Техрегламент о пожарной безопасности. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: основное
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Технический регламент
о требованиях пожарной безопасности
Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года
Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года
(в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ -
3997; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477;
Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3366;
Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 234-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4360;
Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 301-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4234)
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и сфера применения технического регламента
1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты
жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц,
государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет
основные положения технического регулирования в области пожарной
безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности
к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям,
промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции
общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии
с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О
техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О
техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей
требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от
требований, установленных настоящим Федеральным законом (в ред.
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997).
2. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении
пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения
при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте,
реконструкции, техническом перевооружении, изменении
функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации
и утилизации объектов защиты;
2) разработке, принятии, применении и исполнении технических
регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О
техническом регулировании", содержащих требования пожарной
безопасности, а также нормативных документов по пожарной
безопасности (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N
29, ст. 3997);
3) разработке технической документации на объекты защиты.
3. В отношении объектов защиты специального назначения, в том
числе объектов военного назначения, атомных станций,
производственных объектов, объектов, переработки, хранения
радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов
уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания,
наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных
выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим
Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной
безопасности, установленные нормативными правовыми актами
Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г.
29, ст. 3997).
4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности
ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки,
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ликвидации и
утилизации его составных частей, а также в области пожарной
безопасности зданий и сооружений, объектов организаций ядерного
оружейного комплекса Российской Федерации устанавливается
законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона
от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 29, ст. 3997).
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются основные
понятия, установленные статьей 2 Федерального закона "О техническом
регулировании", статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994
года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон
"О пожарной безопасности"), а также следующие основные понятия (в
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997):
1) аварийный выход - дверь, люк или иной выход, которые ведут
на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону,
используются как дополнительный выход для спасания людей, но не
учитываются при оценке соответствия необходимого количества и
размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые
удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
2) безопасная зона - зона, в которой люди защищены от
воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы
пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений
3) взрыв - быстрое химическое превращение среды,
сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов;
4) взрывоопасная смесь - смесь воздуха или окислителя с
горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими
пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и
возникновении источника инициирования взрыва способна взорваться;
5) взрывопожароопасность объекта защиты - состояние объекта
защиты, характеризуемое возможностью возникновения взрыва и
развития пожара или возникновения пожара и последующего взрыва (в
ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
6) горючая среда - среда, способная воспламеняться при
воздействии источника зажигания;
7) декларация пожарной безопасности - форма оценки
соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности,
направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения
пожарного риска;
8) допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого
допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий;
9) индивидуальный пожарный риск - пожарный риск, который может
привести к гибели человека в результате воздействия опасных
факторов пожара;
10) источник зажигания - средство энергетического воздействия,
инициирующее возникновение горения;
11) класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений
сооружений и пожарных отсеков, определяемая степенью участия
строительных конструкций в развитии пожара и образовании опасных
факторов пожара (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N
117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N
29, ст. 3997);
12) класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений
и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий,
сооружений и пожарных отсеков, определяемая назначением и
особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений и пожарных
отсеков, в том числе особенностями осуществления в указанных
зданиях, сооружениях и пожарных отсеках технологических процессов
производства (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N
117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N
29, ст. 3997);
13) наружная установка - комплекс аппаратов и технологического
оборудования, расположенных вне зданий и сооружений (в ред.
Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
14) необходимое время эвакуации - время с момента
возникновения пожара, в течение которого люди должны эвакуироваться
в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в
результате воздействия опасных факторов пожара;
15) объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан
или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество
(включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также
здания, сооружения, транспортные средства, технологические
установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к
которой установлены или должны быть установлены требования пожарной
безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (в
ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
16) окислители - вещества и материалы, обладающие способностью
вступать в реакцию с горючими веществами, вызывая их горение, а
также увеличивать его интенсивность;
17) опасные факторы пожара - факторы пожара, воздействие
которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и
(или) к материальному ущербу;
18) очаг пожара - место первоначального возникновения пожара;
19) первичные средства пожаротушения - средства пожаротушения,
используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития
(в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
20) пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта
защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и
развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных
факторов пожара;
21) пожарная опасность веществ и материалов - состояние
веществ и материалов, характеризуемое возможностью возникновения
горения или взрыва веществ и материалов;
22) пожарная опасность объекта защиты - состояние объекта
защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития
пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов
пожара;
23) пожарная сигнализация - совокупность технических средств,
предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в
заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или)
выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и
включение исполнительных установок систем противодымной защиты,
технологического и инженерного оборудования, а также других
устройств противопожарной защиты;
24) пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором
расположены помещения для хранения пожарной техники и ее
технического обслуживания, служебные помещения для размещения
личного состава, помещение для приема извещений о пожаре,
технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения
задач, возложенных на пожарную охрану;
25) пожарный извещатель - техническое средство,
предназначенное для формирования сигнала о пожаре;
26) пожарный оповещатель - техническое средство,
предназначенное для оповещения людей о пожаре;
27) пожарный отсек - часть здания и сооружения, выделенная
противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или
покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими
нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей
продолжительности пожара (в ред. Федерального закона от 10 июля
2012 г. N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 29, ст. 3997);
28) пожарный риск - мера возможности реализации пожарной
опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных
ценностей;
29) пожаровзрывоопасность веществ и материалов - способность
веществ и материалов к образованию горючей (пожароопасной или
взрывоопасной) среды, характеризуемая их физико-химическими
свойствами и (или) поведением в условиях пожара;
30) пожароопасная (взрывоопасная) зона - часть замкнутого или
открытого пространства, в пределах которого постоянно или
периодически обращаются горючие вещества и в котором они могут
находиться при нормальном режиме технологического процесса или его
нарушении (аварии);
31) предел огнестойкости конструкции (заполнения проемов
противопожарных преград) - промежуток времени от начала огневого
воздействия в условиях стандартных испытаний до наступления одного
из нормированных для данной конструкции (заполнения проемов
противопожарных преград) предельных состояний;
32) прибор приемно-контрольный пожарный - техническое
средство, предназначенное для приема сигналов от пожарных
извещателей, осуществления контроля целостности шлейфа пожарной
сигнализации, световой индикации и звуковой сигнализации событий,
формирования стартового импульса запуска прибора управления
пожарного;
33) прибор управления пожарный - техническое средство,
предназначенное для передачи сигналов управления автоматическим
установкам пожаротушения, и (или) включения исполнительных
установок систем противодымной защиты, и (или) оповещения людей о
пожаре, а также для передачи сигналов управления другим устройствам
противопожарной защиты;
34) производственные объекты - объекты промышленного и
сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты
инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного,
автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного
транспорта), объекты связи;
35) противопожарная преграда - строительная конструкция с
нормированными пределом огнестойкости и классом конструктивной
пожарной опасности конструкции, объемный элемент здания или иное
инженерное решение, предназначенные для предотвращения
распространения пожара из одной части здания, сооружения в другую
или между зданиями, сооружениями, зелеными насаждениями (в ред.
Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
36) противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) -
нормированное расстояние между зданиями, строениями,
устанавливаемое для предотвращения распространения пожара (в ред.
Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
37) система передачи извещений о пожаре - совокупность
совместно действующих технических средств, предназначенных для
передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного
наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и
контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии
обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления;
38) система пожарной сигнализации - совокупность установок
пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и
контролируемых с общего пожарного поста;
39) система предотвращения пожара - комплекс организационных
мероприятий и технических средств, исключающих возможность
возникновения пожара на объекте защиты;
40) система противодымной защиты - комплекс организационных
мероприятий, объемно-планировочных решений, инженерных систем и
технических средств, направленных на предотвращение или ограничение
опасности задымления зданий и сооружений при пожаре, а также
воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные
ценности (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст.
3997);
41) система противопожарной защиты - комплекс организационных
мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и
имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или)
ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на
объект защиты (продукцию);
42) (Пункт 42 утратил силу на основании Федерального закона от
10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 29, ст. 3997)
43) социальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к
гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов
пожара;
44) степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и
пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий,
сооружений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости
конструкций, применяемых для строительства указанных зданий,
сооружений и отсеков (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г.
