Территориально государственное устройство современных стран мира. Современная типология стран мира: классификация по определенным признакам
Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления. Существуют две основные формы правления: республиканская и монархическая.
Республиканские формы правления распространены широко: 4/5 всех независимых стран мира – республики. Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту, а исполнительная – правительству. Родина республиканского строя – Европа.
В свою очередь, республики подразделяются на президентские и парламентские. В президентских республиках (США, Аргентина, Бразилия, Иран, Пакистан и др.) президент, наделённый очень большими полномочиями, сам возглавляет правительство. В парламентских республиках (ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.) главной фигурой является не президент, а глава правительства. Часто, однако, официально парламентская республика фактически является президентской. Таковы, например, Франция, Египет, а также Россия и большинство других стран СНГ. Особую группу предоставляют социалистические республики: Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.
Монархическая форма правления имеет меньшее распространение: монархий в мире всего 30. Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть, принадлежащая единоличному правителю, передаётся по наследству. Все монархии подразделяются на абсолютные и конституционные. В конституционных монархиях реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. В абсолютных монархиях, напротив, власть монарха почти не ограничена. Эти страны, в основном, сосредоточены в районе Персидского залива.
К абсолютным относятся: 1 теократическая монархия (Ватикан), 4 эмирата (Катар, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн), 2 султаната (Оман, Бруней), 1 королевство (Саудовская Аравия).
К конституционным: 1 империя (Япония), 1 султанат (Малайзия), 1 великое герцогство (Люксембург), 3 княжества (Андорра, Лихтенштейн, Монако), королевства:
Зарубежная Европа: Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция.
Зарубежная Азия: Бутан, Иордания, Камбоджа, Непал, Таиланд.
Африка: Лесото, Марокко, Свазиленд
Океан: Тонга
Государственный строй любой страны также характеризуется формой её административно-территориального устройства. В этом отношении все страны мира подразделяются на унитарные и федеративные.
Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть.
Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т.д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Большинство стран – унитарные. Федеративное устройство имеют лишь 24 страны:
СНГ : Россия, Белоруссия
Европа : Германия, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия, Черногория
Азия : Малайзия, Мьянма, Индия, Пакистан, Объединённые Арабские Эмираты
Африка : Нигерия, Эфиопия, Южно-Африканская республика
Америка : США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия
Данный видеоурок посвящен теме «Государственный строй стран мира». В нем рассмотрены основные формы государственной власти, их разновидности и особенности. В уроке показано разнообразие стран современного мира. Урок познакомит учащихся с двумя основными формами правления: монархия и республика.
Тема: Современная политическая карта мира
Урок: Государственный строй стран мир
Существуют различные государственные режимы, формы правления, строй стран.
формам правления :
1. Республиканская.
2. Монархическая.
Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.
Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающая наследственный или иной невыборный способ передачи власти. Законодательная власть в республике принадлежит парламенту, исполнительная - правительству.
Республика - наиболее распространенная форма правления, более 140 стран мира имеют такую форму правления.
Виды республик
Иногда выделяют смешанную республику, которая представляет собой форму правления, которая находится между президентской и парламентской, сочетая в себе признаки обоих видов.
Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху.
Монархом может быть король, царь, султан, эмир, император, герцог и т.д. Власть в данной форме правления, как правило, передается по наследству. По общему количеству монархий гораздо меньше, чем республик, кроме того, в Северной Америке, Южной Америке и Австралии монархическая форма правления вообще отсутствует.
Виды монархий
Одной из разновидностей монархии является теократическая монархия, где во главе государства стоит религия. Главой государства является глава церкви, который обладает неограниченной высшей государственной властью. Примеры: Ватикан, Саудовская Аравия.
Особое место в разновидности государственного строя занимает Содружество.
Содружество
(Содружество наций) - добровольное межгосударственное объединение суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все ее бывшие владения.
Рис. 1. Флаг Содружества
До недавнего времени на политической карте мира существовала еще одна особая форма правления - Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахерия (Ливия).
Деление современных стран мира по особенностям территориально-государственного устройства :
1. Унитарная форма.
2. Федеративная форма.
Унитарное государство - форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая конституция, единая правовая система. Например, Украина, Польша, Белоруссия, Франция, Монголия, Чили, Дания и т.д. Унитарных государств большинство.
Федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими определенной самостоятельностью. Например, Россия, США, Канада, Бразилия, Австралия, Аргентина, Индия, Германия.
Особой разновидностью федеральной формы устройства территории является конфедерация.
