Статья 39 фз 221. Закон о кадастре
Настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества - решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является имуществом общего пользования товарищества). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.
4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания "Российские автомобильные дороги".
4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. Границы земельных участков считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления об их согласовании с приложением согласованного проекта границ земельного участка.
5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.
6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:
1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;
3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.
7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.
9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:
1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;
5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.
10. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.
11. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:
1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;
2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;
3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).
12. При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в Едином государственном реестре недвижимости).
Судебная практика по статье 39 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ
Решение от 12 февраля 2019 г. по делу № А32-39751/2018
Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)
2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921; частей 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»; пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 29.12....
Решение № 2-130/2019 2-130/2019~М-44/2019 М-44/2019 от 30 января 2019 г. по делу № 2-130/2019
Яшкинский районный суд (Кемеровская область) - Гражданские и административные
Земельного участка на земли лесного фонда подтверждается заключением ФГБУ «Рослесинфорг» №11. Считает, что постановка на кадастровый учет спорного земельного участка была произведена в нарушение статей 39 , 45, ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства. Просит: 1. ...
Постановление от 29 января 2019 г. по делу № А55-5320/2018
Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО)
4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности. Частью 6 статьи 47 ...
Решение № 2-1296/2018 2-98/2019 2-98/2019(2-1296/2018;)~М-1229/2018 М-1229/2018 от 28 января 2019 г. по делу № 2-1296/2018
Кинель-Черкасский районный суд (Самарская область) - Гражданские и административные
Вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения объекта и площадь, если объектом является земельный участок. В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 года Закон назывался «О государственном кадастре недвижимости») местоположение границ земельных участков подлежит...
Государственный кадастр недвижимости — упорядоченность данных о недвижимом имуществе, которое учитывается государством. В кадастровую область государства также входит информация о прохождении Государственной границы РФ, границах населенных пунктов, муниципального образования и между субъектами РФ.
Общие положения
Федеральный закон № 221 «О кадастровой деятельности» регулирует отношения, которые возникают в ходе реестровой деятельности.
Кадастровая деятельность — проведение работ в отношении недвижимого имущества на основании федеральных требований. Основными этапами деятельности являются:
- Подготовка документов, связанных с недвижимым имуществом;
- Указание кадастровых услуг.
На основании 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» инженеры определяют координаты земельных территорий, зданий, сооружения или иных объектов недвижимости, а затем делают записи в соответствующих документах.
Федеральный закон о кадастре был принят Гос Думой РФ 4 июля 2007 года. Совет Федерации одобрил внедренный законодательный проект 11 июля того же года.
Закон состоит из пяти глав:
- Глава 1 — описываются общие положения настоящего Федерального закона;
- Глава 2 — перечисляются способы ведения государственного кадастра недвижимости;
- Глава 3 — описывается порядок кадастрового учета;
- Глава 4 — описывается деятельность кадастрового учреждения и принимающих участия в ней людей;
- Глава 5 — перечисляются заключительные положения настоящего Федерального закона.
Последние поправки
Последние изменения в закон №211 «О кадастровой деятельности» были внесены 3 июля 2016 года. Новая редакция законодательного проекта вступила в силу спустя год.
Читайте также: ФЗ 257об автомобильных дорогах последняя редакция
Изменения претерпели следующие статьи:
Ст 1
Часть 1 статьи 1 была изложена в новой редакции. В ней описываются области регулирования настоящего закона и отношения, используемые в отношении принятого и измененного законодательства.
Часть 4 статьи 1 изложена в новой редакции. Она описывает понятие кадастровой деятельность и области ее применения. Была изменена формулировка в виде «государственного кадастрового учета недвижимого имущества, установленных федеральным законом».
В части 4.1 говорится о предметах, выступающих при выполнении реестровых работ. Как правило, таковыми являются:
- Здания;
- Сооружения;
- Помещения;
- Объекты незавершенного строительства;
- Части земельной территории;
- Сооружения;
- Здания;
- Помещения;
- Иные объекты недвижимости.
