Судебная автотехническая экспертиза. Судебные экспертизы по уголовным делам, связанным с дтп Судебная экспертиза делам о дтп
Численность дорожных происшествий растет в огромных масштабах. И не всегда имеется возможность точно установить все обстоятельства аварийной ситуации и определить виновника столкновения. Чтобы это сделать, необходимо привлечь специалистов, которые проведут целый комплекс упорядоченных исследований. Среди этого комплекса действий особо выделяется трасологическая экспертиза.
Трасологическая экспертиза при ДТП является довольно объемным понятием, которое включает в себя проведение определенного комплекса важных мероприятий, которые позволяют не только определить виновника аварии, но и установить все причины и обстоятельства столкновения.
Трасологическая экспертиза охватывает множество ситуаций, и многие из них не имеют отношения к дорожным происшествиям. В случае с ДТП разбор проводится транспортно- трасологическим отделом. В его обязанности включаются разбор ситуации, изучение следов и многое другое.
Среди основных задач трасологической экспертизы выделяют:
- определение и идентификация объектов по их следам;
- определение наличия повреждений на транспортных средствах и установление, появились они в результате столкновения или присутствовали ранее;
- определение происхождения элементов столкновения (например, от какого транспортного средства остались лежать битые стекла на дороге или другие запчасти).
Важно! Трасологическая экспертиза являет собой тип автомобильно-технического исследования, что позволяет детально изучить следы аварийной ситуации на машинах и месте аварии.
Трасологическое исследование обстоятельств ДТП является универсальным средством установления истины.
Назначение транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП необходимо в том случае, если невозможно установить обстоятельства аварийной ситуации другим путем.
При назначении трасологической экспертизы при ДТП возможно выявить все причины аварии, а также изучить место столкновения. Для того, чтобы экспертная оценка была полной, она состоит из нескольких этапов. На каждом из них проводится анализ определенной части работ.
- Характер повреждений. Все транспортные средства, которые принимали участие в столкновении, обследуются экспертами на предмет повреждений. В процессе работы трасолог определит, какие повреждения появились в результате аварии, а какие присутствовали ранее. Причем исследованы будут не только серьезные поломки, а даже царапины на кузове машин.
- Механизм повреждений. На этом этапе квалифицированные специалисты определят, в какой последовательности появились повреждения, полученные транспортом в результате аварийной ситуации.
- Исследование места аварии. На месте столкновения в любом случае останутся следы, которые будут показывать, что же произошло тут. Среди этих следов отметки на дороге от шин в процессе экстренного торможения, битые стекла и фрагменты машины. По определенным параметрам и характеристикам, эксперт определит, как именно двигались автомобили на момент аварии, и составит схему ДТП, из которой станет понятно, можно ли было избежать опасной ситуации.
Вопросы для трасологической экспертизы ДТП
Экспертную оценку проводят квалифицированные специалисты. Только им под силу определить причинно-следственные связи в произошедшем. Среди широкого спектра вопросов, изучением которых они занимаются отдельно можно выделить:
- определение механизма аварийной ситуации;
- последовательность появления повреждений, которые возникают на автомобиле в результате столкновения;
- оценка повреждений и их характеристика. Также проводится анализ имеющихся недочетов с обязательным установлением, какие повреждения присутствовали на авто до произошедшей аварии;
- определение характеристики повреждений бампера, в частности установление, появились повреждения в результате аварии или из-за незаконных действий водителя.
Для проведения следственных работ, экспертную группу могут пригласить во многих ситуациях. Указать их все крайне сложно, поэтому выделим основные причины, которые чаще других встречаются на практике:
- проблемы со страховой компанией. Страховщики сделают все, чтобы максимально снизить размер страховой компенсации и определить справедливость может только проведение экспертизы;
- неразрешимые споры в процессе определения виновника аварии. Эта причина является одной из основных. Если в процессе разрешения конфликта участники ДТП не смогут определить виновника, судом будет назначена экспертная проверка, по результатам которой и определится виновник аварийной ситуации;
- неправомерные обвинения в судебном порядке. Трасологическая экспертиза отвечает на вопросы, которые связаны с аварией. Получив результаты экспертизы, водитель сможет защитить свои интересы и права более эффективно;
- разбирательства с определением материальной компенсации. Многие водители стараются выдвинуть к виновнику аварии большие претензии на значительные денежные суммы. При этом, они часто идут на обман, например, выдают давние повреждения за результат аварии. Экспертиза позволит выявить истину и подтвердит обоснованность претензий участников дорожного происшествия.
Таким образом, вопросы для трасологической экспертизы ДТП можно выделить в отдельные категории:
- Наличие повреждений и определение пригодности отпечатков для проведения идентификации.
- Период появления повреждений.
- Механизм появления повреждений.
- Последовательность образования повреждений.
- Техническое состояние машины на момент ДТП и после столкновения.
- Определение связи причинно-следственного характера.
Трасологическая экспертиза при ДТП: как проводится?
Для того чтобы определить причины аварийной ситуации, работы по исследованию всех обстоятельств дела должны проводится квалифицированными специалистами, что владеют соответствующими познаниями в данных делах и обладают нужной квалификацией. Самостоятельно установить все обстоятельства невозможно, это под силу только представителям такой специальности, как трасологи.
Для того, чтобы эксперты смогли максимально подробно и достоверно составить картину аварийной ситуации, им необходимо предоставить максимум исходной информации, чтобы получить постановление о назначении трасологической экспертизы при ДТП. Среди обязательных источников информации для трасолога можно выделить:
- непосредственно само транспортное средство для проведения тщательного исследования;
- схема ДТП, которая была составлена по установленным правилам сотрудниками ГИБДД или участниками столкновения;
- официальный протокол, выписанный полицейскими;
- фото и видео материал, который имеется в результате ДТП. Это записи с видеорегистратора, фотографии с места случившегося происшествия;
- справка о произошедшей аварии;
- протокол проверки по техническому состоянию машины.
Кроме того, в отдельных случаях эксперты могут захотеть посетить место столкновения, чтобы определить некоторые моменты по остаточным следам, среди которых фрагменты транспортных средств, следы шин и многое другое.
По времени проведения экспертной оценки государство не устанавливает никаких ограничений. Следовательно, результаты могут быть известными как через несколько дней, так и в течении нескольких недель. Оптимальный срок для проведения всех работ составляет от 1 до 10 дней. Здесь все будет зависеть от сложности процедуры и состояния каждого из пострадавших транспортных средств.
По итогам окончания всех исследовательских работ, трасолог предоставит официальное заключение, оформленное в письменном виде. Именно на его основании будет проходить дальнейшее судебное разбирательство.
Трасологическая экспертиза при ДТП: цена
Трасологическая экспертиза является независимой процедурой. Следовательно, это платная услуга, и участники ДТП будут вынуждены ее оплатить. В соответствии с текущим законодательством, вся расходная часть будет возложена на виновника аварии. Именно он понесет расходы за обязательное проведение независимой экспертизы.
Стоит отметить, что любой участник аварийной ситуации может заказать экспертную оценку. В любом случае, оплата услуг эксперта будет возложена на заказчика. А в дальнейшем возможен дополнительный иск в сторону виновника аварии с целью взыскания компенсации за расходы.
Определить точную стоимость экспертизы невозможно. Она будет зависеть исключительно от наличия документального сопровождения и сложности ситуации. Кроме того, часто на стоимость исследования оказывает воздействие срочность работ. В среднем эксперты оценивают свою работу в 15 тыс. рублей. Однако при отсутствии срочности и необходимости в дополнительном документальном сопровождении, цена на услуги может быть снижена в несколько раз.
