Торговля интеллектуальной собственностью. Международная торговля объектами интеллектуальной собственности
Источниками правового регулирования международной торговли интеллектуальной собственностью являются международные и национальные акты.
Среди международных актов ключевая роль в области охраны интеллектуальной собственности и торговли ею принадлежит Всемирной организации интеллектуальной собственности и ВТО. Действуют
и другие международные соглашения: Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (в ред. 1967 г.), Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г. и др.
Всемирная организация интеллектуальной собственности содействует разработке мероприятий, рассчитанных на улучшение охраны интеллектуальной собственности во всем мире и на гармонизацию национальных законодательств в этой области. В рамках названной организации заключены Договор о законах по товарным знакам от 27 октября 1994 г., Договор о патентном праве от 1 июня 2000 г. и ряд других актов.
В рамках ВТО действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (TRIPS), направленное на защиту коммерческих интересов лиц, чьи товары содержат «интеллектуальный» компонент и защищены патентами и охранными документами на средства индивидуализации произведенной продукции, а также на борьбу с контрафактной продукцией. Иначе говоря, объектом регулирования ВТО является не сама интеллектуальная собственность, а отношения международной торговли интеллектуальной собственностью .
Примером национальных актов являются нормы российского законодательства об интеллектуальной собственности. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью осуществляется в соответствии с Законом о ВТД (ст. 36). Гражданский кодекс РФ определяет правила о применимом праве (ст. 1211): при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается по общему правилу право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Например, стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора коммерческой концессии, признается правообладатель, а для содержания лицензионного договора - лицензиар.
Договорные формы международной торговли интеллектуальной собственностью представлены, в частности, международными лицензионными соглашениями и договорами международного франчайзинга.
Международная торговля лицензиями способствует увеличению иностранных инвестиций и приобретению участия в создаваемых или уже действующих зарубежных предприятиях. Продавцы лицензий обычно ставят обязательным условием участие в капитале иностранной организации, которая будет осуществлять производство товаров по продаваемой лицензии.
Отношения международной торговли лицензиями опосредуются лицензионными соглашениями, по которым передаются права на использование изобретений, полезных моделей или промышленных образцов иностранному пользователю. Различают исключительные и неисключительные (простые) лицензии. При исключительной лицензии лицензиар передает лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в пределах, оговоренных соглашением, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату. При неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе на предоставление лицензий третьим лицам.
Торговля лицензиями осложнена объективным противоречием, существующим между началами свободы международной торговли и конкуренции, с одной стороны, и монопольным характером интеллектуальной собственности - с другой. В Соглашении TRIPS содержатся нормы, направленные на смягчение этого противоречия. Так, страны - члены ВТО вправе принимать надлежащие меры, не противоречащие Соглашению, если они необходимы для предотвращения злоупотребления правами интеллектуальной собственности со стороны правообладателей или обращения к практике, которая ограничивает неоправданным образом торговлю или оказывает неблагоприятное влияние на международную передачу технологий (п. 2 ст. 8). Правила по осуществлению контроля за антиконкурентной практикой в договорных лицензиях содержатся в ст. 40 Соглашения.
Российское законодательство, регулирующее отношения в области международной торговли лицензиями, представлено нормами части четвертой ГК РФ о предоставлении права на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца на основе лицензионного соглашения.
Международный франчайзинг способствует созданию устойчивой сбытовой сети товаров правообладателя посредством использования монополии при осуществлении деятельности на договорной территории. По договору международного франчайзинга одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи), являющейся иностранным лицом, право использовать в его предпринимательской деятельности на определенной территории комплекс исключительных прав, принадлежащих франчайзеру . Комплекс исключительных прав может включать право пользования товарным знаком (знаком обслуживания), конфиденциальной информацией технического и коммерческого характера (ноу-хау), деловой репутацией, иными правами, принадлежащими франчайзеру.
Различают три типа франчайзинга: промышленный, сбытовой и сервисный. Предметом соглашения промышленного франчайзинга выступает комплекс исключительных прав на использование товарного знака, изобретения, дополняемый поставляемым франчайзером сырьем, материалами, технологией. Не исключается и передача ноу- хау. В рамках соглашения сбытового франчайзинга передается исключительное право на реализацию под товарным знаком франчайзера выпускаемой им продукции. В данном случае франчайзи осуществляет часть функций поставщика, специализируясь на определенной продукции. По соглашению о сервисном франчайзинге франчайзер передает франчайзи разработанную систему оказания услуг под его знаком обслуживания.
В договоре международного франчайзинга помимо традиционных условий по использованию передаваемого комплекса прав могут содержаться оговорки об ограничении конкуренции, соблюдении конфиденциальности, обучении персонала франчайзи.
Публичный порядок в сфере международной торговли интеллектуальной собственностью обеспечивается международными актами и актами внутреннего законодательства.
Так, Соглашением ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности предусмотрено:
- - сокращение препятствий на пути международной торговли;
- - содействие эффективной охране интеллектуальной собственности;
- - обеспечение режима, при котором меры по защите прав интеллектуальной собственности не становились бы препятствием при законной торговле ими.
В основу Соглашения положен принцип национального режима, означающий, что государство-участник обязано предоставлять лицам других государств-участников права не меньшие, чем те, которые оно предоставляет собственным лицам в отношении охраны интеллектуальной собственности. В то же время предусмотрено действие принципа режима наибольшего благоприятствования, означающего, что любые преимущества в отношении охраны интеллектуальной собственности, предоставленные государством-участником лицам любой другой страны, должны быть незамедлительно распространены налип всех остальных государств-участников. Указанные принципы распространяются не только на сферу международной правовой охраны интеллектуальной собственности, но и на сферу международной торговли ею.
Публичный порядок в сфере международной торговли интеллектуальной собственностью обеспечивается также международными стандартами в отношении охраны и использования интеллектуальной собственности (разд. 2 Соглашения). Указанные стандарты сформулированы применительно к отдельным объектам: товарным знакам и знакам обслуживания, наименованиям мест происхождения товаров, промышленным образцам, патентам, топологиям интегральных микросхем, конфиденциальной информации (коммерческой тайне), контролю за недобросовестной конкуренцией при заключении лицензионных договоров.
Национальный подход к обеспечению публичного порядка в сфере международной торговли интеллектуальной собственностью предусмотрен, в частности, ст. 36 Закона о ВТД, предусматривающей возможность введения ограничительных мер в этой сфере в целях обеспечения общественной морали, правопорядка, охраны жизни и здоровья граждан, животных и растений, окружающей среды, выполнения международных обязательств Российской Федерции, обеспечения обороны и безопасности. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью также осуществляется в соответствии с Законом о ВТД.
Литература
Городов О. Л. Правовое обеспечение инновационной деятельности. М., 2012.
- 1 См., например, постановления Правительства РФ от 26 августа 1995 г. № 827, от
- февраля 1994 г. № 65.
- См.: Международное коммерческое право / под ред. В. Ф. Попондопуло. М., 2004.С. 310.
- Российским аналогом договора франчайзинга является договор коммерческойконцессии, регламентированный нормами гл. 54 ГК РФ.
Возможность применения опыта регулирования торговли объектами интеллектуальной собственности в странах Европейского Союза для экономики Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОСТВЕННОСТИ ФИНЛЯНДИИ
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОСТВЕННОСТИ РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ
1 Основы нормативного регулирования отношений в области торговли объектами интеллектуальной собственности в России и Финляндии
2 Стимулирование торговли объектами интеллектуальной собственности в России и Финляндии
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
1 Параллельный импорт
2Многочисленные и взаимозаменяемые, во многом совпадающие патенты.
3Непрактикующие патентообладатели, патентные агрегаторы
4 Пути решения проблем регулирования торговли объектами интеллектуальной собственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Замедление темпов роста мировой экономики, в том числе национальных экономик стран ЕС и России, с новой силой подтолкнуло обсуждение проблемы ускорения инновационного развития.