Статья 2 была изложена в новом виде. Она описывает правовую основу регулирования кадастровых отношений. Правовой основой нормативного акта считается настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы и нормативные правовые акты, которые создаются вместе с ним.
Ст 26.1
Согласно внесенным изменениям в статью 26.1 Закона 221, при приостановлении работы, связанной с деятельностью по постановке на кадастровый учет земельных участков или объектов недвижимости может быть обжаловано в административном порядке собственником или его представителем. Доверенному лицу разрешается представлять интересы заявителя только при наличии нотариальной доверенности.
Заявление может быть подано и инженером реестровой деятельности, который подготовил межевой, технический план или акт обследования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обжаловать решение в судебном порядке можно только после подачи иска о возражении в апелляционную комиссию.
В части 2 говорится о том, что обжаловать решение о приостановлении кадастровой деятельности необходимо в течение 30 дней с момента получения решения обратиться с исковым заявлением об обжаловании. Теперь подобное заявление предоставляется не в комиссию по месту нахождения органа кадастрового учета, а в комиссию по месту нахождения органа регистрации прав.
В пункте 7 статьи 29 Закона №221 описывается процесс стажировки для физических лиц. Стажировку осуществляет саморегулирующая организация.
В части 15 статьи 29 говорится о принятии в отказе по осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации. Отказ может быть в случае, если основные причины, которые препятствуют проведению реестрового учета, устранены не были.
Пункт 6 части 15 этой статьи изложен в новой редакции. Здесь указываются ошибки, допущенные при осуществлении кадастрового учета. Таковыми могут быть неправильное местоположение границ земельных участков или местоположения зданий, помещений, сооружений, а также объектов незавершенного строительства.
Ст 29.1
В пункте 2 части 2 статьи 29.1 были осуществлены изменения. В нем предусматривается право на отказ от заключения договора подряда при выполнении кадастровых работ, если это неподходящий тип недвижимости для указания кадастрового учета.
В пункте 9 части 2 говорится о том, что хранить акты согласования по местоположению границ земельных территорий, которые были подготовлены при выполнении кадастровой деятельности, а также передавать их в орган регистрации стоит в сроки, установленные органом правового регулирования в области кадастровой деятельности.
Ст 29.2
В части 1 статьи 29.2 Федерального закона 221 говорится об ответственности кадастрового инженера, если он не соблюдает требования настоящего ФЗ или других нормативно-правовых актов, принятых в области кадастровых отношений. Например , в случае допущения ошибок при определении межевания территории, технического плана, записи которых регистрируются в Едином государственном реестре недвижимости, он понесет ответственность.
В статье 30 изменения коснулись пункта 1. Инженер вправе получать информацию об итогах профессиональной деятельности своих коллег. Для этого требуется соблюсти порядок, установленный органом нормативно-правового регулирования в области кадастровых отношений.
В пункте 13 описывается порядок предоставления в орган государственного надзора или в орган регистрации прав документов и личной информации в конкретное время (в течение пяти рабочих дней с момента поступления в саморегулируемую организацию).
В пункте 17 текущей статьи говорится об осуществлении экспертизы документов, которые были переданы в орган регистрации прав. По результатам экспертизы издается заключение, в соответствии с условиями статьи 26.1 настоящего ФЗ. Экспертиза осуществляется по запросу апелляционной комиссии или без взимания денежных средств.
Ст 30.3
В пункте 13 приводится процедура, согласно которой разрабатывается и утверждается положение о проведении экспертизы документов саморегулируемой кадастровой организации.
В пункте 5 статьи 33 говорится об обязанности по хранению документов, которые касаются согласования местоположения границ земельных территорий. Подобные обязанности возлагаются на работника (кадастрового инженера), который самостоятельно подготавливал документы по согласованию местоположения границ земельных территорий во время выполнения работ по кадастровому учету.
В пункте два описывается способ подготовки документов с целью их предоставления в орган регистрации прав. Порядок предоставления документов регулируется Федеральным законом под номером 218. Объем деятельности определяется клиентом, который заказал инженера для выполнения кадастровых работ. Заключаемый договор подряда содержит условие и обязанности кадастрового инженера, которые должны быть выполнены в определенный срок.