N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N
29, ст. 3997);
45) технические средства оповещения и управления эвакуацией -
совокупность технических средств (приборов управления
оповещателями, пожарных оповещателей), предназначенных для
оповещения людей о пожаре;
46) технологическая среда - вещества и материалы, обращающиеся
в технологической аппаратуре (технологической системе);
47) устойчивость объекта защиты при пожаре - свойство объекта
защиты сохранять конструктивную целостность и (или) функциональное
назначение при воздействии опасных факторов пожара и вторичных
проявлений опасных факторов пожара;
48) эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации,
непосредственно наружу или в безопасную зону;
49) эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и
(или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в
безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации
людей при пожаре;
50) эвакуация - процесс организованного самостоятельного
движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из
помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей
опасных факторов пожара.
Разработаны с целью обеспечения защиты жизни/здоровья персонала и имущества предприятия. Их соблюдение гарантирует отсутствие проблем при проверках контрольными инстанциями. Ключевые требования по противопожарной безопасности закреплены в 123-ФЗ. Нарушение предписаний влечет ответственность, в первую очередь, для руководителя.
Основные организационные мероприятия
На любом предприятии должна существовать комплексная система противопожарной безопасности. Она включает в себя:
- и удаления дыма.
- Сигнализации.
- Первичные средства тушения.
Кроме того, выделяют так называемые "пассивные" элементы. Речь идет о негорючей штукатурке, краске, устойчивой к возгоранию, прочих негорючих отделочных материалах.
Для обеспечения безопасности на предприятии руководитель должен:
- Правильно распределить обязанности по охране труда между специалистами.
- Назначить служащих, ответственных за безопасность.
- Регулярно проводить инструктажи и проверку знаний персонала.
- Утвердить порядок и планы эвакуации, правила оповещения работников о пожаре.
- Проконтролировать установку предупреждающих знаков и информационных табличек.
Необходимые документы по пожарной безопасности: приказы
Для того чтобы исполнить требования, закрепленные законодательством, руководитель предприятия издает и утверждает различные локальные акты. Причем перечень документов по пожарной безопасности может различаться в зависимости от специфики отрасли, в которой работает организация.
К основным локальным актам на предприятии относятся приказы. В них руководитель не только определяет ответственных лиц в этой области, но и закрепляет порядок проведения профилактических и прочих мероприятий. В число документов по пожарной безопасности организации входят определенные приказы:
- Назначении лиц, ответственных за ПБ.
- Правила проведения инструктажей.
- Приказ о назначении сотрудника, ответственного за состояние средств тушения.
- Определении и оснащении мест для курения.
- Назначении лица, ответственного за пожароопасные работы.
- Правила обесточивания электрооборудования в конце смены и при возникновении возгорания.
- Приказ о порядке уборки легковоспламеняющихся материалов, отходов и пыли.
Если предприятие небольшое, то противопожарный режим можно утвердить одним приказом.
Инструкции
- Протоколы проверки знаний.
- Удостоверения о прохождении минимума.
- Графики и планы обучения, проверок, тренировок.
Контроль
На предприятии должны регулярно проводиться проверки состояния элементов противопожарной системы, инструктажи и оценка знаний персонала. Результаты обследований заносятся в журналы по пожарной безопасности. Они различаются в зависимости от направленности контрольной деятельности. Журналы по пожарной безопасности оформляются ответственными лицами. Эти документы должны быть заверены подписями специалистов и руководителя.
На предприятии могут оформляться журналы:
- Регистрации инструктажей.
- Учета первичных средств тушения.
- Техосмотра огнетушителей.
- Проверки гидрантов, насосов, щитов и пр.
Технические документы по пожарной безопасности
При проверке специалист Госпожнадзора потребует их в обязательном порядке. Чтобы не возникло проблем с контрольной инстанцией, на предприятии должны присутствовать следующие технические документы по пожарной безопасности:
- Планы эвакуации.
- Регламенты техобслуживания систем оповещения, сигнализации, огнетушителей.
- Паспорта средств тушения.
- Сертификаты на вещества и материалы, используемые на производстве.
- Акты и графики проверки показателей сопротивления заземляющих устройств.
- Наряды-допуски.
Обязательно на предприятии в установленных местах размещаются таблички с указанием аварийных выходов, номеров телефонов пожарной службы, мест размещения средств тушения.
Инструкция для офисных сотрудников
Как выше говорилось, список документов по пожарной безопасности на разных предприятиях может быть различным. Стоит отметить, что и содержание некоторых из них также может варьироваться в зависимости от специфики деятельности. В некоторые документы по пожарной безопасности включаются пункты о правилах оказания помощи пострадавшим, порядке эвакуации ценного имущества и документации.
