, а ведущий заинтересовывает его, говоря: «Твой подарок – чудесная вещь… Это игрушка, изготовленная в далекой теплой стране, она пользуется большой популярностью во всем мире…». На самом деле игрушка может быть простой свистулькой или еще какой-то мелочью. Важно смотреть на реакцию участника игры, пока он будет разворачивать подарок.
Если игрок не выразит своих эмоций, спокойно справится с заданием и развернет игрушку, его сдержанность можно отметить довольно-таки высоко.
На всех этапах важно следить за эмоциями игроков, особенно после того, как они увидят игрушку. Таким образом проходит «испытание» ребят. В конце игры подводятся итоги. Побеждают те, кто наберет больше очков.
Игру можно разнообразить и таким образом: каждый игрок должен развертывать свой подарок неторопливо, так, чтобы не повредить упаковку и оберточную бумагу. В этом также проявляется умение сдерживать свои эмоции. Нетерпеливый игрок будет стараться как можно быстрее увидеть сюрприз, поэтому он не проявит аккуратности и осторожности.
«Таланты и поклонники»
Для детей младшего школьного возраста.
Дети могут комплексовать по самым различным поводам. Например, они не умеют рисовать. Задача игры – помочь избавиться от комплекса.
Ведущий по очереди предлагает ребятам что-то нарисовать. Через некоторое время рисунки выносятся на всеобщее обсуждение. Каждый изображает то, что он умеет. Если участник игры умеет хорошо рисовать, он может набросать что-то сложное, если нет – рисунок может быть самым простым.
Ведущий начинает обсуждать рисунки. Особое условие – нельзя говорить, что рисунок плохой, нужно только подчеркивать его достоинства. Все ребята поддерживают обсуждение каждого рисунка, высказывая свое мнение. Можно отметить, что очень талантливо подобраны краски, что сам замысел очень интересен, и т. д. В игре нет победителей и побежденных, каждый имеет право высказать свое мнение о рисунках, а также представить свою работу на всеобщее обозрение. Автор самого талантливого рисунка может быть поощрен призом, а самый активный участник разговора – призом или грамотой.
«Талантливый собеседник»
Для детей младшего и среднего школьного возраста.
Дети часто испытывают комплексы при общении. Эта игра как раз и поможет постепенно избавиться от излишней застенчивости.
Участники игры делятся на пары. Один из пары начинает разговор, а задача второго – поддерживать беседу. Ведущий предлагает каждой паре свою тему для разговора. Темы могут быть самыми разными, например о погоде, природе, школьных делах, обсуждение какого-то фильма, книги и так далее. Можно обсудить любую проблему, в том числе и выбор одежды на дискотеку или на день рождения.
Игра проходит следующим образом: сначала каждая пара как бы репетирует свой диалог. А потом должна показать свой диалог всем присутствующим. То есть играющие спокойно беседуют между собой, а остальные внимательно слушают. Таким образом каждая пара демонстрирует остальным свое умение общаться. Ведущий по согласованию со всеми присутствующими назначает определенное количество очков каждой паре. Затем игроки меняются. В игре нет победителей и побежденных, но игроки, набравшие максимальное количество очков, могут быть поощрены каким-то призом.