Итогом проведения экспертной оценки обстоятельств ДТП будет письменное заключение. Оно будет выдано на руки заказчику, а в отдельных случаях может быть растиражировано на несколько экземпляров. По статистике, результаты экспертной оценки понадобятся для дальнейшего судебного разбирательства, и разрешении спорных моментов со страховщиками. Следовательно, заключение должно быть предоставлено не только заказчику, но и ответчику по судебному процессу, страховой фирме и суду.
Получив на руки экспертное заключение, заказчик должен предоставить его в суд. Именно на основании этого документа будет происходить дальнейшее разбирательство дела и определение виновного.
Заключение представляет собой письменный документ, состоящий из нескольких частей:
- Введение. Здесь будут прописаны все законодательные нормативы, которые соответствуют причинам ситуации, а также указаны все права и обязательства независимых экспертов.
- Основная часть. Здесь эксперт отметит все методики, которые он использовал в процессе работы. Также будут указаны все исходные данные по транспортному средству и документальное сопровождение.
- Выводы. В заключительной части эксперт на основании имеющихся данных и результатов исследований даст точный анализ ситуации с указанием причин и обстоятельств трагедии, а также укажет на виновного в сложившейся ситуации.
Видео, трасологическая экспертиза автомобиля после ДТП
Обновлено: 26.06.2018 1359
Всё об оценке авто при ДТП: зачем нужна, как проходит, сколько длится, кто платит и не только…
Приветствую всех! Это Кулик Илья. Очень часто при дорожных происшествиях невозможно точно установить обстоятельства случившегося, определить, кто виноват в произошедшем, основываясь только на показаниях участников аварии и очевидцев.
А узнать, как всё было на самом деле, необходимо, ведь от этого зачастую зависит судьба человека: останется он на свободе или отправится в колонию. Именно для этого проводится оценка авто при ДТП. О ней сегодня и поговорим.
Автотехническая экспертиза после ДТП - это специальное исследование транспортных средств (ТС), а также различных объектов, относящихся к аварии, необходимое для выяснения различных вопросов, обычно касающихся дорожно-транспортного происшествия. Экспертиза ДТП необходима для выявления обстоятельств, причин и факторов, вызвавших ДТП, а также оценки его последствий. Делается это с двумя целями.
Во-первых, выяснение обстоятельств происшествия необходимо для определения виновности участников, каждого из них, что особенно важно, когда в аварии или получают ранения. Чаще всего это основная цель назначения автоэкспертизы.
Во-вторых, собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.
Виды автотехнических экспертиз
Автотехническая экспертиза (АТЭ) – это очень обширное понятие, в которое входит множество разнообразных исследований. Поэтому определено несколько критериев, по которым делятся автоэкспертизы. Наиболее часто выделяют исследования:
- по типу и объекту изучения;
- по очерёдности проведения;
- по лицам , выполняющим экспертизу.
Виды АТЭ по содержанию
Это основная классификация для автотехнических экспертиз. Так как необходимо выявить все причины и обстоятельства происшествия, дать оценку случившегося с разных сторон, приходится исследовать совершенно различные предметы, использовать множество методик. Естественно, даже очень хороший специалист не сможет в совершенстве освоить все виды исследований.
Поэтому выделяют экспертизы:
- обстоятельств дорожной аварии – изучается дорожная ситуация, приведшая к аварии, устанавливаются параметры движения участников столкновения, анализируются возможные и предпринятые водителями действия;
- технического состояния транспортных средств подразумевает исследование ТС с точки зрения работоспособности и соответствия нормативам различных узлов и механизмов, в случае выявления неисправностей определяется причины и время их возникновения, возможность обнаружить их до аварии;
- дорожных условий – исследуются состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, погодные факторы, имевшие влияние на возникновение аварийной ситуации;
- – исследование любых следов, оставленных в результате ДТП: на ТС, на одежде и телах пострадавших людей, на дороге и придорожных объектах и т. д. для выявления обстоятельств происшествия, точного места столкновения, механизма взаимодействия ТС и другого;
- автотовароведческую – оценка стоимости автомобиля, годных остатков и т. д.;
- инженерно-психофизиологическую участников происшествия – изучение индивидуальных особенностей лиц, ставших участниками ДТП, их профессиональной деятельности как водителей, а также жизненных обстоятельств, которые могли оказать влияние на их психофизиологическое состояние, и, следовательно, привести к аварии, психической составляющей в действиях лиц, причастных к аварии.
Типы экспертиз по очерёдности
В процессе расследования обстоятельств происшествия одной экспертизы может быть недостаточно. Для дифференциации экспертных исследований по очерёдности проведения используют понятия:
- первичная – является первым исследованием объектов;
- дополнительна я – проводится если первой экспертизы оказалось недостаточно для выяснения всех обстоятельств. Исследуются вопросы, не задававшиеся во время проведения предыдущей автоэкспертизы;
- повторная – перепроверяют выводы, полученные в результате проведённых ранее исследований, если есть сомнения в их точности и достоверности. Назначается также при выявлении новых обстоятельств, которые влияют на исход АТЭ. Проводится обычно комиссионно, при этом лица (организации), приводившие первую экспертизу, не могут участвовать в повторном исследовании.
Деление экспертных исследований по исполнителям
Знаний и возможностей одного эксперта может не хватить для расследования сложных, неоднозначных событий. А иногда при проведении АТЭ возникают вопросы, для выяснения которых требуется проведение особых исследований, не относящихся напрямую к автотехнике. Всё это будет влиять на число и квалификацию исполнителей.
Поэтому смотря по тому, кто проводит исследование, выделяют следующие типы экспертиз:
- единоличную – проводится одним специалистом, обычно применяется в простых случаях;
- комиссионную – исследование проводят несколько экспертов одной специальности, которые совместно отвечают на одни и те же вопросы. Каждый из них может дать своё обособленное мнение, при несогласии с другими членами комиссии;
- комплексную – когда требуется привлечение специалистов из различных областей знаний, объединяет в себе несколько видов автоэкспертиз. Кроме того, АТЭ иногда может объединяться с исследованиями, не относящимся к транспортным, например, могут привлекаться специалисты из области медицины, криминалистики и т. д.;
Сколько стоит автоэкспертиза
Так как глубина и обширность исследований может быть совершенно различной, точно назвать стоимость трудно. Она будет зависеть от вида экспертизы, её сложности, срочности и количества вопросов, на которые должен будет ответить в процессе изучения обследуемых объектов.
Поэтому цена может составить как 3-5 тысяч рублей, за простые исследования по одному вопросу, так и 50 тысяч рублей и больше за комплексные, сложные автоэкспертизы. Стоит отметить, что судебная экспертиза, то есть проводимая по постановлению судьи в ходе тяжбы обычно дороже на 25-30% чем такое же исследование, проводимое до суда.
Кто оплачивает работу эксперта
Платит за экспертизу, в том числе судебную, всегда её инициатор. Если экспертное исследование проводилось до суда, оплативший её может взыскать их с оппонента в порядке предъявления претензии или в суде.
Если в суде несколько сторон изъявили просьбу о проведении исследования, платят они поровну. В случае трудного финансового положения лица, подающего просьбу, экспертиза может быть по решению суда частично или полностью оплачена из бюджета.
Бюджетные средства также идут на оплату экспертизы, когда её инициатором выступает судья или должностное лицо. Деньги перечисляются лицом, подавшим ходатайство о назначении АТЭ, на специально предназначенный для этого счёт суда.
Но при вынесении решения по делу суд назначает проигравшей стороне возместить все расходы, понесённые стороной, выигравшей тяжбу. Если иск удовлетворён частично, то расходы компенсируются пропорционально удовлетворённым требованиям. Так же в соответствии с решением суда распределяются затраченные бюджетные средства.
Сроки проведения
Время, которое необходимо затратить на экспертное исследование, главным образом зависит от объёма работ и их сложности. Законодательством временные границы для экспертизы не определены.