В п 4 говорится о стоимости выполнения кадастровых работ. Она определяется на основе договора подряда при выполнении кадастровых работ с использованием твердой сметы. Если смета подтверждается заказчиком и вместе с ним согласовывается, после чего подписывается, она приобретает юридическую силу.
Статья 37 была изменена. Основной целью кадастровых работ является межевой план, акт обследования или технический план.
В пункте 1 статьи 39 указывается, что местоположение границ земельной территории при осуществлении кадастровых работ должны быть согласованы с заказчиками и инженерами.
Согласование границ возможно на основании находящихся вблизи территорий, в том числе, если на территории расположены объекты искусственного происхождения или природные объекты.
Если границы согласовываются при участии заинтересованных лиц, им выдается разрешение на участие под роспись. Это разрешение направляется по электронной почте или через обычную почту по адресу. Лицо должно быть заинтересованно в этом. То есть это либо владелец подобной территории, либо в отношении которого были поставлены обременения.
Извещение о проведении собрания можно опубликовать только в том случае:
- Если заинтересованное лицо, которое должно принимать участие в собрании, не имеет электронного адреса или он был утерян;
- Земельная территория представляет собой участок, который состоит одновременно в нескольких категориях земли:
- Садоводство;
- Огородничество;
- Дачное некоммерческое объединение.
Такой вид земли дополнительно должен относиться к собственности более пяти лиц или является составной частью общего имущества.
Если в отношении конкретных земельных территорий выполняются кадастровые работы, подобные участки признаются лесными.
Если требуется провести согласование границ территории, инженер или заинтересованные лица обязаны предоставить в Государственный орган документы, удостоверяющие личность.
Скачать 221 закон о кадастре
221 ФЗ О Государственном кадастре недвижимости с изменениями гласит, что государственный надзор над инженерами кадастровой деятельности проводится органом исполнительной власти, который получил полномочия от Правительства Российской Федерации. В законе он именуется как орган государственного надзора. Скачать закон о кадастре 221 можно по .
Из названия этого Федерального закона нетрудно понять, что его основное назначение – регулирование отношений, которые прямо или косвенно связаны с государственным кадастром недвижимости и соответствующим учетом.
Понятие государственного кадастра постоянно терпит изменения, поэтому важно понимать, как оно описывается в последней редакции. В соответствии с изменениями, этим словосочетанием обозначают свод сведений в систематизированном виде о недвижимом имуществе, которое учтено по требованиям Российской Федерации. По последней редакции в общие положения, относящиеся к этому понятию, входят границы населенных пунктов и образований муниципального значения, а также территориальные зоны с особыми условиями.
В последней редакции закона государственном кадастре выделен еще и государственный учет недвижимости, как отдельное понятие.
Согласно изменениям, которые не устают принимать и вносить в федеральный закон 221 о государственном кадастре в настоящее время представители Правительства (особенно наглядно это проявляется в 2016 году), действием по учету считается внесение уполномоченным органом в кадастр сведений о недвижимости, земельном участке и т.д. Такими данными может быть в том числе и информация о том, что недвижимое имущество перестало существовать.
на 2018 год: краткое содержание
Кроме традиционных общих и заключительных положений в последней редакции этого закона со всеми его изменениями, есть еще четыре фундаментальных раздела. Одной из первых глав является раздел о том, как ведется сам государственный кадастр: принципы ведения документов, кадастровые номера, геодезические основы, порядок предоставления сведений и многое другое. Далее речь идет о порядке кадастрового учета, а также основаниях и сроках по его осуществлению. Кадастровая деятельность и комплексные кадастровые работы – два оставшихся важных раздела, которые описываются в этом законе. Ключевой информацией для многих людей являются правила, выделенные в законе, по которым проходит согласование границ в ранее учтенных земельных участках.
Изменения в ФЗ 221
Изменения от Государственной думы в последней ред вступали в силу и в декабре 2015 года, и в июле 2016 года. Самые существенные изменения в последней редакции коснулись порядка предоставления сведений. Например, ранее было сказано, что орган учета может бесплатно предоставить всю необходимую информацию целому ряду учреждений, в который входил и Федеральный фонд содействия развитию в жилищной сфере. В измененном законе уже на месте третьего пункта написано новое название – единый институт развития жилищного строительства.