Поскольку рейтинги ведущих мировых институтов, связанные с оценкой инновационной системы, показывают, что Финляндия входит в группу мировых лидеров, то изучение ее опыта в качестве одной из стран ЕС в области формирования инновационной системы, безусловно, представляет интерес. Все вышеизложенное обуславливает актуальность и своевременность темы данной работы.
Целью работы выступает изучение возможности применения опыта регулирования торговли объектами интеллектуальной собственности в странах Европейского Союза для экономики Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, возникают следующие задачи:
рассмотреть регулирование торговли объектами интеллектуальной собственности Финляндии;
сопоставить регулирование торговли объектами интеллектуальной собственности России и Финляндии;
рассмотреть проблемы применения опыта регулирования торговли объектами интеллектуальной собственности в странах Европейского Союза для экономики Российской Федерации и пути их решения.
Объектом исследования является право конкуренции ЕС в соотношении с поведением предприятий на рынке и использованием ими своих прав на объекты интеллектуальной собственности.
Предметом исследования выступает проблема регулирования торговли интеллектуальной собственностью.
Методологическую основу исследования составляют методы исторического, системного, диалектического, логического исследования.
ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОСТВЕННОСТИ ФИНЛЯНДИИ
В значительной степени успех финской инновационной модели обусловлен несколькими факторами. Прежде всего к ним могут быть отнесены сама модель, а также общие условия ее функционирования (общая культура государственного управления и планирования, а также высокий уровень развития информационно-коммуникационных технологий). Для самой модели характерны постоянный рост финансирования науки и инноваций, формирование инновационной «экосистемы».
Лидерство в области информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) обусловлено высокой «компьютерной грамотностью» населения, высокими государственными стандартами в области предоставления ИКТ услуг, гарантированным государством для всех доступом в Интернет, постоянным улучшением деятельности «электронного правительства».
Говоря о государственной культуре управления, следует отметить в качестве ее сильных сторон уровень стратегического планирования и управления, а также систему оценки эффективности управления в государственных организациях, направленную не столько на выявление недостатков в работе сотрудников, сколько на сбор и анализ предложений по совершенствованию управления госструктуры.
Одним из базовых факторов, создающих условия для успешного продвижения инновационного бизнеса в Финляндии, является формирование «инновационной экосистемы» (по терминологии самих финнов), предполагающей пошаговую и всестороннюю поддержку бизнеса на всех этапах его развития, и хорошо разработанное рамочное нормативное регулирование. Постоянно совершенствуется система институтов финансирования инновационных быстро растущих предприятий, интернационализации и поддержки внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), субсидирования экспорта и экспортных гарантий, что снижает риски частных организаций (банков, инвесторов и самого инновационного бизнеса) и стимулирует их участие в продвижении инноваций. Хорошо разработано рамочное нормативное правовое регулирование распределения и закрепления прав на создаваемые результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД), оставляющее свободу для определения правил игры для различных субъектов инновационной деятельности в рамках правового поля. И наконец, проводится большая работа по заимствованию лучшего международного опыта как в сфере развития человеческого капитала и «создания компетентности», так и в сфере инновационной практики.
Основными участниками финской инновационной системы на национальном уровне являются министерства, Совет по научной и технологической политике, Национальное агентство по финансированию инноваций и технологий «Текес», Национальный фонд научных исследований и разработок «Ситра», Академия наук, университеты, их бизнес-инкубаторы и центры трансфера технологий, Центр технических исследований Финляндии «ВТТ», сектор научно-исследовательских организаций, Ассоциация содействия финскому экспорту «Финпро», Государственный фонд экспортного финансирования «Финнвера», Финский фонд венчурного финансирования «Финнфанд», Финский институт международной торговли «Финтра», Фонд финских инноваций, Ассоциация научных парков Финляндии «ТЕКЕЛ» и др.
Следует отметить большую роль региональных и местных субъектов инновационной деятельности. На региональном уровне действуют Региональные центры экономического развития, транспорта и экологии. Важными игроками на местном уровне (с финансовой и организационной точек зрения) являются муниципальные органы власти. Для финской инновационной системы характерно наличие не только крупных национальных игроков («Текес», «Ситра» и др.), но и большое количество и разнообразие относительно малых организаций, созданных при участии государственного финансирования или крупных игроков, а также при участии государственных и местных органов власти для выполнения разнообразных функций в инновационной системе, что способствует формированию дружественной, доступной, «пошаговой» инновационной «экосистемы».
При всем разнообразии инновационной «экосистемы» в Финляндии наиболее значимыми звеньями являются «Текес» и Стратегические центры науки, технологии и инноваций (финская аббревиатура - БНОК).
«Текес» является важнейшим институтом в Финляндии, осуществляющим финансирование рискованных проектов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и инновационной деятельности. Можно сказать, что в последнее время в Финляндии прослеживается курс на консолидацию усилий на основных направлениях инновационной деятельности основными игроками. К таким игрокам относится прежде всего «Текес». В компетенцию агентства входит организация работ по определению приоритетных направлений научных исследований, планирование и финансирование НИОКР, нацеленных на развитие и внедрение высоких технологий в рамках национальной инновационной стратегии, поддержку малого и среднего бизнеса в инновационной сфере. «Текес» занимается обеспечением экспертной оценки и финансированием технологических инновационных проектов предприятий, исследовательских институтов и университетов Финляндии, а также способствует сотрудничеству между участниками данных исследовательских работ, в т.ч. на международном уровне. Собственных научных исследований «Текес» не проводит. Финансирование осуществляется на конкурсной, селективной основе. Финансируются рискованные проекты, имеющие наибольшую долгосрочную пользу для экономики и общества. Услуги самого «Текес» бесплатные. Агентство предоставляет гранты и займы на заранее оговоренных условиях в соответствии с Законом об отдельных правительственных трансферах (688/2001), Законом о государственных займах и гарантиях (449/1988), декретом Правительства о финансировании научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и инновационной деятельности (298/2008). Условия финансирования проектов регламентируются на основании Общих условий, опубликованных на сайте «Текес».
В Финляндии отсутствует так называемое «банковское сопрово-ждение проектов», финансируемых с участием государства: контроль за реализацией таких проектов осуществляет «Текес». Этот контроль со стороны «Текес» обусловлен наличием у агентства полномочий по мониторингу на регулярной основе расходования выделенных средств. «Текес» перечисляет оговоренную в проекте сумму на указанный исполнителем счет, но оставляет за собой право приостановить платеж, заморозить счет, вернуть денежные средства в случаях, предусмотренных Общими условиями.
В случае значительного запаздывания сроков коммерциализации проектов срок погашения займа может быть перенесен максимально на 20 лет. Льготный период не должен превышать 10 лет. В исключительных случаях сумма займа и проценты могут быть конвертированы в долговые ценные бумаги (capital loan). В исключительных случаях при коммерческой неудаче проекта заемщик может быть освобожден от исполнения обязательств по возвращению займа и процентов.
Около 60% финансирования, идущего на инновационную деятельность, выделяется мелкому бизнесу. Расходы крупных компаний на патентование компенсации не подлежат.
С 2009 года под эгидой Правительства страны действует программа - Стратегические центры науки, технологии и инноваций «SHOK», основной целью которой является реализация государственно-частного партнерства, когда под патронажем государства формируется новая институциональная среда, позволяющая создавать прорывные инновации и внедрять их в производство на базе 6 кластеров. Финансирование работ данных центров «SHOK» на долгосрочной основе осуществляется как за счет средств их акционеров (компаний, входящих в данный кластер), так и по линии «Текес» и Академии наук Финляндии. В отличие от компаний-акционеров внешние организации, финансирующие программу («Текес» и Академия наук Финляндии), не имеют прав на создаваемые РИД.