На проведение экспертизы уходит обычно от 3 до 5 суток, в сложных случаях расследование может идти и 15-30 дней. Многие компании предлагают выполнение исследования в сокращённые сроки за дополнительную плату.
При проведении экспертизы конкретные сроки устанавливает судья. Они закрепляются в постановлении о проведении автоэкспертизы. В этом случае за несоблюдение сроков к исполнителю принимаются взыскания, вплоть до штрафов. Ведение дела приостанавливается, пока выполняется исследование.
Кто проводит экспертное исследование
Кроме того, помня о многообразии автоэкспертиз, необходимо следить, чтобы проводящее исследование лицо имело соответствующую квалификацию. Чтобы трасолог не оценивал техническое состояние автомобиля, и, наоборот, специалист по техсостоянию не исследовал следы.
Какие вопросы надо задавать эксперту
Для того чтобы по результату экспертизы можно было установить обстоятельства аварии необходимо правильно поставить вопросы. Иначе вместо исследования получится пустая трата времени и денег.
Точный список вопросов зависит от ситуации, причём для определения задач для эксперта лучше всего проконсультироваться с человеком, имеющим опыт проведения экспертных исследований. Потому что, например, даже хороший юрист, практикующий адвокат, может не знать некоторых технических аспектов, и поэтому не сможет задать вопросы, ответ на которые будет однозначно свидетельствовать в пользу его подопечного.
Поэтому по вопросам на экспертизу следует проконсультироваться именно у эксперта, это можно сделать в любой экспертной фирме.
Здесь я приведу общий, но не исчерпывающий список возможных вопросов. Следует знать, что эксперт-техник отвечает только на прямые вопросы, связанные с техническими аспектами. То есть он не может сказать, например, кто виновен в аварии.
Задачи эксперту при столкновении автомобилей
Конечно, вопросы будут различаться в зависимости от типа расследования и от обстоятельств ДТП. Так, для автотовароведческой характерен вопрос: «Какова стоимость восстановительного ремонта ТС или годных остатков?». Но для выяснения обстоятельств аварии проводятся обширные исследования: трасологические, обстоятельств аварии, технического состояния авто, и другие.
Примерными вопросами для эксперта могут стать:
- каков был коэффициент сцепления дорожного покрытия;
- на какую дальность была видимость ;
- с какой скоростью и ускорением двигалось ТС ;
- какое расстояние между ТС было , когда водитель, создавший помеху начал движение
- когда водитель начал торможение ;
- имелась ли техническая возможность предотвратить аварию;
- по какой траектории двигалось ТС;
- в каком месте произошло взаимодействие ТС;
- под каким углом машины врезались друг в друга
- сколько времени прошло между различными фазами аварийной ситуации (например, от начала торможения до столкновения);
- как располагались на проезжей части ТС участников аварии;
- на какой скорости при данных условиях возможен занос, опрокидывание;
- что стало причиной потери устойчивости ТС;
- имеются ли неисправности в каждой из систем автомобиля, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее (например, на техосмотре);
Интересно! Специальными экспертизами можно установить даже то, были ли включено наружные световые приборы, причём даже по разбитой лампе.
Вопросы эксперту при ДТП с пешеходом
Но возможно заказать и любое другое автотехническое исследование, например, чтобы идти в суд не с пустыми руками, а уже с оценкой обстоятельств происшествия, данной экспертом. Хотя и при наличии экспертного заключения суд может назначить повторную судебную экспертизу.
Досудебные исследования, как правило, дешевле аналогичных, проводимых по постановлению суда, иногда значительно, что тоже немаловажно.
Как самостоятельно провести экспертное исследование
Для проведения такой экспертизы достаточно заключить договор на соответствующую услугу с экспертом-техником (экспертной компанией), уведомить другую заинтересованную сторону (другого участника аварии, страховую компанию), и предоставить объекты для исследования.
По результатам исследования будет составлено экспертное заключение, обосновываясь на котором можно предъявлять претензии к оппонентам или отстаивать свои права в суде. Но чтобы документ имел силу, важно, чтобы он был составлен аттестованным компетентным специалистом, поэтому к выбору исполнителя надо отнестись очень серьёзно.
Экспертиза при административном расследовании
Если при производстве по делу об административном происшествии (АП) в ГИБДД или в суде обстоятельства требуют экспертного исследования, должностное лицо или судья выносят соответствующее определение, в котором прописываются:
- основание для назначения экспертизы;
- название экспертной организации или ФИО эксперта, которому поручается выполнение автоэкспертизы;
- перечень вопросов , для ответа на которые и назначается АТЭ;
- список материалов и объектов , относящихся к делу, предоставляемых для исследования;
- разъяснение прав и обязанностей эксперта , предупреждение об ответственности за ложные сведения.
Лицо, вынесшее определение о назначении экспертизы, обязано до его направления исполнителю ознакомить с ним потерпевшего и лицо, в отношении которого ведётся дело об АП (ЛВОК). При этом указанные лица имеют право, объясняя свою точку зрения:
- просить устранить конкретного эксперта от исследования;
- просить привлечь других специалистов;
- добавлять свои вопросы на экспертизу.
Итог исследования
Результатом исследования становится экспертное заключение, оформляемое её исполнителем. В заключении указывается:
- кто выполнял исследование;
- на каком основании проводилась экспертиза;
- в чём заключалось исследовани е;
- чёткие ответы на поставленные вопросы и выводы по ним.
Должностное лицо или судья, вынесшие определение о назначении автоэкспертизы, могут и не согласиться с выводами, сделанными экспертом, однако для этого они должны обосновать своё мнение.
Судебная экспертиза
Порядок и принципы назначения и проведения экспертных исследований схож для любого судебного процесса: административного, уголовного, гражданского или арбитражного. По сути, различия заключаются только в терминах и некоторых процессуальных особенностях, а права и обязанности лиц, причастных к делу, одинаковы.
Наиболее полно о судебной экспертизе написано в УПК, поэтому я расскажу об АТЭ с точки зрения проведения её при расследовании по уголовному делу. Кроме того, если не считать автотовароведческой, автоэкспертизы проводятся в большинстве случаев после ДТП с тяжёлыми последствиями, когда виновным грозит уголовное наказание.
Назначение экспертизы
Экспертное исследование назначается по ходатайству участников дела или по инициативе судьи или следователя. Инициатива может исходить как от истца, так и от ответчика. Подавать прошение можно в суде первой инстанции до окончания стадии исследования доказательств.
В апелляции ходатайство удовлетворяется только при наличии уважительной причины, объясняющий невозможность провести экспертизу ранее (например, суд первой инстанции отклонил аналогичную просьбу).
В уголовном процессе назначать автоэкспертизу также может следователь ещё до суда и даже до возбуждения уголовного дела. Но называться такое исследование всё равно будет судебным.
Как написать ходатайство
Писать ходатайство можно в свободной форме. В его тексте обязательно должны содержаться:
- реквизиты документа (название суда, информация о деле);
- основания для назначения экспертизы, подкрепляемые ссылками на нормативно-правовые акты;
- вопросы , которые необходимо задать эксперту;
- желаемого исполнителя ;
- перечень предметов , предоставляемых стороной для исследования.
Для составления документа лучше воспользоваться услугами юриста. В качестве примера предлагаю вам скачать для гражданского суда и в защиту обвиняемого по уголовному делу. Ходатайство передаётся должностному лицу, ведущему дело, или в суд: через канцелярию или на судебное заседание.
Постановление о назначении исследования
Лица, причастные к судебному процессу, имеют право предлагать свои вопросы к эксперту, но окончательный их перечень устанавливает судья. Если судья отказывает включить в задачи для специалиста какой-либо из вопросов, поступивший от участвующих сторон, он должен мотивировать своё решение.