Конфедерация - союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Например, Швейцария.
Кроме того, в каждой стране есть способы и методы, с помощью которых осуществляется правление, - государственный режим.
Формы режима :
3. Тоталитаризм
4. Диктатура
5. Геноцид
6. Апартеид
Домашнее задание
Тема 1, П. 3
1. В чем основные отличия республиканской формы правления от монархической?
2. Приведите примеры стран с федеративным устройством. Найдите их на карте.
Список литературы
Основная
1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.
2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.
3. Родионова И.А., Елагин С.А., Холина В.Н., Шолудько А.Н. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны: Учебно-справочное пособие / Под ред. проф. И.А. Родионовой. - М.: Экон-Информ, 2008. - 492 с.
4. Универсальный атлас мира / Ю.Н. Голубчиков, С.Ю. Шокарев. - М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ: Астрель, 2008. - 312 с.
5. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.
Дополнительная
1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс / Сост. Е.А. Жижина. - М.: ВАКО, 2012. - 112 с.
2. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е.А. Жижина. - М.: ВАКО, 2012. - 96 с.
3. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений» / В.И. Евдокимов. - М.: Экзамен, 2009. -109 с.
4. География. Тесты. 10 класс / Г.Н. Элькин. - СПб.: Паритет, 2005. - 112 с.
5. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.
6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.
7. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.
8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.
9. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.
Классификация стран мира
Количество и группировка стран
В настоящее время на политической карте выделяется около 230 стран и территорий. Более 190 из них являются суверенными, т.е. политически независимыми государствами, обладающими самостоятельностью во внутренних и внешних делах.
Страны группируются по различным признакам. Чаще других используются классификации стран по величине их территории, численности населения и по особенностям их географического положения. По размерам территории выделяются семь самых больших стран, площадью свыше 3 млн. км 2 каждая, которые в совокупности занимают около половины всей земной суши. Это Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.
По численности населения выделяют десять самых больших стран, с числом жителей более 100 млн. человек в каждой. На них в совокупности приходится 60% населения земного шара. Это Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия. На политической карте мира преобладают средние и небольшие страны. Наиболее маленькие страны называют микрогосударствами (Лихтенштейн, Люксембург, Монако).
По особенностям географического положения страны разделяют на приморские, полуостровные, островные, страны-архипелаги. К последней группе относят Японию, Индонезию, Филиппины. Особо выделяют страны, лишенные выхода к морю. Это затрудняет использование этими странами морских торговых путей и ресурсов Мирового океана. Всего таких стран 36.
Таблица 1. Классификация стран по географическому признаку.
Таблица 2. Внутриконтинентальные страны (не имеющие выхода к океану)
Зарубежная Европа | Зарубежная Азия | Африка |
1. Андорра | 1. Афганистан | 1. Ботсвана |
2. Австрия | 2. Бутан | 2. Буркина-Фасо |
3. Венгрия | 3. Лаос | 3. Бурунди |
4. Люксембург | 4. Монголия | 4. Замбия |
5. Лихтенштейн | 5. Непал | 5. Зимбабве |
6. Македония | 6. Лесото | |
7. Словения | СНГ | 7. Малави |
8. Чехия | 8. Мали | |
9. Словакия | 1. Молдова * | 9. Нигер |
10. Швейцария | 2. Армения | 10. Руанда |
3. Казахстан | 11. Свазиленд | |
Америка | 4. Узбекистан | 12. Уганда |
5. Кыргызстан | 13. ЦАР | |
1. Боливия | 6. Таджикистан | 14. Чад |
2. Парагвай | 7. Туркменистан | 15. Эфиопия |
Географическое положение страны оказывает существенное влияние на уровень ее экономического развития. Большинство внутриконтинентальных внеевропейских стран, отстают в своем экономическом развитии, т.к. отсутствие выхода к морю затрудняет осуществление их внешнеэкономической деятельности.
Классификацию стран можно также осуществлять и по площади территории, численности населения и другим показателям.
Таблица 3. Семерка крупнейших стран мира (площадь более 3 млн. км 2)
Формы правления
Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение она получила в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.
При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. При этом различают т. н. президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия и др.). Особая форма государственного правления - социалистическая республика (которая возникла в XX в. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Социалистическими республиками и поныне остаются Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.
Монархическая форма правления возникла в давние времена в условиях рабовладельческого общества. При феодализме эта форма правления стала основной. В более поздние времена сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления. В настоящее время на политической карте мира имеется 30 монархий. При этом нет ни одной в Америке, 14 находятся в Азии, 12 - в Европе, 3 - в Африке и одна - в Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты и папское государство Ватикан.