На региональном уровне в Финляндии действуют Региональные центры экономического развития, транспорта и экологии («ELY- центры»). Они работают как самостоятельные центры, и одновременно их консультанты по развитию бизнеса и инновациям оказывают консультационные и тренинговые услуги в различных сетях и институтах как эксперты в области коммерциализации.
Усиливающейся тенденцией является создание неформальных команд. Так, проект «Промото» направлен на динамичное создание новых предприятий и неформальных команд, наиболее перспективной целевой группой которых являются студенты и выпускники высших учебных заведений из различных областей знаний. Таким образом, поддерживается создание сетей и инновационных сообществ.
Хотелось бы обратить внимание на опыт привлечения частных венчурных инвесторов для софинансирования. В марте 2013 г. Правительство Финляндии запустило программу финансирования роста на ближайшее десятилетие для консолидации инвестиций и поддержки роста МСП (в частности, как ответ на структурные сдвиги и отток инвестиций с рынка информационно-коммуникационных технологий). Размер финансирования программы достигнет 1 млрд. евро за планируемый десятилетний период при условии 50 % софинансирования частным капиталом. Планируется, что привлеченное внешнее венчурное финансирование будет использоваться на найм высококвалифицированного персонала для запуска компаний start-up. Государство рассчитывает, что только эта операция позволит вернуть все свои инвестиции, сделанные в программу, в виде налоговых поступлений по статье «подоходный налог» (ставки подоходного налога в Финляндии сильно различаются в зависимости от размера доходов; ставки подоходного налога на наиболее значительные доходы являются одними из самых высоких в мире) и «налог на прибыль». Средства будут инвестированы через Агентство финансирования технологий и инноваций «Текес» (в фонды start-up компаний) и компанию «Finnish industrial investments Ltd.» (в фонды обеспечения роста). Частным инвесторам предлагается инвестировать в фонды start-up компаний, создавая условия для лучшего дохода на частные инвестиции.
При этом в финской модели инновационного развития отсутствуют заметные налоговые меры стимулирования инноваций. Последней мерой общего характера было принятие решения о снижение налога на прибыль компаний с 24 до 20 % на 2014 г.
Для стимулирования инновационного предложения планируется установление обязательной доли инновационной продукции по государственным закупкам. В частности, планируется довести долю «чистых» технологий в государственных закупках до 1 %.
Считается, что механизмом компенсации государству расходов на поддержку инновационной деятельности и интернационализации является повышение наполняемости бюджета за счет налоговых (налог на прибыль юридических лиц, подоходный налог физических лиц) и иных поступлений от бизнеса и потребления.
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОСТВЕННОСТИ РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ
2.1 Основы нормативного регулирования отношений в области торговли объектами интеллектуальной собственности в России и Финляндии
Поскольку нормативное регулирование интеллектуальной собственности (ИС) в России и Финляндии складывалось под влиянием международных норм (Парижская конвенция, ТРИПС, Договор о патентной кооперации (РСТ) и др.), оно имеет значительное количество схожих положений.
В то же время правовой режим Финляндии складывался под влиянием шведского законодательства и интеграционных процессов Северных стран, а также в соответствии с нормами ЕС и практикой Европейского суда справедливости.
К примеру, оказание государственной помощи в сфере НИОКР и инновационной деятельности, которая является фактором, способным влиять на конкурентную среду и приводить к ее искажению, осуществляется в строгом соответствии с требованиями ЕС. Согласно нормам ЕС важнейшим условием оказания государственной поддержки является положительный эффект на состояние экономики и ненарушение конкурентной рыночной среды или направленность помощи на восстановление этой среды. При этом сама конкурентная среда Финляндии, по оценкам руководства страны, нуждается в существенном улучшении, особенно на потребительских рынках. Наиболее значительные изменения и усиление конкуренции требуются в розничной торговле и секторе производства продуктов питания. В то же время предполагается, что государственные компании будут соблюдать нейтралитет.
Различия нормативного правового регулирования между Финляндией и Россией в значительной степени обусловлены тем, что система права России относится к континентальной, а Финляндия относится к скандинавской правовой семье, имеющей систему права, отличную от континентальной системы и больше тяготеющую к англо-саксонской. Это отчетливо прослеживается в минимизации количества общих норм регламентирования договорных отношений, в частности госконтрактов. В России нормативное правовое регулирование государственных контрактов и распределения прав на результаты, созданные при выполнении госконтрактов, достаточно формализовано: имеется как легальное определение «государственного контракта», так и служебного изобретения, что в Финляндии отсутствует.
Следствием «не континентального» подхода к регулированию госконтрактов в Финляндии является применение так называемого «субъектного» подхода. При «субъектном» подходе один из критериев особенности госзакупок (финансирование за счет государственных средств) отсутствует, а нормы Закона о государственных закупках применяются в случае, когда заказчиками являются специальные субъекты, регламентированные в перечне, содержащемся в Законе о государственных закупках.
Такой «субъектный» подход имеет положительную сторону и позволяет варьировать нормы для различных субъектов.
В финском регулировании отсутствует легальное разграничение договоров на НИР и ОКР (вместе с этим отсутствует дифференциация рисков заказчика, и степени ответственности исполнителя). Вместе с тем действуют общие принципы договорного права.
Не останавливаясь на нюансах регулирования договора на выполнение НИОКР, следует отметить, что этот договор не может заранее регламентировать количество охраноспособных результатов, а тем более количество заявок на получение патентов, что является распространенной практикой госконтрактов в России. Опыт Финляндии это подтверждает.
В российском и в финском законодательстве имеется ряд схожих фундаментальных положений, регулирующих ИС и распределение прав на создаваемые РИД. В Финляндии, как и в России, первоначально права возникают у создателя изобретения, а работодатель обладает производным правом. Как и в России, значительное число положений имеют диспозитивный характер. В то же время наиболее фундаментальные носят императивный характер.
Автору изобретения (работнику) принадлежит право на разумную компенсацию за передачу права на изобретение (императивный характер нормы). В то же время размер компенсации не может быть заранее оговорен. Размер зависит от ценности изобретения, объема передаваемых прав, условий найма работника и значения занятости для создания изобретения. Изменение условий таких договоров входит в компетенцию суда.
К договорам в отношении подачи заявки, получения патента, распоряжения имущественными правами, вытекающими из патента (договор об отчуждении прав или о предоставлении права использования изобретения), применяются общие положения о договорах. Права могут свободно передаваться и служить в качестве обеспечения обязательств. Лицензия по умолчанию считается исключительной (без права сублицензирования). К положениям об исключительных лицензиях применяются положения статьей 4-9 Закона об ограничении конкуренции или статьей 85-86 Римского договора ЕС. Требование регистрации договоров об отчуждении исключительного права, лицензионных договоров или договора залога патента в отличие от России (требование государственной регистрации названных договоров) отсутствуют: отсутствие регистрации договоров не влечет их недействительности, однако оно влечет важные правовые последствия в отношении третьих лиц. Лицо, числящееся последним в реестре в качестве правообладателя, несет всю ответственность по спорам и другим правоотношениям, вытекающим из патента.
Содержание исключительного права раскрывается через негативное правомочие (право запрещать другим использовать объект прав). По своему усмотрению правообладатель может давать другим разрешение на использование. В финском праве блок защиты разработан более детально, чем в российском праве (наличие отдельных понятий «защита продукта», «защита процесса», «косвенная защита продукта», «прямое нарушение прав», «содействие в нарушении прав» и т.д.).
В соответствии с практикой Европейского суда справедливости и принципом свободы движения товаров стал применяться не национальный, а региональный принцип исчерпания права (распространяющийся на территорию Европейского экономического пространства). Параллельный импорт на территории ЕЭП разрешается, если товары были введены на рынок с согласия правообладателя. В то же время если правообладатель вводит товар в оборот на территории страны, входящей в ЕЭП, но на чьей территории изобретение не запатентовано, то право считается исчерпанным.