Приняв окончательное решение о назначении исследования, следователь или судья выносит постановление или определение, в котором должна содержаться та же информация, что и при административном расследовании:
- основание для проведения исследования;
- назначенный исполнитель ;
- вопросы эксперту;
- исследуемые материалы .
Права сторон
Лицам, причастным к делу, обязательно показывается текст постановления о назначении автоэкспертизы, и получить разъяснения своих прав, в которые входят полномочия:
- просить об исполнении экспертизы конкретным лицом или организацией;
- просить устранить того или иного специалиста от исследования (заявить отвод);
- ходатайствовать о добавлении вопросов , задающихся исполнителю;
- знакомиться с определением суда о назначении экспертного исследования , а также с заключением эксперта, протоколом его допроса;
- присутствовать при исследовании , давать объяснения;
- ходатайствовать о назначении новых экспертиз.
Примечание. Свидетель имеет право ознакомиться только с заключением по экспертизе, выполненной в отношении его самого.
АТЭ в отношении потерпевшего и свидетелей может быть выполнена только после получения письменного согласия от них или их представителей.
Очень важно знать! Если одна из сторон судебного процесса уклоняется от участия экспертизе, мешает проведению исследования, например, не предоставляет принадлежащие ей объекты, что делает проведение автоэкспертизы невозможным, суд может и без проведения исследования признать установленным или опровергнутым факт, для выяснения которого и назначалась экспертиза, так, чтобы решение было не в пользу уклоняющейся стороны.
Проведение судебной АТЭ
Следователь направляет руководителю экспертной компании или непосредственно частному эксперту-технику соответствующее постановление и необходимые для исследования объекты и материалы. Эксперт должен получить от своего руководителя или от следователя разъяснение своих прав и ответственности.
Если квалификация эксперта не позволяет выполнить исследование, или материалов недостаточно, эксперт-техник может сразу вернуть постановление, объяснив причину возврата.
Следователь может присутствовать при выполнении исследования, узнавать у эксперта объяснение его действий. Специалист по АТЭ в своём заключении должен указать на присутствие других лиц при её проведении. Потерпевший, обвиняемый и их представители с разрешения следователя также могут находиться при осуществлении экспертизы.
Особенности комиссионной и комплексной экспертиз
По решению должностного лица или руководителя экспертной фирмы может быть назначена комиссионная автоэкспертиза, то есть исследование будет выполняться несколькими экспертами одной специальности. По вопросам, вызвавшим разногласия между экспертами, составляется отдельное заключение каждым из участников исследования. Если члены комиссии сходятся во взглядах, пишется одно экспертное заключение.
При комплексной экспертизе, когда исследование выполняют специалисты из различных областей знания, оформляется одно заключение, но каждый из экспертов подписывает только ту часть документа, которая описывает проделанную им работу и его выводы. Соответственно, несёт ответственность он также только за свои действия и ответы.
Итог исследования
После проведения АТЭ эксперт (комиссия) составляют заключение, которое содержит следующую информацию:
- дата, время и место выполнения исследования;
- основания для выполнения автоэкспертизы;
- должностное лицо , назначившее проведение;
- сведения об исполнителе (экспертной организации);
- информация о предупреждении эксперта об ответственности за дачу ложных показаний;
- объекты и материалы , изученные в ходе автоэкспертизы;
- информация о присутствовавших при экспертизе (следователь, стороны процесса);
- сведения о выполненных исследованиях , с перечислением методик;
- ответы на поставленные вопросы , их обоснование и выводы по ним.
Если во время исследования были выявлены значимые для уголовного дела сведения, узнать которые не требовалось, специалист имеет право включить эти данные в заключение.
К заключению прилагаются различные материалы, подтверждающие выводы специалиста, это могут быть различные фотографии, графики, схемы. Причём они являются частью заключения.
Когда сделать выводы невозможно
Иногда эксперт не может дать провести исследование по предоставленным ему материалам и сведениям. Как правило это случается при низком качестве представленных для исследования материалов, неполных исходных данных.
В такой ситуации эксперт сообщает о невозможности сделать заключение, объясняя причины. С содержанием этого сообщения также могут ознакомиться лица, причастные к делу (кроме свидетеля).
Объяснение результатов
Эксперт может быть вызван в суд для объяснения и дополнения сделанных им в заключении выводов. Инициировать это могут как участники тяжбы, подав ходатайство, так и судья или следователь.
Задавать вопросы может любой из участников процесса, но начинает всегда сторона, по просьбе которой проводилось исследование. При необходимости эксперту даётся время на подготовку ответов. Задавать вопросы можно только в рамках проведённой экспертизы. Допрос эксперта обязательно протоколируется в судебных документах.
Экспертное заключение показывается потерпевшему, обвиняемому и их представителям, при этом им напоминают об их праве ходатайствовать о новой АТЭ.
Если проведённое исследование недостаточно прояснило ситуацию, возможно назначение повторной или дополнительной автоэкспертиз. Дополнительную может выполнять как тот же самый эксперт, что и проводил предыдущую, так и другой человек. Для повторной обязательно назначается новый специалист.
- тщательно выбирайте эксперта (экспертную компанию);
- по возможности присутствуйте при экспертизе;
- внимательно подойдите к составлению вопросов для эксперта. Воспользуйтесь квалифицированной помощью в этом деле. Помните, какой будет вопрос, такой и ответ.
- не спешите с изучением документов , результатов исследования. Ограничивать вас во времени никто не вправе;
- помните о возможности проведения дополнительной и повторной экспертизы.
Заключение
Как вы теперь знаете, именно автотехническая экспертиза позволяет точно установить многие обстоятельства и последствия дорожного происшествия. Но для получения результатов, соответствующих реальности, подготовка к автоэкспертизе и её выполнение должны быть проведены очень качественно, в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Напомню, что в комментариях вы можете задавать интересующие вас вопросы по теме статьи и рассказывать о своём опыте. Так что пишите, не стесняйтесь!
В следующем видео практикующий специалист по автотехнической экспертизе отвечает на вопросы автолюбителей .
П.С.: Статью украсили фото Alfa Romeo Brera. Взял здесь: drive2.ru/r/alfaromeo/461515.
Любой водитель, у которого есть полис ОСАГО или КАСКО вправе обратиться в страховую компанию за компенсацией при наступлении аварии. При этом размер выплаты зависит от размера нанесенного ущерба, который оценивается специальной экспертизой. В представленной статье мы расскажем, какие экспертизы можно провести при ДТП и в чем особенности каждой из них.
○ Что такое независимая экспертиза после ДТП и для чего она проводится.
Нередко бывают случаи, когда страховые компании занижают стоимость полагающейся к выплате компенсации. Делается это при помощи сотрудничества с СТО, неправильно оценивающего требуемую сумму для ремонта. Поэтому каждому водителю стоит знать о своем праве на независимую экспертизу, которая даст реальную оценку ситуации.
- «1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
- 2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
- 3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России. (ст.12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 №40-ФЗ)».
Независимая экспертиза оплачивается заказчиком и требуется, если:
- Водитель хочет проверить, насколько правильно страхования оценила нанесенный ущерб.
- Возникли подозрения о наличии скрытых дефектов, которые не были учтены при оценке.
- Водителю нужно узнать точную сумму, в которую обойдется ремонт.
- Планируется обращение в суд.
○ Виды экспертиз после ДТП.
Типы экспертной оценки различаются по определенным признакам.
В зависимости от подведомственности экспертной организации, для оценки может потребоваться:
- Проведение служебного расследования (досудебной экспертизы).
- Назначение судебной экспертизы.
Судебная экспертиза.