Если говорить о безопасности в офисе, то здесь особая угроза исходит от оргтехники и горючих материалов, используемых в работе (бумаги, к примеру). В инструкцию для офисных работников целесообразно включить следующие пункты:
- Общие положения. В этом разделе дается основная информация о назначении документа, сфере его действия. В Общих положениях можно раскрыть некоторые определения.
- Пути эвакуации, аварийные выходы.
- Сведения о лице, ответственном за пожарную безопасность, его обязанностях.
- Правила содержания аварийных выходов и помещений.
- Порядок закрытия офиса после завершения работы.
- Правила применения открытого огня.
- Порядок сбора, удаления легковоспламеняющихся материалов.
- Периодичность уборки помещения.
- Правила поведения при пожаре.
- Обязанности руководителя при возникновении возгорания. Порядок отключения электрооборудования.
- Меры безопасности при использовании первичных средств тушения.
Безопасность в деревообрабатывающем цехе
Работа с древесиной также предполагает повышенную опасность. В этой связи, к вопросу разработки инструкции по пожарной безопасности необходимо подходить особенно тщательно. В содержание документа включают следующие пункты:
- Общие положения.
- Максимально допустимое количество работников в цехе.
- Специфика трудовой деятельности.
- Сведения об ответственных лицах.
- Обязанности работников.
- Правила эксплуатации оборудования.
- Порядок содержания территории, прилегающей к цеху.
- Правила использования пожароопасных материалов, уборки отходов, осмотра и закрытия цеха после завершения смены.
- Порядок действий при возникновении пожара.
- Обязанности руководителя.
- Правила отключения электроприборов.
- Порядок использования средств тушения и СИЗ.
В Инструкцию можно включить и другие пункты по усмотрению руководителя.
Кто отвечает за безопасность в арендуемом помещении?
В соответствии с ГК, ответственность за ПБ возлагается на обе стороны договора. Арендатор (пользователь) помещения обязан обеспечивать надлежащее состояние объекта. Соответственно, он должен соблюдать установленные нормы и правила. Если требования по ПБ выполнить без капремонта нельзя, то ответственность возлагается на собственника.
Может ли стать ответственным лицом специалист по ОТ?
На некоторых предприятиях лица, исполняющие обязанности в сфере охраны труда, часто занимаются и пожарной безопасностью. Руководитель может предложить и официально закрепить за таким служащим дополнительные функции. В этом случае необходимо и трудовой договор. Как правило, стороны заключают дополнительное соглашение, в котором устанавливают условия работы.
Следует отметить, что исполнение дополнительных функций предполагает и доплату к заработку.
Периодичность инструктажей
При поступлении на работу каждый сотрудник проходит первичное обучение и проверку знаний. По общим правилам, повторные инструктажи выполняются не реже раза в год. Если на предприятии персонал работает с пожароопасными материалами, обучение и проверка знаний осуществляются чаще - раз в полгода.
Кроме того, внеплановые инструктажи могут организовываться после ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, несчастных случаев, в том числе и со смертельным исходом.
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности определяет основные положения регулирования в этой области, общие требования безопасности к зданиям, сооружениям, объектам, продукции независимо от назначения. В нем можно найти и классификацию зданий, и допустимое расстояние между ними, и разрешенные первичные средства пожаротушения. Документ обязателен:
- когда осуществляются работы по проектированию, строительству, капремонту, реконструкции, техническому перевооружению, изменению функционального назначения;
- в периоды техобслуживания, эксплуатации и утилизации продукции и объектов;
- во время разработки, принятия, применения и исполнения других нормативных актов, содержащих требования пожбезопасности;
- при разработке документации на продукцию и объекты.
Изменения и поправки на 2019 год
В новом году в технический регламент о требованиях пожарной безопасности (2019) внесены изменения, которые вступят в силу с 01.07.2019. Эти изменения технические и касаются удаления из текста регламента понятия «лесопарк», остаются только «лесничества». Других изменений с 2017 года внесено не было.
Декларация пожарной безопасности
В действующей редакции закона сказано, что в определенных ситуациях владелец объекта площадью до 1500 м² может добровольно составить такую декларацию, включив в нее сведения об имеющихся защитных средствах. В случае смены собственника и при изменении на самом объекте (реконструкция, перевооружение, капремонт) новые сведения подаются в течение года со дня изменений.