Исключительное право не является препятствием в случае некоммерческого использования РИД. Под термином «некоммерческое использование» понимается не только некоммерческое использование в личных целях, но и другие формы некоммерческого использования: для НИОКР (в том числе выполняемых бизнесом), проведения экспериментов, реверсивного инжиниринга, в образовательном процессе для целей демонстрации, единичного изготовления лекарства. Надо отметить, что в целом такой объем права «некоммерческого использования» РИД без обладания исключительным правом совпадает с нормами российского права.
При создании служебного изобретения работодателю предоставляется 4 месяца, как и в России, для информирования работника о своем решении в отношении созданного изобретения.
2.2 Стимулирование торговли объектами интеллектуальной собственности в России и Финляндии
интеллектуальный собственность торговля регулирование
Хотя Финляндия практически по всем рейтингам входит в группу лидеров по уровню развития инновационной системы, тем не менее потребность активизации коммерциализации результатов НИОКР, постоянного совершенствования инновационной системы и развития конкуренции (особенно на отдельных рынках) характерна и для Финляндии.
Одной из проблем, имеющих важное значение для успешной коммерциализации РИД, является мотивация ученых в их научной и инновационной деятельности. В отличие от России в Финляндии исследовательские университеты уже играют значительную роль в национальных НИОКР, что не исключает наличие трудностей, связанных с коммерциализацией создаваемых РИД. Финское исследование «Коммерциализация в финских университетах» 2011 г., проведенное Научным институтом финской экономики, приводит данные исследования мотивации деятельности 2800 научных сотрудников 11 финских исследовательских университетов. Потенциал коммерческого использования создаваемых РИД практически не оказывает влияние на выбор ученым тематики. Главной мотивацией служат альтруистический подход (социально-культурные аспекты, польза обществу), а также личные мотивы (научные амбиции и самореализация, привлечение дополнительных фондов для дальнейших исследований). Случаи прямого взаимодействия с промышленностью редки, а если такое взаимодействие и осуществляется, то оно направлено на удовлетворение академических интересов и поиска новых идей для исследований, а также обеспечение финансирования. Т.е. в целом можно найти схожие мотивы поведения, за которое критикуют ученых и в России.
Только 10% исследователей получают дополнительное бизнес-образование. Хотя исследователи указывают на то, что они довольны уровнем услуг, предоставляемых центрами трансфера технологий, на самом деле степень удовлетворения потребностей да и сами потребности в коммерциализации достаточно низкие. Это свидетельствует и о том, что центры не стали важной частью культуры университетов, и взаимодействие с ними не является важной составляющей работы исследователей. Делается вывод, что важной задачей должно стать информирование о предоставляемых услугах в области трансфера технологий, расширение перечня услуг, необходимых исследователям, а также формирование стимулов для более активного участия исследователей в трансфере технологий и коммерциализации.
В качестве одной из главных причин слабого участия в инновационной деятельности ученые называют недостаток времени (много времени уходит на подготовку заявок на участие в конкурсах). Представляется, что выявленные проблемы следует учитывать при развитии финансирования на конкурсной основе и мотивации российских ученых.
Приведенные данные также свидетельствуют о том, что предлагаемое в России «стимулирование конкуренции» само по себе не дает желаемого эффекта активизации коммерциализации, как и создание ис-следовательских университетов.
Важен опыт изучения практики отдельных наиболее передовых университетов Финляндии, в частности таких, как Технологический университет Лаппеенранты и Университет Аалто. К примеру, Технологический университет в г. Лаппеенранта имеет выразительный девиз - «Open your mind» - «Открой свой ум!». В университете господствует дух творчества, изобретательства и предпринимательства. Важнейшими показателями деятельности университета являются не столько научные достижения или успехи в учебе, сколько количество start-up компаний, созданных студентами.
В «Аалто» сформировалось самое крупное и активное в Европе предпринимательское сообщество. В октябре 2012 г. был учрежден Фонд стартапов, который возьмет на себя ответственность за организацию и финансирование программ поддержки предпринимательства и быстрорастущих компаний «Стартап Сауна», конференции «Слаш» и программы по организации стажировок «Стартап Лайф». Основной целью фонда является создание одной из лучших в мире концентраций компаний start-up. По общей практике создаваемые start-up компании образуются студентами, а не университетами. Университет может временно стать правообладателем патента на изобретение с тем, чтобы потом, при создании start-up компании студентом, уступить его этому студенту по цене, не превышающей затраты на получение патента.
В конце 2012 г. были озвучены планы по реализации двух новых реформ: правительственной программы «Инновационные города» (или «INKA») на период 2014-2020 гг., которая будет нацелена на объединение усилий национальных и региональных участников инновационной деятельности Финляндии для целей ускорения разработки нового поколения проектов, имеющих международное значение, которая в будущем частично заменит программу «OSKE», а также реформы государственного финансирования start-up компаний с высоким потенциалом роста, подразумевающей объединение усилий в сфере оказания услуг start-up компаниям и перераспределению функций между участниками инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (к примеру, «Текес» будет единственной организацией, отвечающей за предоставление рискового капитала) с целью лучшего удовлетворения запросов клиентов.
Кроме того, наблюдательная группа под председательством младшего государственного секретаря аппарата Правительства Т. Ланкинена подготовила предложения по реформированию государственного сектора НИОКР и финансированию науки. В предложениях содержатся меры, направленные на улучшение финансирования социально направленных НИОКР и повышение их эффективности, расширение НИОКР в областях, имеющих социальное значение, усиление в финансировании акцента на стратегические НИОКР, создание Совета по стратегическим исследованиям, а также укрепление научной обоснованности решений, принимаемых Правительством.
3. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Параллельный импорт
Термин «параллельный импорт» (или «серый импорт» - в странах, где он запрещен) широко используется в Российской Федерации, однако законодательно это понятие не определено. В целом «параллельный импорт» связан с интеллектуальной собственностью, но имеет ограничения в виде установления в законодательстве «принципа исчерпания права на объекты интеллектуальной собственности».
В мировой практике существует два основных «принципа исчерпания права»: национальный (региональный) и международный. В Российской Федерации действует национальный (региональный) принцип исчерпания права» (ст. 1497 ч. IV ГК РФ и «Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности» Таможенного Союза).
Право государства разрешать или запрещать «параллельный импорт» соответствует положениям ст. 6 Соглашения ТРИПС, устанавливающей право страны-участницы признавать ту или иную концепцию исчерпания права на объекты интеллектуальной собственности.
Комиссия Европейского Союза по результатам исследований отдала приоритет региональному (территориальному) принципу исчерпания права.
По мнению большинства экспертов, введение международного «принципа исчерпания права» в Российской Федерации приведет к либерализации «параллельного импорта», что повлечет негативные последствия для российской экономики, снизит привлекательность рынков государств-членов Таможенного Союза, и как следствие приведут к снижению объемов инвестиций в экономику и объемов легальных поставок и производимых товаров.
При современном уровне правового нигилизма и низкой культуре ведения бизнеса в Российской Федерации либерализация «параллельного импорта» прежде всего негативно отразится на потребителях, кроме того, нельзя повышать уровень конкуренции за счет улучшения условий для недобросовестной конкуренции.
3.2Многочисленные и взаимозаменяемые, во многом совпадающие патенты
Именно такая ситуация сложилась сегодня в информационных технологиях (далее - ИТ-технологии или смартфоны). Объекты ИС воплощенные в ИТ-технологиях охраняются множеством патентов, и это служит поводом к судебным тяжбам, ужесточает конкуренцию, приводит к многочисленным и продолжительным патентным войнам. Количество патентов продолжает расти, растут и становятся все более обременительными лицензионные платежи. Однако сложившаяся ситуация не нова в истории ИС, подобная ситуация складывалась и во времена «войны швейных машин» (вторая половина XIX века), и с самолетами, радио, сельскохозяйственными машинами и др. По мнению специалистов, подобная участь ожидает изобретения в сфере биотехнологий, на-нотехнологий, в способах лечения болезни Альцгеймера и др. Критики патентной системы используют «патентные заросли» как доказательство не работоспособности и не соответствия патентной си-стемы требованиям сегодняшнего дня, как подтверждение факта, что патентная система тормозит технический прогресс. Но, история свидетельствует об обратном. «Патентные заросли» прореживаются патентной кооперацией, конкуренцией, и технический прогресс продолжается. Просто они возникают при крупном технологическом прорыве и исчезают при достижении рынком равновесия. Кроме того, изобретение - это соединение множества мелких инноваций. Таким образом, «патентные заросли» - это закономерный этап технического прогресса, а не препятствие его развития.