Это процессуальное действие, в рамках которого проводится исследование всех обстоятельств дела с целью выявления сведений, которые могут послужить доказательством в процедуре установления истины по уголовному делу. Как правило, они требуются для проверки других обстоятельств рассматриваемого дела. Главный вопрос, на который должна дать ответ подобная экспертиза – авария произошла из-за действий водителя, пренебрегшего правилами безопасности, или имел место несчастный случай.
Досудебная экспертиза.
Данный вид экспертизы проводится по желанию физических или юридических лиц, которые не согласны с выводами страховой компании либо с позицией другого участника ДТП. Цель процедуры – получение независимой оценки состояния автомобиля и требуемой для ее восстановления суммы.
В зависимости от состава участников:
Исходя из этого критерия может проводится три вида экспертной оценки.
Единоличная.
Назначается, когда обстоятельства аварии не вызывают больших разногласий между ее участниками. В данном случае не требуется присутствие уполномоченных лиц. Проблема решается между двумя водителями, попавшими в ДТП и их страховыми компаниями.
Комиссионная.
Данная экспертиза назначается, когда количество участников ДТП больше двух и при этом между ними возникают разногласия, требующие привлечения третьих лиц. В данном случае назначается комиссия из нескольких экспертов с одной специальностью. Они самостоятельно исследуют одни и те же объекты, дают ответы на одни и те же вопросы. Итогом экспертизы является общая оценка, согласованная со всеми членами комиссии. Если к единому мнению не удалось прийти, любой член комиссии может письменно представить и обосновать свою точку зрения.
Комплексная.
Подобный вид экспертизы требуется в особо сложных случаях, когда необходимо мнение экспертов из разных областей. Кроме эксперта-автотехника в созданную комиссию может входить криминалист, медик и т.д. Все эксперты исследуют одни и те же объекты, решая возникающие пограничные вопросы, общие для специалистов из разных областей.
В зависимости от очередности:
В данном случае критерием выбора типа экспертизы является ее сложность и количество возникающих вопросов. Сюда относятся следующие виды оценки:
Первичная.
Это экспертиза, которая дает ответ на вопросы, поставленные следователем либо судьей. Данный вид оценки является начальной стадией проведения экспертизы.
Дополнительная.
Если заключение эксперта не дает полной ясности о произошедшей аварии или отчет является неполным, назначается данный вид экспертизы. Здесь уточняется процесс исследования обстоятельств ДТП, даются более полные объяснения поставленным заключениям. При необходимости предоставляются дополнительные аргументы в пользу тех или иных выводов.
Повторная.
- Назначается, если возникают сомнения в:
- Компетентности эксперта.
- Корректности проведенного анализа.
- Объективности сделанных выводов.
- Достоверности первичных данных.
- Соблюдении требований УПК.
- Возникновении новых материалов дела, способных повлиять на его ход.
Повторная экспертиза, как правило, является комиссионной и создается из новых членов. Участвовавшие в предыдущей оценке эксперты к повторному рассмотрению дела не допускаются.
○ Разновидности технических экспертиз после ДТП.
Для получения максимально полной картины происшествия, после аварии нужно провести комплекс независимых технических экспертиз. Каждая из них отвечает на конкретный перечень вопросов, давая в совокупности полное понимание обстоятельств наступившей аварии.
✔ Автотехническая экспертиза.
Цель данного вида независимой экспертизы – выявление обстоятельств и причин произошедшей аварии. Она дает ответ на комплекс вопросов, которые условно можно разделить на две группы:
- Определяющие техническую характеристику и параметры дорожной обстановки в момент ДТП. Данная экспертиза определяет такие физические показатели, как параметры сцепления покрытия дороги, коэффициент ускорения/торможения/сопротивления, время движения ТС, их траекторию и т.д.
- Анализ водительских действий в момент аварии. В данном случае экспертиза рассматривает насколько правильными и последовательными были действия участников ДТП относительно конкретной дорожной обстановки.
Автотехническая экспертиза назначается по заявлению органов дознания, суда, следствия, либо самих водителей, участвовавших в аварии. В заявлении на проведение экспертизы требуется указать основания, по которым проведение анализа необходимо, а также список вопросов, на которые заявитель хочет получить ответ. Подавая ходатайство на проведение автотехнической экспертизы, следует внимательно подойти к выбору экспертной организации. Главный критерий при принятии решения – опыт работы и уровень квалификации ответственного эксперта.
Законом не установлены конкретные сроки для проведения данного вида анализа. Также нет фиксированной стоимости проведения оценки. Точный срок проведения зависит от:
- Сложности ситуации.
- Объема материалов дела.
- Загруженности эксперта.
- Типа ТС.
Если анализ проводится в досудебном порядке, на процедуру отводится от 10 до 60 календарных дней. Если экспертиза назначается судом, срок проведения указывается в судебном решении.
Результатом анализа является заключение эксперта, в котором подробно отражена вся выявленная информация об обстоятельствах дела.
✔ Трасологическая экспертиза.
При трасологическом анализе подробно изучаются все следы, оставленные автомобилями на месте происшествия. Исходя из того, какие цели и задачи решает экспертиза, а также какие объекты исследуются, можно получить ответ на три группы вопросов:
- Определяющие групповую принадлежность транспорта:
- Марка автомобиля.
- Тип шин.
- Соответствие следов указанной машине.
- Вероятность столкновения ТС, исходя из анализа следов.
- Выявляющие целое по частям:
- Соответствие найденных деталей конкретному автомобилю.
- Устанавливающие модель ТС, участвовавшего в произошедшем:
- Количество машин, участвовавших в ДТП.
- Какая именно машина оставила следы.
Трасология может проводиться на любом этапе дела об аварии, но чаще всего ходатайствуют о ее проведении органы дознания.
Срок проведения зависит от конкретных материалов дела и может занимать до месяца. Средняя стоимость процедуры – 15 тыс. руб., однако цена может варьироваться в зависимости от субъекта РФ и сложности дела. Результатом исследования является экспертное заключение, в котором даны ответы на все поставленные в начале вопросы.
✔ Автотовароведческая экспертиза.
Данный вид анализа проводится при возникновении разногласий с заключением страховой и размером компенсации. Экспертиза отвечает на такие вопросы, как:
- Есть ли у ТС скрытые дефекты, неучтенные страховой компанией?
- Каков реальный размер полученного ущерба и другие вопросы, связанные с изучением состояния автомобиля.
Потребовать автотовароведческую экспертизу может:
- Страховая компания.
- Органы дознания.
- Водитель пострадавшего ТС.
Сроки проведения экспертизы и ее стоимость определяются договором, заключаемым с экспертной организацией. Как правило, на осуществление подробного анализа требуется от 10 до 15 календарных дней. Время проведения может быть ускорено за отдельную плату. Стоимость процедуры зависит от конкретных обстоятельств дела и региона проведения. Результатом анализа является экспертное заключение, в котором даются ответы на все поставленные вопросы.
✔ Комплексная экспертиза.
Данная экспертиза назначается в ситуациях, требующих исследования в различных областях. Ее проводит комиссия, состоящая из экспертов различных направлений, которые составляют общий отчет об обстоятельствах ДТП. Вопросы, на которые дает ответ комплексная экспертиза:
- Соответствует ли представленный для анализа автомобиль участвовавшему в аварии?
- Место расположения пострадавшего в момент аварии.
- Возможные повреждения при таком типе ДТП и т.д.
В данном случае составляется целостная картина произошедшего, отраженная в экспертном заключении с приложением фотоматериалов.