Статья 39 ФЗ 221
В данной статье выделяется порядок согласования местоположения границ. Последняя редакция указывает, что выполнять эту процедуру необходимо лишь с заинтересованными лицами, которые обладают участками на определенных правах: бессрочного пользования, собственности, наследуемого владения и аренды. Уполномоченные лица от государства по закону (ФЗ 221) обязательно должны проверить положение заинтересованных лиц в отношении к земле и ознакомить всех их с существующим проектом межевания.
Пункт 5 статьи 27 ФЗ 221
ФЗ о государственном кадастре предполагает, в том числе, и отказ от кадастрового учета. В пятом пункте 27 статьи ФЗ 221 сказано, что решение об отказе органом может быть принято, если площадь участка больше площади, записанной в государственном кадастровом учете, на 10% или более того. Также ФЗ оставляет право отказа, если был нарушен порядок по согласованию границ, который четко прописан в 221 Федеральном законе.
Статья 45 221 ФЗ
Что такое кадастр? По своей сути данный термин включает широкий перечень деятельности, направленной для правового регулирования и предотвращения возможных конфликтов в сфере недвижимости. Закон о кадастре, принятый Госдумой в 2007 году, рассмотрел типичные проблемы, возникающие при выделении, переоформлении и учете земельных участков, зданий и жилых помещений. Сегодня это позволило существенно улучшить кадастровый учет по всей стране вне зависимости от региона.
Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости (редакция 2019 г.) состоит из 5 глав и 48 статей. Как и многие другие законодательные акты, текст закона о кадастровой деятельности начинается с общих положений. В первую главу входят три статьи, рассказывающие о предмете и основе деятельности госкадастра. Кроме этого, здесь обосновывается необходимость внешнего надзора над работой частных компаний, специализирующихся в подрядах на выполнение межевания.
В пунктах 4–5 главы 1 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» обозначается толкование основной терминологии, касающейся сферы кадастра. Также в упомянутой главе разъясняется, как должна проводиться подготовка и систематизация документов, относящихся к учету недвижимости.
В пунктах 6–7 главы 1 ФЗ регулируется сфера, исключающая ведение учета ГКН, к которой относятся:
- предприятия, представляющие собой целостные имущественные комплексы;
- подземные сооружения и горные выработки;
- морские и речные суда;
- воздушный транспорт;
- космические объекты.
Вопрос относительно того, подлежат ли кадастровому учету сборные дома, ставшие весьма популярными в последние годы, является довольно спорным, что часто приводит к судебному решению. С одной стороны, движимое имущество, к которому относятся разнообразные дома-прицепы и трейлеры, однозначно не подлежат учету. С другой стороны, если сборно-щитовой дом установлен на фундамент - это относит его к стационарным жилым помещениям. Таким образом, вагончик и/или бытовка, установленные на дачном участке с помощью крана, не могут считаться недвижимостью. Однако если хозяин позаботится о переоборудовании такого помещения под стационарное жилье, имеющее фундамент и другие атрибуты обычного жилого дома (подключение коммуникаций, отделка стен кирпичом или вагонкой), то его уже нельзя будет отнести к движимому имуществу.
Что изменилось в законодательстве
Какие изменения произошли в законе про кадастр? В 2019 году действующий закон о государственном земельном кадастре претерпел существенные изменения. В частности, из него был удален целый ряд статей (с 4-й по 28-ю). Из второй и третьей главы в настоящее время действует лишь статья 26.1, регламентирующая обжалование приостановки ведения учета ГКН. В ней описывается не только процедура, по которой может быть принято решение о приостановлении работ, связанных с подготовкой кадастровой документации, но и случаи, когда заинтересованное лицо имеет право обжаловать это постановление в административном порядке. При этом до вынесения решения суда кадастровый инженер имеет право продолжать межевые работы, несмотря на выдачу решения о приостановлении.