3.3Непрактикующие патентообладатели, патентные агрегаторы
«Патентные тролли» (непрактикующие патентообладатели, патентные агрегаторы) - компании, которые приобретают патентные права, чтобы собирать лицензионные платежи или вести тяжбы вместо того, чтобы внедрять запатентованное изобретение. Действия «патентных троллей» также превратились для критиков патентной системы в одно из доказательств того, что система больна и требует решительного пересмотра. Следует констатировать, что и сто-ронники патентной системы критикуют их действия и характеризуют политику как направленную против бизнеса и технического прогресса. Однако к «патентным троллям» часто причисляют изобретателей и компании, успешно коммерциализировавшие свои патенты (часто не профильные) с использованием возможностей, предоставляемых па-тентной системой. Все это позволяет говорить о крайне узком взгляде на патентную систему. Большинство, к сожалению, считают, что патенты существуют для того, чтобы их применяли исключительно патентообладатели. Но если быть до конца честным, то патент предоставляет право: распоряжаться, запрещать третьим лицам использовать запатентованное решение, отчуждать исключительное право (уступка) и/или заключать лицензионные договоры, а не использовать его. Следовательно, действия непрактикующих патентообладателей законны. В качестве подтверждения сторонники патентной системы приводят простой пример: действия людей, предпочитающих сдавать в аренду приобретенное жилье, а не жить в нем. Следовательно, патентообладатель, получающий доход от лицензионных платежей не должен наказываться (или осуждаться) больше, чем собственник, приобретающий жилье с целью сдавать его в аренду. Таким образом, действия настоящих «патентных троллей» - это злоупотребление правом, и бороться с ними нужно так же с помощью патентной системы. Основными причинами, позволяющими злоупотреблять правом, являются: слабая осведомленность о правах третьих лиц; отсутствие судебной практики и как следствие неспособность средств защиты права обеспечить компенсацию за нарушение; недостаточная доступность патентной информации; низкое качество патентной экспертизы; непрофессионализм при подготовке заявки (терминология, объем притязаний и др.); нехватка знаний в сфере патентования, в том числе и низкий уровень подготовленности и нехватка патентных поверенных.
3.4 Пути решения проблем регулирования торговли объектами интеллектуальной собственности
Системная организация работ, связанных с обеспечением надежной правовой охраны перспективных коммерческих разработок российских инновационных компаний в России и за рубежом, приобрела особую актуальность после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Специалисты сходятся во мнении, законодательство Российской Федерации полностью соответствуют международному праву. Россия ратифицировала большинство международных договоров в сфере ИС, за исключением Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, несмотря на то, что на Дипломатической конференции в Женеве 02.07.1999 Россия подписала Женевский акт Гаагского соглашения, но до сего времени не осуществила внутригосударственные процедуры по принятию. Гаагская система позволяет заявителю регистрировать промышленные образцы в многочисленных странах путем подачи одной заявки в Международное бюро ВОИС. Система допускает подачу до 100 различных образцов в одной заявке, а также облегчает дальнейшее управление регистрацией промышленных образцов, продление регистрации и фиксирование изменений посредством одного процедурного шага. К сожалению, промышленные образцы мало популярны в Российской Федерации, подтверждением данного тезиса служит статистика Роспатента: с 2010 года количество заявок, подаваемых на регистрацию промышленных образцов иностранными заявителями, превосходит количество заявок, подаваемых отечественными заявителями. В то же время многие зарубежные производители поняли важность регистрации промышленных образцов, т. к. они увеличивают коммерческую ценность товара, делают его более привлекательным. Обеспечение комплексной охраны товара через патентование изобретения и промышленного образца, а также регистрацию товарного знака позволяет одновременно обеспечить охрану не только внешнему виду и функциональности, но также названию и логотипу. Продолжая разговор о недопущении злоупотребления правом ИС, следует сказать, что понятие принудительная лицензия вводится ст. 5а Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.) и выдача принудительной лицензии связана исключительно с неиспользованием (или недостаточным использованием) изобретения. Соглашение ТРИПС содержит ст. 30 «Исключения из предоставляемых прав», ст. 31 «Другие виды использования без разрешения патентообладателя» и ст. 32 «Аннулирование патента/лишение прав на патент». С указанием, что исключения не должны необоснованно вступать в противоречие с нормальным использованием патента и необоснованно ущемлять законные интересы патентообладателя, учитывая законные интересы третьих лиц, а также могут быть приняты и пересмотрены в судебном порядке. При этом в ст. 2 соглашения ТРИПС указывается, что соглашение не умаляет существующих обязательств членов в соответствии с Парижской конвенцией. Таким образом, ст. 1360 «Использование изобретения ГК РФ, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности» и ст. 1362 «Принудительная лицензия на изобретение, полезную модель или промышленный образец» ч. IV ГК РФ полностью соответствуют международному праву и являются механизмами законного ограничения патентной монополии и предотвращения злоупотребления правом. Весьма важным решением для России и Европейского Союза (далее - ЕС) является создание специализированного Суда по ИС (в России - Суд по интеллектуальным правам). Идея Суда по интеллектуальным правам возникла еще во времена СССР. В 2010 году на сессии Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации эта идея была вновь озвучена и поддержана Президентом России. Основная задача - это увеличить эффективность, преемственность и единообразие российского судопроизводства в сфере ИС, что, безусловно, станет дополнительной гарантией для иностранных инвесторов и добавит уверенности и надежности в защите прав ИС. С 01 июля 2013 года Суд по интеллектуальным правам России начнет свою работу. В Финляндии Суд по ИС начал работу с 01 сентября 2013 года в г. Хельсинки. Специалисты Финляндии также долгое время лоббировали в финском Парламенте идею создания специализированного Суда. Следует отметить, что в феврале 2013 года большинство стран ЕС подписали Соглашение о Едином патентном Суде ЕС (UPC), что рассматривается специалистами как решительный шаг к созданию Единой патентной системы ЕС. Основным отличием Финского суда по ИС от Российского является то, что он рассматривает не только споры в сфере промышленной собственности, но и споры, касающиеся авторского права. Российские специалисты считают, что и российский суд должен рассматривать все споры в сфере ИС. ИС способствует инновациям, обеспечивает прибыльность предприятий и становится ведущим фактором, изменяющим предпринимательскую стратегию. Все больше специалистов приходят к мнению, что критика патентной системы не что иное, как подтверждение того, что патентная система стала жертвой собственной популярности. Например, сегодня именно фармацевтические компании являются активными сторонниками патентования, объясняя это невозможностью выживания в условиях глобального рынка, и призывают к ужесточению патентной охраны. А ведь в большинстве развитых стран патентование лекарственных препаратов началось сравнительно недавно. Например, Франция в 1960 г., Япония в 1976 г., Швейцария в 1977 г., Италия и Швеция в 1987, а Испания в 1992 г. ИС не нуждается в подтверждении своей важности, она получила всеобщее признание. Подтверждением служит ежегодно увеличивающееся количество подаваемых патентных заявок в мире, в том числе и в Европейское патентное ведомство (далее - ЕПВ). В связи с созданием Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и действием Таможенного союза повышается роль Евразийской патентной организации (далее - ЕАПО). В создании ЕАПО непосредственное участие принимала Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и имеет статус наблюдателя в Административном совете ЕАПО. Членами Евразийского патентного ведомства (ЕАПВ) являются восемь государств СНГ, включая Российскую Федерацию. Таким образом, ЕАПВ как региональное патентное ведомство, созданное по образу и подобию Европейского патентного ведомства (ЕПВ), может сыграть важную роль в евразийской экономической интеграции, имея надежный инструмент - евразийский