Как следует из письма председателя Совета судей РФ Ю.И.Сидоренко Генеральному директору Судебного департамента при ВС РФ вопросы, связанные с проведением такого процессуального действия как судебная экспертиза, существенным образом влияют на деятельность судов по осуществлению правосудия, поскольку от этого зачастую зависит законность и обоснованность решения по конкретному делу. Предлагалось для улучшения работы по организационному обеспечению деятельности судов изучение практики работы государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждений и экспертов в целях подготовки предложений по ее совершенствованию. Совет судей РФ предлагал рассмотреть этот вопрос об организации соответствующей работы еще в 2004 г., однако общественности результаты такого обобщения практики неизвестны.
К сожалению, следствию и суду, даже при наличии оснований для назначения повторной экспертизы в другом экспертном учреждении, с точки зрения обвинения процессуально удобно назначить экспертизу дополнительную, т.к. ее производство поручить одному и тому же эксперту, который, безусловно, будет отстаивать свои выводы. Такова опять судебная практика. По делу Шмакова (Раменский суд) судом была назначена и проведена повторная экспертиза, после чего по делу вынесен оправдательный приговор, а по делу Сороколетова Наро-Фоминский суд ограничился одной экспертизой ЭКЦ ГУВД Московской области с одним лишь вопросом «Каков механизм ДТП» и все, проведенной на стадии предварительного расследования, и вынес приговор обвинительный сроком на пять лет лишения свободы. Без каких-либо компромиссов…
На наш взгляд, необходима четкая регламентация оснований назначения повторной экспертизы в уголовном судопроизводстве (как и первичной АТЭ в процессе административном) и введение серьезной ответственности дознавателей, следователей, руководителей следственных отделов, судей за допущенные нарушения уголовно-процессуального закона в этой части.
Или другой пример. О качестве, полноте и достоверности экспертного исследования обстоятельств происшествия.
В заключении проведенной следствием автотехнической экспертизы по делу Володина указано буквально, что «исследование проводилось на основании представленных на экспертизу данных, поэтому если при дальнейшем разбирательстве дела эти данные будут признаны неточными или необоснованными, то результаты экспертного исследования могут не соответствовать действительным событиям данного происшествия».
При этом экспертом дан вероятный вывод по месту столкновения транспортных средств и указано, что «установить конкретное место столкновения автомобилей экспертным путем не представляется возможным в связи с недостатком исходных данных и малой информативности».
Далее эксперт указал, что «для ответа на поставленный вопрос необходимо предоставить в его распоряжение подробную фактическую дислокацию разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок, где произошло ДТП. Имеющиеся в материалах дела схемы дислокаций не отражают фактического наличия или отсутствия элементов дорожного регулирования, которые в действительности находились в момент происшествия».
На другие поставленные вопросы эксперт отвечать отказался, утверждая, что ответы на эти вопросы выходят за пределы его компетенции или лишены технического смысла.
Экспертиза ДТП - это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими знаниями в области ДТП. Признав необходимым производство экспертизы, следователь выносит об этом постановление (ст.195 УПК РФ). Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.
По делам по искам о возмещении вреда, причиненного ДТП, как показывает судебная практика, возникает необходимость разъяснения возникающих в ходе рассмотрения дел данной категории вопросов, требующих специальных познаний.
Судья вправе с учетом мнения участвующих в деле лиц назначить при подготовке дела к судебному разбирательству экспертизу (автотехническую, автотовароведческую, транспортно-трассологическую, медицинскую и другие) во всех случаях, когда необходимость экспертного заключения явствует из обстоятельств дела и представленных доказательств (п. 8 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ). При назначении экспертизы должны учитываться требования ст. 79 - 84 ГПК РФ, причем лицам, участвующим в деле, следует разъяснять их право поставить перед экспертом вопросы, по которым должно быть дано заключение.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 79 ГПК РФ на разрешение экспертизы могут быть поставлены только те вопросы, которые требуют специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла. Недопустима постановка на разрешение экспертизы вопросов права, разрешение которых относится к компетенции суда (например, о допущенных водителями нарушениях Правил дорожного движения, степени вины водителей, непосредственной причине происшествия).
В определениях суда о назначении автотехнической экспертизы должны быть изложены сведения, устанавливаемые судом в ходе судебного разбирательства, о взаиморасположении транспортных средств на дороге и относительно места столкновения на момент возникновения опасности движения, о режиме движения их перед столкновением, о положении транспортного средства в момент включения конкретного сигнала светофора и т.п. Если материалы осмотра места ДТП у суда не вызывают сомнения в достоверности, то необходимо ссылаться на эти материалы как на источник исходных данных.
Также следует учитывать, что для проведения транспортно-трассологической экспертизы, как правило, необходимо предоставление аварийных транспортных средств при условии сохранности всех повреждений.
Экспертизы ДТП можно разделить по нескольким признакам:
1. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.
2. По составу участников экспертизы делят на: единоличные, комиссионные и комплексные.
Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств.
Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании. В состав комиссии входят несколько экспертов одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно свое особое мнение, обосновав его.
Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода, и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решают вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания.
3. По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторные экспертизы.
Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.
Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.
Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах.
Судебная экспертиза ДТП - это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.
Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания. Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, вузов, техникумов. В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.
Поскольку все ДТП связаны с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, то материалы на такие ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практике к крупным относят происшествия, результатом которых были смертельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование. Материальный ущерб возмещается в административном порядке.
Судебно-медицинский эксперт устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП - водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень алкогольного опьянения; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших.
Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях и транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.
Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности?
Эксперт-автотехник для достижения этой цели должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимости от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбинациях. В общем виде они формулируются следующим образом:
· выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП. К таким факторам относятся: техническое состояние транспортных средств и дороги; параметры движения транспортных средств и пешеходов; организация движения и сопутствующие технические средства;
· отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;
· установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;
· определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствие их действий требованиям Правил дорожного движения и других нормативных актов.
Эксперт-автотехник устанавливает определенные доказательства путей исследования других установленных ранее доказательств. Они предоставляются судебному эксперту следователем или судом и являются основным исходным материалом, базируясь на котором, эксперт формулирует свое заключение. Кроме того, часть исходных данных эксперт определяет самостоятельно на основании материалов дела, представленных на экспертизу.
Для производства судебной автотехнической экспертизы в распоряжении эксперта должны быть предоставлены материалы, достаточные для полного и объективного исследования.
К этим материалам относятся:
· постановление следователя о назначении экспертизы;
· протокол осмотра ДТП;
· схема ДТП;
· протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;
· справка по ДТП.
Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента и другими материалами, а также протоколом допросов свидетелей.
Служебному эксперту, как правило, таких документов не предоставляют. Необходимые данные он получает самостоятельно в результате выезда на месте ДТП, осмотра транспортных средств, бесед с потерпевшими и свидетелями. Он может снять копии с оформленных сотрудниками ГАИ документов. Назначение экспертизы следователем и судом должно быть оформлено процессуально. Если документ о назначении отсутствует, экспертиза утрачивает свое юридическое значение.
Постановление о назначении экспертизы состоит из трех частей:
· вводной;
· описательной;
· резолютивной (заключительной).
В вводной части указывают вид экспертизы, дату и место составления постановления, наименование органа или фамилию должностного лица, назначившего экспертизу, номер дела, фамилию и инициалы подозреваемого.
В описательной части излагают фабулу ДТП и характеризуют обстоятельства, связанные с объектами экспертизы. Особое значение для автотехнической экспертизы имеют технические данные, необходимые для восстановления механизма ДТП. К ним относятся:
· координаты места и время ДТП;
· характеристика проезжей части и ее состояния;
· тип и техническое состояние транспортного средства;
· скорость движения транспортных средств и пешеходов;
· длина и характер следов торможения или качения колес;
· расположение транспортных средств и других объектов и предметов на проезжей части;
· характеристика видимости и обзорности с места водителя в момент ДТП.