Подавляющее большинство существующих ныне в мире монархий - конституционные. Реальная законодательная власть в них принадлежит парламенту, а исполнительная- правительству (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.).
Наряду с конституционными сохранилось еще несколько абсолютных монархий. В этих государствах правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом (Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Кувейт и др.). К абсолютным монархиям относятся и так называемые теократические монархии. Кроме Ватикана, это еще Саудовская Аравия и Бруней (глава светской и духовной власти в них - одно лицо). Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но, например, в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.
Таблица 4. Две основные формы правления
Таблица 5. Страны с монархической формой правления
Материк | Страна | Тип монархии |
Европа | Андорра | княжество (КМ) |
Бельгия | королевство (КМ) | |
Ватикан | папство (АТМ) | |
Великобритания | королевство (ПМ) | |
Дания | королевство (КМ) | |
Испания | королевство (КМ) | |
Лихтенштейн | княжество (КМ) | |
Люксембург | великое герцогство (КМ) | |
Монако | княжество (КМ) | |
Нидерланды | королевство (КМ) | |
Норвегия | королевство (КМ) | |
Швеция | королевство (КМ) | |
Азия | Бахрейн | эмират (КМ) |
Таиланд | королевство (КМ) | |
Непал | королевство (КМ) | |
Кувейт | наследственный эмират (КМ) | |
Малайзия | султанат (ОМ) | |
Япония | империя (КМ) | |
Бутан | королевство (ОМ) | |
Иордания | королевство (КМ) | |
Катар | эмират (АМ) | |
Оаэ | эмират (ОМ) | |
Оман | султанат (АМ) | |
Бруней | султанат (АТМ) | |
Саудовская Аравия | королевство (АТМ) | |
Камбоджа | королевство (КМ) | |
Африка | Лесото | королевство (КМ) |
Марокко | королевство (КМ) | |
Свазиленд | королевство (АМ) | |
Океания | Тонга | королевство |
КМ - конституционная монархия; ПМ - парламентская монархия; ОМ - ограниченная монархия; АМ - абсолютная монархия; АТМ - абсолютная теократическая монархия. |
Великобритания - самая старая в мире конституционная монархия. Король (ныне королева Елизавета II) считается главой государства, судебной системы, главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви, а также возглавляемого Великобританией Содружества, членами которого являются более 50 стран, ранее входивших в состав Британской империи (Индия, Канада, Шри-Ланка, ЮАР, Кения, Уганда и др.); а в 15 из стран Содружества он, правда, формально считается главой государства (Канада, Австралия, Н. Зеландия и др.).
Форма государственного устройства
отражает административно-территориальное устройство государств, национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения. Различают две главные формы административно-территориального устройства - унитарную и федеративную.
Унитарное государство - это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире - подавляющее большинство.
Федерация - форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Характерными признаками федерации, отличающими ее от унитарного государства, являются следующие: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов - в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; кантонов - в Швейцарии; земель - в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований - в России); субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией; каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы.
В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц. Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы ее членов.
Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.).
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США. где из конфедерации, учрежденной в 1781 г. была образована федерация штатов.
Таблица 6. Основные формы государственного устройства
Унитарное | Федерация | Конфедерация | Прочие |
- единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. | Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. | Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. | Содружество - более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. Сообщество государств - создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран. |
Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др. | cм. табл. "Страны с федеративным административно- территориальным устройством" | Швейцария | СНГ |
Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).
Таблица 7. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством
Российская Федерация | Африка: | Австралия и Океания: |
Зарубежная Европа: | Федеративная Исламская Республика Коморские острова | Австралийский Союз |
Молдова | Федеративная Республика Нигерия | Федеративные Штаты Микронезии |
Австрийская Республика | ЮАР | Америка: |
Королевство Бельгия | Зарубежная Азия: | Федеративная Республика Бразилия |
ФРГ | Грузия | Республика Венесуэла |
Швейцарская Конфедерация | Республика Индия | Канада |
Испания | Малайзия | Мексиканские Соединенные Штаты |
Союз Мьянма | США | |
ОАЭ | ||
Союзная Республика Пакистан | ||
Государственное устройство страны характеризуют государственный строй, идеологическая ориентация, политическая структура, форма управления территориями.