Образец заполненной декларации
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности
Ответственность за нарушения
За несоблюдение норм безопасности предпринимателей привлекают к административной ответственности по . В частности, по ч. 1 (общей) штраф для должностных лиц и организаций составляет от 2000 рублей — для физических лиц до 200 000 рублей — для юридических лиц. За нарушение установленных требований индивидуальным предпринимателям придется заплатить от 20 000 до 30 000 рублей.
За несоблюдение норм в условиях особого режима ИП могут наказать на 30 000-40 000 рублей, а организации — на 200 000-400 000 рублей. Штрафы для должностных лиц ниже — от 15 000 до 30 000 рублей в зависимости от условий допущения нарушений.
Пожарная безопасность представляет собой состояние полной защищённости граждан, их имущества и государственных ценностей от возгораний любого уровня. Достижению данного состояния способствует соблюдение норм техники безопасности и следование общему регламенту Федерального закона № 123.
Но что представляет собой данный нормативный акт? Какие существенные обновления он претерпел за последнее время? Поговорим об этом в статье.
Общие сведения о законе
Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ принят Государственной Думой в третьем чтении 4 июля 2008 года. 11 июля рассматриваемый нормативный акт был одобрен уполномоченными членами Федеративного совета. Президентом Российской Федерации ФЗ 123 о пожарной безопасности был подписан 22 июля 2008 года, и в тот же день обрёл официальную юридическую значимость.
Изучаемый нормативный акт состоит из 8 разделов, включающих в себя 34 Главы и 152 статьи. Структура регламента о требованиях пожарной безопасности такова:
- Раздел 1 - Общие положения изучаемого нормативного акта (Гл. 1-14, ст. 1-64);
- Раздел 2 - Безопасность жилых поселений и городских округов (Гл. 15-17, ст. 65-77);
- Раздел 3 - Обеспечение защищённости при строительстве и принятии в эксплуатацию архитектурных сооружений (Гл. 18-19, ст. 78-91);
- Раздел 4 - Объекты производства (Гл. 20-22, ст. 92-100);
- Раздел 5 - Противопожарная техника (Гл. 23-29, ст. 101-132);
- Раздел 6 - Пожарная безопасность техники и продукции, предназначенной для общей эксплуатации (Гл. 30-32, ст. 133-140, статьи, содержащиеся в главе 32 утратили легитимность);
- Раздел 7 — Нормативы проведения оценочной экспертизы (Гл. 33, ст. 141-150);
- Раздел 8 - Итоговые положения рассматриваемого Федерального закона (Гл. 34, ст. 151-152).
Также прочтите Федеральный закон №64 в новой редакции
Нормативы изучаемого Федерального закона применяются в целях обеспечения защиты здоровья граждан и имущественных ценностей посредством предотвращения возгорания. твакже читайте об изменениях в
Сфера применения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности
Положения изучаемого Федерального закона о пожарной безопасности применяются в случаях:
- Проектирования и строительства жилых и нежилых зданий;
- Капитального ремонта;
- Разработки технических противопожарных регламентов в соответствии с нормативами Федерального закона «О техническом регулировании», в которых содержатся положения о пожарной безопасности;
- Разработки документации технического назначения.
Ознакомьтесь с основными положениями ФЗ №151
Последние поправки
Как и любой нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ регулярно претерпевает ряд определенных поправок. Последние изменения в рассматриваемый документ были внесены 29 июля 2017 года. В первую очередь поправки коснулись статьи 64, текст которой, согласно нововведениям, раскрывает нюансы составления пожарной декларации. Рассматриваемый документ предусматривает:
- Оценку риска возможного возгорания;
- Оценку допустимого ущерба, причинённого гипотетическим пожаром.
Пожарная декларация может быть оформлена в рамках добровольного страхования имущества на случай пожара. В свою очередь, ст. 67 утратила силу на основании нововведений 2017 года.
Текущие поправки коснулись также статьи 84 рассматриваемого Федерального закона. В пункте 12 изучаемой части технического регламента слова «медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении» были заменены на «организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.»
На основании внесённых поправок, в статье 89 появилось упоминание о помещениях категорий В1 - В4. Данные помещения оснащены аварийными выходами.