В постановлении должно быть указано, применял ли водитель экстренное торможение, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству, неподвижному препятствию. В конце описательной части постановления перечисляют статьи УПК, которыми руководствовался следователь, назначая экспертизу.
В резолютивной части постановления указывают вид назначаемой экспертизы, учреждение или лицо, которому она поручена, перечисляют вопросы, поставленные на разрешение эксперта, описывают направляемые на исследование объекты и материалы.
Протокол осмотра места ДТП содержит описание и характер всех элементов места происшествия, которые были обнаружены в процессе осмотра. По существующему положению в состав оперативной группы, выезжающей на место ДТП, должны входить сотрудники ГАИ, следователь органов внутренних дел, эксперт оперативно-технического аппарата, судебно-медицинский эксперт или врач, сотрудник уголовного розыска.
Однако обычно нет необходимости в обязательном присутствии всех перечисленных специалистов. Поэтому первичное расследование ДТП и оформление документации обычно возлагают на дежурного по подразделению ГАИ или инспектора дорожно-патрульной службы.
Протокол осмотра места ДТП содержит: дату осмотра, должности и фамилии лиц, участвующих в осмотре, фамилии, имена и отчества водителей и понятых, характеристики всего, что было обнаружено в процессе осмотра, предметы, изъятые с места ДТП, заявления по существу осмотра, время осмотра. Протокол подписывают все лица, производившие осмотр и участвовавшие в осмотре.
Схема ДТП представляет собой план местности с графическим изображением обстановки происшествия и является приложением к осмотру места ДТП. Схема фиксирует не только координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия, но и их примерное расположение перед происшествием, а также направление (траекторию) движения. Для наглядного и точного представления о размерах предметов и расстоянии между ними схема должна быть выполнена в масштабе. Иногда графическое изображение сопровождается пояснительной таблицей с указанием климатических условий, состояния освещения и видимости. Особое внимание обращают на положение предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя. Эксперт может точно восстановить расположение транспортного средства на проезжей части только в том случае, если его изображение на схеме правильно привязано к постоянным неподвижным ориентирам: километражному указателю, зданию и т.п.
Схема и протокол осмотра места ДТП должны содержать четкие характеристики следов колес на покрытии.
Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств фиксирует технические неисправности и повреждения, выявленные при осмотре этих средств. Неисправности могут быть причиной ДТП, а повреждения - его следствием. В протоколе указывают вид повреждений, их месторасположение и размеры. Особое внимание уделяют техническому состоянию агрегатов и систем автомобиля, влияющих на безопасность: тормозной системе, рулевому управлению, шинам, подвеске, системам освещения и сигнализации.
Справка по ДТП содержит сведения о времени, месте происшествия, краткое его описание с указанием места жительства пострадавших и адреса лечебного учреждения, в которое они направлены, информацию об автомобилях, участвовавших в ДТП, и их водителях.
Справка содержит сведения, относящиеся не только к моменту осмотра места происшествия, но и к моменту события, т.е. самого ДТП. Ее заполняет должностное лицо, осматривающее место ДТП.
Производство экспертного исследования ДТП осуществляется на основе определенных методов и приемов исследования деятельности эксперта. Экспертные исследования представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. В зависимости от вида ДТП, его сложности и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут иметь различный характер. В большинстве случаев процесс производства судебной автотехнической экспертизы можно разделить на следующие этапы:
· ознакомление с постановлением, изучение материалов дела, уяснение предстоящей задачи;
· экспертиза и оценка исходных данных;
· построение информационной модели исследуемого ДТП;
· проведение расчетов, составление графиков и схем;
· оценка проведенных исследовании, уточнение первоначальной модели ДТП;
· формулирование выводов;
· составление и оформление заключения эксперта.
Получив постановление о назначении экспертизы, эксперт знакомится с его содержанием, изучая фабулу ДТП в том виде, в каком она установлена следствием (судом), и вопросы, на которые предстоит ответить. Затем эксперт анализирует материалы уголовного дела и систематизирует их в последовательности, удобной для предстоящего исследования. Особое внимание при изучении материалов дела обращается на их полноту и взаимную согласованность. Если изучив представленные материалы, эксперт придет к выводу, что их недостаточно для производства экспертизы или что в них имеются не устраненные противоречия, он должен известить об этом орган, вынесший постановление, и запросить новые материалы.
Исследованию подлежат все возможные версии. Исследуя ДТП, эксперт-автотехник прибегает к расчетам для определения параметров движения пешеходов и транспортных средств. Необходимые исходные данные он частично берет из постановления следователя и других материалов, предоставленных в его распоряжение. Эти данные эксперт не вправе изменять, даже если их достоверность вызывает у него сомнения. При наличии противоречий или сомнений в исходных материалах эксперт обязан указать на них в своем заключении. Как правило, предоставляемых исходных данных недостаточно для детального расчета и значительную часть параметров эксперт выбирает из справочников, нормативных актов, отчетов, инструкций предприятия-изготовителя, научно-исследовательских работ и других источников. К числу выбираемых данных относятся:
· габаритные размеры автомобиля, колея, база, масса, координаты центра тяжести, радиусы поворота;
· показатели тяговой динамичности автомобиля (максимальные скорость и ускорение, время и путь разгона);
· коэффициенты продольного и поперечного сцепления шин с дорогой;
· коэффициент сопротивления качению;
· время реакции водителя;
· время срабатывания тормозного привода;
· время увеличения замедления при торможении;
· КПД трансмиссии;
· фактор или коэффициент обтекаемости.
В отличие от данных, установленных следствием и относящихся только к данному ДТП, выбираемые показатели характеризуют некоторое множество аналогичных явлении. Их значения являются осредненными и относятся к данному ДТП лишь косвенно как наиболее вероятные. Чем подробнее в исходных данных охарактеризованы обстоятельства, от которых зависит возможность правильного выбора данных, тем точнее расчеты и достовернее выводы эксперта. При построении первоначальной модели ДТП эксперт выявляет время и место происшествия, дорожную обстановку в зоне ДТП, направления движения транспортных средств и пешеходов и их примерное расположение на проезжей части в различные фазы происшествия. Намеченная модель уточняется путем расчетов, которые позволяют установить состоятельность исходных данных и ответить на поставленные вопросы.
При расчетах могут использоваться аналитические, графоаналитические и графические методы. Сопоставление результатов расчета с другими обстоятельствами дела подтверждает достоверность исходных данных (или доказывает их несостоятельность) и позволяет установить новые доказательства. Оценивая выводы, полученные на основании расчетов, эксперту иногда приходится изменять первоначальную модель ДТП, а иногда полностью от нее отказываться и разрабатывать новую модель, согласующуюся с результатами проведенных исследовании.
В ходе исследования ДТП эксперты используют уравнение движения (математические модели) транспортных средств. Практическая непригодность таких уравнении для экспертных целей очевидна.
Во-первых, исходные данные, которыми оперируют эксперты, имеют, как правило, весьма невысокую точность и введение их в самые сложные формулы не может привести к точным результатам. Во-вторых, в настоящее время не существует надежных способов решения столь громоздких систем, и применение различных алгоритмов может дать различные результаты.
Поэтому при экспертном исследовании ДТП целесообразно применять модели достаточно простые и удобные для практического использования и вместе с тем обеспечивающие нужную точность (во всяком случае не меньшую, чем точность исходных данных). Последнее обычно достигается путем введения в расчеты эмпирических поправочных коэффициентов и формул.
Разрабатывая информационную модель ДТП, эксперты-автотехники в качестве основы чаще всего используют фабулу происшествия, содержащуюся в описательной части постановления о назначении экспертизы. Однако в ходе исследования эксперт может прийти к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного в постановлении. Причиной расхождения могут быть неточность свидетельских показаний, ошибка, допущенная при осмотре места ДТП и при освидетельствовании транспортного средства, и т.д. Возможны случаи, когда следствие, несмотря на самое тщательное изучение всех доказательств, не в состоянии описать последовательность событий при ДТП и установить его механизм или считает равновероятными несколько различных версий.