По государственному строю большинство современных стран - республики. В них высшие органы власти - парламент и президент - избираются народом. Такая демократическая форма правления сложилась в Европе и Америке в ΧΙΧ в., а в ΧΧ в перенесена, нередко искусственно, на другие.континенты. Республики бывают президентскими (правительство формирует президент), президентско-парламентскими (правительство формируется совместно) и парламентскими (правительство формирует парламент).
Конституционные монархии, где власть короля ограничена конституцией, сохранены в Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Испании, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Лихтенштейне, Монако, Японии, Таиланде, Малайзии, Непале, Бутане, Иордании, Бахрейне, Марокко, Лесото.
В развитых странах король является лишь символом государства и единства нации, а в остальном (выборы парламента, премьер-министра и т.д.) действуют те же правила, что и в республиках. Абсолютные монархии, где власть монарха практически неограниченна, сохраняются в Аравии (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Оман) и в Брунее. Во время Французской революции был казнен король, уничтожалось дворянство (убито 10% населения, включая 0,5 млн. детей). Глядя на соседей, англичане решили, что обучение и воспитание мальчика или девочки для последующего выполнения королевских обязанностей обойдется народу гораздо дешевле, чем издержки от злоупотреблений прорывающихся к власти «варягов», обычно нищих и жаждущих «обстроиться». И что люди с большим удовольствием будут подражать манерам, вкусам и речи короля, чем какому-нибудь неуравновешенному Вольтеру или Робеспьеру. И что в Библии говорится о Царстве Божьем, но никак не о республике. Разумен ли вывод англичан, а также голландцев и скандинавов, если за 200 лет с той поры у них не случилось никаких бунтов и революций?
По идеологической ориентации государства различаются на плюралистические (большинство), клерикальные и коммунистические. В плюралистических странах не дается преимуществ какой-либо конфессии (церкви), религия считается частным делом граждан, государственные посты могут занимать люди любых вероисповеданий, религиозные праздники государством не отмечаются. В клерикальных странах религия объявлена государственной, обязательно изучается в школах, высшие посты в госаппарате занимают люди данной конфессии, государственные органы участвуют в религиозных церемониях. Условия и безопасность проживания иноверцев в этих странах зависят от общей культуры конкретного народа и правящего режима.
Клерикальными являются все скандинавские страны (лютеранство), Великобритания (англиканство и пресвитерианство), Ватикан, Ирландия, Аргентина, Парагвай, Боливия, Перу, Эквадор, Коста-Рика, Гаити, Экваториальная Гвинея (католицизм), Греция (православие), почти все мусульманские страны (ислам), Таиланд, Камбоджа, Бутан (буддизм), Непал (индуизм). В Индонезии государственным объявлен монотеизм (единобожие). В Великобритании и скандинавских странах монарх является главой национальной религии. Ватикан и Саудовская Аравия - теократические монархии; в них главой государства является руководитель конфессии (римский папа и шейх ваххабитов). Разновидностью клерикализма и теократии можно считать коммунистические режимы, где государственная вера - марксизм.
По политической структуре государства различаются на однопартийные (диктатура одной партии), двухпартийные (соперничество двух крупнейших партий) и многопартийные (отсутствие преобладания какой-либо партии).
Древнегреческий философ Платон создал законченную теорию закономерной смены государственного управления: на смену приходящей в упадок аристократии появляется тимократия (политические права зависят от размеров имущества), ее сменяет олигархия (власть немногих), уступающая место демократии, которая в итоге вырождается в тиранию (единоличное правление). Его ученик Аристотель различает конституции на «правильные» (монархия, аристократия, полития) и «ошибочные» (тирания, олигархия, демократия). Максимальное приближение к идеальному строю дает полития - смешение демократических и олигархических элементов.
В наше время наиболее близким к идеальной модели Аристотеля оказывается государственный строй развитых стран с двухпартийной системой. Здесь две крупные политические партии составляют конкурирующую олигархию, а демократические выборы позволяют населению менять правителей. В Западной Европе эти две партии обычно представляют христиан и социалистов; первые гарантируют развитие общества в рамках христианской морали, вторые стремятся к «социальной справедливости»; те и другие вынуждены учитывать конкуренцию. В США две основные партии - республиканская и демократическая, но первая представлена преимущественно протестантами (граждане англосаксонского, немецкого, скандинавского происхождения), а вторая - католиками (лица ирландского, итальянского, польского происхождения); здесь конкурируют две христианские партии.