патент на изобретение, действующий в отношении всех стран-участниц евразийской патентной системы. Интеллектуальная собственность в виде изобретений, защищенных действующими патентами, заявок на изобретения во всем мире высоко оценивается и является источником дохода и предметом прибыльного инвестирования. Но, по мнению экспертов, в современных экономических условиях без действенной государственной поддержки активизировать зарубежное патентование конкурентоспособных российских разработок, в том числе полученных за счет бюджета, не представляется возможным. Необходимость государственной поддержки обусловлена следующими основными причинами: высокая стоимость патентования за рубежом; еще более высокая стоимость судебной защиты; отсутствие или недостаток специалистов (особенно в регионах); поддержка престижа государства. В настоящее время РВК разрабатываются механизмы и инструменты, необходимые для создания Фонда патентования (далее - Фонд), действующего на основе частно-государственного партнерства. Международная практика работы подобных инструментов показывает, что накопление широкого портфеля патентов (включая перекрестное или кросс-лицензирование) оказывает положительный эффект на конкурентные позиции компаний - партнеров такого фонда, в том числе при возникновении патентных споров и по защите своих рынков от недобросовестных действий конкурентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пока России не удалось преодолеть ключевые проблемы - низкий спрос на инновации в реальном секторе экономики и слабое взаимодействие между наукой, бизнесом и образованием. Частично это обусловлено кризисными явлениями и уменьшением бюджетного финансирования, но главное - системными проблемами российской экономики (низкие темпы диверсификации и сохранение зависимости от углеводородов) и выбранной моделью инновационной системы, в которой преобладало стимулирование предложения. Масштаб поставленных задач и трудности, испытываемые в рамках выбранной инновационной модели, определяют необходимость ее корректировки. Следует отметить, что в Европе только очень незначительная доля инновационных идей поступает инициативным образом от науки (supply-driven economy), а подавляющее их большинство так или иначе диктуется рынком (demand-driven economy). При том что существуют механизмы стимулирования как спроса, так и предложения, главные усилия направлены на стимулирование спроса (производственного и частного). Рассмотрение опыта зарубежных стран (в частности, Финляндии) позволяет сделать вывод о том, что для России было бы важно не только продолжить наращивать объем финансирования науки и инновационной инфраструктуры, но и сделать акцент на стимулировании инновационного спроса на региональном и местном уровне, формировании дружественной, массовой и «пошаговой» инновационной «экосистемы» при участии бизнеса, науки, образования, потребителей и государства. Такая всесторонняя поддержка должна снизить риски бизнеса, повысить привлекательность инновационной деятельности и стимулировать инновационный спрос. При этом актуальными остаются общие вопросы совершенствования государственного управления и повышения роли ИКТ, осуществления надлежащего контроля и мониторинга инновационных проектов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Белоконь Ю.А. Защита интеллектуальной собственности: международно-экономические аспекты // МЭиМО, 2012 - № 6
.Великий А.А. Охрана прав интеллектуальной собственности международном и российском законодательстве: таможенный аспект// Право и государство: теория и практика 2013, №6.
.Громов Ю.А. Защита и коммерциализация интеллектуальной собственности. - М., 2013.
.Зубарев Л.В., Интеллектуальная собственность и свободное движение товаров // Государство и право, №1, 2014.
.интеллектуальной собственности с точки зрения бизнеса в России и Финляндии // Охрана и защита интеллектуальной собственности в российско-финляндском экономическом сотрудничестве. Сборник материалов. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 224 с.
.Козырев А.Н. Развитие законодательства об интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. URL: #"justify">.Мингалева Ж.А. О формировании правового поля в области инновационной и интеллектуальной деятельности // Вестн. Перм. ун-та. Юрид. науки. 2011. Вып. 4(10). С. 122-26.
8.Минков А.М, Международная охрана интеллектуальной собственности -Спб., 2011 .Полякова Н. Актуальные проблемы охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности, трансфера технологий и коммерциализации// Охрана и защита интеллектуальной собственности в российско-финляндском экономическом сотрудничестве. Сборник материалов. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 224 с.
.Сергеева Д., Савицкий П. и Таркела П. Основные тенденции в области
12.Abbott, F.M. The WTO TRIPS Agreement and Global Economic Development, Chicago Kent Law Review, 2012
.Duncan Matthews «Globalizing Intellectual Property Rights», Publisher: Routledge, 2012
.Jayashree Watal, Intellectual Property Rights in the WTO and developing countries, London 2011
.Science, technology and innovation in Europe. Statistical books / Eurostat. 2012.
.Science, technology and innovation in Europe. Statistical books / Eurostat. 2013.
Похожие работы на - Возможность применения опыта регулирования торговли объектами интеллектуальной собственности в странах Европейского Союза для экономики Российской Федерации
Первый закон о регистрации товарных знаков в России был принят в 1896 г. - закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)» . Он регламентировал, какие названия, начертания, символы и знаки подлежали регистрации. Выдачей охранных свидетельств на товарные знаки в те годы ведал Департамент торговли и мануфактур.
После Октябрьской революции также выходили законодательные акты в этой области. Это Декрет Совнаркома от 15.08.1918 «О пошлине на товарные знаки», Постановление ВСНХ от 1919 г. «О товарных знаках государственных предприятий», Декрет Совнаркома от 10.11.1922 «О товарных знаках» и ряд других постановлений. Примечательно, что первым товарным знаком, зарегистрированным советским государством, был «Нарзан» (1932) - марка минеральной воды, которая ведет свою историю с 1864 г.
Либерализация коммерческой деятельности, вызванная реформами в российской экономике, развитие рыночных отношений, появление большого числа новых хозяйствующих субъектов и увеличение общего товарооборота кардинальным образом трансформировали рынок интеллектуальной собственности в России.
В последние годы отмечается значительный рост интереса бизнеса и предпринимательства к государственной регламентации прав интеллектуальной собственности и обеспечения правовой защиты своим брендам.
В частности, на конец 2015 г. Роспатент принял к рассмотрению 29 269 заявок на регистрацию изобретений от российских заявителей, преимущественно от московских предпринимателей - 12 681 заявку. Иностранные заявители подали 16 248 заявок, большая часть которых - 12 146 заявок - была удовлетворена. Наибольшую активность проявили представители США, Германии, Японии, Франции. Па регистрацию полезных моделей было подано 11 403 заявки, и по ним было выдано 8390 патентов российским заявителям и 618 - иностранным. Иностранным заявителям было выдано 2914 патентов на промышленные образцы. Из российских 34 304 заявки на правовую охрану товарных знаков были подтверждены свидетельствами 20 539.
На фоне активизации российских и иностранных компаний по защите прав интеллектуальной собственности наблюдается развитие и усложнение взаимоотношений хозяйствующих субъектов в этой области. Частое столкновение интересов владельцев товарных знаков способствовало развитию этого направления в приоритетное направление деятельности международных и национальных организаций, а также международному сотрудничеству.
В российской правоохранной практике в отношении товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в равной степени могут участвовать Федеральная антимонопольная служба, Министерство промышленности и торговли, Министерство экономического развития, Министерство внутренних дел, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Министерство юстиции, Генеральная прокуратура и другие учреждения и организации. Особое место в этой системе отводится судебным органам, регламентирующим споры о нарушении исключительных прав на торговые марки.
Перечисленные организации обладают специальными компетенциями в области прав интеллектуальной собственности, которые направлены на обеспечение защиты прав владельцев брендов на принадлежащие им товарные знаки и пресечение проникновения фальсифицированной продукции на рынок России.