Наконец, приходится учитывать возможность непроизвольных ошибок следователя, его недостаточную компетентность в специальных вопросах теории и экспертизы автомобиля, а также умышленное искажение материалов дела и разборку версии, отличающуюся от истины.
Если эксперт-автотехник приходит к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного следствием, то он излагает свою версию и дает объяснение возникшим расхождениям.
Письменное заключение судебного эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и вывода. В вводной части указывают наименование экспертизы, ее номер, наименование органа, назначившего экспертизу. Сообщают сведения об эксперте, даты поступления материалов на экспертизу и подписания заключения, перечисляют обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения. Приводят исходные данные, перечисляют используемые справочно-нормативные документы. В конце вводной части приводят вопросы, поставленные на разрешение. Кроме того, сообщают указанные в постановлении мотивы назначения дополнительной или повторной экспертизы.
Исследовательская часть заключения эксперта содержит описание процесса исследования и его результаты, а также научное объяснение установленных фактов. Каждому вопросу, разрешенному экспертом, соответствует определенный раздел исследовательской части. Приводят результаты следственных действий, имеющих значение для выводов эксперта. Заканчивается исследовательская часть экспертной оценкой полученных результатов.
Выводы эксперта излагают в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы приведены в вводной части. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу, либо указано на невозможность его решения. Если в процессе исследования экспертом установлены какие-нибудь обстоятельства, способствующие ДТП, по которым ему не были заданы вопросы, то выводы по этим обстоятельствам излагаются в конце.
По таким же правилам оформляют результаты экспертизы, проведенной в суде.
Заключение служебного эксперта составляют в произвольной форме. От акта судебной экспертизы заключение служебного эксперта отличается тем, что не содержит вопросов, поставленных на разрешение эксперта.
Судебными доказательствами считают любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы дознания, следователь и суд устанавливают наличие (или отсутствие) общественно опасного деяния, виноватость лица, совершившего это деяние, и другие обстоятельства, имеющие значение для правильности решения дела. К таким доказательствам относятся: показания свидетелей, обвиняемого, потерпевшего, заключение эксперта, вещественные доказательства, протоколы следствия и судебных действий.
Заключение эксперта является важнейшим средством доказывания в делах об автотранспортных преступлениях. Оно содержит доказательственную информацию. Ее получают путем проведенных на основе научных данных исследований, а также фактических обстоятельств, зафиксированных в уголовном деле. Исследуя поставленные доказательства, эксперт в соответствии с поставленными перед ним задачами устанавливает другие доказательства по делу, используя при этом специальные познания. Таким образом, доказательственная информация, устанавливаемая судебной экспертизой, является результатом обобщающего познавательного процесса и носит характер вывода.
На рисунке 1 показаны связи отдельных звеньев систем «следствие - экспертиза - суд» при расследовании ДТП, при этом расследование находится под контролем прокуратуры. Определенное место в этой деятельности может занимать судебная экспертиза.
Рисунок 2.1 - Взаимодействие звеньев систем «следствие-экспертиза -суд» в исследовании механизма ДТП
Современная судебно-автотехническая экспертиза относится к инженерно-транспортным экспертизам. Различают пять видов экспертиз:
1) различных видов ДТП;
2) следов на месте ДТП и повреждений на транспортных средствах;
3) технического состояния транспортных средств;
4) инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП;
5) дорожных условий и окружающей среды.
Совершенствование и развитие каждого вида, базирующегося на специальных методах исследования, расширяют возможности судебной экспертизы. Большим резервом в решении проблемы безопасности является повышение точности и объективности методов анализа ДТП, выявление причинно-следственных связей.
Рассмотрим практику суда.
9 июля 2011г. в 13 час. 45 мин. на участке шоссе Князе-Волконовское - с. Сергеевка, в 1 км от Сергеевки, обнаружен труп мужчины, а рядом с ним сломанный велосипед. Выехавшие на место члены следственно-оперативной группы (СОГ), произвели осмотр трупа и места его обнаружения. Наряду с осмотром производилось выявление свидетелей. Путем опроса местных жителей удалось выяснить, что в момент происшествия по данному участку шоссе проезжали на подводе Иван Скворцов и его малолетний внук Степка.
При осмотре места происшествия и трупа установлено, что на голове и руках убитого имеются значительные повреждения в виде переломов костей и ран с рваными краями. Никаких документов в одежде мужчины не оказалось. В 2,5 м от трупа находился велосипед. Руль и рама с левой стороны и переднее колесо велосипеда оказались поврежденными. На руле имелось наслоение зеленой краски в виде мазка размером 3,5 см. Около трупа на грунте обочины и на откосе кювета были обнаружены вдавленные двойные следы протектора колес автомобиля. На рисунке от правового заднего наружного протектора отразились индивидуальные особенности в виде выбоин и надрезов. По следам установлено, что ширина колеи передних колес 160 см, а задних 180 см, ширина протектора 14,6 см, окружность шины - 292 см. Изучение следов показало, что автомобиль двигался зигзагообразно, проезжая с одной стороны шоссе на другую.
Недалеко от трупа, обнаружены аналогичные следы транспортного средства, которым был сбит мужчина. Также по следам установлено, что автомашина заезжала в кювет, рядом с которым имелась куча щебня со следами, указывающими на то, что из нее набирали лопатой некоторое количество грунта. С обратной стороны кучи обнаружена пустая бутылка из под водки "ФЛАГМАН", несколько окурков от сигарет "Saint Georde" и остатки пищи. При обработке поверхности бутылки дактилоскопическим порошком обнаружено множество следов пальцев рук, в трех из которых четко просматриваются папиллярные линии. В нескольких метрах от предполагаемого "застолья" обнаружен объемный след обуви длиной 29 см
По данному делу должны быть произведены экспертизы (Приложение 2):
Экспертиза краски (КЭМВИ) с велосипеда;
Обоснование: на месте происшествия найден велосипед. На нем имеется след краски в месте повреждения велосипеда. Можно предположить, что он появился от столкновения с автомобилем
Судебно-медицинская экспертиза трупа;
Обоснование: на месте происшествия найден труп неизвестного мужчины. Предположительно он был сбит автомобилем
Трасологическая экспертиза следа обуви
обоснование: на месте происшествия найден след обуви. Его мог оставить преступник, свидетель.
Дактилоскопическая экспертиза
Обоснование: следы пальцев рук оставлены на поверхности бутылки. Возможно это был свидетель или преступник.
Экспертиза следов транспортного средства.
Обоснование: на месте происшествия обнаружен зигзагообразный след транспортного средства. Он вероятнее всего принадлежит автомобилю, который сбил велосипедиста
Экспертиза слюны (судебно-медицинская)
Обоснование: на месте происшествия оставлены окурки сигарет. На ней может быть слюна человека, который был свидетелем преступления или преступником
Экспертиза велосипеда.
Обоснование: на месте происшествия был найден велосипед, который получил сильные повреждения от столкновения.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Экспертиза механизмов ДТП является традиционным видом судебной экспертизы, в рамках которого эксперты решают наиболее распространенные задачи, связанные с определением параметров движения участников, технической возможности предотвращения ДТП, оценкой действий участников ДТП и соответствия этих действий требованиям нормативной документации, а также с выявлением причинно-следственных связей в механизме ДТП. Объективность и достоверность результатов анализа и выводов эксперта-автотехника зависят от качества исследования на трех основных этапах экспертизы: применения исходных параметров и коэффициентов, методического аппарата исследования, формулирование экспертного вывода.