В странах с тоталитарной традицией - стремлением к государственному контролю над всеми сферами жизни, характерным для китайского, мусульманского и православного миров, - у власти успешно закрепляются однопартийные режимы. Это режимы коммунистические (Китай, Сев. Корея, Вьетнам, Лаос, Куба, еще недавно СССР и «народные демократии» Вост. Европы), исламские (Иран) или «исламского социализма» (Ирак, Сирия, Ливия, Алжир и др.). И однопартийность, и многопартийность в таких странах почти всегда вырождается в пожизненную диктатуру одного лидера (СССР, Китай, Сев. Корея, Туркмения).
Многопартийная система характерна для развивающихся стран и недавно освободившихся от метрополии или диктатуры. Мелкие политические партии представляют не народ в целом, а отдельные группы или слои населения со специфическими корыстными интересами. Потому типичны проволочки при принятии законов в парламенте, неустойчивость и частая сменяемость правительства, отсутствие твердого политического курса, ажиотаж на выборах, коррупция и злоупотребления властью, что сильно напоминает анархию.
Следствием являются стенания населения о «сильной руке» и скорое появление таковой из числа генералов или революционеров. Типичный пример - страны Латинской Америки. В многонациональных странах Африки и Азии партии представляют соперничающие этнические группы; их лидерами являются традиционные вожди, и правление любой из них сопровождается «перетягиванием каната» в пользу одного этноса.
По форме управления территориями государства делятся на унитарные (большинство) и федеративные (всего 20). Унитарное государство в своем составе не имеет самоуправляющихся территорий. В нем действует единая конституция, единая система органов государственной власти. Административные единицы обладают только исполнительной властью, но не законодательной. Унитаризация (прямое управление) выгодна в целях централизации власти, концентрации ресурсов, консолидации народа, но приводит к гипертрофическому росту столицы, делению страны на центр и периферию, игнорированию местных особенностей и интересов. По странам степень унитаризации различна. Например, равные по численности населения страны имеют: Франция - 96, Филиппины - 74, Турция - 67, Украина - 25, Иран - 24, Италия - 20 основных административных единиц. Чем больше провинций, тем сильнее зависимость населения от столицы: известный принцип «разделяй и властвуй».
Федеративное государство имеет самоуправляющиеся территории - республики, штаты, земли, провинции и т.п., которые обычно обладают собственной конституцией, флагом и гербом, самостоятельно формируют органы власти, но в главных вопросах (оборона, денежная система, налоги) подчиняющихся федеральному правительству. Федерализация - это система косвенного управления, учитывающая местные культурные, исторические и другие особенности. Она характерна для многонациональных или когда-то объединившихся стран. Современные федеративные государства - Россия, Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Югославия, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия, ЮАР, Нигерия, Индия, Пакистан, Мьянма, Малайзия, ОАЭ. После референдума 1997 г. в разряд федеративных перешла Великобритания.
Государственный строй – система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых основными законами (Конституцией, Статутом, основополагающими законами, декларациями о независимости и т.д.)
Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства.
Государственно-территориальное устройство – способ организации государственной власти на территории страны, система взаимоотношений центральных органов государственной власти и органов, осуществляющих управление отдельными административно-территориальными единицами; разделение территории государства на части, в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов власти.
Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением. Существуют две основные формы правления: республика и монархия .
Республика – (лат. res – дело и publis – общественный, «общее дело») – форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
От республиканского устройства правления, от лица народа осуществляется представительными органами, которые избираются или прямым голосованием, или на основе процедур косвенного народного волеизъявления (через доверенных лиц, выборщиков и т.п.).
Типы республик:
1) парламентская – верховенство имеет парламент, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свои действия, роль президента в государственном управлении уступает роли парламента, а правительство возглавляет премьер-министр. Правительство остается у власти, пока имеет поддержку большинства в парламенте. При ее отсутствии правительство идет в отставку или глава государства распускает парламент. К такому типу республик принадлежат ФРГ, Италия, Индия и др.;
2) президентская – в руках президента объединены полномочия главы государства и главы правительства (США, Бразилия, Аргентина и т.п.);
3) президентско-парламентская – роль президента и парламента уравновешены (Россия, Украина и т.п.).
В мире 3/4 стран – республики. Эта форма правления распространена особенно широко, так как считается наиболее прогрессивной и демократической. Республиками является большинство стран Латинской Америки, почти все бывшие колонии в Азии, 49 из 52 стран Африки и др.
Монархическая форма правления имеет меньшее распространение.
Монархия (лат. monarcha – «единовластие») – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, шаху) и, как правило, передаётся по наследству.
Среди монархий различают государства с абсолютной монархией и государства с конституционной монархией.