Правоприменительная практика в отношении элементов торговых марок как объектов интеллектуальной собственности реализуется в соответствии с международными договорами и определяется положениями уголовного, гражданского и административного права и укрепляется нормами ведомственного законодательства (табл. 8.3).
Международное законодательство имеет большое значение в регулировании правоохранной деятельности в отношении объектов интеллектуальной собственности на территории России. Базовыми международными документами являются Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Мадридское соглашение и Протокол к нему.
Таблица 83
Международная законодательная база по охране и защите объектов интеллектуальной собственности
Сфера действия |
|
Международные соглашения |
Общие вопросы
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Договоры о глобальной системе охраны
|
Окончание табл. 8.3
Сфера действия |
Основные правовые законодательные акты Соглашения о классификациях
|
Международные соглашения со странами СНГ |
Соглашения между правительством РФ и правительствами:
|
Нормативные правовые акты РФ в сфере регулирования интеллектуальной собственности |
|
С 1994 г. Россия участвует в Договоре о законах но товарным знакам, многие положения которого повлияли на формирование российской законодательной базы. Для этих целей большое значение имеет Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS). Несмотря на то что Россия не является участницей этого Соглашения, во многом на его принципах базируется российская практика регулирования и готовятся проекты Законов о поправках к действующим нормативным актам.
Вопросы защиты прав на товарные знаки в России регламентируются смежными законами и законодательными актами, включая Уголовный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и многие другие отраслевые и ведомственные законодательные акты.
Гражданское законодательство регламентирует общую часть правоотношений в связи с товарными знаками на основе Гражданского кодекса РФ. Он определяет товарные знаки как «средства индивидуализации» и закрепляет за их владельцами исключительные права. В случае посягательства на объекты интеллектуальной собственности - авторские права, товарные знаки и их элементы - способом защиты чаще всего избирается взыскание убытков с недобросовестных конкурентов.
Однако в силу своего статуса Гражданский кодекс приводит только общие принципы и не содержит детального правового регулирования отношений, связанных с товарными знаками. Такое регулирование осуществляется специальным законодательством.
Законодательство об интеллектуальной собственности регламентирует большую часть отношений, возникающих в связи с торговыми марками. Законодательство предполагает использование различных механизмов и средств правовой защиты владельцев торговых марок - от признания прав оригинального владельца до значительных денежных компенсаций за нанесенный ущерб.
Практически все вопросы, связанные с охраной интеллектуальной собственности и авторского права, регламентируются ведомственными нормативными актами. К ним относятся нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственных услуг Роспатента, приказы Роспатента, приказы Росстата, а также методические рекомендации по отдельным вопросам, в том числе определяют порядок регистрации договоров, связанных с товарными знаками, а также ряд других значимых направлений в правоохранной деятельности.
К категории ведомственного законодательства также относятся утвержденные приказом Роспатента от 03.03.2003 № 28 Правила принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания, которое осуществляется решениями административных инстанций патентного ведомства Апелляционной палаты Роспатента и Высшей патентной палаты Роспатента.
В определенных случаях нарушения прав интеллектуальной собственности могут применяться нормы уголовного права. Наиболее типичные случаи уголовно-правовых посягательств на права владельца бренда является нарушение авторских и смежных прав, например копирование дизайна или упаковки, нарушение изобретательских и патентных прав в отношении упаковки, вида изделия, состава продукта и другие нарушения.
По нормам Уголовного кодекса преследуется незаконное использование товарного знака, обман потребителей, посягательство на здоровье населения по причине некачественной продукции, включая сокрытие информации об этом, а также использование поддельных акцизных марок и других товарных документов.
Санкции уголовного права предусматривают любые виды ответственности в соответствии с нормами УК РФ вплоть до лишения свободы.
Административное законодательство применяется в ряде случаев при меньшей тяжести правонарушения и устанавливает административную ответственность через наложение штрафа. К этой категории нарушений прав собственника относится, например, продажа товара ненадлежащего качества, нарушение правил торговли, обман потребителей, некоторые другие виды нарушений.
Согласно доктрине, устоявшейся в правоприменительной практике, посягательства на некоторые из прав владельца бренда (копирование логотипа, товарного знака, дизайна) можно характеризовать как недобросовестную конкуренцию.
Законодательство о правах потребителей и рекламе применяется в случаях осуществления ненадлежащей рекламы - недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной. Как правило, такая реклама в равной степени нарушает права потребителей и владельцев торговых марок, поэтому в отношении недобросовестных предпринимателей могут применяться как штрафные санкции, так и контрреклама.
Специальные нормы законодательных документов применяются в отношении отдельных прав, не обеспеченных разработанной законодательной базой. За отсутствием сформированной законодательной базы в отношении отдельных товарных категорий предпринимателям рекомендуется уделять большее внимание профилактическим мерам.
В отношении доменных имен в Интернете рекомендуется превентивная регистрация всех возможных вариаций соответствующего наименования во всех возможных уровнях. А при регистрации товарного знака рекомендуется блокировать смежные товарные группы, чтобы обезопасить свой товарный знак от риска регистрации другими предпринимателями в схожих товарных категориях.
Начальным этапом в процедуре регистрации товарного знака является оформление заявки на товарный знак. При оформлении заявки указывается перечень товаров и услуг, для которых заявляется товарный знак в соответствии с МКТиУ.
- Рабец А. Правовая охрана товарных знаков в России: современное состояние и перспективы.
Источники правового регулирования международной торговли интеллектуальной собственностью. Интернационализация коммерческого использования интеллектуальной собственности опосредуется комплексом мер правового характера, принимаемых на международном и национальном уровнях. На международном уровне ключевая роль в области охраны интеллектуальной собственности и торговли ею принадлежит ВОИС и ВТО. Действуют и другие международные соглашения: Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (в ред. 1967 г.), Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г.
ВОИС призвана содействовать разработке мероприятий, рассчитанных на улучшение охраны интеллектуальной собственности во всем мире и на гармонизацию национального законодательства в этой области. В рамках ВОИС заключены: Договор о законах по товарным знакам от 27 октября 1994 г., Договор о патентном праве от 1 июня 2000 г. и ряд других актов.
В рамках ВТО действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (TRIPS), направленное на защиту коммерческих интересов лиц, чьи товары содержат «интеллектуальный» компонент и защищены патентами и охранными документами на средства индивидуализации произведенной продукции, а также на борьбу с контрафактной продукцией. Иначе говоря, объектом регулирования ВТО является не сама интеллектуальная собственность, а отношения между-
народной торговли интеллектуальной собственностью.
Источниками правового регулирования международной торговли интеллектуальной собственностью являются также национальные акты, когда они определяются в качестве актов применимого права. В соответствии со ст. 1211 ГК РФ при отсутст-
1 См.: Международное коммерческое право / Под ред. В. Ф. Попон-допуло. С. 310.
606 Раздел V. Отдельные виды предпринимательской деятельности
вии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается по общему правилу право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Например, стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора коммерческой концессии, признается правообладатель, а для содержания лицензионного договора - лицензиар.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью осуществляется в соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности (ст. 36).
Договорные формы международной торговли интеллектуальной собственностью представлены, в частности, международными лицензионными соглашениями и договорами международного франчайзинга.
Международная торговля лицензиями способствует увеличению иностранных инвестиций и приобретению участия в создаваемых или уже действующих зарубежных предприятиях. Продавцы лицензий обычно ставят обязательным условием участие в капитале иностранной организации, которая будет осуществлять производство товаров по продаваемой лицензии.
Отношения международной торговли лицензиями опосредуются лицензионными соглашениями, по которым передаются права на использование изобретений, полезных моделей или промышленных образцов иностранному пользователю.
При этом различают исключительные и неисключительные (простые) лицензии. При исключительной лицензии лицензиар передает лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в пределах, оговоренных соглашением, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату. При неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе права на предоставление лицензий третьим лицам.