Стоит учесть, что процедура обжалования предусматривает обязательную подачу жалобы во внесудебном порядке на имя апелляционной комиссии, занимающейся разрешением споров, касающихся кадастровой деятельности во вверенном им городе или районе. Только после того, как комиссия отказала в обжаловании постановления о приостановке учета, землевладелец или представители геодезической фирмы, ответственной за межевание объекта, могут подать административный иск.
Оттягивать с подачей апелляции не нужно: в законе четко указано, что на подачу заявления для разрешения спора отводится не более одного месяца. При рассмотрении жалобы комиссия вправе инициировать проведение экспертизы на наличие ошибок при проведении кадастровых работ.
Изменения в законе коснулись и других глав. Начиная с 2019 года утратили силу статьи 34, 38, 41–44, 45.1 и 42.5.
Требования к вакансии
Существующий закон о госкадастре (статьи 9–33 главы 4 ГЗК) подробно разъясняет все аспекты работы кадастровых инженеров и организаций, имеющих полномочия для саморегулирования деятельности лиц этой профессии.
Сейчас почти все знают, что кадастровому инженеру для работы необходимо иметь государственную лицензию. Однако это далеко не все требования, которые предъявляются к будущим инженерам-геодезистам. В частности, гражданин, желающий выполнять межевание и другие кадастровые работы, должен иметь:
- гражданство России;
- диплом профильного вуза (по специальности, допускающей дальнейшую работу в сфере кадастра, либо не по специальности, однако иметь при этом сертификат, свидетельствующий о прохождении дополнительной профессиональной подготовки);
- двухлетний опыт работы помощником кадастрового инженера (включая стажировку);
- успешно пройденный экзамен за знание теории кадастровой деятельности;
- действующий ОСАГО;
- отсутствие судимостей или дисквалификации в ГКН.
Учитывая, что контроль над работой инженеров положен на местные саморегулирующие организации, законодательство имеет ограничение на введение с их стороны каких-либо дополнительных условий. Это делается для того, чтобы пресечь возможный конфликт интересов между членами организации-саморегулятора, которые сами являются кадастровыми инженерами, и теми, кто только собирается ими стать. Таким образом, закон не допускает наличия ограничений на допуск к работе, кроме вышеперечисленных в статье 29 ФЗ.
Права и обязанности кадастрового инженера
Вступление в саморегулирующую организацию отнюдь не означает, что инженер с этого момента может работать так, как ему заблагорассудится. В своей работе он обязан неукоснительно следовать требованиям, изложенным в статье 29.1-ФЗ «О земельном кадастре». Знание этих требований будет полезно не только геодезистам, но и собственникам недвижимости. Это позволит, прежде всего, не допустить ошибок при межевании. В частности, кадастровый инженер может отказаться от предложенной ему работы, если:
- объект не может считаться недвижимостью или не подлежит учету в ГКН в соответствии со статьями 6–7 действующего закона;
- заказчик не смог представить требуемые документы для осуществления межевания участка;
- заказчик не смог обеспечить инженеру свободный доступ на объект;
- представленные собственником недвижимости документы недостоверны.
В то же время инженер должен представить заказчику документы, подтверждающие его полномочия для осуществления межевых работ. Если землевладелец требует конфиденциальности информации, полученной в ходе работ, инженер обязан ее обеспечить, за исключением ситуаций, где имеет место противоречие нормам законодательства.
Саморегулируемые кадастровые организации
Действующий закон о земельном кадастре, принятый Госдумой Российской Федерации в 2007 году, в статье 30 вносит разъяснение относительно статуса и полномочий саморегулируемых организаций (СО), в компетенции которых контроль над деятельностью кадастровых инженеров. Стоит отметить, что саморегулируемая организация может быть создана далеко не в каждом российском городе - закон допускает ее регистрацию лишь при наличии более 700 участников. Это ограничивает количество саморегулирующих кадастровых организаций лишь федеральными субъектами.
Среди функций таких организаций следует выделить:
- составление правил работы и контроль за их соблюдением;
- определение суммы регулярных членских взносов;
- защиту интересов членов СО в правовых спорах;
- рассмотрение жалоб со стороны заказчиков и других лиц;
- принятие и исключение членов СО;
- проведение информационных тренингов, стажировок и курсов повышения квалификации для членов СО.