Важные положения ФЗ 123
Положения, указанные в регламенте изучаемого Федерального закона, являются предельно важными для каждого гражданина Российской Федерации. Рассмотрим несколько наиважнейших статей ФЗ-123:
Статья 4
Данная часть рассматриваемого нормативного акта повествует о принципах технического регулирования в сфере пожарной безопасности, которое представляет собой:
- Установление в юридических и нормативных актах положений о технике пожарной безопасности;
- Правовое упорядочивание в сфере эксплуатации средств пожарной безопасности.
Поправками от 3 июля 2016 года в ст. 4 рассматриваемого Федерального закона внесены дополнения в отношении Республики Крым.
Статья 32
Приводится следующий классификационный перечень сооружений по функциональной пожарной опасности:
- Ф1 - жилые помещения;
- Ф2 - культурно-развлекательные учреждения;
- Ф3 - здания общественного пользования (вокзалы, поликлиники и т. д.);
- Ф4 - образовательные организации;
- Ф5 - складские помещения.
Статья 54
Повествует о системах пожарообнаружения и нормативах оповещения граждан о необходимости эвакуации. Данные объекты должны располагаться в строениях, пожар на территории которых приведёт к травматическим ситуациям.
Статья 69
Устанавливаются определённые расстояния, препятствующие возникновению пожара или его распространению. Соответствующие расстояния высчитываются:
- От лесополосы до ближайших строений;
- Вне лесопарков;
- На лесной территории.
Также читайте ФЗ 69 в последней редакции
Статья 76
В данном отрывке изучаемого Федерального закона устанавливается, что подразделения пожарной охраны должны располагаться на территориях таким образом, чтобы сотрудники рассматриваемой службы могли быстро мобилизоваться в случае вызова. Временной период от момента вызова пожарной бригады в черте города не должен превышать 10, а в сельской местности - 20 минут.
Статьи 82 и 83
Изучаемым Федеральным законом устанавливаются правила пожарной безопасности в электрических установках (кабелях, электрощитах, проводах) архитектурных сооружений. Определяются функции и свойства пожарной сигнализационной системы.
Федеральный закон № 83 с последними изменениями на 2018 год
Статья 87
Определяет требования к уровню огнеупорности архитектурных сооружений в зависимости от классификации, предоставленной в ст. 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ.
Статья 90
Раскрываются нюансы деятельности подразделений противопожарных служб. Для беспрепятственной деятельности пожарников необходимо:
- Обеспечивать здания пожарными подъездами и подъездными путями;
- Оборудование специализированных противопожарных бригад подъёмными установками;
- Установить в архитектурном строении противопожарный водопровод.
Согласно действительному Федеральному закону, в зданиях высотой более 10 метров должен быть предусмотрен аварийный выход на кровлю.
Скачать действующую редакцию ФЗ 123
Для подробного изучения рассматриваемого Федерального закона необходимо обратиться к его актуальному регламенту. ФЗ 23 о пожарной безопасности в последней редакции доступен по следующей
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности - это документ, который устанавливает единообразные подходы к организации и обеспечению пожарной безопасности и пожарной защиты. Разбираемся, что такое технический регламент о требованиях пожарной безопасности, для чего он нужен, где применяется.
Технический регламент по пожарной безопасности 123-ФЗ определяет конкретные и основополагающие , классифицирует понятия в единую систему, разъясняет терминологию.
Положения технического регламента пожарной безопасности 123-ФЗ от 22.07.2008 обязательны:
- на любом этапе создания, изменения, обслуживания, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
- при создании, утверждении, применении и исполнении техрегламентов и иной документации, касающихся безопасности при пожаре.
Основные требования
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности определяет ряд требований. Каждый раздел Регламента содержит обязанности при проектировке, строительстве, эксплуатации жилых и производственных объектов (разделы II, III, IV), а также требования к технике (раздел V) и продукции общего назначения (раздел VI).
Разделами II, III, IV регламентируются общие требования к проектной документации на объекты строительства (помещений, зданий и других строительных сооружений) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также классификация объектов, их элементов и частей, помещений, конструкций и материалов. Например, в зданиях должна быть предусмотрена возможность эвакуировать людей вне зависимости от возраста и состояния до того, как наступила угроза их жизни и здоровью, возможность спасения матценностей.
Раздел V касается пожарной техники в целом, а также отдельных видов, таких как первичные средства пожаротушения (огнетушитель, пожарные кран и шкаф); мобильные средства пожаротушения (автомобиль, мотопомпа, летательные аппараты, поезда, суда), автоматические установки пожаротушения (водяного и пенного пожаротушения), средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (дыхательный аппарат, противогаз) и т. д.