Правовое регулирование отношений в сфере международной торговли лицензиями осложнено объективным противоречием, существующим между началами свободы международной торговли и конкуренции, с одной стороны, и монопольным характером интеллектуальной собственности - с другой. В Соглашении о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (TRIPS) содержится ряд норм, направленных на смягчение антиконкурентной практики при предоставлении договорных лицензий. Страны - члены ВТО вправе принимать надлежащие меры, не противоречащие названному Соглашению, если они необходимы для предотвращения злоупотребления правами интеллектуальной собственности со стороны правообладателей или обращения к практике, которая ограничивает неоправданным образом торговлю или оказывает неблагоприятное влияние на международную передачу технологий (п. 2 ст. 8). Правила по осуществлению контроля за антиконкурентной практикой в договорных лицензиях содержатся в ст. 40 данного Соглашения.
Международный франчайзинг способствует созданию устойчивой сбытовой сети товаров правообладателя посредством использования монополии при осуществлении деятельности на договорной территории. По договору международного франчайзинга одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи), являющейся иностранным лицом, право использовать в его предпринимательской деятельности на определенной территории комплекс исключительных прав, принадлежащих франчайзеру. Комплекс исключительных прав может включать право пользования: фирменным наименованием, товарным знаком или знаком обслуживания; конфиденциальной информацией технического и коммерческого характера (ноу-хау); деловой репутацией; иными правами, принадлежащими франчайзеру.
Различают три типа франчайзинга: промышленный, сбытовой и сервисный. Предметом соглашения промышленного франчайзинга выступает комплекс исключительных прав на использование товарного знака, изобретения, дополняемый поставляемым франчайзером сырьем, материалами, технологией. Не исключается и передача ноу-хау. В рамках соглашения сбы-
1 Российским аналогом договора франчайзинга яапяется договор коммерческой концессии, регламентированный нормами гл. 54 ГК РФ.
608 Раздел V. Отдельные виды предпринимательской деятельности
тового франчайзинга передается исключительное право на реализацию под товарным знаком франчайзера выпускаемой им продукции. В данном случае франчайзи осуществляет часть функций поставщика, специализируясь на определенной продукции. В соответствии с соглашением о сервисном франчайзинге франчайзер передает франчайзи разработанную систему оказания услуг под его фирменным наименованием и знаком обслуживания.
В договоре международного франчайзинга, помимо традиционных условий по использованию передаваемого комплекса прав, могут содержаться оговорки об ограничении конкуренции, соблюдении конфиденциальности, обучении персонала франчайзи.
Публичный порядок в сфере международной торговли интеллектуальной собственностью обеспечивается международными актами и актами внутреннего законодательства.
Целями Соглашения ВТО о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность являются: сокращение препятствий на пути международной торговли; содействие эффективной и адекватной охране интеллектуальной собственности; обеспечение режима, при котором меры и процедуры по защите прав интеллектуальной собственности не становились бы препятствием при законной торговле ими.
В основу названного Соглашения положен принцип национального режима, означающий, что государство-участник обязано предоставлять лицам других государств-участников права, не меньше, чем те, которые оно предоставляет собственным лицам в отношении охраны интеллектуальной собственности. В то же время предусмотрено, что принцип режима наибольшего благоприятствования, означающий, что любые преимущества в отношении охраны интеллектуальной собственности, предоставленные государством-участником лицам любой другой страны, должны быть незамедлительно распространены на лиц всех остальных государств-участников. Указанные принципы распространяются не только на сферу международной правовой охраны интеллектуальной собственности, но и на сферу международной торговли интеллектуальной собственностью.
Публичный порядок в сфере международной торговли интеллектуальной собственностью обеспечивается также международными стандартами в отношении охраны и использования интеллектуальной собственности (второй раздел данного Соглашения). Указанные стандарты сформулированы применительно к отдельным объектам: товарным знакам и знакам обслуживания, наименованиям мест происхождения товаров, промышленным образцам, патентам, топологиям интегральных микросхем, конфиденциальной информации (коммерческой тайне), контролю за недобросовестной конкуренцией при заключении лицензионных договоров.
Примером национального подхода к обеспечению публичного порядка в сфере международной торговли интеллектуальной собственностью является ст. 36 Закона о внешнеторговой деятельности. В ней определено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами могут вводиться ограничительные меры, затрагивающие внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью, в частности, в целях обеспечения общественной морали, правопорядка, охраны жизни и здоровья граждан, животных и растений, окружающей среды, выполнения международных обязательств Российской Федерации, обеспечения обороны и безопасности.
Литература
Городов О. А. Интеллектуальная собственность: правовые аспекты коммерческого использования. СПб., 1999.
Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2000.
20.Международная торговля интеллектуальной собственностью
Интеллектуальный продукт - результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности.
изобретение- тех. решение, представленное в документальной форме в виде модели/ образца, обладающий существенной и явной полезностью
Патент –документ, устанавливающий право собственности.
Ноу-хау - это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности
Товарная марка - это имя, знак или символ, которые идентифицируют продукцию и услуги продавца.
21.Международный рынок технологий
Международная торговля технологиями - это предоставление на коммерческой основе иностранному контрагенту результатов научно-технической деятельности, имеющих не только научную, но и прикладную практическую ценность.
Объектами международной торговли технологиями являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме.
Неовеществленные формы:
Техническая документация
Знания и опыт
Рецептура
Лицензии.
Овеществленные формы
Промышленные образцы
Отдельные агрегаты
Технологические линии
Субъекты международного рынка технологий
Государство
Высшие учебные заведения
Исследовательские институты
Фирмы и фонды
Физические лица.
22. Понятие и сущность гос регулирования внешней торговли: цели, методы, инструменты.
Государственное регулирование внешней торговли – это система закрепленных нормативными актами методов государственного воздействия на внешне-торговые операции субъектов предпринимательской деятельности.
Методы государственного регулирования международной торговли можно разделить на две группы: тарифные и нетарифные.
1. Тарифные методы сводятся к использованию таможенных пошлин - особых налогов, которыми облагаются продукты международной торговли. Таможенное обложение предполагает использование импортных пошлин для затруднения ввоза в страну иностранных товаров, реже используются экспортные пошлины. Протекционистский характер тарифов выражается в увеличении размеров пошлин для роста национальных цен на импортируемый товар. По форме исчисления различают пошлины:
а) адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара; б) специфические, взимаются в виде определенной денежной суммы с объема, массы или единицы товара. 2. Нетарифные методы многообразны и представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мероприятий. К ним относятся:
Кеопшроеание (контингентирование) - установление количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций.
Лицензирование - выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений (лицензий) на проведение внешнеторговых операций эмбарго - запрет на проведение экспортно-импортных операций.
Валютный контроль - ограничение в кредитно-денежной сфере
Налоги на экспортно-импортные операции - налоги в качестве нетарифных мер, которые не регулируются международными соглашениями, как таможенные пошлины, и поэтому взимаются как с отечественных, так и с зарубежных товаров
Административные меры, которые связаны в основном с ограничениями по качеству продаваемых товаров на отечественном рынке.
Государственное регулирование внешней торговли может иметь два взаимосвязанных направления. С одной стороны – это регулирование импорта в целях защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от иностранных товаров. С другой стороны – поощрение экспорта, повышение конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке в целях экспортной экспансии, завоевании новых рынков. Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.
Гос.регулирование внешней торговли – система мер гос.воздействия на внешнеторговые операции субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемые в соответствии с задачами экономической политики.
Методы гос.регулирования
Тарифные (таможенные);
Нетарифные.
Инструменты:
Там.пошлины;
Лицензии;
Ограничение экспорта;
Административные и таможенные формальности;
Стандарты;
Субсидирование экспорта.
Защита отечественного производителя;
Создание благоприятных условий для иностранных и отечественных инвестиций;
Приток капитала;
Стимулирование международной торговли.