Кроме функций, саморегулируемые организации имеют некоторые права, которые позволяют им эффективно следить за тем, чтобы все участники СО вели свою деятельность на высоком профессиональном уровне. К ним относятся:
- осуществление официальных запросов относительно результатов работы того или иного инженера;
- проведение графологической и технической экспертизы документов при подозрениях в фальсификации или порче.
Все решения СО должны приниматься простым большинством голосов на общем собрании. Обязательное условие - присутствие при голосовании не менее 50% от общего числа участников организации.
Кто имеет право заниматься кадастром
Депутатами Государственной Думы установлено четкое требование для каждого кадастрового инженера: быть членом местной саморегулируемой организации, в чьи функции среди прочих входит осуществление контроля над работой в сфере кадастра земли и других объектов недвижимости. Тем не менее, способ организации своей работы инженер может выбирать самостоятельно.
Согласно статьям 32–33 ФЗ «О государственном кадастре» деятельность кадастрового инженера может осуществляться в качестве:
- частного предпринимателя;
- сотрудника специализированной частной фирмы.
Если выбран второй вариант, то геодезическая фирма должна:
- иметь в штате сотрудников как минимум двух квалифицированных инженеров, являющихся участниками профессиональной саморегулирующейся организации;
- хранить документацию с результатами работ;
- заключать с кадастровыми инженерами трудовой договор;
- не допускать к выполнению заказов инженеров, которые были исключены из состава СО или отказались пройти квалификационные курсы.
Хранимые документы в виде копий заключенных договоров и результатами межевых работ могут быть востребованы у фирмы правоохранительными и контролирующими организациями на основании судебного решения.
Договор на выполнение кадастровых работ
Чтобы межевание было выполнено точно и согласно действующему законодательству, между заказчиком и подрядчиком должен быть заключен договор, куда обязательно вписываются:
- условия выполнения заказа (время, место, объем и содержание работ);
- обязанности обеих сторон договора.
Стоимость на выполнение работ должна быть определена на основании проведенной сметы и утверждена обеими сторонами.
Достаточно часто заказчики обращаются в геодезические фирмы по телефону, требуя указать примерную стоимость нужных им работ. Однако подобный способ получения информации о цене выполнения выноса границ в натуре или межевания может быть неточным. Весьма вероятно, что впоследствии стоимость работ будет скорректирована исходя из особенностей местности и других нюансов, узнать о которых по телефону бывает довольно непросто.
Кроме того, в договоре желательно указать предельный срок выполнения работ. Особенно это важно, если оформление тех- или кадастрового паспорта вскоре понадобится для отчуждения объекта недвижимости. Соблюдение точных сроков в подготовке документации лучше всего упомянуть отдельным пунктом в договоре.
Согласование границ двух участков
Согласование общих границ двух или нескольких землевладений наиболее конфликтная работа, выполняемая при межевании. Отсутствие межевых знаков или самовольная их установка одним из владельцев не только препятствует нахождению взаимопонимания по этому вопросу среди соседей, но нередко приводит к судебным разбирательствам. Именно поэтому перед тем как согласовывать границы двух участков, необходимо учесть нормы закона.
Исходя из положений пункта 2 статьи 39 ФЗ, владелец соседнего участка не имеет права предъявлять претензии относительно местоположения правильно установленных межевых знаков. Кроме того, не допускается согласование расположения границы за денежную компенсацию, предоставленную владельцу одного из смежных участков.
Подписывать акт согласования границ, который является обязательным этапом при создании кадастровой документации, можно лишь с законным владельцем смежного участка или с его наследниками, еще не переоформившими право собственности, но получившими при этом нотариальное свидетельство. Кроме того, закон допускает согласование границ с арендатором при условии, что соглашение на землевладение заключено на срок, превышающий 5 лет.
Если же смежный участок находится в коллективной или долевой собственности (это касается также многоквартирных домов), подписывать акт имеет право официальный представитель, наделенный такими полномочиями на общем собрании владельцев земельных паев, помещений в доме или членов садоводческого товарищества.