Разделом VI регулируются требования к информации о веществах и материалах, устанавливается обязанность производителя разработать документацию на них.
Что меняется с 2020 года
Пакет с таблицей поправок, который будет вводиться с 2020 года, не настолько объемный. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2020 года содержит изменения, связанные с обновлением Лесного кодекса и вступающие в силу с 01.07.2019.
Например, в действующей редакции статья 69 закона 123-ФЗ устанавливает размеры противопожарных расстояний, которые нужно соблюдать на территории между строениями и лесничествами (лесопарками) во избежание распространения огня. Новая редакция исключит термин «лесопарки», оставив лишь лесничества.
Скачать технический регламент о требованиях пожарной безопасности
Изменения прошлых лет
В технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2017 год внес изменения в статьи 1, 2, 3, 6.1, 64 закона № 123.
Теперь идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится через установление соответствия классу и степени огнестойкости пожарной опасности.
Расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние. Допускается уменьшение расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов при применении противопожарных преград, предусмотренных ст. 37. При этом расчетное значение риска не должно превышать допустимое значение, установленное ст. 93.
Для оценки соответствия требованиям безопасности объекта с количеством этажей не более двух собственник или владелец может добровольно составить декларацию, предусматривающую сведения о системе противопожарной защиты.
Эвакуационными выходами также считаются выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1-В4, Г и Д; из помещений категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5.
К зданиям и сооружениям по всей их длине (кроме линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд мобильных средств пожаротушения: с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
Помещения класса Ф5 категорий А, Б и В1, где производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, должны иметь класс пожарной опасности не выше КМ 1 (указано, что полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1).
Противодымные экраны должны оборудоваться автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов). Рабочая длина таких экранов должна быть не менее толщины дымового слоя, образующегося при пожаре. Основа рабочих полотен экранов должна выполняться из негорючих материалов.
Кроме того, список классов опасности дополнен объектами религиозного назначения (Ф 3.7). В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по безопасности (Положение вступило в силу 31.07.2018).
В последние два года регламент подвергся существенным корректировкам. В Федеральный закон 123-ФЗ введена новая статья 6.1. Она касается проведения идентификации объектов, которые нужно защищать.
Сооружения распределены по классам. Для этого они разграничены в соответствии с установленными признаками:
- отнесение к классу пожароопасности функционального и конструктивного характера;
- устойчивость к огню;
- принадлежность производственного объекта к определенной категории пожарной, взрывопожарной опасности.
Более подробным стал перечень разрешенных к применению вариантов защиты от огня. Он дополнен экранами, занавесами, шторами. А вот в список возможных к применению средств тушения огня первичного характера включена категория «аэрозольный генератор».
Правки касаются перечня эваковыходов: группа дополнена новыми категориями в виде выходов из подвалов и вестибюлей на первых этажах зданий.
Владельцы объектов размером до 1500 м² и высотой не больше 2 этажей имеют право добровольно формировать декларацию пожарной безопасности. Если произошла смена владельца здания и конструктивных особенностей сооружения (реконструкция, капремонт), обновленная информация предоставляется в течение одного года с момента изменений.
Декларация пожарной безопасности
Одним из обязательных компонентов обеспечения пожаробезопасной эксплуатации объекта является пожарная декларация. Статья 64 техрегламента предусматривает необходимость составить такой документ в части определенных зданий.
Для каких объектов нужна
Документ нужно формировать в части сооружений, в отношении которых:
- законодателем персонально предусмотрена экспертиза проектных документов (кроме многоквартирных, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных);
- присвоен класс огнеопасности функционального характера Ф 1.1., то есть детские сады, дома престарелых, лечебные учреждения, спальные здания образовательных интернатов.
Документ предусматривает наличие сведений об оценке:
- риска пожара;
- объема потенциального имущественного ущерба.
Для каких объектов не требуется
ГрК РФ в ст. 49 говорит о том, что экспертизу можно не проводить в части проектных документов по некоторым видам жилых домов, многоквартирных, отдельно находящихся объектов с высотой не больше 2 этажей и с общей площадью не больше 1500 м². Исключение составляют особенно опасные, технически сложные, уникальные сооружения, которые:
- неприменимы для проживания, производственной деятельности;
- применимы для производства, но не требуют конструирования санитарно-защитных зон;
- применимы для производства, и санитарно-защитные зоны уже установлены в границах участка, на котором они стоят.