Абсолютная монархия – монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии, возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган
Но таких стран на современной политической карте осталось очень мало. Как правило, в странах абсолютной монархии глава государства осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, верховным судьей, главнокомандующим вооруженными силами страны и духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. В настоящее время в мире осталось только 4 государства, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией – это Бруней, Саудовская Аравия, Оман и Катар, а также Ватикан. В них власть безраздельно принадлежит монарху. Объединенные Арабские Эмираты – федеративное государство, состоящее из семи эмиратов – абсолютных монархий.
Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями.
Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Поэтому монарх фактически «царствует, но не правит». В странах с подобным государственным устройством монархический строй сохраняется в качестве традиции, которая напоминает о былом величии «короны».
Конституционная монархия существует в двух формах:
Дуалистическая монархия (лат. Dualis – двойственный) – вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (Австро-Венгерская империя 1867-1918 гг., Япония 1889-1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне).
Парламентарная монархия – вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться). В настоящее время Великобритания, Дания, Швеция.
Конституционные монархии в современном мире более распространены, чем абсолютные (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.).
Великобритания – самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. В 15 из стран Содружества королева считается главой государства формально, так как ее представляет генерал-губернатор. Это относится к таким бывшим доминионам Великобритании, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.
Япония – практически единственная империя в мире. Император страны – символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. Япония до принятия конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В 1947 году абсолютная монархия здесь была упразднена.
Еще одной разновидностью монархии является теократическая.
Теократическая монархия – монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Примером теократической монархии является Ватикан.
Форма государственного устройства – территориально-организационная структура государства, которая устанавливает порядок деления страны на части и взаимоотношения центральных и местных органов власти.
По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида: унитарное государство и федеративное государство. Менее распространенной в мире, по сравнению с унитарным государством и федерацией, является конфедерация .
Унитарное государство – (от лат. unitas – единство) – форма государственного устройства, за которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель и т.п.), а делится на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и др.).
Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладает. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.
С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на следующие виды: децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.
Различие же с централизованными государствами заключается в том, что они (централизованные) – это те государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженным авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.
Большинство государств современного мира являются унитарными. К ним относятся, например, Франция, Япония, Венгрия, Италия, Ирландия, Нидерланды, Португалия, Китай, Монголия, Индонезия, Турция, Сирия, Алжир и другие.
Федеративное (от лат. foederatio – союз) государство – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, которые юридически имеют определенную самостоятельность, объединены в единое союзное государство.
Федеративное государственное устройство не однородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет свое собственное административно-территориальное деление; создает наряду с федеральными, свои высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные и иные органы; располагает своей конституцией и текущим законодательством; может иметь в редких случаях собственные воинские формирования и гражданство.
Следует выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;
В союзном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.
Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.
Существует два вида федераций: национальная и территориальная . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.
Тем не менее, во многих современных федеративных странах роль общефедеральных органов настолько большая, что их можно рассматривать и как унитарные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария, не признают за членами федерации права на свободный выход из нее.
В мире начисляется 23 федерации. В зависимости от принципа, положенного в основу образования федерации, выделяют:
Историко-географические федерации (образовались путем исторического объединение федеральных единиц в единое государство): Австралия, Мексика, Австрия, ОАЭ, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Сент-Китс, Невис, Федерация Микронезии, Венесуэла, США, Канада, Коморские острова, ФРГ Малайзия;
Национально-этнические федерации (федеральные единицы в таких странах образованны на основе учета этнических границ и национальных интересов их населения): Бельгия, Пакистан, Индия, Россия, Мьянма, Швейцария, Нигерия, Югославия.
Относительно редко встречается такая форма государственно-территориального устройства, как конфедерация.
Конфедеративное государство (объединение) – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей.
Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах; имеют свою собственные органы законодательной, органы исполнительной власти и другие органы. Для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные экономические, политические, военные (совместная оборона) и иные задачи, и для достижения определенных целей. По достижении их конфедерация в формально-юридическом плане считается себя исчерпавшей.
В отличие от федеративного устройства, конфедерация характеризуется следующими чертами:
Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;
Конфедеративное устройство не единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Конфедерация нередко рассматривает как промежуточное звено на пути движения государств к федерации. Конфедеративные государства недолговечные: они или распадаются, или превращаются в федерации (Австро-Венгрия, США). Ныне формально в мире существует одна конфедерация – Швейцария, которая в XIX ст. фактически стала федерацией.
Похожая информация.