По обоюдному желанию собственников смежных землевладений акт может быть согласован как с установлением межевых знаков на местности, так и без. В соответствии со статьей 40 ФЗ для исключения недоразумений или подлогов согласительный акт подписывается на оборотной стороне план-схемы расположения границ.
Закон имеет в себе четкие инструкции по поводу того, что нужно делать, если хозяин соседнего участка отказывается ставить свою подпись для согласования общей границы. В этом случае кадастровым инженером должна быть сделана соответствующая запись с указанием изложенных соседом аргументов, которые вынудили его отказаться от подписи. Спор по поводу границы впоследствии может быть урегулирован, основываясь на нормах Земельного кодекса РФ.
Комплексные кадастровые работы
Потребность в заказе кадастровых работ может коснуться не только какого-либо одного собственника дачи или иного частного землевладения, решившего привести в порядок документацию перед продажей или дарением дома. В некоторых случаях может понадобиться комплексное проведение межевания сразу нескольких десятков участков.
Иногда такая необходимость обусловлена введением в строй коттеджного городка или жилого комплекса, состоящего из нескольких зданий. Однако часто подобная работа кадастровых инженеров требуется для исправления ошибок в реестре, которые коснулись целого ряда участков. Кроме того, комплексное межевание нужно при объединении нескольких территорий под строительство единого объекта.
В действующем законодательстве кадастровая деятельность регламентирована статьей 42.1 ФЗ. Учитывая, что действия инженеров в такой ситуации требуют тщательной согласованности, подряд на выполнение комплексного межевания следует доверять одной фирме. Это защитит от путаницы во время полевых работ, позволит точно установить сроки окончательного окончания работ и оформления необходимой документации. Следует также принять во внимание, что повторные работы на территории обозначенного в договоре подряда кадастрового квартала не допустимы.
Отличия закон о земкадастре и ФЗ 221
Контроль над кадастровой деятельностью в ныне действующем законодательстве не ограничивается одним лишь законом № 221 «О государственном кадастре недвижимости». Кроме него существует закон № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Несмотря на очевидную схожесть названий, путать эти два законодательных акта не следует.
Если ФЗ № 221 представляет собой детализированную инструкцию по поводу того, кто и как должен проводить кадастровые работы, а так же как осуществляется контроль над такой деятельностью, то закон № 28 разъясняет понятие государственного кадастра, устанавливает цели его создания и принципы работы.
Особое место в законе уделено полномочиям государственных органов в сфере земельного кадастра. Учитывая, что в настоящее время основная часть земельных ресурсов является собственностью государства, а передача земли в долгосрочную аренду и под индивидуальное жилое строительство происходит в основном за счет муниципального и государственного фонда, полномочия федеральных и местных органов власти имеют большое влияние на процесс кадастрового учета. Для разъяснения роли государства в законе отводится глава 2.
Следующая, третья глава закона о земельном кадастре посвящена тому, какие именно сведения входят в единый реестр ГКН, а также основной терминологии, применяемой в кадастровом деле.
Глава 4 рассказывает о порядке ведения учета в ГКН, процедуре предоставления сведений, находящихся в государственном кадастре, заинтересованным лицам.
Статья 27. Отказ в осуществлении кадастрового учета
1. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
2. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
7) межевой план, технический план, акт обследования или карта-план территории заверены подписью лица, не являющегося кадастровым инженером в соответствии с требованиями части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона;
8) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
9) на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы.
3. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:
2) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
6) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;
7) в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;
8) площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов;
9) граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
4. При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
5. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
2) при уточнении местоположения указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, или случая признания местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка.
6. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
7. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
8. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.
9. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
10. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, направляет заявителю уведомление о принятии такого решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
11. В случае, если в заявлении указано о необходимости получения решения об отказе в осуществлении кадастрового учета в форме документа на бумажном носителе, орган кадастрового учета обязан выдать заверенную копию решения об отказе в осуществлении кадастрового учета соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить заверенную копию такого решения посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу.
13. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.