Это значит, что обязанность составлять декларацию по подобным сооружениям отсутствует. Такой документ можно составить на добровольных основах.
Можно ли разработать для одного помещения
Пункт 2 Приказа МЧС РФ № 91 гласит, что данные по документу можно сформировать как на весь объект, так и на отдельные элементы (сооружения), для которых определены требования к пожарной безопасности.
Кто имеет право составить
ДПБ составляет собственник объекта. Специальные формы для заполнения документа содержатся на сайте МЧС. Руководитель организации вправе привлечь к формированию декларации любого техспециалиста или организацию. Наличие лицензии не является необходимым условием (Письмо Рособра от 27.02.2010 № 16-486/07-03).
Руководитель объекта защиты подписывает документ. Далее его надо заверить печатью предприятия.
Как оценить риск пожара
Риск пожара — это оценка вероятности возникновения опасности пожара и последствий для человека и матценностей. Оценка оформляется на основе расчета.
Расчет должен быть в части объектов производства и тех, где нарушаются нормативы по пожарной безопасности. Если на объекте нет производства и предписаний по нарушениям, расчет риска не делается. Руководитель организации, не заполняя такой раздел декларации, должен установить, исполняются ли на объекте требования безопасности обязательного формата.
Если расчет нужен, он прилагается в форме отчета. Правила же подсчета определены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272.
Как оценить ущерб для имущества третьих лиц
Владелец объекта оценивает в собственных расчетах возможность причинения вреда чужим ценностям, например оборудованию (не здоровью!). В разделе ДПБ можно прописать стоимость и количество имущества, которому может быть причинен ущерб.
Если нарушения отсутствуют, в этом разделе можно обозначить, что опасность потенциального ущерба имуществу третьих лиц отсутствует.
Внести изменения или создать новую декларацию
Если условия на объекте защиты неизменны, декларация носит бессрочный характер. Документ надо уточнить или разработать заново, если есть изменения, которые затрагивают сведения, имеющиеся в ДПБ (к примеру, сменился владелец, поменялось назначение объекта, сфера его деятельности, тип). Изменения в ДПБ надо регистрировать в том же порядке, который определен для самой декларации.
Как зарегистрировать
Алгоритм регистрации документа определен Приказом МЧС РФ от 24.02.2009 № 91. Документ должен разработать и предоставить владелец сооружения. Если здание проектируется, декларацию формирует застройщик (до ввода в эксплуатацию). Ответственность за полноту информации в документе несет ее разработчик.
Декларацию надо оформить по установленной форме. Число экземпляров такое: на бумаге в 2 экземплярах или электронно (выбор варианта за исполнителем документа).
Направить декларацию можно:
- почтой;
- по интернету;
- через портал госуслуг;
- в сканированном виде через официальный сайт МЧС РФ.
МЧС проверяет документ на соответствие шаблону не более 5 рабочих дней. Если все соответствует нормативам, документ регистрируется в перечне деклараций пожарной безопасности.
Если форма не соответствует установленной, МЧС возвращает ее исполнителю, указав причины.
По факту регистрации МЧС направляет один экземпляр в адрес декларанта.
Нужно ли согласовывать
Документ не следует согласовывать с органами Госпожнадзора. Почему? Все просто: он направляется в порядке уведомления. Сведения, включенные в него, проверяются в процессе контрольных мероприятий.
Кто проверяет
Юрлицо, оформившее декларацию, несет полную ответственность за сведения, включенные в документ. Исполнение нормативов безопасности проверяется в дальнейшем в период плановой проверки. В случае обнаружения пожарным инспектором включенных в документ, но не реализованных норм, предприятие подвергается штрафу.
Важно знать, что в процессе плановой проверки инспектор вправе запросить ДПБ, даже если распоряжение о проверке не содержит необходимости предоставить такую бумагу.
Ответственность за невыполнение
Ответственность за невыполнение правил № 123-ФЗ (непредоставление или предоставление с неполными или недостоверными сведениями декларации, предусмотренной п. 4 ст. 64 Регламента) административным законодательством напрямую не предусмотрена. Однако в КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление (несвоевременное предоставление) в госорган или должностному лицу сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления его деятельности.